В данной статье рассматриваются основные весенние праздники народов Самарской области, ставшие традиционными событиями культурной жизни региона и формой туристских обменов, указываются также возможности дальнейшего расширения их использования в туризме.
Ключевые слова: событийный туризм, традиционный праздник, Навруз, Каргатуй
Main spring festivals of Samara Region nations which have become traditional events in region cultural life and base for travel changes are considered in the article. Opportunities for their further development in tourism are pointed as well.
Keywords: event tourism, traditional festival, Navruz, Kargatuy
Праздники являются важным компонентом культуры любого народа. Они отражают хозяйственный уклад, дают яркое представление о традиционном мировоззрении, позволяют проследить культурные связи с другими народами. В разных регионах мира такие праздники активно используются для развития туризма.
Многие традиционные праздники проходят весной, и это вполне естественно, ведь весна — время пробуждения природы, начала нового хозяйственного
Традиционные весенние праздники народов Самарской области: роль и перспективы в сфере туризма
Кржижевский М. В.
цикла, всеобщего обновления. Такие мероприятия проводятся и в многонациональной Самарской области.
Одним из наиболее ярких весенних праздников, ставшим событием не только для местного населения, но и для туристов, является Навруз (Новруз, Науруз, Наурыз и др.), который символизирует весеннее равноденствие и начало нового сельскохозяйственного года у ираноязычных и ряда тюркоязычных народов. В 2009 г. он был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а в 2010 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, благодаря которой Навруз получил статус праздника международного значения. 21 марта объявлено Международным днем Навруза [3].
В переводе с языка фарси Навруз означает «новый день». Происхождение этого праздника уходит своими корнями еще в дописьменную эпоху истории человечества. Он связан с культом Солнца и с солнечным календарем, который появился у народов Ирана и Средней Азии в глубокой древности. Согласно ему, Новый год начинался во время весеннего равноденствия, когда весна окончательно вступает в силу. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи как праздник зороастризма. Народы Средней Азии и Ирана продолжали отмечать его и после
Событие в истории и культуре: туристский аспект
15
СОБЫТИЕ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ: ТУРИСТСКИЙ АСПЕКТ
распространения ислама. Сегодня в некоторых странах он объявлен государственным. Обычно в этот день готовились кушанья из семи продуктов, считавшиеся символическим даром Солнцу, которое должно позаботиться об урожае. Наиболее известным блюдом является сумалак — халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые сначала перемалываются, а затем варятся в котле с добавлением масла и муки.
Во время праздника дети ходили по домам и пели песни про Навруз, а их за это одаривали сладостями. На улицах выступали артисты, звучали песни и шутки и т. д. В давние времена Навруз праздновали 13 дней, а в конце торжеств люди выходили в поле или в сад, что должно было способствовать счастью и благополучию в течение всего года.
Особенно ярко и широко этот весенний праздник отмечают в нашей области казахи, которые называют его Наурыз. Ежегодно в марте праздничное мероприятие проводится в одном из районов Самарской области, где живут представители этого народа. На нем присутствуют делегации из Республики Казахстан. На праздничной
сцене выступают казахские коллективы, на улице проводятся спортивные соревнования: скачки на лошадях, национальная борьба «Казахша курес» и другие состязания [2. С. 12]. Выставляются также юрты — старинные жилища казахов, в которых гостей угощают традиционными блюдами.
В 2012 г. праздник Наурыз прошел в Большечерниговском районе Самарской области. Кроме перечисленных выше мероприятий, на этот раз проводились также конкурсы «Казахская красавица-2012» и «Казахский джигит-2012».
Важным событием в жизни горожан и туристов явилось проведение в марте 2012 г. в Самаре первого Межнационального Навруза, в котором приняли участие общественные организации и творческие коллективы азербайджанцев, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов, казахов, татар. Мероприятие собрало много зрителей, в том числе студенческую молодежь. Гостям рассказывали об этом празднике, перед зрителями предстала красавица Вакар, символизирующая весну, демонстрировались особенности празднования Навру-за разными народами. Разумеется, состоялось угощение национальными блюдами и выступление творческих коллективов. С поздравительными номерами вышли на сцену и фольклорные коллективы других народов — русских, чувашей и т. д.
