ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ
Калинина Наталия Николаевна,
доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, заведующая сектором научных разработок Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов, Москва, e-mail: [email protected]
КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ НАПРАВЛЕНО НА «ВЫРАЩИВАНИЕ» ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПАРТНЁРОВ. ОНО ПРЕВРАЩАЕТ ЛОКАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ, МАСШТАБИРУЕТ ИННОВАЦИИ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЗМОЖНА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАТОВ, СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
• обучение социальных партнёров • коллаборация • геймификация • социальное обучение
• смешанное обучение
Одна из самых важных компетенций будущего — коллаборация с другими людьми для решения комплексных задач и проблем. Коллаборация является одним из успешных инструментов эффективного менеджмента во всех сферах жизни [1]. Поэтому использование такого инструмента в образовании, в управлении учебной деятельностью может быть очень полезным.
Коллаборация отличается от простого сотрудничества наличием взаимного доверия, генерированием идей, постоянной заинтересованностью участников при сохранении их независимости. Но главное — коллаборации свойственна проектная деятельность.
Совместное обучение социальных партнёров в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) может стать потенциальной площадкой коллабо-рации в сфере социального партнёрства и особой формой созидательной деятельности партнёров проектного характера.
Цель коллаборации заключается в выработке и реализации прорывной идеи, проектировании и применении альтернативного инновационного способа разрешения имеющейся проблемы.
Коллаборация социальных партнёров через образовательную деятельность может повысить эффективность их коммуникаций и обмен продуктивной информацией. Она будет содействовать развитию исследований и дискуссий о перспективах развития института социального партнёрства [2].
Модель коллаборации при совместном обучении социальных партнёров представляет собой систему передачи образовательной информации, формирования и совершенствования компетенций на первоначальном этапе. По завершении обучения это уже инициирование проектной деятельности в сфере социального партнёрства, разработка плана проекта, его апробация в реальных условиях.
Преимущества такого нового формата обучения определяются взаимными выгодами для участников коллаборации: привлекательность проектных результатов и более полное обеспечение ресурсами, используемыми в создании коллаборативного образовательного продукта — инициированного проекта.
Каждый участник коллаборации в рамках образовательного процесса привносит что-то характерное, связанное со спецификой
HO 11 il[ hun и, твдили, просит
его профессиональной либо социально значимой деятельности. А наличие особой образовательной среды становится основным фактором успешности совместной работы в рамках коллаборации.
В коллаборативной среде обучения обучающиеся развиваются и в социальном, и в эмоциональном плане. Социальные партнёры выслушивают различные точки зрения, защищают свои идеи. При этом они могут создавать собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или регламенты документов.
Какие же есть дополнительные ресурсы у нового формата обучения, которые могли бы повысить мотивированность социальных партнёров к обучению, более активно вовлечь их социальный ресурс в коллабо-рационный образовательный процесс?
Современное обучение локализируется вокруг обучающегося. Экономике, как и институту социального партнёрства, нужны люди, способные креативно мыслить, принимать нестандартные решения, постоянно учиться и выходить за рамки стереотипного мышления. Уже недостаточно на занятии просто дать новый материал — важно встроить его в существующий объём знаний индивида, оптимально спроектировать образовательный процесс, который позволит сформировать новое поведение взрослого человека. Такая трансформация образовательного процесса возможна только через использование интерактивных форматов [3].
Геймификация, как интеграция игровых элементов и механик в программы обучения, отлично помогает в решении реальных неигровых образовательных задач и является актуальным инструментом повышения мотивации к обучению и продуктивному вовлечению взрослых людей в учебный процесс [4]. Её внедрение в образовательную практику социальных партнёров даёт системе образования дополнительный технологический ресурс, провоцирует активность обучающихся и актуализирует результаты обучения.
Как метод, повышающий эффективность обучения, геймификация способствует раз-
витию креативности слушателей, обеспечивает качественную обратную связь в процессе обучения.
