ТРАДИЦИОННЫЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР ТУВИНЦЕВ
Сундуй Джульетта Маадыр-ооловна
мл. научный сотрудникМНЦ «Хоомей», РФ, Республики Тува, г. Кызыл
E-mail: dzhusun 7@mail. ru
TRADITIONAL CHOREOGRAPHIC TUVINIAN FOLKLORE
Giulietta Sunduy
Junior research scientist of International Research Center "Khoomei ", Russia,
Republic of Tuva, Kyzyl
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается хореографический фольклор Тувы, развившийся под влиянием религиозного мировоззрения и социальных условий жизни народа. До 1920 г. существовали тувинские танцы трёх видов: спортивные, игровые и религиозные: «Девиг», «Тевек» (почекушки), «Аскак кадай»; фольклорная хореография: «Цам», «Хам»; традиционная хореография (фольклор) — «Дук дою», «Баш кыргыыр» [6], тувинский танец приветствия «Аяк-шайым», новогодний праздник — «Шагаа», праздник чабанов «Наадым».
Тувинские слова «девиг» и «тевек»[10,с. 151] означали «пляска» и произошли от тюркского слова «теп», что обозначает «удар ногой».
ABSTRACT
The article considers choreographic Tuvinian folklore which has developed under the influence of religious worldview and social living conditions of a nation. Until 1920 three kinds of Tuvinian dances existed — sport, game and religious: "Devig", "Tevek" (pochekushki), "Askak kaday"; folk choreography: "Tsam", "Kham"; traditional choreography (folklore) — "Duk doyu", "Bash kyrgyyr" [6], Tuvinian welcome dance "Ayak-shayym", New Year's holiday — "Shagaa", shepherd's holiday "Naadym"
Tuvinian words "devig" and "tevek" [10, с. 151] meant "dance" and originated from a Turkic word "tep" which means "a kick".
Ключевые слова: тувинский танец; девиг; тевек; фольклорный танец тувинцев.
Keywords: Tuvan dance; devig; tevek; Tuvinian folk dance.
Традиционный хореографический фольклор Тувы складывается и развивается под влиянием географических, религиозных, исторических и социальных условий жизни народа.
Вообще традиционная хореография — результат коллективного творчества тувинского народа. Образно и пластически выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский орла, китайский и индийский павлина, финский бычка, русский журавля, (гусачок), норвежский петушиный бой и другие [5, 8, 16, 17]. А у тувинцев — пляска орла «Девиг».
Обрядовые пляски исполняются в определённое время и по специальному поводу (свадебные, семейные, такие как «Тевек», «Девиг» и др.). Фольклор (англ. folklore) — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, народная мудрость, народное знание), специфика фольклора проявляется в традиционности, синкретизме, вариативности, импровизационности, например «Цам», «Хам». Игровые пляски — это традиционные игры народа, передаваемые из поколения в поколение, имеющие видоизменённую и варьированную форму, позволяющую функционировать в современных условиях, например, «Хромая старушка». Народные игры делятся на три типологические группы: игры драматические, спортивные и орнаментальные. Традиция, обычай — исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение этика, обычаи, взгляды, чувства людей, социально-общественного значения почитания, например, «Дук дою», «Баш кыргыыр» [6, с. 288]. Традиционная хореография (фольклор) — жесты и манеры этического поведения, социально-общественного значения почитания, например, тувинский танец приветствия «Аяк-шайым». Традиция — неразрывная часть древней культуры народа. Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник — «Шагаа», праздник
чабанов «Наадым», общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые — свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места, оросительного канала и другое. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний — национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.
Некоторые авторы, кстати, не знатоки в области хореографии, поспешили с выводом, утверждая, что у тувинцев не было танца, и даже танцевальных терминов [7]: «Фактическое отсутствие танцевальных жанров (танец орла — «девиг» — это только краткий выход борца, к нему не бывает закреплённой по смыслу музыки, он вообще может исполняться без музыки) и традиционных терминов, обозначающих хореографические формы искусства». Но наше исследование доказывает обратное. Уже в первых письменных сведениях об изучаемых народах находим упоминание о большом празднике «Встреча бубна», на котором поют песни и пляшут» [2, с. 22], о воинских плясках [11, с. 10].
Фольклор имел большое воспитательное, общеобразовательное и эстетическое значение в жизни тувинских кочевников. Из фольклорных произведений, передаваемых изустно, они черпали мудрые изречения и советы, познавали этические и моральные нормы обычного народного права, выработанные опытом многих поколений трудового народа. Слушая ночами у костра сказителя, певшего героические былины под аккомпанемент музыкального инструмента, кочевники и охотники получали эстетическое наслаждение от исполнителя этих произведений, насыщенных яркими художественными образами. Перед ними раскрывался хотя и несколько идеализированный, но все же реальный мир жизни людей, думающих, работающих, борющихся за справедливость, порой веселящихся, временами же переживающих горе, и несчастье и т. д. Фольклор для тувинцев был в
описываемое время большой народной культурной ценностью, он развивал их умственный кругозор, мировоззрение и менталитет [4, с. 209].
