Научная статья на тему 'Трансформация мировоззрения и потребностей жителей городов Сибири xvii В. Как факторы динамики принципов организации пространства'

Трансформация мировоззрения и потребностей жителей городов Сибири xvii В. Как факторы динамики принципов организации пространства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / СИБИРЬ / XVII ВЕК / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Люцидарская Анна Алексеевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с появлением первых поселений колонистов на территории Сибири. Это был поступательный процесс, начавшийся в конце XVI в. и наиболее интенсивно развернувшийся в XVII начале XVIII в. Места расположений казаков-первопроходцев преображались в города, построенные по меркам, характерным для европейской части России. Значительные площади сибирских городов занимали пашни.В мировоззрении колонистов доминировала оседлая составляющая, что вело к развитию сельского хозяйства, развитию промыслов и созданию духовных центров. Это не исключало наличия колонистов-пассионариев, обеспечивавших продвижение на восток сибирского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of World View and Needs of Siberian Citizens in the XVIIth Century As Factors of Dynamics of Territory Organization Principles

The article deals with the first settlements of Russian colonists in Siberia. It is claimed that the settlements’ development was an incremental process, which began in the late XVIth century and became most extensive in the XVIIth the beginning of the XVIIIth centuries. The settlements founded by Cossacks-pioneers transformed very soon into towns which resembled Russian towns in the Euro-pean part of the country. Agricultural lands occupied huge parts of Siberian towns. The author main-tains that a settled way of life was a dominant pattern in world view of the colonists. This led to preva-lence of a rural economy, development of handicraft industry and appearance of large church centers in the towns. However there was another social type among the colonists, who did not prefer tradi-tional way of life they were passionarian people, the main force for extending Russian frontiers to the east of Siberia.

Текст научной работы на тему «Трансформация мировоззрения и потребностей жителей городов Сибири xvii В. Как факторы динамики принципов организации пространства»

Рис 5. Здание Рентереи. Современный вид. Северная сторона. Снимок автора

УДК: 94(47).046/053

ББК :63.3(2)46+63.5(2)

А.А. Люцидарская, г. Новосибирск

Трансформация мировоззрения и потребностей жителей городов Сибири XVII в. как факторы динамики принципов организации пространства

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с появлением первых поселений колонистов на территории Сибири. Это был поступательный процесс, начавшийся в конце XVI в. и наиболее интенсивно развернувшийся в XVII — начале XVIII в. Места расположений казаков-первопроходцев преображались в города, построенные по меркам, характерным для европейской части России. Значительные площади сибирских городов занимали пашни.

В мировоззрении колонистов доминировала оседлая составляющая, что вело к развитию сельского хозяйства, развитию промыслов и созданию духовных центров. Это не исключало наличия колонистов-пассионариев, обеспечивавших продвижение на восток сибирского пространства.

Ключевые слова: город, Сибирь, XVII век, мировоззрение, пространство, строительство.

Первые поселения на территории Сибири, на основе которых стали формироваться города, возникли в конце XVI в. К таковым можно с уверенностью отнести Тюмень, Верхотурье и Тобольск. К началу XVII в. увеличилось строительство крепостей и острожков, которые очень быстро обрастали посадами и сельскохозяйственной округой. Заимки, деревни и сло-

боды поддерживали потребности горожан в продуктах питания. Работая с сибирскими материалами ХУ1-ХУН вв., задумываешься, как обустраивали свой быт пионеры-новопоселенцы. Архивные материалы не дают ответа на этот вопрос. К сожалению, здесь возможны только гипотетические предположения. Однако эти гипотезы возникают не на пустом месте, а складываются из разрозненных кратких сведений источников о первых колонистах.

Отряды казаков, прибыв на выбранное заранее место, быстро возводили срубы, клети-казармы с полатями вдоль стен. Подобная клеть, только меньших размеров, была обнаружена на месте некогда существовавшего Юильского острога недалеко (по сибирским меркам) от города Березова. Юильский острог достаточно хорошо изучен историками, архитекторами и археологами, что отражено в исследованиях Н.П. Крадина [5], С.Н. Баландина [2], В.И. Мо-лодина [10], А.А. Люцидарской [9] и других авторов. Масштабы возведения первых городов были большими. Численность отрядов служилых казаков достигала 100 и более человек. Сибирские служилые казаки были очень мобильны в своих перемещениях в пределах Сибири, их перебрасывали с одного места на другое в зависимости от возникающей необходимости. Это обстоятельство создавало трудность в обеспечении вновь прибывших людей необходимым благоустройством. Итак, по прибытии на место строительства нового поселения прежде всего строили некие клети-казармы для расселения людей, затем возводились оборонительные стены и хозяйственные постройки для нужд гарнизона (пороховые и оружейные склады), места для сбережения продовольствия, конюшни для содержания лошадей. При этом возникали все новые потребности: помещения для воеводы и его окружения, бани и пр.

