Российское студенчество: статистический взгляд сквозь призму времени
Кураев Алексей Николаевич,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры «История, философия, литература и непрерывное казачье образование», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» E-mail: [email protected]
Кусова Ирина Урузмаговна,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой индустрии питания, гостиничного бизнеса и сервиса, ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» E-mail: [email protected]
Сморчкова Валентина Петровна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и гражданского воспитания, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет (МГОУ)» E-mail: [email protected]
Михалев Алексей Петрович,
к.х.н., доцент кафедры технологии виноделия, бродильных производств и химии им. Г.Г. Агабальянца, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ)» E-mail: [email protected]
Таточенко Александр Львович,
кандидат экономических наук, доцент, ЧУ ВО «Институт государственного администрирования» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные количественные изменения в контингенте студентов российских вузов в 1950-2021 г.г. Авторами проанализированы: динамика общей и приведенной к очной форме обучения численности студентов; долей очной, вечерней (очно-заочной) и заочной форм в структуре общей численности обучающихся; относительной численности студентов на 10 тыс. населения и на один вуз. Для всех рассмотренных показателей определены статистические характеристики и уравнения трендов. Проведено сравнение относительной численности студентов в России и странах мира. Выявлены современные проблемы отечественной системы высшего образования в кадровом обеспечении учебного процесса. Результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании основных количественных характеристик студенческого контингента как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: высшая школа, динамика, численность студентов, число вузов, структура контингента, статистические характеристики, уравнения трендов.
Обоснование актуальности и постановка задач исследования. Отечественная школа в последние 3 десятилетия находится в режиме непрерывных преобразований: в дополнение к государственным и муниципальным появляются частные вузы; страна присоединяется к Болонскому процессу, а менее чем через 20 лет выходит из него
[1]; сменяются 3 поколения федеральных стандартов высшего образования; вводится 2-х уровне-вая система вузовской подготовки, а спустя всего десятилетие обсуждается вопрос о целесообразности ее сохранения; формируется национальная сеть федеральных и национальных исследовательских университетов с параллельным сокращением рядовых вузов (чаще - негосударственных) и т.д.
[2]. Процессы цифровизации национальной экономики стимулировали внедрение электронных обучающих платформ в практику работы университетов [3], а пандемия COVID-19 интенсифицировала применение дистанционных технологий обучения в системе высшего образования [4]. Очевидно, в изменяющихся условиях выработка адекватных управленческих решений затруднена, в особенности - на уровне руководителей отдельных вузов и их структурных подразделений. Однако принятие правильного решения существенно облегчает знание истории проблемы, природы фигурирующих в ней процессов, а также полноценная информационная база [5]. Поскольку основной целью высшей школы является обучение студенчества, актуальным представляется исследование основных количественных характеристик контингента студентов российских вузов, причем на достаточно значительном временном интервале. Такой подход позволяет отследить важнейшие изменения, вызванные сменой этапов в истории страны, а также выявить показатели, сохраняющие относительную стабильность независимо от внешних условий.
Задачей исследования является анализ; а) динамики общей численности студентов; б) динамики долей различных форм обучения в структуре общей численности обучаемых; в) социально-экономического аспекта изменений студенческого контингента. При этом авторы имеют цель не ограничиваться действиями констатирующего характера, но получить основные аналитические соотношения, описывающие рассматриваемые явления в количественном аспекте. Изменения в контингенте студентов предполагается рассматривать с 1950 г. (завершение послевоенного восстановления и переход к этапу мирного строительства) и до 2021 г. - последнего года, по которому имеется официальная статистическая отчетность.
Динамика численности студентов на различных этапах российской истории. Рассмо-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
трим основные количественные характеристики контингента студентов на временном отрезке 1950-2021 г.г. В качестве источника информации используем статистические сборники «Народное хозяйство РСФСР» (1956-1990 г.г., Росстат), «Российский статистический ежегодник» (19922022 г.г., Росстат»), «Индикаторы образования» (2007-2022 г.г., НИУ ВШЭ) - [6], [7], [8]. На первом этапе оценим динамику общей численности студентов, а также ее составляющих по очной, вечерней и заочной формам обучения (далее - ОФО, ВФО и ЗФО соответственно). В связи с большим числом уровней временного ряда, во избежание перегрузки статьи табличным материалом, исходные массивы информации приводятся в виде временных диаграмм - рис. 1.
На временной диаграмме общей численности студентов (ряд 1) визуально выделяются следующие характерные участки: а) 1950-1982 г.г. -устойчивого роста; б) 1983-1993 г.г. - выраженного снижения; в) 1994-2008 г.г. - резкого роста; в) 2009-2018 г.г. - резкого снижения с последующей стабилизацией в 2019-2021 г.г. Динамика процесса на выделенных участках хорошо описывается уравнениями линейных трендов «численность студентов-год», которые легко могут быть построены в Мастере диаграмм MS Excel. На рис. 2 представлен пример построения тренда для участка 1950-1982 г.г. Аналогичным образом обрабатывались данные для остальных участков, соответствующие уравнения трендов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уравнения трендов динамики численности студентов в вузах РФ в 1950-2018 гг.
