ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МЕДИАПРОДУКТА ДЛЯ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ
К.В. Громова
Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье раскрываются особенности воздействия телевидения на детско-юношескую аудиторию. Посредством телевизионного продукта ребенок усваивает нормы морали, правила поведения и культурные ценности. Образовательная, культурно-просветительская, воспитательная и нормативная функции являются сегодня основополагающими и должны быть воплощены в передачах любого жанра, ориентированных на любую возрастную группу в соответствии с ее психологическими и физическими особенностями. Автором проведен анализ сетки вещания российских каналов на предмет наличия необходимых функций для детского телевидения.
Ключевые слова: образовательная функция, культурно-просветительская функция, воспитательная функция, нормативная функция, информационные перегрузки, эффект «раздвоения сознания».
«После просмотра фильма „Убить Билла" 13-летний подросток и фанат боевых искусств решили повторить подвиги непобедимого киллера. В качестве жертвы они выбрали свою душевнобольную соседку, с которой разделались с особой жестокостью. Сначала 38-летнюю Джоанн Батлер избивали носком с камнями, затем воспользовались топором, нанесли несколько ударов металлическим прутом и добили ножом...» (Великобритания, декабрь 2006 г.) [11].
«15-летняя девочка была найдена в парке на окраине Нанта. Все ее тело кровоточило от ножевых ранений, но перед смертью в больнице она все же нашла в себе силы назвать имя убийцы. Когда подозреваемый был задержан (им оказался 17-летний юноша), он заявил, что на преступление его толкнул фильм „Крик", который он посмотрел накануне. У него появилось страстное желание убить кого-нибудь, подобно тому, как это делали подростки в картине...» (Франция, июнь 2002 г.) [12].
«Двое подростков из Абазы (Хакасия) 16 и 17 лет ворвались в продуктовый магазин и забрали из кассы 21 тысячу рублей. Как признались впоследствии сами дети, сценарий нападения они позаимствовали из просмотренного накануне голливудского фильма...» (Россия, июль 2013 г.) [3].
Масштабность трагедии результатов негативного воздействия телевизионного контента на подрастающее поколение уже давно прослеживается на страницах новостных лент в разделе «криминал», «происшествие». Начало этого процесса во многих странах мира, к сожалению, связано с провозглашением демократии, свободы слова, коммерциализации средств массовой информации. В нашей стране точкой отсчета данного процесса можно назвать март 1987 г. — время наступления «гласности», а вместе с ней открытости и доступности информации, потери над-
лежащего контроля государства за содержимым сетки вещания. Как отмечает группа ученых, занимающихся исследованием информационного пространства российского подростка в постсоветский период, «1990-е годы — это период потери достигнутого в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом» [14. С. 77].
На расширенной коллегии МВД глава ведомства Владимир Колокольцев заявил, что в 2013 г. несовершеннолетними в России было совершено более 67 тысяч преступлений. По сравнению с предыдущим годом рост составил 5% [2. С. 14]. Пусть процент небольшой, но он все же заставляет задуматься о прямой связи информационного потока, организуемого посредством телевидения, и психического состояния и поведения ребенка.
В феврале текущего года в связи с зафиксированным ростом подростковой преступности члены Общественной палаты РФ собрались на экстренное расширенное заседание Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, на котором они обсудили всплеск детской преступности и пути преодоления сложившейся ситуации [10]. Одной из главных причин было названо отсутствие воспитательной функции в системе обучения. Мы не беремся судить и говорить о педагогической школьной системе, об организации обучения в школьных заведениях, хотя понимаем, что на них лежит большая и ответственная роль по воспитанию подрастающего поколения. Мы понимаем, что посредством «дрессировки и натаскивания на знания» за школьной партой процесс закладки моральных и нравственных ценностей протекает слабо ввиду физических и психологических особенностей подростка. В возрасте 15—17 лет (старшеклассники) подросток находится на грани между детством и взрослой жизнью, его заботят вопросы самоопределения, а приоритетным направлением интересов подростка становится личностные отношения и общение. В общении подростка происходит переориентация с родителей и учителей на сверстников, которые становятся его основным информационным каналом.
В познании человеческого общества, в поиске достойного места в социальной среде подросток обращается к своим сверстникам, к современным телевизионным продуктам, демонстрирующим новые образы и нормы жизни. У него возникает потребность в кумире, которого он ищет на экране, а не в книге, как это было до того, как телевизор вошел в каждый дом и занял место полноправного члена семьи. И здесь мы не можем не сказать, что на телевидении лежит высокая ответственность по социально-педагогическому воспитанию ребенка, телевизионный гид выступает проводником для юного зрителя во взрослую жизнь. Как отмечает группа исследователей, занимающихся изучением информационного пространства российского подростка в постсоветский период, телевидение играет роль «агента социализации» [14. С. 78], т.е. дети посредством телевизионных передач усваивают нормы, правила поведения, культурные ценности. Мы оценили роль и значение телевидения в жизни подрастающего поколения и провели анализ его функций.
