РАДИЦИОННЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ТАТАР ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК 394.2 (470.41) Р. Р. Ракаева
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена культурно-историческому аспекту традиционных календарных праздников татар. Раскрывая их культурно-исторические корни, автор обращается к мировоззренческим установкам народа в различные периоды. Тем самым выявляется историческая сущность праздников, их культуросозидающая роль в жизни народа. Анализ отличительных особенностей праздников, их функций даёт возможность раскрыть суть используемых при этом обрядов, их значение в жизни народа на современном этапе. Особая роль отводится Сабантую, который имеет статус государственного и организуется в Республике Татарстан повсеместно.
Ключебые слова: традиции, календарный праздник, татарский народ, Нардуган, Науруз, Сабантуй, Джиен, Сюмбель, культура, культурно-исторический аспект.
The article is devoted to the cultural and historical aspect of the traditional calendar holidays of the Tatars. Revealing their cultural and historical roots, the author turns to the world outlook of the people at different periods. This reveals the historical essence of the holidays, their culturally-creating role in the life of the people. Analysis of the distinctive features of the holidays makes it possible to reveal the essence of the rituals used their significance in the life of the people at the present stage. Sabantuy plays a special role, which has the status of state and is organized in the Republic of Tatarstan everywhere.
РЛКЛЕВА РЕГИНА РАМИЛЕВНА - аспирантка кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института
RAKAEVA REGINA RAMILEVNA - doctoral student of the Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty ofSocial Sciences and Humanities, Moscow State Institute ofCulture
e-mail: [email protected] © PaKaeBa P. P., 2018
TRADITIONAL CALENDAR HOLIDAYS OF THE TATAR OF THE POST-SOVIET PERIOD: CULTURAL AND HISTORICAL ASPECT
культуры
Keywords: traditions, calendar holiday, Tatar people, Nardugan, Navruz, Sabantuy, Gien, Sumbel, culture, cultural and historical aspect.
Для цитирования: Ракаева Р. Р. Традиционные календарные праздники татар постсоветского периода: культурно-исторический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 158-166.
Традиционные календарные праздники татарского народа бытовали с глубокой древности. К моменту возникновения государственности в конце IX — начале Х века предки татар имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на зиму, раннюю весну и позднюю осень. Изучение их было начато ещё в XVIII веке. Революция 1906-1907-х годов вызвала подъём национального сознания. Стали публиковаться труды татарских писателей и поэтов об обычаях и традиционных праздниках. После революции 1917 года деятельность в данном направлении ещё больше оживилась. Возрос интерес к изучению традиционной культуры татар, в том числе и праздничной. Но в конце 1920-х - начале 1930-х годов ситуация изменилась, что было связано с антирелигиозной пропагандой. По сути же, все календарные праздники татар носили языческий характер, что наглядно отражается в ритуалах.
Земледельческие обряды и обычаи у татар, связанные с весенне-полевыми работами, зародились ещё до принятия ислама. Бессильные в борьбе с природой, люди создавали себе духов, старались их задобрить различными заклинаниями и жертвоприношениями. На помощь приходила магия, которая обеспечивала человеку удачу в трудовой деятельности. Но во всём этом власти усмотрели религиозную направленность и стали запрещать их проведение.
Среди народных праздников наиболее известен Сабантуй, который отмечался татарским народом как до революции 1917 года, так и в советское время, потеряв при этом некоторые традиции. Он сохранился как земледельческий праздник, необходимый для воодушевления сельчан на получение высоких урожаев. Но изменилось время его проведения: с весны оно было перенесено на начало лето. А праздник календарного осеннего равноденствия Сюнбель (дева) - в переводе с татарского «гиацинт» - был преобразован в праздник урожая. Цветок растёт лицом к солнцу, возможно, поэтому наши предки рассматривали этот цветок как его земное отражение.
В 1920-1950-х годах на смену пришли новые общественно-политические праздники, труды по праздничной культуре тоже были политизированы. Но с начала 1960-х годов проблема праздника стала актуальной, менее политизированной.
Этому способствовали изменения в социальной сфере, смена типа культуры. «Ощущение нестабильности, кризисно-сти, переходности объективно обусловлено актуальностью динамики современного общества и, соответственно, значительным изменением содержания всех составляющих культуры - её символов, форм коммуникации и трансляции информации, методов социального взаимодействия и гармонизации общественных отношений, способов создания идентичности [5, с. 220]». Это был период подго-
товки к нынешним изменениям в сфере культуры.