Еще раз подчеркнем, что неизвестно, как казаки обустраивались в момент появления на необжитом месте. Вероятно, появлялись шатры, шалаши и землянки или какие-то временные навесы, которые впоследствии преображались либо разбирались. Упоминание о шатрах казаков-первопроходцев встречаются в Кунгурской летописи. Более того, там приводится факт, что Ермак собирал ясак с аборигенов, сидя в шатре (рис. 1). Сохранился рисунок, на котором изображены шатры в лагере ермаковского отряда (рис. 2). Известно, что на площадках, отведенных для торговли, приехавшие из сельскохозяйственной округи жители делали шалаши на время реализации своей продукции. Несомненно, более надежными и теплыми являлись землянки, которые в случае необходимости можно было отапливать по-черному. По этому принципу охотники-промысловики ставили в Сибири свои зимовья [7, с. 32-33]. Нечто подобное создавали и устроители новых поселений. Учитывая сибирский климат, трудно предположить, что казаки и их предводители воеводы длительное время располагались под открытым небом. В регионах, покрытых лесом и тайгой, проблем со строительным материалом не возникало, а таких территорий в Сибири было большинство. Там, где с лесом ощущались проблемы, строили землянки или использовали для строительства любую древесину, помимо привычной и удобной для этих целей сосны. Так, в Усть-Ниценской слободе при описании построек каждый раз подчеркивалось качество леса и тот факт, что изба «наземная», а значит, до недавнего времени в этих местах имело место возведение землянок. Постройки в Усть-Ницынской слободе преимущественно покрывали соломой. На мельничном дворе в этой слободе были покрыты соломой конюшни и «коровники». Описание крестьянского двора в этом поселении представлено так: «.. .двор крестьянина Никитки Васильева... хором, изба с пристенком, да клеть наземная, житница, лес сосновый. баня, лес сосновый». На заимках новопоселенцев в этом регионе в качестве строительного материала использовалась осина. Помещения новопоселенцев в документах представлены так: «.на заимке у него хором, клеть осиновая...»,- или: «.изба осиновая, 2 клети, баня.» .

После заготовки строительного материала и его первичной обработки начиналось возведение оборонительных сооружений и бревенчатых построек различного назначения. В миро-

69

воз-зрении переселенцев, как и всех русских людей, большой значимостью обладали места, связанные с царской властью и всеобъемлющей божественной силой. Такие объекты должны были демонстрировать подчинение царю и освящать православное пространство, противостоя «злому» язычеству. В пределах территории, где располагались административные государевы помещения, а также церкви и часовни, переселенцы ощущали себя уверенней и защищеннее. Эта среда обитания обретала привычный упорядоченный смысл и визуальное тому подтверждение.

Сибирские поселения создавались в соответствии с принятыми традиционными для Руси нормами организации жилого пространства. В Сибири, несомненно, была своя специфика, прежде всего из-за огромной «языческой» территории и немирно настроенного коренного населения. Однако стоит вспомнить, что когда-то русские города представляли собой укрепления. Конечно, это был уже пройденный путь, но в народной памяти сохранялся архетип города-крепости с кремлевскими стенами. После закладки по отработанной схеме начального этапа возведения города, поселение затем обрастало своей спецификой, зависящей от целого ряда причин: природных условий, наличия торговых путей, взаимоотношений с автохтонным населением и иными значимыми условиями для данной местности. Торговые пути и наличие природных ресурсов оставались всегда приоритетными, и нередко успешно развивающийся город постепенно переставал существовать, как это случилось с Мангазеей, когда ее природный потенциал был исчерпан [3].

Города расширяли свои территории в связи с новыми потребностями воеводских властей и увеличением населения. Стандартный набор необходимых постоянно функционирующих казенных строений, таких как приказная изба, воеводский двор, амбары для хранения оружия и боеприпасов, продовольственные склады, государевы мельницы, баня, гостиный двор и прочие постройки, предусмотренные традиционно сложившимися правилами, претерпевал трансформации. Изменения обнаруживались во всех городах Сибири, но заметны были прежде всего в центрах сосредоточения администрации и торгово-производственных предприятий. Дороги, торговые пути всегда играли решающую роль для функционирования городов. Шло время, но эти принципы продолжали работать, что подтверждается коренными изменениями в преобразовании пространства Сибири в связи со строительством Транссибирской магистрали.

