ВЕСТНИЦ®,,
Iетшпита оциологии
184
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.10 EDN:XHKKBB
Трансформации системы образования в контексте пространственного развития региона (на примере Республики Крым)1
Ссылка для цитирования: Жаворонкова О. Р., Короленко Ю. Н. Трансформации системы образования в контексте пространственного развития региона (на примере Республики Крым) // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 184-214. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.10; EDN: XHKKBB.
For citation Zhavoronkova O. R., KorolenkoJu. N. Transformation of the education system in the context of spatial development of the region (on the example of the Republic of Crimea). Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 184-214. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.10; EDN: XHKKBB.
AuthorlD РИНЦ: 832482
Жаворонкова Ольга Ростиславовна1
крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
Короленко Юлия Николаевна1
крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития системы образования в Республике Крым как основного фактора социопространственного развития региона. Авторами проведен анализ динамики основных показателей системы образования СЧ на трех уровнях: общее образование, среднее профессиональное и высшее образование.
В качестве основных показателей рассмотрены такие как: географическая доступность образовательных учреждений для населения, обеспеченность их информационно-тех-1-П ническими средствами учебного процесса и кадровыми ресурсами. Анализ кадрового
ресурса проведен в разрезе тех категорий персонала, которые непосредственно реализуют § и обеспечивают учебный процесс. В ходе исследования было выявлено наличие в обра-
£ зовательных учреждениях руководителей и педагогических работников, не имеющих выс-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ, программа «Приоритет - 2030» № 075-15-2021-1323.
шего образования. В статье проведено сравнение численности внешних совместителей и штатных работников по исследуемым категориям, выполнено сопоставление полученных результатов с численностью обучающихся. Показано, что в условиях тенденции роста числа внешних совместителей и сокращения штатных сотрудников в системе высшего образования растет число обучающихся, добровольно оставивших обучение. В статье рассмотрена также динамика роста фонда заработной платы по указанным категориям сотрудников и проведено сравнение средней заработной платы на одного человека по виду деятельности (образование) в Южном федеральном округе по отношению к другим федеральным округам. Выявлено, что уровень оплаты труда работников образования в Южном федеральном округе в 2021 г. находится на уровне 2016 г. в сравнении с другими округами. Согласно показателям структуры персонала по соотношению штатных сотрудников и внешних совместителей построены линии трендов, позволяющие выявить тенденции изменений их численности. По некоторым категориям сотрудников выполнен прогноз на два года для выявления вероятностных количественных изменений в кадровом обеспечении системы образования. Обосновано, что решение кадровых вопросов приведет к сохранению и увеличению численности обучающихся, повышению качества образования и развитию человеческого потенциала в регионе. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования. На основе построенных трендов и сделанных выводов авторами сформулированы конкретные рекомендации по устранению выявленных проблем в системе образования.
Ключевые СЛОВа: социология, система образования, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, человеческий потенциал, кадры, тренды
<ч
о
<ч
|о
1Л
ГЯ" тН §
,о
X 1—
1- и тН
01
во 2
Система образования выступает одним из базовых компонентов развития государства путем подготовки не просто квалифицированных специалистов, носителей профессионального мастерства, но и граждан с развитыми моральными и культурными качествами [5; 7; 11; 13]. Кроме того, система образования направлена на повышение социально-экономического развития общества и формирование человеческого потенциала.
Вместе с тем к числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся именно обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. Уровень территориальной доступности и качества образования во многом определяет результаты реализации стратегических программ развития страны.
В современных условиях конкурентные преимущества экономических систем в значительной степени достигаются не за счет природных ресурсов, а человеческих — знаний, информации и инноваций [4, с. 3], что во многом обеспечивается развитием сферы образования. В связи с этим растет интерес ученых к этому направлению как драйверу развития регионов, что иллюстрирует возрастающая публикационная актив-
ность. Визуализация наиболее часто встречаемых ключевых слов в рамках научных трудов по исследуемой тематике реализована на базе платформы У08у1е\¥ег (см. рис. 1).
человечески капитал инвестиции
региональна экономика непрерывнс^образование
рыно&труда
образование
система образования
человеческий потенциал
социально-экономическое развит
система высшего образования высшее образование
развитие
///и
education
1Mb
region
регион
innovation
L /
{
инновации
\/Г / /
развитиедзегиона
высшее учебнре заведение
иннпрлмипннпр пачритие
, VOSviewer
2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 1. Граф облака тегов, посвященных развитию системы образования,
извлеченной из базы РИНЦ
Figure 1. Graph of tag cloud on education system development extracted from RSCI database
Анализ выбранных публикаций показал единомыслие ученых в том, что концепция эффективного развития образования выступает источником формирования человеческого потенциала и инструментом социально-экономического развития территорий [1; 2; 7; 10]. Это, в свою очередь, обосновывает необходимость определения трендов в образовании на примере Республике Крым с учетом целей и задач Государственной программы РФ «Развитие образования», что и послужило целью исследования. Задачами исследования стали анализ динамики показателей доступности, инфор-^ мационно-технического и кадрового обеспечения на уровнях общего обра-q зования (00), среднего профессионального (СПО) и высшего (ВО), а также || rsl формирование практических рекомендаций по развитию системы образо-¡1 ц-J4 вания в Республике Крым.
11 Эмпирическую базу исследования составляют данные Министерства
^ § просвещения Российской Федерации по деятельности организаций ОО1, ^ СПО, представленное сводными отчетами по форме федерального стати-
I- ,-Г 1
у Министерство просвещения РФ // Сведения по форме федерального статистического
Ш Ol
наблюдения № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово™ экономической деятельности общеобразовательной организации» за 2015-2021 гг. URL: edu.gov. ru (дата обращения: 18.07.2022).
стического наблюдения № СПО-11 и № СПО-22, а также высшего образования, представленного статистическими отчетами по форме № ВПО-13 и ВПО-24 в Республике Крым.
Для анализа выбраны государственные бюджетные образовательные учреждения, поскольку они занимают ключевую долю рынка и задают тренд в регионе.
Географическая доступность образования будет рассматриваться через расположение образовательных учреждений в регионе, по степени отдаленности населения от учебных заведений (табл. 1).
Таблица 1 (Table 1)
Обеспечение географической доступности населения к учреждениям образования
в Республике Крым за 2015—2021 гг
Ensuring geographical accessibility of the population to educational institutions in the Republic of Crimea for 2015-2021
Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Уровень общего образования
Численность обучающихся СОШ, нуждающихся в подвозе в организацию и (или) обратно (чел) Нет данных 19 428 19 903 21 291 23 089 23 556 23 385
Охвачено подвозом (чел) Нет данных 18 313 19 295 20 609 21 657 21 890 22590
Не обеспечено подвозом Нет данных 1115 608 682 1432 1666 795
Уровень среднего профессионального образования
Численность обучающихся СПО, нуждающихся в проживании в общежитии (чел) 4656 5634 5802 5790 6296 7534 Нет данных
Обеспеченность обучающихся СПО общежитием (чел) 4394 5315 5140 5101 5725 6312 Нет данных
Не обеспечено общежитием 262 319 662 689 571 1222 Нет данных
(N
О
4s (N
It
р LH
TH §
S ,o
X 1—
1- J tH
Ol
CÛ 2
1 Министерство просвещения РФ // Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» государственной формы собственности на начало 2015-2021 учебного года. URL: edu.gov.ru (дата обращения: 18.07.2022).
