*
л ь о (О
X *
а
г ш
о I-
00 □
□
ш
о
о
1—
ф
1—
^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф со I—
О
а о
о
0
1_
0
1_
о <3
со О 1— О О о.
о ф
о ф
т
0
1
о о
Рис. 2. Учредители лизинговых компаний
Из вышесказанного вполне логично было бы предположить, что в ближайшие годы тенденция роста доли зарубежного финансирования будет усиливаться.
Среди источников финансирования лизинговой деятельности в 2007 году, как и в предыдущие годы, наибольшую долю занимали долгосрочные кредиты банков (рисунок 3).
Рис. 3. Структура финансирования лизинговых сделок в 2007 г.
Совокупная доля банковских кредитов составляет около 74% источников средств лизинговых компаний.
Однако в условиях финансового кризиса, этот источник уже не может в полной мере удовлетворить спрос каждой лизинговой компании.
Поэтому неизбежна активизация применения альтернативных источников финансирования лизинговой деятельности. Они давно известны и некоторые компании их использовали и в докризисный период. Но, если ранее они были дополнительным источником, своеобразным свидетельством прогрессивности компании, наличия зарубежных партнеров, умения работать на фондовом рынке, то сейчас это один из наиболее действенных механизмов выживания. Речь идет о синдицированном кредитовании, секьюритизации лизинговых платежей, выпуске облигаций, первичном размещении акций.
Довольно часто синдицированный кредит относят к одной из форм международного межбанковского кредитования, характерной особенностью которого является то, что кредит предоставляется одному заемщику группой банков-кредиторов - синдикатом (консорциумом или клубом), однако современная практика показывает, что синдицированный кредит - это явление, характерное не только для рынка международного кредита. В период нестабильности финансовых рынков синдицированный кредит является доступным инструментом привлечения средств в лизинговый бизнес, чем и пытаются воспользоваться наиболее активные лизингодатели. Одна из крупнейших в России лизинговая компания Еишр1ап получила финансирование в форме синдицированного кредита общим объемом в 110 млн. долларов США. Компания привлекла в качестве
организатора пула кредиторов и андеррайтера одного из лидеров рынка, банк BNP Paribas. В синдикации приняли участие 13 крупнейших международных банков. Кредитные организации Citigroup, Raiffeisenbank group Credit Europe bank выступили в качестве соорганизаторов займа [9].
ООО "Лизинговая компания Уралсиб" привлекло синдицированный кредит на 200 млн. долларов США сроком на 5 лет, причем первый транш в размере $75 млн. по ставке LIBOR+3%, второй транш в $125 млн. - под LIBOR+2.75% [7].
Компания «Брансвик Рейл Лизинг», специализирующаяся на оперативном лизинге железнодорожного подвижного состава, увеличила в 2008г. синдицированный кредит на 50 млн. долларов. Основной кредит на сумму 385 млн. долларов, полученный компанией в сентябре 2007 года, был организован Socit Gnrale и BNP Paribas. В синдицировании также приняли участие коммерческие банки Hypo Public Finance Bank, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, VTB Bank Europe plc, DekaBank Deutsche Girozentrale и другие [8].
Европейский банк реконструкции и развития предоставил "Райффайзен-Лизингу" синдицированный кредит на 60 млн. долларов США. Средства выделены на проведение лизинговых сделок с частными российскими компаниями и западными предприятиями в России.
К преимуществам синдицированного кредитования по сравнению с другими финансовыми инструментами можно отнести:
- стоимость финансирования. При организации синдицированного кредита у компании-заемщика отсутствует необходимость в уплате целого ряда косвенных платежей (налога на операцию с ценными бумагами, комиссии биржи и депозитария, а также расходов информационного характера). Помимо этого, "синдицирование" - способ организации крупных кредитов (10 и более миллионов долларов), благодаря чему заемщик получает весьма крупные суммы, в одиночку которые, банки - кредиторы, как правило, давать не рискуют. ^Г
- условия финансирования. Привлечение синдицированного кредита позволяет заемщику согласовать ^ с кредиторами все параметры обслуживания кредита (поэтапный порядок использования/погашения; о возможность досрочного погашения кредита; возможность добровольной пролонгации и др.) Такой порядок способствует более гибкому и эффективному использованию полученных средств в соответствии ^ с потребностями компании.
