ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
УДК 336.221.4
Елена Борисовна Шувалова,
д.э.н., профессор, Заведующая кафедрой Налогов и налогообложения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 8 (495) 442-24-55 Эл. почта: EShuvalova@mesi.ru
Евгения Юрьевна Левицкая,
ведущий специалист отдела сопровождения деятельности диссертационных советов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 8 (916) 390-23-65 Эл. почта: EjuLevickaja@mesi.ru
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса - одно из ключевых направлений управления экономикой государства. На современном этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики страны в целом. Снижение налоговой нагрузки в этой сфере, как правило, способствует расширению бизнеса, созданию дополнительных рабочих мест на уже существующих предприятиях и привлечению широких слоев населения к индивидуальной предпринимательской деятельности. В статье раскрывается значение специальных режимов налогообложения, с учетом приведенного анализа развития и совершенствования их применения, что является актуальным в условиях экономического роста.
Ключевые слова: налоговое право, налоговая система, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, налоговое администрирование.
Elena B. Shuvalova,
PhD in Economics, Professor, the department of Taxes and taxation, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 8 (495) 442-24-55 E-mail: EShuvalova@mesi.ru
Evgeniya Yu. Levitskaya,
leading specialist of maintenance activities dissertation councils, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Тel.: 8 (916) 390-23-65 E-mail: EjuLevickaja@mesi.ru
TRANSFORMATION OF TAX SYSTEM IN A SECTION OF SPECIAL TAX REGIMES
Creating favorable conditions for development of small and medium business - one of the key directions of management of state economy. At the present stage small business is considered as the reserve promoting development of national economy as a whole. Decrease in tax loading in this sphere, as a rule, promotes business expansion, creation of additional workplaces at already existing enterprises and to attraction of a general population to individual business activity.
In article value of special modes of the taxation, taking into account the provided analysis of development and improvement of their application that is actual in the conditions of economic growth reveals. Keywords: tax law, tax system, special tax regimes, simplified system of taxation, patent system of taxation, tax administering.
1. Введение
В условиях современной экономики, когда промышленный подъем невозможен без активизации деятельности малых предприятий. Само присутствие малого бизнеса создает предпосылки к эффективному развитию экономики. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику и технологию.
Малые организационные структуры обладают рядом преимуществ, в силу которых они максимальным образом приспособлены к ведению продуктивной и перспективной деятельности:
- высокая восприимчивость к нововведениям;
- немногочисленный управленческий персонал;
- стремительное создание рабочих мест;
- быстрое внедрение новых технологий и способность осваивать те инновации, которые кажутся слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.
Вместе с тем именно малочисленная структура малых предприятий делает их более уязвимыми в условиях нестабильной и несовершенной системы налогообложения.
По мнению многих предпринимателей, огромное значение для их деятельности имеют:
- налоговая нагрузка на бизнес;
- сложность налогового процесса.
Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Актуальность совершенствования специальных налоговых режимов определяется тем, что они предоставляют существенные налоговые преимущества большинству налогоплательщиков в сфере малого предпринимательства, которые могут ими воспользоваться и улучшить свое финансовое положение за счет снижения налоговой нагрузки.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на протяжении последних нескольких лет предусмотрено реформирование специальных налоговых режимов.
2. Краткий обзор основных изменений в 2009-2013 гг.
Изучив Основные направления налоговой политики Российской Федерации за 2009-2013 гг., в представленной таблице мы провели сравнительный анализ запланированных изменений в области применения специальных налоговых режимов (СНР) за последние пять лет с фактической реализацией этих планов в виде принятия новых и внесения изменений в уже существующие нормативно-правовые акты, регулирующие применение СНР. Приведенные данные позволяют проследить основные направления и тенденции развития специальных налоговых режимов.
