В Советском Союзе, тем не менее, миссию В.М. Молотова расценили как успешную, хотя оснований для подобного оптимизма не было. В тяжелейший период Великой Отечественной войны Советский Союз по-прежнему оставался один на один с агрессором.
The article discusses the history of the negotiations on the opening of the Second front in Europe. The views of the US military on the need for military operations in Europe are considered. The reluctance of the British leadership to commit to open a second front in 1942 is noticed. The Anglo-American contradictions on the issue of opening the Second front are traced. We study the position of the Soviet Union. The history of the negotiations of VM. Molotov with Churchill and Roosevelt is examined. The outcome of negotiations between the Soviet leadership and the Allies is assessed. Keywords: history, World War II, the history of diplomacy, the Second front, Stalin, Churchill, Roosevelt, Molotov, negotiations, in 1942.
Список литературы
1. Батлер Дж., Гуайер Дж. Большая стратегия. Июнь 1941 - август 1942.-М., 1967.
2. Земсков И.Н. Дипломатическая история Второго фронта в Европе. - М., 1982.
3. Кимболл УФ. Франклин Рузвельт - главнокомандующий/Новая и Новейшая История, 1993, №1.
4. Майский И.М. Воспоминания советского посла, 1939-1943.-М., 1965.
5. Мэтлофф М., Снелл Э. Стратегическое планирование в коалиционной войне, 1941-1942.-М., 1955.
6. Переписка Председателя Совета Министров СССР с премьер-министрами Великобритании и президентами США во время Великой Отечественной войны 1941-1945.-Т.2.-М., 1989.
7. Ржешевский О.А. Визит В.М. Молотова в Лондон в мае 1942 г. Переговоры с У Черчиллем, А. Иденом и переписка с И.В. Сталиным//Новая и Новейшая История, 1997, №6.
8. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945.-Т.1.-М., 1984.
9. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945.-Т.1.-М., 1983.
10. Черчилль У Вторая мировая война.-Кн.2.-Т.4.-М., 1991.
11. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. Глазами очевидца.-Т.2.-М., 1958.
12. Bennet E.M. Franklin D. Roosevelt and the Search for Victory: American-Soviet Relations, 1939-1945.-Washington, 1990.
13. Burns J. Roosevelt: The Soldier of Freedom.-New York, 1970.
14. Coates W.P., Coates Z. A History of Anglo-Soviet Relations.-London, 1945.
15. Harrison G.A. Cross-Channel Attack.-Washington, 1951.
16. Stoler M.A. The Politics of the Second Front-London, 1977.
Об авторах
Гришин А.В. - кандидат исторических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (Брянский филиал), [email protected]
Гришин В.А. - кандидат исторических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 070:654.197]:374.7(470.34)
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСШИРЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В МАРИЙСКОЙ, МОРДОВСКОЙ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКАХ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ1
А.А. Данилов
В статье анализируются вопросы трансформации программной политики в области расширения культурно-воспитательной функции в Чувашии, Марий-Эл и Мордовии на различных исторических этапах. Делаются выводы о влиянии преобразований социально-экономического и общественно-политического характера на содержании и тематике передач Центрального и регионального телевидения. Подводятся итоги о современной ситуации, когда информационный продукт региональных телеканалов востребован в большей степени, поскольку затрагивает интересы конкретной аудитории, выступая в качестве фактора самоопределения наций, сохранения национальных, культурных особенностей и традиций регионов России. Рассматриваются формы интерактивного взаимодействия телевидения на примере важнейшего источника социальной информации - работы с письмами аудитории.
Ключевые слова: телевидение, культурно-воспитательная функция, программная политика, Чувашия, Марий Эл, Мордовия.
Актуальность темы данного исследования представляет значительную значимость, подтверждаясь разворачиванием активных дискуссий о характере значения телевидения в воспитательных процессах, регулировании социально-политической модели поведения и повышении уровня культуры аудитории. В настоящее время телевидение - одно из самых эффективных инструментов распространения культурных, политических, научно-познавательных, учебных знаний и одно из главных средств коммуникации, используемых в организационных, научных, технических и других прикладных целях.
В трудах Н.А. Барабаша, Б.Д. Гаймаковой, С.В. Дробашенко, Б.М. Сапунова, Н.И. Утиловой телевидение анализируется с точки зрения культурного феномена, изучаются средства визуализации при выполнении журналистами задач политического и социального информирования телеаудитории [1]. Исследованиями практиков и теоретиков журналистики, обобщающими отечественный и зарубежный опыт, можно и нужно пользоваться при исследовании истории регионального телевидения. Однако переход от общего к частному требует переосмысления этих работ, учитывая специфику жизни и культурные традиции отдельных регионов.
