ТУРИЗМ
= <$>
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ: ВОЗМОЖНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
С. В. Степанова
1
1 Институт экономики Карельского научного центра РАН, 185030, Россия, Республика Карелия, Петрозаводск, просп. А. Невского, 50.
Поступила в редакцию 10.04.2017 г. аог 10.5922/2074-9848-2017-4-7 © Степанова С. В., 2017
Отмечается, что проектирование и развитие трансграничных туристских маршрутов становится перспективным направлением развития сотрудничества приграничных регионов России и сопредельных государств. Изложен подход к рассмотрению данных маршрутов в качестве инструмента сохранения, воспроизводства и популяризации природного и культурно-исторического потенциала приграничных регионов, активизации предпринимательской деятельности.
Рассмотрены теоретические и практические аспекты проектирования и развития трансграничных туристских маршрутов на территории приграничных регионов Северо-Запада России; обобщен международный опыт. Представлена успешная практика создания и функционирования данных маршрутов при реализации Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства. Особое внимание уделено маршрутам на территории Республики Карелия (Голубая дорога, Белая дорога, Дорога горных промыслов).
Цель работы — обоснование значимости развития трансграничных туристских маршрутов на территории приграничных регионов Северо-Запада России. В рамках исследования анализировались теоретические и практические разработки по теме.
Проектирование и развитие трансграничных туристских маршрутов рассматривается в качестве одного из шагов на пути к формированию трансграничного туристского пространства. Предложены рекомендации по созданию благоприятных условий для активизации развития трансграничных туристских маршрутов и трансграничного туризма в целом.
Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 4. С. 129—151.
Ключевые слова: трансграничный туристский маршрут, приграничные регионы, Северо-Запад России, Программа приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства, международный проект, Республика Карелия
Развитие трансграничного и приграничного взаимодействия в сфере туристско-рекреационной деятельности представляется одним из значимых направлений международного сотрудничества Российской Федерации. В последние годы наблюдается интенсификация процессов сближения и интеграции приграничных регионов Северо-Запада России и сопредельных государств. Проектирование и развитие трансграничных туристских маршрутов — одно из направлений диверсификации туристского продукта, этап на пути к формированию трансграничных туристских территорий. Развитие таких маршрутов способствует активизации социально-экономической деятельности в условиях разреженного пространства приграничных периферийных регионов, являясь одним из инструментов сохранения, воспроизводства и популяризации природного и культурно-исторического потенциала территорий.
Трансграничные туристские маршруты: теоретические аспекты
Приграничные регионы сопредельных государств, предоставляющие на национальные и международные рынки туристских услуг тур-продукты, во многом конкурируют друг с другом. Часто сопоставимость предлагаемых туристских продуктов детерминирована схожестью природных условий, связанностью исторических и культурных событий. Организация трансграничных туристских маршрутов, совместное использование объектов природного и культурного наследия приграничных регионов сопредельных государств представляется одним из механизмов повышения привлекательности, усиления конкурентных преимуществ территорий по обе стороны границы (в сравнении с другими сходными, но не участвующими в кооперации), способствуя более полному раскрытию их туристско-рекреационного потенциала.
В реалиях высокой информированности и самостоятельности организации отдыха современных туристов [36] все большее значение приобретает развитие туристских маршрутов, в том числе трансграничных, позволяющих формировать направленность туристских потоков, усиливая экономическую активность на территории приграничных регионов сопредельных государств вдоль маршрута.
Развитие трансграничных туристских проектов способствует их встраиванию в цепочки добавленной стоимости (основной принцип современной логистики), росту иностранных инвестиций в туристскую инфраструктуру, активизирует процессы диффузии инноваций, стимулирует увеличение туристских потоков [12], тем самым усиливая социально-экономические эффекты на территории приграничных регионов.
Проектирование и развитие трансграничных туристских маршрутов представляется инновационным инструментом технологии выявления потенциала территории и его вовлечения в экономическую сферу деятельности [3; 6; 22; 23; 42].
Обобщая имеющийся российский и зарубежный опыт, под трансграничным туристским маршрутом будем понимать разработанный туристскими компаниями или иными организациями маршрут (с описанием объектов показа природного и антропогенного генезиса), соединяющий территории сопредельных государств (как правило, тематического содержания) и возможный для самостоятельного посещения и/или в составе туристских групп.
В отличие от разрабатываемых туристских маршрутов в приграничных регионах, замкнутых в пределах субъекта, проектирование и развитие трансграничных туристских маршрутов возможно лишь в условиях добрососедских отношений сопредельных государств, выраженного сторонами интереса к сотрудничеству, а также заинтересованности в формировании трансграничного туристского пространства. Особое значение приобретают исторические связи между государствами, опыт сотрудничества в исторической ретроспективе [37]. Кроме того, трансграничные туристские маршруты способствуют усилению взаимопонимания между соседствующими народами, сохранению, воспроизводству и популяризации активов территории, включая природное и культурное наследие, человеческий капитал [6]. При этом одновременно с возможными положительными эффектами для социально-экономического развития территории могут проявиться новые противоречия, связанные в первую очередь с обострением конкуренции на туристском рынке [12].
Возможность использовать имеющийся потенциал приграничья, вовлечь его в экономическую сферу деятельности посредством организации трансграничных туристских маршрутов определяется рядом географических, геополитических, экономических и институциональных факторов. Прежде всего, необходимо обозначить наличие и возможность посещения уникальных объектов туристского показа как природного, так и антропогенного происхождения по разные стороны границы, а также возможность их соединения в единый маршрут. Обустройство, реконструкция существующих и создание новых объектов показа по пути следования трансграничного туристского маршрута представляется важным инструментом вовлечения потенциала территорий в экономическую сферу деятельности приграничных регионов.
Первостепенную роль в развитии трансграничных туристских маршрутов приобретает качество и совершенствование транспортной инфраструктуры (водной и наземной, включая обустройство придорожной инфраструктуры), обеспечивающей доступ к объектам туристского показа. Отличительная особенность таких маршрутов — их трансграничный характер, подразумевающий пересечение государственных границ. В этой связи определяющее значение имеют развитие погранично-таможенной инфраструктуры, включая строительство новых и обустройство уже существующих пограничных пунктов пропуска, а также возможность и легкость процедуры пересечения туристами государственной границы.
При проектировании трансграничных туристских маршрутов исследователи подчеркивают значимость не только существующих инфраструктурных возможностей территории, но и перспективных проектов ее развития [12; 22], особенно международных.
Международный опыт развития трансграничных туристских маршрутов
К настоящему времени в мировом сообществе накоплен значительный опыт проектирования, развития и совершенствования трансграничных туристских маршрутов различной тематической направленности и транспортных возможностей (пешеходные, велосипедные, автомобильные, водные и пр.). Развитие сети трансграничных туристских маршрутов демонстрирует огромную работу европейских государств по сохранению, популяризации и воспроизводству природного и культурно-исторического потенциала территорий. Сегодня в Европейском союзе достаточное внимание уделяется проектированию, развитию туристских трансграничных маршрутов, совершенствованию их инфраструктуры [8], вовлечению большего числа заинтересованных сторон, маркетинговому продвижению маршрутов. При этом актуальность их развития не снижается, разрабатываются новые маршруты, улучшается инфраструктура, существующие объекты показа дополняются новыми.