2
Министерство просвещения РФ // Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» за
2015-2021 гг. URL: edu.gov.ru (дата обращения: 23.07.2022).
3
Министерство просвещения РФ // Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» за
2016-2021 гг. URL: edu.gov.ru (дата обращения: 23.07.2022).
4 Министерство просвещения РФ // Форма № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования. URL: edu.gov.ru (дата обращения: 23.07.2022).
Продолжение таблицы 1
Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Уровень высшего профессионального образования
Численность обучающихся ВО, нуждающихся в проживании в общежитии (чел) 12 350 10 845 8591 10 342 7808 7116 5836
Обеспеченность обучающихся ВО общежитием (чел) 8139 8004 7154 6550 6193 5710 5587
Не обеспечены общежитием 4211 2841 1437 3792 1615 1406 249
На рис. 2 наглядно показана численность не обеспеченных подвозом и проживанием в динамике (см. рис. 2).
(N
О
4s (N
|о
LO
Sa- TH §
S ,o
X 1—
1- J tH
Ol
CÛ 2
5000 4000 3000 2000 1000
2015 2016 2017
Не обеспечено подвозом в ОО Не обеспечены общежитием в ВО
2018 2019 2020 2021
— Не обеспечено общежитием в СПО
Рис. 2 Доступность образования по критерию обеспеченности обучающихся подвозом и проживанием в общежитиях, чел
Figure 2. Accessibility of éducation according to the criterion of provision of students with transportation and accommodation in dormitories
Оценивая доступность населению образовательных организаций в Республике Крым, следует отметить, что по данным 2021 г. покрытие потребностей максимальное, это в целом приводит к выравниванию ситуации. Наибольший разрыв в обеспеченности наблюдается на уровне СПО. Подобная ситуация указывает на неравномерное распределение образовательных организаций в регионе и отсутствие равной географической доступности к ним. Низкий уровень доступности к образовательным организациям оказывает существенное влияние как на выборе учебного заведения, так и на успеваемости обучающихся, а также снижает конкурентоспособность учебного заведения.
В условиях цифровизации всех отраслей экономики претерпевают изменения как содержательное наполнение образовательных программ, так и формы преподавания. Создаются новые образовательные технологии, способные подготовить квалифицированных специалистов нового уровня с требуемыми компетенциями. «Формирование актуальных компетенций новых специалистов происходит посредством широкого применения
0
электронно-цифровых технологий проведения лекционно-теоретических и практических занятий, что позволяет повысить уровень эффективности функционирования образовательных организаций» [8].
Согласно статистическим данным с 2019 г. осуществляются затраты на внедрение и использование цифровых технологий на различных уровнях образования:
• по ОО за 2021 г. - 116731,4 тыс. руб., 2020 г. - 9679270,4 тыс. руб., 2019 г. - 10243702,7 тыс. руб.;
• по СПО: за 2021 г. - 41631,3 тыс. руб., 2020 г. - 42776,2 тыс. руб., 2019 г. - 31628 тыс. руб.
В связи с чем был проведен анализ информационно-технической базы образовательных организаций, который показал, что в количественном выражении наблюдается положительная динамика по наращиванию основных информационно-технических средств (табл. 2).
Таблица 2 (Table 2) Информационно-техническая база организаций за 2015—2021 гг.
Information and technical base of organizations
ГМ
о
4s If CM
It
P LO
§
S ,o
X 1—
1- J
Ol
CÛ z
Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Уровень ОО
Всего персональных компьютеров используются в учебном процессе Нет данных 13 043 14 572 15 175 16 386 20 436 24 813
Из них имеющие доступ к сети интернет (ед) Нет данных 8878 9523 14 497 11 066 14 136 18 042
Мультимедийные проекторы (ед) Нет данных 3590 4415 4802 5288 5694 5980
Интерактивные доски (ед) Нет данных 2819 3152 3336 3568 3867 4053
Уровень СПО
Всего персональных компьютеров используются в учебном процессе (ед) Нет данных 1987 2429 2451 2591 3151 Нет данных
Из них имеют доступ к сети интернет (ед) Нет данных 1670 2026 1765 2180 2660 Нет данных
Мультимедийные проекторы (ед) Нет данных 269 406 442 485 560 Нет данных
Интерактивные доски (ед) Нет данных 63 138 146 155 180 Нет данных
Уровень ВО
Всего персональных компьютеров используются в учебном процессе (ед) 2548 3350 3636 3830 4645 3796 6969
Из них имеют доступ к сети интернет (ед) 2435 3250 3394 2705 3062 3232 4601
Мультимедийные проекторы (ед) 138 397 532 348 443 482 514
Интерактивные доски (ед) 55 60 79 70 78 93 89
Несмотря на динамичный рост количественных показателей информационно-технического обеспечения на всех уровнях образования, следует отметить, что вновь приобретенные мультимедийные проекторы и интерактивные доски не задействованы в образовательном процессе. Это указывает на номинальное улучшение информационно-технического обеспечения образовательного процесса, причинами которого могут быть: низкий уровень менеджмента, провоцирующий бюрократические преграды в использовании новых технических средств; компетентность кадрового состава, реализующих и обеспечивающих учебный процесс. Прогрессивного улучшения образовательной деятельности путем информационно-технического обеспечения не происходит. «Поскольку способности сотрудников являются одним из базовых элементов потенциала организаций в разработке, синтезировании и интегрировании компетенций в условиях стремительно изменяющейся внешней среды» [9]. В этой связи был проведен анализ структуры кадрового состава, непосредственно задействованного в реализации и обеспечении образовательного процесса. Данные по кадровому составу и расходам на оплату труда в организациях общего образования показаны в табл. 3, 4.
Таблица 3 (Table 3) Сведения о численности сотрудников в государственных организациях ОО
Information on the number of employees in public organizations of the GS
Наименование показателя Средняя численность работников, чел Темп роста, %
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021 /2016
Руководящие работники Списочный состав 2078,3 2072,7 1958,0 1945,4 1954,0 1972,6 94,9
Внешние совместители 1,2 4,2 189,6 2,0 2,1 3,1 258,3
Учителя Списочный состав 14 849,8 14 398,4 14 363,2 14 641,3 14 597,3 15 354,5 103,4
Внешние совместители 414,0 298,8 554,9 263,9 235,2 253,6 61,3
Учебно-вспомогательный персонал Списочный состав 1394,3 1404,3 1294,0 1359,7 1333,4 1403,5 100,7
Внешние совместители 28,7 34,2 214,5 57,7 38,9 53,9 187,8
Таблица 4 (Table 4)
Расходы на оплату труда в государственных организациях 00
Labor costs in state organizations of general education
ГМ
о
CM LO
Наименование показателя Фонд начисленной заработной платы работников, тыс. руб. Темп роста, %
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021 /2016
Руководящие работники Всего списочного состава без внешнего совместительства 5 070 208,4 1 048 868,1 1 092 035,9 1 155 813,3 1 225 965,4 1 244 304,9 24,5
В т. ч. по внутреннему совместительству 545 862,3 106 689,8 121 637,1 129 163,9 135 311,2 127 678,7 23,3
По внешнему совместительству 264,7 1222,4 1045,8 773,7 825,9 1212,5 458,1
Учителя Всего списочного состава без внешнего совместительства 30 176 730,2 4 819 300,4 4 941 960,3 5 464 633,4 5 783 699,4 6 221 990,1 20,6
В т. ч. по внутреннему совместительству 396 389,8 124 196,3 1 149 726,6 162 897,4 193 827,8 186 148,9 47,0
По внешнему совместительству 129 699,4 51 868,7 59 754,4 63 683,1 61 567,9 63 859,3 49,2
Учебно- вспомогательный персонал Всего списочного состава без внешнего совместительства 1 259 282,2 257 560,2 276 707,8 314 573,3 324 271,2 355 972,6 28,3
В т. ч. по внутреннему совместительству 37 879,3 10 836,7 22 870,4 20 031,5 24 618,0 28 444,8 75,1
По внешнему совместительству 577,4 3582,3 5829,5 9130,7 7665,2 9853,4 1706,5
(N
О
4s äp (N
|о
р LH
Sa- тН §
S ,o
X 1—
1- J tH
Ol
CÛ 2
Темпы роста среднесписочной численности сотрудников и фонда заработной платы (ФЗП) показаны на рис. 3.
