Научная статья на тему 'Трансформация книжной констукции детской книжки-игрушки'

Трансформация книжной констукции детской книжки-игрушки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1149
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ КНИЖКА-ИГРУШКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ КНИЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ / ДИЗАЙНФОРМА / ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / THE CHILDREN'S BOOK-TOY / TRANSFORMATION OF A BOOK DESIGN / DESIGN-FORM / GAME ELEMENTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попова Динара Мансуровна

Книжная конструкция книжки-игрушки динамично развивающаяся дизайн-форма. В статье рассматривается трансформация книжной формы на примере детской книжки-игрушки. Взаимодействие ребенка с дизайн-формой книжки-игрушки позволяет проследить активное включение игры в сюжет книги. Процесс изменения конструкции подразумевает включение игровых элементов, позволяющих ребенку в игровой манере самостоятельно принимать решения видоизменять книжную форму. Поэтому в статье рассмотрены преимущества включения игровых элементов в детскую книжную конструкцию, представленные в схеме, позволяющей наглядно увидеть связь игры и книжной конструкции книжки-игрушки. Видоизменение дизайн-формы прослеживается на примере двух методов трансформации книжной формы. Дизайнер, проектируя новую книжную дизайн-форму, включает игровой процесс в конструкцию или усложняет существующие виды конструкций с помощью дополнительных элементов (включение развивающих и дидактических элементов, игровых персонажей и тактильных вставок). В рамках научного исследования был проведен эксперимент с детьми четырех-пяти лет для выявления функциональных качеств книжкиигрушки. В результате были выявлены четыре варианта взаимодействия ребенка с книжной формой и способы трансформации книжной конструкции. Проанализировав результаты эксперимента в статье впервые приведена типология способов трансформации дизайн-формы книжки-игрушки. Таким образом, в статье приведены два метода трансформации книжной конструкции (метод включения игровых элементов в дизайн-форму книжного издания и метод усложнения существующих видов книжек-игрушек), дизайн-форма которой видоизменяется в результате включения игровых элементов и приемы трансформации, с помощью которых происходит видоизменение детской книжной дизайн-формы в процессе проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF BOOK DESIGN OF THE CHILDREN''S BOOK-TOY

Book design of the book toy dynamically developing design-form. In article transformation of a book form on the example of the children’s book-toy is considered. Interaction of the child with a design form of the book-toy allows to track active inclusion of game in a book plot. Process of change of a design means inclusion of the game elements allowing the child in a game manner independently to make decisions to alter a book form. Therefore in article the advantages of inclusion of game elements in a children’s book design presented in the scheme allowing to see visually communication of game and a book design of the book toy are considered. Modification of a design form is traced on the example of two methods of transformation of a book form. The designer, projecting a new book design form, includes game process in a design or complicates the existing types of designs by means of additional elements (inclusion of the developing and didactic elements, game characters and tactile inserts). Within scientific research experiment with children of four-five years for detection of functional qualities of the book toy was made. Four options of interaction of the child with a book form and ways of transformation of a book design were as a result revealed. Having analysed results of experiment the typology of ways of transformation of a design form of the book toy for the first time is given in article. Thus, two methods of transformation of a book design (a method of inclusion of game elements in a design form of the book edition and a method of complication of the existing types of books toys) which design form changes as a result of inclusion of game elements and methods of transformation by means of which there is a modification of a children’s book design form in the course of design are given in article.

Текст научной работы на тему «Трансформация книжной констукции детской книжки-игрушки»

УДК 655.26:087.5

Попова Д.М.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ КНИЖНОЙ КОНСТУКЦИИ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ

Книжная конструкция книжки-игрушки - динамично развивающаяся дизайн-форма. В статье рассматривается трансформация книжной формы на примере детской книжки-игрушки. Взаимодействие ребенка с дизайн-формой книжки-игрушки позволяет проследить активное включение игры в сюжет книги. Процесс изменения конструкции подразумевает включение игровых элементов, позволяющих ребенку в игровой манере самостоятельно принимать решения видоизменять книжную форму. Поэтому в статье рассмотрены преимущества включения игровых элементов в детскую книжную конструкцию, представленные в схеме, позволяющей наглядно увидеть связь игры и книжной конструкции книжки-игрушки. Видоизменение дизайн-формы прослеживается на примере двух методов трансформации книжной формы. Дизайнер, проектируя новую книжную дизайн-форму, включает игровой процесс в конструкцию или усложняет существующие виды конструкций с помощью дополнительных элементов (включение развивающих и дидактических элементов, игровых персонажей и тактильных вставок). В рамках научного исследования был проведен эксперимент с детьми четырех-пяти лет для выявления функциональных качеств книжки-игрушки. В результате были выявлены четыре варианта взаимодействия ребенка с книжной формой и способы трансформации книжной конструкции. Проанализировав результаты эксперимента в статье впервые приведена типология способов трансформации дизайн-формы книжки-игрушки.

