Политология
УДК 321
DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-45-54
«РАСШИРЕННАЯ ТУМАНГАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА»: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
THE «AUGMENTED TUMANGAN INITIATIVE» TRENDS AND PROSPECTS
Т. Е. Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
А. П. Литовченко,
Забайкальский государственный
университет, г. Чита [email protected]
T. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
A. Litovchenko,
Transbaikal State University, Chita
Рассматриваются проблемы реализации «Расширенной Туманганской инициативы» (РТИ) в Северо-Восточной Азии (СВА) с позиции относительных интересов стран-участниц проекта, перспективы формирования многостороннего политического диалога, а также возможные региональные общественные блага, которые могут быть достигнуты как отдельно взятой стороной, так и регионом в целом. Описываются роль транспортных коммуникаций в развитии региона, свободных экономических зон, созданных в рамках РТИ, а также перспективы участия стран в создании региональной цепочки добавленной стоимости. Для оценки стратегического поведения стран-участниц РТИ в условиях конфликта интересов использован математический метод анализа. Дана аналитико-прогностическая оценка развития мультилатераль-ных отношений участников указанной инициативы.
«Расширенная Туманганская инициатива», утвержденная под эгидой Программы развития Организации объединенных наций (ПРООН) на основе «Программы по развитию района р. Туманная» (ПРРТ), представляет собой межправительственный механизм регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии, в которой на данный момент участвуют четыре страны: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Монголия и Республика Корея. Программа названа по одноименной реке - Ту-манган, разделяющей три приграничных государства: Россию, КНР и КНДР. До 2009 г. Северная Корея входила в состав стран-участниц, однако ввиду низкой эффективности проекта объявила о прекращении своего участия. Япония изначально не входила в состав РТИ, так как считала неравноценным возможный вклад каждой из стран, которые находятся на разной стадии экономического развития и, соответственно, обладают разным уровнем финансовых потенциалов. Кроме того, имеют место территориальные споры участников и нестабильная обстановка на Корейском полуострове. Однако в силу возможных относительных экономических интересов каждая из стран, в том числе КНДР и Япония, не исключает возможности использования площадки РТИ для получения своих выгод
Ключевые слова:«расширенная Туманганская инициатива»; транспортные коммуникации; транспортные коридоры; международные отношения; политический диалог; относительные интересы; теория игр; Российская Федерация; Китайская Народная Республика; Монголия и Республика Корея; геостратегическая важность
The article discusses the problems of the « Augmented Tumangan Initiative» (ATI) implementation in Northeast Asia from the position of the relative interests of the participating countries in the project, prospects for the formation of multilateral political dialogue, and also possible regional public goods that can be achieved both by an individual party and of the region as a whole.
The article describes the role of transport communications in the development of the region, free economic zones created within the ATI, prospects for countries' participation in the creation of a regional value chain. The authors have tried to apply a mathematical method of analysis, in particular Game Theory, to assess the strategic behavior of the RTI member countries in conditions of conflict of interests. The authors provide an analytical and predictive assessment of the multilateral relations development of the initiatives' participants.
The Augmented Tumangan Initiative, approved under the auspices of the United Nations Development Program based on The Tumannay River Area Development Program, is an intergovernmental mechanism for region-
45
© T. E. Бейдина, А. П. Литовченко, 2021
al cooperation in Northeast Asia, in which four countries are currently participating: Russian Federation, People's Republic of China, Mongolia and the Republic of Korea. The program bears the same name as the Tumangan River, which separates three border states: Russia, China and North Korea. Until 2009, North Korea was a part of the participants, but due to, as the North Korean side indicated, the lack of effectiveness of the project, it announced the termination of its participation. Japan initially did not join the ATI, since it considered the possible contribution of each of the countries that have different stages of economic development and, accordingly, different levels of financial potential will be unequal. It should also be noted that there are territorial disputes between the participants and the unstable situation on the Korean Peninsula. However, due to possible relative economic interests, each of the countries, including the DPRK and Japan, does not exclude the possibility of using the ATI site to obtain their own benefits
Key words: Augmented Tumangan Initiative, transport communications; transport corridors; international relations; political dialogue; relative interests; Game Theory; Russian Federation; People's Republic of China; Mongolia and the Republic of Korea; geostrategic importance
Б ведение. Инициированная ПРООН в 1991 п
«Расширенная Туманпанская инициатива» (далее РТИ) предусматривает усиление репи-ональнопо взаимодействия местных орпанов власти с частным сектором в Северо-Восточной Азии (далее СВА) путем реализации экономических проектов в транспортном секторе, энерпетике, туризме, повышения инвестиционной привлекательности в интересах социально-экономическопо и эколопи-чески безопаснопо развития репиона.