Как инструмент визуализации успехов и достижений слушателей через бейджи, очки, виртуальные доски почёта эта технология даёт возможность обучающимся в любой момент получить свидетельство полезности своих учебных действий — и не только со стороны преподавателей, но также и своих коллег. А широкий спектр техник, применяемых в геймификации, обеспечивает активное социальное взаимодействие обучающихся.
Если рассматривать совместное обучение социальных партнёров как активный обмен информацией и опытом, их совместное участие в формировании контента программы, активную коллаборацию во время обучения, то можно предположить, что такое обучение будет стремиться по форме к социальному обучению [5]. Безусловно, в этом случае имеются определённые сложности, которые связаны с соотношением социального и формализованного элементов, структурированных в образовательных программах.
Но вместе с тем социальное обучение делает образовательный процесс более открытым и доступным, повышает уровень социальных взаимодействий и вовлечённости обучающихся. В процессе передачи социального опыта каждым участником обучения реализуется продуктивный информационный потенциал социума.
Совместное обучение партнёров формирует социальную активность слушателей и умение трансформировать приобретённые навыки в практическую социальную активность. Конечным результатом социального обучения может стать и определённое изменение самой личности, связанное со способностью уже самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать его в профессиональной сфере.
Новая для обучения социальных партнёров технология Edutainment относится к практикам, в которых учебный процесс совмещается с развлечением [6]. Образовательный контент, сопроводительная информация,
надпрофессиональные навыки могут извлекаться из самых разных источников, в том числе из тех, которые первоначально не задуманы как образовательные материалы. В своей структуре и в наборе современных средств, таких как компьютерные, настольные и видео игры, фильмы, музыка, веб-сайты, мультимедийные программы и прочее, Edutainment имеет все элементы современной технологии обучения.
С помощью этой технологии сложно получить фундаментальные знания или новую профессиональную квалификацию, но обучающийся может стать более эрудированным, может закрепить знания и развить «сквозные» надпрофессиональные компетенции, а главное — будет положительно настроен на освоение основного контента программы.
В настоящее время к Интернету подключён каждый второй житель Земли. По количеству пользователей Интернета Россия занимает первое место в Европе и шестое — в мире. Информационное общество активно развивается, а цифровая экономика является его главной составляющей.
твие участников образовательного процесса, фиксируется весь ход и результаты образовательной деятельности.
По накапливаемой в среде информации на основе использования больших массивов данных по всей образовательной системе могут производиться диагностика индивидуальных достижений и затруднений, даваться рекомендации обучающимся, формироваться информация актуальным и будущим работодателям.
Онлайн-обучение как форма получения знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключённого к Интернету, позволяет обучающемуся полностью погрузиться в образовательную среду, смотреть и слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с преподавателями, общаться с одногруппниками.
При запуске электронного обучения в совместном обучении социальных партнёров важна последовательность шагов: подбор формата контента, определение инструментов и методов для повышения мотивации слушателей.
Это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели развития организаций в различных индустриях, изменяет формат образования и коммуникаций между людьми. Цифровая грамотность граждан, которая складывается из компетенций, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий, даёт возможность экономически активному населению рационально использовать ресурсы Интернета в своей профессиональной жизни и социальных практиках.
Цифровые компетенции — это уверенное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий для работы, общения. Это комплекс важных для карьеры и развития социальных взаимодействий надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокое качество работы в любой профессиональной сфере и социальной деятельности.
Ключевым элементом цифровой экономики становится сетевая информационная образовательная среда [7]. В ней осуществляются учебная деятельность и взаимодейс-
Наличие различных форматов: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность — даёт неоспоримые преимущества. Это и индивидуальный темп обучения, и доступность учебных материалов в любое время дня и ночи, и эффективная обратная связь с преподавателями в ходе всего периода обучения.
При формировании онлайн-системы обучения решаются и вопросы повышения мотивированности слушателей. Например, успешные кейсы в онлайн-обучении используют так называемую осмысленную гейми-фикацию. Игровые элементы не просто внедряются в канву обучения, а выстраиваются в целую историю, по которой можно с помощью этих элементов перемещаться по курсу. Это даёт геймификации «смысл», поддерживающий желание слушателей взаимодействовать с образовательной системой.