Таким образом, в статье приведены два метода трансформации книжной конструкции (метод включения игровых элементов в дизайн-форму книжного издания и метод усложнения существующих видов книжек-игрушек), дизайн-форма которой видоизменяется в результате включения игровых элементов и приемы трансформации, с помощью которых происходит видоизменение детской книжной дизайн-формы в процессе проектирования.

Ключевые слова: детская книжка-игрушка, трансформация книжной конструкции, дизайн-форма, игровые элементы.

Современный бесконечный поток информации создает необходимость избирательного восприятия нужного материала. Происходит трансформация времени как такового, скорости передачи и способности воспринимать необходимые данные. Изменения и трансформация прослеживается во многих сферах жизни, так как поменялись способы передачи информации: появились новые современные технологии и гаджеты, позволяющие общаться людям, находящимся в самых разных точках земного шара. Поэтому понятие трансформация особо остро характеризует и подчеркивает современную ситуацию в информационной сфере. В справочнике иностранных слов 1976 года приводится определение этого понятия: «[лат. йашйогтайо] - преобразование, превращение, видоизменение» [1, с 288], что раскрывает сущность термина. И если рассматривать этот термин с точки зрения дизайна, то свойство трансформироваться в результате взаимодействия с человеком позволяет дизайн-объекту приобретать новые качества (утилитарные или эстетические). Приобретаемые новые свойства в процессе видоизменения формы объекта позволяют использовать вещь с совершенно другой точки зрения, которая не заложена изначально основ-

ной функцией. Стоит подчеркнуть, что преобразование окружающего мира является основной деятельностью дизайнера: от предметов потребления и мебели до игрушек и книжек для детей. Постоянный рост современных технологий и промышленных возможностей приводит к развитию способностей видоизменяться дизайн-формам в новые конструктивные решения. Проектируемый дизайн-объект может меняться в зависимости от поставленной задачи, к примеру, объект необходимо убрать в целях экономии места после использования. Ярким предметом служит гладильная доска - легкая трансформация объекта в сложенную условно-плоскостную конструкцию. Подобные примеры видоизменений дизайн-форм приведены в статье «Алгоритмы и методы трансформации промышленных изделий в дизайне на основе примеров» А.В. Ельцова и на рисунке 1 [2]. Рассмотренные варианты трансформаций конструкций промышленных изделий позволяет говорить о вариативности процесса дизайн-проектирования и возможностях многогранного решения поставленной задачи. А.В. Ельцов указывает на то, что промышленный дизайн - это процесс творческий и созидательный. Ставка делается как на утилитарные качества и функции объекта (удобство

пользования, учет эргономических показателей), так и на эстетические показатели (красота формы и фактуры, цветовое решение и гармоничное соотношение всех элементов дизайн-объекта).

Образцы промышленного дизайн-проектирования более подвержены идеям трансформации, чем объекты других сфер жизнедеятельности человека, например книжного дизайна. Однако и такая наиболее консервативная область искусства как искусство книги тоже ощущает на себе процессы преобразования. Изучение влияния книги в историческом разрезе позволяет проследить этапы становления книжной формы, развития конструкции и включения новых технологий и материалов в процесс книгопро-изводства. Можно проследить закономерность увеличения объема информационного материала с каждой последующей эпохой. Однако и сегодня привычная для читателя форма книги - кодекс -позволяет не только прочитывать весь текст, но и выборочно просматривать необходимую информацию или пролистывать ненужный материал. Книжная форма - кодекс, что в переводе «книжный блок», зародившаяся во II веке н.э., по сей день является наиболее распространенной конструкцией. Это обусловлено удобством производства и эргономичностью использования при чтении, что вытеснила другие существовавшие формы книг, например, свиток (египетские свитки III тысячелетия до н.э.) [3]. Не стоит забывать о том, что важным фактором распространения книги служит материал, из которого создана книга, и процесс запечатывания текстом и изображением листа. Решающую роль играет развитие промышленности и появление новых и современных технологий, что дает толчок созданию новой материальной базы.