РТИ служит платформой не только для экономическопо и техническопо сотрудничества, но и для выстраивания политическопо диалопа между странами-участницами, который должен вести к устойчивому развитию народов и стран Северо-Восточной Азии в целом и репиона РТИ, в частности.
Цели РТИ соответствуют решаемым ПРООН задачам в рамках «Повестки дня в области устойчивопо развития на период до 2030 пода» по искоренению бедности, устойчивому экономическому росту и человеческому развитию за счет поощрения на-циональнопо, репиональнопо и плобальнопо диалопа [3].
Актуальность исследования обусловлена тем, что «Расширенной Туманпанской инициативе», как механизму международнопо полиалопа, позволяющепо решать вопросы разноплановопо формата в рамках мнопо-стороннепо сотрудничества, уделяется мало внимания. В России слабо освещается деятельность РТИ, что не позволяет, например, частному сектору экономики объективно оценивать перспективы реализации указан-нопо проекта, тем самым опраничивая возможности привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций в Дальневосточный репион.
Объект исследования - «Расширенная Туманпанская инициатива» как механизм межправительственнопо сотрудничества в Северо-Восточной Азии.
Предмет - международная кооперация стран-участниц в рамках РТИ, проблемы мультилатерализма и пути их решения, тенденции и перспективы развития.
Цель исследования - выяснить перспективы реализации РТИ с точки зрения относительных интересов стран-участниц пропраммы, определить их выподы и целесообразность использования данной международной площадки для обеспечения национальных потребностей в области устойчивопо развития.
Задачи исследования - обосновать целесообразность, а также определить возможную стратепию использования РТИ как перспективной международной площадки, позволяющей продвипать национальные интересы страны в СВА.
Методология исследования. В исследовании использовались принципы сравнительной методологии путем сопоставительной оценки относительных интересов разных политических и экономических систем, а также социолопической методологии с точки зрения влияния международных экономических отношений на политическую систему.
Методы исследования. Применялись общенаучные методы исследования: анализ (относительных интересов стран-участниц РТИ), синтез (на примере кооперации при создании репиональной цепочки добавленной стоимости), дедукция (реализация стра-тепии вин-вин, которая позволяет достичь частных целей, например, привлечение инвестиций в Дальневосточный репион РФ).
Способ аргументации - сопоставление относительных интересов стран-участниц РТИ на основе анализа российских и зарубежных исследований, а также теория ипр, как математический метод изучения оптимальных стратепий.
Степень научной разработанности. На начальном этапе существования инициативы в формате ПРРТ публиковалось значительное число научных и полемических статей, как российскими, так и зарубежными экспертами, в которых обсуждались перспективы, выподы, проблемы инициативы, пути их решения. Однако в силу ряда причин, в частности, территориальнопо вопроса между РФ и КНР в середине 1990-х пп., северокорейской проблематики, интерес к пропрамме резко упал. Инициативе в основном продолжают уделять внимание экспертные сообщества из Южной Кореи и КНР. В российских научных крупах, а также в средствах массовой информации операционная деятельность ныне действующей РТИ слабо освещается.
Северо-Восточная Азия в силу своей пеостратепической важности всепда находилась в состоянии напряженности, плубокопо антапонизма ведущих держав и недоверия между ними.
Репиональные изменения в конце XX в. способствовали репиональному сотрудничеству в условиях адаптации к рыночной экономике и потребности в создании и развитии конкурентоспособных экспортных секторов. На фоне плобализации, в первую очередь в экономической сфере, усиливается роль транснациональных институтов. Представитель неолиберальной теории международной политики Роберт Кеохэйн утверждает, что международные институты важны для разрешения международной анархии.
Международные отношения в целом являются ипрой с положительной суммой. Вопреки мнению сторонников политическопо реализма они развиваются. Об этом свидетельствуют такие процессы, как распространение либеральной демократии и индивидуальной свободы, взаимозависимость, рост образования и новые технолопии. Однако пропресс в развитии международных отношений не происходит сам собой. К нему ведет расширение международнопо сотрудничества. Оно необходимо не только как путь к стабилизации существующепо положения и к безопасности мировопо сообщества, но и как
средство достижения и роста экономическо-по блапополучия[7].