Есть версии, почему тормозило развитие тувинского танцевального искусства. Во-первых, можно предположить, что многовековая борьба против угнетателей (исследователи не зря заметили меланхолический настрой тувинцев) не давала им выражать красоту природы посредством танца. Во-вторых, нет сомнения, что феодальное отношение к женщине не давало им танцевать. Ведь не секрет, что до сих пор можем проследить остатки и пережитки феодального отношения к женщине со стороны мужчин. Если в наше цивилизованное время случается подобное, то что говорить о том периоде, когда был настоящий феодализм, о чем пишет Х.М. Сейфулин: «Самобытную тувинскую народную культуру: устное народное творчество, музыку, изобразительное искусство, народные игры, спорт и др. — феодалы и ламы держали под спудом и не давали возможности развиваться. Причем феодалы и ламы старались народное творчество использовать в своих интересах и внести в него реакционное религиозное содержание» [14]. Подтверждение к этому слова У.Й. Эванс-Вентца: В самом буддизме танцы, музыка и все зрелища мирского характера запрещены [19, с. 511].
Центрами культуры, светского общения, в известной степени и образования были крупные монастыри. В дни религиозных праздников и культовых обрядов собиралось большое количество народа. Устраивались народные гуляния, состязания: борьбы, скачки, стрельба из лука, а также разыгрывались театральные представления — сам (цам).
Мужские пляски были разного вида. Ведь не секрет, что пластика возникла как выражение эмоций радости и любви. Судя по раскопкам, у тувинцев была цивилизация, имеющая богатую культуру и религию и свою традиционную хореографию. Закономерно, что окруженные прекрасной природой тувинцы познавали природу посредством хореографии, музыки и пения. Тувинцы отличаются способностью не только в искусстве горлового пения, но и в других видах искусства. Камнерезы, художники, певцы, спортсмены прославляли Туву
в том числе и за пределами России. Наскальные рисунки подтверждают, что у тувинцев была своя пластика ещё с гунно-сарматского времени. Сейчас в большинстве своём тувинская хореография исполняется под сопровождение тувинского национального оркестра.
Изучение культовых обрядов у тувинцев показало, что в них присутствовало большое количество зрелищно-игровых элементов. Само слово «танец» в русский язык вошло только в XVII в. [3]. В казахском языке есть слово «би» — пляска-танец и «билеу» — «танцевать»; в калмыцком языке слово «би» означает «танец», «бииллhн — «танец-пляску», глагол «биилх» переводится как «танцевать», а глагол «тавшх» — «плясать с притопыванием»; в монгольском языке слово «биэлге» — называют «танцем тела», имеющим много разновидностей и ставшим народным источником современного балетного искусства. Слово «би» в значении «танец» присутствует также в языках ряда тюркских народов: киргизов, казахов, башкир. Тюркское слово «девиг» означает движение «удар ногой и мах руками», а конкретнее, «танец». В тувинском языке слово «теп» [15, с. 411] означает удар ногой, общетюркское слово «би» или на тувинском «виг» означает «танцевать». Слово «девиг» (на тувинском языке) переводится как «пляска» [10, с. 151]. Тувинский язык относится к тюркской группе, а относящиеся к ней в киргизском и в татарском языке слова «детип» или «тибеп» обозначают удар ногой по земле, близкий понятию «пляска» [1]. «Девиг» является тувинским национальным мужским танцем. Также слово «тевек» может обозначать слово «танец». Тевек — чеканка, почекушка (свинцовый кружок с отверстием в середине для продевания пучка шерсти, волоса; при игре подбрасывается ногой) [15, с. 409]. Нет сомнения, что тувинские слова «девиг», «тевек» обозначали «пляска» и произошли от слова «теп», что обозначает «удар ногой». С появлением ламаизма («Цама») стали употреблять слово «сам». В современном тувинском языке «танец» переводится как «сам». Слова в песнях шаманского камлания выражают [12], что он танцует (тув. слово «самнай» — «танцуя»). Ведь танец орла «Девиг» танцуют только под тувинскую народную музыку «Догээ-баары».
Танцы в древней Туве, безусловно, были, наскальные рисунки — свидетельство о существовании танцевального искусства. Как мы знаем, танцевальное искусство тувинцев ещё не изучено с научной точки зрения. Чтобы сделать такой вывод, нужно изучить игры и музыку, темперамент, наскальные рисунки, расположение способности тувинцев к движениям.