Темп роста средней численности внешних совместителей
Темп роста фонда заработной платны внешних совместителей
Темпа роста средней численности штатных сотрудников
Тепм роста фонда заработной платы штатных сотрудников
500
1000
1500
2000
2500
Руководящие работники
Учителя
Учебно-вспомогательный персонал
Рис. 3. Темпы роста среднесписочной численности различных категорий сотрудников учреждений ОО и ФЗП, %
Figure 3. The growth rate of the average number of different categories of employees of general education institutions and the payroll
Анализ данных рис. 3 показывает рост числа руководителей и учебно-вспомогательного персонала среди внешних совместителей. Подобная тенденция указывает на дефицит в штатных кадрах, приведший к необходимости привлечения сторонних специалистов.
Качество системы школьного образования базируется на трех основных элементах, необходимых в любой организации: человеческие ресурсы (профессиональные кадры, специалисты с соответствующими компетенциями), качественная инфраструктура (наличие современного оборудования) и знания организации (центры с информацией, программы, личные и научные разработки) [12, с. 67]. Когда потребность в основном и вспомогательном персонале покрывается за счет внешних совместителей, есть основание утверждать о слабой устойчивости организации как системы, ее необеспеченности в кадрах, а также низкой мотивации сотрудников в освоении и внедрении технических средств в образовательный процесс. Парадоксален рост внешних совместителей среди управленческого персонала. Учитывая законодательные ограничения на продолжительность рабочего дня для внешнего совмещения должностей — не более 4 часов, 0,5 ставок1, можно предположить, что кадровый дефицит по другим категориям персонала является результатом низкого качества менеджмента.
По мнению А. Г. Айрапетовой и В. В. Корелина, проблема школы и образования в целом кроется в самом педагогическом процессе, его организации, технологии обучения [3, с. 177—178]. Несмотря на то, что мы в целом не согласны с общими выводами авторов, следует отметить, что данное утверждение во многом является следствием не укомплектованности школ штатными сотрудниками.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 26.12.2001 г. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 30.07.2022).
0
Результаты анализа сведений о персонале в учреждениях СПО показаны в табл. 5.
Таблица 5 (Table 5)
Сведения о персонале СПО
Information about the staff of secondary vocational education
Наименование показателя, чел. На начало учебного года Темп роста, %
2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2021/2016
Всего работников 4934 4892 4660 4439 4429 4323 87,6
Численность внешних совместителей 152 152 179 192 202 225 148,0
Руководящие работники 348 337 329 334 341 323 92,8
- с высшим образованием 322 319 310 312 323 308 95,7
- с педагогическим 145 156 163 164 192 173 119,3
Численность руководителей (внешних совместителей) - - 1 - - - -
- с высшим образованием - - 1 - - - -
- с педагогическим - - - - - - -
Количество преподавателей 1452 1499 1568 1492 1579 1593 109,7
- с высшим образованием 1425 1464 1513 1464 1546 1545 108,4
- с педагогическим 933 1004 1163 1157 1274 1191 127,7
Количество преподавателей (внешних совместителей) 103 110 128 134 151 174 168,9
- с высшим образованием 101 108 128 109 140 157 155,4
- с педагогическим 54 52 51 49 58 67 124,1
Мастера производственного обучения 421 387 340 318 337 316 75,1
- с высшим образованием 196 165 156 149 166 155 79,1
- с педагогическим 60 80 102 121 138 120 200
Мастера производственного обучения (внешние совместители) - 1 2 3 2 1 100
- с высшим образованием - - 1 1 1 1 100
- с педагогическим - - - - 1 - -
Учебно-вспомогательный персонал 507 520 467 457 484 454 89,5
Учебно-вспомогательный персонал (внешние совместители) 16 15 12 19 17 12 75,0
Таблица 6 (Table 6)
Расходы на оплату труда персонала в СПО
Expenses for staff remuneration in secondary vocational education
ГМ
о
CM LO
Наименование показателя Фонд начисленной заработной платы работников, тыс. руб. Темп роста, %
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021/2016
Руководящие работники Всего списочного состава без внешнего совместительств 212 940,7 202 048,0 213 118,1 204 094,1 234 244,8 232 468,0 109,2
В т. ч. по внутреннему совместительству 6819,8 8454,6 8225,3 6720,4 7128,4 6452,3 94,6
По внешнему совместительству 148,4 252,7 689,3 859,9 945.7 0 0
Преподаватели Всего списочного состава без внешнего совместительств 486 315,4 502 072,3 514 409,3 503 524,8 581 157,2 561 900,6 115,5
В т. ч. по внутреннему совместительству 11 428 24 699,4 13272 14 122,2 19 920,2 19 971,2 174,8
По внешнему совместительству 10 806,3 10 937,5 12 407,7 15 882,5 20 142,9 13 466,1 124,6
Мастера производственного обучения Всего списочного состава без внешнего совместительств 143 330,3 128 132,5 119 761,0 111 018,4 116 220,6 119 429,4 83,3
В т. ч. по внутреннему совместительству 4802,4 9648,9 6012,8 5303,4 5846,3 6826,3 142,1
По внешнему совместительству 515,4 321,4 803,4 231,1 444,1 325,3 63,1
Учебно- вспомогательный персонал (УВП) Всего списочного состава без внешнего совместительств 110 108,9 102 405,7 93159 78 039,3 118 254,9 104 200,1 94,6
В т. ч. по внутреннему совместительству 11 013,3 5410,4 4193,3 3203,1 4906,1 5021,7 45,6
По внешнему совместительству 1010,6 1298,1 1189,2 765,3 1624,6 1595,7 157,9
Специфика формирования сводных отчетов по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 согласно вышеуказанным данным, позволяет определить численность категорий персонала, осуществляющих образовательную деятельность только на начало учебного года. В этой связи целесообразно проведение анализа расходов на оплату труда за календарный год из сводных отчетов по форме федерального статистического наблюдения № СПО-2, что позволит более точно выявить наличие сотрудников по исследуемым категориям (см. табл. 6).
