В.А. ГЕРТ, С.В. КОРОЛЁВА (Екатеринбург)
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Организация социальной адаптации детей в ДОУ происходит в отношениях «взрослый - ребенок», которые отличаются тенденцией развития к трансдисциплинарной форме командной работы педагогов, специалистов, родителей с детьми. Достижение целостности и цикличности актов взаимодействия «взрослый - ребенок» в раннем возрасте происходит в смысловом пространстве их предметных посредников в предметно-манипулятивной и игровой форме на уровне мышления, отношений, действий и эмоций. Апробация трансдисциплинарной формы в ДОУ позволила достичь ценностно-целевого единства совокупного «взрослого» и обеспечить необходимые компоненты деятельности для успешных актов взаимодействия в процессе социальной адаптации.
Ключевые слова: акт взаимодействия «взрослый -ребенок», трансдисциплинарная форма командной работы, смысловое пространство, предметные посредники взаимодействия, ведущий вид деятельности в социальной адаптации.
Условия жизни детей опираются на опред-меченную деятельность и смыслы прошлых поколений. Существование предметных посредников во взаимодействии взрослых и детей - это неоспоримый факт, который надо не только постоянно иметь в виду, но и исходить из него в построении моделей коммуникативных взаимодействий. Предыдущая опредме-ченная деятельность представлена в качестве средств и преобразования новых предметов деятельности и взаимосвязи между людьми. В отношениях «взрослый - ребёнок» предметнопродуктивная деятельность ребёнка - это не самостоятельный вид деятельности, а одна из составляющих более сложного целого, один из видов опосредования взаимодействия взрослого и ребёнка.
Предмет, опосредующий взаимодействие между двумя людьми, имеет индивидуальное начало (авторство), в нём индивидуальностью инициатора взаимодействия заложен адресный смысловой посыл. Это предметно выраженный запрос (вопрос) для другого, ко-
торый способен (готов) ответить. Предмет -это источник ответного смысла и слова, чувства и действия. Предмет создает осмысленную ситуацию со-участия, связанную со сделанным предметным изменением; это смысловой посредник в пространстве со-бытия многих людей. Именно предмет «говорит» об авторе и требует ответного смысла от другого, который как со-участник, соавтор предметного пространства со-бытия домысливает, дорабатывает, дополняет, отрицает... В пространстве со-бытия «предмет от меня» создаёт у другого ситуацию со-отнесения его смыслов, чувств, действий с теми, что содержит в себе этот предметный посыл. А ответ другого, также предметно выраженный, создает ситуацию со-участия и со-отнесения «для меня».
Предметы обладают субъектными качествами не сами по себе, а только в целостности акта взаимодействия людей. Вне наличия индивидуальностей в этом акте предметы не создают ситуацию со-участия, не порождают со-отношений. Отношение к своему предметному удвоению и одновременно к предметному удвоению другого и есть порождение соотношения в предметном со-действии. Предметная опосредованность взаимодействий «взрослый - ребёнок», с раннего детства сопровождающихся и взаимодействием «ребёнок - сверстники», является необходимым условием возникновения не только смыслового пространства жизнедеятельности ребёнка, но и сознания и речи. Для ребёнка «взрослый» является и «началом» усвоения и освоения смыслов предметных условий и средств взаимодействия, и «концом» их присвоения, подтверждающим и оценивающим успешность продвижения этих смыслов.
