ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009 г. Выпуск 4 (15). С. 41-46
УДК 347.453; 630*676
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙВ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Л. С. Хромцова
Существующий уровень развитости и роста рынка лизинговых услуг, способствующий, в свою очередь, росту конкуренции в условиях мирового экономического кризиса, требует от лизинговых компаний быстрого поиска источников финансирования своей деятельности.
Бесплатным и самым безрисковым источником являются авансовые платежи, отличающиеся от других источников финансирования в лизинге своей многофункциональностью. Так, наряду с тем, что аванс является предоплатой, в лизинге он относится к форме коммерческого кредита, одновременно являясь и способом обеспечения лизинговой сделки.
Традиционным и доминирующим источником финансирования деятельности лизинговых компаний остается долгосрочное и краткосрочное банковское кредитование, о чем свидетельствуют данные рейтингового агентства «Эксперт» [4]. Анализируя три периода (9 месяцев 2007 г., 9 месяцев 2008 г., 9 месяцев 2009 г.) следует отметить, что, несмотря на тенденцию к снижению, наибольший удельный вес в структуре источников принадлежал долгосрочным банковским кредитам: от 59,2 % до 54,5 % (рис. 1).
□ Прочие источники (в т.ч. авансы)
□ Займы юр. и физ. лиц
□ Облигации
□ Векселя
□ Долгосрочные кредиты
□ Краткосрочные кредиты
□ Собственные средства
9 мес. 2007г. 9 мес. 2008г. 9 мес. 2009г.
Рис. 1. Структура источников финансирования деятельности лизинговых компаний
Удельный вес краткосрочного кредитования снизился наиболее значительно с 14,7 % (9 мес. 2007 г.) до 3,4 % (9 мес. 2009 г.). Это, прежде всего, связано с массовым прекращением финансирования лизинговых компаний банками и, соответственно, почти повсеместным приостановлением деятельности лизингодателями. Особые трудности испытали «независимые» лизинговые компании в связи с отсутствием доступа к длинным, дешевым и условно неограниченным финансовым источникам для развития деятельности. В меньшей степени пострадали лизинговые компании с иностранным капиталом, а также крупные сетевые федеральные компании, входящие в банковский или производственный холдинг, для которых доступность заемных ресурсов выше, а стоимость, как правило, ниже.
По данным многих лизинговых компаний, несмотря на понижение ставок МоБрпте и ставки рефинансирования со стороны ЦБ РФ, цена привлекаемых ресурсов в банках для них не снижается. Снижение ставок на 2-3 % отметили лишь крупные, достаточно устойчивые лизингодатели, которые и в разгар кризиса не испытывали значительных трудностей с финансированием.
Подобное положение определяется, в первую очередь, ужесточением банковской политики управления кредитными рисками. С этой точки зрения на рынке сформировались две
іииуо -
80%
3Д
1,9
3,8
-35-
60%
40%
20%
по/.
7.6
59,2
14,7
9,6
ЗХ
9,1
54,9
15,2
8,4
54,5
12,3
16,8
3,7
0,9
9
категории лизингодателей-заемщиков - надежные компании с диверсифицированным бизнесом, за которые среди банков идет конкурентная борьба, вынуждающая снижать ставки, и менее надежные лизингодатели, которые не попадают в приоритетные интересы банков.
Собственные источники лизинговых компаний представлены, как правило, уставным капиталом и прибылью, полученной в предыдущих отчетных периодах. Однако их отнюдь недостаточно (средний уровень колеблется в пределах 12 %) для финансирования дорогостоящих и длительных лизинговых проектов. По результатам опроса руководителей и финансовых директоров компаний, в совокупности составляющих более 60 % лизингового рынка, проведенном РА «Эксперт», определять инвестиционную привлекательность лизинговых компаний в 2010 г. будет именно «доля собственных средств в источниках финансирования лизинговой компании» (около 30 % голосов экспертов) [3].
В связи с тем, что главным конкурентным преимуществом является источник финансирования, лизинговые компании стремятся расширить количество этих источников и используют самые разнообразные инструменты привлечения финансирования.
Все большую роль начинают играть альтернативные источники финансирования. Прежде всего, это облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя, а также в последнее время секьюритизация активов на зарубежном рынке. Выпуск векселей является наиболее удобным способом финансирования для лизинговых компаний, так как представляет собой публичное заимствование. Причем процедура их выпуска относительно проста, кроме того, не требуется регистрация эмиссии. При этом лизинговые компании выпускают векселя либо для оформления заемных отношений с самостоятельно найденными инвесторами, либо для размещения на открытом рынке среди институциональных инвесторов в рамках вексельной программы. Удельный вес данного источника в структуре совокупных источников финансирования деятельности лизинговых компаний сократился за анализируемые периоды с 3,8 % до 0,9 % (рис. 1).
