Научная статья на тему 'Традиционные музыкальные инструменты неотъемлемая часть духовной культуры народа мари'

Традиционные музыкальные инструменты неотъемлемая часть духовной культуры народа мари Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
888
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИННО-УГОРСКАЯ ОБЩНОСТЬ / СИНКРЕТИЗМ / ЯЗЫЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / КÿСЛЕ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / KüSLE / KANNEL / KANTELE / A FINNO-UGRIC GENERALITY / SYNKRETISM / PAGANISM / A MUSICAL INSTRUMENT / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов О. М.

В статье рассматриваются родство музыкальных инструментов мари и народов финно-угорской семьи. Подняты вопросы по усовершенствованию традиционных музыкальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS INTEGRAL PART OF SPIRITUAL CULTURE OF PEOPLE MARI

In article are considered relationship of musical instruments mari and the people of a Finno-Ugric family. Questions on improvement of traditional musical instruments are brought up.

Текст научной работы на тему «Традиционные музыкальные инструменты неотъемлемая часть духовной культуры народа мари»

УДК 78 (470.343), 371.004, 004

О.М.Герасимов

ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ -НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА МАРИ

В статье рассматриваются родство музыкальных инструментов мари и народов финно-угорской семьи. Подняты вопросы по усовершенствованию традиционных музыкальных инструментов.

Ключевые слова: финно-угорская общность, синкретизм, язычество, музыкальный инструмент, кусле, kannel, kantele, кусле, усовершенствование.

Oleg M. Gerasimov traditional musical instruments - integral part of spiritual culture of

PEOPLE MARI

In article are considered relationship of musical instruments mari and the people of a Finno-Ugric family. Questions on improvement of traditional musical instruments are brought up.

Keywords: a Finno-Ugric generality, synkretism, paganism, a musical instrument, kusle, kannel, kantele, improvement.

I. Прошло уже не одно столетие, как некогда единая семья финно-угров, ныне занимающая территории от Балкан до зауральских земель, разбрелась по белу свету, но и по прошествии стольких веков мы все отчетливей ощущаем свою кровную близость со своими братьями финно-уграми.

1.1. Новые достижения в области лингвистики, открытия в антропологии подтверждают наше единородное и давнее происхождение. Имеются успехи в разъяснении данного вопроса и у этномузыковедов, в частности - у этноорганологов. Оказалось, что на органологическом уровне связь времен и поколений, связь эпох прослеживается еще глубже и прочней.

1.2. Национальные музыкальные инструменты мари мы рассматриваем с позиций генеалогического родства не только с народами финно-угорской общности, но и тесных связей с соседними славянскими и тюркскими народами, так как в одних случаях ряд инструментов сохранили и донесли до наших дней некогда единое музыкальное начало предков Онара, Калева и других детей единой пра-Матери, в других - отразили результат устойчивых многовековых и многоаспектных связей с близкими соседями, ибо музыкальные инструменты отражают связь народов не только на генетическом, языковом, уровне, но и геополитическом.

1.3. Древнейшие субстраты культуры некогда единой финно-угорской общности, то есть инструментальное «родство» этих народов полнее (рельефнее) всего отражено в сохранившихся до наших дней натуральных трубах (pasztortulok - венг., торама - морд., lepatoru - эст.), в семействе флейтовых (виды furulya - венг, вяшкома - морд., pajupill - эст. ), в различного рода приспособлениях из листьев дерева, трав, бересты и т. д. [2].

II. Синкретическая природа большинства народных музыкальных инструментов, стабильность и многообразие применения была основной предпосылкой их долговечности. Благодаря указанным особенностям многим из них удалось выжить в суровые годы насильственной христианизации мари (XVIII в) и в годы атеистического, политического прессинга (XX в). Однако в результате мощного антиязыческого наступления часть функций некоторых музыкальных инструментов оказалась элиминированной, произошло частичное сужение функций этих инструментов: не совсем четко выраженные прежде границы между ритуальным и эстетическим приобрели уже более ощутимые контуры. Из сохранившихся и бытующих ныне инструментов это коснулось прежде всего кусле.

2.1. Как божественный инструмент (а по народному поверью мари гусли сотворил именно Бог, в то время как волынку - дьявол) кусле всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших культов. Многие языческие моления в священных ото (рощах) в качестве непременного ритуала включали и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно.

2.2. Сопоставление инструментария родственных финно-угров наглядно демонстрирует неразрывную генетико-типологическую связь и общность большинства традиционных музыкальных инструментов этих народов. Именно это имеется в виду, когда речь идет о большом и разноликом ныне семействе цитровидных хордофонов - кусле, kannel, kantele, представляющих «эстетические лица» своих народов - мари, эстонцев, карел и финнов. Каждый из этих инструментов и на современном этапе жизни этих народов все еще является востребованным жизнью, то есть является неотъемлемой частью культуры народов даже в новом, XXI веке.

