лений будут необратимым образом деградировать. Соответственно под угрозой срыва окажется исполнение всех социальных функций села. И, хотя село продолжает выполнять свою миссию в обществе, обеспечивая по мере своих возможностей сельхозпродукцией, используя имеющийся у него социальный потенциал, но его возможности не беспредельны. В постперестроечные годы государственная поддержка агропромышленного комплекса прошла определенные этапы в своем развитии. Все принимаемые государством программы по аграрной политике страны направлены на раз-
витие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения. Но до решения хотя бы основных проблем села еще достаточно далеко.
Источник
1. Шмаков В.С. Сельский социум России: динамика развития //Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 4. С. 94-98.
ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ БАШКОРТОСТАНА В ХОДЕ РЕФОРМ
Галиев Р.Р, к.э.н., доц., зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
аграрный университет»
С началом рыночных преобразований и разглашением права частной собственности на землю в течение четверти века в формах собственности произошли структурные изменения. На 1 января 2015 г. почти 1/3 земель сельскохозяйственного назначения (всего 7320,3 тыс. га) и 1/6 земель населенных пунктов (всего 630,6 тыс. га) принадлежит гражданам на правах частной индивидуальной или совместной собственности. Доля собственности юридических лиц на указанные категории меньше одного процента. Большая часть (66%) используемой в сельскохозяйственном производстве земли принадлежит государству и муниципалитетам без разграничения прав собственности между федерацией и регионами.
В ходе трансформационных процессов к 2015 г. стали лидировать в численности хозяйственные товарищества и общества (917 ед. или 1/3 от всех организаций), производственные кооперативы - 567 ед. или 1/5 часть и крестьянские (фермерские) хозяйства - 351 ед. или 1/8 часть. Среди граждан производителей сельскохозяйственной продукции превалирует доля личных подсобных хозяйств (42% от общего их числа). Доля руководителей крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей не превышает одного процента граждан производителей сельскохозяйственной продукции.
Из общей площади земель (свыше 7 млн. га) задействованной на производство сельскохозяйственной продукции 1/3 обрабатывают граждане, 1/3 - производственные кооперативы, 1/4 часть хозяйственные товарищества и общества. Граждане в основном арендуют земли находящиеся в государственной и муниципальной собственности (23,6% из всех
используемых земель). Большая часть (2/3) угодий граждан используется как сенокос и пастбище. Производственные кооперативы в основном (46%) обрабатывают земельные паи членов кооператива. 30% используемой земли они арендуют у государства или муниципалитета, 22% обрабатываемой земли принадлежит им на правах владения и бессрочного пользования. Хозяйственные товарищества и общества обрабатывают преимущественно арендованные государственные и муниципальные земли (60,9%). Велика доля арендованных земельных паев граждан (37%).
В 1990 г. из общей площади сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственным организациям приходилось 98% и только 2% на приусадебное землепользование. К 2013 г. это соотношение изменилось до 68% и 4%. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится 8,5% сельскохозяйственных угодий. Доля прочих землепользователей, в т.ч. занимающихся сенокошением и выпасом скота -18,9%.
Из всех пахотных земель (3,6 млн. га) сельскохозяйственные организации обрабатывают 79%, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели -11,5%, граждане - 5,5%. Доля прочих землепользователей - 4,1%. В кормовых угодьях (всего 3,3 млн. га) доля сельскохозяйственных организаций 57,6%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 5,3%, граждан - 1,8%. Доля прочих землепользователей, в т.ч. занимающихся сенокошением и выпасом скота доходит до 35%.
Если в 1990 г. из всех посевов (4,4 млн. га) 98% приходилось на сельскохозяйственные
организации, то к 2013 г. из всех посевов (3,1 млн. га) их доля составила 76,3%. Существенно увеличилась доля посевов крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (до 19,8%). Примерно в такой же пропорции засеваются зерновые, технические и кормовые культуры. По посевам картофеля и овощебахчевых культур превалируют хозяйства населения (95,2%). По сравнению с 1990 г. доля хозяйств населения в посевах картофеля и ово-щебахчевых культур увеличился на 50 п.п. В сельскохозяйственных организациях с началом трансформационных процессов доля посевов картофеля и овощебахчевых культур уменьшился более чем в 10 раз.