В качестве примера глубокой проработанности и кооперации следует привести велосипедную сеть (Euro Velo), включающую 14 маршрутов протяженностью около 70 тыс. км, большая часть которых уже существует (45 тыс. км). Управление сетью осуществляется Европейской федерацией велосипедистов (European Cyclists' Federation), гарантирующей высокие стандарты качества передвижения и навигации на маршрутах [9]. Особый интерес представляет развитие трансъевропейского туристского велосипедного маршрута вдоль бывшего «железного занавеса» (Iron Curtain Trail) протяженностью более 10,4 тыс. км, проходящего через 20 государств от Баренцева моря (Россия — Норвегия) до Черного моря; реализация этого маршрута осуществляется при поддержке Европейской комиссии [11].
В Центральной и Восточной Европе широкое развитие получили зеленые маршруты (greenways), представляющие собой многофункциональные маршруты, пролегающие вдоль природных коридоров, исторических торговых путей, рек и железных дорог, передвижение по которым возможно лишь на немоторизированных транспортных средствах. Представляя собой базис для реализации местных инициатив социального характера и проектов, связанных с охраной природы и ландшафтов, сохранением культурного наследия, а также с экологическим туризмом и транспортом (без ущерба окружающей среде), зеленые маршруты координируются местным сообществом. Сформированная сеть зеленых маршрутов в Центральной и Восточной Европе включает в себя несколько трансграничных маршрутов, из которых можно
выделить: Янтарный путь из Будапешта в Краков (Amber Trail from Budapest to Krakow: Польша, Словакия, Венгрия), Краков —Моравия — Вена (Krakow — Moravia — Vienna Greenway: Польша, Чехия, Австрия), Зеленый велосипед — Восточные Карпаты (Green Bicycle — East Carpathian Greenway: Польша, Словакия, Украина), Тропа мира (Peace Trail —Via Pacis Pannoniae: Сербия, Хорватия) [10].
Особое место отводится трансграничным тематическим туристским маршрутам. Так, примером трансграничного туристского маршрута, соединяющего города со средневековой архитектурой Дании, Германии и Польши, является Европейский маршрут кирпичной готики (The European Route of Brick Gothic, 1,5 тыс. км) [5]. Интересным представляется трансграничный туристский маршрут по штетлам (Shtetl route), раскрывающий возможности знакомства с культурным наследием евреев в восточных воеводствах Польши и западных областях Беларуси и Украины, реализованный при финансовой поддержке Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства Польша — Беларусь — Украина на 2007—2013 годы [7].
В настоящее время самым протяженным проектируемым трансграничным туристским маршрутом в мире, по сути мега-проектом, стал Великий шелковый путь (The Silk Road), соединяющий Тихий, Индийский и Атлантический океаны, охватывающий территории Европы, Азии и Африки. К настоящему времени сформирована онлайн-плат-форма этого маршрута (интерактивная карта), на которой обозначены объекты Всемирного культурного и природного наследия, нематериального культурного наследия, центры ремесел, места проведения фестивалей [12]. Россия на этой карте представлена четырьмя объектами: Золотые горы Алтая, Убсунурская котловина (совместно с Монголией), природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (Волгоградская область) и коллекция карт Российской империи XVIII века (Москва) [43]. Следует указать, что в настоящее время в России на федеральном и региональном уровнях реализации данного проекта уделяется особое внимание. Так, в План деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013—2018 годы включено формирование межрегиональных историко-культурных туристских маршрутов «за счет вовлечения в туристский оборот памятников истории, культуры, археологии — «Великий шелковый путь» [33].
Одновременно осуществляется реализация и развитие трансграничного туристского маршрута «Великий Чайный путь» (The Great Tea road), по сути, повторяющего караванный путь между Азией и Европой в XVIII—XIX веках. В настоящее время маршрут соединяет территории Китая, Монголии и России. Значимость разработки и реализации проекта предусматривается Планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Экскурсионное наполнение маршрута обеспечивается туроператорами приграничных регионов: Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области [25].
Нужно отметить, что в отечественной научной и методической литературе представлен значительный теоретический и практический опыт проектирования и развития туристских маршрутов как ключевых компонентов формирования туристского продукта. Вместе с тем исследования проблематики проектирования и развития именно трансграничных туристских маршрутов стали появляться только в последние десятилетия, раскрывая практические аспекты их реализации [21—23], специфику процесса их проектирования [12; 24], выявляя региональный характер имеющихся наработок. Однако можно привести и отдельные примеры существования трансграничных туристских маршрутов в советский период истории нашего государства. Так, в начале XX века общественной туристской организаций «Российское общество туристов» г. Благовещенска проектировались и организовывались маршруты, часть которых проходила по территории Маньчжурии (китайская сторона) до усиления барьерной функции государственной границы. Изменение внешней политики СССР в конце 1980-х годов способствовало появлению трансграничного экскурсионного маршрута между городами противоположных берегов р. Амур (г. Благовещенск — г. Хэйхэ), трансформировавшегося впоследствии в двусторонние шоп-туры [41].
В последние годы в приграничных регионах России наблюдается активизация процессов интеграции туристско-рекреационной сферы деятельности с территориями сопредельных государств, что реализуется в увеличении числа разрабатываемых и действующих трансграничных туристских маршрутов. В качестве примера следует привести маршрут для любителей экстремального туризма «Алтай — Золотые горы» (автомобильный, около 5 тыс. км), объединяющий Россию (Республика Алтай, Алтайский край), Монголию, Китай и Казахстан (в 2007 и 2012 годах маршрут прошли две международные экспедиции) [24].
Вместе с тем в настоящее время в недостаточной мере используются возможности потенциала приграничных регионов России в аспекте создания и совершенствования существующих трансграничных туристских маршрутов, способных оказать положительное влияние на активизацию социально-экономического развития периферийных регионов государства, на сохранение, воспроизводство и популяризацию имеющегося природного и культурно-исторического потенциала территорий. Одновременно бизнес сопредельных государств демонстрирует стремление к усилению использования возможностей, которые дает приграничное положение с Россией. В качестве примера можно привести разработанный в КНР (г. Фуюань, 2013 год) трансграничный регулярный водный маршрут вокруг о. Большой Уссурийский «Остров двух рек», часть которого пролегает во внутренних российских водах [38]. В сентябре 2016 года в Министерстве экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края по инициативе финских компаний обсуждались вопросы реализации трансграничного водного туристского маршрута по внутренним водам России из г. Крас-
ноярска в Финляндию (р. Енисей — Карское море — Белое море — Балтийское море), реализация которого была запланирована на лето 2017 года [40].
Следует обратить внимание на то, что проектирование и функционирование трансграничных туристских маршрутов на приграничных территориях России и сопредельных государств регламентировано и определено существующими требованиями процедуры пересечения государственной границы. Кроме того, конфигурация туристских маршрутов определяется трансграничным транспортно-логистическим каркасом (термин В. А. Андреева, С. Ю. Остропольцева [13]) территории, расположением международных пунктов пропуска на государственной границе [22], выступающими своеобразными «скрепами», связующими элементами трансграничных туристских маршрутов.