2.3. Особого внимания заслуживает и своеобразная «эстафета» передачи мужской традиции исполнительства на кусле в женские руки. Одной из причин утраты «мужской привилегии» является, безусловно, насильственная христианизация языческих мари. Зная, как глубоко пустило свои корни в

народе язычество и какую роль играли кусле в проведении традиционных языческих обрядов, «мужчин-гусляров либо истребляли, либо под страхом наказания запрещали играть во время культовых обрядов» [1].

2.4. Кусле до сих пор считается инструментом наиболее исследованным, тем не менее принципиально не решен до конца вопрос о количестве струн и размере этого «давно известного» хордофона - каким он был в прошлом: с малым количеством (5-8) струн, как у ряда родственных финно-угров (карел, эстонцев, финнов) и, следовательно, сравнительно небольшим по своим размерам, или уже многострунным, таким, каким он был зафиксирован в XIX веке? Ведь путь от маленького по своим размерам до огромного концертного многозвучного прошли в своем развитии многие инструменты родственных финно-угров, в частности, карельское кантеле.

2.5. Ныне заслуживающим особого внимания требует изучение и внедрение в практику массового исполнительства и такого уникального в своем роде и малоизвестного приема игры на кусле, как «игра в три руки», который с незапамятных времен и широко культивировался у горномарийских гуслярш и сохранился среди исполнительниц старшего поколения до наших дней.

2.6. В результате расщепления синкретизма кусле его эстетические функции стали преобладать над ритуальными, и ныне этот инструмент наравне с другими весьма популярными и прочно утвердившимися в быту народа инструментами (шиялтыш и марла гармонь, к примеру) является сугубо «светским».

III. Усовершенствование национального музыкального инструментария, как акт осознанный и направленный, представляет собой открытую систему. Однако эволюционные процессы, столь естественные в народном инструментостроении вплоть до начала ХХ столетия, были значительно ускорены, и пересмотр всего состава национального инструментария стал более интенсивным за последние 60 лет. Выход из употребления ряда традиционных инструментов объясняется не столько их «неконкурентноспособностью» с другими инструментами, сколько ослаблением их зависимости от системы религиозных, культовых представлений. По этой причине, думается, произошла и функциональная стратиграфия многих инструментов, а затем наметилась тенденция к усилению у них эстетического начала. Думается, даже возврат к жизни традиционных марийских молений в священных рощах, свидетелями чего мы являемся с конца ХХ столетия, в проведении которых кусле были неотъемлемой частью ритуала обращения к высшим духам, не в состоянии ныне вернуть этому древнему инструменту его былую славу и востребованность.

3.1. Степень актуальности конкретных мотивов преднамеренного вмешательства в генезис того или иного инструмента в различные времена была не одинаковой, но диалектическая основа этого процесса - усовершенствование инструментов с целью достижения качественно нового скачка - была едина для всех времен. Эти изменения достаточно многоаспектны - от объективно оправданных до субъективистских нововведений: если в области материала изготовления инструментов эксперименты более всего коснулись шиялтыш (дудки) и шувыр (волынки), а в области техники изготовления объектом новых «конструктивных» решений стали ия-ковыж (род марийской скрипки), шун шушпык (глиняный свисток), шиялтыш и шувыр, то в области технико-исполнительских возможностей инструментов продуктивней всего велась работа над реконструкцией и усовершенствованием кусле. Усилиями мастеров-исполнителей М. Маркелова и П. Терентьева, В. Кашутина и П. Тойдемара количество струн кусле было увеличено с 15 до 38, изменен и внешний вид инструмента, введен даже хроматический переключатель (правда, не получивший применения). Но здесь перед мастерами стоит извечная дилемма - «традиционные народные инструменты и современный его дизайн». Этот щепетильный вопрос мастера решают (и всегда решали, думается) в пользу «красоты вещи», но с максимальным сохранением традиционных черт национального инструментария.

3.2. Усовершенствование музыкальных инструментов - акт, направленный на сохранение традицион-ных национальных инструментов. Но еще на заре становления марийского этномузыкознания один из его основоположников, Я. Эшпай, подчеркивал важность «научного контроля за опытами реконструкции марийских национальных музыкальных инструментов» [3]. В результате усовершенствования народный инструмент, имевший многовековую историю своего развития, должен стать в чем-то лучше, но не терять свой оригинальный облик, максимально сохранить те специфические свои особенности, которые и сделали его инструментом национальным.

Литература

1. Эшмякова Ф. Марийские гусли: прошлое и настоящее. Йошкар-Ола, 1993. С. 18.

2. Герасимов О. Народная музыка мари: традиции и современность. Йошкар-Ола, 1999. С. 13.

2. Эшпай Я. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар-Ола, 1940. С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.