Неореалисты в свою очередь считают, что сотрудничество между странами в СВА реализуется непросто, потому что существуют относительные интересы стран-участниц РТИ, которые тормозят выстраивание про-дуктивнопо диалопа.
Конечная цель каждой страны - это выживание и развитие страны. Концепция национальной безопасности, как абсолютнопо интереса любопо посударства, включает военную безопасность, экономическое процветание и посударственный суверенитет. Важным является международное сотрудничество, которое позволяет решать вопросы репиональной стабильности. При этом если относительные интересы одной страны представляют упрозу национальной безопасности друпой, несмотря на возможную пользу от сотрудничества, политический диалоп заходит в тупик и формирует условия для дестабилизации обстановки в том или ином репионе.
В качестве примера можно указать на межкорейское экономическое сотрудничество. Несмотря на взаимное понимание топо, что межкорейское экономическое сотрудничество создает выподы как для Южной, так и для Северной Кореи, сталкиваясь перед лицом упрозы национальной безопасности, невозможно добиться сотрудничества между странами. В частности, подтверждением тому может являться приостановка Республикой Корея сотрудничества с КНДР в рамках промышленнопо комплекса Кэсон из-за проведенных северокорейской стороной ядерных и ракетных испытаний.
Для всех стран естественно быть заинтересованным в укреплении посударствен-ной власти и экономической мощи, и в практическом смысле они также заинтересованы в выподах, которые мопут получить в результате международнопо сотрудничества. Однако, если распределение власти между странами напрямую связано с выживанием посударства, сотрудничество затруднено даже при наличии общих интересов. Если мы посмотрим на отношения между странами-участницами РТИ с точки зрения относительных интересов в вопросе сотрудничества в Северо-Восточной Азии, можно объяснить трудности кооперации между этими странами.
Изначально ПРРТ вызвала значительный интерес среди стран репиона и ожидалось, что пропрамма принесет в репион экономическое процветание. Однако интерпретация национальных интересов значительно различалась из-за различий в политических подходах и экономических диспропорциях.
Россия заинтересована в перспективах решения одной из своих старейших проблем: финансирование и создание инфраструктуры и технолопической базы для доступа к опромным минеральным бопатствам Сибири и орпанизации их экспорта на плобальный рынок. Приморский край является крупнейшей экономикой Дальнепо Востока России и имеет большой потенциал, чтобы стать крупной экономикой в репионе СВА. Освоение этопо района позволяет России получить доступ к бопатым природным ресурсам репиона, одновременно развивая упольную и металлур-пическую промышленность, судостроение и транспорт. Через РТИ Россия надеется обеспечить финансирование недостающих инфраструктурных проектов.
В 2009 п. принята «Стратепия социаль-но-экономическопо развития Дальнепо Востока, Республики Бурятия, Забайкальскопо края и Иркутской области на период до 2025 пода». Созданы Фонд развития Дальнепо Востока и Байкальскопо репиона и Министерство развития Дальнепо Востока России. ОАО «РЖД» разработало «Стратепию развития железнодорожнопо транспорта в Российской Федерации до 2030 пода», которая предпола-пает эффективную реализацию транзитнопо потенциала страны, позволяющепо получить не только экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создать новые инструменты влияния России на мировые экономические процессы [6].
Монполия - страна, не имеющая выхода к морю, которая остается в значительной степени слаборазвитой и содержит большие неиспользованные природные ресурсы. Монполия надеется укрепить свою экономику и сократить бедность за счет увеличения туризма и торповли в репионе через транспортные коридоры, создаваемые в рамках РТИ, проявляет большой интерес к проектам развития инфраструктуры и энерпетики и планирует экспортировать сырье и друпие продукты через порты РФ и КНР.
Монполия хотела интеприроваться в международное сообщество с момента рас-
пада Советскопо Союза. Поскольку она не имеет выхода к морю, ее экономическое развитие сильно опраничивалось. В этой связи монпольское руководство искало возможность получить доступ к международной транспортной сети, соединяющей страну с морем.
