Научная статья на тему 'Трансформация корпуса глав городов и районов России: четвертый электоральный цикл'

Трансформация корпуса глав городов и районов России: четвертый электоральный цикл Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГЛАВЫ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ / СЕТЕВЫЕ СВЯЗИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС / CITIES' AND DISTRICTS' EXECUTIVES / ELECTIONS / LOCAL GOVERNMENT / ELECTORAL CYCLES / NETWORK COMMUNICATION / ADMINISTRATIVE RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сельцер Дмитрий Григорьевич

Автор рассматривает новейшие тренды трансформации корпуса глав городов и районов постсоветской России. Анализируются выборные коллизии, динамика сменяемости, персональный состав, партийная ориентация, адресаты ответственности глав муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the cities' and districts' executive corps in Russia: fourth electoral cycle

The author discusses the most recent trends of the transformation of the cities and districts executives in the post-Soviet Russia. Electoral collisions, renewal dynamics, personal composition, party membership, addressees of responsibility of municipal units heads are also analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Трансформация корпуса глав городов и районов России: четвертый электоральный цикл»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 5

Д.Г. Сельцер

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПУСА ГЛАВ ГОРОДОВ

И РАЙОНОВ РОССИИ: ЧЕТВЕРТЫЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ

ЦИКЛ1

Автор рассматривает новейшие тренды трансформации корпуса глав городов и районов постсоветской России. Анализируются выборные коллизии, динамика сменяемости, персональный состав, партийная ориентация, адресаты ответственности глав муниципальных образований.

Ключевые слова: выборы, местное самоуправление, главы городов и районов, электоральные циклы, сетевые связи, административный ресурс.

Постановка научной проблемы

В статье будут рассмотрены новейшие тенденции трансформации корпуса глав городов и районов постсоветской России. Автор имеет опыт подобной работы2. Вместе с тем эмпирическое исследование, проведенное на материалах семи регионов РФ, было локализовано периодом 1991—2005 гг. За это время руководство исполнительных органов местного самоуправления районно-городского звена формировалось посредством назначений (1991—1994/1996 гг.) и выборов (четыре электоральных цикла: 1994-1996 гг.; 1998-2001 гг.; 2003-2005 гг.; 20062010 гг.3). Какие изменения произошли в его персональном составе? Какова динамика сменяемости руководителей? Кто победители? Каковы их поле поддержки и адресаты ответственности? На эти вопросы мы и пытаемся ответить.

1 Статья написана в рамках темы "Механизмы и акторы принятия решений: прикладное исследование (на материалах городов европейской части России)" (шифр — 2010-1.1-306-127) Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. (научно-исследовательские работы, лот "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области юридических и политических наук").

2 См.: Сельцер Д.Г. Взлеты и падения номенклатуры. Тамбов: Тамбовполиграфиз-дат, 2006; Он же. Так кто же управляет? К оценке постсоветской трансформации район-но-городских политических режимов // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы: Междунар. науч. конф.: Тез. докладов. Москва, 22-23 ноября 2007 г. М.: РАПН, 2007. С. 277-279.

3 От выборов 8 октября 2006 г. в г. Котовске до выборов 10 октября 2010 г. в г. Тамбове. "Растягивание" четвертого электорального цикла связано главным образом с чередой отставок/снятий скомпрометировавших себя глав субрегионов.

Ситуация к четвертому электоральному циклу

Наше исследование, проведенное в 1998—2005 гг., показало, что штатное место первых секретарей парткомов и горкомов КПСС в субрегиональной иерархии постсоветской России последовательно занимали:

— в ранний ельцинский период — советская номенклатура (председатели гор- и райисполкомов);

— в середине 1990-х гг. — хозяйственная номенклатура (директора заводов, строительных организаций и совхозов, председатели колхозов);

— на рубеже 1990-2000-х гг. — "вненоменклатурные" хозяйственники (люди с производства, в советское время бывшие на третьих-четвертых ролях);

— в 2003—2005 гг. — "вненоменклатурные" хозяйственники и менеджеры (чаще всего — муниципальные служащие).

