Суворов Александр Сергеевич
заместитель начальника управления учебно-методической работы -начальник отдела организации учебного процесса Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612582464)
Транспортное средство как предмет преступления, предусмотренного статьей 326 Уголовного кодекса Российской Федерации
В статье проанализированы различные точки зрения в отношении понятия транспортного средства как предмета преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ. Сформулировано авторское определение данного понятия.
Ключевые слова: предмет преступления, состав преступления, транспортное средство, подделка идентификационного номера.
A.S. Suvorov, Deputy Head of Department of Educational and Methodical Work - Head of Group of Organization of Educational Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; тел.: +78612582464.
The vehicle as a subject of crime under article 326 of the Criminal code of the Russian Federation
The article analyzes different points of view in relation to the notion of vehicle as a subject of crime under article 326 of the Criminal code of the Russian Federation. Formulated the author's definition of this notion.
Key words: subject of crime, corpus delicti, vehicle, fake of identification number.
Общепризнанным является отнесение к структуре объекта преступления таких составляющих, как предмет преступления и потерпевший от преступления. И если характеристика потерпевшего для состава подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства не имеет особого значения, то предмету данного преступления необходимо уделить пристальное внимание, т.к. он является одним из конструктивных признаков состава исследуемой нормы.
Практически все авторы к предмету подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства относят идентификационный номер, номер кузова, шасси, двигателя, государственный регистрационный знак транспортного средства, транспортное средство, а также кузов, шасси и двигатель [1, с. 409; 2, с. 739; 3, с. 715].
Наиболее широко предмет преступных действий, предусмотренных ст. 326 УК РФ, трактуется в работе А.А. Архипова. Автор данной работы считает, что им (предметом) «являются номерные регистрационно-учетные параметры (данные) транспортного средства, а именно: 1) регистрационно-учетные номера транспортного средства, которыми маркируются основные конструктивные технические узлы (агрега-
ты) транспортного средства либо обозначается транспортное средство в целом и которые выступают средством регистрации, учета и идентификации транспорта (идентификационный номер транспортного средства, номера кузова, шасси, двигателя, государственный регистрационный знак); 2) номерные агрегаты транспортного средства - кузов, шасси или двигатель с поддельным номером, а также в целом транспортное средство с поддельными идентификационным номером, номером кузова, шасси или двигателя либо государственным регистрационным знаком» [4, с. 8].
По всей видимости, подобные суждения вытекают из диспозиции ст. 326 УК РФ, в которой перечисляется, что может подвергаться подделке или уничтожению. В какой-то степени позиция авторов понятна и верна, однако полностью с ней согласиться нельзя. Прежде всего, несмотря на имеющиеся в науке уголовного права споры, большинство ученых сходятся во мнении по поводу того, что предмет преступления - вещи материального мира, воздействуя на которые субъект причиняет вред объекту преступления [5, с. 44]. Иными словами, предметом преступления могут быть только материальные ценности, в связи с которыми или по поводу которых совершается преступление [6, с. 96].
Может ли идентификационный номер либо номер кузова, шасси или двигателя считаться вещью материального мира? Думается, что нет, т.к. ни один из этих номеров не обладает признаками предмета материального мира как такового. Они не могут быть отделены от своих носителей, не имеют стоимостного выражения и не могут быть предметами оборота. Нельзя, например, приобрести или передать номер отдельно от двигателя транспортного средства. Данные номера являются лишь средством идентификационной маркировки транспортных средств и их основных составляющих частей.
Достаточно сложно будет утверждать, что номинал или номер купюры являются предметом фальшивомонетничества, ведь, незаконно воздействуя на номинал как часть купюры, преступник подделывает ее всю в целом, либо что номер, серия или фамилия являются предметом подделки документа, удостоверяющего личность. То же самое можно сказать и относительно подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Так, подделывая или уничтожая идентификационную маркировку, преступник через нее (опосредованно) подделывает или делает невозможным для идентификации тот предмет, ту вещь материального мира, на которой она нанесена. Таким образом, подделывая или уничтожая указанные номера, преступник воздействует на транспортное средство или его основные составные части, тем самым причиняя вред объекту анализируемого преступления.
При этом необходимо оговориться относительно государственного регистрационного знака механических транспортных средств, который по своим признакам полностью отвечает понятию предмета преступления и является таковым. Государственный же регистрационный знак водного (морского или речного), а также авиационного транспортных средств наносится на само транспортное средство и обладает всеми признаками идентификационной маркировки, следовательно, не может быть отнесен к предмету исследуемого преступления.
