Научная статья на тему 'Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке'

Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
890
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / INTERNET ENVIRONMENT / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРОНТОЛОГИЯ / КИБЕРПЕДАГОГИКА / CYBERSOCIALIZATION / CYBERONTOLOGY / CYBERPEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

Статья посвящена обоснованию инновационной авторской теории киберсоциализации человека: описывается современное состояние проблемы киберсоциализации человека, очерчивается перспективность киберонтологии, указываются направления развития теории киберсоциализации человека и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECT THEORIES OF CYBERSOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE XXI-ST CENTURY

This article is devoted to the substantiation of the innovative theory of cybersocialization of the person the current state of a problem of cybersocialization of the person is described, perspectivity of cyberontology is outlined, directions of development of the theory of cybersocialization of the person and prospect are specifi ed.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке»

УДК 37.013.42

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В XXI ВЕКЕ*

В. А. Плешаков

Московский педагогический государственный университет

dionis-v@yandex.ru

Статья посвящена обоснованию инновационной авторской теории киберсоциализации человека: описывается современное состояние проблемы киберсоциализации человека, очерчивается перспективность киберонтологии, указываются направления развития теории киберсоциализации человека и перспективы.

Ключевые слова: интернет-среда, киберпространство, киберсоциализации, киберонтология, киберпедагогика.

«В Интернете все на расстоянии вытянутой руки.

Надо только знать, как вытянуть руку».

Януш Вишневский, автор романа «Одиночество в Сети» (Janusz Wisniewski http://vkontakte.ru/j.l.wisniewski)

Объективным феноменом современности является устойчивое развитие информационной сферы. Кардинальные изменения в области обработки информации, происходящие в истории человеческой цивилизации, — информационные революции — выступают предпосылками появления социально-психолого-педагогического феномена киберсоциализации человека.

Первая информационная революция человечества произошла в момент изобретения и распространения письменности (считается, что около 3500 лет до н.э.), когда появилась возможность качественно по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) закономерно была вызвана

* Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6. (This article is fulfilled within the limits of the grant of the President's Russian Federation for the state support of young Russian scientists — candidates of sciences (Competition МК-2010), project МК-7744.2010.6.)

следующим достижением человечества — изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловливалась изобретением электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться людьми телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. Началась эпоха киберкоммуни-кации. В целом изобретение электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.

Четвертая по счету — уже не просто информационная, но информационно-технологическая, революция, по мнению аналитиков, произошедшая в середине XX века, заключалась в появлении микропроцессорной техники, создании компьютеров, появлении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, развитии информационных, коммуникационных и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация практически в любом объеме.

«XVII Международный психологический конгресс (Вашингтон, 1963) отразил становление новых направлений психологической науки, обусловленное связью психологии с техническими науками и кибернетикой. На нем обсуждались использование в психологии ЭВМ, технизация процесса обучения и др.»1.

1 Ярошевский М.Г. Психологические конгрессы // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/124850

Развитие исследований в сфере информационно- коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий напрямую зависит от развития самих этих технологий. Эволюцию человечества можно рассматривать с точки зрения изобретения и освоения обществом новых технологий. Динамичное развитие и внедрение современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека затрагивает коренные вопросы трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, поколение назад перешедшего, фактически, на сетевой уровень эволюции и деятельности — киберэволюцию. Благодаря перманентной киберэволюции компьютерных технологий и особенно всемирной глобальной сети Интернет (англ. World Wide Web), современный человек — Homo Sapiens — на рубеже XX—XXI веков становится еще и «Homo СуЬегш'ом», человеком, включенным в процесс инновационного вида социализации — кибер-социализации... Продолжается эра информационных технологий... Началась эпоха киберсоциализации человека — жизнедеятельности личности в кибер-пространстве2.

По словам Тима Бернеса-Ли, одного из создателей Интернета, «больше десяти лет назад люди в Сети регулярно «терялись в

2 Плешаков В.А. Киберсоциализация: со-

циальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского

государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. !Ювенология. Социокинетика». — 2010. — Т. 16. - № 2. - С. 15-18.

киберпространстве» — но сегодня это выражение явно устарело. В начале 90-х всю глубину Интернета было очень трудно осмыслить — простым нажатием кнопки вы оказывались уже по другую сторону мира».

«Число пользователей сети Интернет в мире увеличилось в два раза за последние пять лет и превысит отметку в 2 миллиарда уже в этом году <.. .> Активнее всего рост пользователей сети происходит в развивающихся странах. Из 226 млн человек в мире, которые в 2010 г. впервые воспользовались или воспользуются Интернетом, 162 млн приходится на эти государства.