Для более глубоких результатов нужны и дополнительные инструменты. Награждение
нонет тодш, прошы
обучающихся бейджами, очками, виртуальными подарками и вовлечение их в «историю» повышает заинтересованность в продолжении обучения. Эти инструменты гей-мификации могут служить и автоматическим счётчиком-напоминателем, который показывает обучающемуся, сколького он уже достиг, и тем самым стимулируют достигать большего [4].
Внедрение рейтингов, онлайн-соревнова-ний между участниками учебного процесса формирует образовательное пространство, в котором обучающийся мотивируется на развитие при условии роста его достижений.
Перспективными являются онлайн-курсы с асинхронным доступом в любой момент, в том числе и с мобильного телефона.
Для совместного обучения социальных партнёров асинхронный доступ в течение нескольких недель может стать основным базовым форматом. Все теоретические знания, которые уже отделены от преподавателя и эксперта-носителя, становятся доступными слушателям в информационной среде по их первому требованию, а режим совместной горизонтальной работы позволяет им активно коммунициро-вать, создавать учебные проектные группы.
Таким образом, активное использование мобильных устройств в процессе обучения становится особенно перспективным направлением для системы дополнительного профессионального образования.
Мобильные устройства портативны, удобны и доступны. Использование их в образовательном процессе оптимизирует его, делает своевременным и индивидуализированным. Технологии мобильного обучения трансформируют организацию процесса обучения, активизируя участие слушателей в собственном образовании [8].
Мобильное обучение отличается доступностью по времени и в пространстве, постоянным доступом к обучающему контенту, что позволяет сделать образование действительно непрерывным, способным сопровождать человека в течение всей его жизни.
Разработка образовательных мобильных материалов, которые будут осваиваться через введение инновационных форм обучения: учебный микроблог, новостную ленту, курс-касты, — даёт ряд преимуществ в виде высокого дидактического потенциала. Технологии мобильного обучения смогут создать новую модель обучения в системе ДПО.
Повысить вовлечённость слушателей в процесс обучения возможно и за счёт комплексного применения всего спектра информационных ресурсов: средств массовой информации — от различных новостных сайтов до электронных версий СМИ; электронных библиотек и баз данных.
Профильную информацию удобней всего получать с корпоративных и тематических образовательных сайтов. Эта информация узкотематической направленности, глубина её раскрытия может варьировать от ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, а информационные порталы, организованные как многоуровневые объединения различных ресурсов и сервисов, дают возможность использования более интегрированной и разнообразной информации в сочетании с различного рода дополнительными электронными услугами и продуктами.
Массовые открытые онлайн-курсы также должны стать актуальным ресурсом в системе дополнительного профессионального образования. Их финансирование многоканально, различные источники могут софи-нансировать целевую подготовку слушателей [9]. Результаты такого обучения смогут восполнить профессиональные и социальные дефициты цифровой экономики.
Распространение массовых открытых он-лайн-курсов набирает обороты. Поэтому становится актуальным вопрос персонали-зации обучения, в решении которого могут помочь адаптивные образовательные технологии: сервисы, приложения, программы и платформы для адаптивного обучения, в которых электронный учебный контент подстраивается под обучающегося и предлагается в удобной форме в оптимальной последовательности.
Отметим, что цифровая экономика предусматривает оптимизацию образовательных
маршрутов и использование человеческого потенциала как позитивного элемента обучения.
Таким образом, для обучающегося выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Но онлайн-обучение, для повышения мотивации к обучению, лучше дополнять общением с живым преподавателем, и это позволяют сделать технологии смешанного обучения.
Интеграция смешанного формата обучения в учебный процесс является, по сути, гибридной моделью обучения, структура которого может варьировать и требует определённых организационных условий для его реализации, но это одна из основных тенденций развития системы образования во всём мире.
Смешанное обучение выстраивает по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию, даёт обучающимся возможность управления своим обучением, индивидуально собирать курс из частей разных курсов. При этом у преподавателя есть оперативная и качественная обратная связь, которую можно активно реализовать во время аудиторных занятий через технологию «перевёрнутого обучения».
