Научная статья на тему 'Трансформация экономического поведения отечественных вузов в условиях демографического спада'

Трансформация экономического поведения отечественных вузов в условиях демографического спада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВУЗОВ / ECONOMIC BEHAVIOR OF UNIVERSITIES / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / DEMOGRAPHIC CRISIS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / EDUCATIONAL MIGRATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / TRANSFORMATION OF ECONOMIC BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паничкина Марина Васильевна, Бурова Ирина Васильевна

В статье рассматривается экономическое поведение отечественных образовательных организаций высшей школы при сложившихся демографических трендах, которым вузы пытаются стабилизировать свое финансовое состояние, преодолеть кризисные явления и соответствовать потребностям общества в выполнении своих основных функций; выявлена специфика экономического поведения вузов, связанная со статусом образовательной организации, ее специализацией, степенью ресурсной зависимости от основных институциональных акторов; использованы статистические данные, подтверждающие актуальность темы исследования; приведены основные модели экономического поведения отечественных вузов в условиях демографического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паничкина Марина Васильевна, Бурова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC BEHAVIOR OF UNIVERSITIES UNDER CONDITIONS OF DEMOGRAPHIC DECLINE

The article discusses the economic behavior of the national educational institutions of higher school at the current demographic trends, that universities are trying to stabilize their financial condition, to overcome the crisis and meet the needs of the organization in performing its core functions; the specificity of the economic behavior of universities associated with the educational status of the organization, its specialization, the degree of resource dependence on major institutional actors; statistical data confirming the relevance of the research topic; basic models of economic behavior of Russian universities in the conditions of demographic crisis.

Текст научной работы на тему «Трансформация экономического поведения отечественных вузов в условиях демографического спада»

УДК 37.014.543(470)

Паничкина Марина Васильевна

Кандидат экономических наук, доцент ИУЭС Южного федерального университета

Бурова Ирина Васильевна

ассистент АСиА

Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО

СПАДА

В статье рассматривается экономическое поведение отечественных образовательных организаций высшей школы при сложившихся демографических трендах, которым вузы пытаются стабилизировать свое финансовое состояние, преодолеть кризисные явления и соответствовать потребностям общества в выполнении своих основных функций; выявлена специфика экономического поведения вузов, связанная со статусом образовательной организации, ее специализацией, степенью ресурсной зависимости от основных институциональных акторов; использованы статистические данные, подтверждающие актуальность темы исследования; приведены основные модели экономического поведения отечественных вузов в условиях демографического кризиса.

Ключевые слова: экономическое поведение вузов, демографический кризис, качество образования, образовательная миграция, трансформация экономического поведения.

JEL code: H 520, I 200, I 210, I 280

Marina Panichkina

Ph. D. (economics), Associate Professor Southern Federal University

Irina Burova

Assistant of Crimean Federal University. V. I. Vernadsky

TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC BEHAVIOR OF UNIVERSITIES UNDER CONDITIONS OF DEMOGRAPHIC DECLINE

133

The article discusses the economic behavior of the national educational institutions of higher school at the current demographic trends, that universities are trying to stabilize their financial condition, to overcome the crisis and meet the needs of the organization in performing its core functions; the specificity of the economic behavior of universities associated with the educational status of the organization, its specialization, the degree of resource dependence on major institutional actors; statistical data confirming the relevance of the research topic; basic models of economic behavior of Russian universities in the conditions of demographic crisis.

Key words: economic behavior of universities, demographic crisis, quality of education, educational migration, transformation of economic behavior.

JEL code: H 520, I 200, I 210, I 280

Необходимость трансформации отечественной системы высшего образования, как непосредственно связанной с развитием человеческого капитала общества, а также с успешностью процессов интернационализации образовательной и академической среды, определяется целями высшей школы по созданию соответствующих условий для инновационного прорыва и модернизации отечественной экономики. Приоритетные направления развития названной системы, а также существующие проблемы, являются предметом исследования многих авторов. В значительном массиве существующих работ этой направленности ведущая роль объективно отводится экономическим проблемам вузов, определяемых дефицитом материальных, финансовых и денежных ресурсов; разработкой и внедрением новых рыночных механизмов бюджетного обеспечения деятельности образовательных организаций высшей школы [1]; и ряда других.

