Попова Д.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: TuysinaD@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
В статье раскрываются понятия «детская книга», «детская книжка игрушка», «фигурная книга». Выявляется влияние новых материалов на конструктивную форму детской книжки-игрушки. Приведена классификация детской книги и современной книжки-игрушки.
Ключевые слова: детская книга, детская книжка игрушка, фигурная книга, книжная конструкция.
Современная детская книга сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она всегда расценивалась как величайшее творение человеческого гения, шедевр техники, средство информации и передачи знаний. На протяжении всей истории своего развития детская книга являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности.
Исследование взаимосвязи применения новых материалов и технологий в полиграфической индустрии особенно актуально, так как навыки современного дизайнера требуют владения методами и инструментами инновационного формообразования детской книги. Дизайнер должен обладать художественной грамотностью и способностью проектировать книжную продукцию эстетически выразительной. Поэтому новые материалы становятся потенциальными средствами создания конструктивной формы детской книги. За последние два десятилетия детская книга переживала подъем выпуска книжной продукции с применением нетрадиционных для книгопроизводства материалов, особенно такого вида детской книги, как книжка-игрушка. Новые материалы в книжной индустрии (пластик, полиэтилен, ткань из натуральных волокон, мех, дизайнерские виды картона и синтетические бумаги) послужили поводом развития новых конструктивных решений детской книжки-игрушки. В связи с этим возникает необходимость выявить основные тенденции в формировании детской книжки-игрушки с применением новых материалов.
До сих пор не существует классификации всего многообразия детских книжек-игрушек. В процессе развития книгоиздания для детей сформировалась система изданий различных
типов, определяемая целевым назначением, читательским адресом, а также спецификой его художественного оформления и полиграфического исполнения. Таким образом, любая полиграфическая продукция характеризуется суммой взаимозависимых признаков, каждый из которых является одновременно типообразующим для определенного массива изданий. Систематизация должна быть не только по жанрам и направлениям, но и по техническому исполнению книжной продукции.
Вопросами влияния детской книги на ребенка занимаются многие специалисты: филологи, литературоведы, библиографы, историки, психологи. Искусствоведы изучают изобразительные и декоративные элементы иллюстраций детской книги, полиграфисты - технические приемы создания книги. Изучаются проблемы связи словесного и изобразительного элементов книги, специфики зрительного восприятия книги в целом и каждой из ее частей, вопросы эстетического восприятия. «Детская книга предлагает не только чтение, но и многие другие аспекты общения с нею: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, различные импровизации на темы заключенного в ней произведения и т. д. Поэтому понятие «детская книга» несколько шире понятия «детская литература» [1, с. 64]. В детской книге проявляются авторская и издательская интерпретации детской литературы. Детская книга отличается богатством типологической палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфического языка книги. Роль книги и ее влияние на ребенка в процессе роста и формирования переоценить невозможно. В дошкольном возрасте формируется интерес к книге, навыки и привычки чтения, закладываются основы разносторонней читательской де-
ятельности. «Дошкольный возраст особо благоприятен для развития образного мышления, воображения, познавательной активности» [2, с. 110]. Сторонником раннего приобщения к чтению был В.А. Сухомлинский: «Чем раньше ребенок начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше дает чтение для умственного развития» [3, с. 94]. Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения. Еще в 1950 году психологи А.В. Запорожец [4] и М.М. Рубинштейн [5] отметили, что читательская деятельность ребенка начинается задолго до систематического обучения чтению. Понятие «читатель» по отношению к дошкольникам, не умеющим читать, в значительной степени условно. Общение с книгой в этом возрасте происходит несколькими способами: ребенок слушает, как ему читает взрослый, самостоятельно знакомится с книгой, рассматривая иллюстрации, осваивает технику чтения. Это начальный подготовительный период имеет большое значение для последующего взаимодействия с книгой.
