pISSN 2071-4688 Финансовый капитал
eISSN 2311-8709
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ: АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ*
Дмитрий Анатольевич АРТЕМЕНКО3', Андрей Анатольевич СОКОЛОВЬ
а доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственных муниципальных финансов и финансового инжиниринга, Высшая школа бизнеса,
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
ь аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов и финансового инжиниринга, Высшая школа бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Получена 26.07.2017 Получена в доработанном виде 03.10.2017 Одобрена 23.10.2017 Доступна онлайн 15.11.2017
УДК 334
JEL: Н21, Н32, Н83
Ключевые слова: страховое администрирование, обязательное медицинское страхование, реформа здравоохранения, финансирование
Аннотация
Предмет. Система финансово-экономических отношений, складывающаяся в процессе трансформации отечественной системы здравоохранения. Цели. Анализ эффективности системы общественного здравоохранения для выявления ее достоинств и недостатков и предложение рекомендаций по дальнейшему реформированию.
Методология. Использовались нормативный и комплексный подходы, общенаучные и специальные методы научного познания: наблюдения, группировки, выборки, сравнения и обобщения.
Результаты. Действующая система ориентирована на доступность и качество медицины, при этом инструментарий модернизации увеличивает финансовую нагрузку на систему ОМС и на граждан. Финaнсoвoе oбеспечение недoстaтoчнo. Надo oткaзaться oт oднoкaнaльнoгo и вернуть бюджетше финaнсирoвaние, усилить стрaхoвoй хaрaктер ОМС, oбеспечить пргоритет кaчественных индикaтoрoв эффективнoсти системы здрaвooхрaнения, преемственшсть рaбoты мoдели. Выводы. Необходимо внедрение модели на основе модернизированной системы Семашко. Важным условием успешного функционирования обновленной системы здравоохранения является отказ от западного опыта в пользу развития института страхового администрирования, который выступает частью системы общественно-экономического регулирования со встроенной обратной связью. Действенно работающий институт страхового администрирования ОМС внесет значительный вклад в улучшение качества жизни. Нужно торенше изменение принцишв рaбoты стрaхoвых медицинских oргaнизaций, включaя перехoд oт aдминистрирoвaния плaтежей пo фaкту oкaзaния услуг к эффективтому упрaвлению рaсхoдaми га зaстрaхoвaнных, в тoм числе путем вoзлoжения нa стрaхoвые медицинские oргaнизaции чaсти финaнсoвых рискoв пo oплaте медицинскoй пoмoщи.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Артеменко Д.А., Соколов А.А. Трансформация общественного здравоохранения России: анализ сбалансированности // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 42. - С. 2498 - 2510. https://doi.org/10.24891/fc.23.42.2498
При анализе эффективности системы здравоохранения важно обладать четким
*Авторы выражают благодарность и глубокую признательность доктору экономических наук, профессору, заведующему кафедрой финансов Южного федерального университета Олегу Юрьевичу СВИРИДОВУ и доктору экономических наук, профессору кафедры экономической теории Южного федерального университета Ольге Спиридоновне БЕЛОКРЫЛОВОЙ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.
пониманием логики происхождения системы, ее развития, ее родовых качеств, факторов воздействия, реакции системы. Система здравоохранения России родилась как страховая в начале ХХ в. После социалистической революции она приобрела государственный статус, стала государственной
2498
социалистической системой. Однако страховой характер не был утрачен.
При демонтаже системы в 90-х гг. ХХ в. декларировался возврат к страховому характеру, была развернута система федерального фонда обязательного медицинского страхования с подсистемой территориальных фондов, простимулирована организация частных медицинских страховых компаний как потенциально значимого звена системы общественного здравоохранения [1—4].