- состав участников сделки. В отличие от выпуска корпоративных облигаций, при привлечении синдицированного кредита заемщик может заранее по согласованию с организатором определить перечень потенциальных инвесторов. Такое согласование может исключить из списка участников нежелательных для заемщика кредиторов и позволит компании привлекать кредит на более льготных условиях.
- получение среднесрочных ресурсов - как правило, сроком от 6 месяцев до 3 лет. 00
- сравнительно небольшой срок структурирования сделки и объем обрабатываемой документации, по □ сравнению с привлечением в форме CLN, Eurobonds или секьюритизации активов - 1,5-2 месяца для учас- ^ тников рынка, и около 3 месяцев для новых участников.
- менее строгие формальные требования (к отчетности), меньшие издержки на юристов и аудиторов.
Однако несмотря не многочисленные преимущества лишь немногие банки готовы работать с данным ви
дом кредитования. Основные причины:
- отсутствие специалистов по данному направлению в РФ; q
- отсутствие прозрачности сделки; ю
- сделки подчиняются, как правило, английскому праву, что не упрощает их оборачиваемость;
- низкая защищенность инвесторов; ^
- непроработанность методик оценки рисков;
- низкий спрос со стороны российских банков, общая неготовность игроков.
Альтернативным способом фондирования лизинговой компании является секьюритизация потока лизин- ш говых платежей. Это сделка, в процессе которой лизинговая структура передает специальному эмитенту (се- £ кьюритизационной компании (SPV), обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизинго- g-датель) активы, под которые тот выпускает ценные бумаги, обращающиеся на рынке. При этом лизинговая ^ компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные, высвобождая при о этом финансовые ресурсы для работы по новым проектам. До настоящего времени на российском лизинговом рынке было проведено всего две сделки по секьюритизации. В результате неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, данные сделки откладываются из-за резкого снижения спроса на ценные бумаги со стороны инвесторов. Кроме того, возможность осуществить секьюритизацию имеют в основном крупные лизингодатели, демонстрирующие стабильный рост объемов операций на протяжении ряда лет. Такие компа- ^ нии имеют портфель лизинговых контрактов с базовым активом в виде оборудования или другого имущества, имеющего устойчивый спрос на вторичном рынке. В будущем, с ростом финансового потенциала отечественных лизинговых компаний и улучшением ситуации на финансовых рынках, следует ожидать увеличения
О
ö i— ш
0
1_
0
1_
о
количества сделок секьюритизации лизинговых портфелей. о
Примечателен опыт лизинговой компании "Бизнес Альянс", которая в непростых финансовых условиях не & только реализовала такого рода сделку, но и проявила при этом новаторский подход.
В конце 2007 года через выпуск дебютных рублевых еврооблигаций лизинговой компанией "Бизнес Аль- о
янс" было привлечено финансирование для ^
лизинговой сделки с МОЭСК объемом 8,3 млрд. рублей на срок 5 лет по ставке 8,875%. В сделке приняли |
участие крупнейшие инвестиционные фонды (34%) и управляющие активами (9%), международные инвес- о
тиционные банки (20%), российские банки и инвестиционные компании (34%), а также банки, занимающиеся о
вкладами состоятельных клиентов (3%). О
В результате данной операции впервые в российской практике была проведена секьюритизация лизинговых платежей в еврооблигации без продажи лизинговых контрактов с реально работающей лизинговой компании на специально созданную компанию, обслуживающую размещение. Данная операция стала первой среди инфраструктурных энергетических проектов, реализованной на пятилетний срок в рублях [3; с.110].
Жюри, состоящее из представителей международных инвестиционных компаний, подобный подход оценила, как новаторский, и сделка была признана "сделкой года".
Опыт упомянутой компании может пригодиться не только игрокам лизингового рынка, но и инвесторам при реализации проектов, требующих значительных вложений в других отраслях российской экономики.
В последние годы некоторые лизинговые компании начали использовать для финансирования своей деятельности выпуск облигаций. Еще недавно это направление представлялось очень перспективным, и немало компаний планировало использовать данный инструмент для привлечения финансирования. При достаточно больших объемах эмиссии (примерно от 20 млн. долларов США) со всеми накладными расходами эффективная ставка оказывалась существенно ниже по сравнению с банковским кредитом и средства привлекались на более долгий срок [5; с.81].
