Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ АРХАИЧЕСКОГО МИФА: ОТ ШАМАНИЗМА К ФИЛОСОФСКОМУ И ПОЭТИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ'

ТРАНСФОРМАЦИИ АРХАИЧЕСКОГО МИФА: ОТ ШАМАНИЗМА К ФИЛОСОФСКОМУ И ПОЭТИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИКА / МИФ / РЕЛИГИЯ / СУГГЕСТИЯ / КОНТРСУГГЕСТИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРОФАННЫЙ ШАМАНИЗМ / САКРАЛЬНЫЙ ШАМАНИЗМ / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Римский В. П., Римская О. Н.

Авторы продолжат серию статей, в которых исследуются истоки и формы генезиса мифа, как первичной формы ментальности [19; 20; 21; 22; 23; 25], и дополняют собственные исследования, в которых выявлены предпосылки первичной религиозно-философской рефлексии, в том числе феномена «античного шаманизма» [24]. В данной статье рассматривается формирование шаманизма, как древнего социокультурного института, в двух его формах - профанной и сакральной, в которых происходила трансляция и трансформация архаической мифологии в новых социокультурных условиях становления неолитических сообществ и первых региональных цивилизаций. Ментальные и социокультурные изменения обусловили появление первичных форм мифопоэтического творчества и религиозно-философской рефлексии. Эти культурно-исторические предпосылки легли в основание творчества античных философских школ, сохраняя многие шаманистские стереотипы в деятельности и мышлении первых философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF ARCHAIC MYTH: FROM SHAMANISM TO PHILOSOPHICAL AND POETIC CREATION

The authors continue the series of articles, which explore the origins and forms of genesis of myth as a primary form of mentality [19; 20; 21; 22; 23; 25], and complement their own research, which reveals the prerequisites of primary religious and philosophical reflection, including the phenomenon of «ancient shamanism» [24]. This article considers the formation of shamanism as an ancient socio-cultural institution in its two forms - profane and sacral, in which the translation and transformation of archaic mythology took place in the new socio-cultural conditions of the formation of neolithic communities and the first regional civilizations. Mental and sociocultural changes determined the appearance of primary forms of mythopoetic creativity and religious-philosophical reflection. These cultural-historical preconditions formed the basis of the creativity of ancient philosophical schools, preserving many shamanistic stereotypes in the activity and thinking of the first philosophers.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ АРХАИЧЕСКОГО МИФА: ОТ ШАМАНИЗМА К ФИЛОСОФСКОМУ И ПОЭТИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 1:291.2(38)

ТРАНСФОРМАЦИИ АРХАИЧЕСКОГО МИФА: ОТ ШАМАНИЗМА К ФИЛОСОФСКОМУ И ПОЭТИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

В.П. Римский1), О.Н. Римская2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры ^Белгородский государственный национальный исследовательский университет

1)е-mail: rimskiy@bsu.edu.ru 2)е-mail: olgarimskaja@rambler.ru

Авторы продолжат серию статей, в которых исследуются истоки и формы генезиса мифа, как первичной формы ментальности [19; 20; 21; 22; 23; 25], и дополняют собственные исследования, в которых выявлены предпосылки первичной религиозно-философской рефлексии, в том числе феномена «античного шаманизма» [24]. В данной статье рассматривается формирование шаманизма, как древнего социокультурного института, в двух его формах - профанной и сакральной, в которых происходила трансляция и трансформация архаической мифологии в новых социокультурных условиях становления неолитических сообществ и первых региональных цивилизаций. Ментальные и социокультурные изменения обусловили появление первичных форм мифопоэтического творчества и религиозно-философской рефлексии. Эти культурно-исторические предпосылки легли в основание творчества античных философских школ, сохраняя многие шаманистские стереотипы в деятельности и мышлении первых философов.

Ключевые слова: архаика, миф, религия, суггестия, контрсуггестия, социокультурный институт, профанный шаманизм, сакральный шаманизм, религиозно-философская рефлексия, мифопоэтическое творчество.

Современные палеоэкологические исследования пересматривают глубоко укоренившиеся, чуть ли не априорные суждения антропологов начала ХХ века о том, что первобытные люди влачили жалкое

полуголодное существование в вечных поисках пищи и борьбе с природой, а мышление их было примитивным, иррациональным и нелогичным.

