Джураев Фаррух Маруфжонович,
кандидат экономических наук, старший преподаватель ТГУПБП Садриддинов Алиджон Шодиевич,
старший преподаватель Института экономики и торговли ТГУК
К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА
Переходный период в Республике Таджикистан представляет собой сложный процесс, в ходе которого все отрасли экономики должны быть переориентированы в соответствии с рыночными принципами. Политика экономических реформ, направленная на ускоренную либерализацию, разрушила действовавшие механизмы государственного регулирования экономики, что обусловила насущную потребность в осмыслении целей, деятельности, методов регулирования субъектов экономики в новых экономических и политических условиях. Кроме того, остается востребованным научный поиск путей преодоления создавшегося положения и необходимость пересмотреть идеи, вытекающие из истории экономической мысли.
Одной из таких идей является идея мультипликатора. Базовая экономикоматематическая модель мультипликатора известна достаточно давно, и сама мультипликативная теория претерпела значительные эволюционные преобразования, будучи дополнена важнейшими экономическими параметрами. Экономической науке известна целая система мультипликаторов, охватывающих различные цели и инструменты экономической политики. Термин «мультипликатор» впервые введен в 1931 г. английским экономистом Р.Ф. Каном1 для обоснования организации общественных работ как средства выхода из экономической депрессии и сокращения безработицы. Он продемонстрировал, что государственные затраты на организацию общественных работ не только приводят к созданию рабочих мест, но и стимулируют увеличение потребительского спроса, тем самым способствуя росту производства и
1 Кан Р.Ф. Связь инвестиций домохозяйств и безработицы (The Relation of Home Investment to Unemployment), пер. с англ. - М.: ООО Вильямс, 1931, с.43-71.
занятости в целом по экономике. Позже учитель Р. Ф. Кана, Дж. М. Кейнс1, сформулировал теорию мультипликативных эффектов в экономике, выделив (помимо мультипликатора занятости) мультипликаторы доходов и инвестиций. Кейнсианская модель мультипликатора была дополнена, в частности, предложенным Афтальоном и Дж. М.Кларком2 принципом акселерации. Их модель получила название модели мультипликатора-акселератора. В дальнейшем теорию мультипликатора развивали Р. Харрод, Э. Хансен П. Саму-эльсон, Дж. Хикс и другие экономисты.
Достоинством мультипликативных связей, имеющих место в экономике, являются сравнительно малые величины входных (экзогенных) переменных. Собственно, они и составляют инструменты государственной экономической политики. И, наоборот, результатом мультипликативных эффектов выступают значительные выходные величины экономических переменных, составляющие цели этой политики. Вместе с тем надо помнить, что мультипликативные связи действуют в обоих направлениях, а потому воздействия названных инструментов могут не приблизить, а отдалить нас от поставленных целей, будучи усиленными всё тем же мультипликатором.
Эффект мультипликации доходов (выпуска продукции) нельзя понимать как производственный эффект, при котором производство увеличивается в результате ввода в эксплуатацию нового оборудования. Генератором положительных мультипликативных эффектов являются автономные расходы, то есть не зависящие от текущего дохода. И неважно, с точки зрения валового выпуска, каким видом автономных расходов - инвестиционными, потребительскими или государственными - вызван этот прирост, важны их объём и величина предельной склонности к потреблению в обществе. Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальные затраты.
Наиболее часто встречающийся в литературе способ расчета мультипликатора основан на сопоставлении статистических данных о том, насколько величина исследуемого экономического показателя изменяется в зависимости от динамики другого экономического показателя. Несмотря на простоту, метод носит скорее теоретический характер. Задачи оценки влияния объемов производства и капитальных вложений в рамках одной из отраслей на все народное хозяйство в целом возникают достаточно часто. Например, при
1 Кейнс Дж.М. Средства процветания (The Means to Prosperity), 1933; Общая теория занятости, процента и денег (General Theory of Employment, Interest and Money), -М.: ТЕИС, 1936, с. 132-160.
2 Кларк Дж. М. Экономика общественных работ (The Economics of Planning Public Works), пер. с англ. - М.: ООО Вильямс, 1935, с. 81-102.
определении приоритетных направлений государственной поддержки в условиях бюджетных ограничений, можно предположить, что практикующие экономисты-исследователи согласятся с тем, что задачу оценки макроэкономических последствий реализации мероприятий в области экономической политики желательно решать в рамках соответствующих модельных построений, рассматривающих экономику на разных уровнях агрегации. Явными преимуществами в данном случае обладают динамические модели, позволяющие не только определять основные показатели развития экономики, но и получить представление о том, за счет каких факторов и как будет формироваться траектория экономического развития.
