УДК 130.31
doi: 10.18101/1994-0866-2017-5-136-145
ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДА САХА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© Курилкина Валентина Николаевна кандидат философских наук, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Россия, 677013, г. Якутск, ул. Белинского, 58 E-mail: [email protected]
© Сергеева Анжелика Ивановна кандидат философских наук, доцент,
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Россия, 677013, г. Якутск, ул. Белинского, 58 E-mail: [email protected]
© Саввинов Андрей Саввич
доктор философских наук, профессор,
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Россия, 677013, г. Якутск, ул. Белинского, 58 E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы о том, как сохранить народу саха свою этническую культуру, язык во время глобализации. Рассмотрены религиозно-философские представления народа о смысле жизни, родовые понятия духовности. Определены категории предфилософского сознания о смысле жизни, судьбе человека, особенностях его индивидуальной духовной структуры, психических особенностях личности человека, исходя из материалов народного эпоса олонхо, фольклорных произведений, представлений народной мудрости, которые были бы полезны для современных людей для лучшего понимания жизни, своих духовных корней и источников родовых понятий духовности. Гармоничное взаимодействие между людьми через отдавание и принятие влияет на развитие духовности и задает общий тон всему процессу. Все сказанное показывает необходимость выработки новой ценностной ориентации, одухотворяющей человеческую жизнь и придающей ей смысл. Утверждается приоритет духовности для гармоничного существования в современном мире.
Ключевые слова: духовность; смысл жизни; ценностная ориентация; глобализация; этническая культура; гармония; отдавание; принятие; олонхо; шаманизм.
Народ саха в настоящее время переживает непростое время самоопределения, самоидентификации. История жизни народа за последние 300400 лет протекала непросто. До XVII в. предпринимались первые попытки построения государственности, объединения разрозненных племен в одно сообщество, которые не всегда проходили мирно. А с приходом русских народ саха присоединился к Российской империи и почти весь подвергся крещению православной церковью. Официальная идеология принуждала к отказу от традиционных религиозных представлений народа. Октябрьская революция ХХ в. и последовавшие за ней годы Гражданской войны, репрессий и раскулачивания привели к уничтожению передовых представителей
136
национальной интеллигенции, творческой и интеллектуальной элиты. Произошло почти полное забвение традиционных ценностей, языка и культуры народа. В постсоветское время, когда Россия взялась за строительство демократического общества, когда были сняты идеологические ограничения, народ саха обратился к собственной культуре, религии, проблемам родного языка. Перед народом встал вопрос об определении своей национальной идентичности, родовых понятий духовности, необходимости осознания себя как этнической общности, самоидентификации себя как нации.
Эти процессы происходили не всегда просто и гладко по задумке инициаторов, имели место крайности бытового национализма, чрезмерное выпячивание национальной культуры или, наоборот, пресмыкание, самоунижение перед великими мировыми культурами и религиями. Скорее, они были объективными проявлениями болезни роста самосознания народа.
Сегодня вопросы осознания, осмысления этнической, национальной самобытности народа совершенно объективным образом трансформируются в иные проблемы. В условиях интенсивно развивающихся глобализационных процессов сохранение этнической и национальной специфики возможно лишь на основе актуализации всеобщего. Поскольку лишь на основе последнего возможно сотрудничество, эффективное взаимодействие, взаимопонимание, объединение и интеграция разных культур.
В контексте осмысления национальной самобытности для народа саха традиционно актуальными являются:
- вопросы происхождения языка и культуры нации;
- проблемы национального верования; рассматривать ли верования саха как разновидность тэнгрианства или причислять себя к северным народам, практикующим шаманизм;
- имеет ли народ саха автохтонное происхождение или является пришлым из более южных и западных земель.
Эти проблемы во многом ориентировали научно-философское исследование традиционного мировоззрения, мифологии, героического эпоса — олонхо, религиозных представлений, ритуалов, обычаев народа.