На основании приведенных в Таблице данных можно сделать вывод о том, что на протяжении последних пяти лет идет активная
Таблица
Год План Фактическое выполнение
2009 ЕНВД
установить ограничение путем установления предельного количества работающих; выполнено
разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности; не выполнено
УСН на основе патента
установить среднюю численность за налоговый период в количестве не более 5 человек; выполнено
снять ограничение в виде применения режима только по одному виду предпринимательской деятельности; выполнено
расширить перечень видов предпринимательской деятельности; выполнено
отменить право субъектов РФ устанавливать конкретный перечень видов предпринимательской деятельности; не выполнено
сократить минимальный срок действия патента с квартала до одного месяца, а также ввести определение налогового периода; выполнено
УСН, ЕСНХ
уменьшить объем представляемой налогоплательщиками отчетности, закрепив обязанность представления налоговых деклараций только по итогам налогового периода; выполнено
2010 УСН
повысить сроком на 3 года порог предельной величины доходов до 60 млн. руб. в год; выполнено
УСН на основе патента
расширить права субъектов РФ по определению потенциально возможного годового дохода; выполнено с 1.01.2013 г.
устранить внутренние противоречия между положениями статьи 346.25.1 НКРФ; выполнено
ЕНВД
уточнить перечень видов предпринимательской деятельности; не выполнено
разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности; не выполнено
2011 УСН
уточнить перечень видов предпринимательской деятельности; не выполнено
УСН на основе патента
уточнить порядок определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода; выполнено с 1.01.2013г.
ЕНВД
сокращение сферы применения. Дальнейшая перспектива отмены данной системы; срок выполнения 2018 г.
2012 Патентная система налогообложения
введение новой главы 26.5 «Патентная система налогообложения» части второй НКРФ; Выполнено с 1.001.2013 г.
ЕНВД
сокращение сферы применения, с 1 января 2013 г. исключение из перечня некоторых видов деятельности; выполнено
полная отмена системы с 1 января 2014 г; не выполнено, срок продлили до 2018 г.
УСН
уточнение ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 года; выполнено
2013 Патентная система налогообложения
с 1 января 2013 года введение Патентной система налогообложения для индивидуальных предпринимателей; выполнено
средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек; выполнено
100% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований. выполнено
работа по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, но не всегда законодатель четко следует намеченным планам, в процессе
реформирования менялись цели и направления налоговой политики. Зачастую предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение налогового за-
конодательства, в ходе обсуждения претерпевали ряд корректировок, и некоторые задачи так и остались нерешенным, в то время как был принят ряд других важных решений и
поставлены новые среднесрочные ориентиры в налоговой сфере.
Основное направление, как мы видим, поставлено на введение нового специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей - патентной системы налогообложения (ПСН). Если еще в 2009-2010 гг. планировалось совершенствование УСН на основе патента, то введение новой отдельной главы - гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» - в НКРФ было в планах уже с 2012 г. Как известно, с 2012 г. новый СНР в действие введен не был, и только Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НКРФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень специальных налоговых режимов был дополнен патентной системой налогообложения.
