УДК 316.7+37.0
Плешаков Владимир Андреевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», dionis-v@yandex.ru, Москва
Воинова Ольга Игоревна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин горно-технологического факультета ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт», vo-nor@yandex.ru, Норильск
Плешакова Ксения Анатольевна
Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», d21215411@yandex.ru, Москва
трансформация социального воспитания в хх! веке:
о реализации идей в. а. сластёнина и а. в. мудрика в киберпедагогике
Аннотация. В статье актуализируется необходимость рассмотрения понятий «социальное воспитание», «киберонтология» и «киберпедагогика» с позиции идей выдающихся российских педагогов В. А. Сластенина и А. В. Мудрика. Даётся определение социального воспитания в контексте киберсоциализации как многогранного процесса приобретения в киберпространстве влияющего на личность дифференцируемого опыта системных и внесистемных отношений и взаимодействия человека и общества, детерминированного определенными психовозрастным и социальным статусами. Утверждается, что киберонтология, как инновационная сфера современного человекознания, претендует на роль новой актуальной философии жизнедеятельности человека. Обосновывается актуальность инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики, обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий.
Ключевые слова: социальное воспитание, В. А. Сластенин, А. В. Мудрик, киберпедагогика, киберонтология, киберсоциализация.
Pleshakov Vladimir Andreyevich
Сandidate of education, principle lecturer at the department of social pedagogics and psychology of the faculty ofpedagogics and psychology at Moscow State Pedagogical University, dionis-v@yandex.ru, Moscow
Voinova Olga Igorevna
Сandidate of education, principle lecturer at the department ofphysics and mathematics of the mining-technological faculty at Norilsk Industrial Institute, vo-nor@yandex.ru, Norilsk
Pieshakova Kseniya Anatoliyevna
Сompetitor at the department of social pedagogics and psychology of the faculty ofpedagogics and psychology at Moscow State Pedagogical University, d21215411@yandex.ru, Moscow
the transformation of the social upbringing in the
xxi century: about the realisation of the ideas of v. a. slastyonin and a. v. mudric in cyberpedagogics
Annotation. In the article there is actualized the necessity of decision of the notions «social
upbringing», «cyberontology», and «cyberpedagogics» from the point of view of the ideas of the
outstanding Russian pedagogues V. A. Slastyonin and A. V. Mudric. There is the definition of the social upbringing in the context of cybersocialization as a many-sided process of applying a differentiated experience influencing a personality in the cyberspace in the process of systematic and non-systematic relations and intercourse of a person and the society, determined by a certain psycho-aged and social statuses. There is stated that cyberontology as a new sphere of the modern science about man, pretends to become an actual philosophy of a person's life and activity. There is based the actuality of the new field of psycho-pedagogics — cyberontology basing a specially organized, purposeful and systematic activity in cyberupbringing, cyberteaching and cybereducation of a modern person in the process of his/her cybersocialisation by the means of modern information, communication, electronic, digital, computer and teaching technologies.
Keywords: social upbringing, V. A. Slastyonin, A. V. Mudric, cyberpedagogics, cyberontology, cybersocialization.
По словам выдающегося педагога XX столетия В. А. Сластёнина отечественная высшая школа призвана развивать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической духовно-нравственной ориентации, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего людей и умеющего с ними работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики [10], т. е. социально воспитанного.
А. В. Мудрик определяет социальное воспитание как неотъемлемую и самодостаточную часть комплексного феномена воспитания (относительно социально-контролируемой социализации). Оно представляет собой взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях (от домов ребенка, яслей и детских садов до школ, учреждений дополнительного образования, вузов, центров социальной помощи и пр.), а также во многих организациях, для которых функция воспитания не является ведущей, а нередко имеет латентный характер (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и пр.) и осуществляется в процессе планомерного создания условий для относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации личности [3].
Может ли социальное воспитание осуществляться в рамках киберсоциализации человека? С нашей точки зрения, может и тому есть фундаментальные предпосылки нашего - XXI - века.
Классическое социальное воспитание и социальное воспитание в контексте кибер-социализации (появившееся относительно недавно, но стабильно наращивающее свои
темпы в континууме киберпространства) взаимосвязаны, могут успешно дополнять друг друга, при определенных условиях даже подменять/квазизаменять друг друга (такими условиями могут быть, например, проживание в отдаленном регионе; наличие инвалидности как юридического статуса при ограниченных и/или особых возможностях; период болезни человека, когда временно изменяются привычные условия жизнедеятельности и т. д. и т. п.); но в целом они неравнозначны, и - ни при каких условиях - не должны рассматриваться как полноценные и самодостаточные альтернативы друг другу.
Социальное воспитание в контексте кибер-социализации личности в XXI в. - мощный социализирующий вектор формирования современной социально активной жизненной позиции и смысложизненных ориентаций человека, развития его социальных сил и потенций, взращивания у него социальных целей, норм и ценностей, привития ему социальных чувств и эмоций. В процессе социального воспитания в контексте киберсоциализации становится возможно усвоение соответствующих знаний, формирование на их основе социальных умений и навыков (среди наиболее значимых - умение взаимодействовать с социальной средой киберпространства), становление социальных идеалов в процессе жизнедеятельности в киберпространстве. Чрезвычайно важно понимать, что эти социальные знания, умения и навыки, цели и ценности, чувства и эмоции, зачастую стихийно формирующиеся в процессе киберсоциализа-ции личности, могут быть как позитивными (просоциальными), так и негативными (антисоциальными).