Трансформация в книжном искусстве, а в частности трансформация конструкции, представлена сектором подарочного издания и детской литературой. В рамках исследования будет рассматриваться книжная дизайн-форма детского издания, так как процесс дизайн-проектирования для ребенка расширяет границы возможной трансформации. Обратим внимание, что сфера детского книгопроизводства составляет небольшой процент от общей книжной массы, печатающейся в России. Подробную статистику можно проследить на сайте Российской книжной палаты (www.bookchamber.ru) [4]. К примеру, в 2013 году

общее число книг для детей составило 10950, 3579 из которых, приходится на книги для детей дошкольного возраста, а в 2014 году соответственно общее число книг для детей составляет 10599, а 3044 - издания для детей дошкольного возраста [4]. Из данной статистики видно, что объем печатающейся литературы для детей составляет стабильную цифру, которая сохраняется с 2010 года, что говорит о том, что интерес книгоиздателей к детским изданиям не уменьшается.

Во всем многообразии изданий для детей особым сектором выделяются книжки-игрушки для детей до 5-6 лет. Стоит только зайти в магазин и посмотреть книги на полках, то можно сразу заметить, что книжка для ребенка до 3-х лет становится скорее игрушкой, чем книжкой как таковой. Желание быть конкурентной дает возможность

Рисунок 1. Трансформация для эффективного транспортирования и трансформирование «каркаса» (рисунки из статьи А.В. Ельцова [2])

книжке «пищать, ездить и плавать в воде», что ставит на один уровень книгу с игрушкой. В исследованиях многократно отмечалось то, что книжная продукция претерпевает изменения в связи с включением игровых технологий (или элементов) в книжную конструкцию [5]-[7]. Книга все больше теряет свою функцию передачи информации -игра выступает на первый план. Ярким примером служит книга-кровать японского дизайнера Юсукэ Сузуки, представленная на рисунке 2 [8].

Текстовая часть в данном книжном издании сводится к минимуму. Необходимость конкурировать с игрушками и мультфильмами заставляет книжную продукцию делать ставку на способность заинтересовать игровым элементом в форме и предложить эмоциональное переживание в процессе игры с книгой. Например, игра в ванной с книгой, на страницах которой изображения реагирует на изменения температуры воды. Следовательно, делая общий вывод из анализа всей массы детских книжек-игрушек можно выделить первым методом трансформации - метод включения игровых элементов в дизайн-форму

*

I I <

Рисунок 2. Книга-кровать Book Bed, проект Юсукэ Сузуки [8]

книжного издания. Именно игровой процесс дает толчок и возможность изменить дизайн-форму книжного издания в рамках предложенного игрового сюжета детской книгой.

Дизайн-объекты, проектируемые для детей, обладают эмоциями, которые получает ребенок в процессе общения с игрушкой или книжной формой. Поэтому способность дизайнера донести с помощью конструкции, формы, фактуры и цвета до маленького читателя посыл радости или увлечения переносит на новый уровень профессионализма. Таким образом, способность вызвать эмоциональное сопереживание стимулирует покупателя приобрести ту или иную книгу [9].

Другим методом трансформации книжной конструкции является усложнение существующих видов книжек-игрушек. Не меняя основы книжной конструкции дизайнер «дорабатывает» существующую дизайн-форму. Рассмотрим наиболее яркий пример «легкой трансформации»: пространственное формообразование с помощью трансформации плоскости листа, где происходит последовательное сгибание элементов и выход их в объем без применения клея в конструкции книги-панорамы. При развороте страницы такой книги появляется третье измерение - глубина конструкции. Игра света и тени на наклонных плоскостях позволяет воспринимать бумажные элементы более объемно и ребро жесткости картона (плотной бумаги) позволяет создавать пропорциональные формы и плоскости. Важным фактором является ритм повторения формы и принципа сгибания листа картона (бумаги). Также примером работы с конструированием из бумаги может служить POP-books - это книги, которые при развороте страниц представляют собой объемные выдвижные конструкции.