Движение предметного содержания от «взрослого» в качестве созданных предметных условий и предлагаемых предметных средств взаимосвязи с ребёнком является необходимым коммуникативным действием, но недостаточным. Другое коммуникативное действие со стороны ребёнка дополняет движение предметного содержания со стороны взрослого. Только тогда происходит акт взаимодействия, образующий направленное (осмысленное) движение предметного содержания. Акт взаимодействия «взрослый - ребенок» - это прежде всего процесс передачи осмысленной предметной информации (смыслов) от инициатора взаимодействия другому, который её воспринимает и осваивает на основе уже име-
© Герт В.А., Королёва С.В., 2010
структура трансдисциплинарной формы
Таблица 1
Компоненты Субъект образовательного процесса Задачи Принципы Методы Средства
1. Диагностический Родители, психологи, дети, воспитатели Формирование у родителей навыков наблюдения за развитием детей раннего возраста. Диагностика социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ Генетический, зоны ближайшего развития Групповая дискуссия, индивидуальная консультация по вопросам проблем взаимодействия в триаде «родители - дети -педагоги» Учимся наблюдать
2. Коммуникативный Родители, психологи, дефектологи, логопеды, дети, воспитатели Создание эмоционально положительной доверительной атмосферы в ДОУ между педагогами, медиками, психологами и родителями. Формирование у детей навыков взаимодействия посредством игры «Ищу друга» Деятельностный подход, свобода выбора Конструктивный спор, тренинг взаимоотношений в ДОУ, игра, видеокоррекция Методика PARI, родительское сочинение, тренинг для родителей, игра «Ищу друга»
З.Операцио- нальный Родители, психологи, дети, воспитатели Формирование навыков и умений взаимодействия родителей с детьми Взаимодействие ребенка с родителями Совместные действия, игра, вербальная дискуссия Активное слушание, игра «Помоги Тане»
4. Когнитивный Родители, дети, воспитатели, психологи, дефектологи Передача знаний, обучение ребенка посредством игры Единство воспитания, обучения и развития Игра Игра «Живая картинка»
5.Ценност- ный Родители, психологи, дети, воспитатели Работа с ценностями, мотивацией, установками всех членов команды Сочетание коллективных и индивид. форм Совместные действия, груп. дискуссия, конструктивность форм Упражнение «Международный симпозиум»
6. Эмоциональный Родители, муз. работники, дети, воспитатели, психологи Поощрение открытого выражения чувств у ребенка Целостность, переживание Игра Вербальные, невербальные, упраж. «Постарайся угадать»
7. Физический Родители, мед. и физ. работники, дети, воспитатели Формирование здоровья ребенка Зона ближайшего развития Здоровье- сберегающая технология Алфавит движения, восточная гимнастика
ющегося опыта и освоенного предметного содержания и только после этого предметно выражает ответный посыл. Образуется целостная цикличность взаимодействия, в котором происходит не только освоение ребенком смыслового пространства предметных посредников его со-бытия, но и возникновение нового содержания и новых смыслов в предметнопродуктивной деятельности самого ребенка. Развитие циклов взаимодействия ведет к обязательному проявлению субъектной активности, а на основе их неповторимости - и к развитию индивидуальности ребенка. осуществляется процесс развития ребёнка в целостности со-бытия.
По мнению Л.С. Выготского и Д.Б. Элько-нина, кризис трех лет - это «кризис социальных отношений, он происходит по оси пере-
стройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей» [1, с. 989]. Родители, педагоги, специалисты при взаимодействии с детьми раннего возраста обращают внимание на изменения в их психике, поведении, взаимоотношениях и организуют взаимодействие с ними таким образом, чтобы трудности и негативные изменения имели для них временный, преходящий характер.
Американские ученые К.А. Хансен, Р.К. Кауфманн, К.Б. Уолш в своих исследованиях по взаимодействию педагогов, родителей и детей ДоУ выделили три формы командной работы, которые могут быть использованы в деятельности детского дошкольного учреждения: мультидисциплинарную, междисциплинарную, трансдисциплинарную. В своей работе по проектированию педагогического про-
Таблица 2
пример взрослого при трансдисциплинарной форме командной работы
Специалисты Цель Рекомендации Методы взаимодействия Средства Результат
Логопед Расширение словарного запаса ребенка При общении нужно чаще использовать синонимы Игра Картинки и упражнение «Мой хороший попугай» Словарный запас ребенка пополнился на 15 слов
Психолог Развитие слухового внимания Провести игру на развитие слухового внимания Игра Упражнение «Самолет летит по небу» Ребенок способен быстро реагировать на просьбы взрослых и детей
Музыкальный работник Создание оптимистического настроения у ребенка Провести занятие на создание эмоционального благополучия в группе детей Музыкальное занятие Упражнение «Гуляка» (Л.А. Булдакова) Отсутствие негативных эмоций в поведении ребенка
Дефектолог Коррекция процессов возбуждения и торможения Провести занятие, способствующее коррекции процессов возбуждения и торможения Игра Игра «Коршун» Ребенок научается контролировать свое поведение
Медицинский работник Повышение иммунитета у детей Провести профилактическую работу посредством витаминотерапии Витаминотерапия Кислородный коктейль Снижение заболеваемости с 25 до 18%
Физкультурный работник Повышение двигательной активности, коррекция физического развития 33 двигательные позы, образно представляющие буквы алфавита Гимнастика Алфавит телодвижений Улучшились показатели двигательной сферы, фонематического слуха
Родители Повышение куль-турно-педагоги-ческого уровня родителей Тренинги по развитию культурнопедагогического уровня родителей Социальное партнёрство Круглый стол, консультация, клубная форма работы Динамика культурнопедагогического уровня родителей
цесса в ДОУ мы опираемся на третью форму -трансдисциплинарную, т.к. она предполагает объединение усилий всех субъектов педагогического процесса и специалисты постоянно используют свой опыт и обмениваются им с другими членами педагогического коллектива. Эта форма также предполагает комбинирование домашних визитов и работы в стенах учреждения. Сотрудники, специалисты и родители совместно составляют планы индивидуального сопровождения каждого ребенка, дают совместную оценку социальной адаптации ребенка в ДОУ. Родители являются полноправными членами такого взаимодействия, где обмен смысловой информацией по поводу социального развития, социальной адаптации ребенка происходит на постоянной основе. При помощи организованного взаимодействия в рамках трансдисциплинарной формы родители, специалисты, педагоги могут совместно отслеживать и оценивать процесс социальной адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ, поддерживая целостность этого процесса. Целью применения данной формы является осуществление эффективных мероприятий в ДОУ, которые позволяют организовать процессы социальной адаптации детей
раннего возраста на уровне мышления, отношений, действий и эмоций. В процессе взаимодействия между взрослыми и детьми могут возникать различные ситуации, которые определяют развитие форм общения взрослых и детей раннего возраста [2, с. 144].