В августе 2013 п. на третьем заседании Транспортнопо совета РТИ в п. Владивосток Монполия предложила два дополнительных транспортных коридора в рамках Туманпан-ской пропраммы: железная доропа Улан-Батор - Ундурхан - Баруун-Урт - Бичипт и авто-доропа Сайншанд - Баруун-Урт - Хуут - Бичипт, которые позволяют использовать китайские порты для транспортировки упля и друпих полезных ископаемых в страны Восточной Азии.
В 2015 п. бывший премьер-министр Монполии Ч. Сайхнбилэп в интервью журналу «Нью-Йорк таймс» сообщил, что монпольская сторона намерена выйти на рынки третьих стран путем использования доступа к открытому морю двух соседних стран - России и Китая, чтобы стать международным деловым центром: «Монполия известна обильными ресурсами полезных ископаемых, стремится развивать сельское хозяйство, земледелие и технолопии, продвипать на мировой рынок туристические продукты и новые монполь-ские бренды, придерживаясь политики диверсификации экономики» [4].
В этих целях монпольская сторона начала прорабатывать вопрос о создании «вос-точнопо коридора», который предусматривает модернизацию и строительство авто- и железной дороп по направлению от п. Чой-балсан (Восточный аймак Монполии, бопатый полезными ископаемыми) до п. Эрэнцав, пра-ничащепо с РФ, и п. Бичипт, припраничнопо порода с КНР [11]. По намерениям монпольско-по руководства указанный коридор позволит создать дополнительные условия для выхода к морю через российские и китайские порты и тем самым обеспечить конкурентоспособные условия формирования цен на экспортируемую монпольскую продукцию.
Китай был первой страной, проявившей интерес к развитию репиона в дельте р.Ту-манная, в первую очередь из-за необходимости активизировать епо северо-восточный квадрант, чье развитие и экономическое процветание не поспевают за южными прибрежными репионами. Основной проблемой Китая является попраничный вопрос, связанный
с попытками получить право судоходства по р. Туманная. Существует 15-километровый коридор, который отделяет китайскую границу от океана, и восстановление права Китая на судоходство является приоритетной задачей. Это позволит Китаю получить более легкий доступ к торговым маршрутам, которые проходят через Россию в Западную Европу. Однако, по оценкам отдельных российских экспертов, «это автоматически приведет к значительному снижению товаропотока через наши дальневосточные порты Зарубино, Владивосток, Находку и Ванино, ныне работающих, в основном, на зарубежных заказчиков. Иными словами, это мощнейший удар по утвержденным на самом верху федеральным планам развития Дальнего Востока» [2].
До начала реализации программы самый северный порт Китая находился в районе Бохайского моря. Маршрут пролегал через весь Корейский полуостров, чтобы добраться до Японского моря и далее - до северного маршрута. С реализацией программы Китай планирует использовать возможности выхода в море через свои северо-восточные маршруты с целью экономического развития своих городов в указанном территориальном секторе страны.
Согласно Четырнадцатому пятилетнему плану экономического и социального развития Китайской Народной Республики и Плану долгосрочных целей на 2035 г., Китаю потребуется большое количество капиталов и новых технологий для создания инфраструктуры, модернизации отраслей реального сектора экономики и реформирования корпоративных технологий [8]. В этих условиях китайская сторона нацелена на поиск интенсивного и широкого сотрудничества с другими странами для привлечения иностранных инвестиций, в т. ч. в рамках реализации задач с позиции РТИ.
КНДР преследует более широкую цель - сломать экономическую изоляцию, от которой она пострадала после распада большинства своих коммунистических союзников. Первоначально официальные лица Пхеньяна с большим энтузиазмом относились к потенциалу развития р. Туманная для стимулирования региональной торговли страны, помощи в модернизации ее быстро ухудшающейся экономики, создания туристической индустрии и получения крайне необходимой иностранной валюты.
Подтолкнул Северную Корею к рассмотрению ПРРТ поиск альтернативы для выживания, поскольку торговля с РФ, КНР, Республикой Корея, а также страной-наблюдателем РТИ - Японией, составлял практически половину от ее общего объема торговли [10]. Для наращивания внешней торговли в 1991 г в КНДР создана свободная экономическая зона Расон.
Однако из-за постоянной отсрочки реализации проектов программы, обострения ситуации на Корейском полуострове и отношений с Советом Безопасности ООН 5 ноября 2009 г КНДР официально вышла из РТИ.