Развитие трансграничных туристских маршрутов: практика Северо-Запада России
Последние десятилетия в регионе Балтийского моря наблюдается активизация процессов восстановления исторического взаимодействия между Россией и сопредельными государствами, выстраивание нового экономического и культурного диалога. Взаимодействие и интеграция приграничных регионов находит отражение и в туристско-рекреацион-ной сфере деятельности [37]. Одним из механизмов сотрудничества приграничных регионов Северо-Запада России и сопредельных государств в сфере туризма является реализация совместных международных проектов, направленных на усиление связности этих территорий, в том числе за счет проектирования и развития трансграничных туристских маршрутов и трансграничных туристских сетей.
Среди инструментов реализации совместных проектов Российской Федерации и приграничных государств Европейского союза — Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (The European Neighbourhood and Partnership Instrument (ENPI) Cross-Border Cooperation Programmes 2007—2013), приоритетным направлением которых является именно интенсификации приграничного сотрудничества регионов сопредельных государств. Приграничные регионы Северо-Запада России имеют возможность участвовать в следующих программах приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства: «Коларктик» (Швеция, Финляндия, Норвегия, Россия), «Карелия» (Финляндия, Россия), «Юго-Восточная Финляндия — Россия» (Финляндия, Россия), «Эстония — Латвия — Россия» и «Литва — Польша — Россия» (программа для Калининградской области). В рамках программ по всей территории их действия за 2007—2013 годы реализовано более 200 совместных проектов, направленных на стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных регионов,
включая более 50 крупномасштабных инфраструктурных проектов в области экологии, развития транспортной инфраструктуры и обустройства государственной границы [34].
Следует указать, что приграничные регионы Северо-Запада России демонстрируют высокую активность в реализации международных проектов, в том числе в сфере туристско-рекреационной деятельности; ряд таких проектов направлен на разработку и развитие трансграничных туристских маршрутов.
Например, в рамках реализации Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Литва — Польша — Россия» на 2007—2013 годы из 14 проектов туристской направленности 4 были нацелены на разработку и продвижение новых туристских маршрутов [22].
Обращаясь к проблематике проектирования трансграничных туристских маршрутов, нужно сказать, что часть их воссоздает ранее существовавшие торговые и иные исторические пути. В качестве примера можно привести трансграничный водный экологический маршрут «Торговый путь купца Навинского» (Псковская область, Россия — Беларусь, около 45 км), разработанный в рамках проекта «Сохранение трансграничных водно-болотных угодий Полесья в Беларуси, России и Украине» по программе Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий. Маршрут воссоздан на основе древнего торгового пути «из варяг в греки», связывавшего в IX—XI веках Скандинавию и княжества Древней Руси со странами Средиземноморья [16]. Еще один пример использования потенциала исторических путей в туризме — трансграничный туристский маршрут «Королевская дорога» (King Road), объединяющий территории Швеции, Финляндии и России (Ленинградская область). В XIII—XVI веках шведская Королевская дорога связывала средневековые города и замки Швеции с ее восточными городами-крепостями: Або (Турку), Тавастехус (Хямеэнлинна), Олфсборг (Савонлинна) и Выборг [20].
В Ленинградской области успешным примером проектирования и реализации трансграничного туристского маршрута стала Via Hansea-tica (580 км), реализованная в рамках Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Эстония — Латвия — Россия» на 2007—2013 годы (общий бюджет 1,8 млн евро). Маршрут Санкт-Петербург — Рига соединил приграничные территории России, Эстонии и Латвии, включив в себя достопримечательности старинного Ганзейского пути. На территории Ленинградской области маршрут объединяет следующие достопримечательности: Ивангородская крепость, станция Кипень, Петровицкий реликтовый камень, крепость Копорье, усадьба Рериха «Извара», древнерусские курганы в деревне Калитино и другие объекты [39]. Следует подчеркнуть, что Via Hanseatica был признан одним из лучших проектов Программы в сфере туризма.
Вместе с тем все большее значение приобретает проектирование новых, ранее не существовавших туристских маршрутов, пересекающих территории нескольких сопредельных государств. Так, в рамках реали-
зации международного проекта Baltic Culture and Tourism Route Fortresses (INTERREG-III-B, 2005—2007 гг.) был разработан трансграничный туристский маршрут, объединяющий фортификационные сооружения четырех государств — Германии, Польши, Литвы и России (Калининградская область) [2]. Интересным примером объединения культурных, исторических, этнических, ремесленных и промышленных достопримечательностей приграничных регионов Ленинградской и Псковской областей России, Эстонии и Латвии стали «Маршруты культурного зеленого наследия», разработанные в рамках проекта «Восстановление парков как неотъемлемой части культурного наследия» № ELRII-404 Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Эстония — Латвия — Россия». Инициатива проектирования и создания этих маршрутов принадлежит Ассоциации туризма Видземе (культурно-исторический регион Латвии) в партнерстве с Музейным агентством Ленинградской области, самоуправлением г. Ряпина (Эстония) и Краевой думой г. Гулбене (Латвия). Маршруты представляют собой как бы «конструктор» для самостоятельного проектирования, при этом возможна организация туров и туристскими компаниями [35].
Важное значение приобретает обустройство, реконструкция существующих и воссоздание объектов показа природного и антропогенного генезиса, имеющихся на трансграничном туристском маршруте. Примером может служить обоснование строительства деревни эпохи викингов в рамках международного проекта 2007/140-475 «Территория заливов: культурные и исторические перекрестки народов Юго-Восточной Балтики» (2007—2009) с последующей реконструкцией деревни времен эпохи викингов «Древняя Самбия» уже в рамках следующего международного проекта — «Заливы как перекрестки туризма и взаимодействия народов Юго-Восточной Балтики: от истории к современности — ПЕРЕКРЕСТКИ 2.0» (Калининградская область) [31]. Обустройство, открытие и продвижение рудного парка «Тулмозерье» воссоздано на основе Тулмозерского железоделательного завода (VIII век) — пример реализации проекта по обустройству ранее не вовлеченных в туристский оборот ресурсов территории Республики Карелия [29; 42]. Трансграничные туристские маршруты, пересекающие территорию Карелии, будут более подробно представлены в следующем разделе статьи.
Рассматривая развитие трансграничных туристских маршрутов, следует обратить внимание на достаточно широкий спектр предлагаемых туристскими компаниями приграничных регионов Северо-Запада России выездных туров на территорию сопредельных государств. Большая часть таких туров — автобусные экскурсионные туры различной продолжительности, предоставляющие возможность посетить культурно-исторические и природные объекты зарубежных государств. Однако подобные туры нельзя считать трансграничными туристскими маршрутами, так как при этом не задействован туристско-рекреационный потенциал приграничных регионов Северо-Запада России. Особого внимания в этой связи заслуживают трансграничные круизные маршруты, соединяющие приморские города государств Балтийского моря.
