Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5 (186).
Экономика. Вып. 25. С. 99-101.
С. А. Терехова
трансформация механизма социально-экономического развития регионов
Рассмотрены теоретические и методологические подходы к изучению механизма социальноэкономического развития на региональном уровне, выделено содержание, функции и особенности механизма социально-экономического развития.
Ключевые слова: регион, региональная экономика, социально-экономическое развитие, трансформируемая экономика.
Процесс социально-экономических преобразований (преобразование отношений собственности, эволюции финансово-кредитной системы, формирование института частного капитала, предпринимательства, отечественного производителя как эффективного фактора формирования долговременных предпосылок социальноэкономической стабильности и роста и т. п.) позволил выявить сложности, противоречия трансформационных процессов и обозначить объективные предпосылки формирования механизма управления развитием региона.
На современном этапе основой социальноэкономического развития становится социальная и экономическая политика регионов, формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти. Главным богатством территории в условиях устойчивого экономического и социального развития становятся не природные ресурсы, а человеческий капитал. Следовательно, основным стратегическим вектором трансформации механизма управления развитием региона (комплексной социальноэкономической политики) становится сбережение и улучшение условий развития человеческого потенциала и приращения человеческого капитала.
Предпосылки трансформации кроются как во внешней среде, так и во внутренних противоречиях — причинах происходящих перемен.
Наибольший интерес представляют институциональные, ресурсные, организационноэкономические, экологические, финансовые и социальные изменения, как предпосылки к формированию обновлённого механизма управления социально-экономическим развитием региона.
В работе выявлены основные особенности трансформации механизма управления развитием региона как объекта исследования по сравнению с управлением макросистемой государства и отдельной территориальной единицей.
В объекте исследования выделены в качестве объекта наблюдения регионы, входящие в состав Уральского, Западно-Сибирского и ВосточноСибирского экономических регионов, выявлены их особенности по сравнению с другими регионами России (ориентация на добывающие отрасли и отрасли первичной обработки сырья; удалённость от центра; более низкая обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; климатические особенности и др.). Наряду с этим отмечены особенности и объективные предпосылки трансформации механизма управления развитием региона (преобразование отношений собственности, эволюции финансовокредитной системы, формирование института частного капитала, предпринимательства, межрегиональное сотрудничество и т. п.).
Изменение роли государства обусловлено тем, что дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила более радикально, чем модель отношений экономических.
Государство, как бы не декларировало и не обеспечивало самостоятельность территориальных единиц, не может уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям и именно неуправляемые дезинте-грационные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа. В России в ходе многообразных переходных процессов рыночные реформы осуществляются преимущественно «сверху», государственная власть является не только гарантом существования и действенности рыночных институтов, но и инициатором их возникновения, поэтому экономическая роль государства на данном этапе значительно шире.
Для обеспечения стабильного социальноэкономического развития в постиндустриальных условиях рыночного хозяйства современного типа жизненно необходим комплекс механизмов прямого и косвенного государственного социально-экономического регулирования на всех уровнях управления.
По мнению ряда учёных и практиков, «система госрегулирования» всё еще не сложилась, концепция «дорегулирования» путается с «за-регулированностью» экономики, с её бюрократизацией, общей дезорганизацией аппарата власти и управления на всех уровнях и полагается, что в механизме управлении развитием региона уместна государственная роль «сорегулирова-ния» — в смысле управления развитием по согласованным региональным интересам приращения человеческого капитала.
В современной экономической теории роль государства в рыночном хозяйстве, как правило, определяется функциями создания правового поля деятельности субъектов экономики и обеспечением выполнения договорных обязательств. Такое понимание функций государства приемлемо для стран со сформировавшейся рыночной экономикой, с устойчивым механизмом саморазвития «снизу».
Слабое проявление базовых экономических свойств, присущих рыночной экономике, прежде всего таких как эффективное саморегулирование всех воспроизводственных процессов, позволяет говорить об экономике с признаками рыночных отношений, а не о сформировавшейся рыночной экономике. Саморегулирование рынка, на которое возлагались надежды в период «шоковых» реформ, фактически не действует. Вместо интенсивного движения к сбалансированной экономике, обладающей разносторонним потенциалом роста, наблюдается углубление диспропорций воспроизводства, растрата всех элементов национального экономического потенциала, особенно главного из них — человеческого капитала.
