22 (157) - 2010
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Е. М. ПУЧКОВА, кандидат экономических наук, доценткафедры бухгалтерского учета E-mail: [email protected] Ставропольский кооперативный институт (филиал) Белгородского университета потребительской кооперации
Рассмотрены особенности эволюции материально-технической базы розничной торговли, исследованы характерные черты ее развития в России, проанализирована динамика оборота розничной торговли в разрезе отдельных групп предприятий. Автором уделяется особое внимание экспансии иностранного капитала в оптовой и розничной торговле.
Ключевые слова: оборот розничной торговли, материально-техническая база, анализ, концентрация, трансформация, потребительский рынок, экспансия.
Внутренняя торговля, осуществляя посреднические функции между производством и потреблением, является главным условием эффективности деятельности экономики страны. В торговле создается 19,3 % валового внутреннего продукта (далее — ВВП) Российской Федерации, а численность работников отрасли составляет 11,7 млн чел., или 17,2% всехтрудовыхресурсов [3].
Торговля, осуществляя бесперебойное удовлетворение потребностей населения в товарах в широком ассортименте, поддерживает баланс между предложением и платежеспособным спросом, стимулирует работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, оказывает влияние на их эффективность и конкурентоспособность.
Торговые процессы весьма динамичны, подвержены влиянию экзогенных и эндогенных факторов, под влиянием которых изменяются
интенсивность их развития и структура. В то же время торговые процессы и их структура оказывают существенное влияние на рост ВВП, занятость трудовых ресурсов, степень удовлетворения потребностей населения и увеличение его свободного времени, улучшение условий труда и быта.
Торговля и общественное питание позитивно воздействуют на социальные условия, нравственность и духовность населения во всех отраслях и сферах деятельности.
Актуальность и значимость исследования данной проблемы обусловлена тем, что экономические реформы начала 1990-х гг. кардинально изменили тенденции торговых процессов, трансформировали их структуру. В частности, претерпели изменения структура оборота розничной и оптовой торговли по формам собственности, видовая, типовая и территориальная макро- и микроструктуры.
Господство частного капитала и интенсивное проникновение иностранных инвестиций в торговлю России придали развитию торговых процессов и структурным сдвигам стихийный, неуправляемый характер. Неконтролируемое развитие торговли и размещение розничных и оптовых предприятий оказывают негативное влияние на издержкоем-кость в сфере обращения, товарооборачиваемость, культуру и качество обслуживания населения. Между тем эффективность рыночной экономики и ее социальная ориентация предполагают
управление торговыми процессами на микро- и макроуровне экономическими методами. В решении данной проблемы определенный вклад могут внести исследования, проведенные в статье.
Начало кардинальным изменениям в развитии торговли положили институциональные преобразования в экономике страны, которые трансформировали структуру материально-технической базы торговли по формам собственности.
Доля предприятий частной формы собственности в 2007г. составила 95,2%, государственной и муниципальной — 0,7%, смешанной российской — 0,66%, прочих форм собственности — 3,38 %. Приватизация государственной и муниципальной собственности стала ядром институциональных преобразований. Она проходила особенно быстро и последовательно в торговле, внесла радикальные изменения в структуру материально-технической базы, создала условия для развития конкуренции на потребительском рынке.
Приватизация и разгосударствление оказали существенное влияние на динамику, характер развития и структуру оборота розничной торговли. Так, на первом этапе развития экономических реформ оборот розничной торговли характеризовался подъемами и спадами, а его объем в сопоставимых ценах увеличился всего на4 %.
Впервые за годы экономических преобразований, начиная с 2000 г., оборот розничной торговли страны в сопоставимых ценах приобрел тенденцию устойчивого роста, а его объем составил 10 086,6 млрд руб. в 2007 г. [2]. Темпы прироста оборота в этом периоде колебались в пределах от 8,8 до 16,1 % и характеризовались подъемами и спадами. Так, в 2000г. темп прироста составил 9,0%: в 2001г. — 11,0%, в2002г. — 9,8, в2004г. — 13,3, в2005г. — 12,8, в2006г. — 13,9, в2007г. — 16,1 %. Колебание темпов прироста оборота розничной торговли обусловлено противоречивыми процессами, происходящими в сфере обращения.
В то же время интенсивный рост оборота розничной торговли является следствием стабилизации экономики страны и повышения уровня жизни населения. Известно, что и доля непродовольственных товаров в макроструктуре оборота розничной торговли также характеризует уровень и качество жизни населения. Доля непродовольственных товаров в составе оборота розничной торговли увеличилась по сравнению с 1999г. на 3,2 процентных пункта и составила в 2007г. 55,0 %.