В ходе реформ посевные площади всех сельскохозяйственных культур в Башкортостане уменьшились в среднем на 30%, кроме технических культур, которые увеличились на 92%. Существенного сокращения претерпели площади чистых паров (на 40%). В структуре посевов за период реформ зерновые культуры сократились на 4 п.п. до 55%, доля технических культур возросла в 3 раза или до 9,6% как интенсивная и более высокодоходная культура.
В трансформационный период сельское население увеличилось как в абсолютном измерении (с 1,41 млн. чел. до 1,57 млн. чел. или на 158,8 тыс. чел), так и в относительном измерении (с 35,7% до 38,6% или на 2,9%). Трудовые ресурсы аграрной сферы экономики Республики Башкортостан, следовательно, также возросли. Доля трудоспособного населения в общей численности сельского населения увеличилась с 49% в 1995 г. до 56,2% в 2013 г. Традиционно женское население превышает мужское на 2-3%.
Общая численность занятых в сельском хозяйстве в процессе трансформации экономики сократилась с 317,8 тыс. до 267.2 тыс. чел или на 50,6 тыс. чел. Доля занятых в сельском хозяйстве изменилась с 16,5% до 15,1%. Значительного сокращения претерпело число занятых в сельскохозяйственных организациях. Если в 1990 г. 96% занятых в сельском хозяйстве работали в сельскохозяйственных организациях, то к 2013 г. - только 17,7%. Большинство нынче работает на селе индивидуально: в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, занимается косьбой сена и выпасом скота, садоводством и огородничеством.
За период экономических реформ 19902013 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на половину (с 2,4 млн. гол до 1,2 млн. гол), в т.ч. поголовье коров на 40%. Пого-
ловье свиней уменьшилось в 4 раза (с 1,1 млн. до 287,5 тыс. гол), а поголовье овец и коз - в 2,8 раза. Только численность лошадей убывает не так интенсивно - всего на 35% (с 192,6 тыс. гол до 125,9 тыс. гол).
Если в дореформенный период 71,3% поголовья крупного рогатого скота содержалось в сельскохозяйственных организациях, то к 2013 г. 62% поголовья крупного рогатого скота содержится в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Что касается коров, то их доля в сельскохозяйственных организациях осталась еще меньше - всего 35,6% вместо 59,2% в 1990 г. Свиноводством преимущественно занимаются в сельскохозяйственных предприятиях (67,7% от всего поголовья). В хозяйствах населения поголовье свиней резко пошло на убыль с 2005 г. в связи с разразившимся свиным гриппом. По поголовью овец и коз также лидируют хозяйства населения (88,1%). Далее идут крестьянские (фермерские) хозяйства (9,6%). В 2013 г. небольшая доля поголовья овец и коз (2,3%) приходилась на сельскохозяйственные предприятия, хотя в 1990 г. их доля была 48,7%, а хозяйств населения - 51,3%.
За период реформ в объемах валовой продукции роль сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения поменялась диаметрально противоположно. Если в 1990 г. сельскохозяйственные организации производили 2/3, а хозяйства населения 1/3 валовой продукции сельского хозяйства, то к 2014 г. доля сельскохозяйственных организаций стала 1/3, а личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств - 2/3. Доля в валовом продукте крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей не превышает в зависимости от отрасли 5-10%.
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства производят продукции растениеводства и животноводства в равных долях, а хозяйства населения - преимущественно продукцию животноводства.
