ТРАДИЦИОННЫЙ СВЯТОЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР РУССКИХ СЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
В современном городе, существуют устоявшие формы использования традиционной культуры - создание фольклорных коллективов, организация и проведение традиционных праздников. Однако хочется отметить, их недостаточное внимание к местному фольклору, позволяющему составить целостное представление о сути культурной традиции данной местности. В связи с этим, большой интерес представляет изложенный в данной статье фольклорно-этнографический материал святочного периода русских сёл Республики Татарстан.
Ключевые слова: традиционная культура, святочный фольклор, фольклорные ансамбли.
Samoylova A. V. The traditional Christmastide folklore of the Russian villages of Tatarstan in teacher training of the modern city
In the modern city, there withstood the form of traditional culture - the creation of folk groups, organization of traditional festivals. However, we note their lack of attention to local folklore, which allows to make a holistic view of the essence of the cultural traditions of the area. In this connection, great interest is presented in this article, folklore and ethnographic material is the Christmas period, the Russian villages of the Republic of Tatarstan.
Keywords: traditional culture, Christmas folklore, folklore ensemble.
Жизнь большинства крестьянского населения вплоть до XX в. проходила в сельской общине, где все определялось сложившимися традициями. С ростом городов происходила утрата традиционной народной культуры, фольклора, праздников, обрядов и сопровождавших их древних напевов. Как писал еще в XIX в. П.А.Вульфиус: «... было ясно, что сложившаяся веками крестьянская песенная культура под влиянием города неуклонно расшатывается» [1, с. 35.]. С 70-80 гг. XX в. российские города становятся центром так называемых вторичных форм бытования традиционной культуры. Эти формы Л.А.Тульцева называет
рекультивированными или
регенерированными [3, с.164.],
восстановленными под влиянием
необходимости - для разнообразия досуга населения, придания современным праздникам национального колорита, а так же для использования традиционного фольклора в воспитании подрастающего поколения.
На сегодняшний день в современном городе существуют устоявшиеся формы использования традиционной культуры - это детс-кие, молодежные, взрослые фольклорные коллективы, традиционные праздники. Однако хочется отметить недостаточное внимание и использование местного фольклорно-этногра-фического материала, который позволяет составить целостное представление о сути культурной традиции данной местности. В связи с этим большой интерес представляют экспедиционные
исследования святочного периода русских сёл Республики Татарстан и материалы из «Приложения к протоколам общества естествоиспытателей при императорском Казанском университете «Святочные песни, игры, гадания, очерки Казанской губернии» А. Можаровского, 1873. По материалам исследований, за несколько дней до Святок в домах начиналась суматоха: все мыли,
скоблили, убирали и стряпали, словом, шла «стряпня, рукава встряхня, как на Маланьину свадьбу».
Основным обрядом на Святки, которые продолжались с 7 по19 января (от Рождества до Крещения), было колядование -поздравительный обход домов колядовщиками с пением благопожелательных песен, приуроченных преиму-щественно к Рождеству и Новому году. Вечерние обходы в основном совершала молодежь, ряженная в «цыган», «нищих», «врача», «старика», в «медведя», которого мог водить поводырь, «лошадь» (из двух человек, сверху полог), журавля (голова кочерга) и др. Они производили много шума: играли на гармони, пели частушки, били в заслонку, плясали. Утренние обходы совершали дети. По воспоминаниям, после утрени дети весело обходили дома и славили Христа: «Рождество твое, Христе Боже наш...», поздравляли хозяев с праздником:
Достойно есть удивленья,
Всей земле веселья:
Христос родился,
Весь мир возобновился.
Ангелы славят,
Младенца хвалят,
Небо ликует,
Земля торжествует.
Сей день светлейший,
А тебе, хозяин честнейший,
От Христа света,
Многая лета!