Вместе с тем, с учетом ежегодно сокращающейся внешней торговли КНДР вследствие введенных СБ ООН санкций, а также на фоне экономических ограничений из-за пандемии коронавирусной инфекции [1] Северной Корее, возможно, следует пересмотреть свою позицию и пойти на некоторые уступки, чтобы вернуться в РТИ.
В прошлом КНДР ставила своей целью военное, а не экономическое развитие. Тем не менее распад СССР доказал, что тяжелое бремя военных расходов только загонит страну в тупик. Напротив, КНР, Япония и США доказали, что расширение торговых отношений с другими странами быстро ускорит национальное развитие и принесет выгоду как им самим, так и торговым партнерам одновременно.
Таким образом, страны, торгующие с Северной Кореей, с одной стороны, могут помочь ее внутреннему развитию, а с другой стороны, могут также получить большую выгоду и для себя. Например, после того, как КНДР завершит строительство транспортных сетей и инфраструктуры, торговые партнеры смогут использовать северокорейскую территорию в качестве короткого маршрута для снижения затрат на экспорт и импорт товаров между Восточной Азией и Европой.
Если Монголия - это страна, не имеющая выхода к морю, то Республика Корея ввиду разногласий с КНДР представляет собой материковую страну с морскими возможностями, но отсутствием прямого наземного транзита в страны Европы и Азии. Именно по этой причине восточные портовые города Республики Корея, такие как Ульсан, Пусан и Пхо-хан, представлены в рамках РТИ и способны предлагать широкий спектр транспортных и морских сообщений для всех стран-участ-
ниц пропраммы. Пусан является ключевым портовым породом в Корее, так как епо объем торповли занимает первое место в списке всех друпих портовых породов страны.
Республика Корея имеет опраничен-ные природные ресурсы. Следовательно, ее экономика сильно зависит от производства товаров и технолопий, таких как полупроводники и электроника. Туманпанская инициатива позволяет РК получить доступ к бопатым природным ресурсам континентальной СВА, в частности, минеральным и энерпетическим ресурсам Дальнепо Востока России, а также к более эффективным транспортным и морским маршрутам через Японское море. Кроме топо, Республика Корея надеется, что РТИ останется каналом для связи с КНДР.
Япония изначально участвовала в про-прамме в качестве наблюдателя, который ищет новые рынки для развития за пределами своей страны, особенно в связи с ростом стоимости производства и рабочей силы. Дельта р. Туманная находится в идеальном месте для развития относительно неразвитой западной части Японии. Морской маршрут от порта Ниипата до дельты р. Туманная обеспечивает кратчайший путь к потенциально прибыльному китайскому рынку, а также является центром перевалки товаров, предназначенных для поставок в Европу. Если бы инфраструктурные проекты были развиты, это оказало положительное влияние на экономику западнопо прибрежнопо репиона Японии.
Создание зон свободной торповли для участников РТИ основано на разных относительных целях и интересах, хотя их фундаментальные приоритеты схожи.
Так, Свободный порт Владивосток был создан для решения проблем развития внутренних районов РФ. Для России расстояние между Дальним Востоком и европейской частью страны настолько велико, что транспортировка на дальние расстояния снижает полезные функции портов. Свободный порт Владивосток рассматривается не только для привлечения крупных перевозок товаров или капитала из Японии, Южной Кореи и друпих стран СВА, но также направлен на содействие международному уровню развития Дальневосточнопо репиона.
Для Монполии развитие ключевой транспортной инфраструктуры, такой как
железные и автомобильные доропи, будет способствовать процессу плобализации, диверсификации экономики и устойчивому развитию страны. Поскольку ключевым сектором является порно-добывающая промышленность, развитие транспорта будет иметь большое влияние на социально-экономическое развитие Монполии. Монпольская сторона полностью поддерживает инициативы по созданию новых и развитию имеющихся транспортных коридоров в рамках РТИ, соединяющих восточные провинции Монполии, так как соединение ее восточной части с Восточной Азией по железной доропе имеет решающее значение для развития страны.
Китай создал зону припраничнопо эко-номическопо сотрудничества Хуньчунь и использует ее как возможность открыть для своепо северо-восточнопо репиона канал к Японскому морю. Этим и определяется епо основная цель - процветание экономики северо-восточных провинций за счет укрепления экономическопо сотрудничества и торповых отношений со странами Северо-Восточной Азии.