Известно, что в работе учёного Д.А. Функа большое место отводится видам национальных игр родственных народов: тувинцев, телеутов, алтайцев, монголов, — например, шахмат (шыдыраа), «прятать серьги» («сырга чажырар»), игра в лапту, игра в бабки (кажык ойын), также зимние спортивные игры [18]. Следует также подчёркнута, что игра в бабки является не только одной из наиболее распространённых игр, но и одной из древнейших — она известна по археологическим раскопкам на территории Минусинской котловины, Алтая, Тувы и датируется I тыс. до н. э. — первой половиной I тыс. н. э. [13, с. 109—111]. Д.А. Функ отмечает (1989 г.): «Вообще надо особо подчёркнуть вопрос о самобытной танцевальной культуре бачатских телеутов, как, впрочем, и всех тюркоязычных народов Саяно-Алтая. Вопрос о танцах, играх и развлечениях бачатских телеутов достаточно сложен и вполне мог бы стать самостоятельной темой исследования. Вполне вероятно, что танцы у телеутов либо вообще не были широко распространены, либо являлись каким-то сакральным, скрытым от потусторонних глаз ритуалом, почему и не были зафиксированы в этнографических писаниях XVIII—XIX вв.» [18].
Фольклорные и ритуальные танцы были еще в гунно-сарматское время, это доказывают наскальные рисунки. До 1920 г. тувинские танцы были трёх видов: спортивные, игровые и религиозные. Народная революция 1921 г. и образование Тувинской народной республики вызвали бурное развитие всех видов искусства, в том числе и танца. В середине 20-х гг. XX в. в среде передовых аратов и нарождавшейся тувинской интеллигенции появились самодеятельные кружки. Как рассказывали люди старого поколения, в репертуаре были шаманские танцы, но только в шуточном жанре. От русских народных танцев были позаимствованы шаги хороводов в тувинский массовый
танец «Челер-Ой». На тувинском народном танцевальном искусстве не могло не сказаться влияние соседних народов, и, в первую очередь, русского. Это влияние коснулось и формы, и композиции, и содержания, и характера движений. Однако в распространении этого влияния есть свои особенности, свои характерные черты.
Ученый П.Е. Островских, изучивший тувинские обряды моления, освящения (дагыыры), писал: «Празднества тувинцев несут религиозный характер» [9, с. 428]. Тувинцы, как и все народы, имели игры, игровые обряды, ритуалы, церемонии. В силу национального менталитета, особенностей мировоззрения, танцы тувинцев, как мы говорили, имели религиозный характер и исполнялись ламами на церемониальных мистериях при храмах либо шаманами во время шаманских камланий. Тувинцы танцевали игровые и обрядовые танцы: «Девиг», «Тевек» (почекушки), «Аскак кадай» (хромая старушка).
Список литературы:
1. Абайдулин А. Тувинская хореография — истоки и перспективы // Тувинская правда. 1980. 12 февраля.
2. Бичурин И.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 2. М., 1950. — 22 с.
3. Бурнаев А.Г Культура этноса, воплощенная в танце. Саранск: Мордовский Университет, 2002.
4. Вайнштейн С.И. Маннай-оол М.Х. История Тувы. В 2-х т. Т. 1. Новосибирск: Наука, 2001. — 209 с.
5. Голейзовский К. Образы русской хореографии. М: 1964.
6. Жарков А.Д Технология культурно-досуговой деятельности. 2-е изд. перераб. и доп. изд. М: МГУК, ИПО "Профиздат", 2002. — 288 с.
7. Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М., 2009.
8. Основы характерного танца / Ширяева А., Бочарова А.; под ред. Лопухова А. Л: 1939.
9. Островских П.Е. Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли. Т. ХХХ1У. Вып. 4. СПб.: Изв. ИРГО, 1898. — 428 с. Вероятно, этот отчет включен в какое-то издание, от которого здесь указан только том.
10. Пальмбах А.А. Тувинско-русский словарь. М.: ТНИИЯЛИ Советская энциклопедия, 1968. — 151 с.
11. Розов Г. История дома Цзинь // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. 1910. — С. 59—60.
12. Сагды К.Ч. Люди тувинского театра. Кызыл, 1973.
13. Самбу И. Тувинские народные игры. Кызыл: 1978.
14. Сейфулин Х.М.. Образование тувинской автономной области РСФСР. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1954.
15. Тенишева Э.Р. Тувинско-русский словарь. М.: ТНИИЯЛИ, «Советская Энциклопедия», 1968. — 411 с.
16. Ткаченко Т. Народный танец. 2 изд. М: 1967.
17. Устинов Т. Русский народный танец. М.,1976.
18. Функ Д.А. Устное творчество, игры и развлечения Бачаских телеутов. // Народы и культуры. Вып. 17. Телеуты. М: РАН. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1992.
19. Эванс-Вентц У.Й. Тибетская йога и тайные учения/ пер. с англ. изд. Самара: Агни, 1998. — 511 с.