Научная статья на тему 'Трансформация тувинских игр в современных условиях (на примере хореографического искусства)'

Трансформация тувинских игр в современных условиях (на примере хореографического искусства) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
418
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ИГРА / FOLK GAME / ПРАЗДНИК / HOLIDAY / ТУВА / TUVA / ТАНЕЦ / DANCE / ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / STAGE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майны Шенне Борисовна

В статье рассматривается интерпретация традиционных игр и танцевально-игровых элементов тувинцев в хореографическом искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE TUVAN GAMES IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF CHOREOGRAPHIC ART)

The article deals with the interpretation of traditional games and dance-playing elements of Tuvans in choreographic art.

Текст научной работы на тему «Трансформация тувинских игр в современных условиях (на примере хореографического искусства)»

5. Dalaj-Lama XIV. Bolshe chem, religiya. Etika dlya vsego mira. M.: Fond "SokhranimTibet", 2016. 224 s.

Тензин Чодураа Мочак-Хаевна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник сектора социологии и политологии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, г. Кызыл, e-mail: tenzinchoduraa@gmail.com

Tenzin Choduraa Mochak-Haevna - candidate of sociological sciences, leading researcher of the sector of sociology and politology of Tuvan institute of humanitarian and applied socioeconomic research, Kyzyl, e-mail: tenzinchoduraa@gmail.com

УДК 008

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУВИНСКИХ ИГР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА)

Майны Ш.Б.

Тувинский государственный университет, Кызыл

TRANSFORMATION OF THE TUVAN GAMES IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF CHOREOGRAPHIC ART)

Mainy S. B.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается интерпретация традиционных игр и танцевально-игровых элементов тувинцев в хореографическом искусстве.

Ключевые слова: народная игра, праздник, Тува, танец, хореография, сценическое искусство.

The article deals with the interpretation of traditional games and dance-playing elements of Tuvans in choreographic art.

Keywords: folk game, holiday, Tuva, dance, choreography, stage art.

Развитие цивилизации в начале XXI в. характеризуется сложными и диалектически противоречивыми процессами, важнейшим вектором которых выступает глобализация. Последней присущи такие явления, как культурный универсализм, унификация, вестернизация. Другой стороной глобализации является стремление к регионализации и локализации культур. В глобализирующемся мире традиционные культуры воспринимаются как фундаментальные опоры, способные противостоять нивелированию и унификации культурных ценностей. Для выявления специфичности культуры того или иного народа следует обратить внимание на регионы, которые в течение столетий создавали и бережно хранили своеобразные национальные традиции.

В Российской Федерации одной из таких территорий является Республика Тыва (Тува). Тува - уникальный регион Центральной Азии, отличающийся многообразием культурных традиций и вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфические культуру и мировоззрение, во многом

архаичные, а также самобытные традиции. Культура тувинского народа характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится и праздничная культура.

Праздничная культура тувинцев восходит своими корнями к традиционным истокам, остающимся ее ядром и питательной средой для развития. Она представляет собой сложный по содержанию, морфологии и динамике феномен, в котором отражаются быт, традиции, религиозные культы, важнейшие даты истории тувинского этноса, современный общероссийский праздничный календарь.

Одним из основных элементов праздничной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются народные игры. Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа придавали его играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от игр других этносов. Однако до сих пор народные игры Тувы - их история, развитие и трансформация -остаются мало или недостаточно изученной областью традиционной праздничной культуры. Изучение народных игр тувинцев в культурологическом аспекте находятся лишь в начальной стадии [1].

Необходимо отметить, что в настоящее время продуктивная интерпретация народных игр в хореографии возможна только благодаря глубокому проникновению в игровую культуру, знанию ее теоретических, историко-генетических и культурно-семантических аспектов. Для осуществления трансформации народной игры в сценическое хореографическое произведение, - по мнению О.Б. Буксиковой, -балетмейстеру необходимо владеть основными приемами и навыками сценической трансформации танцевального фольклора, его обработкой, разработкой и стилизацией [2; 3].