Наличие кадровых проблем в СПО подтверждается увеличением количества внешних совместителей, в том числе и в руководящем составе. Несмотря на то что в 2021 г. удалось обеспечить образовательные учреждения руководителями — штатными сотрудниками, предыдущие пять лет управление организациями осуществлялось и внешними совместителями, о чем свидетельствует наличие и рост фонда заработной платы по указанной категории работников (см. табл. 6).
В современных условиях уровень образования сотрудников различных организаций является одним из основных факторов, оказывающем решающее влияние на выполнение поставленных задач [6], однако реальная кадровая ситуация в СПО идентична послевоенному периоду (с 1947 г.), когда остро ощущалась нехватка людей во всех отраслях и были существенные послабления в отборе персонала на руководящие должности, в том числе и по уровню образования. Так в СПО не все руководящие работники имеют высшее образование (рис. 4).
Is
S3-
(N О (N
LO
I
2021-2022 2020-2021 2019-2020 2018-2019 2017-2018 2016-2017
280
290
300
310
320
330
340
350
Руководящие работники
Из них с высшим образованием
Рис. 4. Количество руководящего состава СПО по уровню образования, чел.
(данные на начало учебного года) Figure 4. Number of senior staffs of secondary vocational education by level of education
Поскольку руководство образовательных учреждений утверждается вышестоящей организацией, то подобный выбор управленческих кадров, при отсутствии их дефицита в регионе, представляет собой низкий уровень развития управленческого аппарата. Если подобная ситуа-
ция является следствием устаревших квалификационных требований, то в условиях реализации стратегических задач в сфере образования по формированию специалистов нового поколения — они нуждаются в серьезных корректировках.
Следствием данной ситуации стал набор педагогов по общеобразовательным и специальным дисциплинам, не имеющих высшего образования, а также рост числа внешних совместителей на фоне сокращения числа штатных работников (см. рис. 5).
Темп роста средней численности внешних совместителей
Темп роста фонда заработной платны внешних совместителей
Темпа роста средней численности штатных сотрудников
Тепм роста фонда заработной платы штатных сотрудников
0
50 100 150 200 250 300 350 400
□ Преподаватели
□ Мастера производственного обучения
□ Руководящие работники
□ Учебно-вспомогательный персонал
Рис. 5. Темпы роста численности и ФЗП различных категорий сотрудников СПО, %
Figure 5. Growth rates of the number and salary fund of various categories of employees SVE, %
Отрицательным фактором также является сокращение общего количества сотрудников СПО в условиях увеличения контингента обучающихся (табл. 7).
Таблица 7 (Table 7) Контингент обучающихся по программам СПО, чел. The contingent of students enrolled in secondary vocational education programs
ГМ
о
4s IF CM
It
LO
§
S ,o
X 1—
1- J
Ol
GO z
Период Всего Из них подготовка квалифицированных рабочих, служащих Из них специалистов среднего звена
2016 22 449 7991 14 458
2017 24 528 9048 15 480
2018 26 242 9375 16 867
2019 27 706 9607 18 099
2020 31 424 10 059 21 365
2021 28 874 10 127 18 747
Негативная динамика в количественном составе персонала по отношению к росту контингента обучающихся показана на рис. 6.
5000 4800 4600 4400 4200 4000 -I-
чо
О о
(N <N
СО
О О
(N <N
6.А. Динамика численности персонала
в СПО (на начало учебного года) 6.A. Dynamics of the number of personnel in the SVE
37 500 30 000 22 500 15 000 7 500 0
2016 2017 2018 2019 2020 2021
6.Б. Динамика численности контингента обучающихся в СПО
6.B. Dynamics of the number of students in the SVE
Is
(N О (N
LO
Рис. 6. Динамика численности персонала и контингента обучающихся СПО
в Республике Крым, чел.
Figure 6. Dynamics of the number of personnel and contingent of students of secondary vocational education in the Republic of Crimea
Так, в период с 2016 до 2020 г. наблюдается обратная зависимость численности сотрудников и обучающихся: с ростом количества последних происходило сокращение первых. В 2020 г. контингент обучающихся резко возрос - на 3718 человек по отношению к 2019 г. В то же время наблюдается продолжение сокращения численности персонала, преимущественно за счет мастеров производственного обучения и учебно-вспомогательного персонала. Данный период также характеризуется ростом числа преподавателей как штатных сотрудников, так и внешних совместителей с различным уровнем образования. В результате, за 2021-2022 уч. г. численность обучающихся сократилась на 2550 человек. Наблюдается сокращение общей численности персонала за счет уменьшения штатных преподавателей и мастеров производственного обучения на фоне роста общего количества внешних совместителей.
Результаты анализа кадрового состава в организациях ВО показаны в табл. 8-9.
1
Таблица 8 (Table 8)
Сведения о численности работников в ВО
Information about the number of employees in higher education
Наименование показателя, чел. Период Темп роста, %
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021 / 2016
Всего работников 7041 6734 6527 6211 5954 5938 84,3
Численность внешних совместителей 318 243 354 284 380 308 96,9
Численность работников, осуществляющие образовательную деятельность по программам ВО по договорам гражданско-правового характера - 308 151 43 191 210 100
Руководящие работники 248 330 290 304 281 203 81,9
Из них с высшим образованием: 248 327 288 296 278 203 81,9
Численность руководителей (внешних совместителей) 1 1 - 284 1 4 400
Из них с высшим образованием 1 1 - 263 1 4 400
Профессорско-преподавательский состав (ППС) 2912 2769 2792 2618 2458 2218 76,2
Из них с высшим образование 2912 2769 2792 2618 2458 2218 76,2
Численность ППС (внешних совместителей) 287 181 293 226 293 203 70,7
Из них с высшим образованием 287 181 293 226 292 202 70,4
Количество научных работников (НР) 60 53 42 38 35 63 105
Из них с высшим образованием 59 53 42 38 35 63 105
Количество НР (внешних совместителей) 8 5 3 4 22 28 350
Из них с высшим образованием 8 5 3 4 22 28 350
Количество УВП 1209 1150 1119 1042 1051 973 80,5
Из них с высшим образованием 1209 968 1040 898 658 812 67,2
УВП (внешние совместители) 12 31 29 25 31 27 225
Из них с высшим образованием 9 31 26 11 6 23 255,6
Is
(N О (N
LH
В сфере ВО наблюдается идентичная ситуация по кадрам, как и на других уровнях образования (см. рис. 7).
11-
Руководители ППС
■ Темп роста штатных сотрудников
НР УВП
Темп роста внешних совместителей
Рис. 7. Темпы роста численности штатных сотрудников организаций ВО
и внешних совместителей, чел.