Актуальность развития трансграничных туристских маршрутов для приграничных регионов Северо-Запада России подтверждается успешным опытом их проектирования в рамках реализации международных проектов, а также рядом планируемых и разрабатываемых в настоящее время новых трансграничных маршрутов. Так, польскими и калининградскими туроператорами разрабатываются маршруты, в числе которых следует выделить веломаршрут по территории приграничных районов Калининградской области и трансграничной Польши, ориентированный на российских и скандинавских туристов. Финансирование для реализации планируется получить в рамках международных проектов по Программе приграничного сотрудничества «Россия — Польша» до 2020 года (61,3 млн евро, из которых 41,3 млн евро выделяет ЕС, а 20 млн евро обеспечивает РФ) [17]. В середине 2016 года достигнуто соглашение о проектировании российско-белорусского экологического туристского маршрута «По заповедным местам Поозерья» (около 500 км), который пройдет по территории Псковской и Смоленской областей Российской Федерации и Витебской и Минской областей Республики Беларусь, соединяя несколько национальных парков (Смоленское Поозерье, Себежский, Браславские озера, Нарочанский национальный парк и Березинский биосферный заповедник) [15]. В развитии трансграничного сотрудничества Мурманской области перспективным представляется проектирование трансграничного туристского маршрута по природоохранным территориям приграничных регионов Финляндии, Норвегии и России (Мурманская область, заповедник «Пасвик»).
Также следует упомянуть примеры общих бизнес-интересов сопредельных государств. Так, в июне 2016 года эстонские специалисты представили туристским структурам Санкт-Петербурга новый трансграничный маршрут «Дуга Струве», объединяющий 34 сохранившихся пункта дуги Струве на территории Норвегии, Швеции, Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси и Украины (создана российским астрономом В. Струве в 1816—1855 годах, в 2005-м признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО). Кроме того, в сентябре 2016 года был объявлен конкурс логотипа маршрута «Дуга Струве», в настоящее время готовится сувенирная продукция, туристские карты и навигация маршрута [32]. Использование потенциала приграничного положения рассматривается в качестве ближайшей перспективы развития норвежской круизной компании Hurtigruten, планирующей организацию однодневных туров по маршруту г. Киркенес — г. Мурманск; при этом предполагается безвизовый въезд круизных туристов на территорию России на срок до 72 часов [27].
Практика проектирования и реализации трансграничных туристских маршрутов в Республике Карелия
В настоящее время в Республике Карелия в рамках реализации международных проектов разработано и функционирует несколько трансграничных туристских маршрутов, раскрывающих возможности вовлечения туристско-рекреационного потенциала территории в сферу экономической деятельности.
Одним из примеров является международный туристский маршрут «Голубая дорога» (Blue road, более 2 тыс. км), соединяющий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию. Маршрут проходит вдоль исторических водных путей сообщения от норвежского г. Несна через Республику Карелия (г. Петрозаводск — г. Медвежьегорск — г. Пудож) до Архангельской области (рис. 1).
Рис. 1. Международный туристский маршрут «Голубая дорога»
Составлено автором с помощью источника [19].
Особую роль в развитии и продвижении маршрута, вовлечении историко-культурного и природного наследия вдоль «Голубой дороги» играет созданная в 1962 году одноименная международная организация (в Республике Карелия — Карельская региональная общественная организация, 1990 год). Развитие этого маршрута в Карелии началось в 1992 году, на его основе осуществляется реализация других международных проектов, в том числе создание новых трансграничных туристских маршрутов.
Так, благодаря международному проекту «Историко-культурные и природные достопримечательности на международном маршруте "Голубая дорога" в Республике Карелия» (1999—2001), реализованному в рамках зонтичного проекта «КАСПНЕТ: Карельско-атлантическая сеть пространственного развития» (Интеррег II С), объединяющего более 40 проектов пространственного планирования международного туристского маршрута «Голубая дорога», были разработаны предложения по развитию туризма [18]. В рамках проекта обследованы и определены 38 перспективных объектов природного и культурного наследия на маршруте «Голубая дорога» (включая горный парк «Рускеала»), издан каталог основных туристских достопримечательностей вдоль маршрута
[14]. В 2007 году в рамках реализации международного проекта музеев губернии Вестерботтен (Швеция) и Республики Карелия (Россия) был подготовлен путеводитель «Музеи и культурные достопримечательности на международном маршруте "Голубая дорога" в Карелии» на русском и английском языках [26]. В 2012—2014 годах в рамках международного проекта «Экоэффективный туризм» (программа «ЕИСП Карелия», общий бюджет 590 тыс. евро), направленного на повышение туристской привлекательности еврорегиона «Карелия» за счет постепенного выравнивания качества обслуживания туристов по обе стороны границы, оборудовано несколько мест отдыха вдоль маршрута «Голубая дорога», издан путеводитель «Экоэффективные технологии вдоль "Голубой дороги"» [45].
Трансграничный туристский маршрут «Дорога горных промыслов» (Mining Road, около 400 км), разработанный в рамках международного проекта КА334 «Дорога горных промыслов» Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Карелия» (2012—2014 годы, общий бюджет 800 тыс. евро), объединил геологическое и горно-индустриальное наследие на международном маршруте «Голубая дорога». Трансграничный туристский маршрут соединил исторические горные разработки и геологические памятники природы на юге Республики Карелия со старыми шахтами, металлургическими заводами и действующими рудниками Восточной Финляндии (г. Петрозаводск — г. Оутокумпу). Маршрут включает в себя рудный парк «Тулмозерье», Кительское месторождение гранатов (единственное в РФ месторождение ювелирных гранатов), горный парк «Рускеала» на российской стороне и Центр камня в Юка, Музей горного дела в Оутокумпу на финской стороне (всего около 20 объектов туристского показа, связанных с промышленной геологической и горнорудной историей территории) [29; 42].
Открытием «Дороги горных промыслов» можно считать пилотный тур туристской компании «Карелика» в августе 2014 года. Реализация проекта предполагала реконструкцию и благоустройство ряда объектов вдоль маршрута. Одним из главных практических результатов проекта на территории Республики Карелия стало создание новой туристской достопримечательности — рудного парка «Тулмозерье» площадью 3 га (открыт 3 августа 2014 года) с прилегающей зоной (8 га), где созданы экскурсионные и рекреационные объекты с использованием сохранившихся элементов строений середины XVIII века — Тулмозерского железоделательного завода. В настоящее время посещение рудного парка «Тулмозерье» возможно в составе организованных туристских групп или самостоятельно. Так, в 2013 году здесь побывали 1030 человек, в 2014-м — 1580, в 2015-м —2300, в 2016-м — 2380 туристов [28]. Сейчас «Тулмозерье» рассматривается как перспективный объект туристского показа, ежегодное число посетителей которого, как предполагается, будет составлять 20—30 тыс. человек.
В рамках проекта была разработана серия GPS-экскурсий (с использованием аудиогидов), позволяющих самостоятельно познакомиться с
достопримечательностями маршрута, включая путешествие Петрозаводск — Колатсельга, экскурсии по рудному парку «Тулмозерье» и горному парку «Рускеала» (Республика Карелия), по бывшему железоделательному заводу в Мёхкё, Музею горного дела в г. Оутокумпу и прогулку по окрестностям горы Пуйо г. Куопио (Финляндия). Также были разработаны виртуальные 3D-экскурсии по Музею геологии докембрия Института геологии КарНЦ РАН и Национальному музею Республики Карелия, по дер. Колатсельге, паркам «Тулмозерье» и «Рускеала», по музею в Мёхкё и музею-руднику в Оутокумпу [29]. Разработаны пособия для экскурсоводов на русском и английском языках, осуществлена подготовка гидов для работы на объекте рудный парк «Тулмозерье» [42].