Молодежный праздник Ойтулааш также нашел свое хореографическое воплощение в современных постановках. Так, в 1989 г. в репертуаре тувинского ансамбля песни и танца «Саяны» появилась композиция «Молодежные игры «Ойтулааша» в постановке ленинградских авторов: балетмейстера К. Рассадина и композитора П. Геккера. Игровая канва молодежного праздника Ойтулааш фактически легла в основу всей хореографической композиции [4, с. 108].

Необходимо отметить, праздник Ойтулааш, столь горячо любимый народом в прошлом, в настоящее время в Туве не проводится. Однако интерпретации народных игр этого праздника можно увидеть в современных сценических работах хореографов Тувы.

Тувинскому балетмейстеру-постановщику Ч. Санчай удалось средствами хореографии раскрыть на основе народных тувинских игр сущность, зрелищность и красоту праздника Ойтулааш. В 2003 г. была осуществлена постановка одноактного балета «9л-ле ыяшты хараача дээш». Это слова из народной песни, повествующей о выдаче родителями дочери замуж за нелюбимого без её согласия. Спектакль был поставлен силами Государственного ансамбля песни и танца Республики Тыва «Саяны». Герои балета - Девушка и Юноша встретились на празднике молодежи Ойтулааш. Юноша оказался самым ловким и удачливым во всех играх-

соревнованиях, чем и заслужил любовь Девушки. Однако родители девушки выдают ее замуж за другого молодого человека. И весь балет пронизан лирикой, тихой грустью и покорностью.

В балете показаны молодежные игры Ойтулааша - «Ак-Ыяш» (Белая палка), «Аскак-Кадай» (Хромая старушка), «Тевек» (почекушки), а также скачки, являющиеся одной из трех составляющих игр праздника Наадым, а также обряд сватовства.

Поэтичный сюжет, разворачивающийся вокруг свадебного обряда, воплощен через исключительно выразительную, мягкую пластику и оформлен с тонким художественным вкусом - как в плане сценографии, так и в плане музыкального сопровождения. Автор сама составила музыкальную композицию из различных номеров группы «Ят-Ха» и альбомов Сайын-Хоо Намчылак. Данная работа талантливого балетмейстера Ч. Санчай поддержана грантом Председателя правительства РТ деятелям культуры и искусства за создание музыкально-хореографической композиции с элементами тувинского музыкального фольклора [5, с. 153-154].

На основе традиционных тувинских игр таких как, «Аскак-Кадай» (Хромая старушка), «Аът чарыштырары» (скачки), «Чинчи чажырары» (спрятать бусинку), а также игр Ойтулааша, был осуществлена в 2008 г. дипломная работа выпускников института танца Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств под руководством заслуженного работника РФ и РБ И. М. Кулиевой: этноспектакль «Исцеление любовью». В дипломном проекте выпускников этой группы прослеживается глубокое знание народных игр и танцевальной культуры, мифологии тувинцев, ее сюжетного и философского содержания.

Изучению традиционных тувинских игр, танцев, обрядов, праздников уделялось большое внимание при подготовке студентов тувинской студии «Субудай» под руководством старшего преподавателя кафедры хореографии института танца Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств А.В. Тугай. Интересная дипломная работа - этно-балет тувинской студии «Субудай» -«Шынгыраа» была представлена на суд зрителей. В работе показаны танцевальные элементы народных игр «Аскак-Кадай», национальная борьба «Хуреш», праздник шерсти (Дук салыр) и обряд сватовства.

В 2010 г. была поставлена юбилейная программа государственного ансамбля песни и танца Республики Тыва «Саяны» под названием «В колыбели Саян и Танды». В постановке принимали участие специалисты Монголии и Тувы. Постановщиками танцев выступили заслуженный деятель искусств МНР Сухэбаатар, заслуженные артисты Тувы Ч. Санчай, А. Мандан-Хорлуу и др. Сценография главного художника Народного ансамбля Монгольской Народной Республики Чимэдцэрэна Урантуяа. Художник по костюмам - Заслуженный деятель искусств Тувы и Хакасии, лауреат Государственной премии Республики Тыва В. Донгак. Красочна постановка монгольского балетмейстера Сухэбаатора «Наадым» (национальная борьба, скачки, стрельба из лука) [6].