Смешанное обучение приобретает ещё и новые социальные функции. Полученные знания можно обсудить с коллегами и преподавателем, сравнить себя с другими, поделиться успехами с друзьями, транслировать результаты исследований и проектов во внешний мир.
Цифровой образовательный профиль человека сможет в будущем стать хорошим сопровождением его профессиональной карьеры и социального развития. Накапливаемые в цифровой среде данные об учебной и профессиональной деятельности человека сформируют его индивидуальную карьерную цифровую историю. □
Литература
1. Василенко Н.В. Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики // Экономический портал.
[Электронный ресурс]. — URL: http:// institutiones.com/innovations/2866-institucionalnye-osobennosti-kollaboracii. html (Дата обращения: 05.09.2018). Дыханов В.Я. Институциональные основы социального партнёрства в российских регионах // Власть. — 2015. — № 4.
Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Мухаметжанова Б.О. Интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 2-1. — С. 84-88. [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=8432 (Дата обращения: 04.09.2018).
Фетисова А.В. Применение игровых механик в электронном обучении // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (51). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/technic/4(51).pdf (Дата обращения: 05.09.2018). Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. — М.: Дашков и К, 2018. — 264 с. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения// Ярославский педагогический вестник. — 2012 — № 4. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/edutainment-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya. Мнацаканян О.Л. Особенности использования сетевой образовательной среды в профессиональной деятельности педагога // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2015 — № 11-12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index. php/ru/--gn15-11/1850-a. Логинова А.В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой учёный. — 2015. — № 8. — С. 974-976. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/88/17087/ (Дата обращения: 05.09.2018).
Лебедева М.Б. Массовые открытые он-лайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. — 2015. — С. 105-108.[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ massovye-otkrytye-onlayn-kursy-kak-tendentsiya-razvitiya-obrazovaniya
Ноши, тодш, ппвеиты
References
1. Vasilenko N.V. Institutional features of collaboration in organizational structures of innovative economy // Economic portal. [Electronic resource.] URL: http://institu-tiones.com/innovations/2866-institucional-nye-osobennosti-kollaboracii.html (date accessed: 05.09.2018).
2. Breath V.J. Institutional framework of social partnership in Russian regions // the Power. — 2015. — № 4.
3. Mukhametzhanova A.O., Aydarbekova K.A., Mukhametzhanova B.O. Interactive teaching methods in higher education // International journal of applied and fundamental research. — 2016. — № 2-1. — P. 84-88. [Electronic resource.] URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8432 (date accessed: 04.09.2018).
4. FetisovA.V. Application of game mechanics in e-learning // Scientific community of students XXI century. Engineering science: collection of articles on the Mat. LII international. stud. scientific.-prakt. Conf. № 4 (51). [Electronic resource.] URL: https://sibac.info/archive/technic/4(51).pdf (date accessed: 05.09.2018).
5. Shapovalov V.K. Social education of adults: history, theory, technology. — Moscow: Dashkov and K, 2018. — 264 p.
6. Kobzeva NAh. Edutainment as a modern technology of education // Yaroslavl pedagogical Bulletin. — 2012 — № 4. [Electronic resource.] URL: https://cyberleninka. ru/article/v/edutainment-kak-sovremen-naya-tehnologiya-obucheniya.
7. Mnatsakanyan O.L. Features of the use of the network educational environment in the professional activity of the teacher // Modern science: actual problems of theory and practice. — 2015 — № 11-12. [Electronic resource.] URL: http://www.vipstd.ru/nau-teh/index.php/ru/--gn15-11/1850-a.
8. Loginov A.V. The Use of technology mobile learning in the educational process // the Young scientist. — 2015. — № 8. — P. 974-976. [Electronic resource.] URL: https://moluch.ru/archive/88/17087/ (accessed: 05.09.2018).
9. Lebedeva M. Mass open online courses as a trend in the development of education. — 2015. — P. 105-108. [Electronic resource.] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/masso-vye-otkrytye-onlayn-kursy-kak-tendentsiya-razvitiya-obrazovaniya