Такой вид финансирования не влечет за собой зависимость бизнеса от кредитора и способствует повышению ликвидности проводимых операций. Здесь очень важно понимать специфику деятельности лизинговых компаний. Прежде всего, это долгосрочность их бизнес-цикла: в отличие от банков, страховых компаний и других финансовых институтов, у которых, как правило, оно соответствует одному году, у лизинговых компаний бизнес-цикл составляет 3-5 и более лет. Поэтому в оценке кредитоспособности на первый план выходят показатели, характеризующие среднесрочную финансовую устойчивость - положение компании на рынке и диверсификация бизнеса, сбалансированность денежных потоков, качественный риск-менеджмент. В то ^ же время показатели классического финансового анализа (достаточность капитала, ликвидность, рентабель-j] ность) не так информативны.
Ь Выход на внешний рынок заимствований делает компанию более прозрачной и интересной для инвесто-(□ ров, а для крупных клиентов еще и более безопасной. Даже прежние кредиторы могут пойти на снижение J процентных ставок и увеличение сроков кредитования для компании, выпустившей облигационный займ. Таким образом, увеличивается транспарентность лизингодателя и растет интерес контрагентов [1; с.100].
Однако мировой кризис ликвидности, вызванный во многом повсеместной продажей или залогом переоцененных ипотечных, кредитных и прочих (в том числе лизинговых) портфелей, для многих отодвинул планы такого вида размещений. За 2007 г. было размещено всего четыре облигационный займа. Лизинговая компания «ВТБ-Лизинг» осуществило размещение на сумму 8 млрд. рублей под ставку купона 8,2%; Югорская h лизинговая компания - 1 млрд. рублей под 14,0%; ЛК «Элемент Лизинг» - 600 млн.рублей под 12,5%; и «Гло-00 бус-Лизинг» - 500 млн.рублей под 12,2% [10].
□ В качестве положительного момента от подобных финансовых операций можно отметить то, что привлечение средств осуществляется в течение нескольких месяцев и полученные в результате размещения средства могут использоваться в течение нескольких следующих периодов.
К этой категории условно можно отнести и размещение векселей. Вексельные продукты чаще всего имеют короткий срок размещения (максимально 90-180 дней), поэтому, не имея фактического обеспечения, этот способ находится в зависимости от балансовой силы каждой конкретной лизинговой компании.
0 Используя ценные бумаги для финансирования своей деятельности, российские лизинговые компании еще ф не имели опыта проведения IPO - публичной продажи акций частной компании, в том числе в форме продажи
1 депозитарных расписок на акции. Основной целью проведения IPO является получение так называемой «уч> редительской прибыли» - прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между о суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предпри-° ятие. Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена акций представляет собой ^ капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то время как реально вложенный капитал приносит
прибыль по более высокой, чем ставка процента, средней норме прибыли. ££ Однако появление публичных компаний в определенной отрасли в дальнейшем может привести к тому, о что капитал в этой отрасли приносит не среднюю прибыль, а только процент. Данный процесс вынуждает
частные компании либо также становиться публичными, либо применять свой капитал в другой отрасли. о Кроме того, проведение IPO целесообразно для повышения ликвидности компании. Т.е. акционеры после q проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной цене, причём очень быстро. Также к целям вывода о компании на IPO относится возможность защиты от поглощения недружественными компаниями. о
□
CU
О о
I—
ф
После проведения IPO компания становится публичной, отчётность - ясной и прозрачной, что является
о приоритетом большинства компаний.
0 Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:
£ - инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров, т.е. организаторов раз-^ мещения ценных бумаг от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента;
1 - юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов; о - аудиторских компаний;
m - коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.
Первичному публичному предложению (ППП, IPO) обычно предшествует серия встреч представителей
g компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных по-
ф казателей её деятельности и характеристик размещения акций. Ещё один элемент, предшествующий ППП
Ц - публичное объявление о размещении.
о В российской практике под названием ППП иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке
о пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или огра-
^ ниченному кругу инвесторов) [2; с.86].
Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка Билайн.
В 2004-2007 годах в России наблюдался взрывной рост количества ППП. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ» и т.д. В 2006 году состоялось проведение рекордного ППП государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд. долларов США). Поисковик "Яндекс" собирается провести IPO на американской бирже NASDAQ осенью 2008 года.