Проектируя новую конструкцию, и в частности книжную конструкцию, дизайнер в первую очередь должен учитывать все возрастные характеристики ребенка. Период детского восприятия - этап интенсивного развития всех навыков, возможностей развития и потенциальных возможностей. Процесс развития и саморазвития ребенка ученые и специалисты объединяют в термины и теории, однако нельзя забывать о свободном и креативном освоении культурного потенциала ребенком [10], [11]. Восприятие окружающей предметной среды ребенок осваивает через преобразование своей творческой

деятельности познания вещей. Однако важный фактор саморазвития и расширения границ познания зависят от взрослого, который формирует предметно-пространственную среду - «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) [10]. Родители выбирают ассортимент книжек для своего ребенка, тем самым формируют с одной стороны определенную ограниченную сферу познания. С другой стороны, современные предметы предметной среды ребенка, в частности книжные издания, проектируются по принципу совместного его обучения и познания с взрослыми или другими детьми. Все участники подобного общения включаются в активное взаимодействие преобразования окружающей среды. Ребенок трансформирует и изменяет восприятие предметов согласно поэтапному развитию всех его навыков и умений. Каждый этап взросления ведет к аккумуляции определенных рецепторов, которые функционируют в каждый из моментов роста ребенка. Это отражается на выборочном интересе ребенка к предметам и событиям, которые происходят с ним. С приобретением нового навыка - расширяется границы самоидентификации, что позволяет говорить об игровом процессе как креативном и творческом [12].

В первую очередь нужно отметить, что процесс восприятия книжного издания - это процесс исследовательской деятельности. Изучение

новых форм, тактильных ощущений (развитие сенсорики [13]) и решение логических задач направлено на возбуждение интереса к самостоятельному исследованию. Взяв впервые новую книгу, ребенок начинает рассматривать ее, трогать фактуру и поверхность обложки и дополнительных игровых элементов. Сопричастность ребенка к изменению окружающей среды отождествляется с экспериментами. Следовательно, во-вторых, эксперимент с книжной формой позволяет выйти на новый уровень восприятия информации и предметных ситуаций. Ребенок способен изменять и принимать решения с предметной средой вокруг него [14]. В-третьих, выдвижение новых целей и проблем (воспринимать предмет иначе) позволяют ребенку активизировать свое желание к познанию и помогают находить новое решение вместе с родителями или своими сверстниками. Преимущества включения игровых элементов в дизайн-форму книжного издания представлены на рисунке 3.

Также в рамках исследования вопроса о восприятии детьми конструкции книжки-игрушки был проведен эксперимент «Какая это книжка?», целью которого выявление функциональности книжного издания. Если рассматривать эксперимент как метод выявления определенных (узких) аспектов, следует отметить сконцентрированность внимания экспериментатора на одной задаче в приоритете перед остальными.

формирует способности к поиску новых решений

Рисунок 3. Преимущества включения игровых элементов в дизайн-форму книжного издания

Задачей данного эксперимента являлось выявить наиболее функциональные книжные конструкции. В книге «Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций» С.С. Водчиц [15] приводит классификацию конструкций книжек-игрушек (книжка-вертушка, книжка-гармошка и т. д.): «конструкция этих книг устроена так, чтобы ребенок мог их не только рассматривать и читать, но и играть с ними, делать поделки и т. п.» [15, с. 166]. Второстепенной задачей стояло выявить самостоятельные способы трансформации ребенком с книжной конструкцией, которую он берет в руки. Детям четырех-пяти лет были предложены детские книжки следующих конструкций, которые представлены на рисунке 4: книжка-гармошка, книжка-панорама, книжки-забава.

Выбор представленных книжных конструкций детских изданий обусловлен большим процентом объема книжной продукции, представленной на полках в книжных магазинах. В ходе эксперимента были воссозданы примеры взаимодействия ребенка с книжной конструкцией вне зависимости от умения считывать информацию и текст [16]. Для эксперимента использовалась методика сравнительного анализа. Анализ данных эксперимента показал существенные предпочтения в выборе того или иного книжного издания. Проведенная работа с группой детей обеспечила возникновение оценочное отношение к объекту дизайн-проектирования - книжке-игрушке. Это нашло отражение в высказываниях

и суждениях о форме книге, ее фактуре и образе. С каждой новой книжной формой, которую давали для изучения, ребенок начинал проявлять избирательность при выборе и причинах аргументации субъективно-оценочного отношения к книге. Целенаправленная работа по формированию эстетической сферы обеспечила расширение эмоционального составляющего переживаний, возникающих при взаимодействии с книгой. Следует отметить, что в ходе эксперимента возросла концентрация внимания к конструкции как таковой, а не только к иллюстративному материалу.