Условиями, формируемыми институциональной средой, определяется система управленческих действий вузов по стабилизации материальных, финансовых и денежных потоков, с целью реализации основных функций, т.е. экономическое поведение вузов.

Специфика экономического поведения вузов, зависит от ситуации, формируемой институциональной средой и определяется статусом образовательной организации, ее специализацией, степенью ресурсной зависимости от основных институциональных акторов, в качестве которых рассматриваются государство, рынок, академическое и бизнес-сообщество, домашние хозяйства и др. Безусловно, что экономическое поведение вузов в первую очередь будет обусловлено степенью их институциональной зависимости, определяемой организационной, финансовой, академической, кадровой автономией.

Одним из существенных факторов, детерминирующих экономическое поведение вузов, в последнее время рассматривается демографический фактор.

Демографические проблемы можно рассматривать в качестве внешних факторов риска, оказывающих непосредственное воздействие на функционирование всей системы отечественного образования. Такие демографические показатели, как общая численность населения и численность населения определенных возрастов, параметры рождаемости и смертности, число браков и разводов, миграционные процессы, в том числе связанные с обучением, и ряд других, оказывают влияние на количество обучающихся и выпускников, общую численность самих образовательных организаций различных уровней образования, изменение спроса на образовательные услуги, и, связанную с этим, трансформацию рынков образовательных услуг и труда. В связи с тем, что система высшего образования, выполняя миссию в построении инновационного общества, основанного на знаниях, формирует отечественный интеллектуальный и кадровый потенциал, исследования влияния современных демографических тенденций на указанный уровень системы образования наиболее актуально.

Демографические процессы, формируя новые вызовы, задают общую динамику развития системы высшего образования. Так по данным Федеральной службы государственной статистики, в результате снижения численности

населения, произошли следующие изменения в системе высшего образования (табл.1) [4, 5]:

Таблица 1. Влияние демографических процессов на численность студентов вузов

Годы Все Общая Число Число Студентов на

население численность вузов студентов 10000

млн.чел. молодежи в возрасте 17 лет, тыс. чел. вузов, тыс.чел. чел.населения

2005 143,8 2350,9 1068 7064,6 493

2006 143,2 2159,0 1090 7309,8 512

2007 142,8 2003,9 1108 7461,3 523

2008 142,8 1815,1 1134 7513,1 526

2009 142,7 1614,2 1114 7418,8 519

2010 142,8 1407,0 1115 7049,8 493

2011 142,9 1434,3 1080 6490,0 454

2012 143,0 1367,6 1046 6073,9 424

2013 143,3 1300,0 969 5646,7 393

2014 143,7 1253,6 950 5209,0

На основании данных таблицы можно сделать вывод о снижении общей численности молодежи за период с 2005 по 2014 гг. на 47%, что привело к уменьшению общего количества студентов на 26,3%, а общей численности вузов — на 11%. Несмотря на некоторый демографический всплеск, число молодых людей в возрасте 17 лет продолжает снижаться, что отражается на величине студенческого контингента. Ожидается, что только к 2020 г. численность выпускников школ — потенциальных абитуриентов достигнет уровня 2005г., и тенденция их умеренного роста может сохраниться до 2025г. Однако статистические данные свидетельствуют, что снижение общей численности молодежи на 47%, вызвало понижение числа студентов только на 26%, т.е. высшее образование теперь доступно не только наиболее подготовленным, мотивированным абитуриентам, но и менее способным. В совокупности с трендом дальнейшей оптимизации численности вузов и сокращением числа государственных и муниципальных образовательных организаций высшей

школы настораживает факт увеличения числа частных вузов, осуществляющих, преимущественно, обучение с полным возмещением затрат (табл.2).