"С 2009 по 2010 год число пользователей, выходящих во всемирную сеть из дома, возросло с 1,4 млн до почти 1,6 млн", — рассказала на брифинге для журналистов глава статистического департамента Международного союза электросвязи Сюзан Телтсшер. Еще 400 тысяч проверяют электронную почту или заходят на сайты с работы или из интернет-кафе»3.

В 2011 году активными пользователями Интернета (глобального современного сектора киберпространства) в более чем 150 странах мира является практически 2 миллиарда человек!

Согласно А.В. Мудрику, создателю научной школы «Социальное воспитание в контексте социализации», в рамках которой мы разрабатываем теорию киберсоциализации человека, «Интернет играет существенную

~ 4

роль в социализации его пользователей». В своей статье «Воспитательные ресурсы Интернета» А.В. Мудрик пишет: «... ис-

3 Число пользователей сети Интернет превысит два миллиарда уже в 2010 году// Российская газета. — 2010. — 19 октября [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/19/ internet-anons.html

4 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — С. 77.

пользование Интернета как одной из информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-технологии) в сфере образования, которое я рассматриваю в качестве одного из процессов, образующих социальное воспитание, находится в центре, если не на острие внимания исследователей»5.

Современный человек мегаполиса, крупного населенного пункта, а сейчас уже и малого города, чтобы считаться успешным, практически обязан быть всегда «.онлайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (ISQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «В контакте» и «Одноклассники»). В народе появилась новая поговорка: «без Интернета как без рук».

«Сам Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями...», а также социально-педагогическими особенностями. «. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только личности, но и его высших психических функций»6.

5 Мудрик А. В. Воспитательные ресурсы Интернета// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. !Ювенология. Социокинетика» — 2008. — № 4 — С. 37.

6 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — С. 78.

Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве — ки-берсоциализацию вообще и интернет-социализацию в частности — подрастающие поколения: подростки и молодежь.

Термин киберсоциализация (изначально — виртуальная компьютерная социализация7) введен в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних шести лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения. Сейчас мы определяем киберсоциа-лизацию человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, связанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идет разговор о компьютерной технике + англ. Socialization -социализация) — социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных

7 Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования.

Сб. науч. ст.: Вып. 21 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. -С. 48-49.; Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 25./ Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2006. - С. 23-25.; Плешаков В.А. Об исследовании феноменологии киберсоциализации человека / Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования. Сб. науч. ст. в 2-х ч. / Под ред. В.А. Сла-стенина. - Ч. 2. - М.: «Прометей» МПГУ, 2008. -С. 89-98.

информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Существуют другие префиксы, которые можно рассматривать как альтернативные (и/или дополняющие) префиксу Cyber-: E- (электронный), I- (интернет), Virtual- (виртуальный), Net- (сетевой), Info- (информационный), тематически используемые для ряда терминов. Например, e-mail (электронная почта, как средство для киберкоммуникации), электронная книга (альтернативное бумажной книге устройство для чтения), электронная сигарета (имитирующее процесс курения устройство-ингалятор); интернет-социализация (вид киберсоци-ализации, как социализация в Интернете); виртуальные миры (часто используемый термин для обозначения киберпро-странства компьютерных и приставочных игр) и т. п.

Киберпространство, как мы считаем, есть некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферыъ. Темпы развития киберпространства в XXI веке высоки и продолжают динамически нарастать как за счет роста объемов информации в мире, распространения сотовых (мобильных) технологий, так и за счет увеличения количества пользователей компьютерами и сетью Интернет во всех регионах земного шара, ставшей за последнее десятилетие не только чрезвы-

8 Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциали-зация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука - 2010. -№ 1. - С. 27-31.

чайно масштабным сектором киберпро-странства, но и удобной средой и средством удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Одним из самых популярных вопросов XXI века стал вопрос конкретного количества и объема информации, существующей в современном мире. Исследователи и ученые, занимающиеся анализом и контролем информационных потоков в глобальном масштабе, отмечают интересные факты: для удвоения количества информации в первый раз человечеству понадобилось 1750 лет (в качестве точки отсчета взято рождение Христа). Последующее удвоение наступило в 1900 году, а затем для удвоения всей информации на планете понадобилось всего 50 лет (1950)9. В 2000 году цикл удвоения объема информации составлял всего лишь 5 лет. В первое десятилетие XXI века уже считалось, что информация удваивается раз в полгода10. Такие темпы ускорения роста объемов информации впечатляют: в ближайшие годы объемы информации (но не знания!), продуцируемой человечеством, будут удваиваться раз в квартал, раз в три месяца, раз в месяц... Как следствие, резко возросли требования к жизнедеятельности людей в условиях подобного информационного бума, фактически, в условиях постоянных информационных перегрузок. Для обеспечения сохранности психики современному человеку необходимо селективное восприятие информации: избегание «спа-ма» (англ. spam — практически бесполезная

9 Васильев Р.Ф. Охота за информацией. — М., 1973. - 321 с.