Весьма показательны материалы дозорных книг Тюмени начала XVII столетия (1624 г.) и самого начала XVIII в. (1700 г.). За прошедшие без малого 80 лет книги отличаются не только и не столько наличием информации о новых постройках, но показывают сущностные изменения в развитии города. Бросается в глаза обстоятельство, что к началу XVIII в. перед создателем Дозорной книги основная задача состояла в учете собственности жителей города, прежде всего пашенных угодий и наличия промышленной и промысловой деятельности. Развитие и расширение зоны сельскохозяйственных угодий в пределах самой Тюмени, по мнению В.Н.Курилова, не является свидетельством об уклонении города от развития в направлении административного и торгово-промышленного центра. Сибирский город, вынужденный развиваться ускоренными темпами, должен был пройти аграрную стадию. Сельскохозяйственный сектор Тюмени в XVII в. служил значимым элементом экономики, обеспечивая приток средств в городскую казну [6].

Развитие Тюмени по аграрному пути не могло не отразиться на планировке города, так как пашни занимали значительную часть городского пространства. В зонах развитого земледелия такое использование городского пространства было обычным делом. Многие томские дворовые комплексы имели обширные огороды (рис. 3), в несколько раз превышающие по площади пространство непосредственно самого двора [8, с. 26-29].

70

Переселенцы из европейской части России в своем большинстве имели тесную связь с земледелием. Архетип оседлого земледельца в мировоззрении колонистов сталкивался с представлениями части населения, которая имела пассионарный вектор реализации своих возможностей. На первых порах освоения новой территории именно казаки со склонностью к пассионарности, граничившей с авантюризмом, являлись активной движущей силой процесса колонизации новой территории. В дальнейшем эти люди уходили в тень (или находили себя на востоке Сибири) и значимую роль стали играть люди, склонные к стабильности, оседлости и земледелию. Изменения в мировоззрении колонистов достаточно хорошо прослеживаются в трансформации облика и росте городов, сельских поселений и слобод. Оседлость предполагала наличие постоянных мест для отправлений религиозных культов, а именно церквей, которые одухотворяли прилегающее пространство. За его приделами территория теряла, с точки зрения православного христианина, свои позитивные качества. Поэтому постройке церквей уделялось особое внимание. Учитывая местный суровый климат, население сибирских городов предпочитало теплые, отапливаемые храмы.

В больших по сибирским меркам городах, таких как Тобольск, Тюмень, Томск и иные, среди помыслов существовало производство кирпичей. Если этот промысел в начале использовался для изготовления печей и печных труб, то постепенно стали появляться кирпичные здания. Первые каменные строения были поставлены в Тюмени и столичном Тобольске, а также Верхотурье. В Томске кладовые палаты из кирпича появились лишь в 1706 г. [1, с. 174-180; 6, с. 44].

К началу XVIII в. Западная Сибирь и земледельческие восточные регионы Сибири по своему облику все более приближались к городам центральной части страны. Однако по составу населения и ментальному климату, царившему в городах, различия имели место. Сибирские города представляли собой сложный в этническом плане конгломерат. На сибирском пространстве сталкивались культуры, различные по установленным традициям и нормам поведения. Обстановка обязывала все слои искать и находить приемлемые компромиссы, а политика центральных московских властей поддерживала проявления всяческой толерантности. Нельзя сказать, что города центральной части России были однородны по своему этническому составу, но в Сибири из-за малой населенности эта проблема достигала особой концентрации. Незначительное по сравнению с массой русских казаков и вольных переселенцев количество бывших военнопленных (результат русско-литовских войн) приобретало в Сибири весомое значение. Это были опытные и грамотные люди, получившие в Сибири возможность добиться высоких должностей. Это относится прежде всего к плененной польско-литовской шляхте, которая в определенной мере приносила на сибирскую почку зачатки западной европейской культуры. Это касалось как пересмотра мировоззренческих позиций в плане поворота к осознанию личности как активной самостоятельной единицы, так и готовности принимать все новое в позитивном ключе. Нововведения усваивались в далекой Сибири быстрее и легче, чем в европейской части страны. На сибирской колониальной окраине более чем где-либо на территории России царил дух предпринимательства и прагматизма. Это создавало благоприятную почву для внедрения новых элементов в складывавшуюся в сибирском регионе субкультуру. Заимствованные элементы нередко эклектично соединялись с отличными по формам и содержанию традиционными нормами русского быта. Этнокультурная разнородность сибирского переселенческого сообщества сказывалась на типах жилых построек. В Сибири можно было встретить избы, характерные для центральных регионов России, и жилища, построенные по образу и подобию изб, присущих русскому северу, в частности Поморью.