За поздравление дети ждали вознаграждения, говоря при этом особые слова: Рождество твое - копейка моя! Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки! (с. Сукеево, Камско-Устьинский р-н)
Для хозяев, не желавших одаривать свя-точников, следовали страшные песенные угрозы: «Кто не даст ватрушки - разобьем каду-шки. Кто не даст лепешки - разобьем окошки. Под Новый год - дубовый гроб, осинову крышку, хозяину ту на лбу - выростит
большая шишка» (с. Кубассы, Чистопольский р-н).
Хозяева заранее готовили угощение и одаривали детей. «Когда дети придут петь первыми, - рассказывают жители села Танайка Елабужского района, - их сразу на шубу посадят овечью, что бы скотина водилась. Они сидят, и поют: «Рождество твое, Христе Боже наш». Спели, им денег дают, стряпню дают». Андрей Григорьевич Балякаев, уроженец деревни Мор-довский Каратай Камско-Устьинского района вспоминает, что в Рождество пекли орешки и соловьев, и ими одаривали детей.
Так же обход домов совершался в канун Нового года. В новогодних поздравительных песнях часто встречаются вопросно-ответные структуры, это видим в колядке, записанной в с. Танайка Елабужского района РТ.
Л¥в.мц -М]
К
о- ля- да, ко- ля- да, под во- ро-та- ми во- да,
У
і
и
во - да то где? В таль - ник у - шла.
т
Ей
ЗЕ
И
Таль -ник от где? Дев -ки вы - ру - 6 и- ли. А
дев - ки то где? Да у по - па на дво - ре,
Коляда, коляда,
Под воротами вода,
Вода-то где?
В тальник ушла.
Тальник -то где?
Девки вырубили.
А девки- то где?
Да у попа на дворе.
Лапотки плетут,
Да приговаривают.
Дайте колядку -Домой убегу.
В святки дети и молодежь собирались на праздничные посиделки, вечеринки. За
детьми 6-8 лет присматривали женщины, которые учили их петь и играть. Они могли попросить пройтись детей в паре, мальчик с девочкой, под припевку, заканчивающуюся словами «поцелую я тебя» - и заставить целоваться. Или взять заслонку или самоварную трубу, ножом по ней чиркать, по стиральной доске бутылкой водить, стучать ложками, таким образом - организовать аккомпанемент для пляски, побуждая детей плясать (с. Старошешминск, Нижнекамского района).
Молодежь за несколько дней до Святок договаривалась, когда и у кого будет
вечеринка. Девушки мечтали о том, как будут отплясывать русскую пляску, играть и петь песни. На вечеринку некоторые являлись замаскированными святочниками: кавалеры
одевались в наряды барышень, а барышни - в мужчин. Появлялись святочники шумно и весело, их приход мог сопровождаться игрой на гармони, балалайке, ударами бутылкой по стиральной доске и т.д. В виде первых святочников почти всегда являлся торговый люд: «Мы купцы московские, у нас товары ростовские! Глядите, не мограйте, рты не розевайте! Ворон не считайте, товары покупайте!». Они торговали мелким товаром, вместо румян - печной сажей, вместо белил -пшеничной мукой, камешками вместо мыла: «Дорогие барышни, купите румяна и белила!».
Колида (с. Старошешминск,
На отказ девушек купить товар просили его попробовать: «Не покупаете, так, по крайней мере, испробуйте!».
Цыгане-святочники являлись с услугами поворожить и поменяться: «Ну-ка, положи-ка мне на ручк, серебряных денег кучку, всю правду скажу!». Также цыгане почти всегда представали менялами лошадей: «Эй, ты, поменяем что ли сивко на бурко? Мой конь без хвоста, что ни день - то верста! Мой конь - только уздою тронь!».
По традиции святочники плясали, разыгрывали сценки, забавляя всех присутствующих, пели колядки с разнообразными и уместными пожеланиями на новый год, желали счастья.
Нижнекамского района РТ).