Социальный строй народа саха формационно относится к феодальному общинно-родовому строю. По материалам архивов, на территории нынешней Якутии по руслу реки Лена проживал народ, который был образован из большого количества различных тюркоязычных и монголоязычных племен. Этот народ сам себя идентифицировал как народ саха, обладал единым языком, одинаковым хозяйственным укладом и воспринимал себя как единый этнос [1, с. 126]. У него были попытки объединения в единое государственное образование под предводительством отдельных лиц, в частности Дыгы-на [2, с. 54]. А. И. Гоголев считает, что у саха был раннефеодальный родовой строй, а Ф. Ф. Васильев определяет его более поздней разновидностью [3, с. 151].
Перед нами встает вопрос о том, что такое духовность в традиционной системе мифологических, религиозных и ценностных представлений народа саха.
Считается, что саха имели языческое верование, которое определяют как
белый шаманизм — разновидность тенгрианства — и черный шаманизм (по языковым терминам, вошедшим в язык саха, он считается привнесенным из монголоязычных народов и считается более поздним по происхождению) [3, с. 153]. Черный шаманизм народа саха несколько отличается от других типов шаманизма, например бурятского или алтайского, хотя имеется очень много общих пересечений, общих понятий, свойственных всем видам сибирских типов.
Прежде всего это:
1. Представление о мире как состоящем из трех миров: верхнем, среднем и нижнем.
2. Представление о мировом дереве, объединяющем эти три мира.
3. Понятие о душе кут (кот), сюр.
4. Примерно одинаковые ритуалы проведения камланий и т. д. [4, с. 124-140].
Но у якутского шаманизма имеются отличия:
1. Наличие шаманского дерева, имеющего девять уровней ветвей и восемь направлений по сторонам света.
2. Специализация шамана в зависимости от направления ветви, на которой воспитывался его дух. Северное направление — это кровожадные шаманы (сиэмэх), восточное направление — белые шаманы, остальные направления работали за толук (расплата) и считались серыми.
3. Отсутствие права выбора специализации, каким был создан шаман, таким он и получался, вне зависимости от его желания. Очень добрый и позитивный человек мог быть кровожадным шаманом, так как таковыми были его духи-помощники и его предки.
4. Также имеются предания, о том, что, когда шаман проходит инициацию, он расплачивался жизнями своих родственников [5, с. 41].
Первым белым шаманом, организовавшим праздник кумысопития и поклонения светлым божествам Айыы, считается Элляй Боотур, прибывший на среднюю Лену примерно тысячу лет назад [6, с. 102].
Известно, что следующие белые шаманы появились в XVII в. В нынешнем Усть-Алданском улусе появился белый, светлый шаман Айыы Легей, который призвал шаманов отказаться от кровавых жертвоприношений, междоусобиц между шаманами и начать поклоняться светлым божествам Айыы. Этот акт можно понять как акт выбора светлого шамана в пользу самосовершенствования, духовного роста, против гордыни, превознесения способностей темных шаманов, сотворения темных дел в виде кровавых жертвоприношений, иногда и человеческих жертв, соперничества шаманов и поклонения темным силам и божествам.
Понятие духовности тесно связано с понятием смысла жизни. Смысл жизни в средневековом обществе в основном был связан с выживанием рода. Человеческая жизнь личности без связи со своим родом не имела никакой ценности. Одинокий человек без семьи считался недочеловеком. Люди, не родившие детей, считались не познавшими счастья, не имеющими будущего. Молодых людей женили исходя из соображений благополучия рода, часто без их согласия и желания. Каждый человек имел «ытык иэс» — священный долг, который он должен быть исполнить перед своим родом. Так что в этом смысле духовность здесь выглядит как безропотное подчинение
интересам рода и приведение себя в жертву для благополучия рода.
В то время бытовало мнение, что жизнь человека тесно связана с образом жизни девяти поколений предков и влияла на жизнь девяти поколений потомков. Поэтому жизнь человека была очень ответственна, подчинена родовым интересам.
В традиции народа саха духовность имеет специфический смысл, определяющий поле деятельности человека в срединном мире, согласно которому каждый человек имел свое особое предназначение — «анал». Человек, нашедший и реализовавший свое особое предназначение полностью, считался счастливым человеком и уходил из жизни со спокойной душой, как исполнивший свой священный долг перед сородичами и сделавший наибольшее количество добра и хороших свершений [7, с. 8].