Расширение спектра круглогодично предоставляемых услуг, создание современной инфраструктуры, а также включение в трансграничный туристский маршрут «Дорога горных промыслов» определили стремительный рост числа посетителей (в 40 раз) уникального горного парка «Рускеала» за период 2006—2016 годов (рис. 2) [28].
Рис. 2. Динамика посещений горного парка «Рускеала» в 2006—2016 годах, чел.
Необходимо указать, что в условиях возможностей современных информационных технологий в Республике Карелия происходит объективный процесс переориентация туристских потоков с традиционных туристских направлений на уникальные высококачественные туристские продукты, примером которого и является Горный парк «Рускеала».
Следует подчеркнуть, что проект КА334 «Mining Road» Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Карелия» (Karelia ENPI CBC) признан одним из лучших проектов Программы в сфере туризма [29].
Еще одним примером является трансграничный туристский маршрут «Белая дорога» (White road), соединяющий Северную Финляндию и северные районы Республики Карелия и проходящий по древнему торговому пути из Беломорья в Балтику. Проектирование марш-
рута осуществлено в рамках международного проекта КА 325 «Белая дорога — развитие трансграничного туризма в Северной Финляндии и Республике Карелия» (Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Карелия», 2012—2014 годы, 734 тыс. евро). Реализация проекта была направлена на развитие туризма в северных районах Карелии, информационную и методическую поддержку предпринимателей в сфере туризма, обмен опытом между представителями туристского бизнеса, инвесторами, преподавателями двух государств. Открытие шести информационных туристских центров в разных районах Карелии представляется важным результатом реализации данного проекта [30].
В качестве еще одного маршрута, проходящего через территорию Республики Карелия, следует указать разработанный в 1997 году трансграничный водный туристский маршрут «Северное сияние» с целью продвижения культурного наследия Норвегии и Северо-Запада России. Созданный вокруг Скандинавии по инициативе Норвегии маршрут в том же году Совет Европы своим специальным решением признал имеющим важнейшее значение для пропаганды общеевропейского культурного идентитета. В рамках проекта разработан сайт «Северного сияния» (на английском языке), изданы брошюры о культурно-исторических местах (по Республике Карелия — Кижи, Валаам) на английском и норвежском языках. Проведение в Республике Карелия в 2000 году международного фестиваля парусных судов «Голубое Онего — 2000» стало пилотным проектом использования данного маршрута [44]. В настоящее время информация по развитию «Северного сияния» отсутствует.
Обобщая практическую значимость создания трансграничных туристских маршрутов для Республики Карелия, следует подчеркнуть их роль в развитии существующих (горный парк «Рускеала») и в формировании новых (рудный парк «Тулмозерье») объектов туристского показа в регионе, в открытии новых туристско-информационных центров (6), производстве новых туристских продуктов (в том числе для самостоятельных туристов), активизации обустройства и строительства инфраструктуры туризма вдоль маршрутов в ближайшей перспективе. Разработанные в рамках международных проектов и в настоящее время совершенствуемые трансграничные туристские маршруты: «Голубая дорога», «Белая дорога» и «Дорога горных промыслов» — представляют собой своеобразные экономические и культурные мосты, соединяющие Северную Европу с глубинными территориями России и способствующие активизации социально-экономической деятельности, сохранению, популяризации и воспроизводству природного и культурно-исторического потенциала территории Республики Карелия. Кроме того, проектирование и развитие подобных маршрутов способствуют интенсификации процессов сближения и интеграции приграничных регионов сопредельных стран, создают предпосылки для реализации новых международных проектов в сфере туризма.
Одним из ключевых результатов реализации трансграничных туристских маршрутов является их устойчивость, которая может быть оценена ростом количества посещений объектов по пути следования маршрута, числом реализованных туров по данному маршруту, продвижением маршрута на национальных и международных рынках туристских услуг, включением в другие маршруты и др. С учетом возможности свободного ознакомления с маршрутом на всем его протяжении как российскими, так и иностранными туристами (при условии успешного прохождения пограничных и таможенных формальностей), современных тенденций развития туризма (рост числа самостоятельных туристов) при высокой информационной насыщенности, а также международной практики посещения части маршрута, достаточно трудным представляется точно количественно оценить численность туристов, воспользовавшихся тем или иным маршрутом. Одним из инструментов оценки, кроме данных туристских организаций, может быть динамика числа посетителей объектов туристского показа и объектов туристской инфраструктуры вдоль маршрутов по разные стороны границы, а также число посещений интернет-страниц для ознакомления с возможностями маршрутов. Более детальные расчеты требуют проведения дополнительного исследования, применения социологических методов.
В целом же развитие трансграничного туристского маршрута «Голубая дорога» представляется успешным примером реализации принципа устойчивости международного проекта.
Выводы
Возможности организации трансграничных туристских маршрутов раскрывают уникальный потенциал приграничных регионов Северо-Запада России, проявляя их конкурентные преимущества перед другими (глубинными) территориями государства.
Реализация спроектированных в рамках международных проектов трансграничных туристских маршрутов на территории приграничных регионов Северо-Запада России привнесла положительные изменения в их инфраструктурное развитие, способствовала активизации предпринимательской деятельности вдоль маршрутов, сохранению и воспроизводству природного и культурно-исторического потенциала, повышению туристской привлекательности территорий, увеличению въездного потока для ознакомления с уникальными объектами показа и пр.
Вместе с тем при имеющемся положительном значении трансграничных туристских маршрутов в развитии приграничных регионов, в формировании трансграничного туристского пространства следует акцентировать внимание на определенных трудностях их проектирования и дальнейшего развития. Исследование теоретических и практических аспектов разработки и реализации трансграничных туристских маршрутов позволяет выявить ряд сдерживающих факторов, характерных
для приграничных регионов Северо-Запада России: уровень развития инфраструктуры территорий по разные стороны государственной границы; детерминированность конфигурации маршрутов пунктами пропуска; необходимость прохождения таможенных и пограничных процедур и пр. В этой связи приоритетными для развития трансграничного туризма в целом и трансграничных туристских маршрутов в частности представляются следующие мероприятия:
— совершенствование транспортной инфраструктуры, включая транспортную доступность к объектам природного и культурно-исторического наследия регионов;
— совершенствование придорожной инфраструктуры и обустроенность территории маршрута, включая обустройство мест отдыха и защиты от неблагоприятных погодных условий, наличие АЗС, кафе, магазинов, туристских офисов, общественных туалетов и пр.;
— обустройство прибрежных территорий, в том числе катерно-ях-тенных стоянок, мест отдыха и защиты от неблагоприятных погодных условий и пр.;
— совершенствование пограничной и таможенной инфраструктуры, включая открытие новых пунктов перехода, упрощение визового режима;
— обеспечение комплексного туристско-рекреационного освоения территории, включая обустройство объектов показа;
— обеспечение одинаковой доступности маршрута для всех категорий граждан, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;
— обеспечение легкой навигации на маршруте, включая указатели, таблички и другие средства;
— обеспечение информативности маршрута, в том числе с помощью информационных указателей, аудиогидов и пр.;
— реализация научно-исследовательских и международных проектов, направленных на выявление и вовлечение в туристскую сферу деятельности потенциала приграничных регионов сопредельных государств, на выстраивание трансграничного взаимодействия между заинтересованными сторонами соседних стран;
— маркетинговое продвижение, включая создание и развитие вебсайтов, информационных материалов на нескольких языках и пр.