№ п/п Временной интервал Уравнение тренда (У - численность студентов, Х - год) R2**, отн. ед. У*начальн., тыс.чел. Уконечн., тыс. чел. Уконечн. /Уна-чальн., отн.ед. СГПР***,%
1 1950-1982 гг. У = 79,7*Х - 154558 0,95 797 3073 3,86 8,9
2 1983-1993 гг. У = -41,4*Х + 85176 0,94 3059 2613 0,85 -1,3
3 1994-2008 гг. У = 410,4*Х - 816087 0,97 2644 7513 2,84 13,2
4 2009-2018 гг. У = -386,4*Х + 783594 0,98 7419 4162 0,56 -2,3
* R2 - коэффициент детерминации тренда; **У начальн. и У конечн. - численность студентов в начальной и конечной точках временного интервала; ***СГПР - среднегодовой прирост показателя
о с
CJ
8000 I 7000 3 6000 5000 £ 4000 !! 3000 " 2000 t 1000 i 0
1970 1980 1990 Годы
Ряд1 Ряд2 Ряд3 Ряд4
Рис,
2021 г.
4000 ¥ 3500 £ 3000 о 2500 2000
t
и 1500
0 1000
1 500
5
# 0
1. Численность студентов вузов в РФ в 1950г., тыс. чел. (ряд 1 - общая, ряд 2 - ОФО, ряд 3 -ВФО, ряд 4 - ЗФО)
y = 79,703x -154558 R2 = 0,9466
Рис. 2. Численность студентов вузов в РФ в 19501982 г.г. и соответствующий временной тренд
Коэффициенты детерминации (Я2) всех трендов имеют очень высокие значения - выше 0,94, что говорит о высоком качестве регрессионных моделей, описывающих динамику показателя (из эконометрики известно, что хорошее качество модели обеспечивается при №>0,8). Из табличных данных можно заключить, что на участке устойчивого роста численность студентов изменилась от 797 тыс. чел. до 3073 тыс. чел. (таблица 1, стока 1). Ежегодное увеличение контингента в сред-
нем на 79,7 тыс. чел. обеспечило рост показателя в 3,86 раза за 32 года, среднегодовой прирост (далее - СГПР) при этом составил 8,9%. Такие результаты вполне объяснимы: завершив в основном послевоенное восстановление к 1950 г., СССР перешел к этапу мирного строительства. Знаменательными вехами данного этапа являются: начало космической эры (1957 г.), первый полет человека в космос (1961 г.), достижение стратегического паритета с США по ядерным вооружениям (1968 г.), вывод на проектные мощности Западносибирского нефтегазового комплекса (1970-е г.г.) и др. При этом плановая модель национальной экономики определяла стабильно растущую потребность в высококвалифицированных кадрах для добывающих и обрабатывающих отраслей. Как результат, к 1975 г. СССР достиг пика экономического и политического могущества, его валовой внутренний продукт (далее - ВВП) составлял 930 млрд долл., или 14% мирового показателя, и был всего в 1,8 раза меньше, чем ВВП США. Справочно: в 2021 г. ВВП РФ составляет лишь 1,7% от мирового, а в абсолютном выражении он на порядок меньше, чем у США. Однако вскоре после этого стали проявляться признаки застоя в экономике, прослеживаемые и на рис. 1 - темпы роста студенчества после 1977 г. замедляются (точки диаграммы лежат под линией тренда), а в 1982 г. рост практически прекращается, и далее следует спад. Характерно, что первый этап завершается одновременно с окончанием жизни Л.И. Брежнева, тем самым отчасти подтверждается обоснованность
940
1950
1960
2000
2010
2020
2030
1945
1950
1955
1960
1965
19/0
19/5
1980
1985
мнения о том, что пресловутая «эпоха застоя» в реальности была эпохой стабильности.
Следующий этап характеризуется среднегодовым снижением контингента обучающихся на 41,4 тыс. чел. (табл. 1, строка 2). Как следствие, в 1983-1993 г.г. показатель уменьшается на 15% - с 3059 тыс. чел. до 2613 тыс. чел. при СГПР -1,3%. На данном этапе была предпринята очередная попытка реформирования экономики (1986-1988 г.г.) - уход от «развитого социализма» к «социализму рыночному», предполагавшему перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоуправление, развитие кооперации, разрешение индивидуальной трудовой деятельности и т.д. Однако ожидаемого эффекта реформы не обеспечили, ситуация в экономике продолжала ухудшаться, и в 1991 г. СССР прекратил существование. В 1991-1993 г.г. падение численности студентов было особенно выраженным, поскольку в новых условиях высшая школа оставалась государственной, а бюджетных средств на поддержание ее в прежних объемах явно не хватало.
С переходом к рыночной модели национальной экономики (что было закреплено законодательно, в т.ч. - изменениями, внесенными 24.12.1993 г. в закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности») образование становится услугой, и государственные вузы активно осваивают подготовку студентов на платной основе. В большом количестве организуются негосударственные, в т.ч. частные вузы, работавшие в те годы исключительно с платным контингентом. Переход к рыночным отношениям обуславливает трансформацию подхода к оценке результатов обучения: качественное образование рассматривается как инвестиция в будущее [9], эффективно формирующая капитал обучения [10]. Как следствие, численность студентов в 1994 г. начинает резко расти (в среднем -на 410,4 тыс. чел. в год), и процесс продолжается до 2008 г. (табл. 1, строка 3). За это время показатель увеличивается в 2,84 раза - от 2644 тыс. чел. до 7513 чел. (абсолютный максимум на всем рассматриваемом временном интервале) при СГПР 13,2%.
