УДК 93/94, 904 ББК 63.3 (0)
«ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИЧНОСТИ», ИЛИ НАШЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ АНТИЧНОЙ ПАЙДЕЙИ
А.В. Хазина, Л.В. Софронова, А.Ю. Басов
Аннотация. Статья посвящена анализу трансформаций, которым подвергалась античная пайдейа в восприятии различных интеллектуальных традиций: ренессансной и современной. Сама процедура «трансформации» анализируется как важнейшая методологическая и инструментальная основа современных интеллектуальных исследовательских педагогических практик.
Ключевые слова: античная пайдейя, трансформация античности, духовные практики, педагогика.
Summary. The article analyzes the transformations of the perception of the "ancient paydeya" that have been made by different intellectual traditions, namely the Renaissance and modern ones. The very procedure of "transformation" is analyzed as an important methodological and instrumental basis for modern intellectual, research as well as pedagogical practices.
Keywords: antique paideia, the transformation of the ancient, spiritual practice, pedagogy.
Изучение рецепции античности в поле современной культуры остается одной из настоятельных научных задач. Если говорить о преемственности традиций, то античность — наиболее влиятельный и продолжительный европейский проект, рецепция которого фактически составляет суть самоутверждения всех гуманитарных наук. Античная традиция «... служит новому времени зеркалом, в котором оно познает само себя». К такому заключению приходит М. фон Альбрехт, профессор классической филологии Гейдельбергского университета в своем фундаменталь-
273
ном исследовании о влиянии римской литературы на культуру современной Европы [1, й. 645].
Теория, согласно которой античность продолжает оставаться в европейской культуре не только наследием прошлого, но и ее неотъемлемым и активным элементом, доказывается на широком материале гуманитарных и естественных наук, а также исследованиями научного мировоззрения в целом [2—5]. Свое концептуальное развитие эта идея получила в теории «трансформации античности», которая в последние годы разрабатывается в рамках одноименного междисципли-
нарного проекта при Берлинском Гум-больтовском университете (SFB 644 "Transformationen der Antike")1.
Использование понятия «трансформация», как отмечает Йоханнес Хельмрат, один из руководителей проекта, позволило его участникам не только сформулировать ряд новых теоретических построений, но дало средство операционализации в работе с любого рода практикой усвоения античности [7, р. 2]. Трансформация имеет место тогда, когда «античное» переосмысливается, изменяется, перемещается, по-новому компонируется, деконтекстуализи-руется или прочитывается в новом контексте [8, s. 32-34]. Поскольку «античность» — это не устоявшаяся раз и навсегда некая материальная и семантическая сущность, постольку к ней нельзя обращаться только в рецептивном ключе. Становятся ли античные артефакты, тексты, образы доминирующими (либо напротив — оспариваемыми) объектами процессов познания, художественной адаптации, политических дебатов, — в любом случае, «образ античности», который при этом формируется, так или иначе определяет самоартикуляцию соответствующей реципирующей культуры. В противопоставлении «себя» «античности» мы обретаем знание о самих себе. Такое понимание акта трансформации базируется на признании взаи-
мовлияния культур, когда обе стороны (культурный реципиент и культурный образец — античность) взаимно меняются в процессе усвоения. И «античность» меняется также, как и воспринимающая, усваивающая ее культура2. Для определения феномена взаимовлияния культур предлагается использовать новое понятие, заимствованное из древнегреческого — «аХХп^опшпои;» (взаимотворение, взаимопорождение) [9, й. 1-3; 11, й. 327; 12, Й. 20-27].
Если рассматривать историю античной педагогической традиции через призму понятия «аллелопоэ-сис», необходимо будет признать, что она сыграла провиденциальную роль для школьной и, следовательно, для всей духовной жизни нового времени3. Цивилизационные взлеты европейской истории, как правило, были связаны с попытками переосмысления или усвоения классической системы образования как культурного образца. Уже в эпоху Каролингского Возрождения наблюдается осознанная реставрация древних методов. При этом реципирующая культура — средневековая цивилизация, особенно начиная с XII века, развивает свои собственные, оригинальные и отличные от античных, типы педагогики. Но одновременно с этим в XIII в. начинаются поиски путей воскрешения и имитации античных моделей образования, рас-
1 Этот научно-исследовательский проект представляет фактически 19 проектов объединяющих около 90 исследователей 14 социально-гуманитарных научных направлений шести факультетов Университета Гумбольдта в Берлине, Свободного университета Берлина и Института Макса Планка [6].