Ко - ли - да, ка -
ля,
ко - ли- да свя-та -
Мы хо-ди- ли, мы и- ска-ли ко - ли - ду свя- ту - ю..
Колида, каля,
Колида святая.
Мы ходили, мы искали,
Колиду святую.
Па горам, па долам,
Па высоким тиремам.
Мы нашли же колиду У Петра на д(ы)воре.
Петров та двор,
Жилезный тын,
У Петра на дворе,
Стоят три тирема...
Говорком: С Новым годом! С Новым счастьем!
Хозяева заранее готовили для них гостинцы: печенье, конфеты, денежки,
зазывали святочников в свой дом.
По воспоминаниям, в святки играли в различные игры. Самой распространенной игрой среди детей и молодежи была игра в
1 Этот и последующий материал публикуется с учетом местных диалектных особенностей.
«Фантики». Игра в «Фантики» делилась на две части: первая состояла из собирания фантов, вторая -из их раздачи. Фанты собирались разными способами, каждый из которых мог быть самостоятельной игрой, такой как «Курилка», «Вы поедете на бал?», «Имена».
Особенно молодежи нравилось играть в «Имена». Все желающие играть в эту игру, называли себя именами цветов: роза, георгин, ромашка и т.д. После этого один из играющих говорил: «Ох, болит...», все спрашивали:
- Что болит?
- Сердце.
- По ком?
- По розе
Здесь можно было назвать любое растение, которое выбрали себе играющие). Растение, чье имя назвали, например, роза, должно было ответить: «Ох болит.». Игра начиналась сначала. Фанты брались с того, кто зазевался и не ответил вовремя, а также - с забывшего имена растений, выбранных в игре. Способы разыгрывания фантов были разные. В селе Сукеево Камско-Устьинского района РТ фанты
разыгрывала «Мадам», которая сидела с завязанными глазами. Над ее головой поднимали фант и спрашивали: «Что прикажете сделать?» Мадам могла давать разные приказы: прокукарекать, проскакать на одной ножке, станцевать, спеть песню, изобразить зеркало и др. Как вспоминает Удачин Александр Павлович, «Мадам приказала поцеловать Удачина».
В святки молодежь играла в поцелуйные игры. Повсеместно была распространена игра, в которой играющие сидели на лавках и на определенный счет поворачивали головы, если получались пары - целовались. Игра носила разные названия: «Соседи», «Пары». В селе Р.-Никольское Лаишевского района РТ она не имела определенного названия. По рассказам жителей, нужно было просто считать «раз, два, три» и поворачивать головы.
На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения и развития традиционного фоль-клора. В условиях современного города фольклор, в том числе и святочный, русских сел Республики Татарстан используется в педагогической практике детских и молодёжных фольклорных ансамблей. В Казани есть такие детские и молодёжные фольклорные ансамбли, как «Оберег» (рук. Л.И.Леонтьева), «Лад», «Купава» (рук. И.ГСтрелкова); «Поверье», «Лапоток» (рук. Д.В.Толобенкова); «Красная горка» (рук. А.В.Самойлова). В этих ансамблях воспитание подрастающего поколения осуществля-ется путём творческого осознания этнокультурных традиций русского народа. В результате образовательной, поисково-иссле-
довательской и культурно-просветительской деятельности воспитанники ансамблей ощущают свою значимость в деле изучения, сохранения, возрождения и пропаганды лучших традиций региона.
1.Вульфиус П.А. К истории музыкальной фольклористики русская мысль о музыкальном фольклоре // Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Вступ. статья сост., коммент. П.А. Вульфиуса; общ.ред.О.А. Соколовой. - М.: Музыка, 1979. - С. 35.
2. Наука - Теория - Практика // Народное творчество. - 2010. - №2. - С. 5-9.
3. Тульцева Л.А. Ритуально-праздничная культура в современном досуге // Традиционные формы досуга: история и современность. - М.: Г осударственный центр русского фольклора, 1993. - С. 164.