Облигационные займы - самый популярный среди крупных и средних лизинговых компаний способ финансирования лизинговых сделок. Преимущество использования облигаций заключается в том, что решение о параметрах лизинговой сделки зависит только от самой лизинговой компании, а не от банка, который при кредитовании лизингодателя дополнительно оценивает каждого его клиента. Свобода и гибкость в выборе клиента, которую дают облигации, позволяют лизингодателю выступать на рынке с конкурентным предложением, так как скорость принятия решения по сделкам возрастает (не надо ждать решения финансирующей организации). К тому же часть образовавшихся от облигационного займа свободных средств лизинговая компания может направить на рефинансирование более дорогого текущего портфеля. В результате облигационного займа формируется публичная кредитная история компании, получение единовременно значительного объема финансовых ресурсов, без-залоговое финансирование, появление имущества, не обремененного залогом, удлинение сроков заимствования и сроков выплаты процентов [5].
Так, в 2006 г. ОАО «Югорская лизинговая компания» стала первой региональной лизинговой компанией, разместившей облигационный заем.
Особенность облигационного займа в том, что «Югорская лизинговая компания» - первая в Западной Сибири лизинговая компания, разместившая собственные ценные бумаги среди большого круга инвесторов не под конкретный инвестиционный проект, а под реализацию своей стратегии.
Организатором и агентом по размещению облигационного займа выступил банк «Уралсиб». Номинальный объем выпуска - 1 млрд. руб. Количество купонов - 12. Срок обращения - три года. Ставка купонного дохода - 14 % годовых по первым четырем купонам, по остальным устанавливает эмитент [2].
Удачное размещение облигационного займа сделало компанию более прозрачной и интересной для инвесторов, а для крупных клиентов еще и более безопасной. Полученные привлеченные средства были частично направлены на реструктуризацию кредитного портфеля компании, а также на финансирование специализированных лизинговых проектов (поставку ко-
тельного оборудования и коммунальной техники, спецтехники для дорожного и жилищного строительства, грузопассажирского транспорта и финансирование лизинга недвижимости).
Однако в нынешних российских условиях определенного кризиса ликвидности эмиссия облигаций временно стала довольно труднореализуемым инструментом фондирования. Этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективным клиентским пулом. Кроме того, при проведении эмиссии облигаций лизинговым компаниям необходимо провести аудит известной компанией, получить кредитный рейтинг (рейтинг финансовой устойчивости), обеспечить полную прозрачность бизнеса. Ожидать бума размещения облигаций лизинговых компаний на фондовом рынке не следует. Это подтверждают цифры: к 2009 г. доля «облигационного» источника финансирования снизилась до 3,7 % (рис. 1).
Экспортное финансирование является наиболее сложной схемой привлечения финансирования из всех представленных выше и применяется, в основном, крупными лизинговыми компаниями для приобретения оборудования иностранного производства. Оно предполагает наличие большого количества участников, работающих в различных правовых системах с различными законодательными и нормативно-правовыми актами по налогообложению. Поэтому возникают определенные сложности, связанные с согласованием интересов всех сторон, достижением их баланса и предоставлением гарантий всем участникам.
Секьюритизация лизинговых активов - самый современный способ финансирования лизинговых сделок, представляющий собой рефинансирование активов, генерирующих доход, путем их превращения в производный финансовый инструмент, способный легко обращаться. Для лизинговой компании секьюритизация помогает увеличить объем доступных средств для финансирования других лизинговых операций, корректирует лизинговый портфель, оптимизирует риски [5]. Возможность гибкого, а главное, более дешевого финансирования новых лизинговых сделок является основополагающим преимуществом использования данного финансового механизма. Однако чтобы широко внедрить схемы секьюритизации в практику российского лизингового бизнеса, необходимо принятие соответствующих нормативноправовых актов. Особого внимания заслуживают вопросы налогообложения предусмотренных секьюритизацией операций, регулирование возможного банкротства участников сделок. Необходимо наладить с помощью рейтинговых агентств сбор и раскрытие финансовой информации, оценки рисков.
Таким образом, последние два способа финансирования сделок не получили широкого распространения в практике отечественного рынка лизинговых услуг в силу обозначенных выше причин.
Итак, исследовав структурные особенности финансирования лизинговой деятельности, сформулируем ряд проблем, с которыми сталкиваются лизинговые компании при поиске источников:
- высокая стоимость заемных средств (повышение процентных ставок по всем долговым инструментам) для лизинговых компаний и трудности доступа к ним в связи с ужесточением банковской политики управления кредитными рисками, сокращением объемов кредитования;
- отсутствие собственной финансовой базы, мощной и влиятельной поддержки учредителей, перспективной клиентской базы, высокого кредитного рейтинга как способов обеспечения эмиссии облигаций и векселей;
- сложности, связанные с согласованием интересов всех сторон, при экспортном финансировании, невозможность предоставления гарантий всем участникам, отсутствие отчетности по МСФО;
- неразвитость финансового и налогового законодательства в отношении сделок по секьюритизации лизинговых активов;
- отсутствие единой позиции государственных органов в отношении лизингового рынка, негативно влияющее на ожидания субъектов рынка и снижающее активность инвестиционных процессов, в том числе поиск финансовых ресурсов.