Примеры использования народных игр для постановки интересных танцев с ярко выраженным национальным тувинским колоритом можно наблюдать в творчестве молодого хореографа А. Мандан-Хорлуу. По мотивам традиционных игр

он создал ряд ярких самобытных танцев, которые действительно можно назвать народными. Это «Эр кижинин уш оюну - Три мужских игрища» (борьба, стрельба из лука, скачки), «Ойтулааш» (игра почекушки), «Наадым - праздник моей родины», где представлены все элементы народного праздника Наадым: танец кайгалов «Удальцы», борьба - хуреш «Моге салыкчылары», танец шамана.

Все постановки талантливого балетмейстера отличают глубокое знание игрового фольклора тувинского народа и неистощимая фантазия. Выступая в качестве балетмейстера, в этих хореографических композициях А. Мандан-Хорлуу очень тонко выстроил танцевальную драматургию, насытив ее подлинно народными элементами пластики, неожиданными находками и решениями.

На Международном танцевальном фестивале проходившем в 2011 г. корейском городе Чхонан, тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны» представил самобытные, красочные хореографические композиции с использованием элементов традиционных игр «Дошпулуурум», «Шаман», «Ойтулааш», «Эзир кара», «Шаман», «Звенящая нежность», «Воинский танец» [7].

Создание первого национального детского балета «Шыяан ам» (классическое восклицание - зачин при рассказывание тувинских сказок) было осуществлено в 2011 г. в рамках культурной программы, посвященной 90-летию образования Тувинской Народной Республики. Участниками балета явились воспитанники детской хореографической школы г. Кызыла и действующего в ней ансамбля классического танца «Алантос», а также студенты хореографического отделения Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола.

Уже его название «Шыяан ам» должно было заинтересовать зрителя. Это традиционная формула - волшебные слова тувинских сказителей, неоднократно повторяемые ими на протяжении всего рассказа и означающие начало и продолжение повествования. Народные сказки и легенды легли в основу либретто, написанного С. Монгуш и Р. Стал-оол. Балетмейстеру спектакля Р. Стал-оол удалось глубоко проникнуть в мир ребенка - героя этого произведения.

Действие первой картины балета, как и во многих других тувинских сказках, происходит возле прекрасного озера Сут-Холь, действие второй картины - на его дне: в подводном царстве хозяина озера могучего Кок-Буга - Сивого Быка. Здесь маленький Угер выдерживает три народных сказочных испытания и из неуклюжего слабохарактерного мальчика превращается в героя.

Действующие лица - мать Угера, его друзья, охранники Кок-Буга, барашки, жемчужины, рыбки, водоросли и злой дух Шулбус, который, конечно же, в результате борьбы с ним возмужавшего мальчика, оказывается побежденным [7; 8].

Одним из самых ярких эпизодов в балете стали народные игры тувинцев: стрельба из лука, борьба хуреш, скачки на лошадях. Балетмейстером в этом эпизоде была найдена своеобразная хореографическая лексика, интересные переходы. Здесь происходит взросление главного героя балета, посредством ритуальных игр он переходит в другой статус - борца за справедливость, свободу.

В детском национальном балете «Шыяан ам» древние сакральные игры стали символом преодоления героем своей физической и нравственной слабости,

символом, помогающим раскрыть духовный мир человека [10, с.159-162]. На VII Евроазиатском Международном конкурсе хореографов и балетмейстеров, прошедшем под патронажем Всемирного совета танца ЮНЕСКО в Новосибирске, детский национальный балет «Шыяан ам» занял IV место.