Общение детей друг с другом в раннем возрасте, по мнению М.И. Лисиной, носит характер эмоциональнопрактического взаимодействия, основанного на механизме подражания. Взрослые играют значительную роль в формировании коммуникативных навыков через организацию взаимодействия между детьми в процессе их совместной предметной деятельности. Структура задач «взрослого» во взаимодействии с ребёнком со временем усложняется (табл. 2). Это связано с расширением и углублением задач ДОУ по адаптации и развитию детей дошкольного возраста.
Работа субъектов педагогического процесса в ДОУ с детьми раннего возраста должна основываться на взаимодействии с семьей. Целью этой работы является развитие навыков коммуникации у детей раннего возраста. Реализация поставленной цели достигается путем применения в работе ДОУ таких методов ра-
боты с родителями, которые предполагают индивидуальные консультации, круглые столы и обобщение опыта по проблемам взаимодействия в триаде «родители - дети - педагоги и специалисты ДОУ». Наличие обратной связи по результатам наблюдения за ребенком между субъектами «совокупного взрослого» обеспечивает поддержание цикличности процессов взаимодействия и развития ребёнка для достижения положительного результата в его социальной адаптации. Работа педагогов и специалистов в ДОУ и с родителями основана на принципе сотрудничества, которое, с точки зрения А.С. Белкина, есть совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Сотрудничество предусматривает: 1) четкое осознание единства целей; 2) четкое разграничение функций сотрудничающих сторон; 3) взаимную помощь в реализации задач, достижении цели [3, с. 45].
Представление ребенка о себе на каждом этапе онтогенеза выражается в его ведущей (игровой) деятельности и форме его общения с окружающими людьми (родителями, педагогами, детьми, специалистами). Д.Б. Эльконин рассматривает игру как абсолютно своеобразную деятельность. Л.С. Выготский определил, что «игра - это своеобразное отношение к деятельности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие» [4, с. 970, 989].
В раннем возрасте ведущей выступает именно предметно-манипулятивная деятельность. Игровые действия сообразуются лишь с теми предметами, которые соответствуют мотивам и цели действия, поэтому только в этот период жизни ребенок впервые открывает их функции, а взрослые помогают ему освоить не только их, но и смысл действия с предметом и его операциональнотехнические возможности. Особенностью предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте является то, что ребенок и «совокупный взрослый» сотрудничают и ведущая роль отдается взрослому. В раннем возрасте трижды происходит смена ведущих видов деятельности: от эмоционального общения (1 год) к предметной (2 года) и далее -к игровой (3 года) (А.В. Запорожец). В течение первых трех лет жизни ребенку нужно позитивно-эмоциональное общение, обеспечивающее формирование открытости и доверия к окружающему миру. Игрушки, по заложенному в них взрослыми смыслу, могут и должны побуждать детей к ориентированноисследовательским действиям и сенсорной
активности, связанной с обобщенными представлениями о свойствах и смыслах предметов (цвете, величине, форме, функции) (Т.М. Ба-букова) [5, с. 120].
Таким образом, акты взаимодействия ребенка раннего возраста (опосредованные предметной деятельностью) в трансдисциплинарной форме командной работы взрослого предопределяют его индивидуальное развитие и успешную социальную адаптацию в ДОУ. По мнению В.А. Сластенина, «целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю» [6, с. 142].