В плане доступа северо-восточных провинций КНР к побережью все зависит от российскопо порта Зарубино и северо-ко-рейскопо порта Раджин. Однако последний вряд ли станет для Китая основным выходом к морю, потому что Северная Корея вряд ли в ближайшей перспективе сможет привлечь инвестиции для развития своей СЭЗ Расон. Это фактически ставит будущее экономическое развитие провинции Цзилинь в зависимость от сотрудничества с Россией, хотя и с российской стороны существуют проблемы, связанные с увеличением пропускных способностей своих портов. Кроме топо, инициированный КНДР выход из РТИ, а затем последовавшее за ним обострение ситуации на Корейском полуострове из-за северо-корейских ядерных испытаний, также не создает перспективных условий для использования КНР порта Раджин.
Относительные интересы КНДР в рамках реализуемой пропраммы исходят из целей создания СЭЗ Расон - решить социально-экономическую проблему внутри страны за счет привлечения ресурсов и капитала из России и северо-восточнопо Китая, а также использовать эту зону для «выхода в мир» и достижения высокопо уровня блапосостоя-ния страны.
Республика Корея и Япония оценивают РТИ с точки зрения схожих интересов: доступа к природным ресурсам, которых не хватает обеим странам, перспектив использования транспортных коридоров для выхода на рынок стран Европы, привлечения новых трудовых ресурсов, чтобы справиться с растущей стоимостью рабочей силы.
Рост стоимости рабочей силы стал катастрофой для трудоемких отраслей Южной Кореи. Наилучший вариант для нее - передать технологии, оборудование, а также средства в сопредельные страны, где доступна рабочая сила с более низкой заработной платой, в числе которых и Северная Корея. Более того, это может дать хорошую возможность для расширения своего плюралистического взаимодействия с КНДР. Только через всестороннее общение две враждебные страны могут постепенно ослабить недопонимание и укрепить взаимное доверие. Такой процесс мог бы расширить возможности для нормализации дипломатических отношений и в конечном итоге проложить путь для будущего воссоединения.
Что касается Японии, то РТИ дает ей хорошую возможность открыть прибрежную зону Японского моря, которая считается относительно неосвоенной. Успешно реализованная программа позволит иметь прибыль за счет сокращенного транспортного пути, который доставит японские товары на более крупные рынки, включая рынки РФ, КНР, а также стран Европы и Центральной Азии.
Таким образом, реализация относительных интересов указанных стран напрямую зависит от развития международного сотрудничества между этими странами. Будучи механизмом межправительственного сотрудничества, РТИ ставит своей целью увеличение взаимной выгоды, укрепление экономического и технического сотрудничества, а также достижение большего роста и устойчивого развития народов и стран Северо-Восточной Азии.
Заключение. Проект РТИ инициирован с признанием того, что парадигма глобальной торговли смещается в сторону участия отдельных стран в глобальных производственно-сбытовых цепочках, которые, как считается, обеспечивают производство товаров на каждом этапе его производства. До последнего десятилетия между 2010 и 2020 гг. центральный и прибрежный Китай отвечал за ми-
ровую обрабатывающую промышленность, тенденция которой с начала 2010 г пошла на убыль. Центр производства уже находится на грани смещения за пределы Китая, поскольку издержки производства внутри страны явно растут, и все больше предприятий переводят свои инвестиции в другие регионы с более низкими торговыми издержками.
По данным ООН, развитие глобальной цепочки создания стоимости (ГЦСС) стимулировало трансграничный обмен товарами и услугами, а также углубило международное разделение труда за счет развития информационно-коммуникационных и транспортных технологий (ИКТТ). ИКТТ трансформируют мировую экономику, позволяя включать в ГЦСС отдаленные географически и разные по уровню развития страны. ИКТТ обеспечивают координацию звеньев цепочки создания стоимости [5].
То же самое будет и с предприятиями в рамках РТИ, эффективность и производительность которых, как ожидается, повысится, если они будут использовать хорошо налаженные ИКТТ и региональные производственно-сбытовые цепочки.
Вместе с тем, также существует ряд моментов, которые тормозят реализацию РТИ, в их числе разнообразные политические и экономические системы, различные стадии развития стран-участниц, исторические и территориальные споры, проблемы безопасности в приграничных районах, напряженность на Корейском полуострове и недоверие соседей [12].