10 Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. — М.: АСТ, 2008. — 576 с.

информация) и актуализация личностно-значимой, в том числе, профессионально-ценностной информации. Принимая во внимание ограниченность психофизиологических ресурсов человека, чрезвычайно важным становится определение максимально эффективных психологических методов фильтрации информации, обладающей какими-либо ценностными для человека характеристиками. Поскольку, имея дело с крупными объемами входящей информации, анализируя ту, которая помогает удовлетворять актуальные потребности, зачастую в условиях недостатка времени, человек невольно перегружает собственный организм и психику, что приводит к стрессовым состояниям, депрессиям, неврозам и, как следствие, снижению общей жизнеспособности. Воспринимая получаемый информационный поток сквозь селективную призму поиска значимого и ценностного ответа на актуальные вопросы, которые зависят от социокультурных, экономических, политических, духовно-нравственных, этноконфес-сиональных, психовозрастных, гендерных, наконец, киберонтологических и прочих условий конкретной социализирующей среды, человек должен повысить эффективность работы с информацией, отфильтровывая ненужный (и вредный!) для успешной жизнедеятельности «спам».

Итак, в XXI веке уже неоспорима необходимость в исследовании феноменологии киберонтологии современного человека. Киберонтология, по нашему мнению, есть бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреальности (наиболее ярко представленной сейчас виртуальными мирами компьютерных и приставочных игр, а также киберпространством интернет-среды), детерминированное уровнем раз-

вития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды11.

Одним из первых отечественных ученых, обратившихся к проблеме влияния компьютерных технологий на психологию человека, был О.К. Тихомиров, доктор психологических наук, профессор, работавший с 1990 по 2001 г. заведующим кафедрой общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области психологии мышления и структуры мыслительной деятельности, родона-

12

чальник психологии компьютеризации . Его ученик и последователь А.Е. Войскун-ский в 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преобразование общения, опосредованного компьютером» (Во-йскунский А. Е., 1990)13, ныне — доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

«Эволюцию человечества можно рассматривать с точки зрения изобретения и освоения обществом новых технологий

11 Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды// Вестник ПСТГУ. Серия IV Педагогика. Психология. — 2010 — № 4 (19). — С. 131-141.

12 Тихомиров О.К. «Искусственный интеллект» и психология. — М.: Наука, 1976. — 332 с.; Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.; Тихомиров О.К., Бабаева ЮЮ.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1986. — № 3. — С. 31—42.

13 Войскунский А. Е. Преобразование обще-

ния, опосредованного компьютером: Дис. ... канд.

психол. наук: 19.00.01. — М., 1990. — 187 с.

(Burke, 1985). По-видимому, стоит признать, что наиболее явное воздействие оказывают те технологические новшества, которые непосредственно влияют на наши средства коммуникации (Bagdikian, 1983; Cutler, 1994). В самом деле, не обязательно иметь ученую степень в области общественных наук, чтобы осознавать весь объем психологических и социологических изменений, которые были вызваны изобретением радио, телевидения и видеомагнитофонов. Во многих отношениях мы являемся культурой телекоммуникации (Anderson, 1990).

Кажется, на данном этапе исторического развития мы вновь стоим на пороге применения новой глобальной, всеохватывающей разновидности информационных технологий, которая во многих отношениях являет собой качественный прорыв по сравнению со своими предшественниками. Эта новая технология вошла в нашу жизнь в форме международной компьютерной телекоммуникационной сети, известной как ИНТЕРНЕТ, и, возможно, она окажет такое же огромное воздействие на человеческую культуру, какое оказало изобретение печатного станка (Dertouzos, 1991; Stock, 1993)»14.

Итак, современный человек постоянно, фактически каждый день своей жизни, получает и обрабатывает гигантские объемы информации. «Homo Cyberus» буквально «живет» информацией, «живет» внутри информации, и перенасыщение ею или, наоборот, информационный голод — одни из первых причин, почему люди в XXI веке испытывают

14 Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М., 2000. - С. 77-99.