Figure 7. The growth rate of the number of full-time employees of higher education
organizations and external part-timers
Таблица 9 (Table 9)
Расходы на оплату труда в сфере ВО
Labor costs in higher education
ГМ
о
CM LO
Наименование показателя Фонд начисленной заработной платы работников, тыс. руб. Темп роста, %
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021/2016
Руководящие работники Всего списочного состава без внешнего совместительства 182 742 27 4807,1 310469,5 180648,6 185383,8 210692,9 115,3
В т. ч. по внутреннему совместительству 756 4784,7 5272,3 3839,9 4731,6 5045 667,.3
По внешнему совместительству 175,4 670,2 - - - - 0
Средняя численность руководителей, чел. Списочного состава 222,8 298,2 485,3 174,7 186,6 195,7 87,8
Внешних совместителей 1 1 - - - - 0
Профессорско- преподавательский состав Всего списочного состава без внешнего совместительства 1 368 816,4 1 364 754,4 1 549 372,9 1 581 367,1 1 594 192,5 1 565 643,8 114,4
В т. ч. по внутреннему совместительству 23 412,6 161 060,1 171 639,1 142 922,4 150 222,5 155 359 663,6
По внешнему совместительству 31 897,4 38 371,8 44 195,8 39062,7 40471,8 45 476,9 142,6
Средняя численность ППС, чел. Списочного состава 2612,2 2627,7 2551,2 2412,9 2270,2 2082,2 79,7
Внешних совместителей 104,6 124,5 131,2 103,9 106,8 111,1 106,2
Научные работники Всего списочного состава без внешнего совместительства 27758,4 28403,3 23271,1 77599,7 84700,4 64285 231,6
В т. ч. по внутреннему совместительству 1203 9712,7 2164,7 33 024,8 32 220,6 30 152,4 2506
По внешнему совместительству 423.2 323,1 403 11 220,7 13 110,2 16 083,8 3800,5
Прдолжение таблицы 9
Наименование показателя Фонд начисленной заработной платы работников, тыс. руб. Темп роста, %
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021/2016
Средняя численность 11Р, чел. Списочного состава 124 47 46 122,4 169,2 50 40,3
Внешних совместителей 7,2 2,1 2 3,1 8,5 9 125
Учебно- вспомогательный персонал Всего списочного состава без внешнего совместительства 192 841,8 208 604,2 247 232,8 253 043,5 255 979 270 404,5 140,2
В т. ч. по внутреннему совместительству 1087,7 18 329,2 21 372,1 23 415,3 22 145 18 497,7 1700,6
По внешнему совместительству 2057,5 2693,1 2459,9 4551,6 5299 5515,8 268,1
Средняя численность УВП, чел. Списочного состава 864,8 906,9 962,7 943,71 928,1 856,1 98,9
Внешних совместителей 4,1 13 20 11,6 14,2 19 463,4
Темпы роста среднесписочной численности и ФЗП в разрезе различных категорий сотрудников ВО демонстрируют возрастающую роль внешних совместителей в кадровом обеспечении высшего образования (см. рис. 8).
4000 т 3000 2000 1000
Руково- ППС дители
НР
УВП
ФЗП всего
в т.ч. По внутренним совместителям ФЗП по внешним совместителям
УВ
ППС
Руководител:
-300
-100
100
300
500
Средняя численность внешних совместителей Средняя численность списочного состава
(N
О
ijs (N
It
LO
S3- TH §
s ,o
X 1—
1- J tH
Ol
GO 2
8.А. Динамика темпа роста фонда заработной платы
8.А. Dynamics of the growth rate of the wage fund
8.Б. Динамика темпа роста средней численности сотрудников 8.Б. Dynamics of the growth rate of the average number of employees
Рис. 8. Динамика темпов роста средней численности сотрудников и фонда заработной
Figure 8. Dynamics of growth rates of the average number of employees
and the salary fund
Динамика темпов роста показателей кадрового состава демонстрирует растущую тенденцию к различным формам совместительства и, как следствие, ФЗП внутренних и внешних совместителей значительно превышает в сравнении со штатными работниками. Сокращение среднесписочной численности штатных сотрудников в категориях «учебно-вспомогательный персонал» и «научные работники» и рост численности этих категорий во внешнем совместительстве, при котором максимально возможная продолжительность рабочего времени составляет четыре часа, приводят к перераспределению функционала указанных категорий за счет профессорско-преподавательского состава, в отношении которого увеличивается бюрократическая нагрузка и объем научно-исследовательской деятельности.
Кадровая составляющая имеет ключевое значение в образовательной сфере и напрямую влияет на количество обучающихся (табл. 10).
0
Таблица 10 (Table 10) Число образовательных программ, реализуемых организацией в 2016—2021 гг.
Number of educational programs implemented by the organization
Период Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательные программы, ед. Обучающихся, чел. Образовательные программы, ед. Обучающихся, чел. Образовательные программы, ед. Обучающихся, чел.
2016 185 27335 14 6586 176 6938
2017 191 26266 16 6903 201 6393
2018 195 24350 16 6948 196 6466
2019 194 21901 16 6871 185 6450
2020 187 19988 17 7073 154 6288
2021 221 18886 18 7628 146 5625
Рост внешних совместителей и сокращение штатных работников, сопровождается снижением численности обучающихся (см. рис. 9).
45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000
140 120 100 80 60 40 20 0
2016 2017 2018 2019 2020 2021
2016 2017 2018 2019 2020 2021 ППС НР -в-УВП
Is
S3-
(N О (N
LO
I
9.А. Динамика численности контингента обучающихся ВО 9.А.. Dynamics of the number of students of HE
9.Б. Динамика численности внешних совместителей ВО
9.Б. Dynamics of the number of external part-timers of HE
Рис. 9. Численность контингента обучающихся и внешних совместителей по различным категориям работников, чел.
Figure 9. The number of students and external part-timers in various categories of employees
Таким образом можно определить единую проблему на всех уровнях образования — замещение штатного персонала внешними совместителями и связанные с этим перераспределение функционала между различными категориями работников, снижение численности обучающихся, неэффективное использование информационно-технических средств обучения. На
основе динамики численности внешних совместителей и штатных сотрудников были построены тренды и прогнозы численности сотрудников общеобразовательных учреждений (рис. 10-11).
2150 2100 2050 2000 1950 1900 1850
R2 = 0,843
2016 2017 2018 2019 2020 2021
18 000
17 000
16 000
15 000
14 000
13 000
R2 = 0,8886
2016 2017 2018 2019 2020 2021
10.А. Тренд средней численности руководителей учреждений ОО 10.А. Trend of the average number of heads of institutions GE
10.Б. Тренд средней численности учителей учреждений ОО 10.Б. The trend of the average number of teachers in institutions GE
1600
1500
1400
1300
1200
1100
R2 = 0,4992
2016 2017 2018 2019 2020 2021
10.В. Тренд средней численности учебно-вспомогательного персонала учреждений ОО 10.B. Trend in the average number of TSS of institutions GE
Рис. 10. Тренды средней численности категорий работников учреждений общего
образования, чел.
^ Figure 10. Trends in the average number of categories of employees
О of general education institutions
Il ^
Ц ^ Поскольку коэффициент детерминации при построении трендов
î=! по внешним совместителям оказался значительно ниже значения 0,5 (низ-
^ g кий уровень достоверности), то в отношении них целесообразнее исполь-
S jO зовать BI — аналитику для построения прогноза (рис. 11). Данный прин-
^ ^ цип был соблюден и при построении линии трендов по другим уровням
у системы образования.