Система Семашко - это система здравоохранения, основанная на
государственном интересе в здоровой нации, который являлся приоритетом
государственной политики. До демонтажа финансы системы базировались на формировании страховых централизованных государственных фондов в государственном бюджете СССР, то есть это, безусловно, страховая система (медицинские расходы носят вероятностный характер, а, следовательно, соответствуют формату страховых выплат), а точнее система государственного медицинского страхования.
Общественное здравоохранение СССР развивалось по пути наращивания государственных расходов, обеспечения доступности и качества медицинских услуг. Благодаря мобилизационной экономике, акценту на социальную гигиену и профилактику заболеваний, в короткий срок были получены хорошие результаты по сравнению с остальной мировой практикой. Однако система представляла собой одну из основ социалистического государства, которую по идейным соображениям (разрушения социалистического государства) либеральные реформаторы должны были поэтапно демонтировать.
После отказа от идеологических основ, хозяйственный связей, принципов финансирования, система Семашко еще существовала по инерции. Для ее окончательного разрушения начала проводиться медицинская реформа. Она включала в себя организацию и запуск элементов альтернативных систем, вводилась
конкуренция как обязательный элемент системы (конкуренция медицинских организаций за пациента, врачей между собой и т.п.) и постепенно исключался элемент государственного прямого финансирования, который замещался финансированием Фонда ОМС посредством страховых посредников (страховых медицинских организаций) [5].
Новая система (назовем ее переходной, так как она соответствовала переходной экономике) не была рассчитана на сохранение имеющейся лечебно-профилактической инфраструктуры, поскольку предполагала финансирование исключительно за счет обязательных социальных (медицинских) взносов.
При анализе показателей системы общественного здравоохранения за базовый был взят 1990 г., как год развитого состояния системы Семашко перед ее демонтажем (табл. 1).
Реформа сохранила численность врачей, но медицинский персонал понес серьезные потери. Врачи нагружались несвойственными функциями, фактически замещали потерю медицинского персонала.
Прогресс системы Семашко впечатляет: с 1940 по 1950 г. (за время Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления) численность врачей и медицинского персонала почти удвоилась. В последующие годы сохранялся высокий темп наращивания количества врачей. Демонтаж системы Семашко остановил этот процесс: численность врачей немного увеличилась, но к 2015 г. практически соответствует 1990 г. (100,85%). Немного лучше удельный показатель: 102% на 10 000 чел. Численность медицинского персонала в настоящее время примерно соответствует 1980 г. (84,04% и 87,53%) [4-10].
Еще нагляднее реформенные потери видны на данных о количестве лечебных организаций, приведенных в % к 1990 г. (рис. 1).
Система Семашко включала медицинскую вертикаль, в которой пациент получал медицинскую помощь, начиная от фельдшерского пункта в сельской местности и
2499
в медпункте на производстве до специализированной клиники, если необходимо. Подобная доступность требовала широкого территориального присутствия медицинских организаций. Демонтаж системы Семашко стоил общественному здравоохранению России более 40% больничных коек и более 57% больничных организаций.
Следует отметить, что реформы повысили мощность врачебных амбулаторно-
поликлинических организаций: увеличилось количество посещений в смену с 3 221,7 тыс. в год в 1990 г. до 3 861 тыс. в год в 2015 г., почти на 20%.
Анализ деятельности Федерального фонда ОМС1 за 2015 г. показал, что основные доходы бюджета Фонд получал от страховых взносов на ОМС работающего населения по тарифу 5,1% со всех сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц без ограничения предельной величины. Выпадающие доходы в связи с применением специальных налоговых режимов
пониженных тарифов компенсировались за счет федерального бюджета.
По состоянию на 1 апреля 2014 г. численность застрахованных составила 146,1 млн чел., из них: работающих - 61 млн чел. (41,8% от общей численности застрахованных), неработающих - 85,1 млн чел. (58,2%).