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-11-21003.
Исследуемый регион Среднего Поволжья - Марий-Эл, Мордовия и Чувашия - характеризуется целым рядом специфических субцивилизаций: укладом жизни, традициями, обычаями, обрядами, духовно-нравственными ценностями славянского, финно-угорского и тюркского происхождения. В период становления и развития телевидения в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР на структуру их национального состава существенное влияние оказали урбанизация, экономические отношения. Вокруг собственных национально-культурных объединений консолидировались новые диаспоры. Государственные телевизионные каналы Марий-Эл, Мордовии и Чувашии старались учитывать подобные тенденции при организации вещания, выступая инициаторами мероприятий сохраняющих и развивающих культуру, традиции и обычаи наций, посредством производства телепроизведений о проживающих на их территории народах.
Телевидение советского периода представляло собой часть государственной идеологической системы. Преобразования социально-экономического и общественно-политического характера прямым образом отражались на содержании и тематике передач Центрального и регионального телевидения, которые занимались, главным образом, разъяснением экономических и политических тенденций в стране. Отметим также образовательные, воспитательные, просветительские и культурологические функции, выполняемые телевидением. Таким образом помимо пропагандистских и информационных задач телевидение отвечало за формирование приоритетных моделей социального поведения телеаудитории [2].
Начало 1960-х гг. отмечено формированием в Марий-Эл, Мордовии и Чувашии положительной тенденции в творческом развитии нового типа средств массовой информации. На данном этапе происходит поиск новых жанровых форм подачи материала, заимствованных в основном из радиовещания и печатных изданий. Региональное телевидение, главным образом, транслировало кинофильмы, концерты, спектакли, тем самым выполняя просветительскую функцию, посредством приобщения населения к художественной культуре. На начальном этапе деятельность региональных журналистов в тематическом плане не ограничивалась жесткими рамками. Телевизионные студии рассматриваемого региона были включены в общесоюзную систему телевизионного вещания только в 1962 г. [3]
Организационно телепередачи создавались в рамках двух редакций, образованных по принципам тематического вещания: художественного и общественно-политического. Главной редакцией общественно-политических передач выполнялась информационная функция, освещая внутреннюю и внешнюю политику государства, вопросы экономического развития регионов и страны. Главной редакцией художественного вещания выполнялись образовательная, просветительская, воспитательная, культурологическая функции. Выделение редакции художественного вещания в главную и ее существенный среднесуточный объем телевещания говорили о важности для государства не только идеологического направления, но и всестороннего развития советского человека. В то же время существующий в стране строй, его достижения и ценности пропагандировали все редакции телевидения независимо от тематического направления. Тем не менее приоритет в идеологическом воспитании населения отдавался включающей редакцию пропаганды главной редакции общественно-политических передач и занимавшейся созданием телепередач, пропагандирующих и реализующих решения партии и правительства, отражающих положительный образ основателя коммунистической партии и его сторонников для усиления легитимности партийно-государственного аппарата.
Региональное телевидение идеологическую работу проводило со всем населением, включая детей и юношество. Большое внимание уделялось работе в области «трудового» воспитания населения - строителей коммунизма. В телепередачах формировались положительные образы рабочего, одной из главных составляющих всех телепередач было пропаган-дирование роли индивидуума в работе на благо всей страны. Профессиональному выбору молодежи, повышению образовательного уровня, формированию мировоззрения, привлечению к идеологической деятельности способствовали специальные циклы телепередач. Значительное место в телеэфире занимало патриотическое воспитание молодого поколения. При подготовке телепередач регулярно использовались ключевые даты в истории советской государственности. К примеру, посредством возможностей музыки, искусства, театра телевизионные студии воздействовали на телезрителя, транслируя важные этапы в истории государства. Производились собственные телефильмы, раскрывающие роль компартии в достижениях рассматриваемого региона. Приоритетным было также коммунистическое воспитание, в связи с чем производились телепередачи, направленные на разрушение религиозного мировоззрения населения [4].