Народные игры и игровые элементы тувинцев нашли яркое преломление в музыкально-драматических спектаклях в творчестве молодых режиссеров Тувы. Например, ритуальные древние игры молодежного праздника «Ойтулааш» нашли свое достойное отражение и в музыкально-драматическом спектакле «Он-на бештин айдынында ойнап, хоглеп алыылынар» (Давайте же повеселимся в ночь полнолуния). Режиссер Тувинского национального музыкально-драматического театра им. В.Ш. Кок-оола М. Идам позволила взглянуть на древний молодежный праздник «Ойтулааш» не только как на молодежные ночные гуляния, бытовавшие в дореволюционной Туве, но и как на древнее ритуально-магическое действо, направленное на вызывание плодородия людей, земли и всего сущего на ней [11].

В 2013 г. на основе народных игр и их элементов молодой режиссер Тувинского государственного театра кукол А. Чадамба создал интересный спектакль «Шыяан ам». Замысел и сюжет спектакля имеет прочную связь с ритуалами и обрядами, легендами, преданиями и народными играми тувинцев. Многочисленные традиционные игры были представлены в спектакле почти в их «чистом» этнографическом виде, однако режиссер сумела избежать вариантности и повторности рисунков игровых композиций и, сохраняя народный дух, претворил их в спектакле обобщенно, опосредованно. Так, в спектакле постановщик с большой творческой фантазией использовал такие народные игры, как «аскак-кадай» (хромая старушка), «тевек» (почекушки), «кажык» (игра в кости) и др.

В Тувинском национальном театре им. В. Кок-оола молодым балетмейстером Ж.К. Демчик на основе молодежного праздника Ойтулааш осуществлена интересная, задорная композиция с песнями и играми с тем же названием. Благодаря реконструкции и трансформации в хореографии и театральном действии народные игры молодежного праздника Ойтулааш сохранились для нового поколения тувинцев.

Успешно осуществляют постановку танцев на основе народных игр тувинцев и молодые хореографы, выпускницы Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Ж.К. Намчын-оол (Демчик), Ш.Б. Майны и А.И. Хертек. На кафедре хореографии этого учебного заведения долгое время функционировала учебно-исследовательская лаборатория «Традиционная танцевальная культура народов Сибири и Севера» под руководством профессора О.Б. Буксиковой. Одним из основных направлений деятельности лаборатории было изучение традиционных игр народов Сибири, выявление их генезиса, семантики и применение методики их трансформации в сценических хореографических произведениях.

Новую свежую струю внесла в развитие детского тувинского народного танца выпускница института танца Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств А.И. Хертек, руководитель детского хореографического ансамбля «Дембилдей», который с большим успехом выступает со своим репертуаром на многих престижных международных, всероссийских, республиканских конкурсах, фестивалях. Интересны и красочны хореографические детские постановки молодого

балетмейстера, такие как, «Праздничная сюита», «Эдирээлиг кыстар», «Шахматы» и др. В композиции «Шахматы» интересны танцевальные переходы, рисунки присущие тувинским играм - шахматам. Изучая этнографические материалы в архивах, беседуя со знатоками и носителями традиционной культуры, молодой преподаватель по крупицам собирает традиционные танцевальные движения, элементы народных игр и вплетает их в канву тувинского танца, добиваясь законченности, яркости и самобытности своих хореографических произведений.

Особое место в национальной сценической хореографии занимает трансформация народных игр в детских танцах. Удачным примером использования простой игры состязательного характера для постановки танца является, на наш взгляд, опыт тувинского хореографа В.К. Ооржак. В танце воспроизведена народная игра «тевек», известная русским под названием «почекушки».

На основе этой игры балетмейстер создал самобытный народно-сценический танец, который передает действия игроков - подбрасывания жестки ногой и отбивание ее руками. Балетмейстером была найдена интересная лексика, оригинальные рисунки, весь танец пронизан детской непосредственностью и наивным теплым отношением к окружающему миру.

Можно считать, что некоторые народные игры тувинцев сохранились благодаря слиянию с хореографическим искусством, имеющим целый ряд факторов, способствующих длительному сохранению его во времени. Движения игры, сливаясь танцевальными движениями, приобретают новые качества: становятся ритмичными, эмоционально насыщенными, т.е. игра переходит в творческий акт.