В 1991 г. советская номенклатура, имеющая серьезный опыт работы и справедливо не казавшаяся новой власти опасной политически, на короткое время смогла закрепиться у руля управления. Однако уже в середине 1990-х гг. она была оттуда выдавлена хозяйственной номенклатурой. Последняя в свою очередь в результате ожесточенной борьбы конца 1990-х — начала 2000-х гг. проиграла "вненоменклатурным хозяйственникам". Именно они возглавили тогда города и районы России. Именно они в ходе очередных выборов (2003—2005 гг.) подтвердили свое доминирующее положение в субрегиональных политических режимах. Именно их влияние на ход дел в субрегионах — ключевое. Итак, штатное место номенклатуры КПСС в субрегиональной иерархии постепенно заняли представители постноменклатурных кланов, в подавляющем большинстве — руководители хозяйств, не имеющие опыта работы ни в советском управлении, ни в советской экономике.

Четвертый электоральный цикл

Объектом нашего изучения стали выборы (субъекты, ход, результаты) глав субрегионов в географических границах Тамбовской области. Разумеется, выводы, сделанные на материалах одного региона, не могут быть признаны универсальными. Требуется межрегиональное исследование проблемы. Вместе с тем какие-то оценки можно сделать уже сейчас. Выборный процесс, его ход и результаты дают немалую пищу для размышлений. Элитистские перестановки от третьего к четвертому электоральному циклам (а это 28 из 30 субрегионов4) могут быть коротко оценены следующим образом.

Рассмотрим ключевые моменты анализа.

4 В марте 2011 г. пройдут выборы глав Петровского и Токаревского районов.

Преемственность. Из 28 глав субрегионов позиции смогли удержать 15 (53,6 %). Обновление корпуса глав субрегионов, следовательно, составило 46,4%. Для сравнения: 83,4 % "новичков" при переходе от советской системы к постсоветской (ельцинским назначениям); 48,2, 42,7 и 51,3 % — в первом, втором и третьем электоральном циклах. Таким образом, в четвертом электоральном цикле сменяемость кадров сопоставима с предыдущими значениями параметра. Вместе с тем мы полагаем, что всякий раз это значение довольно велико. При каких обстоятельствах произошли замены?

Обстоятельства замены. В 19 случаях выборы прошли планово в 9 — досрочно в связи с прекращением срока полномочий главы субрегиона. При этом 15 прежних руководителей смогли удержать позиции, четырежды плановые выборы выявили нового победителя. В рамках данной статьи не будем детализовать обстоятельства ранних отставок. Заметим лишь, что в большинстве случаев они были вызваны либо крайним неудовольствием главы администрации области ситуацией в субрегионе, либо возбуждением против глав субрегионов уголовных дел.

Кто победил на выборах?Из 28 человек 15 — представители самого крупного бизнеса (причем не всегда — местного). Остальные 13 человек — муниципальные менеджеры. Можно, разумеется, искать их интересы в бизнесе, с большой степенью вероятности полагая, что таковые наличествуют. Речь, однако, идет совсем о другом. Победители выборов более чем в половине случаев — представители самого крупного бизнеса, наиболее богатые люди районов. Договорившись с контролирующей "выборный разворот" администрацией области, они обеспечили собственную победу. Кто же остальные, если брать не формальную (главы — муниципальные служащие), а фактическую сторону проблемы? Кто им помог стать главами? Ответ прост: тот же бизнес, администрация области и собственный опыт управленческой деятельности: это главы и первые заместители глав городов и районов.

В случае с новичками возникают вопросы. Насколько новички на самом деле новые люди? Не связаны ли они с прежними руководителями? Насколько они свободны в принятии решений? Ясно, что адресаты их ответственности — тот же бизнес, что и у их преемников, и администрация области. Ясно и то, что при определении преемников при отстранении прежних глав кандидаты искались в поле их ближайшего окружения. Эксперты уверенно говорят нам о том, что смена руководителей пока не повлекла за собой изменение какого-то курса: бывшие первые заместители глав в большинстве своем — зависимые от прежнего руководства люди. Вместе с тем эксперты говорят и о том, что такая ситуация — явление временное, и новые главы со временем выйдут из-под персональной опеки бывших первых лиц. В ряде примеров это немедленно и произошло. Адресатами их ответственности будут администрация области и локальные сообщества. Впрочем, есть примеры, когда к

руководству пришли и люди из конкурирующего сообщества (Соснов-ский район, например). А что же партийная составляющая проблемы?