Результаты эксперимента подтвердили предположение о том, что интерес к книжной конструкции в первую очередь вызван нестандартной формой (не квадрат) и включением приятных на ощупь поверхностей. Еще один вывод из эксперимента - ребенок в процессе взаимодействия с книгой предлагает свою игру или развивает сюжетную линию, предложенную детской книжкой-игрушкой. Игровые элементы в данных конструкциях являются основным источником для самостоятельного выбора игровых сюжетов и моментов с возможностью менять книжную форму в зависимости от решения ребенка. Благодаря развивающим играм ребенок получает свои первые впечатления о мире вещей. Детская книга как развивающий объект предметно-пространственной среды способна привлечь внимание ребенка трансформирующейся пространственной книж-

Рисунок 4. Книжные конструкции по возрастным категориям

ной формой. Итогом эксперимента стали следующие варианты взаимодействия ребенка с книжкой-игрушкой:

Первый вариант - постраничная визуализация конструкции без возможности изменения. Главным акцентом является красочная иллюстрация.

Второй вариант - дополнение или изменение: раскраска, наклейки, вырезание.

Третий вариант - игровой элемент, способный полностью переключить внимание ребенка от текстовой информации.

Четвертый вариант - электронная игра с электронной книгой.

Каждый вариант взаимодействия ребенка с дизайн-формой книги показывает основные акценты, позволяющие охарактеризовать книжку-игрушку с функциональной точки зрения (что и как ребенок делает с книжной формой). Приведенные варианты взаимодействия ребенка с книжкой-игрушкой позволяют предположить основные виды изменения в конструкции книжного блока, такие как: 1 поворот книжного блока на 90 градусов, тем самым конструкция книги воспринимается вертикально; 2 включение в конструкцию листов разворотов дополнительных выдвижных бумажных (картонных) элементов для создания POP-books - книги с выдвижными конструкциями; 3 усложнение конструкции гармошки (ширмы) с помощью дополнительных игровых элементов: кармашек, ленточек, пуговиц; 4 скрепление листов в одной точке, что позволяет раскрываться листам веером; 5 вращение страницы вокруг оси как на циферблате; 6 применение фигурной вырезки по контуру или сквозной прорубовки для полной передачи стилизованного образа; 7 складывается в объемную конструкцию.

В результате анализа видов изменения книжной конструкции можно их условно разделить на пять больших групп в зависимости от способов трансформации самой книжной дизайн-формы:

1) книга-кодекс;

2) книга-перевертыш;

3) книга-транформер;

4) книга-пространство;

5) книга- планшет.

Однако не стоит забывать, что в процессе проектирования форма книги является лишь

часть всего дизайн-объекта. Композиционная согласованность всех элементов конструкции и графического исполнения придает форме целостность. Книжную конструкцию при проектировании дизайнер рассматривает с нескольких точек зрения: визуальное восприятие формы, эмоциональные качества объекта, эргономические свойства объекта и материальная составляющая объекта [17]. Итоговый результат - книжная дизайн-форма - на каждом этапе взаимодействия с ребенком дает возможность получить новую информацию, в результате чего создается законченное представление об объекте.

Стоит отметить, что в реальном проектировании композиционные средства и приемы используются не по жесткому регламенту, так как процесс проектирования очень динамичная и развивающая структура. Создание книжной конструкции является с одной стороны канонической структурой, однако которая имеет возможность видоизменяться с появлением новых материалов и технологий в промышленности. Практика дизайн-проектирования показывает, что книжная конструкция трансформируется во времени.

В завершении необходимо выделить основные приемы трансформации книжной конструкции, позволяющие преобразовывать книжную форму в новую конструкцию.

Один из приемов - стилизация характерных форм и перенос на конструктивное решение объекта. Например, очень часто можно увидеть книжную конструкцию в виде дома, бытовых предметов, силуэтов животных, рыб, насекомых или растений. Форме придаются характерные качества и узнаваемые пропорциональные соотношения элементов конструкции.

Второй прием - трансформация конструкции путем бумагопластики. Применение приемов бумагопластики прослеживается в работах американского дизайнера, который использует свойства жесткости листа бумаги (картона) при создании выдвижных конструкций.