Опровергая подобные интерпретации первобытности, советский антрополог В.Р. Кабо в своё время отмечал, что первобытные сообщества вовсе не были беспомощными в «борьбе с природой», даже проживая в экстремальных условиях, и писал: «Условия, в которых жили палеолитические общества, также были различными, но в целом более благоприятными, чем условия, в которых живут современные охотники и собиратели. Мнение, что жизнь первобытного общества протекала в жестокой борьбе за существование, является преувеличением» [11, с. 153]. Пластичные этнокультурные организмы на базе дуальноэтнических отношений, как первичных социальных, даже в периоды движения ледников успешно обеспечивали безопасность жизнедеятельного человека.

Вероятно, что только при резких экологических колебаниях (послеледниковые потопы и т. п.) происходили какие-то глубокие изменения в демографических структурах и в системах присваивающей экономики раннего неолита, которые при стабилизации природной среды приводили к обновлению социальных механизмов и производственных технологий. Изготовление микролитов и сложных составные орудий, изобретение лука и первых лодок, одомашнивание животных и примитивная селекция дикорастущих растений - всё это формировало предпосылки перехода от «адаптивной», присваивающей экономики первобытности к производящей экономике как первых региональных цивилизаций.

Столь же эффективной была и мифологическая ментальность, которая явилась исходной формой производства идеального, рационально-внерациональной, «синкретичной», а точнее -недифференцированной, «чреватой» в будущем развитии человечества многообразными формообразованиями сознания. Эту специфику мифологического «синкретизма» можно определить, лишь проследив сложный метаморфоз мифа в структурах первичных социокультурных сообществ, как мы показали в предыдущих статьях. Миф являлся внутренним идеальным моментом бытия телесности, нейрофизиологии и общения человека, существовал в движении форм материально-

предметной и знаково-символической деятельности, общественно-коллективной и индивидуальной. Такой подход и позволяет определить специфику таких мифологических формообразований как категории мышления, фетишизм и тотемизм, магия и обряд. Все эти формы идеального воплощались в мифологических образах и в знаково-символических системах. Именно в мифологических образах происходил синтез рационально-эстетических, нормативно-волевых, нерационально-волевых и иррационально-иллюзорных элементов.

Ограниченность и стихийность натурального образа жизни определяли и тот факт, что рационально-эстетический, содержательный момент первобытного мифа выступал в иррационально-иллюзорной форме, облекаясь в фантастические образы. С другой стороны, магический ритуал, регулировавший и компенсировавший в первобытности стихийные сферы производства и общения, имел часто утилитарное, рационально-практическое значение: транслировал навыки предметно-практической деятельности и организовывал формы общения индивидов. Магические ритуалы составляли лишь часть обрядовой деятельности первобытного человека: обряд возник в начале человеческой истории как одна из знаково-символических систем наряду с речью, музыкой, графикой, танцем, жестом и был связан с «производством» первобытной мифологической ментальности.

Рационально-эстетические и познавательно-рациональные, «логические» моменты мифа надо искать в первую очередь не в хитросплетениях мифологем (Леви-Стросс), не на поверхности мифологических образов, а в глубинах человеческой деятельности (материальной и духовной), обусловившей специфическую категориальность первобытного мышления. Первобытный человек в процессе деятельности осваивал реальные пространственно-временные отношения природных предметов и процессов, каузальные связи, качества предметов и количественные пропорции и т. д. Специфика предметно-практической деятельности в рамках присваивающей экономики (натуральное производство) обусловила выдвижение в образах психики первобытного человека на первый план категорий пространства и времени, подчиненное функционирование категорий причинности, качества, количества в формах «априорного созерцания». Это подтверждают и психологи: «На основе регистрации перцептивных

связей во времени и пространстве, а также их фиксации в памяти (что является вполне доступным элементарным актом научения), становится возможным познание регулярных зависимостей между событиями» [10, с. 156]. Господство форм созерцания в мифомышлении объясняет и такой признак генетической логики как безразличие к противоречию.