В первую очередь детскую книгу воспринимаем как материальный объект, который можно потрогать, повертеть, полистать. Материальная конструкция книги характеризует способы технологического «овеществления», опредмечивания содержания и знаковой формы книги. Книга изменялась в зависимости от технических возможностей каждой эпохи: от глиняных табличек и свитка до привычной нам формы книги - кодекса. Детская книга предлагает не только чтение, но и рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание. Исторически можно проследить предпосылки возникновения детской книги в самостоятельную типографскую отрасль. Отправной точкой служит народный фольклор, сказки и прибаутки, которые в скором времени нашли свое отражение в лубочных картинках. Детский фольклор входит в мир ребенка с раннего возраста, с колыбели. «Максим Горький вспоминал, что поэтический вымысел имел в детстве над ним большую власть, что устное народное творчество помогло ему лучше и глубже осознать окружающий его мир. Русская народная сказка в своем образном воплощении впервые
получила отображение в лубочных картинках. Именно в этом жанре народного творчества образы устной народной поэзии прозвучали наиболее непосредственно и искренне» [6, с. 5-6]. С развитием и удешевлением полиграфии в России наряду с народными картинками получают распространение и лубочные издания сказок. Это небольшие, тоненькие книжечки с картинками, напечатанные на дешевой бумаге. Этот этап является базовым для развития детской литературы. С возникновением книгопечатания складывается и современное понимание книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с процессом создания книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Следующим этапом служило появление азбук, в которых в XVII веке стали появляться тексты светского назначения: книжка для ребенка теперь разделилась на обучающую и развлекательную. Объективным критерием послужило - появление категории читателя -ребенка. Появились авторы, которые начали писать только для детей и издавать свои книжки для них. Окончательно детская книга приобрела самостоятельность при появлении типографий, специализирующихся на детской литературе. В России учебники стали издаваться с XVI века, а детское специализированное книгоиздание сформировалось во 11-ой половине XVIII века. Одним из первых стал издавать книги (около 60 наименований, не считая учебников) и специальный журнал для детей в России «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789 гг.) Н.И. Новиков. В ХГС-ХХ вв. детским книгам стали уделять внимание крупные типографии в России. После 1917 года издание детской литературы стало носить централизованный характер. В 90-е годы двадцатого века создание многочисленных частных и кооперативных издательств способствовало значительному росту издания детской и юношеской литературы, расширению ее ассортимента, улучшению полиграфического исполнения и оформления детских книг. Таким образом, становление детской книжной полиграфической продукции обусловлено осознанием значимости детской книги в эстетическом воспитании молодого поколения. Детская книга выделилась как самостоятельное полиграфическое издание из общих границ литературы. Начи-
ная с 1967 года во всем мире по инициативе и решению Международного совета по детской книге (IBBY) 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечают Международный день детской книги (ICBD). Тем самым подчеркивается роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального сознания ребенка.
Тематика современных детских книг многогранна и обширна: детские книги вводят ребенка в мир науки и искусства, знакомят с мифами и сказками, дают полезные советы, открывают неведомые страны и т. д. Разнообразие содержания определяет многочисленные жанры, в которых пишутся детские книги: сказки, рассказы, повести, поэмы, стихи, мифы, научнопопулярные очерки, песни и прибаутки, народные потешки и частушки.
Существует классификация детской книги по типу издания: литературно-художественные издания для детей (моноиздания, сборники, собрания сочинений); научно-популярные книги для детей (научно-познавательная литература); справочные книги для детей (энциклопедии, словари, справочники); деловая литература (по организации детского досуга, игры и развлечения); изоиздания (книжки-игрушки, пано-рамки, раскладушки, раскраски). В этой классификации нас интересует последний тип издания - изоиздания. Приведем определение данного термина: изоиздание (art book) - издание, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него [7].
Учет возрастных особенностей развития ребенка является главным фактором, влияющим на проектирование и иллюстрирование детских книг, принимаются во внимание малейшие возрастные изменения, психология развивающегося малыша, его способности восприятия [8, с. 23]. Поэтому в российской издательской практике введена следующая классифика-
ция: книги для детей дошкольного возраста; книги для детей младшего школьного возраста; книги для подростков (средний и старший школьный возраст).
