УДК 329
Г.Л. АКОПОВ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СОЦИУМА
Рассматривается процесс коммуникации политических элит в сети «Интернет», влияние информационно-коммуникационных процессов на деятельность политических элит и применение интернет-коммуникаций политическими элитами для максимального охвата целевой аудитории. Анализируется процесс трансформации политических элит на основе применения инновационные интернет-коммуникаций. Ключевые слова: элиты, политические элиты, информационные элиты, интернет-коммуникации, интернет-элиты, нетократия, информационно-политический процесс, социальные сети, политические коммуникации.
The article describes the communication process of political elites in the WEB, and how the merge of communication and information tools could be used to embrace maximum of available target audience.
Keywords: elites, political elites, informational elites, internet communications, internet elites, netocratics, informational-political process, social networks, political communications.
Современные политические и социальные элиты Российской Федерации осознали необратимость модерниза-ционных процессов, стали повсеместно внедрять интернет-коммуникации и использовать всемирную компьютерную сеть «Интернет» в качестве эффективного связующего звена с рядовыми гражданами. Возможности, предоставляемые Интернетом, дают возможность политической элите проводить консультации с гражданами в режиме реального времени. Сеть позволяет вести моментальный мониторинг общественного мнения, узнавать о потребностях и проблемах рядовых граждан. Основная функция Интерне-
© Акопов Г.Л., 2016
та в деятельности современных политических организаций, на наш взгляд, состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между политической элитой и гражданским обществом. Благодаря этому граждане пользуются большей свободой в вопросах сбора, анализа и обмена информацией, а также получают возможность принимать участие в непосредственном управлении государством либо оказывать влияние на деятельность аппарата государственной власти.
Так, благодаря технологиям сетевой политики любой желающий может легко войти в контакт с политической элитой и высказать свои рекомендации
либо претензии к деятельности как отдельного политика, так и всей политической системы в целом [5].
Отдельные исследователи на протяжении последних десяти лет постоянно утверждают, что «применение новых технологий позволит создать диалогическое коммуникативное пространство "правительство-население", благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответной реакции населения на важнейшие правительственные решения, а также эффективно реализовать идею участия населения в решении социально значимых проблем. Создание диалогического пространства "правительство-население" в сети «Интернет» будет способствовать и созданию положительного образа российского правительства у его пользователей» [1].
В сегодняшних реалиях государственные деятели всех уровней должны взять на себя роль именно политических коммуникаторов, аккумулировав общественное мнение, реализовать его на практике. Такие условия выдвигает современное общество.
Это, по нашему мнению, безусловно влияет на процесс модернизации политических институтов, в том числе благодаря коннотативному воздействию интернет-сетевого сообщества на представителей политической элиты страны.
В последнее время фиксируется снижение доверия россиян к официальным средствам массовой информации. Все большее число граждан отправляются на поиски информации в виртуальную сеть. Политические элиты опасаются, что в недалеком будущем использование виртуальных технологий, а также блогов и социальных сетей сможет не только формировать отношение к представителям правящего
класса, но и оказывать реальное влияние на настроение электората и результаты голосования на выборах.
Уже и официальные власти поняли, что политические деятели, не выступающие на интернет-площадках, не будут восприниматься как настоящие претенденты на власть. Более того, их интернет-активность в скором времени станет одним из критериев эффективности деятельности на занимаемом государственном посту. Поэтому им необходимо присутствовать в блогах и социальных сетях [2].
Заметим, что партийные элиты первыми начали борьбу за внимание «виртуального» электората [4]. Во многом благодаря усилиям партийных деятелей в виртуальном пространстве официальные власти признали необходимость развития сетевой политики и актуальность участия чиновников в общении с пользователями Всемирной паутины.
Примечательно, что активность чиновников всех уровней по использованию Интернета находит свое отражение не только во взаимодействии в рамках отношений «гражданин-государство» (government-to-consumer), но и даже в процессе взаимодействия чиновников с чиновниками (government-to-government) [3].
Считаем необходимым отметить, что практика взаимодействия политических элит через блоги и социальные сети все активнее применяется в модернизирующихся политических системах. Так, Twitter помог США выбраться из ситуации, грозившей техническим дефолтом. Как отметил директор по связям с общественностью Белого дома Дэн Пфайффер, Twitter и электронная почта помогли оказать давление на конгрессменов-республиканцев
и ускорить достижение соглашения о поднятии потолка госдолга США. Барак Обама через Twitter обратился к более чем 9 млн подписчиков своего микроблога, призывая их повлиять на конгрессменов-республиканцев от своих штатов и склонить их к компромиссу по вопросу о поднятии долгового лимита. После этого Обама начал публиковать ссылки на аккаунты в Twitter каждого представителя Республиканской партии в конгрессе. Учитывая то, что всего конгрессменов-республиканцев насчитывается почти 300 человек, из-за своеобразного спама микроблог Обамы лишился около 36 тыс. читателей всего за несколько часов [7].