В качестве альтернативных источников привлечения ресурсов для финансирования деятельности лизинговых компаний в настоящее время возможно использование средств негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ) и резервов страховых компаний с применением инструментов рынка ценных бумаг.
Использование пенсионных накоплений в лизинговых сделках можно реализовать по следующей схеме (рис. 2).
• Лизинговая компания создает Специализированную компанию для привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг (например, ОАО «Югорская лизинговая компания» в 2006 г. создала для этих целей ООО «ЮЛК-Финанс»).
• Специализированная компания эмитирует ценные бумаги (облигации) с разными рейтингами.
• НПФ или Управляющая компания, занимающаяся управлением активами НПФ, приобретает данные облигации.
• Рейтинговое агентство присваивает определенные рейтинги специализированной компании (кредитный рейтинг - субъективное мнение о способности компании своевременно и в полном объеме выполнить свои финансовые обязательства; рейтинг надежности корпоративных облигаций -присваивается отдельному выпуску корпоративных облигаций и выражает мнение рейтингового агентства о способности эмитента полностью и своевременно выполнить свои обязательства исключительно по данному выпуску облигаций в течение периода их обращения), лизинговой компании (рейтинг финансовой устойчивости - это мнение рейтингового агентства о способности и готовности лизинговой компании своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства, как текущие, так и возникающие в ходе ее деятельности), НПФ (рейтинг надежности - отражает мнение экспертов агентства о качестве и доступности предоставляемых негосударственным пенсионным фондом услуг, эффективности проводимой им инвестиционной политики и управления рисками, а также способности фонда выполнять взятые на себя обязательства перед клиентами).
Передача объек-
Рис. 2. Схема использования пенсионных накоплений для финансирования лизинговых сделок.
Использование средств страховой компании можно реализовать путем инвестирования банковского векселя в ее резервный фонд (рис. 3).
• Лизинговая компания создает Специализированную компанию для привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг.
• Специализированная компания эмитирует ценные бумаги (простые векселя).
• Специализированная компания заключает с коммерческим банком своп-контракт. На первом этапе заключается договор мены векселей. Векселя равнозначны по номиналу, но отличаются процентной ставкой, при этом вексель банка должен иметь плавающую процентную ставку (зависящую от ставки рефинансирования), а вексель лизингодателя -твердую (больше ставки по банковскому векселю). При заключении договора мены банк рассчитывает на снижение ставки рефинансирования в момент наступления срока платежа по векселю, таким образом, увеличивая сумму своей выгоды от сделки.
• Поскольку для расчетов с поставщиками оборудования банковский вексель со сроком погашения через определенный период времени не всегда устраивает продавца, целесообразно инвестировать его в резервный фонд страховой компании. Специализированная компания продает вексель банка страховой компании по номиналу и получает денежные средства, которые передаются лизинговой компании на покупку оборудования.
• В момент наступления срока платежа страховая компания предъявляет вексель банку к оплате.
• В заключительной части сделки банк предъявляет вексель к оплате Специализированной компании.
В результате реализации данной схемы по истечении срока действия векселя страховая компания получит положительный финансовый результат в размере плавающей процентной ставки. Банк, уплатив по своему векселю проценты, получит от Специализированной компании проценты по ее векселю, таким образом, величина вознаграждения банка равна разнице между твердой и плавающей процентными ставками по векселям.
Передача объек-
Рис. 3. Схема использования резервов страховой компании для финансирования лизинговых сделок
В случае повышения ставки рефинансирования банк может получить отрицательный финансовый результат, а если последняя уменьшится, то величина вознаграждения банка
увеличится. В итоге реализации приведенной схемы Специализированная компания меняет собственный вексель на банковский и продает его страховой компании, заключает договор лизинга с лизингополучателем, перечисляет денежные средства поставщику (продавцу) оборудования. Последний осуществляет поставку предмета лизинга. В момент наступления срока платежа страховая компания предъявляет вексель банку для оплаты.
Таким образом, предложенные схемы реализации лизинговых сделок с участием средств НПФ, Управляющей компании, страховой компании позволят лизингодателю расширить рыночные возможности, используя нетрадиционные подходы к финансированию своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аюпов, А. А. Методология формирования и использования инновационных финансовых продуктов : автореф. дис. ... докт. экон. наук : 08.00.10. - Самара, 2008.
2. Облигационный заем ООО «ЮЛК-ФИНАНС». Информационный меморандум // Официальный сайт ОАО «Югорская лизинговая компания». - Режим доступа : ’^^^и§га-leasing.ru. - Загл. с экрана.
3. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний на VIII Всероссийской конференции «Лизинг в России - 2009»: Возможности развития рынка лизинга // Официальный сайт РА «Эксперт». - Режим доступа : www.raexpert.ru. - Загл. с экрана.
4. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года: в условиях неопределенности // Официальный сайт РА «Эксперт». - Режим доступа : www.raexpert.ru. - Загл. с экрана.
5. Хизириева, Д. И. Современные источники финансирования лизинговых сделок // Право и экономика. - 2009. - № 4. - С. 22-29.