Доходы бюджета Федерального фонда на 2015 г. были утверждены в сумме 1 619 774 009,1 тыс. руб. Бюджет Федерального фонда за 2015 г. был исполнен по доходам в сумме 1 573 543 366 тыс. руб. (97,1% утвержденного объема) за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование от:
1) работающего населения 921 348 778,1 тыс. руб. (58,5%);
2) неработающего населения, в сумме 616 285 452,5 тыс. руб. (39,2%);
3) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 23 860 000 тыс. руб. (1,5%);
1 Отчет о деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2015 г.
4) иных доходов в сумме 12 049 135,4 тыс. руб. (0,8%).
Расходы Федерального фонда ОМС утверждались в сумме 1 668 267 517,1 тыс. руб., в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации -19 030 000 тыс. руб.
Расходование средств бюджета Федерального фонда осуществлялось в строгом соответствии с целями, установленными Федеральным законом о бюджете.
На выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2015 г. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования было направлено 1 427 051 543,7 тыс. руб.
Финансовое обеспечение средствами обязательного медицинского страхования за счет субвенции в расчете на одно застрахованное лицо составило 9 764,7 руб.
После выполнения в 2015 г. всех текущих расходных обязательств в бюджет Федерального фонда была передана дотация на сбалансированность в размере 92 122 668,6 тыс. руб.
Анализ параметров бюджета Федерального фонда ОМС 2016 г. показал, что его размер ежегодно возрастает, и бюджет обеспечивает нужды здравоохранения на 60% [11-15]. Данная оценка нивелирует достижения Фонда. Создается впечатление, что стоит увеличить финансирование в два раза - и все потребности общественного здравоохранения будут удовлетворены. К сожалению, потребности в финансировании медицинских реформ сложно поддаются расчету, да и транзакционные издержки звена страховых медицинских организаций наращиваются с его развитием.
Бюджет 2016 г. рассчитан исходя из численности граждан по состоянию на 1 апреля 2015 г.: 146,5 млн чел., в том числе неработающего населения - 85,1 млн чел.
2500
По сравнению с 2015 г. доходы фонда ОМС увеличатся на 42 млрд руб., или на 2,6% (всего доходов запланировано было 1 661,7 млрд руб.). Доходы получены в строгом соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования» и Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
Основная часть полученных доходов (98,5%) обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Как видно из таблицы, удельный вес работающего населения увеличился до 62,25% (прирост 1,2%) в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом.
Несмотря на реформы, базовая программа ОМС имеет глубокое наполнение, сопоставимое со стандартами здравоохранения системы Семашко. Так, в России диспансеризацией охвачено практически все население.
В 2013 г. диспансеризацию прошли более 30 млн чел., в 2014 г. - более 40 млн чел., в 2015 г. - 45 млн чел. За счет субвенции оплачивается высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в базовую программу ОМС.
С 2014 г. наиболее востребованные 459 методов высокотехнологичной медицинской (ВМП) помощи начали оплачиваться за счет средств ОМС в рамках базовой программы. В 2014 г. ВМП получили 229 тыс. чел., в том числе 24 тыс. детей, в 2015 г. - 353 тыс. чел., в том числе 38,4 тыс. детей.
В 2016 г. в базовую программу дополнительно включено еще 54 метода ВМП - это сложнейшие операции и методы лечения
поджелудочной железы, печени, желудочно-кишечного тракта, хирургия надпочечников, офтальмология, урология, эндокринологические заболевания.
В 2016 г. на эти цели в бюджете ФОМС предусмотрено 96,7 млрд руб., что на 14,6 млрд руб., или на 18% больше 2015 г. Всего за 2015 г. ВМП оказана более 811 тыс. пациентов, что в 2,3 раза больше предыдущего года.
С 2012 г. на систему ОМС возложена реализация Программы «Земский доктор».
В целях улучшения демографической ситуации в 2016 г. предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 18,8 млрд руб.
Реформы дали толчок к развитию страховых организаций. В 2015 г. из общего количества (360) страховых организаций 59 осуществляли деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, по сравнению с 2014 г. их количество осталось без изменения.