2 Более подробно о разработке и применении теории «трансформации античности» см. в изданных монографиях и коллективных исследованиях проекта SFB 644 [9—10].
3 Познавательное значение и одновременно инструментальная роль педагогических идей античности раскрывается в фундаментальных трудах В. Йегера, А. Марру, И. Адо, П. Адо, М. Фуко [см.: 13-17].
Преподаватель ^
1 / 2014
цвет которых приходится на период высокого Ренессанса4.
Каково же наше отражение в зеркале античной «пайдейи»5?
Российская философия образования к началу XXI веке позиционировала себя как конструктивная аксиологическая философия [19-22]. Под конструктивностью процесса образования понималось: изложение материала на современном научном уровне; развитие творческого мышления и рационально-критического взгляда на изучаемые объекты; тогда как ценностно-полагающий характер образования связывался с выработкой гуманистических, правовых и этических принципов, с изучением культурного наследия. При возможности варьирования в обучении соотношение конструктивной и аксиологической установок в зависимости от конкретной дисциплины, их цели определялись следующим образом: приобретение аналитических навыков через рационалистическую установку, приобретение знаний через ценностно-полагающую.
Сегодня в проблемном поле философии образования обсуждаются вопросы, связанные с тем, каким образом такие фундаментальные явления современности, как глобализация и информационная революция, затрагивают парадигму и цели образовательного процесса, а также формы и само существование образовательных институций [23, с. 615]. Констатируется, что в современную эпоху «способность использовать и оперировать информацией
становится важнее, чем умение ее накапливать и усваивать» [24, с. 52.]; в свою очередь, модернизация образования увязывается с внедрением компетентностного подхода, который сосредоточен на процессах применения знания. В качестве новой философской образовательной модели предлагается «проектная модель», где под проектной деятельностью понимается - «деятельность от проблемы к заданию, от задания к проекту, от проекта к воплощению и защите.». Образовательное проектирование определяется как «процесс «практизации» теоретических разработок, современных инноваций, заполнения гносеологического интервала между теорией и практикой» [там же, с. 55].
Философия образования XXI века, так же, как и античная, оформившаяся в эллинистическо-римский период, исходит из необходимости социализации молодого поколения, его введения в общественно важные ценности.
Однако философско-педагогиче-ская мысль античности свою миссию и социальное взросление связывало не только и не столько с передачей знания и выработкой аналитических и практических навыков их применения. Она понимала свою цель более широко: научить молодое поколение искусству жизни.
Уже софистическое образование, а в дальнейшем - сократовско-пла-тоновская мысль критикуют и отказываются от традиционного воспитания рецептивного характера, на-
275
4 Более подробно см. исследование А. Марру, который исходит из преемственности европейской культурной традиции [18, р. 16-17].
5 Пайдейя (паъбеъа) — в данном случае следует понимать как «образование», «воспитание».
правленного на развитие мышления через воспроизводство некоторого объема знаний, а также через физическую культуру (Plato. Prot. 325 d7; O Xenoph. Sympos. 3.6). И в этой смене образовательных парадигм для нас сегодня важно не столько изменение количества и методик преподаваемых дисциплин (Plato. Resp. VII. 521b, 525 c 8 - 531 c7; Arist. Metaph. I.5.985 b 24), сколько рождение новой философии образования, которая вырабатывала и новую методологию воспитания.
Речь идет о том, что социализация - это не погружение в некую научную «речь», дискурс как систему пропозиций. Кроме того, нельзя понимать социализацию и как комплекс знаний и их применений, независимо от того, транслируют ли их традиционные образовательные институты, либо специализированные образовательные стартапы6, возникающие в процессе «лавины инноваций» [25]. В античной традиции социализация - это действительно конкретное и пережитое упражнение, феномен «конверсии» (обращения) как искусства жизни и способа бытия. Именно в эллинистических и римских школах философии разрабатывается и конкретизируется этот феномен, который вслед за М. Фуко и П. Адо можно определить как «искусство существования», «заботу о себе», «культуру себя».
«Золотым веком» культуры своего «Я» следует считать I век до н.э. — II век н.э. Труды Посидония, Цицерона, Сенеки, Эпиктета, Галена позволяют сделать достаточно опреде-
ленные выводы в отношении концепции «éni^éXeia еоштош на латыни «cura sui» («заботы о самом себе»). М. Фуко отмечает: «Можно сказать, что во всей античной философии забота о себе рассматривалась одновременно и как долг, и как техника, фундаментальная обязанность и совокупность тщательно разработанных процедур» [26, с. 537].