На этапах становления телевидение Марий-Эл, Мордовии и Чувашии кроме идеологических решало просветительские задачи посредством формирования культурных ценностей телевизионной аудитории с помощью популяризации художественной культуры, производя полнометражные телеспектакли, организуя при телевизионных студиях драматические театры, различные цикловые передачи и т.д. Особенностью вещания рассматриваемых студий телевидения было преобладание в телеэфире продукции художественного вещания. Редакции пропагандировали достижения в области республиканской художественной культуры, организовывали знакомство с деятелями искусства, театра, музыки. Одной из сфер деятельности редакций было производство собственных телепостановок на базе произведений писателей. Цикловые образовательные программы имели широкую палитру тематической направленности, специальные телепередачи были посвящены морально-этическим темам [5].
Во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. произошла централизация отечественного телевидения. Идеологическое давление на телевидение усилилось, что отразилось на содержании передач регионального телевидения. Появление технологических возможностей записи передач предоставило большие возможности контролирующим органам. Тем не менее это время отмечено появлением нового художественного телевизионного творчества. В Марий-Эл, Мордовии и Чувашии программы телестудий способствовали сближению культурного уровня развития населения сел и городов. Процессы урбанизации страны сопровождались бурным развитием телевидения, выступавшим в роли канала приобщения сельских жителей к городской культуре и наоборот. Высока роль телевидения в повышении образовательного уровня населения. Вместе с тем телестудии рассматриваемого региона активизировали процессы сохранения национальной культуры живущих на их территории народов. Для региональных журналистов одной из приоритетных была задача пропаганды духовных ценностей народов. Трудно переоценить значение деятельности рассматриваемых студий телевидения в процессах организации культурной жизни республик. Они становились инструментом сохранения, источником знаний, способствовали развитию самобытной культуры наций, созданию моральных, эстетических ценностей и мировоззрения, приобщали население к лучшим произведениям мировой и советской культуры. Студии телевидения практиковали регулярное творческое сотрудничество, взаимно обогащая культуры. Телевидение формировало образ национальной литературы, знакомя с творчеством
лучших региональных писателей. Деятели литературы, сотрудничающие с телевизионными студиями, помогали воспитывать народы в духе интернационализма. В передачах широко представлялись вопросы морально-этической тематики: популяризировалась жизнь людей труда, формировались базовые моральные ценностные ориентиры - гуманизм, патриотизм, совесть, трудолюбие, уважение и т.д. Создавая разнообразный спектр телестудии удовлетворяли различные потребности телевизионной аудитории [6].
В первой половине 1980-х гг. недостаточное финансирование материально-технической базы объясняло трудности в творческом развитии телевизионных студий. Во второй половине 1980-х гг. коммерциализация Центрального телевидения, вытеснила из эфира телевизионных каналов культурно-просветительские и учебно-образовательные программы. Подобные преобразования, однако, широко не отразились на телестудиях рассматриваемого региона. Рост национального самосознания увеличил интерес регионов к собственному языку, историческим корням, культуре.
1990-е годы - период расцвета национальной телевизионной журналистики в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках. В этот период одной из доминирующих была определена культурно-просветительская функция телевидения. В значительной степени этому способствовала принимаемая региональная нормативная база. Принятие республиканских законов о языках, наряду с русским признававших государственными национальные языки, реализовало права наций на самоопределение, определило вектор развития региональных государственных телевизионных каналов. Приоритетным являлось сохранение и развитие национальных культур, межнациональное согласие. Организационно редакции претерпели изменения -создавались творческие объединения, специализировавшиеся на определенной тематике. Условия отсутствия единой идеологии со стороны государства способствовали появлению передач, посвященных религиозной тематике, позволявших затрагивать вопросы морали, духовного развития общества. В основе телепередач лежала самобытная культура наций востребованная обществом, а не навязываемая инструментами агитации и пропаганды. Развитие на телевидении получили различные формы театрального искусства, значительный объем вещания составляли музыкальные телепередачи [7].