Партийность. Это обстоятельство не стоит переоценивать. Ясно, что сейчас решенческая функция не находится в партиях. Даже в "Единой России". Региональный исполком "ЕР" определяет лиц поддержки чаще всего лишь после того, как примет решение глава администрации области. В ряде районов партийная дисциплина не работала. Между собой конкурировали лидеры местного отделения "ЕР" (Бондарский район). Секретарь местного исполкома "ЕР" предпринимал активные попытки выдвинуться в противовес принятому в Тамбове решению "ставить" на беспартийного (Кирсановский район). Член партии "Справедливая Россия" участвовал в выборах как самовыдвиженец (Жердевский район). Партийная принадлежность была заявлена кандидатами на должность главы следующим образом (таблица).

Партийный состав кандидатов на должность главы города/района

Субрегион5 Всего внесено в бюллетени "ЕР" "СР" ЛДПР КПРФ Беспартийные

Всего 85 24 3 12 1 45

Обращаем внимание на то обстоятельство, что кандидатов, никак не заявивших свою партийную принадлежность, оказалось почти в два раза больше, чем всех остальных. Желающих избираться, используя статус члена "Единой России", было 24 человека (причем двое — в одном районе). Не стали единороссами многие бизнесмены, например глава Котовска, избиравшийся в очередной раз. Имея в виду его близость к губернатору, полагаем, он свое решение с ним согласовывал. Среди кандидатов почти не оказалось членов КПРФ (исключение — г. Мичуринск). Еще одна попытка члена КПРФ зарегистрироваться (Уметский район) окончилась неудачей. Это, однако, тема особого разговора.

"Зачисткой пространства" (отказом в регистрации или ее аннулированием) власть занималась весьма активно (десятки примеров). Она велась по нескольким направлениям. Во-первых, исключительно жестко поступили с теми жителями областного центра, кто на регистрации и затем добровольном снятии своих кандидатур привыкли зарабатывать большие деньги (Знаменский район). Во-вторых, было отказано в регистрации кандидату "Справедливой России", идущему на выборы при финансовой поддержке бизнесмена — самого жесткого в области критика губернатора (Сампурский район). Причем бренд "Справедливая Россия" этот кандидат "СР" получил у центрального руководства партии: в

5 Данные по 27 субрегионам (без учета г. Тамбова), где нет прямых выборов главы города населением.

Тамбове же он получил отказ. Был снят с регистрации и кандидат от КПРФ, племянник того самого бизнесмена, избиравшийся, впрочем, в Тамбовскую городскую думу. В-третьих, снимались с регистрации кандидаты с не самой лучшей общественной репутацией (Тамбовский район), в том числе депутаты областной думы. В-четвертых, снимались едва ли не все кандидаты, как-то выпадающие из сценария, прописанного в областной администрации (так, был снят заместитель главы администрации Тамбовской области при А.И. Рябове, ныне — генеральный директор ЗАО "Тамбовский ликеро-водочный завод"). Губернатор, вновь обретший динамизм и политическую волю, показал, что именно он — сценарист.

Заключение

Роберт Даль "прорисовал" когда-то этапный анализ смены элит американского городка Нью-Хэйвен. У власти там последовательно оказывались аристократия, бизнесмены и "экс-плебеи"6. Можно говорить, что номенклатура традиционной партийно-советской карьеры — это некая "аристократия". Хозяйственники середины 1990-х гг. — это "бизнесмены". Современных руководителей исполнительных органов местного самоуправления в рамках традиционной логики рассуждения очень часто действительно можно назвать "экс-плебеями". Все они — недавние агрономы, инженеры производственных предприятий и хозяйств, иногда — бывшие милиционеры и демобилизованные военнослужащие — стремительно разбогатели к середине 1990-х гг. и возглавили субрегионы, охраняя интересы своего бизнеса. Другой тип управленца — муниципальный служащий, чаще всего отправляемый во власть все тем же бизнесом по согласованию с региональными властями. При этом если приход к власти "экс-плебеев" переводил в США логику элитистского развития в немалой степени в плюралистическую, то в постсоветской России при принятии ключевых решений сохраняется элитистская доминанта с инсайдовской формой принятия решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сельцер Д.Г. Взлеты и падения номенклатуры. Тамбов: Тамбовполигра-физдат, 2006.

2. Сельцер Д.Г. Так кто же управляет? К оценке постсоветской трансформации районно-городских политических режимов // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы. Междунар. науч. конф.: Тез. докладов, Москва, 22-23 ноября 2007 г. М.: РАПН, 2007. С. 277-279.

3. Dahl R. Who Governs? Democracy and Power in an American City. New Haven; L.: Yale University Press, 1961. P. 11-51.

6 Dahl R. Who Governs? Democracy and Power in an American City. New Haven; L.: Yale University Press, 1961. P. 11-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.