Научные сообщения
УДК 343.4
шЖерновой М.В., Сухаренко А.Н. Zhernovoy M.V., Sukharenko A.N.
Транснациональные аспекты незаконного оборота российских культурных ценностей
Transnational illicit trade in Russian art
В настоящей статье проанализированы состояние и причины преступности, связанной с оборотом культурных ценностей, а также предложены меры по борьбе с ней.
Ключевые слова: культурные ценности, преступность, контрабанда, незаконный оборот
♦
The status and causes of crime associated with trafficking in cultural property, as well as proposed measures to combat it are analyzed in the present paper.
Key words: arts, crime, smuggling, illicit trade
Анализ материалов МОУП-Интерпол и УНП ООН свидетельствует о том, что незаконный оборот культурных ценностей остаётся одним из самых прибыльных видов деятельности транснациональных преступных организаций. В настоящее время ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 4-6 млрд. долл. [11]. По состоянию на 2007 г., в базе данных Генерального секретариата Интерпола насчитывалось 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 стран мира (в 2001 г. - 19 тыс.) [2, с. 18].
Однако в действительности объём похищенного гораздо выше. Об этом наглядно свидетельствуют данные лондонской компании «Art Loss Register» (ALR), основанной в 1991 г. в целях документирования похищенных культурных ценностей всех видов. По состоянию на 2009 г., в банке данных ALR содержалась информация о 203,7 тыс. предметов (2004 г. — 139 тыс.). В структуре похищенного более 54% составляли произведения живописи и часы. Основная часть похищенных ценностей приходилась на пять стран: Великобританию, США, Францию, Германию и Италию [12].
В своей резолюции 2008/23 «Защита от незаконного оборота культурных ценностей» Экономический и Социальный Совет ООН настоятельно призвал государства-члены защищать культурные ценности и предотвращать их незаконный оборот, путём принятия соответствующего законодательства, включая, процедуры конфискации, возвращения или реституции культурных ценностей, поощрение образования, проведение информационно-пропагандистских кампаний, составление карт и
ЖЕРНОВОЙ Михаил Васильевич, к.ю.н., начальник филиала ФГУ ВНИИ МВД России по Приморскому краю (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
СУХАРЕНКО Александр Николаевич, директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности» (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
инвентаризацию культурных ценностей, принятие адекватных охранных мер, укрепление потенциала и кадрового состава контролирующих учреждений, а также принимать эффективные меры по предупреждению передачи незаконно приобретённых или незаконно полученных культурных ценностей, особенно через аукционы, в том числе через Интернет, и обеспечивать возвращение или реституцию таких ценностей их законным собственникам [1].
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны, а главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры названы противоправные посягательства на объекты культуры.
Несмотря на заметное снижение числа регистрируемых преступных посягательств на культурные ценности (с 4,7 тыс. в 1993 г. до 1,1 тыс. в 2009 г.)1 [8], они наносят невосполнимый ущерб культурному достоянию России, поскольку стоимость предметов не всегда отражает их истинную ценность2. Утрата культурных ценностей приводит к духовному обнищанию народа, к девальвации их в общественном сознании, к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности и национальной сплочённости.
По мнению криминологов, именно снижение духовно-нравственного потенциала общества является одним из основных факторов, способствующих росту преступности и коррупции. Правомерность такого суждения можно проиллюстрировать следующими данными. По состоянию на 2011 г., правоохранительные органы РФ разыскивали около 60 тыс. предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Большую часть похищенного составляли иконы, монеты, картины, ордена и медали [4]. Перечисленные предметы представляют собой не только бесценные культурные сокровища, но и являются сильнейшим стимулом для активизации творческой деятельности и развития индивидуального мировоззрения. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание средствами культурных ценностей формирует личные взгляды, убеждения и внутреннее стремление к самосовершенствованию.
Основными видами преступных посягательств на культурные ценности, находящиеся на государственном хранении, являются:
♦ кражи, совершаемые из экспозиций и с выставок путём прямого доступа;
♦ кражи, совершаемые путём проникновения в хранилища, в том числе с использованием специального снаряжения и технических средств;
♦ хищения из фондов, совершаемые сотрудниками государственных хранилищ либо преступными группами с их участием3.