Специфика детской книги дает возможность эксперимента над конструктивной книжной формой, что ярко представлено в детской книжке-игрушке (рис. 1).
Еще несколько десятилетий назад книги у многих ассоциировались исключительно с бумажной печатной продукцией. «С развитием книгопечатания в качестве переплетных материалов последовательно использовали кожу, пергамент, ткань, бумагу» [9, с. 168]. Дизайнеры книги ищут новые выразительные возможности в комбинировании известных и новых материалов в полиграфии и техник, широко привлекают новые средства. «Например, используются нетканые материалы, прозрачные пленки, лазерную графику, создают стереоиллюстрации с объемным изображением с помощью специальных очков, объединяют изображение, звук и элементы движения в детской книге и др.» [10].
Определение термина «книжка-игрушка» дается в ГОСТ 7.60-90: книжка-игрушка -издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей [11]. В англо-русском словаре технических терминов существует другое определение: «pop-out picture book», «movable book» - книжка-игрушка с поднимающимися при раскрывании рисунками. Но это понятие нельзя назвать принципиально новым. Уже в XVI веке появилась «фигурная книга -книга, изготовленная, например, в форме фигуры человека, зверя, какого-либо предмета или растения. Фигурная книга имеет не только познавательную, воспитательную, развлекательную, но и эстетическую функции. Вкус к нарядно украшенной книги необычной формы появился в Европе эпохи Возрождения. Особый
КОНСТРУКЦИЯ ДЕТСКОЙ книги
ДЕТСКАЯ КНИГА как текстовой иллюстрированный блок, книжная форма - кодекс
ДЕТСКАЯ КНИГА как книга-игра, книжки-игрушки с игровыми технологиями, книжная форма -различные конструктивные формообразования
Рисунок 1. Виды материальной конструкции детского издания
тип фигурной книги - так называемая книга-роза (ИоБепЬисЬ), изготовленная с помощью вырезания ножницами (вид модного развлечения среднего сословия Европы XVIII века, техника которого послужила также основой распространенного в этот период вида книжной иллюстрации - силуэта) и складывающаяся в форме букета роз. Излюбленный сувенир в Германии П-ой половины XIX века, такая книга стала даже предметом экспорта. В ХХ веке фигурная книга в основном функционирует как книжка-игрушка» [12, с. 668]. Детская книжка-игрушка находится между книгой для ребенка и бумажной игрушкой. Одна из первых детских книжек-игрушек - созданный специально для вырезания по контуру лист, изготавливавшийся в XVIII в. в технике гравюры на меди: ребенок мог теперь работать с ножницами [10]. В XIX веке в России педагог и детский писатель И. Дергачев составил ряд познавательных книг с игровыми занятиями. В 1960-е годы выпускались книжки очень маленького размера -книжка-малютка (издание, имеющее формат, не превышающий 50х60 мм).
В 1980-е годы в России стали выпускаться книжки для малышей, с которыми можно было играть - раскладывать, строить автомобили и домики, учиться рукоделию с помощью вложенных внутри ниток, спиц, иголок, бисера. Ставить эти издания в общую расстановку было невозможно, и было принято решение сформировать подобные книги в отдельную расстановку. Так в Русском книжном фонде появилось необычное собрание книжек-игрушек, которое насчитывает около 400 единиц на русском, украинском и белорусском языках. [13]. Еще один интересный пример детской книги в московской библиотеке «хранится книжка «Соня в деревне» (М., 1916) (см. рис. 2), обложка которой вырезана по контуру нарядно одетой девочки. Книга яркая, большого формата, в твердой обложке. Держишь в руках ее словно куклу, а внутри этой книжки-куклы - цветные и черно-белые рисунки, рассказы, стихи и задания детям» [14, с. 67].