Объем средств, поступивших на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования, в 2015 г. составил 1 463,5 млрд руб., что больше. чем в 2014 г., на 13,3%. Средства, использованные страховыми медицинскими организациями на оплату медицинской помощи застрахованным лицам, в 2015 г. составили 1 455 млрд руб., по сравнению с 2014 г. увеличились на 11,8%. В доход страховых медицинских организаций направлено 4,4 млрд руб. (105,4% к уровню 2014 г.).
За четыре года рост поступлений составил 183%, а рост расходов - 181%. При этом возврат от медицинских организаций увеличился более чем в три раза (321%) (табл. 1-3). Рост доходов медицинских организаций составил 197% за анализируемый период.
2501
Анализ данных табл. 4 позволяет выявить цену работы звена страховых компаний в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Смысл работы этого звена - обеспечение качества медицинских услуг. Фактически выполняется другая функция. Так, за четыре года в виде санкций страховые организации получили от медицинских организаций 205 382,2 млн руб., 190 136 млн руб. возвращены источнику (Фонд ОМС). То есть страховые организации выполнили функцию иммобилизации денежных средств Фонда ОМС и медицинских организаций. Подобная практика снижает эффективность системы общественного здравоохранения, так как, очевидно, на эти суммы услуги пациентам не были оказаны. При этом страховые организации за выполнение этой работы получили за четыре года доход в размере 14 242 млн руб., которые также могли быть освоены медицинскими организациями в профильной деятельности.
Возможно ли исключение звена страховых медицинских организаций из системы общественного здравоохранения? Действительно ли конкуренция страховщиков за клиента так ценна и эффективна? Системный подход избавляет систему от избыточной конкуренции, при этом выбор, безусловно, должен быть у застрахованного, у пациента. Как выбор тарифного плана, так и выбор лечебного учреждения, однако выбор страховой компании для получения полиса ОМС не имеет существенного значения.
Это подход (исключения избыточных звеньев) уже реализуется Минздравом России. В 2015 г. им подготовлены изменения в порядок финансирования высокотехнологичной
медицинской помощи (ВМП) для федеральных медицинских организаций. Законопроект не изменяет объемов и характера финансирования, а совершенствует логистику финансовых потоков, создавая единый прозрачный канал финансирования.
Предложенные поправки в законодательство разрешат Федеральному фонду ОМС напрямую финансировать такие клиники за
ВМП, которая еще не включена в базовую программу обязательного медицинского страхования [16]. При этом с 2015 г. oплaтa всей высoкoтехнoлoгичнoй медицинсшй пoмoщи oсуществляется пo «пoлнoму тaрифу» в рaзрезе клиникo-стaтистических групп и включaет все стaтьи зaтрaт. Предусмотрена регуляртая кoрректирoвкa видoв ВМП путем включения швых, oснoвaнных та дoстижениях медицинсшй туки, метoдoв и перевoдa в бaзoвую прoгрaмму ОМС.
В настоящее время трансформация финансирования системы общественного здравоохранения призвана обеспечить страховой характер медицины и достижения как демографических параметров западной медицины (или как минимум достижения советской медицины), так и обеспечения доступности и качества медицинских услуг. При этом действующая система является не вполне страховой, поскольку фактически формируемый страховыми взносами внебюджетный фонд проводит оплату медицинских услуг через посредников. При страховой модели плательщик всегда один -это страхователь, частное лицо, гражданин, который в определенных случаях получает финансовую помощь по оплате страховой премии от сострахователя: работодателя или государства.