Этап 2009-2018 г.г. связан с проводимой Ми-нобрнауки политикой сокращения количества вузов и ограничения приема студентов на обучение. Решение вполне обоснованное, поскольку в предшествующие 1,5 десятилетия объемы выпуска
экономистов, бухгалтеров, финансовых аналитиков, маркетологов, юристов и дизайнеров явно превышали пределы разумного, а качество их подготовки (особенно - в частных вузах) вызывало справедливую критику. В условиях превращения образования в услугу, наполовину платную -соотношение численности студентов бюджетной и договорной форм обучения составляет в настоящее время 1:1 [8], остро встает вопрос о социальной ответственности как важном целевом компоненте высшего образования [11]. Дополнительно снижению контингента способствовал переход в 2011 г. на 2-х уровневую систему подготовки (бакалавриат-магистратура), сокративший среднее время пребывания студентов в вузе примерно на 20% по сравнению с традиционным 5-летним сроком освоения специалитета (по статистике, только 15% бакалавров после 4-х летнего обучения проходят 2-х летний курс магистратуры). Сократительные меры реализовывались последовательно и решительно (нередко - методом «резать по живому»), в результате численность студентов к 2018 г. снизилась на 44% - с 7419 тыс. чел. до 4162 тыс. чел. При этом ежегодное уменьшение контингента составляло в среднем 386,4 тыс. чел., или 2,3% (табл. 1, строка 4). В последующие годы показатель стабилизировался на уровне 40404050 тыс. чел., что в 5,1 раза превышает значение 1950 г., однако на фоне событий 2022 г. весьма вероятным становится наступление в ближайшей перспективе очередного нисходящего этапа.
Характерные участки, выявленные для общей численности студентов (рис. 1, ряд 1), визуализируются и для различных форм обучения, наиболее выражены они у ЗФО (ряд 4), в меньшей степени -у ОфО (ряд 2) и практически незаметны - у ВФО (ряд 3). Сравнить выраженность отмеченных эффектов в количественном отношении можно с помощью показателя варьируемости признака, оцениваемого по коэффициенту вариации (далее -СУ). Из математической статистики известно, что данный показатель представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения (далее - СКО) признака к его математическому ожиданию (далее - МО). Величине СУ до 10% соответствует слабая варьируемость, диапазону 11-25% - средняя, СУ>25% - сильная. Расчетные значения статистических характеристик контингента студентов представлены в таблице 2.
сз о со "О
Таблица 2. Статистические характеристики контингента студентов в 1950-2021 гг.
№ п/п Численность студентов, тыс. чел Статистические характеристики показателя Варьируе-мость
Max, тыс. чел. Min, тыс. чел. МО*, тыс. чел. СКО**, тыс. чел.
1 Общая 7513 797 3438 1815 53 Высокая
2 ОФО 3582 502 1785 867 49 Высокая
3 ВФО 372 17 270 120 45 Высокая
4 ЗФО 3639 277 1360 908 67 Высокая
Ш А
—I О
сз т; о т О от
З
и о со
*МО - математическое ожидание; **СКО - среднеквадратическое отклонение; *** СУ - коэффициент вариации.
о с
и
Табличные данные свидетельствуют о том, что различия временных диаграмм имеют чисто визуальный характер и объясняются использованием одинакового масштаба при отображении изменений показателей, значения которых имеют разный порядок величины (ВФО по сравнению с ОФО и ЗФО). Расчеты показывают, что численность студентов подвержена сильной вариации по всем формам обучения, при этом у ЗФО она имеет более выраженный характер, чем у ОФО и ВФО. Более того, во всех случаях значения ^ превышают 30%, т.е. выборки неоднородны и значения признака не подчиняются нормальному закону распределения, поэтому расчет для них доверительных интервалов невозможен. Очевидно, высокая степень вариации объясняется большой общей длительностью временного интервала, охватывающего самые различные этапы исторического пути РФ (они рассмотрены выше).
Динамика составляющих общей численности по формам обучения. Представляет интерес динамика изменения процентных долей различных форм обучения в общей численности контингента. Соответствующий расчетный материал представлен в виде временных диаграмм - рис. 3-5 (аргументация графического, а не табличного представления проводилась выше). При этом, как и н предыдущем этапе исследования, определялись временные тренды показателей.
= 0,0154х + 22,394 —R2 = 0,0026
у2 = 0,0687х -98,383 R2 = 0,0621
1960
1970
1980
1990
2000
2
Рис. 3. Доли ОФО и ЗФО в общей численности студентов вузов в РФ в 1950-2021 г.г.и соответствующие временные тренды (ряд 1 - ОФО, ряд 2 - ЗФО)
Анализ временных рядов выявил существенные отличия в изменениях долей ОФО и ЗФО от ВФО. Так, на всем рассматриваемом временном интервале доли ОФО и ЗФО не проявляли явных тенденций к росту или снижению, их изменения носили циклический характер с незначительными отклонениями от МО (рис. 3, ряды 1 и 2). Соответствующие временные тренды имеют очень сла-бовыраженный восходящий характер при крайне низких коэффициентах детерминации - 0,003 для ОФО и 0,06 для ЗФО. Даже если бы детерминация оказалась приемлемой, т.е. восходящий характер трендов подтвердился, то среднее годовое увеличение долей ОФО и ЗФО составили бы 0,02% и 0,07% соответственно (рис. 1, уравнения для переменных У1 и У2)
Напротив, временной ряд значений доли ВФО имеет 2 выраженных участка: а) устойчивого роста - 1950-1965 г.г. (рис. 4), б) выраженного длительного снижения - 1966-2016 г.г. (рис. 5). Изме-
нения показателя на обоих участках хорошо описывается линейными трендами с очень высокими коэффициентами детерминации (0,98 и 0,94 соответственно). На первом участке доля ВФО растет с практически одинаковой скоростью на 1% в год, увеличиваясь с 2,2% до 15,7%, а на втором снижается практически до стартового значения (2,8%) при среднегодовом уменьшении показателя 0,3%. Характерно, что процесс снижения доли ВФО неравномерен - в 1980-1987 г.г. и в 19952000 г.г. он практически прекращается, а в 19881994 г.г. - резко интенсифицируется, возвращаясь в 2001-2016 гг. к темпам 1966-1979 г.г. (фактические значения показателя на этих участках очень близки к линии тренда - рис. 5).