Безусловно, четкой градации между функциями нет, все они взаимосвязаны между собой и выполняют зачастую и общие задачи. Начиная с 2008 г. мы прово-
дили изучение сетки вещания Первого канала, России-1, ТВЦ и НТВ, анализ детских и подростковых телепрограмм, а также физических и психологических особенностей возрастных групп детской аудитории.
В ходе наших исследований мы выявили ряд основных (обязательных) и вспомогательных функций телевидения.
Одной из главных и первых основных функций, которая должна учитываться при построении любой передачи, предназначенной для любой детской возрастной группы, мы считаем образовательную. Телепередачи образовательного характера нацелены в первую очередь на обучение, служат вспомогательным инструментом в получении дополнительных, более углубленных знаний. Передачи такого рода, как правило, выходят системно и периодично. Образовательные передачи, адресованные определенной возрастной группе, должны строиться исходя из особенностей их восприятия.
Идеальным примером образовательной телевизионной передачи для детей двух возрастных групп — младенческой (ранней) возрастной группы (до 3 лет) и дошкольной (3—6 лет) служит «АБВГДейка», которая выходит на канале ТВЦ. Передача существует 38 лет, но в определенные периоды по разным мотивам закрывалась. Не раз менялся ее творческий коллектив, сценаристы, клоуны, но формат всегда оставался один — веселый игровой спектакль, в процессе которого совсем еще юные зрители осваивают премудрости письма, грамоты и счета. При построении данной образовательной передачи соблюдено очень важное неписаное правило — «поучать развлекая», потому что именно таким образом ребенком в этом возрасте усваивается материал. «АБВГДейка» помогает маленькому зрителю не только овладеть приемами письма и чтения, но при этом и гармонично его развивает.
Сегодня канал «Культура» — это единственный канал на российском телевидении, который представляет целый ряд образовательных передач, предназначенных для подростковой возрастной группы (11—15 лет) и старшеклассников (15—17 лет). Ярким примером такой передачи может служить цикл передач «ACADEMIA», в котором крупнейшие ученые современности, известные деятели и исследователи науки читают лекции по той или иной области знаний, освещают новый взгляд на известные факты жизни и отвечают на вопросы современности. Передача выходит с 2010 г., и в 2011 г. была признана Союзом журналистов России лучшим просветительским телепроектом.
«Полиглот» — еще одна очень нужная образовательная передача на канале «Культура», адресованная старшеклассникам (15—17 лет). Весь цикл передач построен по методике преподавания иностранного языка Дмитрия Петрова. Главное в его методе — это не только познать основополагающие принципы построения языка, но и прочувствовать его: «Язык должен восприниматься не просто как набор слов, а как нечто объемное, как некое новое измерение, обладающее своим цветом, вкусом, запахом» [7]. Каждый курс по обучению языку состоит из 16 уроков. Данный цикл передач по изучению иностранных языков дает большую возможность подросткам постичь азы сразу нескольких языков, закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания.
В настоящее время наметилась тенденция создания для старшей возрастной группы (15—17 лет) так называемых телевизионных университетов. Примером этого может служить информационный научно-образовательный телевизионный канал «ТВ-Университет», созданный на основе технологической и технической базы телевизионного вещательного центра ТГУ и Томского межрегионального центра спутникового доступа ТГУ (Сибирский телепорт). Как предполагают создатели телевизионного университета, он «служит мощным медиасредством учреждений образования и науки для распространения образовательных программ, поднятия престижа и науки, популяризации и пропаганды современных научных знаний» [4]. На университетском канале мы можем увидеть региональные программы и программы Министерства образования и науки РФ.
Таким образом, мы пришли к выводу, что передачи образовательного характера необходимы для всех возрастных групп и должны стать для юного зрителя своеобразным помощником, проводником в мир науки и образования, сделать подрастающее поколение интеллектуально подкованным. В свою очередь, создателям передач такого рода необходимо учесть при их создании объем предлагаемого материала, формат его подачи и длительность данного процесса, а также психологические и физические особенности восприятия каждой возрастной группы. Только при соблюдении всех этих условий будет достигнут желаемый результат.
