УДК 37.28
ШУВЫР - ОБРАЗЕЦ ЖИВОГО ФОЛЬКЛОРА ВОСТОЧНЫХ МАРИ SHYUVYR AS SAMPLE OF LIVING FOLKLORE OF EASTERN MARIE Н. С. Белобородова, А. В. Ибулаев N. S. Beloborodova, A. V. Ibulaev
Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск
Аннотация. В последнее время становится все более актуальным вопрос изучения культуры малочисленных народов, в том числе и восточных мари. Мари - народ, сумевший сохранить свое уникальное культурное наследие; потенциал культуры этого народа нуждается в более полном изучении и внедрении в образовательную систему. Следует уделить внимание изучению марийской волынки. Характер исполняемых на марийской волынке подражательных наигрышей и несложных народных мелодий дает возможность использовать этот инструмент на уроках музыки в школе. Изучение данного инструмента в школе позволяет решать ряд важнейших задач по патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
Abstract. In recent years it is becoming more and more urgent to study the culture of indigenous peoples including the Eastern Mari. The Mari are the people who managed to preserve their unique cultural heritage, whose potential needs to be more comprehensively studied for the purpose of its implementation in the educational system. Particular attention should be paid to the study of Mari bagpipes. The nature of Mari imitative tunes and simple folk melodies played on bagpipes allows you to use this instrument for music lessons at school. Studying this instrument with children at school can solve a number of important tasks of patriotic, aesthetic, physical and labour education.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, марийская волынка, шувыр, этнопедаго-гика, фольклор.
Keywords: patriotic education, Mari bagpipe, shyuvyr, ethnopedagogics, folklore.
Актуальность исследуемой проблемы. Воспитание чувства патриотизма на культурно-исторических традициях родного народа с его бытом и потребностями имеет достаточно важное педагогическое значение. Существенным принципом патриотического воспитания сегодня становится региональность. В современном понимании это среда, в которой и, прежде всего, на материале которой происходит возникновение, развитие и закрепление патриотических чувств в сознании школьников, их проявление в патриотических поступках [2, 62]. Одной из задач образования является возрождение культурного потенциала каждого этноса и сохранение его посредством обучения и воспитания в школе, ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие и сохранение этнических традиций. В последнее время в связи с переменами в общественно-политической жизни страны становится все более актуальным вопрос изучения культуры малочисленных народов, в том числе и этнической группы восточных мари. Уже написано немало исследовательских работ по
изучению культуры восточных мари, но стоит отметить, что потенциал данной культуры все еще остается не полностью реализованным и нуждается в дальнейшей разработке и внедрении в образовательную систему. В рамках данной проблемы одной из задач также является исследование музыкального фольклора восточных мари.
Материал и методика исследований. Был проведен феноменологический и ретроспективный анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, проведен анализ учебных планов, программ, организованы анкетирование, интервьюирование, беседа, полевая фольклорно-этнографическая экспедиция по сбору музыкального фольклора; подготовлены и апробированы методические рекомендации и программа спецкурса «Волынка: учимся делать и играть» со студентами отделения народной музыки при факультете дополнительных педагогических профессий Бирского филиала Башкирского государственного университета.
Результаты исследований и их обсуждение. Произошедшие за последний год кардинальные изменения в политической жизни нашей страны вновь остро ставят вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Российскому патриотизму присуще чувство державности как понимание того исторического факта, что Россия развивалась как многонациональное государство на евроазиатском континенте, которое было и, мы уверены, останется великим, могучим государством, способным быть гарантом стабильного и цивилизованного саморазвития. В связи с этим еще раз подчеркнем интернациональный характер российского патриотизма [1, 328]. Поэтому мы уверены в том, что в поисках путей духовного развития надо обратиться к своим корням, культуре, обычаям и традициям. Стремление обратиться к духовным истокам родного народа, заново открыть для себя богатство и красоту его языка, традиций и культуры, потребность в приобщении к этнокультурным ценностям есть одно из важнейших средств решения вопроса о воспитании патриотизма.
Мари - народ, сумевший сохранить свое уникальное культурное наследие. «Он в долгой жизни пронес свой язык, культуру, белую одежду, гусли, барабан, волынки через века соседства с персами, сарацинами, хазарами, булгарами, татарами, ничего не растеряв. Неужели теперь потеряем это наше большое культурное богатство?» [5, 8]. Очевидно, что использование марийской народной культуры в воспитании подрастающего поколения возможно и необходимо. И как считает Г. Н. Волков, один из основоположников этнопедагогики, «народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации» [3, 5]. Поэтому приобщение к народной культуре в школе следует начинать как можно раньше.
