Научная статья на тему 'Трансформации социума: социальные противоречия и переходные состояния'

Трансформации социума: социальные противоречия и переходные состояния Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / СОСТОЯНИЕ СОЦИУМА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИУМА / РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ. / THE SOCIAL CONTRADICTION / CONDITION SOCIETY / TRANSITIVE PERIOD / TRANSFORMATION SOCIETY / SANCTION OF THE CONTRADICTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

В статье рассматриваются различные трансформации развития переходных состояний социума. Социальное противоречие исследуется в соответствии с некоторыми переходными состояниями данного социума, происходят абстрагирование от временных изменений, фиксирование статического времени, синхронных факторов как переходных периодов в развитии социума. Социальное противоречие характеризуется особенностями, связанными с методологическими основаниями, влияющими на раскрытие механизма разрешения социальных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SOCIAL MEDIUM: SOCIAL CONTRADICTIONS AND TRANSITIONAL CONDITIONS

In clause the various transformations of development of transitive condition society are considered. The social contradiction is investigated according to some transitive condition given society, there is process of abstraction from temporary changes, a fixation of static time, synchronous factors, as transitive periods in development society. The social contradiction is characterized by features connected to the methodological bases, influencing on disclosing of the mechanism of the sanction of the social contradictions.

Текст научной работы на тему «Трансформации социума: социальные противоречия и переходные состояния»

В.В. Попов

ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИУМА:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРЕХОДНЫЕ СОСТОЯНИЯ*

В статье рассматриваются различные трансформации развития переходных состояний социума. Социальное противоречие исследуется в соответствии с некоторыми переходными состояниями данного социума, происходят абстрагирование от временных изменений, фиксирование статического времени, синхронных факторов как переходных периодов в развитии социума. Социальное противоречие характеризуется особенностями, связанными с методологическими основаниями, влияющими на раскрытие механизма разрешения социальных противоречий.

Ключевые слова: социальное противоречие, состояние социума, переходный период, трансформации социума, разрешение противоречия.

Интегральный характер анализа социального противоречия, связанного с тем или иным состоянием социума, предполагает обращение к его внутренним переходным периодам, т.е. различные трансформации в рамках анализа какого-либо состояния развития социума приводят исследователя к тому, что само социальное противоречие рассматривается им не по отношению к социуму как таковому, а, прежде всего, на предварительном элементарном уровне это социальное противоречие в той или иной степени коррелируется с некоторыми переходными состояниями данного социума. В связи с этим отметим позицию К.В. Хвостовой и В.К. Финна: «Установление определенных периодов, эпох связано с исследовательской процедурой, которую можно условно назвать исторической инверсией. Кроме того, происходит абстрагирование от временных изменений, фиксирование статического времени, синхронных факторов. Подразумевается признание в обществе и в деятельности людей определенных инвариантов. В частности, в европейской христианской традиции большую роль играет признание традиционности, неизменности определенных качеств, свойственных человеку. Эти качества имеют, согласно одним теориям, божественный, а согласно другим, - связанный с природой человека характер» [2].

Рассматривая переходные состояния современного российского общества, необходимо отметить целый комплекс проблем, позволяющих рассуждать о его позитивном будущем, связанном с реализацией переходных состояний, с разрешением социальных противоречий, которые в конечном счете дадут результат, позволяющий обеспечить поступательное развитие социума. Однако на уровне методологического подхода к социальным противоречиям, а тем более в контексте систематического и интегрального анализа социума, необходимо обратить внимание на то, что сами социальные противоречия, с одной стороны, должны быть подвергнуты определенному анализу. С другой стороны, они должны быть встроены в ту систему анализа самого социума, в рамках которого возможно представить его адекватную оценку. Второе понятие является достаточно сильным, т.к. адекватная оценка какого-либо периода развития общества зависит от очень многих факторов. Поэтому надо отметить, что привлечение к рассмотрению основ поступательного развития общества социального противоречия подразумевает целую группу факторов, а именно: аксиологический, праксиологический, семантический и т.д. В этом смысле любое исследование нуждается в прояснении самих методологических основ. Следовательно, прояснение методологических основ анализа развития, допустим, современного российского общества, конечно, предполагает рассмотрение не просто внутренних противоречий, являющихся его необходимой сущностью, движущей силой, но и рассмотрение самого механизма их развития.

В данном случае мы связываем свое исследование с достаточно интересной проблемой, имеющей историко-философские корни. Эта же проблема подводит исследователей к другой проблеме, связанной с изучением переходных состояний и периодов в соответствии со структурой социального противоречия. В большей степени рассуждение идет о проблемах не только методологического, но и семантического и концептуального характеров. Дело в том, что, касаясь такой серьезной проблемы, как переходные состояния или переходные периоды в развитии социума, дискурс может идти не только непосредственно об отмеченных аспектах, но и о более серьезных проблемах, которые будут затрагивать и сам механизм развития социума, и оценку, которая будет дана этому развитию не только социальными субъектами, участвующими в этом процессе, но и обществом в целом. Поэтому автор предполагает некоторый комплексный характер переходного состояния самого общества. На первый план выходит рассмотрение коммуникативного значения данного переходного состояния, т.к. в данном случае во многом будут задействованы не просто методологические и семантические механизмы рассмотрения категории социального противоречия и дальнейшего ее применения, но и задействованы

аспекты, связанные с коммуникацией социальных субъектов, участвующих в установлении и разрешении противоречия.