Более широкие понятия «ологу олоруу» и «киситийии». Понятие «ологу олоруу» дословно можно перевести как «прожить жизнь». Можно понимать, что человек прожил полноценную земную жизнь, имел семью, детей, много работал и т. д. Понятие «киситийии» дословно переводится как «очеловечивание» — в процессе земной жизни человек становился более человечным, человеколюбивым, терпимым, духовно развивался, развивал в себе способность любить, понимать жизнь. Видно, что здесь духовность тесно связана с земной жизнью. В отличие от великих религий, в религии саха человек духовно развивается сугубо в земной, реальной жизни и в процессе исполнения своего долга перед собой, семьей, родом и обществом.
В обыденной жизни существовали понятия, определяющие в некоторой степени уровень духовного развития в человеке. Это понятия «киэн кегу-стээх» (дословно с широкой душой), «учугэй майгылаах» (с хорошим нравом), «холку» (спокойный), «учугэй энэрдээх» (с хорошим окружением), «ыарахан еттюктээх» (с тяжелым боком).
Человек с широкой душой умел стойко переносить невзгоды, несчастья, обладал терпением, умел сохранять спокойствие души и разума, обладал способностью прощать и снисходительно относиться к недостаткам окружающих.
Человека оценивали еще по его окружению и друзьям. Человек внутренне гармоничный притягивал к себе высокодуховных, развитых людей.
Человек с тяжелым боком — это человек, рядом с которым, например, быстро умирали его жены. Все это считалось воздействием его души, кармы и т. д.
Также были понятия, определяющие иррациональные стороны человеческой души, психики: «ыйаах», «оносуу», «телке», «кэмэлдьи», «кэрээн», «кыдьык», «туску», «ыча», «анал».
Категория Оносуу — это содержание жизни человека, выполнение предназначения жизни человека. То, как человек выполнил свое предназначение, влияет на жизнь потомков. Бывает с «ыйаах» и без «ыйаах». Человек, у которого оносуу с ыйаах, обладает прекрасным здоровьем, жизнеспособностью. Оносуу бывает большим, средним и слабым. У кого слабое оносуу, предназначение, будущее, судьба тоже слабые. У человека с большим,
сильным оносуу сильная судьба, будущее, предназначение, его не может проклясть и сглазить шаман, его трудно сбить с пути его предназначения. Предназначение жизни человека — это укрепление судьбы, предназначения (туску, кэскил) [8, с. 65].
Категория Ыйаах — это в некотором смысле строго определенная, фатальная, неизменяемая часть судьбы человека, его предназначение, рок, за-данность [8, с. 66].
Категория Тёлкё — это жизнеспособность человека, генетически переданная предками потомкам. Это когда человек воздает добром за добро. Добрые мысли, нрав, внутренняя культура передаются через тёлкё. Каждый человек имеет священный долг — улучшать свое тёлкё [7, с. 36].
Категория Туску — это жизненная сила человека. Без туску у человека нет будущего, нет судьбы, нет телке. У человека с туску крепкая судьба, сильная, крепкая, устойчивая жизненная дорога. Человек с туску ведет себя так, чтобы не повредить туску другого человека. Добрый человек всегда желает людям туску. Туску отдельного человека образует туску всех людей [7, с. 37].
Категория Дьылга — образуется в результате того, как прошел год у человека. Основывается на познании природы. Дьылга человека определяет верхнее светлое божество Дьылга Хаан. Дьылга связано с Ийэ кут (информационное тело человека). Дьылга имеет две дороги — идущую вперед (развитие, укрепление, усиление, прогресс) и идущую назад (вырождение, деградация, регресс). Дьылга человека записано в книге Дьылга Хаан (сколько человек проживет, чем будет болеть, семейная жизнь, успехи и т. д.) [7, с. 18].
Категория Ыча — внутреннее содержание жизненной силы человека, уровень его предназначения быть иччи (хозяином, духом земли). Ыча продолжается по роду, бывает маленьким и большим. Человек с большим ыча имеет широкую душу, ему дано больше возможностей. У человека, не исполняющего свое предназначение, уменьшается ыча, понижается самооценка, самоуважение. Когда ыча растет, человек становится более терпеливым, выносливым, мудрым, крепким в мыслях и надеждах. Нельзя унижать людей указывая на их ыча [7, с. 44].