Марийская народная музыкальная культура включает в себя песенное, инструментальное, вокально-инструментальное народное творчество. Музыка, пение и танец представляли в прошлом (а в некоторых своих проявлениях представляют и поныне) синкретическое единство, были неотьемлемой частью древних праздников и обрядов. Разнообразием отличаются и жанры детского фольклора. К детским песням - йоча муро - относятся произведения, созданные взрослыми специально для детей, произведения тради-цонного детского творчества, а также перешедшие к детям из репертура взрослых колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, игровые песни, считалки, песни в сказках и песни-сказки [6, 341].
Изучение музыкальной традиционной культуры позволяет решать ряд важных задач:
- воспитание патриотизма через уважение и любовь к малой родине, родному народу;
- формирование толерантности и уважительного отношения к народам России;
- эстетическое воспитание молодежи и приобщение к народной культуре.
В свете этого особое внимание следует уделить изучению марийской волынки (шувыра). Характер исполняемых на марийской волынке подражательных наигрышей и несложных народных мелодий дает возможность использовать этот инструмент на уроках музыки в школе как в начальных классах, так и в среднем и старшем звене. Возможно исполнение детьми распевок, попевок и несложных народных песен в сопровождении волынки. Мелодии народных песен, возникших еще в далеком прошлом, подкупают своей задушевностью, неподдельностью, искренностью звучания, проникнуты духом миролюбивого народа, тесно связанного с природой [8, 42].
Исследователи отмечают, что у человека, который профессионально не занимается искусством, но играет на каком-либо музыкальном инструменте, пишет стихи, поет, сочиняет музыку или рисует, активно развивается творческое мышление. Это важнейшая черта человеческой сущности, и она становится залогом его успешной созидательной деятельности [10, 195]. Искусство является одним из самых действенных и, что очень важно, деятельностных средств эстетического воспитания, так как дает возможность не только воспринимать и видеть красоту, но и самим создавать ее. Поэтому считаем, что в школе в среднем и старшем звеньях возможно также и обучение игре на волынке.
Изучению марийских народных музыкальных инструментов (в том числе и волынки) посвящено несколько книг. В разное время к этому вопросу обращались В. М. Васильев, Т. Е. Ефремов, Я. А. Эшпай, П. Н. Никифоров, В. М. Газетов и др. По проблеме изучения марийской волынки наиболее ценными являются труды И. Г. Шабердина и О. М. Герасимова.
Изучение и популяризация марийской волынки является одним из действенных средств в процессе воспитания подрастающего поколения, так как данный инструмент во все времена занимал (и должен занимать сейчас и в будущем!) значительное место в музыкальной культуре народа мари.
Волынка - народный музыкальный инструмент, распространенный во многих странах мира и существующий в многочисленных местных разновидностях. В Шотландии она является основным национальным инструментом. Используется волынка и в инструментальных ансамблях (военные оркестры шотландских волынщиков в Великобритании). В России - это русская волынка, чувашский шапар, мордовский нюди и пр.
Шувыр - разновидность волынки, марийский духовой язычковый народный инструмент, по классификации музыкальных инструментов Э. Хорнбостеля - К. Закса относящийся к аэрофонам. Состоит из воздушного резервуара (пузырь животного) и трех игральных трубок: одна трубка для нагнетания воздуха и две игровые, мелодические, находящиеся в деревянном ложе и имеющие общий раструб из коровьего рога. Звук сильный, резкого, жужжащего тембра [9, 23].
У народа мари волынка была одним из почитаемых инструментов в ритуале похорон, поминовения покойных, в ритуальном обходе поля с заклинанием доброго всхода и богатого урожая, защиты от буйного ветра и града. Во время свадебного обряда волынщик исполнял ритуальные напевы и мелодии встречи жениха, проводов невесты, плясовые свата, свахи и невесты и др.
По мнению этномузыколога, доктора искусствоведения, профессора Марийского государственного университета О. М. Герасимова, марийская волынка - это один из
древнейших музыкальных инструментов мари, заслуживающий самого пристального к нему внимания не только как к оригинальному и реликтовому инструменту мари. Шувыр - это прежде всего эстетическое лицо древнего мари. Ни один инструмент не мог соперничать с ним по разнообразию исполняемого репертуара: это звукоподражательные напевы, посвященные большей частью образам птиц (кудахтанью курицы, воркованию дикого голубя, пению надречного кулика и т. д.), изобразительные (например, мелодия, имитирующая скачку на коне - то легкий бег, то галоп и др.) [7, 274].