Негативной тенденцией в микроструктуре оборота розничной торговли следует считать пре-
имущественные темпы роста продажи алкогольных напитков и пива. Так, если оборот розничной торговли по сравнению с 1990 г. увеличился в 2,13 раза, оборот по непродовольственным товарам — в 2,43 раза, то по алкогольным напиткам и пиву — в 2,75 раза. В 2007 г. в России было продано водки и ликеро-водочных изделий 184,6 тыс. дкл., виноградных и плодовыхвин — 94,9тыс. дкл., коньяков — 8,9тыс. дкл., шампанского — 24,1 тыс. дкл., пива — 81,3 тыс. дкл. Заметно возросла в обороте розничной торговли доля табачных изделий. Традиционно высоким в рационе питания россиян остается потребление хлеба и картофеля. В расчете на душу населения в России потребляется 121 кг хлеба, 132 кг картофеля. В США эти показатели составляют соответственно — 90 и64кг,в Германии — 91и71кг.
Либерализация внешней торговли способствовала насыщению потребительского рынка России товарами высокого качества, более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения. Доля товарных ресурсов импортного производства в торговле увеличилась с 40 % в 2000 г. до 47 % в 2007 г. Негативная тенденция изменения структуры товарных ресурсов в торговле в определенной степени сдерживает развитие отдельных отраслей промышленности, АПК и создает реальную угрозу продовольственной безопасности страны.
В процессе экономических реформ структура материально-технической базы трансформировалась, и в статистическом учете в настоящее время выделяют ее следующие группы: крупные и средние организации, малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Группировка субъектов предпринимательства по масштабу деятельности существенно изменила распределение оборота розничной торговли по различным группам. С целью изучения динамики оборота розничной торговли в разрезе отдельных групп и изменения его типовой структуры использованы данные таблицы.
Оборот розничной торговли за исследуемый период по всем субъектам торговли увеличился в 3,2 раза. Однако в разрезе отдельных субъектов торговли темпы роста оборота розничной торговли не одинаковы. Сравнительный анализ динамики оборота розничной торговли свидетельствует о преимущественных темпах роста его в крупных и средних организациях. Так, если оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей увеличился на 11,2 %, малых предприятий — в 3,5 раза, то крупных и средних организаций и предприятий — в 6,1 раза. Неодинаковые темпы роста розничного
Основные показатели деятельности организаций и предприятий розничной торговли РФ
Показатель Год Темп изменения, в %
2000 2003 2005 2006 2003 к 2000 г., % 2006 к 2005 г., % 2006 к 2000 г., %
Крупные и средние организации
Число организаций на конец года, тыс. ед. 25,5 23,0 17,9 17,2 90,2 96,1 67,5
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 1 033 945 1 094 707,2 91,5 64,6 68,5
Оборот розничной торговли, млрдруб. 381,2 782,9 1 645,5 2 307,7 В2,1 раза 140,2 В 6,1 раза
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 4 429 16 291 42 668 68 198 В 3,7 раза 159,8 В 15,4 раза
Малые предприятия
Число предприятий на конец года, тыс. ед. 126,3 107,1 132,1 143,1 84,8 108,3 113,3
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 857,3 758,3 900,8 1 001,9 88,5 111,2 116,9
Оборот розничной торговли, млрдруб. 429,1 792,5 1 572,4 1488 184,7 94,6 В 3,5 раза
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 830 1 661 6 456,3 6 727 В 2 раза 104,2 В 8,1 раза
Индивидуальные предприниматели
Численность предпринимателей на конец года, тыс. чел. 881,2 1 244,0 1 034,4 1 525,8 141,2 147,5 173,1
Оборот розничной торговли, млрдруб. 1 539,1 2 939,3 1 495,7 1 711,6 190,9 114,4 111,2
оборота в различных субъектах торговли обусловили изменение его типовой структуры. Оборот розничной торговли в среднем на одно предприятие в крупных и средних организациях увеличился в 8,9 раза и составил 134,2 млн руб., а на малых предприятиях соответственно — в 3 раза, и составил 10,4 млн руб. Вследствие опережающих темпов роста оборота розничной торговли в крупных и средних организациях доля его в общем обороте повысилась с 16,22 % в 2000 г. до 30 % в 2006 г. На малых предпри-ятияхдоля оборота повысилась на 1,06 процентных пункта и составила 19,33 %, а доля индивидуальных предпринимателей уменьшилась до 50,68 %.