Категории, относящиеся к психологии человека:
Категория Отуор — означает гармонию трех душ кут: буор кут (материальное тело), салгын кут (энергетическое тело) и ийэ кут (информационное тело). С психологической точки зрения можно предположить, что отуор означает отсутствие депрессии, стрессов, неприятностей и спокойное, устойчивое, гармоничное состояние психики человека.
В духовной сфере имеется три значения отуор. Если человеческий сиэр совпадает с божественным, тогда совпадение этих сиэр называется отуор.
Категория Ортоку олук — можно понимать как надлежащее поведение человека, при котором проявляются его лучшие качества. Из стихотворения А. Кулаковского «Ортоку олук алгьЛа» можно понять, что маленькую поступь делать нельзя, делать большую поступь не следует, надо совершить именно среднюю поступь [9, с. 157].
Слово «отуор» в произведениях Кулаковского выражает душевное движение, в широком смысле поступок. Кулаковский в поведении человека
ищет то, что способствует его развитию. Здесь на первый план выходит активность человека. Человек выступает как личность, обладающая свободной волей, действующая согласно своим желаниям и нравственным установкам. Человек становится ответственным за свою судьбу. Средняя поступь понимается как оптимальное поведение человека. Проживая в экстремальных условиях, северный человек усвоил, что только гармоничное проживание и гармоничные отношения с природой гарантируют ему выживание. Если он упускает какую-то сторону своей жизни, тогда возможны неприятности. Только средняя поступь, соблюдение срединного пути обеспечивало ему комфортное и безопасное существование.
Кэмэлдьи — это измерение человеческого сознания и мышления. Со временем кэмэлдьи меняется. Кэмэлдьи ломается, если сломано основание сознания. По кэмэлдьи человека можно определить его интеллект, врожденные способности. Кэмэлдьи раскрывается в осознании жизни, понимании жизни, в отношении к людям, в повседневном отношении с окружающими людьми. Плохое кэмэлдьи проявляется в эгоистичном отношении к жизни, к повороту всего вокруг себя для собственной выгоды [7, с. 21].
Кэрээн — лучшая сторона способности человека к росту и развитию. Когда у человека нарушается внутренняя красота и доброта, у человека нарушается кэрээн, и он перестает видеть красоту и добро в окружающим мире. Тогда у него исчезают внутренние препоны перед плохими поступками, исчезает совесть, чувство стыда и самоконтроля. Такой человек ничего и никого не уважает, не ценит, не преклоняется ни перед чем, не признает родни, не сохраняет природу, начинает разрушать все доброе и хорошее, мешать развитию и росту [7, с. 23].
В современную эпоху — эпоху глобализации и информатизации — значимость духовности существенно повышается. Обострение социальных, культурных проблем диктует необходимость анализа основополагающих духовных установок личности. Современная глобальная эпоха предъявляет новые требования к личности. На первый план выдвигаются наравне со знаниями моральные качества. Проблеме нравственности в современной российской политике стали уделять большое внимание. По этой причине обращение к проблемам современного человека и анализу перспектив его будущего невозможно в отрыве от духовных ценностей. Процесс глобализации не ограничивается только развитием внешних факторов. Соответственно, необходимо рассмотреть глобализацию не с позиции определенной сферы человеческой деятельности, а с позиции ценностно-духовной установки человека.
Сегодня кризис культурных, духовных основ информационной цивилизации достаточно очевиден. Многие исследователи стали обращать внимание на проблемы духовности человека как на одно из условий решения многих, в том числе и глобальных, проблем современности.
В контексте глобализации взаимодействия людей необходимо отметить следующее. Взаимосвязь различных стран осуществляется через транспортные, экономические, энергетические коммуникации, информационную сеть. Остается открытым вопрос о стержне духовного сотрудничества. Сегодня
уровень духовности такой, что развитие идей диктаторства, фашизма невозможно. Но идейно-духовная окраска разнообразна, и в каждой стране своя внутренняя ситуация. Например, в Иране и Ираке господствующей идеологией является ислам, в США и других странах — христианство и демократические идеи, на Кубе, в КНДР — социалистические идеи. Такова общая картина духовного состояния всего мира. Взгляд на жизнь у неверующих и верующих людей также разный. Такая картина показывает, что для создания «единой цивилизации» необходимо сотрудничество. Именно сотрудничество, направленное на развитие, не исходящее из узких эгоистических целей, способное позитивно решать возникающие проблемы.