Кроме того, важным направлением развития трансграничных туристских маршрутов представляется формирование институциональных условий и возможности обслуживания путешествующих туристскими организациями на всем протяжении маршрута, включая аккредитацию компаний, гидов и др. [22]. Подводя итог, следует подчеркнуть, что формирование конкурентоспособной транспортно-логистической и туристской инфраструктуры определяет возможности реализации ту-ристско-рекреационного потенциала территорий, формирования и функционирования здесь трансграничных туристских маршрутов.
Список литературы
1. Ambrose I., Balmas S., Barragán I.A. Accessible Routes in Historical Cities: Best Practice Guide / European Foundation Centre. Brussels, 2013.
2. Baltic Culture and Tourism Route Fortresses. Results of trans-national cooperation in INTERREG-III-B project 2005—2007. Berlin, 2007.
3. Batea (Bota) C.-M. Cross-border projects — means for sustainable tourism development along the Romanian-Hungarian border // Analele Universitatii din Oradea, Seria Geografie. 2014. № 2. Р. 134—142.
4. Cultural Routes of the Council of Europe. URL: http://culture-routes.net/ sites/default/files/files/CR%20Brochure%20eng%20web_compressed.pdf (дата обращения: 18.11.2016).
5. European Route of Brick Gothic. URL: http://www.eurob.org/index.php/ Homepage;1/4 (дата обращения: 18.11.2016).
6. Kovács I., Nagy G. Tourism in peripheric regions — the possibilities of thematic routes // Analele Universitatii din Oradea. Seria Geografie. 2013. № 2. Р. 220—228.
7. Project «Shtetl Routes. Vestiges of Jewish cultural heritage in cross-border tourism». URL: http://teatrnn.pl/kalendarium/node/1833/project_shtetl_routes_vestiges_ of_jewish_cultural_heritage_in_cross_border_tourism (дата обращения: 24.01.2017).
8. Raikkonen Ju., Honkanen A. The Helsinki-Tallinn tunnel — possibilities for Finnish and Estonian tourism// Baltic Rim Economies. 2015. № 4. P. 33.
9. The European cycle route network EuroVelo / Uropean Parliament's Committee on Transport and Tourism, European Union. Brussels, 2012.
10. The official Central and Eastern European Greenways website. URL: http:// www.greenways.by/index.php?content&id=32&lang=ru (дата обращения: 24.01.2017).
11. The official Iron Curtain Trail website. URL: http://www.ironcurtaintrail.eu/ en/index.html (дата обращения: 24.01.2017).
12. Александрова А. Ю. Великий шелковый путь: геополитические, географические и экономические аспекты проектирования трансграничного туристского маршрута // Науки о Земле. Наука. Инновации. Технологии. 2015. № 2. С. 68—77.
13. Андреев В.А., Остропольцев С.Ю. Международные транспортные маршруты как фактор формирования трансграничных кластеров // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 2. С. 14—22.
14. Балыкова Е. «Голубая дорога» — наш любимый проект. URL: http:// monuments.karelia.ru/o-centre/25-letie-centra/jubilejnaja-gazeta/golubaja-doroga-nash-ljubimyj-proekt/ (дата обращения: 27.01.2017).
15. Беларусь и Россия планируют создать 500-километровый туристический маршрут «По заповедным местам Поозерья» // Официальный сайт посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. URL: http:// embas-sybel.ru/news/7c7dbd1dd8a0.html (дата обращения: 24.01.2017).
16. Водный маршрут «Торговый путь купца Навинского». URL: http:// seb-park.ru/blogs/?page_id=124 (дата обращения: 18.11.2016).
17. Для Калининградской области и Польши разработают общие туристические маршруты. URL: http://kgd.ru/news/polsha/item/59360-dlya-kaliningradskoj-oblasti-i-polshi-razrabotayut-obshhie-turisticheskie-marshruty (дата обращения: 24.01.2017).
18. Информация о ходе реализации международных проектов в области туризма на территории Республики Карелия // Официальный интернет-портал Республики Карелия URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Development/ Tourism/tourproj.html#04 (дата обращения: 14.02.2017).
19. Картографический сервис Google maps. URL: https://www.google.ru/ maps?source=tldsi&hl=ru (дата обращения: 07.08.2017).
20. Королевская дорога // Выборгский информационно-туристический портал. URL: http://www.vbrg.ru/articles/korolevskaja_doroga/ (дата обращения: 18.11.2016).
21. Кропинова Е. Г. Проект «Перекрестки 2.0» в формировании трансграничного туристского региона Юго-Восточной Балтики // Псковский регионо-логический журнал. 2014. № 17. С. 53—59.
22. Кропинова Е. Г., Анохин А. Ю. Разработка новых трансграничных водных маршрутов в Юго-Восточной Балтике: методика и практика // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 145—162.
23. Кропинова Е. Г. Сотрудничество между Россией и ЕС в сфере инновационного развития туризма на примере Программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» // Балтийский регион. 2013. № 4 (18). С. 67—80.
24. Международный туристический маршрут на трансграничной территории «Золотое кольцо Алтая» : монография / под общ. ред. С. Б. Поморова, М. Ю. Шишина. Барнаул, 2011.
25. Международный туристский маршрут «Великий чайный путь: Маньчжурия — Сибирь» пройдет через Читу, Улан-Удэ и Иркутск. URL: http://mkrf.ru/ press-center/news/ministerstvo/v-chite-budet-dan-start-turistskomu-transgranichnomu-zheleznodorozhnomu-marshrut (дата обращения: 18.11.2016).
26. Музеи и культурные достопримечательности на международном маршруте «Голубая дорога» в Карелии. URL: http://kgkm.karelia.ru/site/section/287 (дата обращения: 18.11.2016).
27. Норвежские морские линии Hurtigruten планируют запустить паром до Мурманска. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_19022014_3.stm (дата обращения: 14.02.2017).
28. Отчет о научно-исследовательской работе по оказанию услуг по проведению исследования по мониторингу развития туризма в Республике Карелия и разработке среднесрочного плана научных и маркетинговых исследований в сфере туризма в Республике Карелия / Институт экономики КарНЦ РАН. Петрозаводск, 2016.
29. Официальный сайт проекта «Mining Road». URL: https://miningroads.ru/ (дата обращения: 18.11.2016).
30. Официальный сайт проекта «White road». URL: http://old.nko-karelia.info/ %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %BB%D0 %B0 %D1 %8F-%D0 %B4 %D0 %BE%D1 % 80%D0%BE%D0%B3%D0 %B0.html (дата обращения: 18.11.2016).
31. Перекрестки. Водные маршруты по трансграничной территории Польши, Литвы и России, прилегающей к Куршскому и Вислинскому (Калининградскому) заливам : каталог / под ред. М. Е. Мегема, А.Ю. Анохина, Е. Г. Кро-пиновой [и др.]. Калининград, 2015.
32. Петербуржцам представили новый международный туристический маршрут. URL: https://ok-inform.ru/obshchestvo/kultura/64413-peterburzhtsam-predstavili-novyj -mezhdunarodnyj -turisticheskij-marshrut.html (дата обращения: 14.02.2017).