Но не только западноевропейская культура проникала в среду новоявленных сибиряков, но и элементы азиатских, автохтонных принципов организации жилищ так или иначе восприни-

71

мались переселенцами. Выходя на звериные промыслы, русские охотники использовали опыт коренного населения в экипировке и обустройстве мест временного пребывания. Промысловики и казачьи отряды перенимали у аборигенов элементы одежды и необходимый в новых климатических условиях бытовой обиход. Купцы из Средней Азии наполняли сибирский рынок тканями и незнакомыми доселе продуктами питания. Вывозимые из Бухары текстиль и ковровые изделия дополняли и украшали интерьеры изб сибирских горожан [4, с. 174-177].

Открытость сибирской территории для позитивного восприятия новаций сказывалась на формировании специфического мировоззрения, что позволяет говорить о появлении на пространстве Сибири в XVII-XVШ вв. нового типа субкультуры.

Список использованных источников

1. Баландин С.Н. Начало русского каменного строительства в Сибири // Сибирские города XVII — начала XX века. — Новосибирск, 1981. — С. 174-196.

2. Баландин С.Н., Вилков О.Н. Юильский городок на р. Казым // История городов Сибири досоветского периода (XVII — начало XX в.). — Новосибирск, 1977. — С. 268-279.

3. Белов М.И. Мангазея. — Л.: Гидрометеоиздат. 1969. — 128 с.

4. Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII веке. — М.: Наука, 1967. — 324 с.

5. Крадин Н.П. Об основании Казымского (Юильского) острога // Историко-архитектур-ный музей под открытым небом. — Новосибирск, 1980. — С. 100-130.

6. Курилов В.Н. О некоторых закономерностях развития сибирского города XVII в. // Сибирские города XVII — начала XX века. — Новосибирск, 1981. — С. 113-118.

7. Курилов В.Н., Люцидарская А.А., Майничева А.Ю. Освоение Сибири: сохранение и трансформация русской культуры в XVII — начале XX в. / отв. ред. В.П. Мыльников. — Новоси-бирск: ПреПресс-Студио, 2005. — 99 с.

8. Люцидарская А.А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII — начало XVIII в. / отв. ред. И.Н. Гемуев. — Новосибирск: Наука, 1992. — 194 с.

9. Люцидарская А.А. Юильский острог на р. Казым (К вопросу о времени и причинах возникновения) // Сибирские города XVII — начала XX века. — Новосибирск, 1981. — С. 153173.

10. Молодин В.И. Археологическая разведка по реке Казым // Историко-архитектурный музей под открытым небом. — Новосибирск, 1980. — С. 127-140.

Рис. 1. Ермак принимает ясак у сибирских народов. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) / авт. предисл. А. Зост. СПб.: Тип. Ф.Г. Елконского, 1880. С. 12

Рис. 2. Временные пристанища казаков Ермака во время взятия столицы Сибирского ханства. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) / авт. предисл. А. Зост. СПб.: Тип. Ф.Г. Елконского, 1880. С. 18

Рис. 3. Усадьба вдовы томского сына боярского Манойла Гречанинова. Реконструкция архитектора А.Ю. Майничевой. Люцидарская А.А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII — начало XVIII в. / отв. ред. И.Н. Гемуев. Новосибирск: Наука, 1992. С. 29

УДК: 711.01/.09 (дополнительно 623.1/.3)

Д.С. Шемелина, г. Новосибирск

К вопросу о роли немецких военных инженеров в создании крепостей по сибирским оборонительным линиям XVIII в.

Аннотация

Статья посвящена выявлению некоторых аспектов профессионального образования и карьеры военных инженеров, имевших немецкое происхождение (Х.Х. фон Киндерман, И.И. Крафт, К.Л. фон Фрауендорф, И.И. фон Веймарн, И.И. фон Шпрингер, Г.Э. фон Штрандман) и занимавших в XVIII в. пост начальника сибирских линий. Тем самым предпринята попытка получить представление о деятельности начальников и уточнить значимость их роли в создании линейных крепостей, возводившихся с обращением к теории европейской фортификации. Затронуты вопросы происхождения, а также личностные характеристики немецких военных инженеров на посту начальника сибирских линий. Особое внимание уделено деятельности генерал-поручика И.И. фон Шпрингера как наиболее выдающегося военачальника, занимавшего данный пост.

Ключевые слова: сибирские оборонительные линии, XVIII век, немецкие военные инженеры, крепости.

Данная работа затрагивает изучение культурно-исторического наследия, относящегося,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.