Поэтому, на наш взгляд, альтернативой рыночно-конкурентному подходу является подход системный, имеющий большой потенциал роста эффективности в сфере общественного здравоохранения. Учет состояния, тренда развития, особенностей системы любого бизнеса как факторов, влияющих на стратегические решения, имеет широкую практику. Однако если развивать такой подход, необходимо проектировать организационно-экономические и финансовые медицинские подсистемы. То есть снижать внутреннюю конкуренцию за ресурсы (кто больше потребит), заменяя ее системным симбиозом и кооперацией, рост рынка заменить на эволюцию системы, конкуренцию за пациента заменить на воздействие на уровень социального и физического здоровья сообществ, каждый рубль страховых платежей
2502
конвертировать в вовлечение созидания своего человеческого капитала. При всей кажущейся фантастичности это реальная задача, которая по силам модернизированной системе Семашко. Опыт самых эффективных систем
здравоохранения на планете - Китая и Кубы, которые не стали заложниками либеральных реформ, доказывает возможность и необходимость системного реформирования в России.
Таблица 1
Динамика врачебного персонала системы общественного здравоохранения России (1940-2016 гг.) Table 1
Changes in the number of medical personnel of the public health system of Russia in 1940-2016
Численность врачей Численность медицинского персонала
Годы Всего, в % к 1990 г. На 10 тыс. чел. Всего, в % к 1990 г. На 10 тыс. чел.
в % к 1990 г. в % к 1990 г.
1940 12,32 16,44 16,22 21,62
1950 22,31 32,22 25,04 36,09
1960 34,95 42,89 45,3 55,63
1970 52,06 59,11 67,42 76,53
1980 79,65 85,11 87,53 93,49
1990 93,02 96 95,27 98,39
1995 100 100 100 100
2000 97,96 98,67 88,33 89,07
2001 101,93 104 84,79 86,5
2002 101,57 104,22 83,75 85,85
2003 102,26 105,33 84,44 86,98
2004 102,8 106,44 84,14 87,06
2005 103,13 107,11 83,83 87,06
2006 103,45 108 82,96 86,58
2007 105,23 109,11 83,79 86,9
2008 105,99 110,22 83,65 86,9
2009 105,47 109,56 81,95 85,13
2010 106,59 110,67 82,3 85,37
2011 107,27 111,33 81,82 84,89
2012 109,82 113,78 82,99 86,01
2013 105,38 109,11 82,45 85,29
2014 105,29 108,67 82,35 84,97
2015 106,31 107,78 82,71 83,84
2016 100,85 102 84,04 85,05
Источник: составлено автором по материалам сайта Минздрава РФ. URL: https://www.rosminzdrav.ru/
Source: Authoring, based on the RF Ministry of Health website. URL: https://www.rosminzdrav.ru
2503
Таблица 2
Структура и динамика взносов на ОМС (2015-2016 гг.) Table 2
A structure and trends in contributions for compulsory health insurance in 2015-2016
Показатель, млн руб. 2015 Удельный вес, % 2016 Удельный вес, %
Страховые взносы 1 584,7 100 1 636,2 100
Работающего населения 967,4 61,05 1 018,5 62,25
Неработающего населения 617,3 38,95 617,7 37,75
Источник: составлено автором по материалам сайта Росстата.
Source: Authoring, based on Rosstat data. Таблица 3
Основные показатели медицинских страховых организаций РФ (2012-2015 гг.) Table 3
Key performance indicators of insurance organizations of the Russian Federation in 2012-2015
Показатель в % к 2012 г. 2012 2013 2014 2015
Средства, поступившие от территориальных фондов на финансовое обеспечение обязательного медицинского 100 159 180 204
страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования
Средства, поступившие из медицинских организаций 100 207 290 321
в результате применения к ним санкций за нарушения,
выявленные при проведении контроля объемов, сроков,
качества и условий предоставления медицинской помощи
Средства, поступившие от юридических или физических 100 103 118 145
лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц
Прочие поступления целевых средств 100 8 3 2
Поступило средств, всего 100 143 162 183
На оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным 100 161 186 208
лицам медицинскими организациями, в соответствии
с договорами на оказание и оплату медицинской помощи
по обязательному медицинскому страхованию
Направлено в доход страховой медицинской организации 100 150 187 197
Прочее использование целевых средств 100 6 0 0
Возврат целевых средств источнику финансирования 100 82 67 90
Использовано средств, всего 100 141 162 181
Источник: составлено автором по материалам сайта Росстата.