33. Программы приграничного сотрудничества ЕС — Россия. URL: http:// rus-eu-culture.ru/rf/enpi-cbc/ (дата обращения: 14.02.2017).
34. Программы приграничного сотрудничества Россия — ЕС. Министерство экономического развития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/mps/programs/ (дата обращения: 14.02.2017).
35. Румянцев П. Маршруты дружбы: Латвия — Эстония — Россия. URL: http://www.rstnw.ru/marshrutyi-druzhbyi-latviya-estoniya-rossiya-chast-i.html (дата обращения: 18.11.2016).
36. Степанова С. В. Общие тенденции и особенности развития инфраструктуры туризма российских регионов // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2016. № 3. С. 68—84.
37. Степанова С. В. Приграничный туризм на Северо-Западе Российской Федерации: общие тенденции и особенности развития // Балтийский регион.
2014. № 3 (21). С. 132—144.
38. Туристический маршрут «Остров двух рек». URL: http://fuyuan.ru/3204/ (дата обращения: 02.02.2017).
39. Увлекательное путешествие по Via Hanseatica. URL: https://euro-pulse. ru/euroexpress/uvlekatelnoe-puteshestvie-po-via-hanseatica (дата обращения: 14.02.2017).
40. Финны намерены открыть туристический водный маршрут из Красноярска в Финляндию. URL: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=543200 (дата обращения: 14.02.2017).
41. Чуб М. А. Приамурье — Хэйлунцзян: проекты и перспективы международного туризма // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 69—74.
42. Шеков В. А. Геологическое и горно-индустриальное наследие Карелии и Финляндии : проект Программы приграничного сотрудничества ENPI CBC «Karelia» KA 334 «Mining road» // Труды Карельского научного центра РАН.
2015. № 7. С. 205—210.
43. Шелковый путь: путь диалога, многообразия и развития. URL: http://ru. unesco.org/silkroad/interactive-map-of-the-silk-road (дата обращения: 14.02.2017).
44. Шорохов Е.А., Громов В. В., Червяков О. В., Шлямин В.А. Международный опыт развития туризма в российской части Баренцева Евро-Арктического региона. Петрозаводск, 2001.
45. Экоэффективные технологии вдоль «Голубой дороги». URL: http:// northcentre.ru/file. php/id/f5520-file-original.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
Об авторе
Светлана Викторовна Степанова, кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела региональной экономической политики, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Россия.
E-mail: svkorka@mail.ru
Для цитирования:
Степанова С. В. Трансграничные туристские маршруты: возможности Северо-Запада России // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 4. С. 129—151. doi: 10.5922/2074-9848-2017-4-7.
CROSS-BORDER TOURIST ROUTES: THE POTENTIAL OF RUSSIA'S NORTH-WEST
S. V. Stepanova1
'Institute of Economics, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences 50 A. Nevskogo pr., Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185030 Russia
Submitted on April 10, 2017
Developing cross-border tourist routes is an effective way of developing cooperation between border regions of Russia and the neighbouring countries. The author presents an approach that interprets cross-border tourist routes as an instrument for the conservation, reproduction, and promotion of natural, cultural, and historical potential and as a means to boost business activities in border regions.
This article summarises international practices and presents the theoretical and practical aspects of designing and developing transboundary tourist routes in the border regions of Russia's North-West. The author describes successful tourist routes within the European Neighbourhood and Partnership Instrument (ENPI) cross-border cooperation programmes. Particular attention is paid to the routes in the Republic of Karelia — the Blue Road, the White Road, and the Mining Road. The article stresses the importance of developing transboundary tourist routes in the border regions of Russia's North-West. Designing and developing transboundary tourist routes is a step towards a transboundary tourist space. The author outlines avenues towards the development of transboundary tourist routes and transboundary tourism in the border regions of Russia's North-West.
Key words: cross-border tourist route, border regions, North-West Russia, European Neighbourhood and Partnership Instrument (ENPI) cross-border cooperation programmes, international project, Republic of Karelia
References
1. Ambrose, I., Balmas, S., Barragán Iturriaga, A. 2013, Accessible Routes in Historical Cities: Best Practice Guide, European Foundation Centre, Brussels, Belgium. p. 38.
2. Baltic Culture and Tourism Route Fortresses, 2007, Results of trans-national cooperation in INTERREG-III-B project 2005—2007, Berlin, p. 146.
3. Batea (Bota), C.-M. 2014, Cross-border projects — means for sustainable tourism development along the Romanian-Hungarian border, Analele Universitatii din Oradea, Seria Geografie, no. 2, December, p. 134—142.
4. Cultural Routes of the Council of Europe, available at: http://culture-routes. net^sites/default/files/files/CR%20Brochure%20eng%20web_compressed.pdf (accessed 18.11.2016).
5. European Route of Brick Gothic, available at: http://www.eurob.org/index. php/Homepage;1/4 (accessed 18.11.2016).
6. Kovács, I., Nagy, G. 2013, Tourism in peripheric regions — the possibilities of thematic routes, Analele Universitatii din Oradea. Seria Geografie, no. 2, p. 220—228.
7. Project «Shtetl Routes. Vestiges of Jewish cultural heritage in cross-border tourism», available at: http://teatrnn.pl/kalendarium/node/1833/project_shtetl_routes_ vestiges_of_jewish_cultural_heritage_in_cross_border_tourism (accessed 24.01.2017).
8. Raikkonen, Ju., Honkanen, A. 2015, The Helsinki-Tallinn tunnel — possibilities for Finnish and Estonian tourism, Baltic Rim Economies, no. 4, p. 33.
9. The European cycle route network EuroVelo, 2012, European Parliament's Committee on Transport and Tourism, European Union, Brussels, p. 190.
10. The official Central and Eastern European Greenways website, available at: http://www.greenways.by/index.php?content&id=32&lang=ru (accessed 24.01.2017).
11. The official Iron Curtain Trail website, available at: http://www.ironcurtain trail.eu/en/index.html (accessed 24.01.2017).
12. Alexandrova, A. Yu. 2015, The Silk Road; the geopolitical, geographic and economic aspects of designing cross-border tourism route, Nauki o Zemle. Nauka. Innovacii. Tehnologii [Earth sciences. Science. Innovation. Technologies], no 2, p. 68—77. (in Russ.)
13. Andreev, V. A., Ostropol'tsev, S. Yu. 2016, International transportation routes as a factor of the trans-border clusters emergence. The Territory Of New Opportunities, The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, no. 2, p. 14—22. (in Russ.)
14. Balykova, E. The "Blue road" — our favourite project, available at: http:// monuments.karelia.ru/o-centre/25-letie-centra/jubilejnaja-gazeta/golubaja-doroga-nash-ljubimyj-proekt/ (accessed 27.01.2017). (in Russ.)
15. Belarus and Russia plan to create a 500-kilometer-long tourist route "to the reserved places Lakeland." The official website of the Embassy of the Republic of Belarus in the Russian Federation, available at: http://embassybel.ru/news/7c7dbd1 dd8a0.html (accessed 24.01.2017). (in Russ.)
16. The water route "Trade route Navinskogo merchant", available at: http:// seb-park.ru/blogs/?page_id=124 (accessed 18.11.2016). (in Russ.)