Не менее важной функцией, которая не тождественна образовательной, но связана с ней, является культурно-просветительская. По мнению А.А. Князева, «любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности» [1. С. 54]. С этим нельзя не согласиться. Образованность, грамотность, манера ведущего говорить, одеваться невольно задают подрастающему поколению культурные установки, зачастую диктор новостей становится кумиром. Так, например, ведущая программы «Вести» канала РТР Мария Ситтель, получившая в 2005 году премию «ТЭФИ» в номинации «Лучшая информведущая», стала образцом подражания для девушек и отчасти послужила поводом для многих из них в выборе профессии журналиста.
Каждая телепередача канала «Культура» несет в себе культурно-просветительские функции. Ежедневно здесь происходит знакомство юного зрителя с жизнью и творческой деятельность писателей, музыкантов, художников, деятелей искусства. Зрителю предлагается уникальная возможность послушать классическую музыку, посмотреть трансляцию спектакля, окунуться в историю искусства.
Так, ярким примером служит цикл передач «Живое дерево ремесел» для школьников, который повествует о декоративно-прикладном творчестве, народных промыслах — о вышивке, гончарном деле, кружевном плетении. Не менее интересен телевизионный проект о русской цивилизации «Кто мы?». Данная передача, рассказывающая о неразрывности исторических событий с национальным самосознанием русского народа на всех этапах его развития, несет помимо культурно-просветительской нагрузки еще и образовательную. Каждая передача канала
«Культура» содержит культурно-просветительские аспекты, мы привели наиболее яркие примеры передач, адресованных более старшим возрастным группам.
В сетке вещания федеральных каналов также нашлись программы культурно-просветительского характера. На Первом канале можно отметить такую передачу, как «Непутевые заметки» с Дмитрием Крыловым, предназначенную для подростков и старшеклассников. В ней происходит знакомство зрителя с различными городами мира, их архитектурой, народом, его укладом жизни и менталитетом.
На канале «Россия 1» культурно-просветительскую функцию выполняет программа «Вся Россия», адресованная старшеклассникам. Передача стремится показать нашу необъятную страну во всей ее широте и красе. Она рассказывает о жителях и работниках самых удивительных уголков нашей страны.
На региональном уровне культурно-просветительская функция находит выражение в развитии краеведческого направления. На местных вещательных каналах создаются циклы передач, посвященных истории города, образу жизни данного народа и т.д. Например, в г. Нарьян-Маре на местном канале «Север» выходит передача «Теневана», рассказывающая юным зрителям этого маленького городка о традициях, особенностях одежды и украшений, орудий труда малочисленного коренного населения — ненцев. Необычная форма подачи и колоритный облик ведущей погружают в самобытный и уникальный мир этого удивительного народа, тем самым приобщая зрителя к истории своей родины, пробуждая любовь к земле, на которой он вырос.
Культурно-просветительские передачи призваны обогатить детей и подростков знаниями об интересных явлениях жизни, общественных событиях, открыть новый взгляд на происходящее вокруг ребенка. При создании передач такого рода важно уметь найти правильную форму подачи материала, чтобы программа не наскучила юному зрителю нравоучениями, слишком большим объемом информации.
Такие известные ученые в области журналистики, как В.Л. Цвик и А.А. Князев не выделяют отдельно в своих работах воспитательной функции телевидения. Мы же полагаем, что эта функция заслуживает особого внимания и непосредственно оказывает воздействие на социализацию ребенка, формирование его личности и мировоззрения. На телевидение, в частности на журналистов, сегодня в условиях непростой международной обстановки возложена очень ответственная и важная роль — выработать у детей и подростков гуманистические начала, привить им чувства доброты, понимания, отзывчивости, сострадания к ближнему и справедливости. Перед разработчиками передач и журналистами стоит важная задача — грамотно, деликатно и умело с экрана телевизора продемонстрировать идеалы настоящего и будущего, чтобы в дальнейшем не получить безнравственное, аморальное подрастающее поколение, в руках которого будет благополучие, жизнь нашего народа и процветание нашей страны.
Телевидение невольно задает модель и образ жизни для маленького зрителя, поэтому оно должно благотворно влиять на развитие ребенка и стараться воплощать в передачах для детской аудитории все вышеперечисленные функции.
Для младенческой (ранней) возрастной группы (до 3 лет) и дошкольников (3—6 лет) телепередачей воспитательного характера служит добрая и долговечная
программа «Спокойной ночи, малыши!», на которой выросло не одно поколение. Правда, с 7 апреля 2014 г. передача сменила место выхода, «переехав» с центрального канала «Россия 1» на канал «Культура». Время и обстоятельства сегодня диктуют свои правила — новостные выпуски забирают и без того скудное детское эфирное время на центральных каналах.