Итак, предметом деяния, предусмотренного ст. 326 УК РФ, с нашей точки зрения, являются:
транспортное средство;
основные части транспортного средства (кузов, шасси, двигатель);
государственный регистрационный знак механического транспортного средства.
В уголовном законодательстве относительно посягательств на транспортные средства используется широкий круг различных понятий. Так, термин «транспортное средство» используется в 7 статьях: неправомерное за-
владение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ); неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 2631 УК РФ); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ) и подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ). Кроме того, законодателем используются следующие сходные по смыслу с анализируемым термином значения: транспорт (ст. 211, 214 и 263 УК РФ); механическое транспортное средство (ст. 91, 258 и 264 УК РФ); транспортная машина (ст. 350 УК РФ); самоходное транспортное плавающее средство (ст. 256 УК РФ); судно (ст. 11, 211 и 270 УК РФ); военный корабль (ст. 352 УК РФ); автомобиль (ст. 166, 175 и 264 УК РФ); воздушное судно (ст. 258 УК РФ); летательный аппарат (ст. 351 УК РФ).
В связи с тем, что в изучаемой нами ст. 326 УК РФ законодателем использован термин «транспортное средство», рассмотрим его более подробно. Самое распространенное в научной и специальной литературе понятие транспортного средства - устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования [7; 8; 9].
Более того, в тексте самого уголовного закона, а именно в диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ (в действующей редакции), законодатель раскрывает понятие транспортного средства, говоря о том, что под ним может пониматься автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. В примечании к этой же статье указывается, что под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Именно эти положения и приводят к проблеме, с которой сталкиваются большинство правоприменителей при толковании уголовного закона относительно подделки или уничтожения идентификационного номера транспорт-
34
ного средства. Если исходить из буквального толкования закона, то сфера правовой охраны ст. 326 УК РФ должна очерчиваться только лишь средствами маркировки основных составляющих частей устройств, предназначенных для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на них оборудования. Более того, некоторые авторы даже предлагают подобное определение узаконить. Так, А.В. Лесных в своей диссертации предлагает дополнить ст. 326 УК РФ примечанием следующего содержания: «Транспортное средство -механическое устройство, предназначенное для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, трактор, самоходная и специальная дорожная машина, трамвай и троллейбус), максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/ч, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом 50 см3 и более или мощностью свыше 50 л.с.» [10, с. 22-23].
Вместе с тем, приведенное определение для целей ст. 326 УК РФ не совсем подходит, т.к. оно слишком узкое и не включает в себя иные виды транспорта: водный (морской и речной), воздушный и железнодорожный. И если довольно тяжело себе представить, что лицо в целях сбыта будет подделывать или уничтожать номер двигателя паровоза или электровоза, то подобные действия с подвесным лодочным мотором или двигателем от легкомоторного самолета уже вполне реалистичны. Так, например, в свободном доступе в сети Интернет находится база данных СНГ с номерами похищенных лодочных подвесных двигателей [11]. Любой желающий перед покупкой бывшего в употреблении или вызывающего подозрения двигателя может проверить его номер по данной базе или добавить в нее номер похищенного у него мотора.
Есть и еще один нюанс, часто упускаемый из виду при толковании уголовного закона в части определения понятия транспортного средства. В примечании к ст. 264 УК РФ отмечается, что его действие распространяется исключительно на настоящую статью, следовательно, данное в нем определение не может применяться по отношению к подделке или уничтожению идентификационного номера транспортного средства.
Ввиду того, что ст. 326 УК РФ является бланкетной, нами была предпринята попытка обратиться к иным, помимо уголовного закона, нормативным актам для уяснения понятия транспортного средства. Так, в Большой юридической энциклопедии говорится, что «транспортное средство в таможенном праве - любые
средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. В налоговом праве - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски» [12, с. 861].
Здесь же расшифровывается понятие транспортного средства в таможенном законодательстве. Под ним понимается «любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами» [12, с. 861].
Таким образом, можно сделать вывод, что в таможенном праве под транспортными средствами понимаются как воздушные и водные, так и сухопутные, в том числе и железнодорожные, машины. Подобное определение, с нашей точки зрения, более подходит для целей ст. 326 УК РФ.