Валовые сборы зерна за период с 1990 по 2013 гг. неимоверно снижались. Вместе взятых 2010-2011 гг. или 2012-2013 гг. произведено зерна меньше чем за один дореформенный год (1990 г.). За последние три года объемы производства не доходят уровня 1990 г. молока на 12-15%, привеса скота - на 29-31%, меда на 17-35%, шерсти - на 70-72%. В то же время производство овощей увеличилось до 85%, сахарной свеклы до 13%, семян подсолнечника до 3х раз. Объемы производства яиц колеб-
лются на дореформенном уровне. По аналогии с посевными площадями объемы производства зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника, яиц концентрированы в сельскохозяйственных организациях (от 73% до 86%).
Вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в валовые сборы зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника не превышает 20%, а по остальным продуктам сельского хозяйства - не более 10%.
Производство картофеля, овощей, скота и птицы в живом весе, молока, шерсти и меда концентрировано в хозяйствах населения (от 61% до 90%). Однако не стоит преувеличивать роль хозяйств населения в обеспечении продовольствием региона. Товарность картофеля и овощей в них не превышает 30%, скота и птицы - 50%, молока - 20%, тогда как в сельскохозяйственных организациях эти же показатели в разы больше.
В сельскохозяйственных организациях урожайность выше, чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах зерновых культур и семян подсолнечника на 1-3 ц/га, сахарной свеклы -на 10-20 ц/га. Урожайность картофеля в крестьянских (фермерских) хозяйствах выше, чем в сельскохозяйственных организациях на 10-20 ц/га, а в сельскохозяйственных организациях выше, чем в хозяйствах населения также на 1020 ц/га. Урожайность овощей в крестьянских (фермерских) хозяйствах выше, чем в хозяйствах населения на 10-40 ц/га, а в хозяйствах населения выше, чем в сельскохозяйственных организациях на 10-30 ц/га.
В хозяйствах населения выше средний годовой надой молока на одну корову (на 50100 ц/га) и средний годовой настриг шерсти с одной овцы (на 0,5-1 кг), чем в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Хотя в дореформенный период картина была противоположная.
Годовая продукция выращивания крупного рогатого скота в расчете на одну голову в хозяйствах населения на 50-250 кг выше, чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 3-60 кг выше, чем в сельскохозяйственных организациях. Годовая продукция выращивания свиней в расчете на одну голову в хозяйствах населения выше, чем в сельскохозяйственных организациях на 100-150 кг, а в сельскохозяйственных организациях выше, чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 10-50 кг. По сравнению с дореформенным периодом лидерство хозяйств населения по этим показателям сохраняется [1-7].
Выводы предложения. На 1 января 2015 г. 66% используемой в сельскохозяйственном производстве земли (4,8 млн. га) принадлежит государству и муниципалитетам без разграничения прав собственности между федерацией и регионами. 1/3 земель сельскохозяйственного назначения (2,2 млн. га) принадлежит гражданам на правах частной индивидуальной или совместной собственности. Хозяйственные товарищества и общества обрабатывают преимущественно арендованные государственные и муниципальные земли (60,9%). Производственные кооперативы в основном (46%) обрабатывают земельные паи членов кооператива. 30% используемой земли они арендуют у государства или муниципалитета. Крупные производители сельскохозяйственной продукции не могут под залог главного средства производства получать кредиты для инновационного развития производства. Доля собственности юридических лиц на земли этой категории одна десятая процента!
Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо предоставить бесплатно и неоднократно в собственность юридическим лицам (согласно статьи 25.8 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан»).
С представителями финансового сектора, в первую очередь с Россельхозбанком, необходимо выстроить партнерские отношения (доля в прибыли или убытке), вместо ростовщических (процент за кредит). Кредитование сельскохозяйственных предприятий, в т.ч. под залог земель, по принципам партнерства, наподобие исламских банков, увеличит финансовую устойчивость и стабильность обеих сторон [8].
Наиболее уязвимым, с точки зрения им-портозависимости и продовольственной безопасности, видом сельскохозяйственной продукции в России и Башкортостане становится мясо и мясопродукция. Крупные товаропроизводители в лице сельскохозяйственных предприятий РФ и РБ являются основными поставщиками для мясоперерабатывающего подкомплекса скота в живом виде как импортоза-мещаемого сырья [9].