17. Kaliningrad Region and Poland will develop a common tourist routes, available at: http://kgd.ru/news/polsha/item/59360-dlya-kaliningradskoj-oblasti-i-polshi-razrabotayut-obshhie-turisticheskie-marshruty (accessed 24.01.2017). (in Russ.)
18. Information on the implementation of international projects in the field of tourism in the Republic of Karelia. The official internet-portal of the Republic of Karelia Karelia, available at: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/ Devel-opment/Tourism/tourproj.html#04 (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
19. Web mapping — Google maps, available at: https://www.google.ru/maps? source=tldsi&hl=ru (accessed 07.08.2017).
20. Royal Road. Vyborg Information and Travel Portal, available at: http:// www.vbrg.ru/articles/korolevskaja_doroga/ (accessed 18.11.2016). (in Russ.)
21. Kropinova, E. G. 2014. Project "Crossroads 2.0" in the creation of the cross-border tourism region in the South-Easten Baltic area, Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal [Pskov regionologicheksy journal], no. 17, p. 53—59.
22. Kropinova, E., Anokhin, A. 2014, The Development of New Trans-border Water Routes in the South-East Baltic: Methodology and Practice, Balt. Reg., Vol. 6, no. 3, p. 121—136. doi: 10.5922/2079-8555-2014-3-11.
23. Kropinova, E. 2013, More documents from Kropinova, Elena More documents from Baltic Region Export to your Reference Manger Please Copy & Paste Bibtex-Export Endnote-Export Display Statistics Weiterempfehlen Bookmark and Share Cooperation between Russia and the EU in the field of innovative development of tourism: the case of the Lithuania — Poland — Russia cross-border cooperation programme, Balt. Reg., Vol. 5, no. 4, p. 48—57. doi: 10.5922/2079-85552013-4-5.
24. Pomorova, S. B., Shishina, M. Yu. (eds.) 2011, Mezhdunarodnyj turistich-eskij marshrut na transgranichnoj territorii «Zolotoe kol'co Altaya» [International tourist route on the cross-border area "Golden Ring of Altai"], Barnaul, p 95. (in Russ.)
25. International tourist route "The Great Tea Road: Manchuria — Siberia" will pass through Chita, Ulan-Ude and Irkutsk, available at: http://mkrf.ru/press-center/ news/ministerstvo/v-chite-budet-dan-start-turistskomu-transgranichnomu-zhelezno dorozhnomu-marshrut (accessed 18.11.2016). (in Russ.)
26. Museums and cultural attractions on the international route "Blue Road" in Karelia, available at: http://kgkm.karelia.ru/site/section/287 (accessed 18.11.2016). (in Russ.)
27. Norwegian Hurtigruten shipping lines plan to launch a ferry to Murmansk, available at: http://www.ratanews.ru/news/news_19022014_3.stm (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
28. Otchet o nauchno-issledovatelskoy rabote po okazaniyu uslug po provede-niyu issledovaniya po monitoringu razvitiya turizma v Respublike Kareliya i razra-botke srednesrochnogo plana nauchnykh i marketingovykh issledovaniy v sfere turizma v Respublike Kareliya [The report on research work to provide services for conducting research on the development of tourism in the monitoring of the Republic of Karelia and the development of the medium-term plan for scientific and marketing research in the sphere of tourism in the Republic of Karelia], 2016, Institute of Economics of Karelian Research Centre of RAS, Petrozavodsk, p. 112. (in Russ.)
29. The official website of the project «Mining Road», available at: https://mi ningroads.ru/ (accessed 18.11.2016).
30. The official website of the project «White road», available at: http://old. nko-karelia.info/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0% BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0.html (accessed 18.11.2016).
31. Megem, M. E., Anokhin, A.Y., Spiriajevas, E. (eds.) 2015, CROSSROADS. New water tourist routes within cross-border area of Poland, Lithuania and Russia, adjacent to the Curonian and Vistula lagoons, catalogue, Kaliningrad, 312 p.
32. Petersburgers have presented a new international tourist route, available at: https://ok-inform.ru/obshchestvo/kultura/64413-peterburzhtsam-predstavili-novyj-me zhdunarodnyj-turisticheskij-marshrut.html (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
33. EU cross-border cooperation programs Russia, available at: http://rus-eu-culture.ru/rf/enpi-cbc/ (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
34. CBC Programme EU — Russia. Ministry of Economic Development of Russia, available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/mps/programs/ (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
35. Rumyantsev, P. Marshruty druzhby: Latviya —EHstoniya —Rossiya [Routes of the friendship Latvia — Estonia — Russia], available at: http://www.rstnw. ru/marshrutyi-druzhbyi-latviya-estoniya-rossiya-chast-i.html (accessed 18.11.2016). (in Russ.)
36. Stepanova, S. V. 2016, General Trends and Features of Tourism Infrastructure Development in Russia's Regions, Moscow University Economics Bulletin, no 3, p. 68—84.
37. Stepanova, S. V. 2014, Cross-border Tourism in the Russian Northwest: General Trends and Features of Development, Balt, Reg., Vol. 6, no. 3, p. 109—120. doi: 10.5922/2079-8555-2014-3-10.
38. The tourist route "The Island of the two rivers", 2013, available at: http:// fuyuan.ru/3204/ (accessed 02.02.2017). (in Russ.)
39. A fascinating journey through the Via Hanseatica, available at: https:// euro-pulse.ru/euroexpress/uvlekatelnoe-puteshestvie-po-via-hanseatica (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
40. Finns intend to open the tourist water route from Krasnoyarsk to Finland, available at: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=543200 (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
41. Chub, M. A. 2012, Heilongjiang Amur region: projects and prospects of international tourism, Evrazijskaya integraciya: ehkonomika, pravo, politika [Eurasian integration: economics, law, politics], no. 12, p. 69—74. (in Russ.)
42. Shekov, V. A. 2015, Geological, mining and industrial heritage of Finnish Karelia. Cross-Border Cooperation Programme project ENPI CBC "Karelia" KA 334 "Mining road", Trudy Karel'skogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences], no. 7, p. 205—210. (in Russ.)
43. The Cultural Heritage of the Silk Road on the Map, available at: http://ru. unesco.org/silkroad/interactive-map-of-the-silk-road (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
44. Shorohov, E.A., Gromov, V.V., Chervyakov, O.V., Shlyamin, V. A. 2001, Mezhdunarodnyj opyt razvitiya turizma v rossijskoj chasti Barenceva Evro-Arkti-cheskogo regiona [International experience in the development of tourism in the Russian part of the Barents Euro-Arctic Region], Petrozavodsk, p. 23. (in Russ.)
45. Eco-efficient technologies along the "Blue Road", available at: http:// north-centre.ru/file.php/id/f5520-file-original.pdf (accessed 14.02.2017). (in Russ.)
The author
Dr Svetlana V. Stepanova, Researcher, the Department of Regional Economic Policy, the Institute of Economics, Karelian Research Center, Russian Academy of Sciences, Russia.
E-mail: svkorka@mail.ru
To cite this article:
Stepanova S.V. Cross-Border Tourist Routes: The Potential of Russia's NorthWest, Balt. Reg., Vol. 9, no. 4, p. 129—151. doi: 10.5922/2074-9848-2017-4-7.