стресс. При этом информации в современном мире, даже по самым скромным подсчетам, в несколько сотен тысяч раз больше, чем человек самостоятельно может обработать. Кроме того, этой информации во много раз больше, гораздо больше, чем необходимо человеку для адекватного удовлетворения своих актуальных потребностей. Мало того, будучи воспринятой, не всякая информация, даже необходимая и полезная как-то и/ или чем-то человеку, эффективно им перерабатывается, остается в его памяти, используется в контексте персональной жизнедеятельности.

Киберонтология человека теснейшим образом связана с информационной сферой, которая, по законодательству РФ, определяется как «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации»15. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационно-психологической безопасности как состояния защищенности человека и/или групп людей от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в киберпростран-стве, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать16.

15 Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля

1996. - Ст. 2.

16 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ

Одним из актуальных в этой сфере вопросов становится вопрос обеспечения информационно-психологической безопасности (англ. Information and psychological security) как состояния защищенности человека и/или групп людей от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в киберпро-странстве.

На объединенной конференции РИФ+КИБ, проходившей 22—24 апреля 2009 года, позиционируемом как главное ведущее профильное мероприятие Рунета, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что за последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все стороны нашей жизни, а на передний план вышли социальные сети и блоги17.

Социальная сеть интернет-среды представляет собой социализирующее кибер-пространство для группы людей, объединенных в данное конкретное интернет-сообщество, совместно организующих многообразную информацию (контент: фото, аудио- и видеоматериалы, файлы, ссылки и т. п.), презентующих, позиционирующих себя и осуществляющих киберкоммуника-цию с другими пользователями18.

В. Путиным 09.09.2000, № Пр-1895)/ Материал из Интернета [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

17 Видеообращение к участникам Российского Интернет-форума и конференции «Интернет и Бизнес» Президента РФ Д.А. Медведева/ Материал из Интернета [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://2009.rif.ru/

18 Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV Педагогика. Психология. — 2010 — № 4 (19). - С. 131-141.

Необходимость становления личности в киберпространстве и, непосредственно, потребность организовывать жизнедеятельность в социальных сетях интернет-среды с каждым днем все более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализиро-ванности и, напрямую, киберсоциализи-рованности личности в современном социуме. Для человека XXI века, практически вне зависимости возраста вставшего на путь киберсоциализации, уже моветон (от фр. mauvais ton — дурной тон, плохие манеры) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог.

Во всемирной «глобальной паутине» (распространенный в обществе синоним сети Интернет), занявшей в XXI веке ключевую позицию в континууме киберпро-странства — нового жизненного пространства человека, — можно наблюдать целую «галактику» социальных сетей, ставших настоящим полигоном социального воспитания современного человека в контексте киберсоциализации.

Исходя из сказанного, можно смело отметить, что киберсоциализация человека, с одной стороны, являясь относительно инновационным феноменом, с другой стороны, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, а также двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса человеческого общества. Говоря об интернет-социализации, необходимо сделать акцент на том, что сама по себе интернет-среда стала новым уровнем социального сетевого (и востребованного, что доказывает перманентный рост коли-

чества пользователей) взаимодействия современных людей практически всех возрастов, по крайней мере, от подростков до пожилых людей, в процессе их киберсоциализации.

Современную сеть Интернет (Web 2.0) строят и определяют ее контент простые пользователи, представители самых разных социальных слоев, люди разных возрастов, имеющие разные уровни образования, занятые в разных сферах рынка труда, обладающие различными взглядами, мнениями и суждениями. Безусловно, необходимо знать, какие опасности, особенно для детей и молодежи, таит в себе современный Интернет, чтобы вовремя принимать соответствующие превентивные (а иногда и ресоциализи-рующие) меры. Как мы писали выше, ки-берпространство интернет-среды есть некое «воплощение ноосферы», содержащей континуум полезной информации, но ведь никто (в первую очередь, дети, подростки и молодежь) не застрахован от навязчивости сайтов порнографической тематики и других ресурсов аморального характера, фактически «наркотической притягательности» (ад-диктивном потенциале) виртуальных миров компьютерных игр, агрессии и пропаганды насилия на и посредством многочисленных интернет-ресурсов, слабо поддающихся контролю со стороны государства, различных законодательных и исполнительных властей, педагогической и психологической общественности, родителей... Здесь вполне закономерно должен прозвучать вопрос: «Что же делать?». Подобная проблема обсуждалась с автором статьи в радиопередаче «Как воспитывать детей, рожденных

в эру цифровых технологий» на радио «Культура».19

Ведущие производители программных продуктов в области информационной безопасности и сетевых технологий (корпорация Microsoft, лаборатория Ка-сперского и другие) уже более десятка лет создают продукты для защиты и управления доступом пользователей компьютерных сетей.