Как справедливо отмечает В.А. Филиппова, «традиционные системы изменяются, становятся гибридными и позволяют изменять классические технологии формирования повестки дня. В частности, посредством "Твиттера" и социальных сетей к этому процессу привлекаются новые участники» [10].
Солидарен с выводом указанного автора о том, что «в новой медиа-среде способ производства и распространения политической информации между политической элитой, медиа-элитой и обществом также изменяется. Аудитория получает возможность активно участвовать в политических процессах, публично выражать свое мнение и управлять этой информацией. Зарождается так называемая интернет-элита, которая может влиять на повестку дня, при этом не относясь ни к политической элите общества, ни к традиционной медиа-элите» [10].
Эту зарождающуюся элиту нето-кратов (нетократы - те, кто способен обуздать глобальную информационную сеть и научиться управлять новы-
ми формами коммуникаций) [6] необходимо слушать и слышать политическим элитам, а в идеале действующим политическим элитам необходимо самим становиться интернет-элитой, совмещая свой политический статус с доминированием в информационном поле виртуального пространства либо с широкими коммуникационными и дискуссионными возможностями в интернет-пространстве.
Примечательно, что, по мнению Д.С. Мартьянова, «сама постановка вопроса о нетократии кажется неизбежно устаревающей в свете довольно успешной реализации политики борьбы с цифровым неравенством (результатом которой стало значительное увеличение пользователей сети «Интернет»), развития технологий Веб 2.0, активизировавших безучастных сетевых леркеров в создании контента для сети, "балканизации" Интернета и последовательного укрепления политики управления Интернетом, результатом которой может стать усиление традиционной (несетевой) элиты в сети» [8]. Именно о подобной трансформации современной политической элиты мы и ведем речь. Фактически современные политические элиты обречены на проникновение в сеть «Интернет» и активную коммуникацию с сетевым сообществом.
Как известно, деятельность государства по выполнению поставленных задач отражается в трех различных сферах - политической, правовой и социально-экономической. Каждая из этих сфер имеет свои традиции, ценности и специфику организации работы. Однако с развитием информационного общества каждая из этих сфер модернизируется, меняет свои привычные черты под воздействием информаци-
онных технологий. Каждая сфера государственного функционирования нуждается в эффективной обратной связи, которую способны обеспечить современные информационные технологии и интернет-коммуникации в частности.
С развитием названных выше инновационных технологий возникает и развивается глобальное коммуникационное интернет-сообщество. Происходит переход от прямой коммуникации, или коммуникации лицом к лицу, к опосредованной коммуникации. Интернет-сообщества могут легко образовываться не присутствующими в одном месте лицами, расстояние уже не имеет такого значения, как прежде. Объединенные одной идеей субъекты социума способны консолидироваться в сообщества, находясь в Глобальной сети, что позволяет преодолеть временные и пространственные границы. Генерировать объединяющие сетевое сообщество идеи должны современные политические элиты, если они не хотят потерять свой элитарный статус в информационном обществе, которое все активнее развивается как в России, так и во всем цивилизованном мире.
В эпоху распространения информационных технологий и развития информационного общества гражданское общество может демонстративно противостоять политическим элитам, особенно если они не являются активными субъектами информационных коммуникаций. Информационные элиты в сети «Интернет» способны организовывать социальные группы давления. Консолидация населения на основе появившихся и распространившихся инновационных политических технологий позволяет гражданам с большим эффектом и меньшими трудозатратами реализовать свои инициативы.
В информационном обществе граждане имеют максимально возможный доступ к значимой политической информации, а следовательно, их участие в политике становится более активным и организованным. Используя технологии сетевой политики, граждане и общественные объединения способны эффективно воздействовать на государственный аппарат с целью принятия необходимых для общества политических решений.
Многие представители интернет-сообщества активно комментируют политические новости, размещенные на различных информационных порталах, тем самым проявляя свою гражданскую позицию. Более того, новостные сайты позволяют не только прокомментировать новость в специализированных разделах, но рекомендуют поделиться новостью и обсудить ее на своей странице в социальных сетях или блогах. Таким образом, в политический процесс путем обсуждения политически значимых новостей вовлекаются миллионы россиян.
Политологи, проанализировав комментарии пользователей, могут без труда понять настроения масс и спрогнозировать развитие ситуации.
Безусловно, комментарии к новостям в виртуальном пространстве - это в большинстве своем способ самовыражения молодых пользователей Интернета, но их политические коннотации позволяют представителям политической элиты опытным взглядом оценить отношение интернет-сообщества к значимым политическим событиям.
Политические элиты пристально следят за ситуацией и даже пытаются на нее повлиять, а порой и загнать в определенные рамки. Так, Президент подписал закон, который обязывает
новостные агрегаторы с посещаемостью более 1 млн человек в сутки проверять достоверность информации [9].