Процесс взаимодействия разных культур может быть проанализировано в рамках отдавания и принятия. Данная установка объясняется необходимостью морального принципа, который диктует норму нравственного поведения индивидов и является механизмом духовного взаимодействия. Понимание культурной и общественной жизни с точки зрения отдавания и принятия по-иному ставит вопрос о механизме и характере взаимодействия разных народов в эпоху глобализации.
Можно констатировать неизученность данного принципа. Схожее понятие содержится в работах П. Сорокина (реакции и акции) [10; 11], И. Фихте (взаимное давание и получение) [12], Г. Бейтсона (сетевая парадигма) [13, с. 167], Ю. Н. Соколова (общая теория систем) [14, с. 17-36]. В эзотерической литературе как «Семь духовных законов успеха» (Дипак Чопра) закон отдавания и принятия назван вторым законом успеха [15, с. 39].
Отдавание и принятие как регулятор поведения человека и моральный принцип необходим в духовной сфере. Стабильное развитие общества в конечном счете обеспечивается общей системой духовных ценностей, которые определяют характер общественных процессов. Духовные ценности формируют мотивацию поведения, гармонизируют отношения между людьми. Анализ разного рода конфликтов в современном обществе показывает, что причиной их является полярность ценностных интересов, целей, идеалов. От того, каким ценностям отдается предпочтение, будет зависеть общая картина социально-культурных процессов.
В рамках процесса отдавания и принятия происходит передача информации, обмен идеями, интересами, формируются установки. Функциональное значение отдавания и принятия состоит в том, чтобы подготовить людей к сосуществованию, обеспечивает их взаимодействие, взаимопонимание. Проявление субъективности (понимание себя, других и мира) зависит от природы эмоциональной установки человека на восприятие окружающей действительности (позитивный или негативный) и от характера направленности ценностных ориентаций личности (альтруистический или индивидуалистический).
Конфликт — деструкция межличностных отношений, формирует «образ врага», в результате создается негативная установка. Стратегия разрешения конфликта основывается на отношении субъекта к конфликту и предполагает выработку определенной линии поведения, реализуемую с обеих сторон. Выработка такого мышления — часть общего процесса развития духовной
культуры. Отдавание и принятие показывает, что природа отдачи является внутренним содержанием человека, отражает субъективные отношения человека к человеку, обществу в целом. Защита ближнего, служение Отечеству есть отдавание. Отдавая, человек заботится о других, тем самым делая добро, одухотворяет, совершенствует себя, так как способность отдавать требует от человека высокой внутренней культуры.
Отдавание и принятие как процесс социального взаимодействия отображает духовное существование человека в мире, динамику общественного бытия. Анализ взаимодействия людей через этот процесс — необходимое условие духовного развития общества.
Гармоничное взаимодействие между людьми через отдавание и принятие влияет на развитие духовности и задает общий тон всему процессу.
Все сказанное показывает необходимость выработки новой ценностной ориентации, одухотворяющей человеческую жизнь и придающей ей смысл.
Из истории известно много случаев, когда из-за дисбаланса отдавания и принятия (когда одна сторона хочет только принимать) распадались группы, общества, государства, появлялись оппозиционные партии, разногласия в решении мировых проблем. Особо следует подчеркнуть тот факт, что отношения между людьми, культурами становятся устойчивыми, когда этот процесс становится взаимным, т. е. должно произойти не только принятие, но и отдавание.
Можно сказать в этом контексте, что отдавание и принятие являются основой существования человека с другими, следовательно, влияет на духовное взаимодействие, что обусловливает дальнейшее исследование.
В настоящее время появились работы, по-новому осмысливающие бытийные основы мироздания и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании (Э. В. Фомина, В. Н. Волков и др.) [16]. Несмотря на наличие богатого материала, освещающего с разных сторон проблемы духовности, отсутствует целостная концепция духовности, раскрывающая сущность личности как познающей, социальной и культурной.