Формы чувственности и созерцания - столь же необходимые способы познания, как и понятия, что метафизически и уловил И. Кант в своей «Критике чистого разума». Аффекты и эмоции, мифологические образы, а тем более «трудовые реакции» первобытного человека - это и есть первобытное мышление во всей целостности и специфической логичности, мифомышление. А.Ф. Лосев в своих ранних трудах обосновывал идею «оборотнической логики» мифа [14], которая перекликается с исследованием Леви-Строссом феноменов медиации бинарных оппозиций и бриколажа в мифомышлении. Интересно, что в своих поздних работах А.Ф. Лосев отошел от чистого гносеологизма в исследовании мифа [15], подчеркивая коммуникативную функцию языка (речевую).

И действительно, можно ли только в бинарных оппозициях, снимаемых посредством медиации (прогрессивного посредничества), видеть специфику чувственного, мифологического мышления? Уже в теории мифа Шеллинга в качестве основной формообразующей структуры мифологии рассматривался принцип порождения, генезиса, генеалогии - это все модификации оборотничества, метаморфоза как логической структуры мифа [30; 31]. Это было специфическая логика познания мира «из начал», закреплённая в том числе в первичных тотемических классификаторах и сохраняющаяся в формах первичной философской рефлексии, о чём писал А.В. Потёмкин: ««Брахман», «атман», «первичное яйцо», «первичный холм», «священная корова», «олень-золотые рога», «мировое дерево», «дао», «пуруша», «берешит», «рыба-кит» - вот двойники греческого «архэ», с которыми сталкивается каждый, кто принимается за изучение мифов или «древних философий» [18, с. 138]. Ф. Кликс также дал понимание того, что в архаическом мышлении принцип порождения (архэ) под оболочкой магической фантастики содержал предпосылки будущего каузального рассуждения: «Но за всей их мистической подоплекой многие этнологи, изучавшие особенности магического мышления, упустили из виду, что

одновременно речь идет о процессах вывода, за которыми скрывается попытка установления отношения «если... то...». Иными словами, было упущено из виду, что в магическом мышлении содержится предпосылка строгой каузальности» [10, с. 162].

Прогресс мышления был связан и с изменением высших психических функций и речевого общения. Развитие речи как второй сигнальной системы на этой стадии, вероятно, позволило стабилизировать психические структуры первобытных людей, привело к дальнейшему усилению функциональной асимметрии мозга. В этот период многие мифологические ритуалы начинают исчезать или трансформироваться как способ регулирования психики (коллективной и индивидуальной) и производства идеального в символах мифа в подчиненные действия и операции в структурах специализированных и усложненных форм деятельности: производственной, семейно-брачной, обменной, обрядовой. Хотя ритуалы, речения, ношение фетишей все еще оказывают положительное суггестивное действие на индивида, организуя его жизнедеятельность, волю и целенаправленность, но они все более и более приобретают форму магии, заговора, молитвы и т.п., т.е. символических действий, лишенных каких-либо утилитарных приложений и самоценности.

Совершенствование структур первобытной общины приводило к некоторому обособлению сфер деятельности: регламентирование отдельных и последовательных хозяйственных работ, закрепление их за специальными группами и индивидами, отделение от них во времени и пространстве коллективных и семейных обрядов и ритуалов, семейно-брачных обменов и обменов с соседними общинами (это отражено, например, в разделении промысловой (племенной и общинной) территории и тотемических (родовых) центров у австралийских аборигенов. Ритуальная деятельность становится подчиненной в этих структурах.

Таким образом, «синкретизм» первобытного мифа заключался не в том, что здесь имелись зародыши «религии», «искусства», «знания», «морали». Мы не можем в «чистом виде» выделить религиозные формы сознания или рационально-логические. Первобытное мышление пользуется мифологическими образами, носителями которых практически были одни и те же индивиды и социальные группы. Можно

говорить лишь о потенциях, «естественных» предпосылках, сыром «материале» таких зрелых форм сознания и культуры как религия, искусство, мораль, знание. Миф выполнял две основные функции: императивно-коммуникативную (психологический механизм суггестии) и познавательно-интеллектуальную (контрсуггестия), на что указывал Б.Ф. Поршнев в своих интерпретациях палеопсихологии [16; 17].