Таким образом, начиная с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации установлены четыре специальных режима налогообложения:
1. упрощенная система налогообложения;
2. патентная система налогообложения;
3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (планируется полная отмена до 1 января 2018 года);
4. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
Отличие патентной системы налогообложения (ПСН) от действующей ранее упрощенной системы налогообложения на основе патента состоит в следующем:
- скорректирован перечень видов деятельности, осуществление которых возможно с применением патента. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно расширять этот перечень видами деятельности, относящимися к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и не указанными в НК РФ (пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НКРФ);
- численность наемного персонала увеличивается с 5 до 15 человек по всем видам деятельности за налоговый период (п. 5 ст. 346.43 НКРФ), при этом речь идет о средней, а не о среднесписочной численности, т.е. с 01.01.2013 г. в расчетах должны учитываться как штатные работники, так и внешние совместители и работники, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
- размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а верхняя граница хотя и зафиксирована в НКРФ на уровне 1 млн руб., но решением субъекта РФ может быть увеличена от трех до десяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности, от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, а также в зависимости от количества обособленных объектов (п. 7, пп. 3, 4 п. 8 ст. 346.43 НКРФ);
- уплата налога осуществляется в зависимости от срока, на который выдан патент: если патент получен на срок до 6 мес., налог уплачивается единовременно полной суммой в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; если патент получен на срок от 6 мес. до календарного года, то налог уплачивается в два приема - одна треть не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, оставшиеся две трети не позднее 30 календарных дней до дня окончания действия патента (п. 2 ст. 346.51 НКРФ). При этом следует иметь в виду, что неуплата налога в сроки, установленные НКРФ, приводит к утрате права на применение патентной системы налогообложения (пп. 3 п. 6 ст. 346.45 НКРФ);
- сумма налога, исчисленный при применении патентной системы налогообложения, уменьшается на сумму страховых взносов, перечисленных индивидуальным предпринимателем во внебюджетные фонды за время действия патента;
- книга учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему на-
логообложения, ведется отдельно по каждому полученному патенту (п. 1 ст. 346.53 НКРФ);
- предельная величина дохода индивидуального предпринимателя от реализации, позволяющая ему применять патентную систему налогообложения, составляет 60 млн руб. по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Исключение составляет одновременное применение патентной системы налогообложения и УСН: в этом случае для целей соблюдения ограничения, установленного НКРФ, учитываются доходы по обоим указанным специальным режимам (п. 6 ст. 346.45 НКРФ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вступившая в силу с 01.01.2013 г. патентная система налогообложения является более жесткой по сравнению с действующей ранее УСН на основе патента. И оценить степень ее привлекательности и эффективности по сравнению с другими специальными режимами представляется возможным только после мониторинга законодательных актов субъектов РФ. Тем не менее эта система является достаточно прогрессивной, так как является добровольной к применению и позволяет одновременно сочетать различные режимы налогообложения при осуществлении индивидуальным предпринимателем нескольких видов деятельности, что крайне важно в современных условиях динамичного изменения важнейших параметров экономического, социального и политического устройства страны.
Радикальные перемены ждут и специальный налоговый режим в виде ЕНВД. Если в 2010 г. еще стоял вопрос о его совершенствовании, то начиная с 2011 г. речь идет о сокращении сферы его применения и полной отмене. Здесь важно упомянуть Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ, пункт 8 статьи 5 которого устанавливает, что положения главы 26.3 НК РФ не применяются с 1 января 2018 года. Очевидно, к тому времени глава 26.5 НКРФ претерпит изменения за
счет расширения видов деятельности, в отношении которых возможно получение патента. Фактически на смену ЕНВД придет ПСН. Планы по отмене ЕНВД реформировались: в Основных направлениях налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сроком отмены данного режима был назван 2014 г., а уже в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сказано, что этот СНР будет отменен с 2018 г.
К наиболее значимым поправкам, касающимся уплаты ЕНВД, прежде всего являются изменения, внесенные в пункт 1 статьи 346.28 НК РФ, согласно которым уже с 2013 г. организациям и индивидуальным предпринимателям разрешено переходить на уплату ЕНВД и переходить с ЕНВД на другую систему налогообложения добровольно. Данная поправка в корне меняет сам подход к данному специальному налоговому режиму, ведь до этой поправки применение ЕНВД носило обязательный характер, теперь же налогоплательщики вправе выбирать ЕНВД наравне с другими специальными налоговыми режимами.
Кроме того, правило о расчете размера вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации, Законом № 94-ФЗ существенным образом расширено и уточнено. Теперь пункт 10 статьи 346.29 НКРФ распространяется на случаи, когда в течение квартала производится не государственная регистрация налогоплательщика, а постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД, а также снятие с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Данный пункт теперь подробно определяет (предложена соответствующая формула) размер вмененного дохода в случае, если постановка организации или индивидуального
предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца.