В работе дизайнера над конструкцией книги для дошкольников игровое начало обусловливает выпуск книжек-игрушек. Существует классификация детской книжки-игрушки, приведенная в работе С.С. Водчиц в зависимости от конструктивной книжной формы: книжка-вертушка состоящая из нескольких кругов, при
повороте которых можно рассматривать появляющиеся в вырезах картинки; книжка-гармошка - это сложенные страницы наподобие мехов в гармони, читать и рассматривать которые надо, раскладывая и складывая страницы; книжка-ширма, состоящая из листов, наклеенных на плотный картон, который может быть сложен гармошкой, поставлен наподобие ширмы, и использован в игре как декорация; книжка-забава - это изделия с вклеенными пластинками, издающими при нажиме на них какой-нибудь звук или составными персонажами, у которых можно менять одежду, орудия труда и т. д.; книжки-поделки с заготовками для аппликаций, бумажных игрушек, вырезок одежды для кукол; книжка-панорама с поднимающимися фигурками героев и предметов обстановки; книжка-фигура высечена по контору фигуры на обложке - птицы, рыбы, домики и т. п.; книжка-раскраска, которой создана с контурными картинками для самостоятельного раскрашивания различных композиций; книжка-игра, которая создана с выдвижными, разрезными и раскрывающимися изображениями [7, стр. 166].
Детская книжка-игрушка - средство организации самостоятельной детской деятельности с раннего возраста. Особенности детской книги как предмета культуры имеют важное значе-
Рисунок 2. Книга «Соня в деревне», в 1916 г.
ние как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. «Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно участвовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он нередко перевоплощается в них» [15, с. 15]. Игровые моменты, подвижность, динамичность действия должны вноситься художником в книгу, в ее конструкцию, в иллюстрации, а сам процесс чтения в результате должен стать более динамичным. Известно, что художник В.В. Лебедев внимательно относился к психологии детского восприятия (как текста, так и шрифта, и изображения) и, работая над книгой, всегда учитывал ее особенности. Очень верны его слова о характере детской книги в целом: «Сознательно и с неослабевающей энергией сохранить определенный ритм на протяжении всей книги, то ускоряя, то замедляя его плавными переходами, - вот... едва ли не основное условие. Книжка должна вызывать радостное ощущение, направлять игровое начало на деятельность ребенка и желание побольше узнать» [16]. В каждом изображении, будь то обложка, форзац или иллюстрация, должен содержаться момент игры, побуждающий ребенка к решению задачи и поиску ответа - обучение в веселой игре.
Так как дети усваивают знания в процессе игры, это должно учитываться при подготовке детского издания. Книжка-игрушка может стать учебным материалом для привлечения эмоционально-отзывчивых младших школьников к книге. «Книжка-игрушка, являясь изданием, синтезирующим в конструкции книгу и игровой элемент, и умело включаемая учителем в разнообразную работу по чтению, оказывает разностороннее положительное воздействие на слабоуспевающих первокурсников, а именно: у детей постепенно совершенствуется техника чтения, следовательно, возрастает понимание прочитанного, исчезает боязнь книги, накапливается читательский опыт, развиваются чувства и воображение, формируются творческие способности, и, что особенно важно, происходит все это для детей безболезненно, в игровой раскрепощенной обстановке» [17, с. 30]. Особенно важны для детей книжки-игрушки с отдельными подвижными деталями или дополнительными игруш-
ки, с которыми можно играть отдельно. Удобны для детей крупные машины, мишки, куклы и т. д. Конструкция книжек-игрушек позволяет в игровой форме варьировать объем заданий по чтению от одной буквы, одного слова до целого слова, от одного слова до абзаца, от нескольких строк до небольшого произведения для детей разной читательской подготовки. «Важную роль в развитии ребенка имеют продуктивное виды детской деятельности - конструирование, аппликация, лепка, рисование и прочее. Продуктивная деятельность ребенка способствует становлению и развитию важнейших психических функций и личностных качеств, таких как произвольность, творческое воображение, целенаправленность, самостоятельность, чувство собственной компетентности и пр.» [18, с. 24].