Вероятно, усиление в хозяйственном механизме тенденций перехода к производящей или специализированной присваивающей экономике привело к увеличению прибавочного продукта, обмену продуктами и разделению труда между соседними общинами и племенами (в неолите они окончательно оформились), к усилению экономической роли военных столкновений. Появляются собственно парные семьи или полигамные с доминированием мужчин, окончательно оформляется и отражается в тотемических мифологических образах институт рода, совершенствуются обменные брачные системы. Обрядовые функции, магические ритуалы и мифологические циклы женских и мужских групп еще более специализируются, но при оттеснении женских на второй, часто семейный план и выдвижении мужских на роль общинных и племенных. Исполнение племенных ритуалов, регулирующих хозяйственные и демографические циклы, оформляется в праздник.

Л.А. Абрамян в своё время очень детально разобрал один из «бродячих» мифологических сюжетов, встречающихся в разных концах света, о некоем «перевороте», благодаря которому мужчины хитростью присвоили себе все тайные знания и ритуалы, некогда принадлежавшие женщинам. Стоит отметить, что исключение женщин из ритуала, не являющееся абсолютным, выполняло определенную эмоционально-психологическую и регулятивную функцию (наличие «непосвященных») в структуре праздника: именно во время праздника наиболее отчетливо проявляется дихотомическое строение коллектива, но в то же время осуществляется и наибольшее «взаимопроникновение» половин и выявляется наибольшая аморфность общей картины, что способствовало достижению единства группы [1]. В этом историческом промежутке начинается закрепление за старейшими членами родовых общин (стариками и старухами) функций социальной памяти и регулирования жизнедеятельности коллективов - складывается родовой институт

стариков. В нем и рядом с ним начинают выделяться вожди. Возможны различные исторические формы этого явления: дуальные оппозиции типа «сакральный - профанный (военный) вождь» или «вождь (военачальник) - жрица (родоначальница)», связанные с первобытным этнокультурным дуализмом; соединение всех руководящих функций в одном лице, опирающемся на институт стариков.

Изучение работ В.Г. Богораза, С.Н. Давиденкова, Е.А. Крейновича, Г.В. Ксенофонтов, Л.Я. Штернберга [3; 4; 7; 8; 9; 32], этнографических материалов, текстов палеоазиатской мифологии и их соотнесение с трудами по сравнительно-исторической культурологии позволили нам ещё в 1983 году ввести понятия «профанный (мирской) шаманизм» и «сакральный (священный) шаманизм» [21; 23]. В недавней статье мы рассмотрели феномен шаманизма более обстоятельно [24] и показали, опираясь на работы Л.Я. Штернберга и С.Н. Давиденкова о психопаталогических практиках шаманизма, роль этого института в становлении первичных форм религиозно-философской рефлексии. Развитие речи и мышления (логоса) и начало их освобождения из целостного мифологоса постепенно привели к укреплению психики первобытных людей (гармонизации двух сигнальных систем). С этим и связано выделение в структурах первобытных социумов особых групп людей и индивидов (старики, вожди и родоначальники, шаманы), которые получили дополнительные функции воспроизводства мифомышления и психотерапевтической «организации неврозов» (С.Н. Давиденков) в особой, несколько обособленной от производства и быта сфере.

Следует отметить и синкретизм (полифункционализм) этих двух форм шаманизма. Полифункциональность шаманов могла совмещаться в одном лице и распределяться между отдельными индивидами. У общин, развивших на основе матрилинейного счета родства матриархальные формы дуальноэтнических отношений, наблюдалось наличие женщин-шаманок, еще более полифункциональных: в их ведении был ритуалы, связанные с хозяйственными нуждами, продолжением рода и сексуальными отношениями, половозрастные инициации, контроль за соблюдением традиций, распределение запасов пищи, обряды болезни и смерти, изготовление и хранение предметов ритуала и т. д. С дальнейшим усложнением неолитических сообществ и появлением развитого

патриархата женщины-шаманки не исчезают, а занимают место рядом с мужчинами-шаманами в структурах усложнившегося и специализированного института шаманства.