В этом направлении необходимо обратить внимание на работы Ю. Хабермаса, который проделал серьезную работу по рассмотрению переходных моментов развития общества с корреляцией на коммуникативные аспекты человеческой деятельности, их отражающие. На наш взгляд, Ю. Хабермас имеет некоторые проблемы с самим соотнесением, но, в принципе, следует отметить то, что в конечном счете социальная философия в какой-то степени получает концептуальное обогащение посредством привлечения аппарата методологии и философии науки. Поэтому важное значение приобретает анализ ряда понятий, определяющих не только теоретико-познавательное поле анализа социального противоречия, но и помогающих выявить его механизм. Речь идет о таких понятиях, как процесс, интервал, момент и т.д. Необходимо обратить внимание на то, что анализ социума предполагает обращение к самой системе динамических категорий, но также подразумевает обращение к некоторым темпоральным характеристикам этих динамических категорий. Они полезны в исследовании с позиции выстраивания этих категорий в отношении определенных координационносубординационных связей между собой.

На наш взгляд, в современной литературе данная проблема является недостаточно изученной, несмотря на то, что многие исследователи внесли серьезный вклад в ее разработку. Однако следует отметить и момент, во многом определяющий не просто анализ структуры противоречия, его роли в социальной жизни, но и само понимание механизма развития противоречия, что является действительно важным, а также обращение к достаточно крупным социальным системам, к социальным группам различной модальности и к тем процессам, которые так или иначе затрагивают не только историю и социальное развитие разных стран и народов, но и которые формируют то, что в итоге связывается с глобализацией.

Само социальное противоречие, конечно, будет характеризоваться многими чертами, связанными с рядом методологических оснований, влияющих и на раскрытие механизма разрешения самих социальных противоречий, и на их роль в современном обществе. Но, надо заметить, что аналогичный подход к системам социальных противоречий будет трансформировать те их характеристики, которые связаны с выходом на сами социальные отношения современного общества и, более того, на его социальную структуру. В связи с этим возникают проблемы, так или иначе связанные с акцентом на переходное состояние любого общества. В рамках настоящего исследования мы делаем особый акцент на сущностные характеристики и онтологию самого диалектического противоречия. Если диалектическое противоречие исследовать в более широком смысле, чем это рассматривалось, например, в марксистской или в немарксистской философии, то станет очевидным, что оно связано с взаимодействием взаимоисключающих тенденций, сторон, предметов и явлений, вместе с тем находящихся между собой в достаточно тесном единстве и взаимопроникновении и, естественно, выступающих некоторым определенным источником движения и развития. Мы претендуем на принципиальную научную значимость констатацией подобного рода, однако хотим отметить, что попытки дать дефиниции диалектического противоречия и социального противоречия нередко приводят к тому, что подобные определения носят несколько поверхностный характер, не затрагивая самого механизма социального противоречия. При этом особое внимание следует обратить, как минимум, на три момента. Во-первых, если анализируется механизм социального противоречия, то необходимо выделить специфику и особенности связей субъектно-объектных отношений. Во-вторых, социальное противоречие естественно ведет к противоречию между интересами, идеалами, мировоззрениями, установками и т.д., самих социальных субъектов. В-третьих, в рамках современной литературы действительно сильна тенденция приоритета антагонистических и неантагонистических противоречий. Конечно, в марксистской литературе подобное противоречие было в достаточной степени развито, рассмотрено и представлено в целостной системе.

Однако отметим и другие моменты. Признавая заслугу ученых, работающих в данном направлении, заметим, что в нашем научном исследовании имеется выход на проблему, не просто касающуюся современных социально-политических подходов к структуре современного социума, а проясняемую именно с точки зрения того переходного периода,

в рамках которого диалектическое противоречие развивается, что предполагает наличие антагонистического и неантагонистического характеров развития данного противоречия. Поэтому в рамках нашей работы акцент делается не на противопоставлении двух сторон самого социального противоречия, а на выявлении механизма их взаимопроникновения, взаимодействия, взаимосвязи. Речь идет не столько о том, чтобы показать определенную связь между различными категориями, необходимыми при данном рассмотрении, что, впрочем, в марксистской философии изложено в полной мере, а о том, чтобы эту проблему рассмотреть с несколько иных позиций.

Мы придерживаемся мнения, что сам механизм развития социального противоречия в обществе, конечно, не может не касаться тех или иных понятий или категорий, описывающих это социальное

противоречие. Однако немаловажной является фиксация того, что раскрытие самого механизма развития социального противоречия в первую очередь позволит определить методологическое значение этой категории для современного развития социума и вскрыть те объективные характеристики социального противоречия и его субъективные оценки, которые позволяют в конечном счете утверждать, что социальное противоречие не только было проанализировано с точки зрения субъективистского подхода, но и получило субъективную оценку.