Таблица 2. Структура образовательных организаций высшего образования [4]

2013г В % к 2012г 2014г. В % к 2013г

Численность 969 92,6 950 98,04

вузов, всего

Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования

число единиц 578 94,9 548 92,4

численность

студентов, тыс.человек 4762,0 92,6 4405,5 91,3

Частные образовательные организации высшего образования

число единиц 391 89,5 402 102,6

численность

студентов, тыс.человек 884,7 95,1 803,5 90,6

Таким образом, студенты, знаний которых недостаточно для получения высшего образования в государственных и муниципальных вузах, смогут обучаться в частных вузах, что может привести к последующему понижению квалификации персонала на отечественном рынке труда.

Считается, что вузы, обеспечивающие, сопоставимый с международным, уровень качества образования, несмотря на высокую стоимость обучения в меньшей степени будут испытывать негативное влияние современных демографических трендов. Цена обучения в них компенсируется высокой отдачей; окупаемость образования в таких вузах происходит быстрее, поэтому, при наличии возможности, абитуриенты будут стремиться поступать в первую очередь в ведущие вузы страны, что поднимает проблемы образовательной миграции, и, связанные с ней, процессы перераспределения потока абитуриентов между «сильными» и «слабыми» образовательными организациями высшей школы. Однако низкий размер стипендий, значительная стоимость жизни в крупных городах при дефиците свободных мест в общежитиях вузов, могут

внести свои коррективы и не компенсировать сокращение численности студентов за счет образовательных миграционных потоков.

Следует отметить также и другие процессы, связанные с образовательной миграцией. Так наиболее качественные, лучше подготовленные абитуриенты, студенты, молодые ученые стремятся получить образование в зарубежных вузах, что с учетом поколенческих трендов еще сильнее усугубляет проблемы высшей школы. Для «встречного» потока иностранных студентов в настоящее время еще нет оснований. Несмотря на доступность российского образования вследствие снижения курса рубля, низкий рейтинг большинства отечественных вузов и текущая негативная политическая обстановка в мире не содействуют массовому притоку иностранных студентов и увеличению совместных с отечественными вузами международных образовательных программ и проектов. Основной прирост студенческого контингента возможен за счет миграционного потока из стран СНГ, где традиционно подготовка выпускников школ — потенциальных абитуриентов, ниже.

Последствия указанных демографических тенденций проявляются не только в сокращении общей численности вузов и обучающихся в них студентов, но и в деформации кадрового потенциала вузов страны, низких темпах его обновления, высвобождении научно-педагогических кадров, т.е возникает почва для социальных проблем.

К основным рискам, вызванных демографическими процессами, относится также ограничение финансирования деятельности образовательных организаций высшей школы, которое определяется, как размером государственных средств, выделяемых для организации обучения студентов на бюджетных местах, так и объемами внебюджетного финансирования вуза, связанного с количеством домашних хозяйств, участвующих в финансировании деятельности вузов через платные образовательные услуги [2]. Сокращение студенческого контингента особенно ощутимо для вузов, не имеющих стабильного источника восполнения дефицита бюджетных средств, получаемых для выполнения государственного задания. Снижение объемов внебюджетного финансирования, используемого

для расширения и диверсификации образовательной и научной деятельности, содержания излишков имущественного комплекса, закупки и обновления дополнительного учебного оборудования, материального стимулирования кадрового состава и др., может отразиться на качестве выполнения основных видов вузовской деятельности.

Таким образом, демографические проблемы сопряжены с уменьшением потоков основных каналов финансирования деятельности вуза: сокращается как размер государственной субсидии на выполнение государственного задания, рассчитываемой по нормативам на одного студента-бюджетника, так и объемы альтернативных бюджету источников, последствия, от снижения которых, сказываются на материально-техническом оснащении и кадровых ресурсах, а, следовательно, на снижении качества, предоставляемых вузами образовательных услуг [3].