Развертывание внешнеэкономических связей является важным фактором экономического роста. Её важность состоит ещё и в том, что в связи с объявленной Правительством Республики Таджикистан политикой «открытых дверей»1, экономика страны является объектом открытой экономики. В этих условиях состояние национальной экономики республики сильно связано с конъюнктурой мировой экономики.
Ежегодный прирост ВВП тесно связан с изменением объема экспорта и импорта. Так, например в 2010г. объем ВВП увеличился более чем в 2,4 раза, внешнеторговый оборот в 1,7 раза, объем экспорта - в 1,3 раза, объем импорта в 1,9 раза. Как свидетельствуют данные, увеличение объема ВВП тесно связано с ростом внешнеэкономической деятельности страны.
До 2007 года удельный вес внешнеторгового оборота к ВВП составлял более 100%, что говорит о высоком уровне открытости экономики, однако с наступлением мирового кризиса этот показатель снизился (см. таблицу 1.)
Основные показатели Таблица 1. внешнеэкономической деятельности РТ*
№ Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 0 5 00 22
1. ВВП, млн. долл. 2335,6 2859,4 3719,7 5219,9 5019,2 5657,5 242,2
2. Внешнеторговый оборот, млн. долл. 2238,5 3124,4 4015,3 4681,3 3579,9 3851,6 172,1
3. Удельный вес к ВВП, % 95,8 109,1 107,9 84,7 71,3 68,0 -30
4. Объем экспорта, млн. долл. 908,7 1399,0 1468,1 1408,7 1010,3 1194,7 131,4
5. Удельный вес к ВВП, в % 38,9 48,9 39,5 26,9 20,1 21,1 - 45
1 Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе, 2011.
6. Объем импорта, 1330,1 1725,4 2547,2 3272,6 2569,6 2656,9 199,7
млн. долл.
7. Удельный вес к 56,9 60,3 68,4 62,7 51,2 46,9 -17
ВВП, в %
* Источник: Расчеты авторов по статистическому сборнику Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011, с.580-585.
В последние годы (с 2008 по 2010 гг) резко снизилась доля экспорта в ВВП, и за анализируемый период этот показатель уменьшился на 45%. Уменьшение объема экспорта, естественно, означает уменьшение объема ВВП как автономного расхода в структуре ВВП. Это привело, соответственно, к уменьшению объема импорта (см. таблицу 2).
Уменьшение объема ВВП связано также с отрицательной сальдо внешнеторгового оборота страны. Как видно из данных таблицы 2, за анализируемый период объем отрицательного сальдо (превышение импорта над экспортом) увеличился больше чем в 3,4 раза. Или в 2010 г объем импорта превышал объем экспорта в 2,2 раза, составил 68,9% объема внешнеторгового оборота. В этих условиях происходит утечка доходов из республики и уменьшение объема ВВП.
Таблица 2.
Соотношение экспорта и импорта в Республике Таджикистан
Годы Экспорт Импорт Сальдо
2005 908,7 1330,1 - 421,4
2006 1399,0 1725,4 -326,4
2007 1468,1 2547,2 -1079,1
2008 1408,7 3272,6 -1863,9
2009 1010,3 2569,6 -1559,3
2010 1194,7 2656,9 -1462,2
Источник: Статистический сборник Агентства по статистике при Президента Республики Таджикистан. -Душанбе, 2011, с.580-585.
Тем не менее, экономический анализ развития внешнеэкономических связей требует определить их влияние на развитие экономики страны. Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и ВНП экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора. Суть эффекта мультипликатора сформулирована следующим образом: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальные затраты. Следовательно, экспорт и импорт, как и другие составляющие
совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Прежде всего экспорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Первоначальное изменение экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта (Мх) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS): Mx=1/MRS=1/(l—MRC).
Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы: ВНП=Мр(Х).