Стоики прямо заявляли, что это есть «упражнение» (Plut. De Plac. I.2), заключающееся не в преподавании абстрактной теории (Seneca. Epist. 20.2), не в экзегезе текстов (Epict. 1.4.14-18), а в своеобразном стиле жизни, выводящем на преображение видения мира и метаморфозу личности (Plut. Quaest. Conviv. I.2; Galen. De cognosc. Cur animi mor-bis. I.4, II.4).
«Культура себя», направленная на внутреннее действие в стоически-платоновской традиции, включала упражнения, составляющие часть традиционного устного обучения. По сведениям Галена и Филона Александрийского, они включали следующие группы: внимание (прооохц), медитация (peÀèxq), «воспоминание о том, что есть благо» (pvqpq). Затем шли более интеллектуальные упражнения: чтение и слушание (àKpôamç), поиск (Zqxnoig), углубленное исследование (oKÈ^ig). Наконец, следовали такие активные упражнения, как практика самообладания, исполнение должного, безразличие к безразличным вещам, терапия страстей (Philon. Quis rerum div. beres. 253; Leg. Alleg. III. 18; Galen. De cognosc. Cur animi morbis. I.5.24-25, 9.51).
6 Подобные проекты стали называть EdTech — сокращение от англ. Educationen Technologies, образовательные проекты, основанные па современных ИКТ-техпологиях.
Преподаватель ^
1 I 2014
Такие упражнения были творчеством не только мыслительным, но затрагивали всю психику индивида. Именно в этом, а не в религиозном смысле их следует классифицировать как «духовные упражнения». Воспитание «культуры себя» предъявляло особые требования к наставнику, педагогу, которому теперь недостаточно просто изложить истину и даже подвести ученика к ее доказательству. Важно убедить воспитуе-мого. Следовательно, необходимо использовать «психагогию» — искусство увлечения душ, для которого одной риторики не достаточно — она, прежде всего, требует диалектики (Plato. Polit. 450b; Epist. VII. 344b; 341 c-d).
Духовные упражнения расширяли представление и о самих преподаваемых дисциплинах. Грамматика и логика — это не произнесение и запоминание грамматических и логических законов. Это акт переживания хорошего писания, говорения, думанья. Математика и физика — не просто теория чисел и физического мира — но созерцание гармоний мира и космоса.
Итак, «культура себя» в представлении античных авторов — это культура самоформирования, осуществление «самого себя» не в соответствии с человеческими предрассудками, а в соответствии с природой человека. Эту целенаправленность «практики себя» лаконично выражает метафора Плотина: «Вылеплять свою собственную статую» (Plot. En-neadi, I.6.9).
Иными словами, задача социализации осознавалась античной педагогической традицией как центральная, системообразующая. Именно так она осознается и теперь.
В своем исследовании П. Адо прослеживает дискретное бытование традиции «культуры себя» как практики духовных упражнений и у христианских мыслителей, и в трудах Декарта, Шефтсбери, Гете, Канта, Эмерсона, Торо, Бергсона, Витгенштейна и других [27, с. 356].
И за рамками исторического анализа античной «пайдейи», «культура себя» актуализируется сегодня как насущная практика. Она отражает нас сегодняшних, увлеченных процессами реформирования и модернизации образования, уповающих на институциональные или технологические изменения в образовательной системе.
Не исключено, однако, что пристальный взгляд в зеркало античной «пайдейи» мог бы принести современной философии образования гораздо больше открытий, чем ускоряющиеся кавалькады новых технологий, где учитель и ученик чувствуют себя растерянными туристами в бесконечных «лавках древностей»: в их сознании не меняется ничего, кроме скорости, с которой экспонаты в витринах проносятся мимо.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Albrecht, M. Von. Rom: Spiegel Europas: das Fortwirken antiker Texte und Themen in Europa [Text] / M. Von Albrecht. - Tübingen : Stauffenburg, 1998 - 763 s.
2. Sambursky, S. The Physical World of the Greeks [Text] / S. Sambursky. - L., 1987.
3. Мордухай-Болтовский, Д.Д. Из истории континуума [Текст] / Д.Д. Мордухай-Бол-товский // Санкт-Петербургский филиал архива РАН. - Ф. 821. - Оп. 1. - Д. 25.
4. Рожанский, И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской Империи [Текст] / И. Д. Рожанский. - М., 1988.