Ш OI
11.А. Прогноз средней численности руководителей -внешних совместителей учреждений ОО
11.А.. Forecast of the average number of managers -external part-timers of institutions GE
11.Б. Прогноз средней численности учителей — внешних совместителей учреждений ОО
11.Б. Forecast of the average number of teachers -external part-timers of institutions GE
(N
О
4s (N
It
LO
TH §
S ,o
X 1—
1- J tH
Ol
CÛ 2
11.В. Прогноз средней численности УВП — внешних совместителей учреждений ОО 11.В. Forecast of the average number of TSS - time employees of institutions GE
Рис. 11. Прогноз средней численности внешних совместителей общего образования, чел.
Figure 11. Forecast of the average number of external part-timers of general education
Линии тренда по штатным сотрудникам демонстрируют рост численности персонала как в настоящий момент, так и в прогнозном периоде.
Прогноз по внешним совместителям показывает сохранения средней численности по таким категориям как «руководители», «учебно-вспомогательный персонал». В отношении категории «учителя» прогнозируется сокращение внешних совместителей, что является положительной динамикой.
(N
О
4s IF (N
It
LO
TH §
S ,o
X 1—
1- J tH
Ol
GO 2
Аналогичным методом построены линии тренда и прогноз по сотрудникам СПО (рис. 12-13).
350 345 340 335 330 325 320 315 310
1-1-1-1-1-1-1-1
2016 2017 2018 2019 2020 2021
1700
1600
1400
R2 = 0,6809
-1-1-1-1-1-1-1-1
2016 2017 2018 2019 2020 2021
12.А. Численность руководителей СПО 12.Б. Численность преподавателей СПО
12.А. Number of SVE managers 12.Б. Number of SVE teachers
500 400 300 200 100 0
R2 = 0,7888
2016 2017 2018 2019 2020 2021
12.В. Численность мастеров производственного обучения СПО 12.В. The number of masters of industrial training SVE
540 520 500 480 460 440 420
R2 = 0,5729
2016 2017 2018 2019 2020 2021
12.Г. Численность учебно-вспомогательного персонала СПО 12.Г. The number of training and support personnel of the SVE
Рис. 12. Линии трендов и прогноз численности штатных сотрудников СПО, чел. Figure 12. Trend lines and forecast of the number of full-time employees of the SVE
200 т------------------------------------- 3,5
3
150 +- R2 = 0,9873 25
2 1,5
50 4.------------------------------------- 1
100
2016 2017 2018 2019 2020 2021
0,5
-0,5 -L
1-1
2016 2017 2018 2019 2020 2021
13.А. Численность преподавателей-внешних совместителей СПО
13.А. Number of teachers-external part-time SVE
13.Б. Численности мастеров производственного обучения-внешних совместителей СПО
13.Б. The number of masters of industrial training-external part-time SVE
Is
fN О fN
LO
13.В. Прогноз численности учебно-вспомогательного персонала-внешних совместителей СПО
13.В. Forecast of the number of training and support personnel-external part-time SVE
Рис. 13. Линии трендов и прогноз численности внешних совместителей СПО, чел.
Figure 13. Trend lines and the forecast of the number of external part-time SVE
По среднему профессиональному образованию линии трендов показывают рост преподавателей как штатных сотрудников, так и внешних совместителей, сокращение мастеров производственного обучения и возрастающую диспропорцию между учебно-вспомогательным персоналом по штату и внешнему совместительству. Численность руководящих сотрудников также продолжает сокращаться, однако отсутствие данных в данной категории по внешним совместителям делает невозможным построение тренда. В целом построенные тренды указывают на проблему в обеспечении учебного процесса штатными сотрудниками.
Несмотря на существенное сокращение в 2021—2022 уч. г. численности обучающихся, линия тренда и прогноз указывают на рост данного показателя (см. рис. 14).
1
0
0
35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Рис. 14. Линия тренда и прогноз численности контингента обучающихся в СПО, чел.
Figure 14. Trend line and forecast of the number of students enrolled in the SVE
Данное обстоятельство требует системного решения кадрового дефицита для обеспечения качественных результатов образовательной деятельности и сохранения численности контингента обучающихся.
Аналогично были построены линии трендов и прогнозы по организациям высшего образования (рис. 15-16).
4000 3000 2000 1000 0
2016 2017 2018 2019 2020 2021
15.А. Численность ППС в ВО
15.А. The number of teaching staff in the HE
1500 -r 1200 900 600 300 0
R2 = 0,9567
2016 2017 2018 2019 2020 2021
15.Б. Численность УВП в ВО
15.Б. The number of TSS in the HE
0
(N
О
4s IF (N
It
LO
TH §
S ,o
X 1—
1- J tH
Ol
GO 2
400 -г 300 200 100 0
2016 2017 2018 2019 2020 2021
15.В. Численность руководящих работников в ВО
15.В. Number of managers in the HE
Рис. 15. Линии тренда и прогноз численности штатных сотрудников ВО, чел. Figure 15. Trend lines and the forecast of the number of full-time employees in HE
16.А. Прогноз численности руководителей-внешних совместителей учреждений ВО 16.А. Forecast of the number of managers-external part-timers of institutions in HE
20 -t 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
ГОД
16.Б. Прогноз численности ППС-внешних совместителей учреждений ВО 16.Б. Forecast of the number of teaching staff-external part-timers of institutions HE
(N
О
4s (N
It
LO
З^О TH §
S ,o
X 1—
1- J TH
01
CÛ 2
16.В. Тренд численности УВП-внешних совместителей учреждений ВО 16.В. The trend in the number of ATC-external part-timers of institutions in HE
Рис. 16. Линии трендов и прогноз численности внешних совместителей организаций ВО, чел.
Figure 16. Trend lines and forecast of the number of external part-timers of organizations in HE
В организациях высшего образования также наблюдается тренд сокращения численности штатных сотрудников по исследуемым категориям, рост наблюдается только в категории «руководящие работники» из числа внешних совместителей.
Наряду с трендами, демонстрирующими сокращение персонала, наблюдается динамичное сокращение численности обучающихся (см. рис. 17).
Рис. 17. Линия тренда и прогноз численности обучающихся в организациях ВО, чел. Figure 17. Trend line and forecast of the number of students enrolled in organizations in HE
Отметим, что на фоне уменьшения количества обучающихся, с 2017 г. наблюдается рост численности обучающихся, добровольно оставивших учебное заведение1 (см. рис. 18).
(N
О
4s (N
It
LH
Sa- TH §
s ,o
X 1—
1- J tH
Ol
CO 2
2021
2020
2019
2018
2017
5000
10000
15000
20000
25000
30000
Отчисено по неуспеваемости
Добровольно оставили учебу
0
Рис. 18. Динамика обучающихся, оставивших учебу и отчисленных за неуспеваемость, чел.
Figure 18. Dynamics of students who left school and did not pass certification
Подводя итоги, следует отметить наличие общей проблемы в сфере образования - не укомплектованность кадрами, а именно нехватка штатных сотрудников, реализующих и обеспечивающих образовательный процесс. Построенные тренды и прогнозы показывают, что на современном этапе развития сферы образования в регионе не в полной мере задействован имеющийся человеческий потенциал как в комплектовании категории «руководящие работники», так и в «учебно-вспомогательном персонале».
1 Министерство образования и науки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/ highed/ (дата обращения: 17.05.2022).