В 2010 году перспективная отечественная разработка «Один дома» (http:// odindoma.org/) — программа-фильтр, которая «защищает ребенка в сети Интернет от негативной информации и "взрослых" сайтов, помогает ребенку самостоятельно и с

~ 20 пользой изучать интернет-пространство»20

— позволила стать компании-разработчику «Аксис ТД» Лауреатом премии Рунета в номинации «Государство и общество». 25 ноября 2010 года на церемонии вручения премии генеральный директор компании «Один дома» Иван Тонких поблагодарил организаторов, отметив новую тенденцию в развитии Рунета: «Чрезвычайно важно, что вопросы безопасности детей и развития детского контента в Глобальной сети стали предметом государственного и общественного обсуждения и признания. Это, безусловно, важный поворот в развитии российского Интернета. «Премия Рунета», которую я сейчас держу в руках, заслуга всей нашей команды: разработчиков, психоло-

19 Как воспитывать детей, рожденных в эру цифровых технологий. Архивный выпуск программы «Академия детских наук» от 13 октября 2010 года на радио «Культура» / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wwwcultradio.ru/doc.htmlrid=379440

20 Один дома — надежный проводник в мир Интернета для Вашего ребенка / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://odindoma.org/

гов и, конечно, инвесторов, которые решили поддержать наши инициативы. Спасибо пользователям нашей программы, которые понимают важность «чистого» Интернета для здорового воспитания детей!»21

Итак, оказывается, существуют возможности целенаправленно сконцентрировать и интегрировать усилия бизнесменов и специалистов (программистов, психологов, педагогов, журналистов и т.д.) не только для создания и продвижения подобных компьютерных программ, учитывающих принципы экологии информации (информационной экологии), но и для тщательной научно-теоретической проработки и практической реализации процесса безопасной киберсоциализа-ции современной молодежи. Благодаря инициативам перспективных молодых компаний (так, проект «Один дома» активно стартовал недавно — в 2009 году, в 2010 году автор статьи присоединился к экспертам проекта на общественных началах), достаточным инвестициям, государственной и общественной поддержке, в XXI веке граждане России (особенно — подростки и молодежь, как активные «жители киберпространства») смогут пользоваться «чистым Интернетом», избегая заявленного в радиопрограмме «Трендоно-мика» противопоставления: «Киберсоциа-лизация вместо ОБЖ»22, а, главное, нацелят свои усилия на раскрытие социализи-

21 На красной дорожке с золотом в руках. Главную премию российского Интернета получила компания «Один дома»! / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://odindoma.org/news/our.html/premiya_ runeta_2010.html

22 Киберсоциализация вместо ОБЖ. Архивный выпуск программы «Трендономика» от 31.08.2009 в 20:05 на радио 99,6 FM / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://finam.fm/archive-view/1479/

рующего и воспитательного потенциала феномена киберсоциализации человека. В 2011 году выйдет в свет уже отрецензированная нами книга эксперта-психолога компании «Один дома» Ирины Жирковой «Дети в Интернете. Пособие для родителей, стремящихся понимать своих детей», представляющая собой будущий бестселлер для неравнодушных родителей и современное настоящее и правильное пособие для безопасной киберсоциализации!

Однако особенность современной ситуации в области информационно-коммуникационной инфраструктуры ки-берпространства состоит в том, что изменения в данной индустрии столь стремительны и обладают таким всеобщим масштабным действием, что сегодняшние инновационные достижения в этой сфере становятся завтра, как говорится, уже «вчерашним днем», соответственно, необходимо одновременно изучать данные процессы и прогнозировать тенденции их развития, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

В настоящий момент теория кибер-социализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека»23, актив-

23 № 49. Плешаков Владимир Андреевич. МК-7744.2010.6. Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» / Совет по грантам Президента Российской Фе-

но позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «Киберсоциали-зация вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» на страницах известного во всем мире и самого широко аудиторного «Живого журнала» (Лауреата премии Рунета 2009 года в номинации «Государство и общество», в народе называемого сокращенно «ЖЖ»)24 и на «Официальной страничке кандидата педагогических наук, доцента Владимира Андреевича Плешакова, посвященной авторской теории Киберсоциализации человека»25. За последние пять лет под нашим руководством выполнено более пяти десятков исследований в рамках курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ, посвященных феномену киберсоциализации человека. Также в настоящий момент в этой области проводят свои исследования аспиранты и соискатели ученой степени кандидата наук, готовится к защите наша докторская диссертация.