Source: Authoring, based on Rosstat data.
2504
Таблица 4
Основные показатели работы медицинских страховых организаций (2012-2015 гг.), млн руб. Table 4
Key performance indicators of medical insurance organizations in 2012-2015, million RUB
Показатель 2012 2013 2014 2015 Удельный вес, %
Средства, поступившие от 718 801,9 1 145 366,3 1 291 923,2 1 463 507 95,21
территориальных фондов на финансовое обеспечение обязательного
медицинского страхования
в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского
страхования
Средства, поступившие из 22 380,4 46 302,2 64 916,3 71 783,3 4,67
медицинских организации в результате
применения к ним санкции за
нарушения, выявленные при
проведении контроля объемов, сроков,
качества и условии предоставления
медицинскои помощи
Средства, поступившие от юридических или физических лиц, 11,9 12,3 14 17,2 0
причинивших вред здоровью
застрахованных лиц
Прочие поступления целевых средств 9 9041,7 8 069 3 280,8 1 804,2 0,12
Поступило средств, всего 840 235,9 1199 749,9 1 360134,4 1 537111,7 100
На оплату медицинской помощи, 701 093,2 1 127 859,5 1 300 988,5 1 454 960,2 94,66
оказанной застрахованным лицам
медицинскими организациями,
в соответствии с договорами на
оказание и оплату медицинской
помощи по обязательному
медицинскому страхованию
Направлено в доход страховой 2 245,6 3 373 4 198,4 4 425 0,29
медицинской организации
Прочее использование целевых средств 101 411 6 379,3 353,1 369,4 0,02
Возврат целевых средств источнику финансирования 56 164,5 46 215,5 37 434,2 50 321,8 3,27
Использовано средств, всего 804 749,8 137 611,7 1 305 540 1 459 754,6 94,97
Источник: составлено автором по материалам сайта Росстата. Source: Authoring, based on Rosstat data.
Рисунок 1
Динамика количества медицинских организаций (1940-2016 гг.) Figure 1
Changes in the number of medical organizations in 1940-2016
Источник: составлено автором по материалам сайта Минздрава РФ. URL: https://www.rosminzdrav.ru/
Source: Authoring, based on the Ministry of Health of the Russian Federation website data. URL: https://www.rosminzdrav.ru
2506
Список литературы
1. Акерман С.Г., Визерс С. и др. Добровольное медицинское страхование. М.: Российский юридический издательский дом, 1995. 301 с.
2. АртеменкоД.А., Соколов А.А. Финансовые инструменты стратегии обеспечения качества доступности медицины в России // Перспективы и ограничения устойчивого социохозяйственного развития России. М., Краснодар: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2016. C. 203-223.
3. Ахвледиани Ю. Т. Развитие страхового рынка России // Финансы. 2008. № 11. С. 47-49.
4. Багненко С.Ф., Стожаров В.В., Кириллов А.В., Федотов В.А. Административная реформа и здравоохранение // Скорая медицинская помощь. 2004. № 4. С. 12-16.
URL: http://szgmu.ru/files/smp/2004%E2%84%964.pdf
5. Гехт И.А. О некоторых проблемах функционирования страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. 2015.
№ 2. С. 33-36. URL: https://cyberlenlnka.ru/artlcle/n/o-nekotoryh-problemah-funktslonlrovanlya-strahovyh-medltslnsklh-organlzatsly-v-slsteme-obyazatelnogo-medltslnskogo-strahovanlya
6. Данилов А.В., Гришина Л.А. Новые аспекты финансирования в сфере здравоохранения // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5. № 5.