Это ведет к повышению нагрузки на другие категории работников, в том числе педагогических, что затрудняет достижение качественных результатов образовательной деятельности.
Кроме того, сравнительно низкий уровень заработной платы в системе образования характерен в целом для Южного федерального округа (ЮФО)1 (табл. 11).
Таблица 11 (Table 11)
Среднемесячная заработная плата на одного работника по классификации отраслей ОКВЭД 85 — Образование
Average monthly salary per employee according to the classification of ACTEA industries 85 - Education
Наименование округа Среднемесячная заработная плата на одного работника, руб.
2016 2017 2018 2019 2020 2021
Центральный федеральный округ 36 153,0 39 670,6 45 903,9 49 396,2 52 703,2 57 684,2
Северо-Западный федеральный округ 33 974,0 37 439,4 41 946,9 45 406,8 48 195,1 52 888,3
Дальневосточный федеральный округ 36 678,8 38 495,5 40 848,9 44 482,7 47 144,4 51 532,2
Уральский федеральный округ 31 336,1 32 714,3 36 326,1 39 098,8 41 809,1 45 758,2
Сибирский федеральный округ 24 273,4 25 824,7 29 813,8 32 320,9 34 674,2 38 289,3
Приволжский федеральный округ 21 766,7 23 449,3 26 230,5 28 172,7 30 010,3 33 302,8
Южный федеральный округ 22 031,3 23 275,5 25 703,9 27 798,1 29 595,2 32 083,1
Северо-Кавказский федеральный округ 17 700,1 18 584,4 20 743,1 22 191,9 23 941,3 25 946,4
Из данных табл. 12 видно, что среднемесячная заработная плата по ЮФО за 2021 г. сравнима с уровнем 2016 г. по другим округам. При единых задачах, возложенных на систему образования в стране и равных требований к уровню квалификации и результатам труда, в т. ч. публикационной активности педагогических работников, наблюдается экономическое неравенство, что снижает привлекательность сферы образования для профессиональной деятельности молодых специалистов в регионе.
При наличии достаточно высоких квалификационных требований к сотрудникам в сфере образования, подобная тенденция может повлечь за
(N собой негативные последствия, поскольку способствует оттоку профессио-
§! ^ нальных кадров в другие отрасли или федеральные округа, а также росту
^ совмещений по должностям, что частично нивелирует проблему уровня
¡1 заработной платы, но потенциально представляет угрозу потери качества
^ g образовательной деятельности. Это ведет к сокращению численности обуча-
О ющихся, потере качества обучения, что в свою очередь тормозит социально-экономическое развитие Республики Крым.
и ч" --—
Jjj Средняя заработная плата по отраслям и регионам России // Бухгалтерский учет.
Налоги. Аудит. URL: https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/ (дата обращения: 05.08.2022).
Относительно численности обучающихся наблюдается восходящий тренд в СПО и нисходящий в ВО. Сохранение данных трендов приведет к проблемам воспроизводства кадров высшей квалификации, росту их дефицита во всех отраслях экономики региона. Вместе с тем, следует учитывать, что развитие человеческого потенциала представляет собой объективную необходимость для перехода к инновационной экономике. Анализ пространственного развития системы образования как источника развития человеческого потенциала в регионе, может лишь фиксировать специфические проблемы в регионе, предлагать способы и методы их решения для повышения качества образования до уровня, требуемого государством. Построенные тренды и прогнозы позволяют выделить ряд изменений, необходимых для эффективного развития образования в Республике Крым, среди которых: 1) внесение изменений в квалификационные требования к руководящим и педагогическим работникам на соответствие их уровня образования занимаемым должностям, что позволит привлечь в организации сотрудников с высшим образованием и сформировать более каче-
о о Л \ о и
ственный кадровый потенциал; 2) создание условий для взаимодействия педагогических и научных работников и оптимальной корреляции научной и педагогической деятельности. Кросс-парные пересечения научной и педагогической деятельности возможны, но отсутствие регламентированных границ стирает осознание работником своих функций и приводит к внутреннему противоречию относительно профессиональных задач: кто осуществляет образовательный процесс — исследователи, занимающиеся преподаванием или преподаватели, занимающиеся наукой. Это в свою очередь позволит профессорско-преподавательскому составу ориентироваться на потребности обучающихся и эффективно реализовывать задачи по подготовке квалифицированных специалистов в регионе; 3) повышение экономической привлекательности системы образования, что позволит сохранить имеющийся кадровый потенциал и привлечь молодых высококвалифицированных специалистов.
Каким бы термином ни обозначали формат экономики в конкретный исторический период (инновационная, креативная, цифровая, индустрия 4.0 и т. п.), человеческий потенциал остается ключевым, а образование — основным источником его развития.
^ Библиографический список
<ч
О 1. Авилкина С. В. Теоретико-методологические аспекты ана-
|| ^ лиза влияния системы высшего образования на социально-экономическое
|| !-П развитие регионов // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 8(190).
^ ^ С. 640-653. Б01: 10.35854/1998-1627-2021-8-640-653; ЕБ1Ч: РгШ^.
О 2. Акимова И. В., Артюхин В. В. О роли системы образова-
I I ния в устойчивости развития региона // Научное обозрение. Экономические
^ т-Г науки. 2022. № 4. С. 5-10. Б01: 10.17513/8ге8.1106. ЕБ1Ч: ЮТХ1Щ. ш о1
(N
О
(N
|о
р LH
ГЯ" тН §
S ,о
X 1—
1- J тН
Ol
со 2
3. Айрапетова А. Г., Корелин В. В. Проблема современной системы среднего и высшего образования в России — свобода выбора или проблема государственной системы образования // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2018. Т. 1. С. 176-178. EDN: YTGLSX.
4. Арутюнова А. Е. Инвестиции в человеческий капитал как основа формирования креативного потенциала // Российский экономический интернет-журнал: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. 2019. № 3. URL: https://www.e-rej.ru/Articles/2019/ Arutyunova.pdf (дата обращения: 05.08.2022). EDN: NSNZZK.
5. Васильева Ю. С., Смирнова В. Р. О роли организаций высшего образования в инновационном развитии регионов России // Инновации. 2021. № 10(276). С. 26-34. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.276.10.005; EDN: SWWRFQ
6. Ковкова В. О. Национальный проект «Образование» в системе стратегического планирования муниципальной системы общего образования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2 (130). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/02/9774 (дата обращения: 05.08.2022). EDN: JUQOQL.
7. Котомина О. В. Оценка функционирования системы высшего образования в интересах устойчивого развития региона // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Экономика. 2022. Т. 17. № 3. С. 321-337. DOI: 10.17072/1994-9960-2022-3-321-337; EDN: SOGDQU.
8. Ламзин Р. М. Технология развития человеческого капитала как подход к повышению эффективности деятельности образовательной организации // Профессионально-технологическая и экономическая подготовка обучающихся в условиях модернизации и стандартизации образования: сб. ст. II Всеросс. конф. преп., студ., асп. и докт. Волгоград: Сфера, 2021. С. 420-424. EDN: DPEQHK.
9. Матраева А. Д. Роль высшего образования в управлении креативным человеческим капиталом // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 32-35. DOI: 10.24158/spp.2017.10.5; EDN: ZQLHYB.