. • '
1
у = 1,0045х -1958
R' = 0,9771 1
Г* 1
1956 1958 Годы
Рис. 4. Доля ВФО в общей численности студентов вузов в РФ в 1950-1965 г.г. и соответствующий временной тренд
18
£ 16
I 14
I 12 ^ 10
15 8
10 р. о 6
^ 4 ^
Ч 2 0
"Ч
.....■••.....
у = -0,2841х + 575,02
R' = = 0,9454 и._
1990 Год
Рис. 5. Доля ВФО в общей численности студентов вузов в РФ в 1966-2016 г.г. и соответствующий временной тренд
На участке 2017-2021 г.г. доля ВФО начинает выраженно расти, увеличиваясь к 2021 г. до 6,5%, однако число уровней временного ряда (5) не достигает минимального значения (7), необходимого для корректного определения возможного тренда. Проведем расчет статистических характеристик долей общей численности по различным формам обучения - таблица 3.
Из материалов таблицы можно видеть, что процентные доли ОФО и ВФО имеют среднюю варьи-руемость - значения ^ составляют 12% и 15%. Однородность выборки позволяет определить границы доверительного интервала для средних значений долей ОФО и ЗФО - при доверительной вероятности 0,95 расчетные значения составляют 50,7%-53,7% и 36,6%-39,3% соответственно (строки 1 и 3). Доля ВФО имеет очень высокую ва-рьируемость (51%), выборка значений показателя неоднородна и в силу этого расчет доверительного интервала смысла не имеет (строка 2). Обращает на себя внимание, что сумма МО долей оказывается меньше 100% (ОФО - 52,2%, ВФО - 8,7%,
18
960
980
2000
2010
2020
ЗФО - 37,9%, итого 98,8%). Это объясняется тем, что с 1993 г. разрешен экстернат в высшей школе, однако эта форма никогда не была массовой.
Максимума доля студентов-экстернов достигала в 2003-2008 г.г., приближаясь к 2%, обычное же значение показателя - десятые доли процента.
Таблица 3. Статистические характеристики долей студентов различных форм обучения в общей численности контингента в 19502021 гг.
№ п/п Доля в общей чис-ленности,% Статистические характеристики показателя
Мах.,% Мт,% Размах*,% МО,% СКО,% СУ,%. ДИ**верхн.,% ДИнижн.,%
1 ОФО 63,6 40,6 23,0 52,2 6,4 12 53,7 50,7
2 ВФО 15,9 2,2 13,7 8,7 4,5 51 — —
3 ЗФО 50,7 29,5 21,2 37,9 5,8 15 39,3 36,6
*Вариационный размах показателя, определяемый как разница максимального и минимального значений; ДИверхн. и ДИнижн. верхняя и нижняя границы доверительного интервала средних значений показателя
Динамика численности студентов: социально-экономический аспект. Система высшего образования представляет собой социальный институт, исполняющим вполне определенные функции, среди них основными являются: а) удовлетворение потребности общества в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать задачи развития национальной экономики, б) удовлетворение потребностей граждан в интеллектуальном развитии как фундамента дальнейшей личностной и карьерной реализации [12]. В связи с этим численность контингента студентов необходимо анализировать в связи как минимум с двумя сопутствующими факторами: а) численностью населения - базой для формирования студенчества и б) количеством вузов - платформой для получения знаний. Временные диаграммы соответствующих показателей представлены на рис. 6.
1200 ' ^ 1000 800 ' £ 600
5 ?
1980 1990 Годы
Рис. 6. Число вузов, ед. (ряд 1) и численность населения РФ, тыс. чел. (ряд 2) в 1950-2021 гг.
На временной диаграмме численности населения (рис. 6, ряд 2) диагностируется устойчивый рост в 1950-1990 г.г., при этом на начальном участке длиной в 16 лет СГПР составляет 1,6%, и к 1965 г. население РСФСР увеличивается от 102,1 до 126,3 млн чел. В последующие 26 лет рост показателя замедляется - в 1990 г. население достигает 147,7 млн. чел. при СГПР 0,7%. Далее наступает более чем 30-летний период выраженной стагнации - в 2021 г. в РФ проживает 147,2 млн. чел. С учетом присоединения в 2014 г. населения Крыма численностью 1,9 млн. чел., а также того, что в последнее десятилетие гражданство РФ ежегодно получают 500-600 тыс. граждан СНГ, демографическая статистика вы-
глядит неутешительно и руководству страны стоит задуматься о коррекции социальной политики. Однако предмет настоящего исследования -не социология, а контингент студентов, поэтому перейдем к рассмотрению числа вузов. Временная диаграмма показателя (рис. 6, ряд 1) визуально схожа с диаграммой численности студентов (рис. 1, ряд 1) - с той разницей, что на начальном участке (1950-1956 г.г.) число вузов уменьшается. Сокращение имело объективные причины: в начале 50-х г.г. были ликвидированы за ненадобностью около 80 институтов, занимавшихся 2-х летней ускоренной подготовкой учителей для школ-семилеток (официально от 7-летнего цикла отказались лишь в 1958 г.). Кроме того, было произведено объединение ряда родственных вузов, в т.ч. - в форме присоединения к профильным факультетам университетов. Только в Москве, Ленинграде и Киеве, не считая менее крупных городов, по такой схеме было реорганизовано 22 вуза. Отмеченное различие временных диаграмм кратковременно, и не меняет схожести временных диаграмм: рассчитанное авторами значение коэффициента парной корреляции «число вузов-численность студентов» составляет 0,91, что говорит об очень тесной, практически функциональной связи показателей.