На примере тувинской национальной хореографии и выявляется динамика трансформации народных игр в различных формах сценической хореографии: хореографической композиции, танцевальной сюите, вокально-хореографической картине, в национальном этно-балете.

Таким образом, развитие народной хореографии, драматургии в Республике Тыва тесно связано с самобытной игровой культурой. Народные игры, носившие ярко выраженный пластический характер, имеющие достаточно сложную композицию и представляющие собой танцевальное действо с игровыми элементами, стали основой для народного танца и спектаклей. Обогатив эти танцы-игры в лексическом и драматургическом плане, балетмейстеры, режиссеры воплотили их в сценических постановках. Обогащенные творческой фантазией тувинских балетмейстеров, режиссеров народные игры нашли свое преломление не только в ярких, самобытных, национальных танцах, но и в разных видах народно-сценической хореографии: танцевальных, вокально-хореографических сюитах, хореографических картинах, в детских тувинских балетах, а также в музыкально-драматических спектаклях.

Библиографический список

1. Майны Ш.Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ: дисс. ... к. культурологии: 24.00.01. Кемерово, 2014. 172 с.

2. Буксикова О.Б. Традиционные игры бурят в конце Х1Х-ХХ вв. и опыт их трансформации в национальной хореографии. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2004. 138 с.

3. Буксикова О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2006. 148 с.

4. Ондар И.О. Тувинские обрядовые и игровые праздники как источник создания национального танца // Экология и этноэкологические традиции народов Центральной Азии: материалы Регион.науч. семинара, 30 июня - 3 июля 2009 г. Кызыл, 2009. С. 107-111.

5. Майны Ш.Б. Традиционные игры в молодёжном празднике тувинцев «Ойтулааш»: семантика и интерпретации в современных театрально-хореографических формах // Вестник ЧГАКИ, Челябинск, 2012. 2(30). С.151 - 154.

6. В честь празднования 40-летия юбилея тувинской государственной филармонии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tuvaonline.ru /2009/10/24/1715_sayany. |1М,свободный.

7. Международный фестиваль в Корее: Филиппины - 1 место, Узбекистан-2, Тува-3 [Электронный ресурс] http: //www.tuvaonline.ru/2011/10/04, свободный.

8. Антуфьева, Н.М. Подводная сказка озера Сут-Холь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centerasia.ru/issue/2011/47/4086-podvodnaya-skazka-ozera-sut-khol.html, свободный.

9. Кенин-Лопсан, М. Туве представлен новый балетный спектакль с участием юных танцоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tuvaonline.ru/2011/12/21/v-tuve-predstavlen-novyy-baletnyy-spektakl-s-uchastiem-yunyh-tancorov.html, свободный.

10. Майны, Ш.Б. Проблемы трансформации народных игр тувинцев в современном сценическом искусстве // Вестник ЧГАКИ, Челябинск, 2013. 2(34). С.159 - 162.

11. Ондур, С.М. Молодежь театра представляет ойтулааш [Электронный ресурс] / С.М. Ондур. - Режим доступа: http://www.tuvpravda.ru/archive/131-2009-12-08-02-29-31.html, свободный. Bibliograficheskiy spisok

1. MaynyiSh.B. Narodnyie igry i v traditsionnoy prazdnichnoy culture tuvintsev: istoriko-kulturologicheskiy analiz: diss. ... k. kulturologii: 24.00.01.Kemerovo, 2014.172 s.

2. BuksikovaO.B. Traditsionnyie igry i buryat v kontseXIX-XXvv. lopyitih transformatsii v natsionalnoy horeografii.Ulan-Ude: Izd.-poligr. kompleksVSGAKI, 2004. 138 s.

3. BuksikovaO.B. TransformatsiyavhoreografiitraditsionnyihigrnarodovSibiri.Ulan-Ude: Izd.-poligr. kompleksVSGAKI, 2006. 148 s.