Так, допустим, экспортные заказы на сумму 100 тыс. сомони размещены на сухофрукты. При предельной склонности к потреблению, равной 3/4, работники предприятий АПК, получивших экспортный заказ, израсходуют
0,75 своих доходов на потребительские товары. Первоначальное изменение экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, даёт эффект многократного усиления первоначального изменения. В нашем примере при предельной склонности к потреблению % (0,75) мультипликатор равен 4 (1/(1-075) ). Эффект от экспортного заказа в 100 тыс. сомони . составит 400 тыс сомони, из которых 300 тыс. сомони связаны с вторичными потребительскими расходами. Но международная торговля - это не только экспорт, но и импорт. Упомянутые выше производители сухофруктов, возможно, предпочтут часть полученных ими 100 тыс. сомони израсходовать на потребительские товары, произведённые не в республике, а в Китае. Иначе говоря, если часть полученного экспортного дохода идёт на импорт, то внутренняя покупательская способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям. Это очевидно из формулы, в которую импорт входит с отрицательным знаком:
Y=C+I+G+X-M,
где Y - национальный доход;
C-потребление;
I - инвестиции;
G - государственные доходы;
X - экспорт;
M - импорт.
Мы можем анализировать импорт аналогично функции сбережения. Введём понятие предельной склонности к импорту (MRM) как изменение
объёма импорта к изменению дохода. И тогда формула мультипликатора примет вид:
Мр=1/МЕ^+МКМ.
Влияние изменения экспорта с учётом импорта на изменение объёма производства можно описать формулой:
Y=1/(MRS+MRM)*X.
Предположим, что в нашем примере MRM=1/4. иначе говоря, 0,25 каждого сомони дополнительного дохода пойдёт на покупку товаров китайского производства. Мультипликатор в этом случае: 1/0,25+0,25=2, т.е. доходы от экспорта приведут к эффекту мультипликационного расширения вследствие роста вторичных внутренних расходов, но последние будут меньше, чем в ситуации с отсутствием импорта.
Внутренние расходы и чистый экспорт (ЫХ) связаны между собой формулой:
NX=Y- (в+Г+С).
Данное равенство показывает, что значение чистого экспорта (положительное или отрицательное) зависит, в частности, и от разницы между объёмом внутреннего производства и внутренними расходами. Если расходы превышают совокупный доход, то недостающую разницу приходится импортировать. В том случае, когда совокупный больше внутренних расходов, разница может быть экспортирована. Иначе говоря, проблемы равновесия внешнего (достижение сбалансированности внешних расчётов) и внутреннего (когда равновесный ВНП близок к потенциальному) тесно переплетены. Инструменты регулирования внутреннего равновесия (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика) оказывают непосредственное воздействие на внешнеэкономическое равновесие, что, в свою очередь, связано с валютным регулированием, в частности, с тем, какая система установления валютных курсов (плавающая или фиксированная) используется в национальной экономике.
Таким образом, использование метода оценки мультипликативных эффектов расширяет диапазон возможностей в применении межотраслевого макроэкономического инструментария, позволяет учитывать воздействие структурных характеристик развития экономики и его внешнеэкономическое направление на ключевые макроэкономические показатели. Описанный подход к анализу мультипликативных эффектов может применяться для экспертных оценок в рамках диалога между бизнесом и государственной властью, при обсуждении налоговой и таможенно-тарифной политики и т.д., а также при определении значимости конкретных крупных инвестиционных проектов. Оценки возможного народнохозяйственного эффекта от реализации инвести-
ционного проекта в направлении обеспечения экспортной продукции могут оказаться полезными для представителей бизнеса в качестве аргумента в дискуссии о возможных объемах административной или финансовой поддержки со стороны государства. Для определения мультипликативных эффектов от реализации инвестиционных проектов следует опираться на информацию из технико-экономического обоснования. В связи с этим к объему и качеству информации о параметрах реализуемого проекта должны предъявляться четкие требования. Концепции мультипликатора внешней торговли и предельной склонности к импорту не являются новыми, так как идеи, лежащие в их основе, можно проследить в истории экономической мысли прошлого. Она была выдвинута Кейнсом. Однако в основе ее лежит старая идея. Увеличение импорта, вызванное ростом доходов, является неотъемлемой частью классической модели международной торговли.
Дальнейшее нововведение состоит в основном в допущении довольно постоянного соотношения между изменениями в доходах и в импорте. Традиционная теория не пытается установить наличие устойчивого соотношения, но утверждает, что пропорция, в которой изменения в доходах вызывают изменения в импорте, зависит от многих других факторов, в том числе и от объема занятости в стране, и что поэтому вопрос о том, на какой фазе цикла это происходит, имеет важное значение. Если достигнут большой объем занятости (близкий к высшей точке цикла), то рост доходов приведет к более резкому увеличению импорта, нежели в том случае, когда имеет место сильный застой и безработица.