600
2 500 к ^
3 ^ 400 ! I 300
е "
¡Б и 200
3 "
¡^ 100
и
0
1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020 2030 Годы
Рис. 7. Число студентов на 10 тыс. населения РФ в 1950-2021 г.г.
В статистике образования принято характеризовать контингент обучаемых его относительной численностью - числом студентов на 10 тыс. населения (показатель безразмерный - чел./чел). С точки зрения метрологии данный показатель представляет собой децимилле, т.е. сотую долю процента, для определения процентной доли студентов в населении страны его следует умножить н 100. Используя данные о численности населе-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
со о 00
400
200
940
1950
1960
19/0
2000
2010
2020
2030
ния и студентов, произведем расчеты и результат представим в виде временной диаграммы - рис 7.
На временной диаграмме отчетливо визуализируются 4 характерных участка, выявленных ранее для общей численности студентов (рис. 1, ряд 1). Можно видеть, что в 2007-2008 г.г. значение
показателя достигло абсолютного максимума -529, это означает, что 5,3% населения страны (или каждый 20-й) являлись студентами. В таблице 4 приведены значения показателя по странам мира в 2018 г. (выборочно) согласно источнику [13].
Таблица 4. Численность студентов вузов на 10 тыс. населения по странам мира в 2018 г. (выборочно)
№ п/п Страна Студ. на 10 тыс. чел. № п/п Страна Студ. на 10 тыс. чел. № п/п Страна Студ. на 10 тыс. чел.
1 Азербайджан 230 7 Армения 350 13 Бразилия 410
2 Индия 260 8 Украина 370 14 Беларусь 420
3 Венгрия 290 9 Германия 370 15 Киргизия 420
4 Италия 300 10 Великобритания 370 16 Австрия 490
5 Япония 300 11 Болгария 370 17 США 580
6 Китай 320 12 Франция 390 18 Казахстан 590
о с
и
Объем выборки - 18, значения статистических характеристик: МО - 378, СКО - 98, ^ - 26%, вырьируемость признака высокая, выборка однородная, границы доверительного интервала для средних значений при доверительной вероятности 0,95-331^428. Очевидно, пиковое значение относительной численности студентов лежит далеко за границами доверительного интервала, т.е. не соответствует среднемировому. Пример РФ не единичен - значения показателя у ряда стран тоже не совпадают с общемировым - у США, Казахстана и Австрии они выше (строки 16-18), а у Азербайджана, Индии, Венгрии, Италии, Японии и Китая - ниже (строки 1-6). Однако у большинства экономически развитых стран ЕС относительная численность студенчества находится в диапазоне значений 300-400. Проводимая Ми-нобрнауки политика сокращения вузов и контингента обучаемых вывела к 2019-2021 гг. показатель на уровень 275, что достаточно близко к общеевропейскому стандарту.
Сравнение численности студентов с количеством вузов позволяет оценить среднее число обучающихся, приходящееся на один вуз. Этот показатель важен в аспекте определения численности ППС, необходимой для обеспечения качества учебного процесса. Базовые количественные соотношения «ставка ППС-число студентов» были сформулированы еще во времена СССР и имели значения: 1:8 для ОФО, 1:15 для ВФО, 1: 35 для ЗФО [14]. В дальнейшем данные нормы корректировались, но только в отношении ведущих университетов, имеющих особый статус, либо федеральных или же национальных исследовательских. Для них линейка соотношений по состоянию на 2015 г. имела следующий вид: 1:4 для ОФО; 1:6 для ВФО и 1: 12 для ЗФО [15]. Для подавляющего же большинства вузов РФ исходное соотношение не отменялось, однако планки 1:8 по ОФО достигнуть не удалось из-за высоких сопутствующих затрат, и на практике формирование штата ППС чаще всего осущест-
влялось с использованием ряда 1:10; 1:17 и 1:35. Приведение общего контингента к очной форме обучения осуществляется на его основе, приводящие коэффициенты при этом принимают значения: для ВФО - 10/17 = 0,59, для ЗФО - 10/35 = 0,28. Действующими стандартами предельная нагрузка студентов определена в 27 часов в неделю по ОФО и в 16 часов по ВФО, соотношение между ними - 0,59. Стандартная длительность учебного года составляет 35 недель, соответственно, предельная годовая нагрузка ОФО равна 945 часам. Предельный объем годовой нагрузки по ЗФО установлен на уровне 240 часов, или в отношении к ОФО - 0,25. Можно видеть, что используемые рабочие значения приводящих коэффициентов реалистично отражают соотношения объемов учебной работы по формам обучения. На их основе проведем расчет приведенной численности контингента студентов и далее вычислим численность студентов на один вуз - как общую, так и приведенную (рис. 8)
15 ■ I я:
1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020 2030 Годы
• Ряд1 Ряд2
Рис. 8. Общая и приведенная численность студентов на один вуз в РФ в 1965-2021 гг.