Мы отдаем приоритет аспектам, касающимся не просто выявления тенденций развития социума, анализа структуры современного общества и т.д.,

а внутренним проблемам, связанным с механизмом развития социального противоречия, которые будут влиять и на развитие этого социума, и на социальную структуру, и на развитие социальных слоев и групп, и на мн. др. Заметим, что в любой социальной системе социальное противоречие в методологическом плане будет воспроизводить само себя,

т.е. рассмотрение методологических основ социального противоречия дает возможность выяснить не только концептуальные основания, позволяющие выявить механизм развития такого противоречия, но и определить сферы деятельности социального субъекта, позволяющие ему давать те оценки, которые можно считать объективными, а также адекватными согласно оценке именно этого противоречия.

К.В. Хвостова и В.К. Финн относительно рассматриваемого вопроса пишут: «Интерес к истории возник на заре человеческой культуры и связан с вечным стремлением человека познать самого себя и смысл жизни, понять и оценить эту жизнь. Это стремление, лежащее в основе имманентного и оценочного уровней в изучении прошлого, отличает историю профессиональную от любительской. Первый из названных уровней исследования предполагает реконструкцию изучаемых явлений прошлого путем вхождения исследователя в знаковую ситуацию изучаемой эпохи, т.е. благодаря восстановлению свойственного этой эпохе понятийно-категориального аппарата. Второй связан с выявлением исторической роли изучаемых феноменов, их места в системе других явлений с учетом исторической перспективы, неизвестной современникам, но определяющий их оценку с точки зрения последующей истории. Оценка осуществляется с помощью высказываний, в которых используются категории и понятия науки, современной авторам исторических исследований.

Оценочный уровень изучения истории основан на использовании научных категорий типа: роль, значение, прогресс, положительный, отрицательный эффект и т.д. Кроме того, неявно этот уровень связан с фактором, лежащим за пределами науки и отражающим общественные интересы индивидуумов или отдельных групп. При гносеологическом анализе знания далеко не всегда удается отделить рассуждения, связанные с научной исследовательской ситуацией, от рассуждений, отражающих общественные интересы» [2].

В самой социальной системе не следует отходить от анализа соотношения неантагонистического и антагонистического противоречий, хотя, на наш взгляд, этот анализ переносится в несколько иную плоскость, а именно: с исключительно социально-политических аспектов в сферу социальных, философских, гносеологических и т.д. Полагаем, что следует начинать выявление сущностных моментов, определяющих саму специфику тех переходных периодов, которые предполагается фиксировать в процессе развития социальных противоречий. В современной философской литературе многие авторы уделяли достаточно серьезное внимание подобной проблеме.

Так, Р. Козелек рассматривает социальное противоречие в контексте социально-исторического познания. Анализируя структуру социально-исторических процессов, он выявляет наличие «одновременности неодновременного», что само по себе противоречиво. Однако Р. Козелек обращает внимание и на то, что противоречие в социально-исторических процессах возникает наиболее часто в переходные периоды развития той или иной социальной реальности. Причем необходимо отметить длительность протекания данных процессов, которая влияет на оценку социального противоречия и последующего его разрешения. «История понятий исследует многослойную структуру, образуемую различными значениями одного и того же понятия, хронологически проистекающими из различных исторических периодов. Тем самым она выводит нас за пределы строгой альтернативы “диахрония -синхрония”: она, скорее, указывает на одновременность неодновременного, которая может

содержаться в одном понятии. Иначе говоря, она, сопоставляя длительность (малую, среднюю или большую) определенных периодов (существования тех или иных смысловых значений) и соотнося (с нею и между собой) определенные события и структуры, делает предметом своего исследования то, что для социальной истории относится к числу теоретических предпосылок. Тем самым такой фактор, как глубина исторической укорененности исследуемого понятия, которая отнюдь не тождественна хронологической последовательности его значений, приобретает значимость с систематической точки зрения, с чем необходимо должно считаться всякое социально-историческое исследование» [1, с. 114].

Г.С. Батищев рассматривает сущность разрешения социального противоречия и для оценки и последующего разрешения противоречия обращается к рациональности. Причем оценка социального противоречия начинается с анализа фактов и состояний, его формирующих. Однако невозможно

рассматривать ни факты, ни состояния без учета темпоральных характеристик. Следует отметить, что рациональная оценка разбросанных во времени фактов может производиться не в хронологической последовательности, т.е. анализ может происходить не в строгой последовательности расположения моментов на «стреле времени», а в порядке узнавания, получения доступа к определенным фактам социального субъекта, который находится в рамках изменяющейся реальности.

Литература

1. Козелек Р. Теория и метод определения исторического времени // Логос. 2004. № 5.

2. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания. М., 1997.

* Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (20092010 гг.) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.2.1.3.4842 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта - доктор философских наук, профессор В.В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.