В этот период религиозный, иллюзорно-магический и фантастический элемент первобытного сознания развился в религиозный анимистический миф, который опирался на ритуал, так как последний, обладая повышенным эмоционально-психическим воздействием на индивида, способствовал некритическому усвоению нормативов. Эта опора на ритуал получает развитие в религиях древних цивилизаций, которые используют словесный миф в его рационально-эстетической значимости и отводят ему роль комментария культового обряда. Становящаяся религия использует все - рациональные и внерациональные - потенции мифа, содержит в форме сакральной мифологии ряд непреходящих духовных ценностей (знание, фольклор, элементы морали, правовых норм и т. п.). Данные элементы вторичного, религиозного синкретизма были продуктом религиозного познания действительности, но часто они возникали и в русле мирской мифоэпической традиции.

Период анимизма во всех своих конкретно-исторических модификациях - период длительный, упирающийся корнями в хтоническую, зооантропоморфную и экологическую мифологию, ограниченную мирком племенной территории (родовые селения, лес и поле, горки и речки, видимый замкнутый над ними небосвод) и связанную с «классическим» шаманизмом. Вершина же этого анимистического периода держит на себе развитую мифологию политеизма, которая уже формировала первичные антропоморфные и социоморфные картины мира. Это и был действительный базис генезиса и формообразования на почве племенных мифологий развитых религиозных систем, началом институализации религии. Именно здесь появился сверхъестественный, транцендентный мир,

противопоставленный миру общины. Это внешне выразилось в создании священных храмов, которые возвышались или в центре поселения, или выносились в священные рощи и на священные горы, как у греков или славян.

В последнем случае интересна параллель с тотемическими центрами австралийских аборигенов, которые не совпадают с

хозяйственной территорией и бытовыми стоянками. Эти и другие этнографические параллели позволяют нам заключить, что современные, «остывшие» первобытные племена все без исключения достигли форм развития сознания, стадиально приближающихся к историческим первичным цивилизациям. Их ритуалы и мифы, как способ скрепления консервативных, стагнирующих социальных отношений, обременены гипертрофированной фетишистской функциональностью, суггестией. Это и затрудняет исследование специфики первобытного мифа.

Для обществ «прогрессивных» этот период генезиса собственно религии на почве анимистической родовой мифологии можно назвать доинституциональным, когда еще не произошло обособление религии в формах и институтах духовного производства, организующего массовое сознание в особую форму. Период институционального, органического развития религии в особой форме стадиально совпадает с первичными цивилизациями типа азиатского способа производства и с появлением государств. В частных (исторических, этнографических, фольклорных и т. д.) разработках описание духовной культуры этих периодов представлено огромным материалом, охватить который не смог бы и специальный институт. Чтобы рассмотреть формы институализации религии, обратимся вновь к ее доинституциональному периоду - к сакральному и профанному шаманизму, проследим его культурно-исторические трансформации.

Появление шаманизма в качестве первичного социокультурного института явилось одним из главных условий отделения духовного производства от материального, появления сознания в особых формах и структурах, отличных от повседневной жизнедеятельности. Сакральное шаманство, выполняя функцию воспроизводства в идеальной форме отношения «они - мы» и перенос старой мифологической системы наряду с новым мифотворчеством на трансформированную социальную почву, мало уделяло внимания развитию словесного элемента мифологии. Вербальный текст в основном обслуживал только эзотерические сакральные ритуалы.

В.Н. Топоров пишет: «Не случайно, что смысл жизни и ее цель человек космологического периода видел именно в ритуале, основной общественной и экономической деятельности человеческого коллектива... Стержневое место ритуала в жизни архаических

коллективов (по имеющимся сведениям, «праздники» могли занимать половину времени) вынуждает признать, что в мифопоэпическую эпоху основой религии, ее нервом является именно ритуал, таинство, священнодействие. Мифология как таковая в этой ситуации занимает периферийное место: она обслуживает сферу прецедента и мотивировок, иногда она выстраивает свой относительно полный ряд параллельно ходу ритуала, но этот ряд всегда реализуется в форме, напоминающей словесную отсылку, комментарий, своего рода сноску» [26, с. 17, 18]. Но мы не согласны, что «именно ритуал выступает как своего рода колыбель изобразительного искусства в его синкретической форме» [26, с. 18] - в сакральной сфере эстетический момент перегружен суггестивной функцией. Здесь нет эстетической дистанции самосознания, продуцируется полное растворение в «мы» религиозной общины и подчинение транценденции в абсолютной вере. Основная фигура здесь на выходе в институциональные формы религии - царь-жрец (иногда в паре с царицей-жрицей) в окружении иерархии жрецов и придворных священников, родных «братьев» первобытных шаманов.