«Безусловно, создание книжки-игрушки потребовало от отечественной полиграфии новой технологии книгопечатания, новых материалов, красок, оборудования, нового вида бумаги повышенной плотности, чтобы она устойчиво держала формы необычных книжных страниц. На помощь пришла химия - спецкартон хром-эрзац, бумвинил, пропилен...» [19].
С появлением новых технологий используются игровые средства: складывание и раскладывание страниц, повороты (вращение круга на совмещение), вырезание, наклеивание (аппликация), движение бумажных объемных фигурок, развязывание, переплетение, потайные кармашки. Поэтому сегодня существуют разновидности детской книги: книжки со шнуровкой, книжки с подвижными частями, книжки с текстильными и пластиковыми вставками, книжки-пазлы, книжки-панорамки, книжки-раскладушки, книжки-пищалки, книги со звуковым модулем, книжки для купания, книги с магнитами, книги с разрезными страницами, книжки с игрушками, книжки из ткани.
Привлекательность детской книжки-игрушки связана с определенными характеристиками. Во-первых, это сенсорная, привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа). Во-вторых, это понятность и осмысленность игрового действия. Узнаваемость образа, привлекательность детской книжки-игрушки стимулирует к самостоятельным действиям, к желанию играть. Сочетание новизны и узнаваемости - важное качество дет-
ской книжки-игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность. В-третьих, привлекательность определяется ее рейтингом в детской культуре [18, с. 18].
Книжки-игрушки классифицируются не только по форме и конструкции, но и по материалам, которые используются при производстве. Приведены примеры лишь некоторых книжек-игрушек с применением новых материалов:
1. Мягкие книжки - книжки из ткани (см. рис. 3), способствующие формированию определенных целенаправленных действий: развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, знакомят с названиями предметов, развивает речь.
2. Книжки-пышки - это книжки нового поколения. Их приятно держать в руках, открывать, закрывать, перелистывать пухлые странички, отмечая про себя удивительное свойство, напоминающее магнит: при закрытии страницы плотно примыкают друг к другу. Книжки-пышки (см. рис. 4) имеют уникальную конструкцию: сочетание мягкого и легкого материала (ЕУА^оаш) и прочного плотного картона. Именно поэтому их сложно испортить. Гибкий корешок из коленкора позволяет малышу полностью разворачивать книжку, так, чтобы первая страница соприкасалась с последней. Мягкие закругленные уголки не поранят ребенка.
3. Существуют еще одна разновидность -это книжки для ванной (см. рис. 5). Здесь есть и текст, и картинки. Эти забавные книжки с игрушками, которые сделаны из разноцветной пены. Ванные книжки способствуют развитию координации движений в воде, приучают ребенка к купанию. С их помощью можно справиться с водобоязнью, в игровой форме познакомив малыша со свойствами и особенностями воды. Существует два типа игры с плавающей книгой: рассматривание иллюстраций и игра с брызгалкой, пищалкой. Книжки для ванной изготовлены из экологически чистых материалов, не боятся воды и не портятся. Материал: клеенка, наполнитель - поролон.
4. Книжки-подушки (см. рис. 6) - это изделия издательства «Эгмонт» действительно можно использовать как подушки, которые сшиты из мягкой ткани с наполнителем (полиэстер). Их даже можно стирать.
5. Книжки-картонки со шнуровкой и всевозможными липучками, пуговицами ориентированы, прежде всего, на развитие мелкой мо-
Рисунок 3. Книжки из ткани
Рисунок 4. Книжки-пышки
Рисунок 5. Книжки из полиэтилена для купания
торики рук (см. рис. 7). Завязывая шнурки, ребенок учится произвольно концентрировать внимание, развивает моторику.
6. Отдельное направление - это книжки со звуковыми модулями, книжки со стереоиллюстрациями (объемное изображение создается с помощью специальных очков) (см. рис. 8).
7. В последнее время развивается определенный вид книжки-игрушки с применением дополнительных героев книжек - пластмассовых игрушек (см. рис. 9).