Принцип выделения животноводства в один из приоритетных направлений аграрной политики должен быть сохранен. Значительный потенциал роста объема производства в отрасли животноводства можно обеспечить в результате повышения ее конкурентоспособ-
ности и активизации процессов импортозаме-щения [10].
Для повышения конкурентоспособности отрасли животноводства необходимо способствовать инновационной направленности развития всех его подотраслей за счет внутренних источников, а также стимулировать инвестиционные потоки за счет налоговой и дотационной возможностей бюджетов.
Источники
1. Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан: статистический сборник. - Уфа: Башкортостанстат, 2007- 2010. - 78 с.
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Республики Башкортостан за 1990...2014 год. - Уфа: Государственный комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству, 1991-2015. - С. 30
3. Малое и среднее предпринимательство в Республике Башкортостан [Текст]: стат. сборник. Уфа: Башкортостанстат , 2010-2014. - 127 с.
4. Республика Башкортостан в цифрах [Текст] : стат. сборник : в 2 ч. Ч.2. - Уфа : Башкорто-станстат , 2014. - 202 с.
5. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан: статистический сборник
- Уфа: Башкортостанстат, 2011-2014. - 198 с.
6. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан [Текст] : стат. сборник. - Уфа : Башкортостанстат , 2002-2014. - 74 с.
7. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Республики Башкортостан [Текст] : стат. сборник . - Уфа : Башкортостанстат , 2002-2014. - 69 с.
8. Галиев Р.Р. Продовольственная обеспеченность: особенности использования ресурсов в аграрной сфере Республики Башкортостан // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1 (33). - С. 121-124
9. Галиев Р.Р. Нравственная экономика для России - новая экономическая парадигма // Российский электронный научный журнал. - 2015.
- № 1. [Электронный ресурс] Точка доступа:
http://iournal.bsau.ru/directions/_08-00-00-
economic-sciences/495/
10. Галиев Р.Р. Проблемы продовольственного обеспечения и землепользования в Башкортостане // Экономика региона. -2015. - №1(41). -С.183-196.
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
Яшалова Н.Н. , к.э.н., доц. Череповецкого государственного университета
Во многих странах мира сельское хозяйство стало главным фактором деградации окружающей природной среды. Причиной этого является огромный территориальный охват, воздействие аграрного сектора на природу посредством обработки земель, выпаса животных, применения химических удобрений. В сельском хозяйстве активно применяются технологии интенсивного использования минеральных удобрений, ядохимикатов, многократной обработки почвы. Неконтролируемое применение средств химизации стало причиной ухудшения качества сельскохозяйственной продукции, снизилась её биологическая полноценность. Употребление такой продукции сельского хозяйства снижает устойчивость организма людей к действию неблагоприятных факторов [5].
Органическое земледелие детально изучалось почвоведами, экологами, биологами, зоологами, но только в конце ХХ в. стало предметом научных исследований в экономической науке, когда учёным-экономистам стала доступна количественная информация по ведению экологического сельского хозяйства. Ведущие мировые организации Всемирная организация продовольствия и сельского хозяйства ООН,
Всемирная организация здравоохранения ООН и Всемирный Банк провели многолетнее исследование по сравнению традиционного и органического землепользования и сделали вывод, что экологическое земледелие способствует оздоровлению человеческой популяции, решению экологических проблем и устранению продовольственного кризиса [1].
Основными положительными моментами органического (органо-биологического) сельского хозяйства являются: полноценное питание людей; повышение занятости среди сельского населения; увеличение доходности аграрного сектора за счёт более высоких цен на экологически чистую продукцию и низких затрат на её производство; сохранение окружающей природной среды и традиций; возможность сочетания с сельским и экологическим туризмом; экономия энергоресурсов при производстве минеральных удобрений и др. [7].
Для создания сектора органического сельского хозяйства, удовлетворяющего принципам устойчивого развития в российских регионах требуется [10]:
1. Нормативно-правовое регулирование сектора органической продукции. В настоящее время отечественный рынок органического сель-