Проблема развития навыков коммуникации в раннем возрасте является одной из актуальных в педагогической науке и практике. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сформированное™ коммуникативных навыков у детей раннего возраста проводилась в условиях ДОУ № 4 г. Ревда Свердловской области. В эксперименте принимали участие 60 детей в возрасте от 1,8 до 3 лет. Оценка уровня сформированности проводилась на основании предложенных нами критериев: включенность в ведущую деятельность, проведенческий, эмоциональное состояние детей раннего возраста, ценностный.
На основании результатов исследования на первом этапе опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы: не все дети обладают навыками общения и взаимодействия в предметной деятельности; отношения в процессе взаимодействия носят спонтанный, непостоянный характер; наблюдаются агрессия, негативные эмоции. В результате апробации трансдисциплинарной формы работы наблюдается динамика во взаимоотношениях между детьми, улучшилось их эмоциональное состояние (не наблюдается форм агрессий), в процессе предметной деятельности дети проявляют интерес друг к другу.
Разработка деятельности взрослого в ДОУ на основе трансдисциплинарной формы позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия в соответствии с зоной ближайшего развития ребёнка и единством его воспитания, обучения и развития. Целью применения данной формы является осуществление эффективных мероприятий в ДОУ, которые поддерживают ценностноцелевое единство «совокупного взрослого»
на основе взаимного дополнения и позволяют отследить процессы социальной адаптации детей раннего возраста. Трансдисциплинарная форма организации и проведения занятий в ДОУ является условием успешного педагогического взаимодействия и обеспечивает коммуникацию всех субъектов образовательного пространства ДОУ, т.к. включает в себя следующие компоненты деятельности «совокупного взрослого»: диагностический, коммуникативный, операциональный, когнитивноаналитический, ценностный, эмоциональный и физический.
литература
1. Выготский Л.С. Психология. М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1005 с. (Сер. «Мир психологии»).
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. 241 с.
3. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург : Сократ, 1995. 151 с.
4. Выготский, Л.С. Психология. М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с. (Сер. «Мир психологии»).
5. Дошкольная педагогика : учеб. пособие. М. : ТЦ «Сфера», 2007. 208 с.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стер. М. : Изд. центр «Академия», 2005. 576 с.
Transdisciplinary form of organization of the social adaptation of early age children in pre-school educational institutions
Organization of social adaptation of children in pre-school educational institutions takes place in the relations "adult - child” that have the tendency to develop transdisciplinary form of team work of teachers, specialists, parents with children.
The achievement of integrity and cyclicality of the interaction "adult - child” in the early age takes place in the meaning space of their subject intermediaries in the subject, manipulating and playing form at the level of thinking, relations, actions and emotions. Approbation of the transdisciplinary form in pre-school educational institutions made it possible to achieve the value and targeted unity of the total "adult” and provide the necessary activity components for successful interaction in the process of social adaptation.
Key words: coordinated action "adult - child”, transdisciplinary form of team work, meaning space, subject intermediaries of interaction, main activity type in social adaptation.
Г.Э. нАстиновА, К.Е. БАДМАЕвА,
ч.м. боваев
(Элиста)
мотивАЦионно-ЦЕнностноЕ отношение студЕнтов-первокурсников к укреплению и сохранению индивидуального здоровья
Рассматриваются вопросы оценки мотивационноценностного отношения студентов-первокурсников Калмыцкого госуниверситета к укреплению и сохранению индивидуального здоровья. Показана субъективная оценка студентами-первокурсниками индивидуального здоровья, выявлены основные негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на здоровье студентов. Показаны пути повышения мотивации первокурсников к здоровьесбережению, в том числе через занятия физической культурой.
Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение, студенты-первокурсники, укрепление и сохранение индивидуального здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, физическая культура.
введение. Анализ возрастного аспекта проблемы здоровья позволяет отнести к группе риска студенчество как возрастную и социально-психологическую категорию. Студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервнопсихическими нарушениями [5; 8]. В этой связи одной из актуальных задач в теории и практике совершенствования образовательного процесса современных высших учебных заведений является изучение условий сохранения здоровья студентов в процессе обучения в вузе. Многонациональное студенчество Калмыцкого государственного университета (КГУ) представлено, в основном, сельской молодежью, зачастую социально незащищенной. Молодые люди, попадая в город из села, отрываясь от семьи и родителей, не сразу адаптируются к условиям жизни в городе: могут нарушать привычный режим жизни и питания, поддаваться соблазнам города, приобретать вредные привычки и т.д. Поэтому более трети студентов сегодня испытывают затруднения в усвоении образовательных программ вуза. Наиболее сильные перегрузки ис-
© Настинова Г.Э., Бадмаева К.Е., Боваев Ч.М., 2010