Башкирским аналогом На-вруза можно назвать праздник Каргатуй («Грачиный прадник»). Он обычно проводился, когда стаивал снег и прилетали грачи — вестники Весны. Этнографические материалы свидетельствуют, что Каргатуй отмечался в каждом башкирском поселении. Смысл праздника заключался в проведении
Первый межнациональный Навруз в Самаре, 2012 г. Казахи [5]
16
№ 2/2012
Современные проблемы сервиса и туризма
Традиционные весенние праздники народов Самарской области: роль и перспективы в сфере туризма
Первый межнациональный праздник Навруз в Самаре, 2012 г. Азербайджанцы [5]
торжественных мероприятий в связи с пробуждением природы и всеобщим обновлением, а также в обращении к силам природы и духам предков с просьбой сделать год плодородным, благополучным. Считалось, что вместе с пробудившейся природой на некоторое время оживали и умершие предки, поэтому данный праздник связан с их культом [1. С. 20].
В проведении Каргатуя участвовали женщины, девушки и мальчики-подростки. Местом для него выбирался холм, находящийся недалеко от поселения.
Туда несли крупу, хлеб, сахар, чай, самовары. Пока пожилые женщины варили кашу, молодежь устраивала хороводы, игры в мяч, прыжки через препятствия. Местами проводился бег взапуски, в котором принимали участие девушки и молодые женщины, еще не рожавшие детей. Участники праздника угощали друг друга кашей и чаем, а в конце остатки каши оставляли на камнях или в кустах со словами: «Пусть
поедят и грачи, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной». Самая старшая женщина, являвшаяся распорядительницей праздника Каргатуй, была облачена в старинную одежду.
В некоторых местах этот праздник назывался Карга буткайы и являлся исключительно детским. Толпа мальчишек ходила там от дома к дому и собирала крупу, яйца и масло, а затем направлялась к реке, где и варила кашу.
Известный исследователь башкирской культуры С. И. Руденко писал, что данный весенний праздник под тем или иным названием праздновался еще в начале ХХ века башкирами почти повсеместно [4. С. 234]. Праздновали Каргатуй и самарские башкиры — автор этих строк встречался с людьми, которые помнили традиции его проведения.
Сегодня «Грачиный праздник» получил второе рождение. Он проводится в Самаре по инициативе общественной организа-
Первый межнациональный праздник Навруз в Самаре, 2012 г. Таджики [5]
Событие в истории и культуре: туристский аспект
17
СОБЫТИЕ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ: ТУРИСТСКИЙ АСПЕКТ
ции «Курултай башкир» Самарской области и города Самары, при поддержке Администрации города и государственного казенного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов». Конечно, сейчас Карга-туй празднуется не так, как в отдаленные времена. Ограничения для представителей разных возрастов, разумеется, сняты — на праздник может придти любой человек. И приходят на него, в первую очередь, для того, чтобы увидеть выступление разных исполнителей — местных творческих коллективов и артистов из Республики Башкортостан. Но старинные традиции не забыты: по-прежнему варится ритуальная каша, на сцене воспроизводится обряд угощения грачей, гостям рассказывается об этом празднике. И зрителям — местным жителям и гостям из других регионов — очень нравится данное праздничное мероприятие.
В этом году Каргатуй проводился в культурно-досуговом центре им. В. Я. Литвинова. На нем присутствовали и представители студенческой молодежи, в том числе студенты филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самаре. Некоторые из них являются активистами башкирского общественного движения, членами танцевального коллектива «Ляйсан», который постоянно участвует в проведении различных праздников и фестивалей и носит звание Народного самодеятельного коллектива.
Возрождение этнокультурных традиций и межрегиональные туристические обмены стали сегодня заметным явлением в общественной жизни россиян. Однако далеко не весь потенциал активизации туристской отрасли с помощью подобных
Оксана Нагимова — участница башкирского танцевального коллектива «Ляйсан», студентка филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самара [5]
событий и традиций реализуется полно и масштабно. Национально-культурным организациям Самарской области не следует останавливаться на достигнутом, а проводить активную работу по привлечению на указанные праздники туристов и экскурсантов. Для этого необходимо тесное сотрудничество с туристскими организациями, чего в настоящее время, к сожалению, не наблюдается. Сотрудникам турфирм следует для начала самим чаще присутствовать на подобных мероприятиях, чтобы они могли включить их в программу обслуживания гостей нашего города и области.
Литература
1. Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этно-исторический справочник. Уфа: УНЦ РАН, 1995. 34 с.
2. Казахи Самарской области: паспорт этнической группы. Самара, 2011.44 с.
3. Навруз [Электронный ресурс] — режим
доступа http: www.calend.ru (дата обращения 15.04.2012).
4. Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.
5. Фото М. В. Кржижевского.
18
№ 2/2012
Современные проблемы сервиса и туризма