СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Трансакционные издержки: сущность, структура, необходимость оптимизации
Суворова
Виктория Васильевна
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, организации и управления на предприятиях Балаковского инженерно-технологического института - филиал НИЯУ МИФИ
Victoria V. Suvorova
Doctor of Economic Sciences, Full Professor, Head of the Department of economy, organization and management of enterprises of the Balakovo Engineering Technological Institute - Branch of the National Research Nuclear University
Черняев
Дмитрий Юрьевич
Студент 4 курса направления менеджмент Балаковского инженерно-технологического института - филиал НИЯУ МИФИ
Dmitriy Y. Cherniaev
4-th year student of the Balakovo Engineering Technological Institute - Branch of the National Research Nuclear University
УДК 338.5
Transaction costs: essence, necessity of optimization
В статье рассматривается проблема трансакционных издержек как особого вида затрат ресурсов, возникающих при осуществлении предприятием рыночных сделок (трансакций). Выявлена структура трансакционных издержек, которая представлена затратами на поиск информации, ведение переговоров, защиту прав собственности и др. Особое внимание уделено коррупционной составляющей трансакционных издержек, что представляет актуальность для развития рыночных связей между контрагентами в российской экономике. Предложены некоторые направления оптимизации величины трансакционных издержек, главными из которых авторы считают совершенствование институциональной среды российской экономики и необходимость повышения компетенций российских менеджеров в осуществлении трансакций.
Ключевые слова и словосочетания: трансакции, конкурентноспособность, институциональная экономика, коррупция, трансакционные издержки, права собственности, институциональная среда, конкурентоспособность.
The paper analyzes the issue of transaction costs as the specific type of resources inputs during transactions. The authors determine the structure of transaction costs and view them as the inputs of information search, negotiating, protection of proprietary rights and so on. They describe corruption in connection with transaction costs, which is very urgent for development of market interactions between contractors of the Russian economy. The paper provides some variants of the transaction costs' optimization and highlights the modernization of the institutions of the Russian economy and enhancing the managerial proficiency as the main variants of optimization.
Key words and word combinations: institutional economy, corruption, transaction costs, costs, proprietary rights, institutional environment, competitiveness.
Реализация экономических интересов любого предприятия требует тесного взаимодействия с субъектами внешней среды: поставщиками, потребителями, финансовыми учреждениями, налоговыми и иными государственными региональными и муниципальными организациями, выполняющими функцию регулирования и надзора.
Такое взаимодействие всегда связано с затратами определенных ресурсов, чаще всего временных, но во многих случаях и материальных. Последнее особенно характерно для тех стран, в которых существует высокий уровень коррупционных связей.
Представители классической экономической науки исследовали, в основном, формирование затрат, возникающих в процессе преобразования физических свойств благ, либо перемещения их в пространстве и времени. В настоящее время этот вид затрат часто характеризуют как трансформационные издержки. Снижение трансформационных издержек обусловлено, в первую очередь, уровнем развития техники, технологии и т.п. Что касается затрат, возникающих в процессе осуществления рыночных сделок, то их величина полностью зависит от совершенства (несовершенства) институциональной среды, в которой совершаются трансакции (рыночные сделки). Именно этот факт определил интерес к исследованию данного вида затрат у представителей неоинституциональной теории, которые назвали эти затраты трансакционными издержками (от латинского «transactio» - совершение, договор).
Что же понимается под трансакционными издержками и какова их структура?
Например, Рональд Коуз рассматривал трансакционные издержки как затраты на ведение переговоров, составление контрактов и защиту прав собственности от посягательств третьей стороны.[1]
Другие исследователи определяют трансакционные издержки как затраты по отчуждению и присвоению прав собственности и свобод, созданных обществом (Коммонс Дж.)[2], либо как затраты по оценке полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению (Д. Норт)[3]
Р. Коуз одним из первых поднял проблему значимости трансакционных издержек и доказал, что издержки, возникающие при осуществлении трансакций, необходимо включать в рыночный анализ.[1] Одновременно, он считал, что рыночный механизм является очень дорогим способом координирования хозяйственной деятельности. Общая величина затрат и временных потерь на переговоры и заключение сделок, каждая из которых даже будучи оптимальной, станет огромной. Для сокращения таких потерь, по его мнению, должна быть создана система, в рамках которой субъекты рыночной экономики работают не на основе торгов, а на основе подчинения приказу в рамках иерархичной организации.
Одним из вариантов такой системы Р. Коуз считал отношения внутри фирмы. Рассматривая процесс перехода от контракции между фирмами на внешнем рынке к поглощению одной фирмы другой, он доказывал, что это позволяет перевести часть внешних связей во внутренние и, следовательно, подчинить условия их осуществления приказу (организационному порядку) в рамках фирмы.
Критиками позиции Коуза выступили А. Алчиан и Г. Демсетц. По их мнению, современная фирма представляет собой лишь один из вариантов рынка, и нет существенной разницы между обычным рыночным обменом и организацией/размещением ресурсов внутри фирмы. А. Алчиан заявил, что фирма не обладает силой убеждения, не обладает властью и дисциплинарными полномочиями. Он утверждал, что внутрифирменные отношения симметричны; работодатель и работник совершают рыночную сделку «услуга за услугу». Работодателю приданы функции мониторинга за качественным исполнением своих обязанностей сотрудником, чтобы избежать уклонения от работы [4].
Указывая на слабость теории Коуза, А. Аличиан и Г. Демсетц считали, что ошибка Р. Коуза заключается в противопоставлении различных ролей властных отношений внутри фирмы [4].
В условиях российских реалий трансакционные издержки практически не учитываются, хотя, можно предполагать, что величина ресурсов, связанных с трансакциями, является значительной. Некоторые данные имеются лишь по коррупционной составляющей, которая входит в структуру трансакционных издержек.