Социально-психологически фигура царя-жреца - важный суггестивный фактор. «Авторитет, - пишет Б.Ф. Поршнев, - это как бы внесение в данную общность чего-то неодинакового с нею, отличающегося от остальных, в известном смысле внешнего. Доверие к этому авторитету остальных членов общности колоссально увеличивает возможность сплочения данной общности, ее противопоставления другим общностям» [16, с. 164]. Поэтому в архаических организмах столь ритуализируется обособление царя - «один» противостоит «всем». Однако полная изоляция «авторитета» никогда не достижима: «Но «заражение» свойствами авторитета, распространяющееся внутри общности, лишает авторитет исключительности его положения... Чтобы предотвратить этот финал, в древних обществах особые прослойки, или касты, приближенных, жрецов, аристократов прилагали специальные усилия, чтобы не допустить имитации правителя простыми членами общности» [16, с. 165], Десакрализация царя предотвращается нормированной дозой контрсуггестии - «выпусканием паров». Это достигается ритуальным осмеянием царя, его унижением - последующее его возвышение к богу усиливает суггестию «избранника» в его воздействии на «смертных». В этом же ряду стоит «калиф на час» (шут-

царь, трикстер) или его статуи, замещающие в ритуале заклания богу или осмеяния сакрального царя: об этом писал Дж. Фрэзер в «Золотой ветви» [29], а культурно-семиотические модели применительно к средневековью виртуозно исследовал М.М. Бахтин [2].

Здесь мы также сталкиваемся с производством эзотерических мифов (мифов для избранных). Первоначально «избранными» становятся вождь с боевой дружиной (на Руси певцы типа Баяна сопровождали дружины князей), а затем царь (мирская, военная функция) в окружении двора. В условиях греческого полиса эта прослойка остается фактически свободной, хотя даже Платон призывался ко двору сиракузских тиранов, где его ожидала не только милость, но и гнев сильных этого мира -противоречивый удел «интеллигенции» во все времена. Творчество Платона во многом сохраняет черты архаического творчества шамана-певца: соединение мифотворчества и рациональной рефлексии над знанием, словом, деятельности художника и философа. Характерен и миф об «избрании» Платона богами - пчелы свили в его устах гнездо (о Платоне будет другая статья).

В условиях структурирования общества появляются не только такие специфические группы людей, как шаманы, колдуны, маги, пророки, но и «светские» знатоки-умельцы, знахари-врачеватели, аэды, рапсоды, поэты, мудрецы-софосы, в деятельности которых элементы первобытного мифа трансформируются, порой неожиданно и причудливо переплетаясь, в относительно обособленные формообразования мифа -мирской, профанный и сакрально-религиозный миф.

Развитие мышления, знания, нравственности и эпоса как эстетического феномена осуществлялось в форме мирского мифа, который воспроизводился в деятельности знатоков-умельцев, поэтов-аэдов, стариков-мудрецов и т. д.

В их деятельности основное место начинает занимать производство новых, не мифологических идей - «миф» уступает место «логосу» как разуму, начинается создание предпосылок понятийно-теоретического мышления, искусства и морального сознания, которые обретают духовную реальность своего бытия именно на почве религии. Именно в этих формах осуществляется дальнейшая институализация искусства и философии. И.М. Тронский писал о первичных формах поэтического творчества: «Содержанием песни аэда служат «деяния мужей» и богов,