Младшие школьники (7—10 лет) воспитываются на мультфильмах, передачах, построенных по игровому принципу. Таких передач для данной возрастной группы на российском телевидении нет, поэтому младшим школьникам приходится воспитываться исключительно на мультфильмах. Как показали исследования психологов, дети в этом возрасте отдают предпочтения тем мультфильмам, где главными героями выступают животные, так как в этом возрасте они лучше отождествляют себя с животными персонажами, их завораживает сказочный животный мир, они легко могут отличить добро от зла, а красочность и доступность сюжетной линии просты для их восприятия. Здесь также важно учитывать, чтобы транслируемые мультфильмы были русского производства, так как они содержат культурные ценности нашей страны, передают традиции и обычаи нашего народа.
Для подростков и старшеклассников воспитательная функция воплощается в таких передачах канала «Культура», как «Кто мы...», «Россия, любовь моя!». Подобные телепрограммы воспитывают в подростке чувство патриотизма, любви и сострадания, подпитывают его стремление расти и развиваться, упорно добиваться поставленных целей.
Среди основных функций детского телевидения мы хотим выделить пропагандистскую функцию, как называет ее В. Л Цвик [13. С. 164], но мы обозначим эту функцию, как нормативную согласно социально-педагогическим исследованиями Л.С. Школьника [15. С. 4].
В эпоху СССР пропаганда являлась важнейшим инструментом советского телевидения в построении коммунистического общества, насаждении его идей. С развалом СССР, а значит, и идей коммунизма, казалось бы, ушла необходимость что-то пропагандировать, но все же «глубинная суть пропагандистской функции СМИ, определяемой как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей, остается» [13. С. 164].
Как мы полагаем, нормативная функция должна и сегодня находит применение в программах, адресованных детской и юношеской аудитории, для пропаганды образцов поведения, норм жизни в обществе, традиций и устоев своего народа, утверждения системы социальных ценностей. Все это необходимо для того, чтобы ребенка социально адаптировать, подготовить к реалиям жизни. И телевидение должно здесь играть роль регулятора в трудоемком процессе социализации юного поколения. Стоит отметить, что нормативная функция находит воплощение на российском телевидении в совокупности с остальными, перечисленными выше.
Примером передачи, в которой отчасти присутствует пропаганда устоявшихся образцов и норм поведения нашего общества, опять может быть названа передача
«Спокойной ночи, малыши!», предназначенная для младенческой возрастной группы и дошкольников. Ее главные герои, Хрюша, Степашка, Каркуша на примере разыгранных жизненных ситуаций наглядно демонстрируют нравственные жизненные принципы, рассказывают о негативных последствиях обмана, пагубных результатах плохого поведения, непослушания.
При создании любой программы для подрастающего поколения очень важно ориентироваться на наши традиции, устои и нормы поведения, а не перенимать их у Запада. Важно понимать, что мы должны воспитать истинного патриота России, хранителя культурных ценностей нашего народа, а не лепить из него прототип американского героя, убивающего во спасение добра.
Таким образом, мы выделяем четыре основные функции: образовательную, культурно-просветительскую, воспитательную и нормативную (пропагандистскую), которые должны учитываться при создании телепередач, предназначенных для детско-юношеской аудитории. Более того, мы обращаем внимание на ряд дополнительных (вспомогательных) функций детского телевидения, которые присущи телевидению в целом, но в меньшей степени удовлетворяют потребности ребенка, при этом они не наносят вреда его физическому и психологическому развитию.
Итак, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что детско-юношеское телевидение не может и не должно существовать без четырех основных функций: образовательной, культурно-просветительской, воспитательной и нормативной (пропагандистской), которые должны быть воплощены в передачах любого жанра, ориентированных на каждую возрастную группу в соответствии с ее психологическими и физическими особенностями.
Мы хотим отметить, что как бы ни были полезны и важны детские телепередачи для гармоничного развития ребенка, главное — не «перенасытить» его. Неограниченный досуг с «электронным другом» может привести к негативным последствиям, таким как информационные перегрузки, эффект «раздвоения сознания».
В заключение подчеркнем, что знание, анализ функций детского телевидения, его потенциальных возможностей необходимы для того, чтобы определить, какую роль телевидение играет в жизни нашего подрастающего поколения, какое воздействие оно оказывает на него. Мы должны четко понимать и прогнозировать результаты телевизионного воздействия на детскую и юношескую аудиторию.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. — Бишкек: КРСУ, 2003.