Существуют дополнительные игровые аксессуары к детской книжке-игрушке. Это паль-
Рисунок 6. Книжка-подушка
Рисунок 7. Книжки-игрушки со шнуровкой (лента, тесьма)
чиковые книжки-игрушки (см. рис. 10) (книжки из ткани и пластика. Если надеть на пальчик мягкую куколку, она оживет: начнет радоваться, грустить и удивляться) и игра с бумажной куклой (см. рис. 11) (различные виды бумаги и картона. Применяются бумажные материалы с покрытием, или маловпитывающие материалы) [20].
Мягкие, плавающие и говорящие книжки-игрушки способствуют комплексному развитию ребенка, так как при производстве используются новые и современные материалы и технологии обработки. Все это дало возможность
Рисунок 9. Книжка с пластмассовыми игрушками
Рисунок 10. Пальчиковые книжки-игрушки (картон и ткань)
Рисунок 8. Книжки со стериоиллюстрациями
Рисунок 11. Книжки с картонными объемными иллюстрациями
расширить изготовление книжки для ребенка для любой ситуации:
- сенсорное развитие дают яркие цвета;
- текстура материала развивает тактильные ощущения;
- крупная моторика: с хорошо развитыми чувствами и контролем над своими руками малыш может держать книжку. Маленькие успехи поощряют ребенка пробовать снова и снова, развивая двигательную активность и ловкость, усиливая мускулатуру рук;
- интеллектуальные качества: развивает внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, наблюдательность, умение находить зависимости и закономерности.
Детская книжка-игрушка предназначена для близкого рассмотрения, потому в ней важна любая деталь - «конструкция, форма, бумага или другой материал, из которого она изготовлена, сюжет изображения, цветопередача, виды отделки. Внимание заостряют дополнительные элементы в виде вырубных окошек, лент, бантов, тесьмы и т. д.» [21, с. 7].
Книжки для малышей яркого цвета содержат включения материалов разной фактуры, иногда звучат и, таким образом стимулируют зрение, слух и осуществляют тактильную стимуляцию.
Наблюдается тенденция к усложнению конструкции самого изделия, использованию сложных объемных форм - можно превратить в интересное изделие книгу, применяя для этого вырубку и необычные схемы фальцовки. Детям нравится, например, что собрание сказок в нескольких томах может быть в подарочной упаковке в форме сундучка, который можно носить с собой. Поэтому издание книг в форме чемоданчика, рюкзачка или сумочки могло бы повысить продажи издательств. Важно помнить о стилевом единстве всех композиционных элементов книги. Появление и развитие детских книг с игровыми элементами способствовали внедрению в книжную индустрию различных технологий - высечка, тиснение, лакирование и т. д.
Современная детская книжная промышленность является динамической системой, активно развивающейся и предлагающей маленькому читателю множество художественно-образных решений с использованием инновационных технологий. Компьютер как инструмент
дизайнера дал более широкие возможности в формообразовании изобразительной поверхности книжного разворота и книжного пространства в целом. Творческие поиски в создании художественно-выразительного языка с применением цифровых технологий позволили расширить возможности читателя-зрителя в эстетическом общении с книгой, найти выход за пределы плоскости листа.
Одна из современных тенденций в индустрии производства детских книг - внедрение тактильных средств в детскую книжку-игрушку. Применение в тактильной книге конструктивных решений в виде липучек, пуговиц, молний, шнурков, кнопок, крючков помогает детям развивать моторику рук. А разная фактурная поверхность материалов (бумага гладкая и бархатная, ткань и тесьма, картон и пленка, дерматин и мех) дает богатый тактильный опыт. Благодаря ощущениям ребенок изучает фактуру книги, так как «...в глазах ребенка фактура книги играет не последнюю роль. Можно сказать, что ребенок бессознательный книголюб. Ему совсем не безразлично, к каком наряде пожаловала к нему книжка. И запоминает книжку на всю жизнь по внешнему виду тоже. Книгу своего детства - цвет, обложку, материал - мы узнаем через много-много лет» [22, с. 37].