Сосредоточение оборота розничной торговли в крупных и средних организациях свидетельствует о наличии процесса концентрации оборота. Концентрация оборота розничной торговли — это увеличение среднего размера предприятия по объему оборота и повышение его доли во всей совокупности хозяйственных субъектов. Углубление процесса концентрации способствует увеличению оборота розничной торговли, повышению производительности труда, ускорению времени обращения товаров, снижению издержек обращения, экономии свободного времени населения.
Число крупных и средних организаций в 2006 г. по сравнению с 2000г. уменьшилось на 8,3тыс.
единиц, или на 32,5 %. Главной причиной сокращения этой группы организаций является слияние их с целью повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности. В последние годы наблюдалось снижение эффективности инвестиций в основной капитал. Так, если в 2000 г. на 1 руб. инвестиций приходилось 86,1 тыс. руб. оборота розничной торговли, в 2005г. — 38,5тыс. руб., то в 2006г. — 33,8тыс. руб.
Снижение влияния инвестиций в основной капитал на изменения оборота розничной торговли характеризует коэффициент эластичности, который в 2000—2003 гг. составил 0,4, а за весь период — 0,35. Это значит, что увеличение инвестиций в основной капитал на 1 % способствовало росту оборота розничной торговли на 0,35 %.
Кроме того, крупные и средние организации расположены в центральной части городов, имеют неизменный радиус обслуживания, постоянный ассортимент товаров, определенный контингент покупателей. В этих условиях «критическая масса» спроса на их товары и услуги достигла предела, заметно возросли затраты живого и овеществленного труда.
Число малых предприятий возросло на 16,8тыс. единиц, или на 13,3%. Однако развитие предприятий этой группы происходит неравно-
мерно. Так, в 2003 г. их число по сравнению с 2000 г. сократилось на 19,2тыс. единиц, или на 15,2%, а в 2005 г. по сравнению с 2003 г. число их увеличилось на 25 тыс. единиц, или на23,3 %, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. — на И тыс. единиц, или на 8,3% [1]. Значительная колеблемость динамики количества малых предприятий была обусловлена как переходом части их в группу средних организаций, с одной стороны, так и ликвидацией вследствие банкротства, с другой. Вариация абсолютного уровня числа малых предприятий в этом периоде отражает сложные проблемы развития среднего бизнеса в торговле и отсутствие должной государственной поддержки этому сектору.
Динамика численности индивидуальных предпринимателей характеризуется спадами и подъемами, отражая тем самым неустойчивость ситуации на рынке потребительских товаров. Так, если по состоянию на 01.01.2000 численность индивидуальных предпринимателей составила 881,2тыс. чел., на 01.01.2003 - 1 244,0тыс. чел., на 01.01. 2005 - 1 034,4тыс. чел., то на 01.01.2008 -1 525,8тыс. чел.
В формировании оборота розничной торговли заметную роль играет продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Основное назначение рынков — создание благоприятных условий для реализации товаров мелкими собственниками. Число розничных рынков неуклонно увеличивалось до 2005 г., затем началось их сокращение. По состоянию на 01.01.2008 в стране насчитывалось 5 892 вещевых, смешанных и продовольственных рынка, оборот розничной торговли которых в 2007 г. составил 1 651,9 млрд руб. В то же время доля розничных рынков в составе оборота розничной торговли страны снижается с 2000 г. и составилав2007г. 15,2% [2].
Рынки сыграли важную роль в насыщении потребительского рынка товарами. Однако рынки как эволюционно низшая форма материально-технической базы торговли исчерпали свой потенциал и не отвечают потребности «рынка эмоциональной конкуренции».
Особенностью развития оборота розничной торговли России в последние годы является направление инвестиций в строительство небольших предприятий в поселках городского типа, в сельских районных центрах и крупных населенных пунктах. Сельский рынок потребительских товаров еще не насыщен, конкурентная среда на нем менее напряженная, адаптация ассортимента применительно к сельскому рынку незначительна,
а дополнительные транспортные расходы с лихвой перекроются более высокими темпами роста оборота и доходов розничной торговли.
Экспансия частного капитала в сельскую местность принципиальным образом изменила типизацию, дислокацию и территориальную структуру оборота розничной торговли. Территориальное перераспределение капитальных вложений обусловило интенсивный рост предприятий индивидуальных предпринимателей сельской местности.