Результаты проведенного исследования позволяют подвести итоги. В современной ситуации информационный продукт региональных телеканалов востребован в большей степени, поскольку затрагивает интересы конкретной аудитории, выступая в качестве фактора самоопределения наций, сохранения национальных, культурных особенностей и традиций регионов России. Ситуация резко изменилась в связи с переходом в 2004 г. Всероссийской государственной телерадиовещательной компании на информационное вещание. В Марийской, Мордовской и Чувашской республиках резко сократилось федеральное финансирование национальных проектов. Приоритет был отдан информационному вещанию, в ущерб телепередачам, посвященным республикам, освещающим историю районов и городов, культуру, традиции народов. В рассматриваемом регионе усугубились проблемы получения информации, в том числе и на национальном языке. Государственными телекомпаниями в рамках выпусков новостей освещаются национальные праздники, мероприятия. Однако при подобном формате вещания значительно обедняется разнообразие форм представления всего многообразия национальных традиций и культур. Этим объясняется широкое обсуждение вопросов создания национальных телевизионных каналов, способных учитывать региональную специфику развития национальных культур, экономики и других сфер жизнедеятельности. В Чувашии с декабря 2011 г. вещает первое национальное телевидение Чувашии. С этого времени телеканал стал необходимым источником информации, подробно и оперативно освещающим все стороны жизни республики. Записываются театральные постановки, концертные программы, торжественные, праздничные и спортивные мероприятия. Телеканал выступает информационным партнером многих важнейших мероприятий республиканского и всероссийского уровня, ведет прямые трансляции практических из всех городов и районов Чувашии.
В качестве ключевой формы интерактивного взаимодействия телевидения в советский период, важнейшего источника социальной информации выступала работа с письмами аудитории, позволявшая журналистам быть в курсе общественных процессов, событий, проблем. Письма зрителей лежали в основе организации новых телепередач, мобилизации журналистов к поиску отвечающих требованиям времени тем и форм. Авторы в своих письмах затрагивали актуальные проблемы современности, давали ценные советы и предложения. Эффективной формой изучения общественного мнения также были встречи с телевизионными зрителями на местах. Одна из форм работы с письмами возникла в результате сотрудничества печатных и электронных средств массовой информации. В рамках телевизионных пресс-конференций на вопросы аудитории отвечали министры, руководители различных ведомств, представители творческой интеллигенции. Эффективным средством взаимодействия стало участие телезрителей в передачах с помощью средств телефонной связи [8].
1980-е гг. письма зрителей выражали их социальную активность, выступали в качестве формы отклика на актуальные вопросы культурной и производственной жизни, утверждения демократических основ журналистики и важного ее принципа - массовости. Тележурналисты в своей деятельности становились более откровенными, открытыми. Это явилось следствием повсеместного появления активных форм вещания - прямой эфир, телемосты. Важным в повышении эффективности телевидения стала интеграция и развитие активных форм телевещания, базирующихся на вопросах аудитории в виде писем или в ходе прямого эфира и ответах им по ходу телепередачи, на укреплении обратных форм связи аудитории с телевидением [9]. В 1990-х гг. по ряду причин поток писем на телевидение значительно сократился, в свою очередь возрос объем вещания, использующего различные формы взаимодействия с помощью телефонных звонков. В 2000-е гг. в качестве мощного источника нового социального знания, помогающего находить более эффективные способы взаимодействия, выступали социологические исследования зрительской аудитории.
In article questions of transformation of program policy in the field of expansion of cultural and educational function in Chuvashia, Mari El and Mordovia at various historical stages are analyzed. Conclusions about influence of transformations of social and economic and political character on the contents and scope of transfers of the Central and regional television are drawn. The results about a modern situation when information product of regional TV channels is demanded more as infringes on interests of concrete audience are summed up, acting as a factor of self-determination of the nations, preservations of national, cultural features and traditions of regions of Russia. Forms of interactive interaction of television on the example of the most important source of social information - works with letters of audience are considered. Keywords: television, cultural and educational function, program policy, Chuvashia, Mari El, Mordovia.
Список литературы
1. См., напр.: Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма / Н.А. Барабаш. М.: Изд-во: КомКнига, 2010. 184 с.; Гаймакова Б.Д. Основы дикторского мастерства / Б.Д. Гаймакова. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1999. 148 с.; Дроба-шенко С.В. Пространство экранного документа / С.В. Дробашенко. М.: Искусство, 1986. 384 с.; Сапунов Б.М. Этика и культура работника телевидения / Б.М. Сапунов. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1991 104 с.
2. Данилов А.А. Эволюция жанрово-тематической составляющей передач телевидения Марийской, Мордовской и Чувашской республик в советский период / А.А. Данилов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 46.
3. Государственный архив Республики Марий-Эл (далее - ГА РМЭ). Ф. П-852. Оп. 1. Д. 11. Л. 76; ГА РМЭ. Ф. Р-658. Оп. 2б. Д. 59. Л. 41.