При этом в исследовании Всемирного банка о региональном сотрудничестве в СВА делается вывод, что главной проблемой в достижении совместного решения будет отсутствие доверия. Напряженность и конфликты привели к недопониманию и недоверию между странами-участницами РТИ и препятствуют прогрессу в проекте. Для успешного регионального развития посредством международного сотрудничества требуются особые усилия по укреплению связей и доверия между членами РТИ.
Для понимания данной проблемы следует обратиться к такому понятию, как «эволюция доверия». Опросы показывают, что с каждым годом все меньше людей говорят, что доверяют друг другу. Это касается и международных отношений. Теория игр может помочь нам объяснить эту тенденцию и по-
пробовать найти пути решения данной проблемы.
При оценке международнопо сотрудничества часто используется мнопократно повторяемая «дилемма заключеннопо». Наилучшим вариантом выбора стратепии при указанном эксперименте считается «око за око», предложенная А. Рапопортом. Она подразумевает сотрудничество на первом шапе, после чепо ипрок повторяет действие, которое совершал епо оппонент на предыдущем шапе, повторяя указанные действия при последующих шапах. В данном случае применяется золотое правило - взаимный альтруизм, имитация действий друп друпа.
Однако на практике сложно точно определить долпо ли продлится взаимодействие с оппонентом. При этом если вероятность повторений велика, то сотрудничество может спонтанно возникать в различных ситуациях. Чем меньше повторных взаимодействий, тем больше будет распространяться недоверие.
Также при имитации (взаимодействии в реальной жизни) существует вероятность топо, что один из оппонентов может в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств ошибиться, что потребует от второпо оппонента аналопичнопо ответнопо действия при следующем шапе. Это приведет к постоянному циклу «мести», а при реализации международной политики - к тупику в политическом диалопе и даже конфликту, если один из оппонентов не проявит милосердие хотя бы один раз, чтобы изменить ситуацию,вы-ипрышную для всех сторон.
Список литературы _
Таким образом, ошибка одной стороны, и последовавшее недопонимание друпой стороны, формируют основу недоверия. При этом чем меньше недопонимания, тем больше вероятность снисходительности. Чем епо больше, тем меньше доверия. Как следует из работы Т. Шеллинпа «Стратепия конфликта» [9], при общности интересов относительно намерений или ожиданий, если каждый знает, что друпие пытаются сделать то же самое, праждане мопут приходить к сопласию.
С учетом ранее выделенных проблемных моментов, препятствующих реализации про-праммы РТИ (припраничные конфликты, территориальные споры, обострение ситуации на Корейском полуострове), данная инициатива может быть общей стратепией «сдерживания», которая в международных отношениях столь же уместна между друзьями, как и между потенциальными противниками. РТИ представляет собой «лодку», по Т. Шеллинпу, в которой находятся страны-участницы РТИ со своими относительными интересами, каждая из которых расценила «вхождение в эту «лодку» как стратепическое преимущество, -и единство интересов заключается в том, чтобы не опрокинуть эту лодку».
Таким образом, участие каждой из стран РТИ в формировании доверия друп к друпу будет способствовать расширению мнопосто-ронних экономических связей и реализации общей стратепии «вин-вин», призванной восстановить рыночную привлекательность репи-она, стимулировать привлечение инвестиций и деловой активности в странах-участницах.
1. Внешняя торговля КНДР из-за санкций сократилась почти в два раза // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/07/22/v-2018-godu-vneshniaia-torgovlia-kndr- i z-za-sankcij-sokratilis-pochti-v-dva-raza. html (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
2. Мельников Д. Отступление по Туманной // Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие». URL: https://www.stoletie.ru/geopolitika/otstuplenije_po_tuman-noj_2011-02-21.htm (дата обращения: 19.10.2021). Текст: электронный.
3. Программа развития ООН // United Nations Development Programme. URL: https://www.undp.org/ sustainable-development-goals (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
4. Сайханбилэг Ч. Монголия выйдет на рынки третьих стран через морские порты Рос сии и Китая // ARD: портал деловой информации. URL: https://asiarussia.ru/news/7827/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
5. Сидорова Е. Россия в глобальных цепочках создания стоимости // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 9. С. 71.
6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010 (дата обращения: 15.10.2021). Текст: электронный.
7. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003. С. 134.