Также Законом № 94-ФЗ введен пункт 2 статьи 346.32, предусматривающий возможность уменьшения ЕНВД на суммы уплаченных страховых взносов, приведен в соответствие с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так, еще с 1 января 2010 года в пенсионном законодательстве Российской Федерации отсутствует такое понятие, как фиксированный платеж. В связи с этим Минфин России в письме от 27.03.2012 № 03-11-11/102 разъяснял, что индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход вправе уменьшить на общих основаниях сумму исчисленного за налоговый период налога на сумму фактически уплаченных за свое страхование страховых взносов, определяемую исходя из стоимости страхового года. Данные положения теперь воспроизведены в пункте 2.1 статьи 346.32 НКРФ: индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Что касается изменений, которые затронули УСН, то в положения главы 26.2 НК РФ Законом № 94-ФЗ также вносятся кардинальные изменения. Прежде всего, заявление о переходе на УСН теперь именуется уведомлением, а это значит, что законодатель дополнительно закрепляет именно уведомительный, а не разрешительный, порядок применения УСН. При этом в статью 346.12 НКРФ вводится такое обстоятельство, не позволяющее применять УСН, как неуведомление организациями и индивидуальными предпринимателями налогового органа о переход на УСН в установленные сроки.
Кроме того, Закон № 94-ФЗ прямо устанавливает величину предельного размера доходов организации, ограничивающую право организации перейти УСН с 1 января 2013 года, в размере 45 млн. рублей. Также предусматривается, что данная величина подлежит ежегодной индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Стоимость нематериальных активов организации более не имеет значения для целей разрешения вопроса о ее праве перейти на УСН. В настоящее время на УСН не вправе переходить организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
Важные изменения, которые применяются уже в отношении перехода на УСН с 1 января 2013 года, заключаются в установлении других сроков подачи соответствующих документов в налоговый орган. Так, уведомление о переходе на УСН со следующего календарного года теперь правомерно подавать не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году применения УСН (ранее заявление о переходе возможно было подать только в период с 1 октября по 30 ноября). Теперь НКРФ не предусматривает право налогоплательщика «передумать» и изменить объект налогообложения после подачи уведомления (ранее в случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик был обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН).
Изменился и срок уведомления о переходе на УСН для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей: вместо пятидневного теперь будет действовать тридцатидневный (исчисляемый в календарных днях) срок с даты пос-
тановки на учет. При этом сохраняется положение о том, что УСН в таком случае применяется с даты постановки на налоговый учет.
Законом № 94-ФЗ предельно допустимая к получению при применении УСН величина доходов установлена в размере 60 млн. рублей. При этом добавлено уточнение, что, если индивидуальный предприниматель одновременно применяет УСН и ПСН, при определении данной величины доходов учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Важное изменение Законом № 94-ФЗ внесено в перечень расходов, которые могут быть учтены при определении объекта налогообложения «доходы минус расходы».
Аналогично изменениям, внесенным в главу 26.3 НК РФ, Закон № 94-ФЗ приводит в соответствие с законодательством о страховых взносах положения, предусматривающие право налогоплательщиков УСН уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы.
Законом № 94-ФЗ введена обязанность налогоплательщика по уведомлению в пятнадцатидневный срок налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя со дня прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная УСН.
Напоследок обратим внимание на изменения, касающиеся сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В целом изменения аналогичны внесенным в главу 26.2 НКРФ. Так же как и применительно к УСН, заявление о переходе на ЕСХН теперь именуется в НКРФ уведомлением, а организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются налогоплательщиками данного налога.