[2] Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России за 2013 год и задачах на 2014 год // Вестник МВД России. — Москва, 2014. — Вып. 2(131).
[3] Подростки из Хакасии, шутя, ограбили магазин после просмотра голливудского фильма. — URL: http://www.kp.ru/online/news/1479133/
[4] Презентация телевизионного канала ТГУ «ТВ-Университет». — URL: http://satworld.ru/ news/1-latest/348-----q-q.html
[5] Программа передач Первого канала. — URL: http://www.1tv.ru/projects/
[6] Программа передач канала Россия-1. — URL: http://russia.tv/brand/
[7] Программа передач канала Культура. — URL: http://tvkultura.ru/brand/
[8] Программа передач канала ТВЦ. — URL: http://www.tvc.ru/tv (дата обращения: 22.11.2014).
[9] Программа передач канала СТС. — URL: http://ctc.ru/rus/projects/
[10] Семь основных причин подростковой преступности и пути их решении. — URL: http://www.garant.ru/article/526482/#ixzz3LyS06App
[11] Фильм «Убить Билла» толкает на преступления. — URL: http://www.utro.ru/articles/ 2006/12/01/606618
[12] Французский политик требует запретить триллер «Крик». — URL: http://www.newsru.com/ cinema/05Jun2002/scream.html
[13] Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. — М.: Аспект Пресс, 2004.
[14] Цымбаленко С.А., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.
[15] Школьник Л.С. О педагогических функциях массовой коммуникации // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. — М.: АПН СССР, 1989.
LITERATURA
[1] Knjazev A.A. Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha. — Bishkek: KRSU, 2003.
[2] Vystuplenie Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii general-polkovnika policii V.A. Ko-lokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii ob itogah operativno-sluzhebnoj dejatel'nosti organov vnutrennih del i sluzhebno-boevoj dejatel'nosti vnutrennih vojsk MVD Rossii za 2013 god i zadachah na 2014 god // Vestnik MVD Rossii. — Moskva, 2014. — Vyp. 2(131).
[3] Podrostki iz Hakasii, shutja, ograbili magazin posle prosmotra gollivudskogo fil'ma. URL: http://www.kp.ru/online/news/1479133/
[4] Prezentacija televizionnogo kanala TGU "TV-Universitet". URL: http://satworld.ru/news/1-latest/348-----q-q.html
[5] Programma peredach Pervogo kanala. — URL: http://www. 1tv.ru/proj ects/
[6] Programma peredach kanala Rossija-1. — URL: http://russia.tv/brand/
[7] Programma peredach kanala Kul'tura. — URL: http://tvkultura.ru/brand/
[8] Programma peredach kanala TVC. — URL: http://www.tvc.ru/tv (data obrashhenija: 22.11.2014).
[9] Programma peredach kanala STS [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://ctc.ru/rus/projects/
[10] Sem' osnovnyh prichin podrostkovoj prestupnosti i puti ih reshenii. — URL:
http://www.garant.ru/article/526482/#ixzz3LyS06App.
[ 11] Fil'm «Ubit' Billa» tolkaet na prestuplenija. — URL: http://www.utro.ru/articles/2006/12/ 01/606618.
[12] Francuzskij politik trebuet zapretit' triller "Krik". — URL: http://www.newsru.com/cinema/ 05Jun2002/scream.html
[13] Cvik V.L. Televizionnaja zhurnalistika: istorija, teorija, praktika. — M.: Aspekt Press, 2004.
[14] Cymbalenko S.A., Sharikov A.V., Shheglova S.N. Informacionnoe prostranstvo rossijskogo podrostka v postsovetskij period. — M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2006.
[15] Shkol'nikL.S. O pedagogicheskih funkcijah massovoj kommunikacii // Vlijanie sredstv massovoj kommunikacii na interesy detej i molodezhi. — M.: APN SSSR, 1989.
TRANSFORMATION OF FUNCTIONS OF THE RUSSIAN TV BY PRODUCTION OF THE MEDIA PRODUCT FOR CHILDREN'S AUDIENCE
K.V. Gromova
Department of Theory and History of Journalism Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article describes the characteristics of the impact of television on children and youth audiences. Through television product child learns moral norms, rules of conduct and cultural values. Educational, cultural, educational and regulatory functions are now fundamental and should be implemented in the programs of any genre, aimed at any age group in accordance with its psychological and physical features. The author of the analysis of Russian channels broadcasting schedule for the presence of the necessary functions for children's television.
Key words: educational function, cultural and educational function, educational function, regulatory function, information overload, the effect of "splitting of consciousness".