При развитии теории киберсоциали-зации человека мы исходим из того, что

дерации. Победители конкурса 2010 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Общественные и гуманитарные науки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grants.extech.ru/grants/res/winners.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

php?0Z=6&TZ=K&year=2010

24 Киберсоциализация вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым: Киберсоциализируемся вместе, Друзья!)))/ Материал из Интернета. Страничка «Живого журнала» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/

25 Официальная страничка кандидата педагогических наук, доцента Владимира Андреевича Плешакова, посвященная авторской теории Киберсоциализации человека/ Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vkontakte.ru/cybersocialization

киберпространство имеет плюсы в его использовании для удовлетворения человеком собственных актуальных потребностей, прежде всего, это мобильность и оперативность, относительная безопасность и доступность, свобода самовыражения, а также демократичные возможности выражения взглядов и позиций в ситуации легкости нахождения единомышленников и оппонентов. Киберпространство обеспечивает отличные от условий реальной жизнедеятельности возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе и относительно безопасное экспериментирование с идентичностью.

В процессе киберсоциализации одни люди нередко стремятся обезопасить себя, намеренно ограничивая количество доступной для всех персональной информации. Другие люди, наоборот, предпочитают указывать подробную личную информацию: используют настоящие имена при регистрации в тех или иных ресурсах интернет-среды, отмечают свои интересы, желания, адреса мест жительства, отдыха, работы и т.п. Получается, в процессе подобной «кибержизнедеятельности» человек создает кибер-Альтер-Эго как воплощение своей личности в киберпространстве. При этом кибер-Альтер-Эго часто является результатом неосознаваемых представлений человека о себе, образом его идеального «Я», не всегда идентичным с его реальным «Я». Онлайн-идентичность стала не просто еще одной характеристикой личности, но сама по себе олицетворяет современную потребность человека в самопрезентации в киберпространстве: выбор имени (или ник-нейма, от англ. Nickname — первоначально «кличка», «прозвище»; также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем

в Интернете), графического изображения (аватара (от санскр. «нисхождение» божества) или юзерпика (от англ. user picture — «картинка пользователя») — изображения, используемого для персонализации пользователя каких-либо сетевых сервисов), репутации и т. д. и т. п.

Соответственно, онлайн-идентичность (киберидентичность) можно определить как личностное и социальное качество человека оставаться самим собой (уникальной личностью, имеющей определенный уровень психофизического, интеллектуального, духовно-нравственного развития и предпочитаемые модели поведения) в контексте персональной жизнедеятельности в киберпространстве, связанное с ощущением принадлежности к определенным сетевым сообществам (например, пользователям социальных сетей интернет-среды, блогосферы, интернет-пейджеров, форумов, чатов, онлайн-игр и т. п.)26.

Также в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, ки-берпространство существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентаций, являясь зачастую средой неформального образования и просвещения.

Киберпространство может быть использовано человеком в процессе киберсо-циализации для:

1) киберкоммуникации с потенциально неограниченным числом партне-

26 Плешаков В.А. Эксперименты с онлайн-идентичностью: выбор кибер-альтер-эго // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст.: Вып. 37 / Под ред. Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010. - С. 30.

ров — процесса установления и развития в ки-берпространстве контактов между людьми, осуществляемого посредством современных ИКТ, включающего в себя обмен информацией, взаимное ее смысловое и экспрессивное восприятие, а также попытки влияния друг на друга (современная социальная потребность человека как «Homo СуЬегш'а»);

2) целей забавы и досуга, а именно для игры с друзьями по Сети (специалистами гейм-индустрии создается множество видео- и компьютерных игр, а также развлекательных приложений для сотовых (мобильных) телефонов, игровых приставок, социальных сетей интернет-среды, как говорится, спрос рождает предложение);

3) познания (так, Интернет называют открытым «хранилищем информации», «библиотекой» всех знаний человечества);

4) а также с целями конструктивного (или квази, псевдо, «как бы») удовлетворения других многочисленных потребностей: от общих (физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных, духовных) до частных (например, репродуктивных, хозяйственно-экономических, регенеративных, образовательно-воспитательных, профессиональных, социального контроля, этно-конфессиональных, рекреативных, психотерапевтических и т. д. и т. п.).

Таким образом, необходимо принять киберпространство как относительно не зависящую от человека ноосферную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой личность организует собственную жизнедеятельность и киберсоциали-зируется.