В сегодняшних реалиях граждане объединяются в сети «Интернет» и, высказывая свои политические требования (преимущественно в виртуальном пространстве), представляют собой реальную политическую силу, способную ощутимо воздействовать на политические процессы. Как известно, для решения своих задач группы граждан могут использовать самые разнообразные средства: они контактируют с государственными чиновниками, политическими партиями и депутатами парламентов (с обещанием поддержки в обмен на удовлетворение их требований), издают газеты и разнообразные агитационные материалы, организуют массовые кампании с целью привлечь внимание общества к своим проблемам, наконец, сами участвуют в выборах в законодательные органы общегосударственного уровня, а также в состав органов местного самоуправления. Сетевые технологии в перспективе позволят проводить выборы в режиме он-лайн.
Для инициативных групп, составляющих гражданское общество, существенным средством влияния на власть и общественное мнение является политический протест, организуемый в различных формах. В условиях информационного общества протестные акции организуются и регулируются через Интернет, часто для этих целей используют социальные сети и виртуальные
блоги, что значительно облегчает работу активистов заинтересованных групп.
Массовое распространение социальных сетей в современном обществе явилось катализатором накопившихся протестных настроений; периодически в разных точках планеты вспыхивают митинги, организованные через социальные сети. Самая популярная социальная сеть мира - Facebook, количество ее пользователей согласно опубликованной статистике состоит из более чем 500 млн человек. Таким образом, аккаунт на www.facebook.com теперь есть примерно у 8% населения Земли. Значительно меньше пользователей в российских социальных сетях, тем не менее популярность сетей (прежде всего «Одноклассники» и «ВКон-такте») невероятно высока. Так, по данным, опубликованным на главной странице портала «ВКонтакте», у сети более 100 млн пользователей. Трудно назвать еще какое-либо средство связи с такой аудиторией, а ведь руководство портала способно разместить любую информацию, которую одновременно доставят сотням миллионов человек. О подобном средстве коммуникации политики ХХ в. и мечтать не могли. А в современном обществе обыкновенный студент создал социальную сеть, связавшую сотни миллионов человек между собой. Развитие сетевых технологий позволяет говорить об огромном потенциале распространения сетевого общения граждан и о необходимости учитывать современные реалии в работе политических элит.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Акопов ГЛ. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций: монография. М.: КНОРУС, 2013.
2. Акопов ГЛ. Политика и Интернет. М, 2014.
3. Акопов Г.Л. Правовая информатика: современность и перспективы: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4. Акопов ГЛ. Сетевая политика российских партийных элит (проблемы теории и практики). Ростов н/Д, 2003.
5. Акопов Г.Л. Сетевой аспект политики российских партийных элит: Проблемы теории и практики: автореф. ... канд. полит. наук. Ростовн/Д, 2003.
6. Бард А., Зодерквист Я. Ыворатия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004.
7. Кампания в Twitter помогла США избежать дефолта. 01 августа 2011. URL: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=525517
8. Мартьянов Д.С. Интернет-сообщество, масса и элиты: динамика концептуализации // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. С. 174.
9. Путин обязал новостные агрегато-ры проверять достоверность информации. РБК. 23 июня 2016. URL: http://www.rbc.ru/ technology_and_media/23/06/2016/576c18c2 9a79476e5478e3c1?from=main
10. Филиппова В.А. Твиттер как инструмент формирования политической повестки дня в России 2010-2013 годов: зарождение интернет-элиты // Вестник СПбГУ. 2014. Сер. 9. Вып. 4. С. 182.
УДК 327
А.А. КАНУННИКОВ
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» КАК ИДЕОЛОГЕМА И ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ
Исследуются роль и место гражданского общества в современном мире. Показано отличие академического понимания термина «гражданское общество» от «гражданского общества» как идеологемы. Отмечено стремление ряда стран использовать свои связи с гражданским обществом в других странах для достижения определенных политических целей. Показано участие гражданского общества в европейском интеграционном процессе. Автор делает вывод о том, что для России особый интерес представляет опыт (как положительный, так и отрицательный) преодоления столкновения интересов, поиск модели отношений наднациональных управленческих структур ЕС с институтами гражданского общества.
Ключевые слова: европейское гражданское общество, неправительственные организации, гражданское общество, организованное гражданское общество, гражданское общество как идеологема, институциональная структура, социальное развитие, управление межнациональным пространством, демократия.
This article is devoted to the study of the role and place of civil society in the modern world. The article shows the difference between the academic understanding of the term «civil society» and the term of «civil society» as an ideologeme. It is noting the desire of some countries to use its ties with civil society in other countries to achieve a certain policy objectives. The article is displaying participation of civil society in the European integration process. The article concludes that Russia's special interest is the experience (both positive and negative) to overcome conflicts of interest, search for a model ofsupranational relations management structures of the EU institutions with the civil society. Keywords: European civil society, non-governmental organizations, civil society, organized civil society, civil society as ideologeme, institutional structure, social development, governance interethnic space, democracy.
© Канунников А.А., 2016