Из временных диаграмм видно, что оба показателя устойчиво растут в 1950-1967 гг., а после -испытывают циклические изменения в окрестности установившихся значений. Особенно выраженный характер эти изменения приобретают в 1990-2010 гг.: сначала имеет место снижение, вызванное взрывным ростом числа вузов в середине 90-х гг., в 1997 г. оно сменяется нарастанием - по мере постепенного увеличения контин-
гента новых вузов. Рост показателя продолжается до середины 2000-х гг. - в это время активно формируется общероссийская сеть ФУ и НИУ, работающих с большими контингентами студентов.
Рассмотрим статистические характеристики показателей на отрезке 1970-2021 гг. с целью определения степени выраженности их циклических изменений - табл. 5.
Таблица 5. Статистические характеристики общей и приведенной численности студентов на один вуз в 1970-2021 гг.
№ п/п Численность Статистические характеристики показателя
на один вуз Мах, чел. Мт, чел. Размах*, чел. МО, чел. СКО, чел. СУ,%. ДИ**верхн., чел. ДИнижн., чел.
1 Общая 6706 3629 3077 5621 789 14 5981 5262
2 Приведенная 4324 2716 1608 3883 469 12 4096 3669
*Вариационный размах показателя, определяемый как разница максимального и минимального значений; ДИверхн. и ДИнижн. верхняя и нижняя границы доверительного интервала средних значений показателя
Из ее материалов можно заключить, что ва-рьируемость у обоих показателей средняя (^=12^14%), границы доверительных интервалов для средних значений при доверительной вероятности 0,95 составляют 5262^5981 чел. для общей и 3669^4096 для приведенной численности. Временные тренды показателей (не приводятся ввиду ограниченности объема работы) имеют крайне низкую детерминацию = 0,001^0,06), при этом угловые коэффициенты уравнений линейных трендов свидетельствуют о возможном снижении общей численности на вуз в среднем на 2 человека в год, а приведенной - на 8 человек в год, что при средних значениях показателей 5,6 тыс. чел. и 3,9 тыс. чел. соответствует десятым долям процента. МО численности приведенного контингента на вуз (3883 чел. - строка 2) говорит о том, что для обеспечения качественного учебного процесса среднестатистический российский вуз должен располагать корпусом пПс в 388 сотрудников. Однако значение показателя в 2021 г. отличается от среднего - 4230 чел./вуз, с учетом числа вузов (710) общая потребность высшей школы в преподавателях может быть оценена в 300,3 тыс. единиц. По данным источника [8], в 2020 г. в системе высшего образования РФ численность ППС составляла 283,1 тыс., в т.ч. 223,1 тыс. - штатные сотрудники и 60 тыс. - внешние совместители (21% от общего числа). Формально требование по соотношению «преподаватели-студенты» выполняется на 94,3%, что в условиях высокой вероятности дальнейшего сокращения контингента обучающихся условно может считаться нормальным, однако значительная доля внешних совместителей (1 на 4-х штатных преподавателей) представляется неоправданно высокой. В современных условиях высоких требований к публикационной активности коллективов университетов внешние совместители зачастую выполняют роль «свадебных генералов», нередко - одновременно в нескольких вузах. Своими высокими наукометрическими показателями они улучшают статистику публикаций и цитирований коллектива, но в проведении занятий не участвуют. Такая практика негативно сказывается на качестве учебного процесса и компетентности выпускников [16]. Не случайно, соотношение «преподаватели-студенты»
является обязательным компонентом комплексной оценки, выставляемой участникам ведущих мировых и национальных университетских рейтингов [17]. По мнению авторов, корпус ППС вуза целесообразно на 90% комплектовать штатными сотрудниками, однако тематика настоящей статьи не предполагает обсуждения данного вопроса.
Заключение. Несмотря на сильные количественные изменения контингента студентов вузов РФ в 1950-2021 гг., вызванные кардинальными трансформациями национальной экономики, относительную стабильность на всем анализируемом временном интервале сохраняли доли ОФО и ЗФО в общей численности обучающихся. Независимо от внешних условий, границы доверительного интервала средних значений доли ОФО в среднем составляла 51^54%, а ЗФО - 37-39%, однако по данной форме обучения стабильность показателя была меньше, чем по очной. Таким образом, подтверждается важная роль ОФО («точка стабильности») в обеспечении устойчивой работы национальной системы высшего образования. Очное обучение является устойчивым лидером абитуриентских предпочтений у выпускников российских школ [18]. Доля ВФО, напротив, была очень нестабильной, изменяясь от 2,2% до 15,9%, т.е. практически восьмикратно. Рост показателя в 1950-1965 гг. объясняется создававшимися условиями для подготовки специалистов без отрыва от производства - обычной практикой тех лет было создание филиалов технических и технологических вузов на базе предприятий, что обеспечивало их работникам комфортные условия обучения в непосредственной близости от рабочего места [19]. Однако в дальнейшем востребованность данной формы обучения устойчиво снижалась - из-за объективной сложности посещения занятий как в вечернем, так и в очно-заочном варианте (группы выходного дня). Посещение 2-х пар четырежды в неделю после рабочей смены, либо 4-х пар в субботу и воскресенье после рабочей недели -нагрузка., которую трудно выдерживать на протяжении 5-6 лет. Однако в среднесрочной перспективе доля обучающихся по ВФО может возрастать - в связи с введенными в 2021 г. ограничениями на получение заочного образования для ряда категорий абитуриентов.