Третий прием - методика визуального построения формы на основе модульного элемента. Сущность этого приема заключается в составлении дизайн-формы из элементов, как в конструкторе, что активно используется в книжках-пазлах.

Четвертый прием - включение новых материалов в конструкцию позволяют изменять

форму книжного изделия до неузнаваемости. Возможность трансформировать конструкцию иначе, если бы она была из бумаги (картона) позволила расширить границы использования книги: книга не рвется, не тонет.

Пятый прием - включение игровых элементов (игрового сюжета) в конструкцию.

Наблюдается тенденция к усложнению конструкции самого изделия, использованию сложных объемных форм - можно превратить в интересное изделие книгу, применяя для этого вырубку и необычные схемы фальцовки. Стремление к синтезу всех возможностей полиграфического рынка, обилие новых материалов определяет характерную черту современной детской книжки-игрушки - новые конструктивные решения книжной формы.

Таким образом, в статье выведены два метода трансформации книжной конструкции (метод включения игровых элементов в дизайн-форму книжного издания и метод усложнения

Список литературы:

существующих видов книжек-игрушек), дизайн-форма которой видоизменяется в результате включения игровых элементов, преимущества которых приведены в схеме в статье. В рамках исследования был проведен эксперимент, результатом которого стали выделенные четыре варианта взаимодействия ребенка с книжной формой и семь видов возможной трансформации книжной конструкции. Общим итогом эксперимента служит предложенная типология способов трансформации дизайн-формы книжки-игрушки, однако разделение на одну из групп условное, так как книжная конструкция может содержать в себе сразу несколько видов конструктивных изменений. Весь процесс трансформации книжной конструкции в новую дизайн-форму можно проследить на примере использования одного из пяти приемов трансформации книжной конструкции: стилизация, бумагопластика, модульность элементов, включение новых материалов и игровых элементов в книжную конструкцию.

08.04.2015

1 Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов. Изд. 5-е, стереот. / С.М. Локшина - М.: «Русский язык», 1976. - 351 с.

2 Ельцов, А.В. Алгоритмы и методы трансформации промышленных изделий в дизайне на основе примеров [Текст] / А.В. Ельцов, Д.В. Скуба // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 52-57.

3 История книги / Под редакцией А.А.Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М. : «Светотон», 2001. - 400 с.

4 Российская книжная палата / Статистические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bookchamber. ru/content/stat/stat_2013.html

5 Туйсина, Д.М. Роль игровых технологий в развитии детской книги как полиграфического издания [Электронный ресурс] / Д.М. Туйсина // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога : материалы всероссийской научно-практической конференции, 3-5 февраля 2010 г. / Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2010. - С. 235-239. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска. - ISBN 978-5-7410-1047-1.

6 Доронов, С. Игра как ведущая деятельность дошкольников в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» / С. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 12-16.

7 Дьячкова, Е.В. Внимание книжки-игрушки! / Е.В. Дьячкова // Детская литература. - № 12, 1989. - С. 67-73

8 Пусть детишки любят книжки. Необычная детская кровать Book Bed [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. novate.ru/blogs/030811/18347/

9 Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - Л., 1989.

10 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. Очерк : Кн. для учителя. - 3-е изд. / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.: ил. ISBN 5-09-003428-1

11 Тарасова, О.П. Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности / О.П. Тарасова, М.М. Яньшина // Вестник ОГУ. - 2014. - №5(166). - С. 210-215.

12 Игровые модели воспитания и обучения : Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей и педагогов / под ред. И.В. Житко; сост. А.Н. Брызгалова и др. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 32 с.

13 Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.: ил. ISBN 5-09-000732-2

14 Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда детства / С.Л. Новоселова // Техническая эстетика, № 23. - М., 1994. -С. 59-63.

15 Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций : учеб. пособие для вузов / С.С. Водчиц. - М. : Техносфера, 2005. - 416 с., 16 с. цв. вклейки, ил. - ISBN 5-94836-056-3.

16 Гриценко, З. Читательское развитие ребёнка дошкольного возраста (к постановке проблемы) / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С. 19-27.

17 Тарасова, О.П. Сущность понятий «проектность» и «креативность», их взаимосвязь в дизайне / О.П. Тарасова, О.Р. Халиул-лина // Вестник ОГУ - 2014. - №5(166). - С. 100-105.

Сведения об авторе:

Попова Динара Мансуровна, старший преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного

университета, кандидат искусствоведения 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.