Духовность можно определить как открытость личности навстречу миру, другим людям, а бездуховность — самоотчуждение личности, закрытость от мира. Все это показывает, что внутренний духовный мир человека развивается по мере осознания нравственных норм, усвоения ценностей и начинается формироваться со времени становления индивидуальности человека. Духовность показывает сущность человеческой жизни и связана с сознательным выбором человека. Нравственная жизнь личности является основой духовного социального микроклимата в обществе. Развитие духовности — это процесс внутреннего развития человека. С этой точки зрения духовность определяется как качество личности, способное создавать свой внутренний мир на основе общечеловеческих ценностей и направлять свою деятельность на постижение истины, добра, красоты в процессе самосовершенствования. Духовность — это качество личности, которое соединяет в единое целое интеллектуальные, эмоциональные, волевые усилия. Человек, достигнув уровня духовного развития, становится личностью — носителем определенных качеств.
Сегодня проблема самоопределения, самоидентификации не актуальна. На примере духовности народа саха заметим, что культура народов, их духовные ценности имеют схожесть и в то же время каждая культура уникальна.
Литература
1. Гоголев А. И. Якуты (Саха). Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. С. 200.
2. Гоголев А. И. История Якутии: учеб. пособие для вузов. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2015. С. 292.
3. Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995. 224 с.
4. Безертинов Р. Н. Древнетюркское мировоззрение Тэнгрианство: учеб. пособие. Казань, 2006. 164 с.
5. Ксенофонтов Г. С. Шаманизм. Якутск: Север — Юг, 1992. 218 с.
6. Айыы уерэгин терутэ (Основы учения Айыы) / сост. Ю. Г. Холмогорова. Якутск: Сахаада, 2017. 144 с.
7. Дабыл. Сиэрдьит (Этика саха). Якутск, 2001. С. 48.
8. Романова Е., Слепцов П., Колодезников С. Жизненный круг у якутов // Илин. 1993. №3. С. 64-73.
9. Кулаковский А. Е. Ырыа-хоИоон (Поэтические произведения). Якутск: Бичик, 2011. С. 368.
10. Сорокин П. А. Система социологии. М.: Наука, 1993. Т. 1. 447 с.
11. Сорокин П. А. Система социологии. М.: Наука, 1993. Т. 2. 688 с.
12. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / пер. с нем. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. 784 с.
13. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: пер. с англ. М.: Смысл. 2000. 476 с.
14. Соколов Ю. Н. Общая теория цикла. Единая теория поля // Циклы природы и общества: материалы IV Междунар. конф. Ставрополь, 1996. Ч. 1.
15. Дипак Чопра. Семь духовных законов успеха. Как воплотить мечты в реальность: практическое руководство: пер. с англ. М.: София, 2012. 160 с.
16. Волков В. Н. Юридическая психология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
SPIRITUAL TRADITIONS OF THE SAKHA PEOPLE AND GLOBALIZATION
Valentina N. Kurilkina Cand. Sci. (Philos.), A/Prof., Senior Lecturer, Ammosov North-Eastern Federal University 58 Belinskogo St., Yakutsk 677013, Russia E-mail: [email protected]
Anzhelika I. Sergeeva Cand. Sci. (Philos.), A/Prof., Ammosov North-Eastern Federal University 58 Belinskogo St., Yakutsk 677013, Russia E-mail: [email protected]
Andrey S. Savvinov Dr. Sci. (Philos.), Prof., Ammosov North-Eastern Federal University 58 Belinskogo St., Yakutsk 677013, Russia E-mail: [email protected]
The article discusses issues on how to preserve the people of Sakha with their ethnic culture, language during globalization. The religious-philosophical ideas of the people about the meaning of life, generic concepts of spirituality are considered. The categories of prephilosophical consciousness about the meaning of life, the fate of a person, the peculiarities of his individual spiritual structure, the psychic characteristics of a person's personality, based on the materials of the folk epoch of Olonkho, folklore works, representations of folk wisdom that would be useful for modern people for a better understanding of life, their spiritual roots and sources of generic concepts of spirituality have been determined. Harmonious interaction between people through giving and accepting affects the development of spirituality and sets a general tone for the entire process. Everything that has been said shows the necessity a new value orientation, what development inspires human life and gives meaning to it. The priority of spirituality for a harmonious existence in the modern world is affirmed. Keywords: spirituality; life purpose; value orientation; globalization; ethnic culture; harmony; giving; acceptance; olonkho; shamanism.