Региональная экспансия капитала стала возможной после создания региональных торговых сетей (компаний). Начальный этап формирования торговых сетей способствовал резкому увеличению оборота розничной торговли в экономически развитых регионах и усилил в них концентрацию капитала и оборота розничной торговли. Достаточно сказать, что в Центральном федеральном округе сосредоточено 34,4% всего оборота розничной торговли страны, вДВО — 3,9%. Оборотторговли г. Москвы за последние годы утроился и составил 18,8 %от общероссийского объема [2].
С макроэкономических позиций усиление концентрации капитала и гипертрофированное размещение материально-технической базы розничной сети по территории страны вряд ли стоит оценивать положительно, так как значительно возрастают транспортные расходы, замедляется время обращения товаров, снижается эффективность отрасли.
Заметное влияние на эволюцию материально-технической базы и структуру оборота розничной торговли в последние годы оказывает экспансия иностранного капитала в сферу обращения. Число предприятий с участием иностранного капитала в оптовой и розничной торговле в 2007 г. увеличилось по сравнению с 2005 г. на 947 единиц и составило 6 565 предприятий [4].
Усиление присутствия международных компаний в торговле обусловлено привлекательностью потребительского рынка России. Не секрет, что западные предприниматели для завоевания рынка устанавливают предельно низкие цены. Это привлекает покупателей и снижает финансовую устойчивость российских конкурентов. Выгодно отличаются иностранные торговые предприятия удобствами, сервисом и широтой ассортимента.
Благоприятствует усилению экспансии иностранного капитала и то обстоятельство, что на потребительском рынке России доля импортных продуктов питания составляет 40%, а товаров культурно-бытового назначения — 60—70 %. В такой
ситуации адаптация ассортимента иностранных торговых предприятий применительно к российскому рынку не вызывает затруднений.
Все более очевидным становится, что обострение конкуренции, в том числе со стороны иностранного капитала, приводит к объединению, слиянию и поглощению торговых сетей. Процесс консолидации только начался и быстро набирает обороты. Материально-техническая база России переходит на новый этап развития: начинается эпоха слияний и поглощений.
Лидеры розничной торговли России задействуют полный спектр методов ведения конкурентной борьбы и укрепления позиций на рынке, а именно: экспансия капитала из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы и, наоборот, из крупных промышленных центров в Москву, развитие модели франчайзинга, приобретение магазинов конкурентов, введение новых форматов магазинов, использование сделок по поглощению и слиянию.
Только за последний год торговая компания Санкт-Петербурга «Пятерочка», используя модель франчайзинга, открыла в шести регионах России свои розничные предприятия.
Все мелкие и средние магазины розничной сети Москвы в ближайшее время будут проданы крупным фирмам.
Наблюдается слияние российских торговых фирм с иностранными компаниями. Так, холдинг «Марта» заключил соглашение с немецкой группой «Rewe» о совместном создании сети супермаркетов «Billa».
Отечественный капитал пока удерживает прочные позиции в розничной сети. Однако торговые предприниматели разобщены, не имеют единой стратегии, материально-техническая база характеризуется невысокой конкурентоспособностью. Поэтому для сохранения бизнеса на потребительском рынке России предпринимаются усилия для создания полномасштабного и функционального делового союза для решения общих корпоративных проблем.
Краткий анализ развития и размещения материально-технической базы торговли дает основание утверждать, что процесс этот носит неуправляемый характер и отрицательно сказывается на динамике эффективности экономики.
Решение этой проблемы предполагает усиление государственного воздействия на эти процессы экономическими методами, постоянное проведение мониторинга розничной сети.
Повышению научного уровня управления торговыми процессами будет способствовать использование в индикативном планировании многофакторных математических моделей на макроуровне, отражающих взаимосвязь издержкоемкости сферы обращения и изменение доли непродовольственных товаров, коэффициента оптовой звенности, скорости обращения товаров.
Целесообразно упорядочить экспансию иностранного капитала путем установления определенных ограничений, с одной стороны, и усилений поддержки отечественному малому и среднему бизнесу — с другой. Недооценка или игнорирование этого процесса может нанести непоправимый ущерб торговому бизнесу России и национальной безопасности страны.
Необходимо на концептуальном уровне разработать стратегию развития оптовой торговли, основой которой является создание крупных оптовых организаций общенационального и регионального масштаба и устранение гипертрофированной из-мельченности сети оптовых баз.
Список литературы
1. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
3. Торговля в России. 2003: Стат. сб. /Росстат. М., 2003.
4. Торговля в России. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2007.