Так, по словам главы российского представителя Transperency International А. Поминова, цены на продукты питания в России на треть состоят из коррупционных издержек производителей. Это затраты на неформальные сделки с местными органами власти, регулирующими органами и т.п. [5]. При бумажной сертификации ветеринарной продукции предприятия теряют 30 млрд. рублей в год [6]. Коррупция добавляет 20-30 процентов к стоимости молочной продукции [7].
Величину затрат, приходящуюся на коррупционную составляющую, производители включают в цену на свою продукцию, т.е. эти затраты бизнеса оплачивает, в конечном счете, потребитель.
Помимо затрат на «смазку» коррупционного механизма, любая сделка связана с необходимостью сбора информации о ценах и качестве товаров и услуг, договора об ее условиях, контроля добросовестности ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае получение компенсации связано со значительными усилиями.
Причинами высокого уровня трансакционных издержек является, в первую очередь, несовершенство,
Socio-Economic Development of the Areas
институциональной среды, в частности, законодательства Российской Федерации, которое, к сожалению, не ставит реальный заслон коррупционным связям и не позволяет упростить и узаконить юридические отношения как внутри фирмы, так и с внешней средой. Это касается как условий регистрации предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, так и предоставления отчетов в контролирующие органы и преодоления целого ряда других действий административного характера, которые, по выражению В.В. Путина, «кошмарят» российский бизнес и служат питательной почвой для роста коррупции.
Упрощение (но не отмена) системы контроля за деятельностью предприятия позволит снизить уровень трансакционных издержек, что приведет к положительному эффекту, прежде всего, для потребителя и самого предприятия. Например, отсканированные копии договоров, актов и накладных, посланные по электронной почте, не содержат «живых» подписей и печатей, только факсимильные. Стороны могут использовать такие копии документов, но только в отношениях между собой и только если это предусмотрено соглашением сторон (т.е. если оба контрагента выразили согласие на такой способ обмена документами). При этом сами договоры обязательно должны быть подписаны контрагентами собственноручно.
Второй причиной можно назвать незнание большей частью менеджеров предприятий теоретических и практических аспектов трансакционных издержек. Используя старые методы управления предприятием и ведения переговоров, организация как снижает свою экономическую эффективность, так и влияет на понижение эффективности экономики государства в целом.
Так какие же имеются основные способы снижения трансакционных издержек? По Р. Коузу, главный фактор их снижения - увеличение масштаба фирмы: «Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы не сравняются с той же трансакцией через обмен на открытом рынке или затратами на организацию её через другую фирму»[1].
Трансакционные издержки можно минимизировать во внутренней среде путем внедрения неформальных отношений внутри фирмы, не подкрепленных «бумажной» основой, а во внешней среде - наличием постоянных деловых контактов. Этим фирма уменьшает количество времени, которое тратится внутри фирмы для поддержки постоянной связи между цепочками «руководитель - руководитель» и «подчиненный -подчиненный»; для внешней среды наличие стабильных деловых контактов позволяет минимизировать издержки, связанные с поиском контрагентов, ведением переговоров и, в некоторых случаях, защитой прав собственности. Важным резервом снижения трансакционных издержек является экономия на дорогостоящих командировках сотрудников и представительских расходах. Фирма должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов), приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей современных фирм является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям.
В то же время следует иметь в виду, что постоянный учет трансакционных издержек может повлечь за собой обратный эффект в виде затрат на организацию и осуществление контроля и поддержание связей с контрагентами. Кроме того, динамичность внешней среды обязывает предприятие постоянно вкладывать средства на дополнение и обновление имеющейся информации, что естественно отражается на величине трансакционных издержек. Одна из задач предприятия - определить суммарный положительный эффект от проводимой политики по выявлению и снижению трансакционных издержек.
Подводя итог, можно сказать, что существует большое количество факторов, влияющих на величину трансакционных издержек. Все они, в той или иной степени, должны учитываться на предприятиях, что позволит минимизировать их величину и уменьшить стоимость товара (услуги), увеличивая тем самым количество потенциальных потребителей. Что касается коррупционной составляющей трансакционных издержек, то требуется незамедлительно принять закон, который позволил бы реально сократить объем ресурсов, идущих на коррупционные связи.
В современной экономике решающее влияние на функционирование предприятия оказывает фактор конкурентоспособности организации. Каждая фирма ищет способы снижения себестоимости, увеличения производительности, повышения рентабельности производства. Классическая экономическая школа отвечает на эти вопросы с позиции воздействия на трансформационные издержки, что явно недостаточно для современных реалий. Именно поэтому для современного менеджера необходимо знание таких видов издержек, как трансакционные. Это позволит решить ряд проблем как производственных, так и социальных. Фирмы, которые овладели техникой оптимизации данных издержек, имеют намного более вероятный шанс выигрыша в конкурентной борьбе.
Библиографический список
1. Coase, Ronald. The Nature of the Firm // Economica, Vol. 4, No. 16, November 1937.
2. Commons J.R. Institutional Economics. New York, 1934.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги Начала, 1997.
4. А. Алчиан и Г.Демсетц. Производство, информационные затраты и экономическая организация (The American Economic Review, 62, 1972).
5. http://brunimfi.ucoz.ru/news/tretja_chast_ceny_tovarov_pitanija_v_rf_sostavili_korrupcionnye_izderzhki/2014-06-10-93
6. Власов Н. Борьба вокруг системы «Меркурий» длится три года// «Российская газета» - Федеральный выпуск .№5916(243).
7. Константинова Л.А. Коррупция в молочной отрасли и оценка ее влияния на стоимость молока// Центр «Трансперенси Интернешнл-Р» http://www.finansy.ru/t/post_1334663155.html.