В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики влияния факторов социализирующей среды киберпростран-ства на развитие личности, у представителей молодежи возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпростран-ством — этим новым жизненным пространством человека. Мы уже писали в статье «Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до «Homo Cyberus'a»?» о том, что, опираясь на созданную А. Маслоу пирамиду потребностей, можно предположить, какие и как пользователи сети Интернет находят возможности для удовлетворения (и квазиудовлетворения — мнимого, не настоящего удовлетворения) собственных актуальных потребностей личности: от физио-

27

логических до духовных .

Благодаря использованию молодежью многочисленных ресурсов сотовых (мобильных), цифровых и интернет-технологий радикально меняется (и, безусловно, дальше будет продолжать динамично меняться) поток постоянно растущих объемов информации, но далеко не всегда знания (в наше время особенно остро встает проблема соотношения информации и знания!). Тем не менее, это приводит к тому, что у активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие как:

— познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;

27 Плешаков В. А. Киберсоциализация челове-

ка: от Homo Sapiens'a до «Homo Cyberus'a»? // Вопросы воспитания. — 2010. — № 1 (2) — С. 92—97.

— эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно, эмоции и чувства, потребности и мотивация;

— личностные характеристики, непосредственно: характер и даже темперамент, многочисленные индивидуальные особенности;

— а также сознание, персональная жизнедеятельность, специфика межличностных и групповых отношений, обретая характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего современную реальность.

Педагогам и психологам обязательно нужно знать и учитывать тот факт, что поколение человечества рубежа XX-XXI вв. — поколение киберсоциализации — поколение «Homo Cyberus», — выросшее в тесном контакте с компьютерными и медиа-технологиями, сотовой (мобильной) связью, отличается по мировоззрению, структуре самосознания личности и мотивационно-потребностной сфере в социальном, психологическом и духовно-нравственном плане28.

Таким образом, мы считаем, что перед современными педагогами и психологами закономерно встает перспектива создания киберонтологической концепции развития личности, обосновывающей потенциал использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, цифровых и интернет-ресурсов, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессио-

нальных, личностных и индивидуальных особенностей человека29.

Теория киберсоциализации человека, согласно научной школе А.В. Мудрика, должна отражать:

— историю зарождения и динамичного развития феномена киберсоциализации личности;

— феноменологию и сущностную характеристику киберсоциализации личности;

— специфику субъект-объектного и субъект-субъектного подходов к киберсо-циализации личности;

— универсальные характеристики (стадии и факторы, агенты и средства) и механизмы киберсоциализации личности;

— критерии и показатели киберсоциа-лизированности человека;

— негативные и позитивные аспекты ки-берсоциализации личности;

— социально-педагогическую кибервик-тимологию;

— базовые научные понятия и категории киберсоциализации человека, киберонто-логической концепции развития личности и киберпедагогики.

Киберпедагогика, в свою очередь, представляется нам инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по ки-бервоспитанию, киберобучению и кибе-робразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-

28 Плешаков В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия ГУ«Педагогика. Психология». —2010. — № 2 (17). - С. 68-76.

29 Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. — М.: Издатель Воробьев,

2010. — 284 с.

коммуникационных и компьютерных тех-

~ 30

нологий .

Закончим эту статью, в качестве предупреждения, ведь, как говорится, «предупрежден — значит, вооружен», цитатой из художественного фильма «Идеальный незнакомец» (Perfect Stranger), 2007: «...Все начинается с тихого гудения. Пустой экран зазывает тебя. «Заходи, — говорит он, — у нас всегда открыто». Кажется, что в этом мире содеянное остается без последствий, вину скрывает завеса анонимности, пальцы не оставляют отпечатков. Невидимая Вселенная незнакомцев и незнакомок, объединенных в Интернете и разделенных в жизни. Она выкрадет твои тайны, исковеркает мечты и извратит твою личность, ведь в мире, где можно быть чем угодно и кем угодно, нетрудно и забыть, кто ты на самом деле.»

Литература

Васильев Р.Ф. Охота за информацией. — М., 1973. - 321 с.

Видеообращение к участникам Российского Интернет-форума и конференции «Интернет и Бизнес» Президента РФ Д.А. Медведева / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://2009.rif.ru/

30 Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта—Вып. 25 / Ред. Е.А. Леванова, А.Б. Серых, Е.И. Мычко [и др.], 2009.; Плешаков В.А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина. 16—17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. — Ч. I. — М.: МАНПО, 2010. — С. 613—617.