4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. Р-1245. Оп. 10. Д. 116. Л. 5.
5. ГА РМЭ. Ф. П-951. Оп. 1. Д. 21. Л. 75; Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее
- ГАСИ ЧР). Ф. П-2438. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 79.
6. ГА РМЭ. Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 80. Л. 2; Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 1748. Л. 234, 238-239; ГАСИ ЧР. Ф. П-1087. Оп. 1. Д. 69. Л. 43.
7. ГАСИ ЧР. Ф. Р-3010. Оп. 1. Д. 5. Л. 57.
8. ГА РМЭ. Ф. П-71. Оп. 1. Д. 26. Л. 78.
9. ГИА ЧР. Ф. Р-1898. Оп. 1. Д. 997. Л. 2; ГИА ЧР. Ф. Р-1947. Оп. 1. Д. 825. Л. 32.
Об авторе
Данилов А.А - доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова», [email protected]
УДК 94(470)
ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ (1870-1905 гг.): ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.В. Дзюбан, О.А. Матюхина
В статье рассматривается деятельность внутренней миссии Русской Православной Церкви на территории Орловской губернии в конце XIX
- начале ХХ веков. Сложные процессы, происходившие в российском обществе на рубеже веков, стали для Русской Православной Церкви серьезным испытанием, побудившим ее активизировать свою деятельность и создать систему религиозного просвещения и миссионерства. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, миссионерство, церковно-приходские школы, народные чтения, епархиальный миссионер, православные братства.
В настоящее время наблюдается усиление религиозного фактора в жизни современного российского общества. Обращение к традиционным духовным и культурным ценностям наших соотечественников не случайно. На протяжении веков Русская Православная Церковь (РПЦ) участвовала в государственном строительстве через формирование духовно-нравственных традиций русского общества. Сложившиеся и отшлифованные веками традиции - это часть ментальности народа, часть его культуры. Наличие устойчивых традиций «служит социальной основой объединения людей в то или иное сообщество - экономическое, политическое, научное, религиозное...». [5, с. 60] Наши православные традиции, будучи нравственной опорой русского народа, сформировали уникальную и богатейшую культуру, способствовали консолидации общества.
Миссионерское служение является одной из основных форм деятельности Русской Православной Церкви. В современных условиях особенно возросло значение внутренней миссии РПЦ, поскольку современный этап развития нашего общества назван иерархами Русской Православной Церкви «второй христианизацией» России. [3, с. 7-8] Сегодня вопросы сплочения российского общества, усиления патриотических настроений, духовно-нравственного оздоровления россиян, поиски решений межконфессиональных и межнациональных конфликтов являются очень актуальными. Важную роль в их решении играет Русская Православная Церковь, используя при этом традиционные и современные методы работы.
Учитывая, что в настоящее время РПЦ занимает место одного из крупнейших социальных институтов в обществе, представляется актуальным исследование опыта миссионерской деятельности православного духовенства, форм и методов религиозно-просветительской работы епархиальных структур в регионах.
Христианская миссия — (от лат. missio — посылка, поручение; по-гречески звучит как священноапостольство) — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью увеличение числа последователей (членов) за счет неверующих или представителей иных религий. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории). Исследователи миссионерской деятельности РПЦ выделяют 10 периодов ее истории. [7, с. 19-21] Мы рассмотрим период с 1870 по 1905 гг. - соответственно седьмой по указанной периодизации. Он отмечен небывалой активизацией внутренней миссии РПЦ, в результате которой была создана система миссионерских учреждений, занимавшихся просветительской, благотворительной, научно-исследовательской, издательской деятельностью.
В пореформенной России в результате общественной модернизации происходили серьезные изменения в социальной и духовно-нравственной сферах. Быстрыми темпами разрушался патриархальный уклад жизни широких масс, трансформировалось традиционное мировоззрение, основанное на религиозных ценностях. Либерализация общественной жизни и социально-экономические проблемы порождали новые идеологии. В этот период, на фоне борьбы за приобретение различных свобод, происходит активизация прозелитской деятельности представителей других религий. Россия в исследуемый период являлась поликонфессиональным государством. На ее территории проживали люди разных национальностей, соответственно - разного вероисповедания. Рубеж веков стал временем обострения конфессиональных противоречий. Указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный в апреле 1905 г., легализовал деятельность нетрадиционных религиозных течений, послужил толчком к их бурному развитию и резкому увеличению численности. Особенно бурно этот процесс