Для проводимых преобразований характерно противоречие между формальными институциональными преобразованиями (внедряются инфраструктурные институты, соответствующие современному уровню развития и типу так называемого открытого рынка) и отсутствием практического эффекта, особенно в части повышения уровня жизни человека и условий развития человеческого потенциала.
Несовершенство механизма территориального управления, недостаточная ориентация на территориальные факторы повышения эффективности социально-экономического развития оборачиваются потерей конкурентных преимуществ, преимуществ, заложенных в территориальном разделении труда, неоправданным снижением уровня жизни населения.
Специфические особенности на современном этапе характеризуют трудовые ресурсы. Человек рассматривается не только как одна из составляющих социально-экономических программ, а как важнейшая цель общественного прогресса.
Базовая предпосылка формирования обновлённого механизма управления развитием территориальной единицы исходит из концепции человеческого капитала и человеческого развития.
Все составляющие комплексной социальноэкономической программы (экономические, социальные, экологические, инвестиционные, др.) должны включать в себя оценку их влияния на уровень условий развития человеческого капитала в соответствии с признанием международным сообществом концепции человеческого развития.
Наиболее значимые региональные проблемы обусловливают ускорение процесса трансформации механизма управления развитием и характеризуются следующими обстоятельствами.
Среди наиболее значимых проблем трансформации механизма регионального развития выделены социальные, экономические, финансовые и проблемы бюджетного реформирования. Основной принцип бюджетной реформы — переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В настоящее время российская экономика подошла к поворотному рубежу — на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста. Сложившаяся корпоративная структура экономики характеризуется серьёзным отставанием в развитии малого и среднего бизнеса, крайне ограниченным количеством современных компаний, способных эффективно конкурировать на открытых рынках.
Нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть
к чрезвычайным действиям, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит, создавая своеобразный «заколдованный круг». Результатом упорядочения является система организационноправовых механизмов, которые реализуются в различных формах государственной селективной поддержки субъектов Федерации и муниципальных образований.
Государственная селективная поддержка территорий осуществляется в многообразных формах: трансферты, финансовая поддержка депрессивных регионов, федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции, жилищные субсидии, товарные кредиты, федеральное содействие развитию региональных рынков труда и др.
Специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера, с целью стимулирования режима саморазвития регионов, не дают ожидаемых результатов, о чём свидетельствуют показатели социально-экономического положения регионов.
Очевидно, что каждое действие внутри единой страны, изменяющее структуру и пропорции политических, социальных, экономических и иных отношений в пользу одной из территориальных единиц, автоматически изменяет их (и часто — в худшую сторону) для других.
К числу нерешённых актуальных проблем относится устойчивость регионального развития и улучшение условий реализации человеческого потенциала в обстановке повышающейся самостоятельности регионов и их территориальных единиц. Перед властными структурами и хозяйствующими субъектами встала проблема согласованного эффективного управления, направ-
ленного на поддержание жизнеобеспеченности территорий в определённых параметрах устойчивости и улучшение условий для приращения человеческого капитала за счёт внутрирегиональных ресурсов.
В связи с этим трансформация механизма управления социально-экономическим развитием региона, как системы методов, технологий, приёмов анализа, оценки и поиска путей повышения социально-экономической устойчивости и уровня условий развития человеческого потенциала, является важной региональной проблемой, которая сегодня наиболее остро обозначилась.
Проанализирован федерально-региональный аспект проблем, показаны основные параметры неустойчивого социально-экономического положения и условий жизни населения, в разрезе основных критериев развития социальнохозяйственных комплексов. Установлено, что экономическая устойчивость региона не всегда является гарантией социальной устойчивости. Во всех регионах присутствуют типичные критические ситуации, как-то: бедность, безработица.
В процессе анализа трансформации механизма социально-экономического развития регионов сделаны следующие выводы: подлежат совершенствованию практически все элементы механизма управления развитием региона, особенно стратегическое планирование (распределение ресурсов, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение); современная модель государственного воздействия на социально-экономическое развитие региона обусловливает многие параметры механизма управления и «предписывает» направления трансформации механизма социально-экономического развития регионов.