Войскунский А.Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 1990. — 187 с.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ

B. Путиным 09.09.2000, № Пр-1895) / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.rU/documents/5.html

Как воспитывать детей, рожденных в эру цифровых технологий. Архивный выпуск программы «Академия детских наук» от 13 октября 2010 года на радио «Культура» / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cultradio.ru/doc.html?id=379440

Киберсоциализация вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым: Киберсоциализиру-емся вместе, Друзья! ))) / Материал из Интернета. Страничка «Живого журнала» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vapleshakov livejournal.com

Киберсоциализация вместо ОБЖ. Архивный выпуск программы «Трендономика» от 31.08.2009 в 20:05 на радио 99,6 FM/ Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://finam.fm/archive-view/1479

Муудрик А. В. Воспитательные ресурсы Интернета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» — 2008. — № 4 —

C. 37—39.

Муудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — 568 с.

На красной дорожке с золотом в руках. Главную премию российского Интернета получила компания «Один дома»! / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://odindoma.org/news/our.html/ premiya_runeta_2010.html

Один дома — надежный проводник в мир Интернета для Вашего ребенка / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://odindoma.org/

Официальная страничка кандидата педагогических наук, доцента Владимира Андреевича Плешакова, посвященная авторской теории Киберсоциализации человека / Материал из Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vkontakte.ru/cybersocial-ization

Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 21 / Под ред.

B.А. Сластенина, Е.А. Левановой. — М.: МПГУ— МОСПИ, 2005. — С.48—49.

Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности// Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 25 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. — М.: МПГУ—МОСПИ, 2006. —

C. 23—25.

Плешаков В.А. Об исследовании феноменологии киберсоциализации человека // Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования. Сб. науч. ст. в 2—х ч / Под ред. В.А. Сластенина. — Ч. 2. — М.: «Прометей» МПГУ, 2008. — С. 89—98.

Плешаков В А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта — Вып. 25 / Ред. Е.А. Лева-нова, А.Б. Серых, Е.И. Мычко [и др.], 2009.

Плешаков ВА. Киберсоциализация человека в информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2009. Сб. науч. труд. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. — С. 51—52. — Электронная версия публикации: http://info-alt.ru/go/index.php?option=com_ content&view=article&id=85:2009-08-05-15-13-38&catid=4:2009-07-15-17-32-29&Itemid=5

Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. — 2009. — № 3. — Ч. 1. — С. 32—39.

Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до «Homo Cyberus'a»? // Вопросы воспитания — 2010. — № 1 (2) — С. 92—97.

Плешаков В.А. Семейное воспитание в контексте киберсоциализации человека // Вопросы воспитания — 2010. — № 3 (4). — С. 91—97.

Плешаков ВА. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедаго-гики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина. 16—17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. — Ч. I. — М.: МАНПО, 2010. — С. 613—617.

Плешаков В А. Интеграция, киберсоциализа-ция и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 1. — С. 27—31.

Плешаков ВА. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». — 2010. — Т. 16. — № 2. — С.15—18.

Плешаков ВА. Киберсоциализация и Православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV «Педагогика. Психология». — 2010. — № 2 (17). — С. 68—76.

Плешаков ВА. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. — М.: Издатель Воробьев, 2010. — 284 с.

Плешаков ВА. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV «Педагогика. Психология». — 2010. — № 4 (19). — С. 131—141.

Плешаков В.А. О социальном воспитании в контексте киберсоциализации человека//

Вопросы воспитания — 2010. — № 4 (5) — С. 89-98.

Плешаков ВА. Эксперименты с онлайн-идентичностью: выбор кибер-альтер-эго // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст.: Вып. 37 / Под ред. Е.А. Левановой. — М.: МПГУ—МОСПИ, 2010. — С. 28—30.

Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Вой-скунского. — М., 2000. — С. 77—99.

Тихомиров О.К «Искусственный интеллект» и психология. — М.: Наука, 1976. — 332 с.

Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.

Тихомиров О.К., БабаеваЮ.Д., Войскунский.А.Е. Общение, опосредованное компьютером //

Вестник Московск. ун-та. Серия 14 «Психология», 1986. - № 3. - С. 31-42.

Тоффлер Э, Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. — М.: АСТ, 2008. — 576 с.

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. Ст. 2.

Число пользователей сети Интернет превысит два миллиарда уже в 2010 году // Российская газета, 2010. — 19 октября [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/19/ т1ете1—апошЪ1т1

Ярошевский М.Г. Психологические конгрессы // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы:1:р:/^с. academic.ru/dic.nsf/bse/124850

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.