т. е. мифологические сказания о богах и героях, которые представляются не вымыслом певца, а истиной, действительной историей. Мифологическое прошлое - прообраз для настоящего, и певец, «чаруя» слушателей, одновременно является их воспитателем. Дар песнопения понимается как «знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Аэд начинает свою песню обращением к Музе с просьбой вещать его устами» [27, с. 47]. В древнеарийской культуре певцы принадлежали чаще всего к жреческим родам, существовали даже «корпорации» поэтов, которые и были хранителями «вед». «Слово веда, - пишет Т.Я. Елизаренкова, - этимологически родственно русскому ведать, ведун и означает - «священное знание». Такое знание включало в себя все сведения человека того времени о богах и людях, о космосе и земле, о ритуале жертвоприношений, магических обрядах, социальной структуре, общественной и частной жизни, конкретных науках и поэзии. Это было одно общее, нерасчлененное знание, выражаемое с помощью Священной Речи, знание тайное, доступное только посвященным» [6, с. 7]. «С поэтом связана функция памяти, - как бы дополняет ее В.Н. Топоров, опираясь на структурно-функциональный анализ архаической мифологии, -видения невидимого - того, что недоступно другим членам коллектива, -и в прошлом, и в настоящем, в будущем. Поэт как носитель обожествленной памяти выступает хранителем традиций всего коллектива» [26, с. 20].

Уточняя культурно-исторический статус творчества Гомера и Гесиода и вообще всей мифоэпической традиции, можно отметить, что представления о богах, которые содержатся в эпических поэмах, нельзя прямо объявлять «религиозными представлениями» античности и «гомеровской религией». Эпическая поэзия Гомера и Гесиода была слабо связана с античной ритуализированной религией - она осознавалась в античности уже как продукт индивидуального художественного творчества. Но именно из продуктов творчества поэтов-софосов типа Гомера и Гесиода и вырастала античная натурфилософия.

Поэт творит слово, но это ещё слово мифологическое, которое развивает все потенции оборотнической, стихийной (диалектической) логики преодоления противоречий через посредничество (дипластии и трикстеры) и бриколаж: «Цель этой стратегии - усвоить себе хотя бы часть внеположенного мира путем организации, упорядочения его с

перераспределением между сферами природы и культуры в направлении последней, т. е. от непрерывного к дискретному... В архаических традициях, - отмечает В.Н. Топоров, - поэтический текст, слово, как и вселенную в космологических мифах, «строят», «вытесывают», «куют», «плетут», «ткут», «лепят» и т.п. (элементарные термины производства)» [26, с. 21, 22]. В мифопоэтических формах будут создаваться и космологии первых натурфилософов, которые осуществляли рефлексию над языком и мышлением, то есть первичную философскую работу.

Однако выделение мирского и сакрально-религиозного мифа как основных формообразований в структуре зрелого архаического сознания на стадии его разложения еще не означает, что они непосредственно трансформируются в религиозные системы или в формы искусства, морали, знания и философии. Здесь мы имеем дело с предпосылками развивающегося, «варварского» сознания. Это уже не те естественные предпосылки, которые мы выделяли в глубинах первобытной мифологии, а предпосылки исторические, положенные всем ходом культурного развития человечества. Они и служат исходным материалом в образовании сложных духовных, идеальных формообразований культуры и сознания.

И одни и те же элементы мирского мифа (рациональный, эстетический, нормативный) в конкретно-исторических условиях могли включаться в становление различных формообразований сознания. Древнегреческий эпос послужил не только материалом античного искусства, но подвергся рациональной обработке и рефлексии в греко-римской философии, которая и нанесла удар по примитивно-мифологическим представлениям «суеверного народа», расчистив духовную дорогу для победного шествия христианства.

Совсем другая судьба оказалась у мифоэпических формообразований сознания древних иудейских племен. Древнесемитский эпос и фольклор, будучи по своей природе продуктами художественной фантазии и рационального мышления древних евреев и родственных им народов, подвергались канонизации в иудейском монотеизме и составили существенную часть Ветхого завета, т. е. включились в функционирование зрелой формы религиозного сознания, первоначально ветхозаветного иудаизма, а затем и христианства.

Список литературы

1. Абрамян, Л. А. Первобытный праздник и мифология. Ереван: Изд-во АН Арм. СР, 1983. 231 с.

2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худ. лит., 1990. 543 с.

3. Богораз, В. Г. К психологии шаманства у народов северо-восточной Азии. М.: Типогр. Импер. Моск. Ун-та, 2010. 36 с.