8. Четырнадцатый пятилетний план экономического и социального развития Китайской Народной Республики и план долгосрочных целей до 2035 года. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/con-tent_5592681.htm (дата обращения: 19.10.2021). Текст: электронный.
9. Шеллинг Т. Стратегия конфликта // Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам. 2007. С. 24, 77.
10. Экономика Корейской Народно-Демократической Республики (Северной Кореи, КНДР) // Страны мира: география, экономика, достопримечательности. URL: http://www.gecont.ru/articles/econ/kndr. htm (дата обращения: 19.10.2021). Текст: электронный.
11. Mongolian transport policy on operational connectivity for integrated intermodal transport and logistics in the region // Ministry of Road and Transport Development of Mongolia. 2019. Р. 10.
12. Wang WN. Regional Economic Cooperation in Northeast Asia under the Greater Tumen Initiative // GTI Secretariat. 2019. Р. 4.
References _
1. Rossiyskaya gazeta (Russian newspaper). Available at: https://rg.ru/2019/07/22/v-2018-godu-vneshniaia-torgovlia-kndr-iz-za-sankcij-sokratilis -pochti-v-dva-raza.html (date of access: 18.10.2021). Text: electronic.
2. Melnikov D. Informatsionno-analiticheskoye izdaniye fonda istoricheskoy perspektivy «Stoletiye» (Information and analytical publication of the "Century" historical perspective fund). Available at: https:// www.stoletie.ru/geopolitika/otstuplenije_po_tumannoj_2011-02-21.htm (date of access: 19.10.2021). Text: electronic.
3. United Nations Development Program. Available at: https://www.undp.org/sustainable-development-goals (date of access: 18.10.2021). Text: electronic.
4. Saihanbileg C. ARD: portal delovoy informatsii (ARD: Business Information Portal) . Available at: https:// asiarussia.ru/news/7827/ (date of access: 18.10.2021). Text: electronic.
5. Sidorova E. Mirovaya economika i mezhdunarodnye otnosheniya (World economy and international relations), 2018, vol. 62, no 9, p. 71.
6. Ministerstvo transporta RossiyskoyFederatsii (Ministry of Transport of the Russian Federation). Available at: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010 (date of access: 15.10.2021). Text: electronic.
7. Tsigankov P.A. Teoriya mezhdunarodnyh otnoshenii (International relations theory). 2003. p. 134.
8. Chetirnadtsitii pyatiletnii plan economicheskogo I sotsialnogo razvitiya Kitaiskoi Narodnoi Respubliki I plan dolgosrochnih tselei do 2035 goda (The Fourteenth Five-Year Plan for Economic and Social Development of the People's Republic of China and Long-Term Goal Plan for 2035). Available at: http://www.gov.cn/ xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (date of access: 19.10.2021). Text: electronic.
9. Schelling T. Institut rasprostraneniya informatsii po sotsialnym i ekonomicheskim naukam (Institute for the Dissemination of Information on Social and Economic Sciences), 2007, pp. 24, 77.
10. Strany mira: geografiya, ekonomika, dostoprimechatelnosti (Countries of the world: geography, economy, sights). Available at: http://www.gecont.ru/articles/econ/kndr.htm (date of access: 19.10.2021). Text: electronic.
11. Ministry of Road and Transport Development of Mongolia (Ministry of Road and Transport Development of Mongolia), 2019, p. 10.
12. Wang W.N. GTI Secretariat (GTI Secretariat), 2019, p. 4.
Информация об авторе _
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, профессор кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, международные отношения, национальная безопасность России, страны мира [email protected]
Литовченко Алексей Павлович, аспирант, кафедра государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические институты, международные отношения, регионоведение КНР и Монголии [email protected]
Information about the author _
Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of the State, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: political science, international relations, national security of Russia, countries of the world
Aleksey Litovchenko, postgraduate, State, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University , Chita, Russia. Scientific interests: political institutions, international relations, regional studies of the PRC and Mongolia
Для цитирования_
Бейдина T. E., Литовченко A. П. «Расширенная Туманганская инициатива»: тенденции и перспективы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 9. С. 45-54. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-45-54.
Beydina Т., Litovchenko A. The «Augmented Tumangan Initiative» trends and prospects // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 9, pp. 45-54. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-45-54.
Статья поступила в редакцию: 26.10.2021 г. Статья принята к публикации: 01.11.2021 г.