К сожалению, на современном этапе развития мари шувыр утратил былую популярность в народе и находится на грани полного исчезновения и превращения в музейный экспонат. Поэтому мы убеждены в том, что необходимо принять срочные меры по возрождению и популяризации среди народа этого необычного инструмента.
О. М. Герасимов - автор статей, брошюр и книг по проблемам марийского музыкального фольклора. Его книга «Народные музыкальные инструменты мари» - первое наиболее полное исследование по марийским народным музыкальным инструментам. В своей работе автор затрагивает широкий круг вопросов: историю изучения народных музыкальных инструментов мари, общие вопросы этноорганологии, проблемы усовершенствования народных инструментов и пр. Автор считает, что примером бесценного наследия прошлого является шувыр. Шувыр вызывал интерес у многих исследователей-фольклористов как прошлых лет, так и современности.
Однако в существующей литературе часто дана не совсем корректная характеристика этого старинного инструмента. Так, начиная с первой попытки зафиксировать марийскую волыночную музыку, предпринятой Н. Абрамычевым в 1879 году, шувырные напевы и мелодии фиксировались исследователями в одноголосном варианте. Данные, опубликованные одноголосно, помимо того, что теряют свой «волыночный» облик, не могут быть исполнены в таком виде ни на одном инструменте, ибо эти записи представляют «собранные» из звучания двух трубок «суммарные» мелодии. Конечно, зная конструкцию шувыра и приемы исполнения на нем, можно попытаться дать их партитуру более «волыночно» [4, 33]. В отдельной главе «Проблемы критики и реставрации источников» автором предпринята попытка реставрации и других образцов нотной записи, сделанных В. Васильевым, Я. Эшпаем, К. Смирновым и П. Никифоровым и др.
Немаловажно для нас и то, что автором исправлены неточности, допущенные ранее исследователями при описании и характеристике звукового состава шувыра (обеих его трубок), обращено внимание на процесс настройки инструмента, на роль боковых (тембровых) отверстий мелодической трубки. Региональные особенности музыкальной культуры мари и, в первую очередь, ее ладовая природа нашли отражение не только в размерах инструмента, но и в его звукоряде (И. Г. Шабердин в своем трактате «Марий шувыр» описывает большую, среднюю и малую волынку). Однако различия в величине инструмента отразились всего лишь на высоте настройки шувыра и, естественно, в народной терминологии. Кугу шувыр - это большие инструменты сернурских мари, настроенные в нижнем регистре. Изи шувыр - инструмент малых размеров моркинских мари, настроенный в среднем регистре (как правило, в первой октаве) [4, 152]. По О. М. Герасимову, в народе издавна бытуют две разновидности шувыра по звукоряду. Первая характерна для музыкальной культуры сернурских мари, вторая - для остальных этнографических групп. Какие именно этнографические группы - восточные, горные и пр., - автор не уточняет.
Достоверно известно, что волынка была широко распространена и среди восточных (башкирских) мари. Относит ли автор книги восточных мари к числу «остальных этнографических групп» и отличался ли звукоряд волынки восточных мари - сказать однозначно трудно.
Изучив немногочисленную литературу по обозначенной нами проблеме, данные, полученные в процессе этнографических экспедиций, и опыт изготовления и исполнительской практики на волынке, мы попытались воссоздать звукоряд шувыра восточных мари. С этой целью нами были зафиксированы образцы живого фольклора - свадебные мелодии, исполняемые ныне преимущественно под аккомпанемент хромки или баяна. Традиции и обряды, в том числе и свадебные, не могут сформироваться за относительно короткий исторический промежуток, следовательно, они несут в себе достоверную фольклорную информацию, именно поэтому было принято решение о фиксировании именно свадебных наигрышей. Ниже представлена нотная одноголосная запись одной из зафиксированных нами мелодий:
Если за основу взять представленный О. М. Герасимовым звукоряд сернурских мари и переложить наши нотные записи для игры на волынке, то вероятно, будет воссоздан звукоряд шувыра восточных мари: до-ре-ми-фа-соль-ля. Таким образом возможно исполнение и других записанных нами мелодий в этом же диапазоне. Следовательно, для возрождения волынки и ее популяризации в Башкортостане среди марийского населения необходимо для начала изготовить образец с вышеуказанным звукорядом.
Трактат И. Г. Шабердина «Марий шувыр» на сегодняшний день является едва ли не единственным практическим руководством по изготовлению шувыра. Данное пособие поэтапно описывает сложный процесс изготовления древнего инструмента. Для справедливости следует отметить, что и до И. Г. Шабердина были сделаны подобные попытки, но рекомендации носили неполный характер и содержали неточную информацию.