В сентябре 2007г. лизинговая компания "Уралсиб" заявила о своих планах в 2008 году провести IPO или продать пакет акций стратегическому инвестору. Это могло стать первым публичным предложением акций российской лизинговой компании.
На сегодняшний день ни одна российская лизинговая компания не вышла на публичное предложение своих акций и даже не заявляла о таких намерениях. Облигации лизинговых компаний торгуются с достаточно высокой доходностью, что показывает осторожность инвесторов к непрозрачному бизнесу таких компаний.
Аналитики финансовых корпораций считают, что выход лизинговых компании на IPO преждевременен по объективным причинам. Рынок еще не готов к IPO российских лизинговых компаний, так как существуют стадии развития финансовых секторов: сначала банки достигают уровня зрелости, достаточного для выхода на IPO, затем - страховые компании и только потом - лизинговые компании. Поскольку российские страховые компании не проводят IPO, говорить об IPO лизинговых компаний пока рано [6].
Кроме того, практические все российские лизинговые компании на сегодняшний день являются ООО, а для выхода на IPO необходимо преобразоваться в открытое акционерное общество.
О готовности компании к IPO можно судить только при определенном уровне понимания. Если и собственники, и менеджмент ориентированы на такой критерий, как "стоимость компании", а не на доходы от текущей деятельности, то они непременно, рано или поздно, придут к мысли о необходимости подготовки и ^ проведения IPO. ¡5
В любом случае ситуация в финансовой сфере такова, что привлечение средств для финансирования ли- О зинговой деятельности, как путем традиционного банковского кредитования, так и с помощью альтернатив- j ных ему инструментов, неизбежно приведет к более тесному взаимодействию лизинговых компаний с кре- ^ дитующим банком и совместной работе по организации финансирования. □
В настоящее время на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций встают опре- Z деленные трудности: СО
- короткие сроки кредитования; 2
- ограничения по лимиту кредитования на одного заемщика; °
- требование о переводе оборотов в финансирующий банк; щ
- требование о местонахождении предмета лизинга в одном с банком регионе; □
- предоставление дополнительного к предмету лизинга обеспечения, в том числе поручительства лизин- О гополучателя; ^
- необходимость анализа банком лизингополучателя;
О
■ требования к синхронизации графика лизинговых платежей и графика погашения кредита;
- длительные сроки оформления ссуды при инвестиционном кредитовании, проектном финансировании и ® возмещении инвестиционных затрат; о
- ограничения по краткосрочному кредитованию на пополнение оборотных средств [4; с.36]. ^ Решение этих проблем позволит упростить процедуры кредитования лизинговых компаний, дать даль- §
нейшее развитие скоринговым подходам. Банки станут активнее участвовать в организации облигационных ^
выпусков лизинговых фирм. о
Все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих век- о селей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению зна-
услуг. То, что сегодня кажется доступным немногим, завтра должно стать рутинной процедурой. Иначе отечественный финансовый сектор рискует проиграть в жесткой конкурентной борьбе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахрамеева А.И. Источники финансирования лизинговых сделок// Экспертиза рынка лизинга. Энцикло-
I I
чительно возрастет. m
Руководство страны нацеливает нас на инновационное развитие. Финансовые инновации, включая синди- о кацию, секьюритизацию, размещение IPO, позволят лизинговым и кредитным организациям не только безбо- о лезненно преодолеть кризисные явления, но и расширить бизнес, начать предоставление новых финансовых jj
о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
педия рейтингового агентства «Эксперт РА». №2, 2008. о
2. Гулькин П. Подготовка выхода на публичный рынок: основные игроки//Альпина Бизнес Букс. 2007 г. ^
3. Киркоров А. Опыт секьюритизации лизинговых платежеq: прецедент, каких не было// Экспертиза рынка ^ лизинга. Энциклопедия рейтингового агентства «Эксперт РА». №2, 2008. о
4. Логвинова Н. Банк и лизинговая компания — брак по расчету // Банковское обозрение. №3, 2007. $
5. Рогачёв И. Финансирование лизинговой деятельности//Технологии лизинга и инвестиций. № 2 (19), 2008. g
6. Смородская П. Лизинг идет на биржи//РБК daily. 12.09.2007. ф
7. http: //www.advis.ru s
8. http://www.all-leasing.Ru о
9. http: //www.bnpparibas.com ^ 10. http://www.cbonds.ru