277
278
5. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий [Текст] / А. Койре. - М., 1985.
6. Sonderforschungsbereich "Transformationen der Antike" [Electronic resource]. - URL: http://http://www.sfb-antike.de (дата обращения: 2.02.2014.
7. Medien und Sprachen humanistischer Geschichtsschreibung [Text] / Hg. von J. Helmrath, A. Schirrmeister, S. Schlelein. - Ser. «Transformationen der Antike». - Bd. 11. -Berlin ; Nueva York : Walter de Gruyter, 2009.
8. Böhme, H. Transformation - Ein Konzept zur Erforschung kulturellen Wandels [Text] / H. Böhme, L. Bergma ; Hg. von H. Böhme.
- München, 2011.
9. Historiographie des Humanismus: literarische Verfahren, soziale Praxis, geschichtliche Räume [Text] / Hg. von J. Helmrath, A. Schirrmeister, S. Schlelein. - Ser. «Transformationen der Antike» - Bd. 12. - Berlin ; Boston : Walter de Gruyter, 2013. - 351 s.
10. Grenzen der Antike. Die Produktivität von Grenzen in Transformationsprozessen [Text] / Hg. von A. Heinze, S. Möckel, W. Röcke. -Ser. «Transformationen der Antike» - Bd. 28.
- Berlin : Walter de Gruyter, 2014. - 440 s.
11. Toepfer, G. Transformationen der Lebendigkeit - Kontinuitäten und Brüche in biologischen Gründkonzepten seit der Antike / G. Toepfer [Text] // Transformationen antiker Wissenschaften / Hg. von G. Toepfer, H. Böhme. - Ser. «Transformationen der Antike» -Bd. 15. - Berlin : Walter de Gruyter, 2010.
12. Bobock, B. Assimilation und Allelopoiese. Die Aristoteles-Rezeption bei Thomas von Aquin [Text] / B. Bobock. - Gmbh : Grin Verlag, 2013.
13. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека [Текст] / В. Йегер. - М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. - Т. 1.
- 608 с.
14. Марру, А.И. История воспитания в античности. Греция [Текст] / А.И. Марру ; пер. с франц. А.И. Любжина и др. - М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.
- 432 с.
15. Адо, И. Свободные искусства и философия в античной мысли [Текст] / И. Адо ; пер. с фр. Е.Ф. Шичалиной. - М. : Греко-
латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002.
- 477 с.
16. Адо, П. Философия как способ жить [Текст] / П. Адо ; пер. с фр. В.А. Воробьева.
- Челябинск : Социум, 2010. - 288 с.
17. Фуко, М. История сексуальности - III: Забота о себе [Текст] / М. Фуко ; пер. с франц. Т.Н. Титовой, О.И. Хомы. - Киев : Дух и литера; Грунт; М. : Рефл-бук, 1998.
- 288 с.
18. Marrou, H.-I. Histoire de l'éducation dans l'antiqité [Text] / H.-I. Marrou. - Éd. du Seuil, P., 1967.
19. Клехо, Ю.Я. Образовательный императив [Текст] / Ю.Я. Клехо. - М., 1998.
20. Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития [Текст] / В.И. Жуков. - М., 1998.
21. Философия образования [Текст]. - М., 1996.
22. Дементьева, В.В. Антиковедение в вузе: обеспечение конструктивного и аксиологического характера образования [Текст] / В.В. Дементьева // Антиковедение в системе современного образования. - М., 2003. - С. 96-97.
23. Андрущенко, В. Философия образования ХХ1 века: поиск приоритетов [Текст] / В. Андрущенко // Философия образования. - 2005. - № 1. - С. 5-17.
24. Гулько, О.В. Проектное образование и проблемное поле философии образования [Текст] / О.В. Гулько // Социосфера. -2013. - № 4. - С. 52-59.
25. Barber, M. Saad Rizvi «An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead» / M. Barber, K. Donnelly [Electronic resource] - URL: http://www.insidehighered. com/sites/default/server_files/files/ FINAL%20Embargoed%20Avalanche%20 Paper%20130306%20%281 %29.pdf (дата обращения: 2.02.2014).
26. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году [Текст] / М. Фуко. ; пер. с фр. А.Г. Погоняйло. -СПб. : Наука, 2007.
27. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия [Текст] / П. Адо ; пер. с фр. В.А. Воробьева. - М. ; СПб. : «Степной ветер» ; ИД «Коло», 2005. ■
Преподаватель
1 / 2014