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
и
Проводимая Минобрнауки с 2010 г. политика сокращения числа вузов и контингента студентов, хотя и не встречает единогласной поддержки в университетском сообществе, тем не менее, имеет реальные основания. Она направлена на коррекцию перекосов в системе высшего образования, допущенных на начальном этапе перехода к рыночной экономике, в результате которых число вузов превысило 1100 (не считая многочисленных филиалов), а каждый двадцатый житель РФ являлся студентом [20]. Результатом данной политики стало приближение относительной численности студентов - 275 чел. на 10 тыс. населения к общеевропейскому уровню - 300^400.
Еще одной «точкой стабильности» для отечественной системы высшего образования выступает приведенная к ОФО численность студентов на один вуз - на протяжении более полувека (1970-2021 гг.) среднее значение показателя находилось в пределах доверительного интервала 3669^4096 чел. Расчеты обеспеченности вузов кадрами ППС, проведенные на основе приведенной численности студентов, показали удовлетворительные результаты (отклонение от нормы менее чем на 5%). При этом количество внешних совместителей представляется избыточным - 21% от общей численности ППС или же 1 совместитель на 4-х штатных преподавателей.
Материалы исследования могут быть полезны при прогнозировании количественных изменений студенческого контингента вузов РФ как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, поскольку основой анализа служили временные ряды большой длительности - от 50 лет и более.
Литература
1. Орлов В.В., Таточенко А.Л. Болонская система (процесс) в России: реализация, проблемы и решения. В сборнике: Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. С.70-84.
2. Скрынченко Б.Л. Изменения в системе профессионального образования в России на основе глобальной информатизации общества. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11-1. С. 118-122.
3. Орлов В.В. Проблемы развития высшего образования и науки в эпоху цифровизации экономики и пути ее решения. В сборнике: Актуальные проблемы образования и науки в эпоху цифровизации экономики и пути ее решения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2020. С. 61-77.
4. Скрынченко Б.Л., Тараканов А.В. Развитие технологий дистанционного педагогического образования в России в условиях пандемии коронавируса и возросшей востребованности
дистанционных образовательных технологий. В сборнике: гуманистические и социокультурные аспекты кризиса традиционных ценностей и социальных институтов: глобальный и региональный контуры новой реальности. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С.112-124.
5. Орлов В.В. Исторический опыт развития российской высшей школы в ХХ-ХХ1 вв. В сборнике: Государственная и частная высшая школа России в 1917-2017 гг.: вызовы и уроки столетия. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С.35-64.
6. Народное хозяйство РСФСР. Статистический ежегодник. 1956-1990 гг. Госкомстат РСФСР. Размещено на интернет-портале «ИСТМАТ - исторические материалы» [электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.org/ node/21356?ysclid=la9pf5ftap983026669
7. Российский статистический ежегодник. 19922022 гг. Статистический сборник. Росстат. Размещено на интернет-портале «ИСТМАТ - исторические материалы» [электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.org/node/21369?y-sclid=la9pxajpe9964417521
8. Индикаторы образования. 2007-2022. Статистический сборник. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Размещено на официальном сайте НИУ ВШЭ [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/io?ys-clid=la9q6unmgj352777825
9. Орлов В.В. Качественное высшее образование - инвестиции в будущее. В сборнике: Качественное высшее образование - надежные инвестиции в будущее. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Института государственного администрирования. 2019. С.79-87.
10. Тараканов А.В., Тышковский А.В., Уско-ва Д.Н. Капитал обучения и коммуникативная компетентность. В сборнике: Качественное высшее образование - надежные инвестиции в будущее. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Института государственного администрирования. 2019. С. 13-19.
11. Тараканов А.В., Тышковский А.В., Уско-ва Д.Н. Человеческий капитал и социальная ответственность: к вопросу о целевых компонентах высшего образования. В сборнике: Государственная и частная высшая школа России в 1917-2017 гг.: вызовы и уроки столетия. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С.17-27.
12. Тараканов А.В., Ускова Д.Н. Современное отечественное образование: социальная функция и социальный институт. В сборнике: Го-
сударственная и частная высшая школа России в 1917-2017 гг.: вызовы и уроки столетия. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 8-17.
13. Численность студентов в странах мира и России. Размещено на информационном портале «infotables.ru - справочные таблицы» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://info-tables.ru/statistika/74-demografiya-v-stranakh-mira/826-chislennost-studentov
14. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.03.87 г. № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве»
15. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования» (с изменениями и дополнениями)
16. Орлов В.В., Орлова Е.В. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ. Социологические исследования. 2016. № 8 (388). С. 149150.
17. Тараканов А.В., Таточенко И.М., Байгул-лов Р.Н. РЕЙТИНГ RAEX-100 КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 62-69.
18. Skrynchenko B.L., Melnichuk Y.A., Zhukova E.E. TRENDS IN PREFERENCES OF RUSSIAN SCHOOL GRADUATES: ANALYSIS OF EXAMINATION RESULTS. В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. С.1144-1149.
19. Безопасность цифровой среды в образовании / А.Н. Гончаренко, А.Н. Жавнеров, И.А. Гле-бова [и др.], 2020. - 159 с. - ISBN 978-1-00583576-7. - EDN QUIUUE.
20. Управление инновационной деятельностью в организациях: Учебное пособие с тестовыми заданиями / А.Е. Алексеев, Д.И. Воробьев, А.Ю. Дорофеев [и др.]. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2018. - 516 с. - ISBN 978-5-907049-208. - EDN YWYUIE.
RUSSIAN STUDENTS: A STATISTICAL VIEW THROUGH THE PRISM OF TIME
Kuraev A.N., Kusova I.U., Smorchkova V.P., Mikhalev A.P., Tatochenko A.L.
Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky; Russian Biotechnological University (ROSBIOTECH); Moscow State Regional University (MGOU); Institute of Public Administration
The article discusses the main quantitative changes in the student body of Russian universities in 1950-2021. The authors analyzed: the dynamics of the general and full-time education of the number of students; the share of full-time, evening (part-time) and part-time forms in the structure of the total number of students; the relative
number of students per 10,000 population and per university. For all considered indicators, statistical characteristics and trend equations are determined. The relative number of students in Russia and the countries of the world is compared. The modern problems of the domestic system of higher education in the staffing of the educational process are revealed. The results of the study can be used to predict the main quantitative characteristics of the student body both in the medium and long term.
Keywords: higher education, dynamics, number of students, number of universities, structure of the contingent, statistical characteristics, trend equations.
References
1. Orlov V.V., Tatochenko A.L. The Bologna System (Process) in Russia: Implementation, Problems and Solutions. In the collection: Problems of humanization and sovereignization of the Russian system of higher education: reforms, results, prospects. Collection of scientific works of the All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2022, pp. 70-84.
2. Skrynchenko B. L. Changes in The System of Vocational Education in Russia on the Basis of Global Informatization of Society. International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2018. No. 11-1. pp. 118-122.
3. Orlov V.V. Problems of the Development of Higher Education and Science in the Age of Digitalization of the Economy and the Ways of Its Solution. In the collection: Actual problems of education and science in the era of digitalization of the economy and ways to solve it. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. 2020. S. 61-77.
4. Skrynchenko B.L., Tarakanov A.V. Development of Technologies of Distance Pedagogical Education in Russia under the Conditions of the Coronavirus Pandemic and Increased Demand for Distance Educational Technologies. In the collection: humanistic and socio-cultural aspects of the crisis of traditional values and social institutions: global and regional contours of the new reality. Collection of scientific works of the All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2020, pp. 112-124.
5. Orlov V.V. Historical Experience of the Development of the Russian Higher School in the XX-XXI Centuries. In the collection: Public and private higher education in Russia in 1917-2017: challenges and lessons of the century. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. 2017. S. 35-64.
6. The national economy of the RSFSR. Statistical Yearbook. 1956-1990 Goskomstat of the RSFSR. Posted on the Internet portal "ISTMAT - historical materials" [electronic resource] Access mode: https://istmat.org/node/21356?ysclid=la9p-f5ftap983026669
7. Russian statistical yearbook. 1992-2022 Statistical collection. Rosstat. Posted on the Internet portal "ISTMAT - historical materials" [electronic resource] Access mode: https://istmat.org/ node/21369?ysclid=la9pxajpe9964417521
8. Indicators of education. 2007-2022. Statistical collection. National Research University Higher School of Economics. Posted on the official website of the Higher School of Economics [electronic resource] Access mode: https://www.hse.ru/primarydata/ io?ysclid=la9q6unmgj352777825
9. Orlov V.V. Quality Higher Education is Investment in the Future. In the collection: High-quality higher education is a reliable investment in the future. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Institute of Public Administration. 2019. S. 79-87.
10. Tarakanov A.V., Tyshkovsky A.V., Uskova D.N. Learning Capital and Communicative Competence. In the collection: High-quality higher education is a reliable investment in the future. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Institute of Public Administration. 2019. S. 13-19.
11. Tarakanov A.V., Tyshkovsky A.V., Uskova D.N. Human Capital and Social Responsibility: to the Question of Target Components of Higher Education. In the collection: Public and private higher education in Russia in 1917-2017: challenges and lessons of the century. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. 2017. S. 17-27.
12. Tarakanov A.V., Uskova D.N. Modern National Education: Social Function and Social Institution. In the collection: Public and
C3
о
CO
-a
I=i А —i о
C3 t; о m О от
З
ы о со
private higher education in Russia in 1917-2017: challenges and lessons of the century. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. 2017. S. 8-17.
13. The number of students in the countries of the world and Russia. Posted on the information portal "infotables.ru - reference tables" [electronic resource]. Access mode: https://infotables. ru/statistika/74-demografiya-v-stranakh-mira/826-chislennost-studentov
14. Decree of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of March 13, 1987 No. 325 "On measures to radically improve the quality of training and use of specialists with higher education in the national economy"
15. Decree of the Government of the Russian Federation of March 17, 2015 No. 234 "On the ratio of the number of employees of the teaching staff and students of educational institutions of higher education" (as amended)
16. Orlov V.V., Orlova E.V. Problems of Increasing the Quality of Training and Competence of Graduates. Sociological research. 2016. No. 8 (388). pp. 149-150.
17. Tarakanov A.V., Tatochenko I.M., Baigullov R.N. Raex-100 Rating as a Tool for Assessing the Competitiveness of Russian Universities in the Global Education Market. Modern pedagogical education. 2022. No. 5. S. 62-69.
18. Skrynchenko B.L., Melnichuk Y.A., Zhukova E.E. Trends in Preferences of Russian School Graduates: Analysis of Examination Results. In the collection: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2020. S. 1144-1149.
19. Security of the digital environment in education / A.N. Gon-charenko, A.N. Zhavnerov, I.A. Glebova [and others], 2020. -159 p. - ISBN 978-1-005-83576-7. - EDN QUIUUE.
20. Management of innovation activity in organizations: Textbook with test tasks / A.E. Alekseev, D.I. Vorobyov, A. Yu. Dorofeev [and others]. - Kursk: Closed Joint Stock Company "Universi-tetskaya kniga", 2018. - 516 p. - ISBN 978-5-907049-20-8. -EDN YWYUIE.
o d
u