Кроме того, обратим внимание еще на один момент. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в действующей редакции), понятием «транспортное средство» охватываются также и велосипед, и мопед. Не говоря уже о мопедах (скутерах и мокиках), даже рама современных велосипедов имеет свой индивидуальный заводской номер, который в обязательном порядке вносится в специальную графу паспорта данного транспортного средства. Нанесение подобного номера на раму велосипеда в какой-то степени помогает бороться с хищениями чужого имущества, однако никакой аналогии с автомобильным идентификационным номером в данном случае, к сожалению, нет. Расшифровать эти номера невозможно, т.к. каждый производитель придерживается своей системы, а общие правила отсутствуют. Поэтому говорить об отнесении велосипеда к транспортным средствам относительно ст. 326 УК РФ не представляется возможным.
35
Что касается мопедов (скутеров и мокиков), то здесь ситуация иная. Упомянутые выше Правила дорожного движения под мопедом понимают двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. Не вызывает сомнений, что основные части данных транспортных средств имеют установленные заводом-изготовителем серийные и идентификационные номера. Однако такие транспортные средства не подлежат государственной регистрации и учету, следовательно, им не могут присваиваться и выдаваться государственные регистрационные знаки транспортных средств.
То же самое касается и транспортных средств, оборудованных электродвигателем максимальной мощностью менее 4 кВт. Подобный вывод основан на требованиях п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001. В данном документе сказано, что на территории Российской Федерации устанавливается единый порядок регистрации
автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Однако необходимо оговориться, что применительно к диспозиции ст. 326 УК РФ нами предлагается признавать транспортными средствами любое водное, воздушное или наземное механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов и установленного на нем оборудования, подлежащее государственной регистрации и учету, а также единицу железнодорожного подвижного состава, трактора, самоходные машины и иную специальную технику. С подобным определением согласилось 73% опрошенных нами практикующих юристов.
Естественно, что применительно к рассматриваемой статье УК РФ, в силу прямого указания в законе, интерес будет представлять только транспортное средство с заведомо поддельным номером кузова, двигателя, шасси или регистрационным знаком.
1. Уголовное право: Особенная часть: в 2 т. / под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. М., 1999. Т. II.
2. Уголовное право: Особенная часть: учеб. / В.Т. Гайков [и др.]. Ростов н/Д, 2008.
3. Уголовное право России. Практический курс: учеб. / под общ. и науч. ред. А.В. Наумова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
4. Архипов А.А. Уголовная ответственность за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учет-ных параметров транспортных средств: автореф.... дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.
5. Загородников Н.И. Понятие объекта преступления в советском уголовном праве // Труды ВЮА. М, 1951. Вып. 23.
6. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980.
7. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 1 июля 2011 № 170-ФЗ // Рос. газ. 2011 г. 4 июля.
8. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 дек. 2005 г. № 196-ФЗ (с изм. от 18 июля 2011 г.). URL: www.consultant.ru
1. Criminal law: Special part: in 2 vol. / ed. by L.D. Gauhman and S.V. Maksimov. M., 1999. Vol. II.
2. Criminal law: Special part: textbook / V.T. Gaikov [etc.]. Rostov-on-Don, 2008.
3. Criminal law of Russia. Practical course: textbook / gen. and sci. ed. by A.V. Naumov. 4d ed., rev. and add. M., 2010.
4. Arkhipov A.A. Criminal liability for crimes related to falsification of the number of registration-accounting parameters of vehicles: auth. abstr. ... Master of Law. Tumen, 2011.
5. Zagorodnikov N.I. The concept of the object of the crime in the Soviet criminal law //Works of VUA. M., 1951. Iss. 23.
6. Korzhansky N.I. Object and subject of criminal law protection. M., 1980.
7. On the technical inspection of vehicles and on amending certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of July 1, 2011 № 170-FL // Rus. newsp. 2011. July 4.
8. On road traffic safety: fed. law of Dec. 10, 2005 № 196-FL (as amended of July 18, 2011). URL: www.consultant.ru
9. On judicial practice in cases on crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles and their misappropriation without
36
9. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 дек. 2008 г. № 25.
10. Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001.
11. URL: http://sail.com.ua/stolen.html
12. Большая юридическая энциклопедия (Сер. «Профессиональные справочники и энциклопедии»). М., 2010.
intention: resolution of Plenum of the Supreme court of the Russian Federation of Dec. 9, 2008 № 25.
10. Lesnyh A.V. Investigation of forgery or destruction of the vehicle identification number: diss.... Master of Law. Krasnodar, 2001.
11. URL: http://sail.com.ua/stolen.html
12. A great legal encyclopedia (Ser. «Professional reference books and encyclopedias»). M., 2010.
37