Хищению культурных ценностей в значительной мере способствуют следующие факторы: низкая зарплата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров и ослабление исполнительской дисциплины,
1 При этом ежегодно раскрывается более 40% преступлений данного вида.
2 Однако сумма материального ущерба от них составила 72 млн. рублей. Применительно к данной группе преступлений можно говорить о высокой степени естественной латентности, т.е. они остаются за пределами уголовной статистики в связи с тем, что не обнаруживается правоохранительными органами ввиду особенностей механизма их совершения.
3 Комплексная проверка сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев РФ, проводилась в течение последних трёх лет после крупной кражи экспонатов из Эрмитажа. С 2007 г. был проверен 1881 музей (97% от общего числа) с общим фондом хранения 73 млн. предметов. В результате была выявлена пропажа 242 тыс. предметов, из них 24,5 тыс. находились в розыске, а 219 тыс. — отсутствовали по неустановленным и недокументированным причинам.
неудовлетворительное состояние их учёта и хранения, ненадлежащая физическая и техническая охрана учреждений культуры1 и культовых зданий, а также несовершенство действующего законодательства, в частности, отмена лицензирования антикварной деятельности. По оценкам Роскультуры, ежегодный оборот теневого антикварного рынка России составляет около 300 млн. долл. В то же время, по мнению президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров В. Бычкова, незаконный оборот составляет 80-100 млн. долл. (около 10%) [5].
Как показывает практика, большая часть культурных ценностей похищается с целью последующего вывоза за рубеж. Транснациональный характер хищений предметов историко-культурного наследия народов России обусловлен повышенным спросом на них и несоизмеримо низкими, в сравнении с мировыми, внутренними ценами. По состоянию на 2011 г., по линии Интерпола разыскивалось более 900 культурно-исторических ценностей, похищенных в России. За последний 21 год с помощью НЦБ Интерпола в Россию было возвращено более 250 произведений искусства и антиквариата. Среди них картины известных живописцев, иконы, древние рукописи [3].
Посягательствами на культурные ценности в основном занимаются организованные преступные группы (ОПГ) с обширными межрегиональными и международными связями2. Многие из них организованы эмигрантами из бывшего СССР, проживающими за рубежом, но имеющими сообщников в России, которые осуществляют поиск, хищение (скупку) и вывоз ценностей. Для реализации вывозимых ценностей за рубежом ими создана целая сеть специализированных антикварных магазинов. По данным ГУБК ФТС России, за рубежом действует около 70 ОПГ, занимающихся контрабандой культурных ценностей и их последующей перепродажей [10, с. 180].
Наиболее распространёнными способами незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж являются: недостоверное декларирование, сокрытие, перемещение с использованием поддельных документов или средств идентификации. Основными направлениями вывоза ценностей являются: Центральная и Западная Европа, Скандинавия и АТР [7].
О масштабах контрабанды свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым за последнее десятилетие был предотвращён вывоз около 100 тыс. культурных ценностей. Среди них произведения изобразительного искусства, предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики [6].
В целях осуществления согласованных мер для предупреждения и пресечения случаев хищения культурных ценностей было заключено Соглашение «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата» (2007 г.). Данное Соглашение закрепляет соответствующий понятийный аппарат, определяет направления и формы межгосударственного сотрудничества, основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия.
За минувшие годы в рамках СНГ накоплена нормативно-правовая база сотрудничества в сфере сохранения культурных ценностей, при
1 По состоянию на 2009 г., в РФ насчитывалось 9,1% неохраняемых музеев, в основном муниципальных.
2 В 2008 г. МВД России пресекло деятельность ОПГ, которая вывезла за рубеж 50 контейнеров с культурными ценностями. По делу проходят гражданин США и две россиянки, одна из них — эксперт Минкультуры РФ, которая выдавала подложные разрешения на вывоз ценностей.