В создавшихся условиях адекватная реакция системы высшего образования на негативные изменения ее функционирования, выражается в трансформации экономического поведения, которым высшая школа пытается стабилизировать свое состояние, преодолеть кризисные явления и соответствовать потребностям общества в выполнении своих основных функций.

Министерством образования и науки РФ осуществляются меры по созданию адекватной институциональной среды для инновационного прорыва и модернизации вузовской системы в условиях современной демографической ситуации. Так, в настоящее время спрос на специалистов со стороны государства выражается в уменьшении контрольных цифр приема на гуманитарные, экономические, юридические специальности при одновременном их повышении на специальности, связанные с приоритетными направлениями модернизации отечественной экономики; происходит слияние высших учебных заведений в университетские комплексы, что позволяет объединить финансовые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы; создаются ассоциации и общие программы с различными образовательными институтами, включая

зарубежные, развиваются процессы межвузовской кооперации, обмена ресурсами; корректируется типология и структура вузовской сети с оптимизацией количества филиалов и др.

В качестве основных тенденций экономического поведения отечественных вузов в современных условиях, позволяющих вузам компенсировать сокращение численности студентов, стабилизировать финансовые потоки и удержать конкурентные позиции на рынке образовательных услуг, следует отметить совершенствование их деятельности, выражающееся в расширении спектра образовательных программ, в том числе послевузовского образования; повышении качества предоставляемых услуг с целью привлечения наиболее подготовленных российских и иностранных студентов; реализация образовательных программ для обучения иностранных студентов, в том числе на английском языке; открытие представительств ведущих вузов за рубежом; повышение эффективности взаимодействия с бизнес-сообществом с целью обеспечения гарантии трудоустройства своих выпускников и др.

Адекватная реакция отечественных вузов на демографические риски, проявляющаяся в трансформации экономического поведения, позволяет противостоять многим их последствиям, связанным с уменьшением потоков основных каналов финансирования деятельности вуза, снижением качества образования, массовым высвобождением научно-педагогических кадров и т.д.

Литература

1. Паничкина М.В. Согласование инструментария финансового обеспечения деятельности образовательных организаций федерального и регионального уровней. // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6; URL: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15780

2. Паничкина М.В. Роль платных образовательных услуг в новом формате финансового обеспечения вузов // Вестник Адыгейского государственного университета.— Серия 5: Экономика. — 2013. —№ 4 (131). — С. 230-236.

3. Паничкина М.В. К унификации механизма финансового обеспечения государственного задания учреждений системы профессионального образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: Наука и образование в современном обществе: вектор развития. ООО "Ар-Консалт". Москва, 2014. С. 89-90.

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] -Режим доступа:http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/vp-obr1.htm

5. Центр социального прогнозирования. Прогнозный анализ демографической ситуации до 2018г. в связи с формированием контингента потенциальных абитуриентов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/455/11612.php

References

1. Panichkina M.V. Soglasovanie instrumentarija finansovogo obespechenija dejatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij federal'nogo i regional'nogo urovnej. // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2014. — № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15780 (in Russian)

2. Panichkina M.V. Rol' platnyh obrazovatel'nyh uslug v novom formate finansovogo obespechenija vuzov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta.- Serija 5: Jekonomika. — 2013.-№ 4 (131).- p. 230-236. (in Russian)

3. Panichkina M.V. K unifikacii mehanizma finansovogo obespechenija gosudarstvennogo zadanija uchrezhdenij sistemy professional'nogo obrazovanija. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Nauka i obrazovanie v sovremennom obshhestve: vektor razvitija. OOO "Ar-Konsalt". Moskva, 2014. p. 89-90. (in Russian)

4. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm

5. Centr social'nogo prognozirovanija. Prognoznyj analiz demograficheskoj situacii do 2018g. v svjazi s formirovaniem kontingenta potencial'nyh abiturientov.: http://pandia.ru/text/77/455/11612.php (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.