С.159-160.
7. Дегтярев А., Маликов Р. Коррупционная основа административных барьеров // Вопросы экономики. 2003. № 11. С. 78-87.
8. КатановаЕ.Г. Основные этапы развития системы финансирования здравоохранения в России // Экономика и предпринимательство. 2008. № 2. С. 5-8.
9. Кравченко Н.А., Старченко А.А., Гришина Н.И. Реформа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации глазами страховщика // Экономика здравоохранения. 2008.№ 8. С. 18-22.
10. Комаров Ю.М. Организация медицинского страхования в России и за рубежом // Вестник государственного социального страхования. 2005. № 9. С. 16-23.
URL: http://www.vgss.ru/archlve/2005_9/16.php
11. Лаврова Ю.А. Обязательное медицинское страхование - опыт ФРГ // Финансы. 2003. № 8. С. 47-49.
12. Маянлаева Г.И. Оценка состояния и тенденций развития страхования в Казахстане // Финансы и кредит. 2008. № 29. С. 51-58. URL: https://cyberlenlnka.ru/artlcle/n/otsenka-sostoyanlya-l-tendentsly-razvltlya-strahovanlya-v-kazahstane
13. Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. 2003. № 11. С. 88-98.
14. Соколова И.В. О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2016. № 1.
С. 10-13. URL: http://www.ffoms.ru/upload/lblock/a3d/a3d5b4cf5431594d293597d8d6487354.pdf
15. ТатарниковМ.А. Краткий обзор экономических реформ российского здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2006. № 4. С. 55-59.
2507
16. Эстрин В. ОМС и реформа здравоохранения // Атлас страхования. 2006. № 4. С. 47-49. URL: http://www.ininfo.ru/mag/2006/2006-04/2006-04-013.html
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
2508
pISSN 2071-4688 Financial Capital
elSSN 2311-8709
THE TRANSFORMATION OF PUBLIC HEALTH IN RUSSIA: AN ANALYSIS OF SUSTAINABILITY Dmitrii A. ARTEMENKO1", Andrei A. SOKOLOVb
a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
b Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 26 July 2017 Importance The subject of this paper is the system of financial and economic relations in
Received in revised form the national health system transformation process.
3 October 2017 Objectives The paper aims to analyze the efficiency of the national public health system to
Accepted 23 October 2017 identify its advantages and disadvantages, and offer some recommendations for further Available online reform.
15 November 2017 Methods For the study, we used the normative and complex approaches, general scientific
and special methods of scientific knowledge like observation, grouping, sampling, JEL classification: H21, H32, comparison, and generalization.
H83 Conclusions The present national health system is focused on the public health services
access and quality. However, the modernization increases a financial burden on the compulsory health insurance system and insured citizens. It is necessary to return to the budgetary financing to strengthen the insurance nature of the compulsory medical insurance. The public health model needs to be introduced through a modernized Keywords: insurance Semashko public health insurance system. An important condition for the successful
administration, compulsory functioning of the revitalized health system is the abandonment of Western countries' health insurance, health care experience in favor of the development of insurance administration institution, which can reform, financing be described as part of social and economic regulation with built-in feedback.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Artemenko D.A., Sokolov A.A. The Transformation of Public Health in Russia: An Analysis of
Sustainability. Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 42, pp. 2498-2510.
https://doi.org/10.24891/fc.23.42.2498
Acknowledgments
We express our gratitude and deep appreciation to Oleg Yu. SVIRIDOV, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance of the Southern Federal University, and Ol'ga S. BELOKRYLOVA, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Theory of the Southern Federal University, for their advice and valuable comments during the work on this article.
References
1. Akerman S.G., Vizers S. et al. Dobrovol'noe meditsinskoe strakhovanie [Voluntary medical insurance]. Moscow, Rossiiskii yuridicheskii izdatel'skii Dom Publ., 1995, 301 p.