Налогоплательщики ЕСХН также теперь обязаны уведомлять налоговый орган в пятнадцатидневный срок со дня прекращения предпринимательской деятельнос-
ти, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, Законом № 94-ФЗ добавлено уточнение, что суммы уплаченного ЕСХН не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы. Это уточнение на нормативном уровне закрепляет позицию Минфина РФ по данному вопросу. Так, в письме Минфина России от 12.10.2010 N 03-11-06/1/24 было разъяснено, что при исчислении налоговой базы по ЕСХН в составе расходов, уменьшающих доходы, у налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитываются суммы налогов, от уплаты которых данные налогоплательщики не освобождены в связи с применением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сумма уплаченного ЕСХН не включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по данному налогу.
Отдельно хочется подчеркнуть, что признание Законом № 94-ФЗ утратившим силу пункта 24 статьи 217 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД, а также при налогообложении которых применяется УСН и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не означает, что теперь соответствующие доходы облагаются НДФЛ, поскольку указанная норма только дублировала положения, содержащиеся в главах 26.1-26.3 НК РФ.
3. Направления налоговой политики в отношении субъектов малого бизнеса в России
В течение последних 5 лет специальные налоговые режимы дорабатывались и редактировались с учетом практики их применения с
целью стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к их применению, выхода из сферы «теневого» бизнеса, а также для исключения возможности ухода от налогообложения и снижения поступлений налогов в бюджетную систему. Совершенствование специальных налоговых режимов поможет снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить темпы развития производства и инвестиционной деятельности, увеличить занятость населения.
Упрощение налогообложения и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, предусмотренное специальными налоговыми режимами, привело к снижению издержек, связанных с необходимостью ведения соответствующего учета, повышению эффективности налогового администрирования. Указанные преимущества специальных налоговых режимов вызывают в последние годы увеличение к ним интереса налогоплательщиков.
В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности.
Так, к примеру 05.06.2014г. в Государственную Думу ФС РФ Законодательным собранием Краснодарского края внесен Проект Федерального Закона № 540730-6, согласно которому вводится новый спецрежим для граждан - арендодателей жилья. Данная инициатива вызвана тем, что граждане, сдающие жилье в аренду, неохотно декларируют эти доходы и уплачивают с них налоги. Авторы проекта решили простимулировать граждан к исполнению таких обязанностей и предложили ввести для них специальный налоговый режим. При его применении нужно будет платить не 13% с фактически полученных арендных доходов, а 10% с потенциально возможного ежемесячного дохода, размер которого будет устанавливаться законами субъектов РФ исходя из вида недвижимости. Максимальный ежемесячный платеж будет ограничен суммой: по жилым помещениям - 5000 руб., по дачам -
3000 руб., а по гаражам - 500 руб. Подавать налоговую декларацию не придется. Надо будет лишь в течение 20 дней со дня начала арендной деятельности по каждому сдаваемому объекту:
- уплатить налог исходя из количества месяцев действия договора аренды в пределах календарного года;
- представить в ИФНС уведомление о начале арендной деятельности, приложив к нему документы о праве собственности на сдаваемый объект и документ об уплате налога.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», в предстоящем периоде планируется расширение полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по участию в сборе региональных и местных налогов, а также налогов поступающих в их бюджеты, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов.
На первом этапе необходимо предоставить органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право по выявлению объектов налогообложения и содействию их регистрации, а также по доведению информации до налогоплательщиков об имеющейся задолженности по уплате налогов и сборов и обеспечению взыскания такой задолженности.
Кроме того, должны быть отменены установленные на федеральном уровне льготы по региональным и местным налогам, а также оптимизированы неэффективные налоговые льготы и освобождения, устанавливаемые региональным и муниципальным законодательством.
Данное мнение нашло подтверждение и в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 гг., согласно которому направления развития налоговой системы в целом ее структура не будет меняться кардинально. В 2014-2016 гг. приоритеты Прави-
тельства РФ в области налоговой политики еще остаются такими же, как и ранее, - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (разработан Минэкономразвития России), для целей совершенствование государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в 20132016 гг. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:
- совершенствование законодательства по отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование методики проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование нормативной правовой базы Центрального Банка России, регулирующей ведение кассовых операций субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в секторе малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
- разработка принципов и механизмов передачи на аутсорсинг работ (услуг) компаний с государственным участием, утвердивших программы инновационного развития;
- повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование специальных налоговых режимов.