При производстве детской книжки-игрушки важную роль играет сохранность здоровья ребенка, поэтому далеко не все новые материалы возможно применять при производстве детских книг. Необходимо знать о наличии вредных веществ в них и не использовать в комплектующих. Основные требования к детской книге - прочность, безопасность, нетоксич-ность. Углы у детской книжки не должны быть острыми, чтобы малыш случайно не поранился. Нельзя монтировать на книги какие-то мелкие конструкции, которые могут быть проглочены, стоит избегать острых, колющих, режущих деталей.
Последовательность слов «материал, технология, форма» отражает основную тематику экспериментальной проектной работы дизайнера над тактильной книгой. «Материал, технология, структура - фундаментальные категории дизайнерского формообразования» [23].
Интересный эксперимент в книжной продукции представили сотрудники Массачусетского технологического университета. Они
предложили инновационный подход к изданию книг: по мнению исследователей, полупроводники открывают широкие возможности их применения в бумажной и текстильной областях. «В доказательство этих доводов, группа ученых во главе с Ли Бушли продемонстрировала книгу будущего. Они разработали множество датчиков и закрепили их на страницах и обложке футуристического издания. Каждый датчик реагирует на прикосновение и давление руки (см. рис. 12). Чтение книги становится увлекательным экспериментом, а каждая следующая страница - дверью в новый неизведанный мир» [24].
Современный полиграфический комплекс книжной индустрии позволяет реализовать самые смелые идеи дизайнера. В свою очередь дизайнер книги стремиться активизировать роль ребенка-читателя в восприятии книги, сделать его соавторам своего замысла, пробудить инициативу и жажду творчества, и здесь важным компонентом является игра. Стремление к синтезу всех возможностей современного полиграфического рынка, обилие новых материалов определяет характерную черту современной
Рисунок 12. Сенсорная книга «будущего»
детской книжки-игрушки - новые конструктивные решения книжной формы. Таким образом, развитие детской книги для ребенка идет в направлении обогащения игровыми технологиями в книжной продукции благодаря использованию новых для полиграфии материалов. Игровые технологии повлияли на развитие дизайна детской книги, способствуя привнесению в книгу новых неполиграфических материалов и технологий.
5.06.2011
Список литературы:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 64.
2. Полозова Т.Д, Иванова Г.А., Туюкина Г.П. и др. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке - М., 199. - 210 с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. - М., 1979. Т.1., С. 94
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
5. Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. - М., 1950.
6. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. - М.: Издательство «Искусство», 1969. - 240 с.
7. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с., 16 с. цв. вклейки, ил.
8. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 208 с.
9. Якимович Ю.К. Мир печати: Популярный иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Дограф, 2001. - 295 с.
10. Материалы сайта: http://www.hi-edu.ru/e-books/
11. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения
12. Книга: Энциклопедия / Ред.кол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловецкая, А.А. Говоров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 800 с., стр. 668-669
13. Материалы сайта: http://www.nlr.ru
14. «Детская литература», №12, 1989. С.67-73
15. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 472 с.
16. Художники детской книги о себе и о своем искусстве. Статьи, рассказы, заметки, выступления / Составитель и автор В.И. Глоцер. - М.: «Книга», 1987. - С. 135-136.
17. Дьячкова Е.В.1 класс // Начальная школа. - 1992. - №2. С. 26-30.
18. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. Научный журнал. - №1 (январь-февраль 2008). - Чехов. - 193 с.
19. Валерий Гуринович «Детская книга»/Журнал «Смена» №1248, май 1979.
20. Журнал «Формат» №7 (48)-2009. - С. 17-20
21. Журнал «Формат» №7(39), октябрь 2008, стр. 7, 13
22. Галанов Б.Е. Платье для Алисы: Диалог писателя и художника. - М.: Книга, 1990, 302 с.