Таким образом, новые теории международной торговли пытаются анализировать в конкретном плане следствия, переходя от одного состояния равновесия к другому, тогда как традиционные теории занимались больше описанием состояний равновесия и были склонны преуменьшать переходные процессы:
1) непосредственные эффекты, связанные с ростом производства в секторе; 2) дополнительные эффекты за счет межотраслевых связей; 3) эффекты от распределения доходов.
Использование мультипликаторов для анализа эффективности отдельных видов экономической деятельности связано и с некоторыми трудностями. Во-первых, с течением времени в структуре экономики происходят изменения, и мультипликатор, рассчитанный в условиях конкретного года, не применим для динамических оценок вклада сектора в экономический рост. Во-вторых, использование инвестиционного мультипликатора базируется на предположении, что эффект от вложения средств в основной капитал будет распределен на всем горизонте службы вводимых мощностей. В-третьих, с расчетом самих мультипликаторов есть явные методические проблемы.
Радикально решить вопрос об оценке вклада отдельного сектора в экономический рост позволяет динамическая межотраслевая модель, но использование сложных моделей, как правило, сопровождается некоторой потерей прозрачности счета. В связи с этим необходимо «усовершенствовать» статическую модель межотраслевого баланса, известную также как «модель Леонтьева»1 (с. 183-210). В действительности, одним из оптимальных
инструментов для решения поставленной задачи является межотраслевой баланс. Использование инструментария, основывающегося на таблицах «Затраты - выпуск», позволяет учесть не только прямые, но и косвенные эффекты изменений объемов производства и конечного спроса не только по отраслям, но и по внешнему сектору, также позволяет оценить изменения в структуре формирования доходов в экономике. Наличие информации о производстве, распределении продукции и образовании добавленной стоимости делает межотраслевой баланс уникальным инструментом анализа межотраслевых и внешнеэкономических взаимодействий. Поскольку при этом соблюдается равенство валовых выпусков как по строке (распределение продукции), так и по столбцу (структура затрат), возникает возможность анализировать последствия изменения ситуации в одном секторе экономики на другие секторы и экономику в целом.
Список литературы:
1. Кан Р.Ф. Связь инвестиций домохозяйств и безработицы (The Relation of Home Investment to Unemployment), пер. с англ. - М. : Вильямс, 1931.
2. Кейнс Дж. М. Средства процветания (The Means to Prosperity), 1933; Общая теория занятости, процента и денег (General Theory of Employment, Interest and Money), -М. : ТЕИС, 1936.
3. Кларк Дж.М. Экономика общественных работ (The Economics of Planning Public Works), пер. с англ. - М. : Вильямс, 1935.
4. Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011.
5. Лисин, В.С. Узяков, М.Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. - М. : Теис, 2002.
1 Лисин В.С, Узяков М.Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. - М.: Теис, 2002.
Ф.М. Джураев, А.Ш. Садриддинов
К вопросу о теории внешнеторгового мультипликатора
Ключевые слова: мультипликатор, внешнеторговый мультипликатор, влияние изменения экспорта, мультипликативный эффект.
Переходный период в Республике Таджикистан представляет собой сложный процесс, в ходе которого все отрасли экономики должны быть переориентированы в соответствии с рыночными принципами. Базовая экономико-математическая модель мультипликатора известна достаточно давно. Достоинством мультипликативных связей, имеющих место в экономике, являются сравнительно малые величины входных (экзогенных) переменных.
Тем не менее, экономический анализ развития внешнеэкономических связей требует определить их влияние на развитие экономики страны. Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и ВВП экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.
F.M. Djuraev, A. Sh. Sadriddinov To the Issue of the Theory of Outward Trade Multiplicator
Key words: multiplicator, outward trade multiplicator, the influence connected with export
change, multiplicative effect
The transitional period in Tajikistan Republic is a complicated process in the course of which all branches of economy are bound to be reoriented in pursuance with market principles. The basic economico-mathematical model of a multiplicator has been known for a considerably long time.The merits of multiplicative ties in economics should be imputed to comparatively small magnitudes of entering (exogenic) variables.
Nevertheless, an economic analysis of the development of outward economic ties reqnires to determine their influence upon the development of economy in the country. The economic theory elaborated the model of an outward commercial multiplicator used in practice, it gives a quantitative appraisal of outward trade influence upon the growth of national revenue and GDP.