4. Ondarl.O. Tuvinskie obryadovy ieiigrovyie prazdniki kak istochnik sozdaniya natsionalnogo tantsa // Ekologiyai etnoekologicheskie traditsii narodovTsentralnoyAzii: materialyiRegion.nauch. seminara, 30 iyunya 3 iyulya 2009 g. Kyizyil, 2009. S. 107-111.

5. MaynyiSh.B. Traditsionnyie igry i v molodYozhnom prazdnike tuvintsev «Oytulaash»: semantika i interpretatsii v sovremennyih teatralno-horeograficheskih formah // VestnikChGAKI, Chelyabinsk, 2012. - 2(30). - S.151 - 154.

6. Vchestprazdnovaniya 40-letiyayubileya tuvinskoy gosudarstvennoy filarmonii [Elektronnyiyresurs] Rezhimdostupa: http://www.tuvaonline.ru/2009/10/24/1715_sayany.html,svobodnyiy.

7. Mezhdunarodnyiy festival v Koree: Filippinyi - 1 mesto, Uzbekistan-2, Tuva-3 [Elektronnyiy resurs] http: //www.tuvaonline.ru/2011/10/04, svobodnyiy.

8. Antufeva N.M. Podvodnaya skazka ozera Sut-Hol [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.centerasia.ru/issue/2011/47/4086-podvodnaya-skazka-ozera-sut-khol.html, svobodnyiy.

9. Kenin-Lopsan M. Tuve predstavlen novyiy baletnyiy spektakl s uchastiem yunyih tantsorov [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tuvaonline.ru/2011/12/21/v-tuve-predstavlen-novyy-baletnyy-spektakl-s-uchastiem-yunyh-tancorov.html, svobodnyiy.

10. Maynyi Sh.B. Problemyi transformatsii narodnyih igr tuvintsev v sovremennom stsenicheskom iskusstve // Vestnik ChGAKI, Chelyabinsk, 2013. - 2(34). - S.159 - 162.

11. Ondur S.M. Molodezh teatra predstavlyaet oytulaash [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tuvpravda.ru/archive/131-2009-12-08-02-29-31.html, svobodnyiy.

Майны Шенне Борисовна - кандидат культурологии, доцент кафедры технологии и предпринимательства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: shenne85@mail.ru

Mayny Shenne Borisovna - candidate of cultural studies, associate professor of the Department of Technology and Entrepreneurship, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: shenne85@mail.ru

УДК 94 (57) (1-925.17/ 19)

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «ЭВОЛЮЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ»

Минаев А.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл

Мусин Ф.С.

Национальный институт бизнеса, Москва

PROBLEMS OF THE STUDY OF THE CONCEPT «EVOLUTION OF BORDER POLICY»

Minaev A.V.

Tuvan State University, Kyzyl Musin F.S.

National Business Institute, Moscow

В статье освещаются вопросы, связанные с рассмотрением феномена пограничной политики Российского государства. Проанализированы подходы к формированию концепта «эволюция пограничной политики».

Ключевые слова: пограничная политика; концепт, граница, внешние рубежи, Российское государство; безопасность, охрана границы.

The article highlights the issues related to the consideration of the phenomenon of the border policy of the Russian state. Analyzed ap-dy to the formation of «the evolution of border policy» concept.

Keywords: border policy; concept, border, external borders, the Russian state; security, guarding the border.

На современном этапе развития российской государственности стали формироваться основные приоритетные направления научного познания в области пограничной политики. Вопросы пограничной политики, ее понятийный аппарат, история и сущность стали предметом пристального изучения. В проведенных исследованиях сделаны попытки не только дать определение пограничной политики, но и рассмотреть ее место в государстве и влияние на обеспечение национальной безопасности или ее составной части - безопасности в пограничной сфере [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].

Сравнительный анализ определений пограничной политики в этих работах дает основание сделать вывод о глубоком научном подходе к интерпретации термина «пограничная политика». Однако, вникая в сущность этих понятий, следует отметить недостаточное, на наш взгляд, определение ее содержания. Спорным, на наш взгляд, является положение о том, что пограничная политика - составная часть внутренней и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.