23. Колейчук В.Ф. «Экспериментальное моделирование. Направления и проблемы», «Эксперимент в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1987, стр. 6
24. Материалы сайта: http://pda.watta.ru/novosti/detskaya-kniga-buduschego.html
Сведения об авторе: Попова Д.М., ассистент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета, е-mail: TuysinaD@yandex.ru, тел. 89128451271
UDC 745.5:655 Popova D.M.
Orenburg state university, e-mail: TuysinaD@yandex.ru
THE USE OF NEW MATERIALS IN ENGINEERING DESIGN OF CHILDREN’S BOOK-TOYS
The article describes the concept of ‘children’s book’, ‘children’s book toy’, ‘curly book’. It reveals the impact of new materials on the constructive form of children’s book toys. A classification is given for children’s books and modern book toys.
Keywords: children’s book, a children’s book toy, curly book, book design.
Bibliography:
1. Bim-Bad B.M. The Pedagogical encyclopedic dictionary. - М, 2002. With. 64.
2. Polozova Т.Д, Ivanov G. A, Tujukina G. P, etc. the Management of reading of children and youth in library - М, 199. - 210 with.
3. Suhomlinsky V.A.Serdtse I give to children//Izbr. пед. соч.: In 3 т. - М, 1979. Т.1., With. 94
4. Zaporozhets А.В. The selected psychological works: In 2 т. - М: Pedagogics, 1986. - 320 with.
5. Rubinshtejn M.M.Vospitanie of reader’s interests at schoolboys. - М, 1950.
6. Shanins N.F.fairy tale in creativity of Russian artists. - М: Publishing house «Art», 1969. - 240 with.
7. Vodchits S.S. Aesthetics’s of proportions in design. System of book proportions: учеб.пособие for high schools. - М: the Technosphere, 2005. - 416 with., 16 with. Inserts, silt.
8. Kudryavtsevs of h.p. Artists of the children’s book: the Grant for students of environments. And. Studies. Institutions. -М: Publishing center «Academy», 1998. - 208 with.
9. Yakimovich JU.K. World’s of the press: the Popular illustrated dictionary-directory. - М: Dograf, 2001. - 295 with.
10. Materials of a site: http://www.hi-edu.ru/e-books/
11. GOST 7.60-90. Editions. Principal views. Terms and definitions
12. Book: the Encyclopedia / Red.kol.: I.E.Barenbaum, A.A.Belovetsky, A.A.dialect, etc. - М: the Big Russian encyclopedia, 1998. - 800 with., p. 668-669
13. Materials of a site: http://www.nlr.ru
14. «the Children’s literature», №12, 1989. С.67-73
15. Arzamastseva I.N., Nikolaev S.A. Nurser the literature: the Textbook for stud. vusch. And environments. ped. Studies. Institutions. - М: Publishing center «Academy»; the Higher school, 2000. - 472 with.
16. Artists of the children’s book about itself and about the art. Articles, stories, notes, performances / the Composer and author V.I.Glotser. - М: «Book», 1987. - With. 135-136.
17. Djachkova Е.В. 1 a class//Elementary school. - 1992. - №2. With. 26-30.
18. Smirnova E.O., Salmina N.G., Abdulaeva E.A., Filippova I.V., Sheyin E.G. Psihologo of the basis of examination of toys/
/psychology Questions. Scientific magazine. - №1 (January-February 2008). - Chekhov. - 193 with.
19. Valery Gurinovich «the Children’s book» / magazine «Change» №1248, May 1979.
20. Magazine «Format» №7 (48)-2009. - With. 17-20
21. Magazine «Format» i7 (39), October 2008, p. 7, 13
22. Galanov B E. A dress for Alisy: Dialogue of the writer and the artist. - М: the Book, 1990, 302 with.
23. Kolejchuk V.F. «Experimental modeling. Directions and problems», «Experiment in design», VNIITE, М, 1987, p. 6
24. Materials of a site: http://pda.watta.ru/novosti/detskaya-kniga-buduschego.html