2. Artemenko D.A., Sokolov A.A. Finansovye instrumenty strategii obespecheniya kachestva dostupnosti meditsiny v Rossii. V kn.: Perspektivy i ogranicheniya ustoichivogo sotsiokhozyaistvennogo razvitiya Rossii [Financial instruments for a strategy to ensure the quality of medical accessibility in Russia. In: Prospects and restrictions of sustainable socio-economic development in Russia]. Moscow, Krasnodar, History, Economics and Law Research Institute Publ., 2016, pp. 203-223.
3. Akhvlediani Yu.T. [Development of the insurance market of Russia]. Finansy = Finance, 2008, no. 11, pp. 47-49. (In Russ.)
2509
4. Bagnenko S.F., Stozharov V.V., Kirillov A.V. et al. [Administrative reform and health care]. Skoraya meditsinskayapomoshch' = Emergency Medical Care, 2004, no. 4, pp. 12-16. (In Russ.) URL: http://szgmu.ru/files/smp/2004%E2%84%964.pdf
5. Gekht I.A. [On certain issues occurring in medical insurance organizations functioning in the mandatory medical insurance system]. Menedzher zdravookhranenya = Manager of Health Care, 2015, no. 2, pp. 33-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-funktsionirovaniya-strahovyh-meditsinskih-organizatsiy-v-sisteme-obyazatelnogo-meditsinskogo-strahovaniya (In Russ.)
6. Danilov A.V., Grishina L.A. [New aspects of financing in sphere of public health services]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2009, vol. 5, no. 5, pp. 159-160. (In Russ.)
7. Degtyarev A., Malikov R. [Corrupt basis of administrative barriers]. Voprosy Ekonomiki, 2003, no. 11, pp. 78-87. (In Russ.)
8. Katanova E.G. [The basic stages of development of system of financing of public health services in Russia]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2008, no. 2, pp. 5-8. (In Russ.)
9. Kravchenko N.A., Starchenko A.A., Grishina N.I. [Insurer's view on the reform of the obligatory medical insurance of citizens of the Russian Federation]. Ekonomika zdravookhraneniya, 2008, no. 8, pp. 18-22. (In Russ.)
10. Komarov Yu.M. [Organization of health insurance in Russia and abroad]. Vestnik gosudarstvennogo sotsial'nogo strakhovaniya = Bulletin of State Social Insurance, 2005, no. 9, pp. 16-23. (In Russ.) URL: http://www.vgss.ru/archive/2005_9/16.php
11. Lavrova Yu. [Compulsory health insurance: the experience of Germany]. Finanasy = Finance, 2003, no. 8, pp. 47-49. (In Russ.)
12. Mayanlaeva G.I. [Assessment of the state and development trends of insurance in Kazakhstan]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2008, no. 29, pp. 51-58.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-i-tendentsiy-razvitiya-strahovaniya-v-kazahstane (In Russ.)
13. Obydenov A. [Institutional specifics of business self-regulation]. Voprosy Ekonomiki, 2003, no. 11, pp. 88-98. (In Russ.)
14. Sokolova I.V. [On the budget of the federal fund of compulsory medical insurance for 2016]. Obyazatel'noe meditsinskoe strakhovanie v Rossiiskoi Federatsii = Obligatory Medical Insurance in the Russian Federation, 2016, no. 1, pp. 10-13.
URL: http://www.ffoms.ru/upload/iblock/a3d/a3d5b4cf5431594d293597d8d6487354.pdf (In Russ.)
15. Tatarnikov M.A. [The review of economical reforms of Russian health care]. Ekonomika zdravookhraneniya, 2006, no. 4, pp. 55-59. (In Russ.)
16. Estrin V. [Compulsory health insurance and health care reform]. Atlas strakhovaniya, 2006, no. 4, pp. 47-49. http://www.ininfo.ru/mag/2006/2006-04/2006-04-013.html (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
2510