4. Давиденков, С. Н. Психофизиологические корни магии // Природа. 1975. № 8. С. 68-78.

5. Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. М.: Худ. лит., 1984. 270 с.

6. Елизаренкова, Т. Я. Древнейшие памятники индийской литературы // Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. М.: Худ. лит., 1984. С. 5-28.

7. Из архива. Избранные труды В. Г. Богораза по шаманству (1934-1936 гг.) / подгот. М. М. Шахнович, Е. А. Терюковой; [примеч. М. М. Шахнович]. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 464 с.

8. Крейнович, Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: Наука, 1973. 495 с.

9. Ксенофонтов, Г. В. Шаманизм. Избранные труды. Публикации 19281929 гг. Якутск: Север - Юг, 1992. 320 с.

10. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. 302 с.

11. Кабо, В. Р. Первобытное общество и природа // Общество и природа. М., 1981. С. 149-158.

12. Кабо, В. Р. Природа и первобытное сознание // Природа. 1981. № 8. С. 88-95.

13. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

14. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.

15. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. 480 с.

16. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232 с.

17. Поршнев, Б. Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М.: Наука, 1971. С. 7-35.

18. Потемкин, А. В. Проблемы специфики философии в диатрибической традиции. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1980. 160 с.

19. Римская, О. Н. Проблема мифа и религии в свете школы мифоведения А. В. Потёмкина // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. 2017. № 3 (15). С. 112-118.

20. Римская, О. Н., Римский, В. П. Миф в первобытных культурных сообществах // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. 2021. № 3 (31). С. 93-108.

21. Римский, В. П. К проблеме генезиса религии // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1983. № 1. С. 55-60.

22. Римский, В. П. Миф и религия. К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. Белгород: Крестьянское дело, 2003. 184 с.

23. Римский, В. П. Проблема соотношения мифа и религии (методологический анализ): автореферат дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.01. Ростов-на-Дону, 1985. 21 с.

24. Римский, В. П., Аотегенхуар, Сум Бэр. Античный шаманизм и миф у истоков философско-поэтического дискурса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2 (101). Май-июнь. С. 64-81.

25. Римский, В. П., Насу, Симора, П. У. Антропогенез, этногенез и происхождение сознания // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. № 1 (37), март 2021 г. С. 19-35.

26. Топоров, В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М.: Наука, 1982. С. 8-40.

27. Тронский, И. М. История античной литературы. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Высш. школа, 1983. 464 с.

28. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. 605 с.

29. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

30. Шеллинг, Ф. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф. В. И. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. С. 160-374.

31. Шеллинг, Ф. Философия искусства. М. : Мысль. 496 с.

32. Штернберг, Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции / под ред. и с предисл. Я. П. Алькора. Ленинград: Изд-во института народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1936. 572 с. : ил.

TRANSFORMATIONS OF ARCHAIC MYTH: FROM SHAMANISM TO PHILOSOPHICAL AND POETIC CREATION

V P. Rimsky1), O.N. Rimskaya2)

1,2) Belgorod State Institute of Art and Culture 1)Belgorod State National Research University 1)e-mail: rimskiy@bsu.edu.ru 2)e-mail: olgarimskaja@rambler.ru

The authors continue the series of articles, which explore the origins and forms of genesis of myth as a primary form of mentality [19; 20; 21; 22; 23; 25], and complement their own research, which reveals the prerequisites of primary religious and philosophical reflection, including the phenomenon of «ancient shamanism» [24]. This article considers the formation of shamanism as an ancient socio-cultural institution in its two forms - profane and sacral, in which the translation and transformation of archaic mythology took place in the new socio-cultural conditions of the formation of neolithic communities and the first regional civilizations. Mental and sociocultural changes determined the appearance of primary forms of mythopoetic creativity and religious-philosophical reflection. These cultural-historical preconditions formed the basis of the creativity of ancient philosophical schools, preserving many shamanistic stereotypes in the activity and thinking of the first philosophers.

Keywords: archaic, myth, religion, suggestion, countersuggestion, sociocultural institution, profane shamanism, sacral shamanism, religious-philosophical reflection, mythopoetic creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.