\
Рис. 1. Образец марийской волынки
С опорой на труды О. М. Герасимова, И. Г. Шабердина и собственный опыт нами был сконструирован образец марийской волынки (рис. 1). Следует отметить, что изготовление марийской волынки возможно и в школьных мастерских. Используются исключительно природные материалы. С целью упрощения изготовления в роли трубки для нагнетания воздуха нами использована имеющаяся в продаже водопроводная ПВХ -труба с внутренним диаметром 10 мм, что позволяет абсолютно легко вдувать воздух в воздушный резервуар инструмента. Также в качестве эксперимента трубка для нагнетания воздуха снабжена обратным клапаном, что значительно облегчает и обучение, и игру на волынке.
Процесс изготовления инструмента, методика обучения игры, использование потенциала народной музыки в воспитании молодежи нами подробно описаны в методических рекомендациях и программе спецкурса «Шувыр: ышташ да шокташ тунемына» («Волынка: учимся делать и играть»).
Также нами разработан проект «Свое родное» (2013 год), основной целью которого являются возрождение интереса к изучению этого народного инструмента и популяризация исполнительского мастерства на нем, в том числе и в студенческой среде. Проект был представлен на Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально -экономическое развитие российских территорий «МОЯ СТРАНА - МОЯ РОССИЯ». Наш скромный вклад в дело сохранения марийской народной музыкальной культуры был оценен, и проект получил высшую награду (золотую медаль) в номинации «Проекты, направленные на духовно -нравственное воспитание молодежи, укрепление духовного единства многонационального российского народа, развитие позитивных межнациональных, межкультурных и межконфессиональных коммуникаций». Наши исследования также нашли положительный отклик у организаторов культурно-массовых мероприятий, руководителей народных коллективов художественной самодеятельности, учителей, а также родителей и детей.
Познание, постижение человеком своей Родины - это показатель его культурной, духовной и патриотической развитости. Патриотические чувства, мысли, убеждения и поступки человека определяются, во-первых, уровнем и качеством познания им своей малой Родины [2, 61]. Современной молодежи присуще активное обращение к духовным истокам своего народа, познание богатства его традиций, языка и культуры. Задача родителей и педагогов - всячески поддерживать это стремление и создавать условия, способствующие приобщению подрастающего поколения к этнокультурным ценностям. Мы выражаем надежду, что наша молодежь будет все активнее придерживаться своих истоков, корней, обычаев и традиций. Ведь именно в них заложена вековая народная мудрость и отражено наше будущее.
Резюме. Феноменологический и ретроспективный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение реального уровня сформированности нравственных качеств личности и результаты опытно -поисковой работы показали, что на современном этапе существует потребность в поиске и внедрении эффективных форм, методов и приемов практического решения задач патриотического воспитания. Одним из таких средств является обращение к истории и культуре родного народа. Изучение фольклора, народных инструментов, в частности марийской волынки, способствует возрождению и сохранению культурного потенциала этнической группы восточных мари. Нами подробно изучен процесс изготовления во-
лынки и рассмотрена возможность обучения игре на ней в школе и вузе. Народная культура (в том числе и традиции марийского народа) обладает высоким воспитательным потенциалом в контексте личностного развития ребенка и именно поэтому является универсальным средством решения задач воспитания подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учебное пособие. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. - 500 с.
2. Ахияров К. Ш., Якупов К. А. Патриотическое воспитание школьников в условиях современного сельского социума : учебное пособие. - Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. - 152 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
4. Герасимов О. М. Народные музыкальные инструменты мари. - Йошкар-Ола : Центр нар. творчества Респ. Марий Эл, 1996. - 223 с.
5. Егоров. Ф. Е. Материалы по истории народа мари. - Йошкар-Ола : Историко-литературный музей финно-угорских народов им. Валентина Колумба, 2012. - 176 с.
6. Марийцы. Историко-этнографические очерки. - Изд. 2-е, доп. - Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ, 2013 - 482 с.
7. Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология : этнографический справочник. - Йошкар-Ола : Марийская бумажная компания, 2007. - 312 с.
8. Чуриков И. А. Этнопедагогика народа мари : учебное пособие для вузов. - М. : Академический Проект ; Трикста, 2005. - 304 с.
9. Эшпай Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. - Йошкар-Ола : Марийское государственное издательство, 1940. - 41 с.
10. Юсупов И. Ф. Воспитательная роль искусства // Современная этнопедагогика: проблемы и перспективы развития : материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Уфа, 2010. - С. 193-199.