10. Назаева М. И., Назаева П. Х. Образование как фактор социально-экономического развития России и ее регионов // E-Scio. 2020. № 9(48). С. 407-422. EDN: ZFIHMR.
11. Передерий В. А., Литвинова А. В. Деятельность субъектов высшего образования Республики Крым в контексте социально-экономического развития региона // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10(102). С. 45-51. DOI: 10.24158/spp.2022.10.6; EDN: NYOOMJ.
12. Фирсова Н. В. Применение инструментов системы менеджмента качества в системе школьного образования: качество образования - качество жизни // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 1(18). С. 64-68. EDN: SAQACO.
13. Magrupova Z. M., Abdraimova K. K., Shametova A. A. Accumulation of intellectual capital based on qualitative changes in the education // Вестник ун-та Туран. 2022. № 2(94). P. 313-322. DOI: 10.46914/1562-29592022-1-2-313-322; EDN: QZHWLC.
Получено редакцией: 15.08.22
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Жаворонкова Ольга Ростиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Короленко Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
(N
О
4s (N
It
LO
S3- TH §
s ,o
X 1—
1- J tH
Ol
GO 2
DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.10
Transformation of the Education System
in the Context of Spatial Development of the Region
(On the Example of the Republic of Crimea)1
Olga R. Zhavoronkova
Crimean Federal University named after Vernadsky, Simferopol, Russia [email protected]
ORCID: 0000-0002-8598-8008
Julia N. Korolenko
Crimean Federal University named after Vernadsky, Simferopol, Russia [email protected]
ORCID: 0000-0003-1356-3067
For citation Zhavoronkova O. R., KorolenkoJu. N. Transformation of the education system in the context of spatial development of the region (on the example of the Republic of Crimea). Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 184-214. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.10; EDN: XHKKBB.
Abstract. The article considers the features of the development of the education system in the Republic of Crimea as the main factor of socio-spatial development of the region. The authors have analysed the dynamics of the main indicators of the education system at three levels: general education, secondary vocational and higher education. The considered main indicators are as follows: geographical accessibility of educational institutions for the population, their provision with information and technical means of educational process and human resources. The analysis of human resources was carried out in the context of those categories of personnel who directly implement and provide the educational process. The study revealed the presence in educational institutions of managers and teaching staff without higher education. The article compares the number of external part-time and full-time employees in the categories under study, compares the results with the number of students. It is demonstrated that in the conditions of the tendency of growth in the number of external collaborators and reduction of full-time employees in the system of higher education the number of students who voluntarily left education is growing. The article also considers the dynamics of growth of the wage fund for these categories of employees, and compares the average wage per person by type of activity (education) in the Southern Federal District in relation to other federal districts. It is revealed that the level of remuneration of education employees in the Southern Federal District in 2021 is at the level of 2016 in comparison with other districts. According to the indicators of the personnel structure by the ratio of full-time employees and external part-timers, trend lines have been built to identify the trends of changes in their number. For some categories of employees the forecast for two years was made to identify probabilistic quantitative changes in the staffing of the education system. It is substantiated that the solution of personnel issues will lead to the preservation and increase in
1 This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, "Priority - 2030 program" № 075-15-2021-1323.
(N
О
4s (N
It
P LH
тН §
S ,o
X 1—
1- J tH
"-"-" Ol
CÛ 2
the number of students, improve the quality of education and human development in the region. The paper presents conclusions on the results of the study. On the basis of the constructed trends and conclusions the authors formulate specific recommendations to eliminate the identified problems in the education system.
Keywords: education system, general education, secondary vocational education, higher education, human potential, personnel, trends
References
1. Avilkina S. V. Theoretical and methodological aspects of the analysis of the impact of the higher education system on the socio-economic development of regions. Ekonomika i upravleniye, 2021: 27: 8 (190): 640-653 (in Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2021-8-640-653. EDN: PZHVSN.
2. Akimova I. V., Artuhin V. V. On the role of the education system in the sustainability of the region's development. Nauchnoye obozreniye. Ekonomicheskiye nauki, 2022: 4: 5-10 (in Russ.). DOI: 10.17513/sres.1106. EDN: KJBXUU.
3. Airapetova A. G. The problem of the modern system of secondary and higher education in Russia - freedom of choice or the problem of the state education system. Planirovaniye i obespecheniye podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona, 2018: 1: 176-178 (in Russ.). EDN: YTGLSX.
4. Arutyunova A. E. Investments in human capital as a basis for the formation of creative potential. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal: Institut issledovaniya tovarodvizheniya i kon»yunktury optovogo rynka, 2019: 3. Accessed 05.08.2022. URL: https://www.e-rej.ru/ Articles/2019/Arutyunova.pdf (in Russ.). EDN: NSNZZK.
5. Vasilieva U. S., Smirnova V. R. On the role of higher education organizations in the innovative development of Russian regions. Innovatsii, 2021: 10 (276): 26-34 (in Russ.). DOI: 10.26310/2071-3010.2021.276.10.005. EDN: SWWRFQ.
6. Kovkova V. O. National project "Education" in the system of strategic planning of the municipal system of general education. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 2022: 2 (130). Accessed 05.08.2022. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/02/9774 (in Russ.). EDN: JUQOQL.
7. Kotomina O. V. Assessment of the functioning of the higher education system in the interests of sustainable development of the region. Vestnik Permskogo un-ta. Ser.: Ekonomika, 2022: 17: 3: 321-337 (in Russ.). DOI: 10.17072/1994-9960-2022-3-321-337. EDN: SOGDQU.
8. Lamzin R. M. Technology of human capital development as an approach to improving the efficiency of an educational organization. In Vocational, technological and economic training of students in the conditions of modernization and standardization of education: a coll. of art. of the II All-Russian Conference. Volgograd, Sfera, 2021: 420-424 (in Russ.). EDN: DPEQHK.
9. Matraeva A. D. The role of higher education in the management of creative human capital. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2017: 10: 32-35 (in Russ.). DOI: 10.24158/ spp.2017.10.5. EDN: ZQLHYB.
10. Nazaeva M. I., Nazaeva P. H. Education as a factor of socio-economic development of Russia and its regions. E-Scio, 2020: 9(48): 407-422 (in Russ.). EDN: ZFIHMR.
11. Perederiy V. A., Litvinova A. V. Activities of higher education entities of the Republic of Crimea in the context of socio-economic development of the region. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 202: 10(102): 45-51 (in Russ.). DOI: 10.24158/spp.2022.10.6. EDN: NYOOMJ.
12. Firsova N. V. Application of quality management system tools in the school education system: quality of education - quality of life. Biznes-obrazovaniye v ekonomike znaniy, 2021: 1(18): 64-68 (in Russ.). EDN: SAQACO.
13. Magrupova Z. M., Abdraimova K. K., Shametova A. A. Accumulation of intellectual capital based on qualitative changes in the education. Vestnik un-ta Turan, 2022: 2(94): 313-322. DOI: 10.46914/1562-2959-2022-1-2-313-322. EDN: QZHWLC.
The article was submitted on: August 15, 2022
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Olga R. Zhavoronkova, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of personnel management, Institute of Economics and management, Crimean Federal University named after Vernadsky
Julia N. Korolenko, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of personnel management, Institute of economics and management, Crimean Federal University named after Vernadsky