Социальное воспитание в контексте ки-берсоциализации нам кажется целесообразным определить как многогранный процесс
приобретения в киберпространстве влияющего на личность дифференцируемого опыта системных и внесистемных отношений (целенаправленных и спонтанных) и взаимодействия (организованного и стихийного) человека и общества, детерминированный определенными (на данный момент жизнедеятельности) психовозрастным и социальным статусами [6]. При этом, психовозрастной статус личности мы рассматриваем как качественно-количественное соотношение биологического и психологического возрастов человека, модифицирующееся в процессе его социализации под воздействием социализирующей среды на личностном, интроиндивидуальном, интериндивидуальном и субличностном уровнях [4; 7].
Мы считаем, что общая и главная цель социального воспитания в контексте киберсо-циализации - это подготовка человека конкретного психовозрастного и социального статуса к относительно целенаправленному позитивному развитию, а также духовно-нравственно ориентированной и мобильной жизнедеятельности (устойчивой, исходя из интериоризированной личностью просоци-альной системы норм и ценностей и, одновременно, гибкой, пластичной, креативной) в определенных условиях социализирующей среды киберпространства. Непосредственные задачи социального воспитания в контексте киберсоциализации зависят от социокультурных, экономических, политических, духовных, религиозно-конфессиональных, психовозрастных, гендерных, наконец, киберонтологических и прочих условий конкретной социализирующей среды.
Собственно, киберонтология, зарождаясь как инновационная сфера современного человекознания, претендует, с нашей точи зрения, на роль новой актуальной философии жизнедеятельности человека, ставшего в XXI веке «Homo СуЬегш'ом», в киберпространстве [1; 2].
Киберонтология есть бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреально-сти (наиболее ярко представленной сейчас виртуальными мирами компьютерных и приставочных игр, а также киберпростран-ством интернет-среды), детерминированное уровнем развития самосознания и моти-вационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъек-
тивных микро-, макро-, мезо- и мегафакто-ров социализирующей среды [2, с. 135].
Конкретные средства социального воспитания в контексте киберсоциализации обуславливаются современным общественно-экономическим строем государства и уровнем развития общества (его культурой, идеологией, моралью), а главное, возможностями распространения и доступности информационно-коммуникационных, электронных, компьютерных и цифровых технологий современного киберпространства (особенно, всемирной глобальной сети Интернет).
Безусловно, задачи и средства социального воспитания в контексте киберсоциа-лизации будут существенно разниться для детей и взрослых разных возрастов, исходя из приобретенного ими опыта взаимодействия и отношений с другими людьми, как в специально созданных воспитательных организациях, так и в остальных организациях, благодаря их латентно-воспитательному эффекту, а также, непосредственно, в кибер-пространстве.
Достижение выше обозначенной цели, корректная и точная постановка конкретных задач социального воспитания в процессе киберсоциализации человека, с последующим их решением адекватными средствами, становятся возможными за счет планомерного создания условий для относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации личности, в результате образования человека средствами киберпедагогики.
Известно, что непрерывное образование имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением ее стремления к наиболее полной самореализации, так и приспособлением к условиям быстро меняющегося мира. Человек сам становится активным участником образовательного процесса. Развитие системы непрерывного образования обуславливает необходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, что обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.
Вместе с тем, образование в меняющемся обществе ставит перед информационными и
коммуникационными, электронными, цифровыми и компьютерными технологиями некоторые общие задачи удовлетворения крупномасштабных образовательных потребностей, порожденных социально-экономическим развитием. Дело в том, что на рубеже XX-XXI вв. фактически впервые в истории развития общества информация и научное знание становятся не просто средствами его совершенствования, а главными продуктами его экономической деятельности. Более того, информация и знания представляют собой основные активы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависит его дальнейшее благосостояние и социальное развитие. Важно отметить, что информационные и коммуникационные, электронные, цифровые и компьютерные технологии являются наиболее важной составляющей этого развития. Как перечисленные выше технологии, так и информационное общество в целом непосредственно заняты созданием, приобретением, распределением, распространением и передачей информации и знаний. Эти технологии служат средством предоставления доступа к обучению и способом обеспечения непрерывности этого процесса, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.
Важно отметить, что уже в процессе зарождения и развития информационного общества ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Само по себе развитие современных информационных и коммуникационных, электронных, цифровых и компьютерных технологий порождает среду, которую характеризуют стремительные и непрерывные изменения. Сегодняшние скорость и масштаб перемен ломают традиционные рамки представления об исторических ступенях развития. Впервые в истории нашей цивилизации поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. Даже в сфере частной жизни перемены вытесняют непрерывность и стабильность. Более того, изменчивость обнаруживает себя через многообразие, не имеющее аналогов в прошлом и ведущее к невозможности определить нашу эпоху с помощью одного-един-
ственного научного, технологического открытия или социального явления. Подобная среда требует принципиально нового подхода к процессу образования. Мы считаем, что для современного человека любого возраста становится актуальна такая инновационная отрасль психолого-педагогической мысли, как киберпедагогика, научно обосновывающая специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий
[5; 6; 8].