4. Заключение
Целью проведенных за последние 5 лет реформ является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования правоприменительной практики специальных налоговых режимов и устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.
В качестве основной задачи на ближайшие годы, как и в предыдущих периодах, заявлено повышение конкурентоспособности российской экономики. Необходимым условием развития экономики являются ее диверсификация, технологическое обновление и модернизация производства.
Главным направлением развития налоговой системы будет увеличение доходов бюджетной системы РФ. Как сказано в Основных направлениях налоговой политики - 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов, основными источниками роста налоговых поступлений могут стать:
- повышение налоговых ставок;
- изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов;
- принятие мер в области налогового администрирования;
- оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений;
Стоит сделать вывод, что государство уделяет большое значение развитию специальных налоговых режимов и прилагает для этого массу усилий, прибегая к глобальному реформированию элементов налогообложения.
Литература
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, рассмот-
ренные на заседании Президиума Правительства РФ 26 мая 2008 г.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренные Правительством РФ 25.05.2009 г.
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренные Правительством РФ 20.05.2010 г.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренные Правительством РФ 07.07.2011 г.
6. Основные направления налоговой политики - 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренные Правительством РФ
02.05.2012 г.
7. Основные направления налоговой политики - 2014 и на плановый период 2014 и 2016 годов, одобренные Правительством РФ
30.05.2013 г.
8. Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9. http://www.nalog.ru/
10. http://www.minfin.ru/
11. Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса российской федерации и статью 26 федерального закона «о банках и банковской деятельности».
12. Письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-11-11/102.
13. Письмо Минфина России от 12.10.2010 № 03-11-06/1/24.
14. Проект Федерального Закона № 540730-6 от 05.06.2014 г.
15.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».
16.«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (разработан Минэкономразвития России).
References
1. Tax Code of Russian Federation
2. The main directions of a tax policy of Russian Federation for 2009 and on planning period 2010 and 2011, considered at meeting of Presidium of the Government of Russian Federation on May 26, 2008.
3. The main directions of a tax policy of the Russian Federation for
2010 and on planning period 2011 and
2012, approved by the Government of the Russian Federation 25.05.2009.
4. The main directions of a tax policy of the Russian Federation for
2011 and on planning period 2012 and
2013, approved by the Government of the Russian Federation 20.05.2010;
5. The main directions of a tax policy of the Russian Federation for
2012 and on planning period 2013 and
2014, approved by the Government of the Russian Federation 07.07.2011.
6. The main directions of a tax policy - 2013 and on planning period 2014 and 2015, approved by the Government of the Russian Federation
02.05.2012.
7. The main directions of a tax policy - 2014 and on planning period
2014 and 2016, approved by the Government of the Russian Federation
30.05.2013.
8. The federal law of 25.06.2012 N 94-FZ "About modification of parts the first and the second the Tax code of the Russian Federation and separate acts of the Russian Federation».
9. http://www.nalog.ru/
10. http://www.minfin.ru/
11. Federal Law of 29.06.2012 N 97-FZ «On Amendments to Part One and Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Article 26 of the Federal Law «About Banks and Banking Activity».
12. Letter of the Russian Finance Ministry of 27.03.2012 № 03-11-11/102.
13. Letter from the Russian Ministry of Finance 12.10.2010 N 03-1106/1/24.
14.Draft Federal Law № 540730-6 from 05.06.2014 g.
15.Disposal of Government of Russian Federation from 30.12.2013 № 2593-p «About approval of the program to improve effectiveness of public (state and municipal) finance for the period up to 2018».
16. «Forecast of socio-economic development of Russian Federation for 2014 and the planning period of
2015 and 2016» (developed by Ministry of Economic Development of Russia).