разработке которой использовались универсальные и региональные документы. К ним можно отнести:
♦ Соглашение от 14 февраля 1992 г. «О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения». К наиболее важным положениям Соглашения можно отнести достигнутую договорённость об учреждении Межправительственной комиссии для создания механизма и практической работы по возвращению культурных и исторических ценностей, определения категорий культурных и исторических ценностей, подлежащих возврату, предоставления доступа экспертам национальных комиссий для ознакомления с фондами государственных музеев и архивов;
♦ Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей». Данное Соглашение закрепляет механизмы обмена образцами бланков разрешительных документов и оттисков печатей культурных ценностей, находящихся в легальном обороте, другой интересующей информацией, а также возврата незаконно перемещаемых культурных ценностей;
♦ Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утверждённое решением Совета Глав Правительств СНГ от 9 октября 1997 г. В приложении к Положению дан примерный перечень категорий культурных ценностей;
♦ Соглашение «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 28 сентября 2001 г., конкретизирующее вышеперечисленные документы.
В декабре 2011 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 2261, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами ТС культурных ценностей. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей. Совершение указанного преступления в составе организованной группы называется гораздо строже: от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.
Осознавая серьёзность рассматриваемой проблемы, МВД России активно сотрудничает с Интерполом, Европолом, Всемирной таможенной организацией (ВТО), Международным советом музеев (ИКОМ), а также с иностранными правоохранительными службами.
Тесное взаимодействие с другими заинтересованными ведомствами (МИД, Минкультуры, ФСБ и ФТС России) позволяет выявлять каналы незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж, осуществлять их розыск, идентификацию и возвращение владельцам. Действенность такого взаимодействия можно проиллюстрировать данными Росохран-культуры, согласно которым только за 2004-2007 гг. в Россию было возвращено 1079 произведений искусства и архивных документов на общую сумму в 400 млн. рублей [9].
Несмотря на указанные позитивные тенденции, остаётся нерешённым целый ряд организационно-правовых проблем, затрудняющих деятельность государственных органов в данной сфере. Учитывая важность проблемы сохранения историко-культурного наследия народов России, представляется необходимым:
♦ ускорить ратификацию Конвенции ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1995 г.);
♦ усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения в сфере охраны культурного наследия, устранив существующие пробелы;
♦ принять необходимые меры по финансовому, нормативно-правовому, организационному и кадровому обеспечению хранения и ис-
пользования культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда РФ;
♦ упорядочить торговлю предметами антиквариата;
♦ активизировать сбор и систематизацию информации о пропавших, утраченных или похищенных культурных ценностях, мониторинг рынка предметов старины и искусства (антиквариата), оповещение госорганов и общественности в России и за её пределами о фактах утраты и хищения культурных ценностей, а также работу по их возвращению собственникам;
♦ обеспечить финансирование эксплуатации Электронной регистрационно-поисковой автоматизированной системы (ЭРПАС) для эффективного поиска и возвращения культурных ценностей, предусмотренной Приказом Минкультуры России от 3 декабря 2004 г. № 108 «О мерах по предотвращению незаконных вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности»;
♦ обеспечить повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников соответствующих подразделений правоохранительных органов;
♦ расширять и укреплять международно-правовое сотрудничество в данной сфере.
♦
Литература
1. Доклад Генерального секретаря ООН «Защита от незаконного оборота культурных ценностей». Вена, 17-21 мая 2010 г.
2. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2008. № 2.
3. Интервью начальника НЦБ Интерпола при МВД России А. Прокопчука. // ИТАР-ТАСС. 2012. 14 февраля.
4. Интервью статс-секретаря МВД России С. Булавина. // РИА «Новости». 2011. 29 декабря.
5. Материалы «круглого стола» на тему: «Российский антикварный рынок: культура, экономика и право». М., 2007.
6. Пресс-релиз ФТС России «Российской таможне — 15 лет». 2006. 24 октября.
7. Русанов Г. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. М., 2010.
8. Статистика ГИАЦ МВД России за 2009 г.
9. Статистика Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. // URL: http://www. rsoc.ru/news/rsoc/news535.htm?print=1 [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]
10. Фомичев С. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2005.
11. Skene C. Art theft ranked as fourth-largest criminal enterprise // Montreal Gazette. 2007. 1 September.
12. The Art Loss Register. // URL: http://www.artloss.com. [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]