Мы считаем, что одной из главных актуальных задач (которая, судя по всему, по силам современным социальным и психолого-педагогическим наукам) должна стать задача создания безопасных условий для формирования культуры киберсоциализа-ции личности, а также оптимальное (в зависимости от возраста, социального статуса человека и т. п.) сопровождение этого процесса и своевременная адекватная помощь (при необходимости) человеку. Возможно, именно эта задача должна стать основной целью киберпедагогики и наиболее развитой ее практики - медиаобразования.
Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру непрерывного обучения в течение всей жизни. Новые технологии разрушают рамки традиционного образовательного процесса. Использование ресурсов киберпространства с воспитательно-образовательными целями не может полностью компенсировать недостатки и заменить достоинства традиционной системы образования. Не все и не всегда имеют доступ к информационным ресурсам по разным объективным причинам (например, низкие доходы, отсутствие Интернета в населенном пункте, невысокая культура ки-берсоциализации и т. д.).
Эти обстоятельства, вкупе с современными требованиями мирового сообщества, формирующиеся в результате использова-
ния передовых информационных и коммуникационных, электронных, цифровых и компьютерных технологий и моделей жизнедеятельности в киберпространстве, порождают необходимость в более высоком уровне грамотности, соответствующем запросам информационного общества. Новый уровень грамотности требует создания принципиально новой технологии приобретения научных знаний, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, модернизации курсов обучения и методик преподавания. Они должны способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения личности, позволяющего ей занять прочное положение в информационном обществе. Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей специалистам в сфере образования необходимо развивать, исследовать и активно применять знания ки-берпсихологии и киберпедагогики.
Однако всегда нужно помнить, что, несмотря на всё многообразие источников информации и образовательных технологий, призванных трансформировать информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование: это превращение совершается в сознании человека. При этом происходит чрезвычайно интересное взаимодействие человека с киберпро-странством. Реалии нашей жизни в информационном обществе таковы, что именно в результате этого взаимодействия рождается и развивается личность человека XXI века... Это позволяет нам утверждать, что нет двух одинаковых образований, что каждое образование, возникающее в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность, поскольку каждый человек уникален.
Утверждение приоритета личности можно считать основным результатом социально-культурного развития XX века.
Приоритет личности, не смотря ни на что, следует считать основным императивом XXI века! По словам В. А. Сластенина, при всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, про-
блемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем! Утверждая учителя в роли ключевой фигуры образования, рассматривая его как творца педагогического процесса, В. А. Сластенин пишет: «Учитель - непосредственная производительная сила общества. Он осуществляет важнейшую социальную функцию - духовное воспроизводство человека, а значит и общества. Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке» [9, с. 48]. Вслед за В. А. Сласте-ниным, подчеркнувшим ориентацию учителя, как носителя высшего знания, на школу завтрашнего дня, на определенный запас опережения, можно с уверенностью утверждать, что современный завершенный образ педагога должен сопровождаться высокой информационной культурой и киберкомпе-тентностью, раскрывающейся в совокупности киберкомпетенций. В связи с этим, на сегодняшний день необычайную актуальность приобретает его профессиональное саморазвитие и самообразование.
Таким образом, в XXI веке киберпро-странство берет на себя функции многих традиционных институтов социализации, при этом, однако, не освобождая их от социализирующего влияния, а, наоборот, повышая требования к уровню технических ресурсов, психолого-педагогической подготовке кадров и их киберкомпетентности.
Библиографический список
1. Воинова О. И. Образование как онтологическая категория // Научный поиск / Научный журнал, специальный выпуск, Материалы международной заочной научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования» / Шуйский гос. пед. ун-т, Шуйск - 2012. - №4.1. - 88с . - С. 22-23.
2. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонто-логический подход в образовании: монография / под ред. В. А. Плешакова; Норильский индустр. ин-т. - Норильск: НИИ, 2012. - 244 с.
3. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.
4. Плешаков В. А. К вопросу об определении понятия «психовозрастной статус личности» // Актуальные проблемы профессионально-педаго-
гического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11 / под ред. доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. -Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2001. - С. 51-55.
5. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта - Вып. 25. - 2009. - С. 129-133.
6. Плешаков В. а. Теория киберсоциализации человека. / под общ. ред. чл. -корр. РАО, д. п. н., проф. А. В. Мудрика. - М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. - 400 с.
7. Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в кон-
тексте профессиональной подготовки педагога-психолога. - М.: Издатель Воробьев, 2010. - 284 с.
8. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина. 16-17 сентября 2010 г, Москва, МПГУ: В 2-х ч. -Ч. I. - М.: МАНПО, 2010. - С. 613-617.
9. Сластенин В. а. Педагогическое образование: вызовы XXI века. Доклад на международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», Москва, 16-17 сентября 2010 г. - М., 2010. - 48 с.
10. СЛАСТЕНИН. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.