С конца 1990-х годов ситуация в корне изменилась. Календарные праздники стали нести особую познавательную нагрузку, отражая сущность культуры народа, его обряды, обычаи и традиции, глубоко проникая в сознание человека и закрепляясь на уровне культурно-исторического явления, что особенно важно для современной жизни. С годами они наполняются новыми представлениями, глубоко проникая в быт человека. Их форма и содержание позволяют рассматривать их как культурно-историческое явление. Этим объясняется актуальность рассмотрения культурно-исторического аспекта календарных праздников.
Проблема заключается в доказательстве того, что календарные праздники татарского народа постсоветского времени являются культурно-историческим явлением.
Научная новизна состоит в выявлении культурно-исторических особенностей календарных праздников татарского народа, функций, которые они выполняют в обществе.
С давних времён праздники являются частью жизни человека. Будучи одной из форм сохранения культуры народа посредством трансляции его традиций, они выполняют в обществе различные функции. С 1990-х годов идёт процесс возрождения культуры татарского народа. Он начался именно с активизации практической деятельности в сфере праздников, теоретического переосмысления особенностей развития этой составной части культуры. Это была осознанная необходимость того периода. Ведь праздник, как ничто другое, может регулировать соци-
альную жизнь народа, выполняя идеологическую функцию, формируя чувство патриотизма. Хотя в Татарстане ещё и не было единого взгляда на праздничную культуру нового времени, за основу был взят праздничный календарь. Ведь в нём отражается духовная атмосфера общества определённого исторического отрезка времени, проявляется единение духовных, социальных и творческих сил.
Возрождение культуры началось с обращения к исторически сложившимся традициям. Но возврат к прежним традициям - это и своеобразная черта праздничной культуры Татарстана, в которой достойное место занимают календарные праздники народа. Отражая духовную и материальную культуру народа, календарные праздники «несут на себе печать этнической специфики. В то же время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей [11, с. 21]». Эти праздники тесно связаны с системой времяисчисления — календарем, который является ритмической памятью «человечества, хранителем основ его культуры. Он развивался параллельно с человеческим обществом, проходя соответствующие стадии: от примитивных до весьма развитых форм ... Календарь может служить основой типологиза-ции культур, поскольку каждый тип культуры подразумевает вполне определённое понимание времени [3, с. 189]».
Существуя во всех обществах с глубокой древности, праздники являются необходимым условием социального бытия, считаются важной первичной формой культуры. Их сложность и многогранность нашли своё выражение и в социальной многофункциональности. Мож-
но отметить следующие «функции праздника: коммуникативную и регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную, функцию торжественного обновления жизни [10, с. 47]».
Коммуникативная функция праздника выявляется во время общения людей в праздничные дни. Как самоценное явление культуры, праздник обладает признаками, к числу которых относятся праздничное общение, праздничное реально-идеальное или условное поведение, праздничная ситуация. В условиях неравновесия социальной системы повышается роль тех культурных форм и общественных институтов, которые обладают способностью к стабилизации этой системы и снятию социокультурной напряжённости [см: 5, с. 220]. Подобной культурной формой является праздник Сабантуй. В постсоветское время его стали праздновать с ещё большим размахом, понимая как некий идейный стержень возрождения национальной культуры, объединяющий граждан всей республики. Праздник этот органически вошёл в повседневную жизнь людей и имеет для них в первую очередь культурное значение. Только Сабантуй стал государственным праздником в Татарстане. Это говорит о том, что Сабантуй может служить своего рода эталоном праздничной культуры.
Вторым по значимости праздником, связанным с семейно-бытовыми обрядами и укладом жизни, был Джиен (сход), который сейчас уже не бытует в своём историческом виде. Сейчас на начало июня, когда он праздновался, перенесено время проведения Сабантуя. Таким образом, произошёл некий синтез двух праздников. В старину во время этого празд-
ника проходили встречи родственников. Джиен как раз и был сезонным родовым праздником. Отделившиеся семьи стремились поддерживать связь, поэтому летом устраивались их съезды. В некоторых районах Татарстана Джиен проводится и в наши дни, но носит иной характер. Это, как правило, сходы-концерты артистов эстрады республики в то же календарное время в определённом городе на открытой площадке, сходы на исторических местах фольклорных коллективов, знаменитостей, популярных в том или ином крае. Например, в Азнакаевском районе ежегодно устроители Джиена выигрывают грант Правительства Республики Татарстан для его проведения на овеянной легендами исторической горе Чатыр-Тау.
Проведение подобных праздников способствует духовному единению и татар, и русских, а также представителей других национальностей. «Важнейшую роль в понимании своей индивидуальной сущности играет конкретная культурно-историческая ... ориентированность социума [9, с. 12]». Общество невозможно без духовного единства, системы духовных ценностей. Для нормального общения людям следует воспринимать друг друга во всём многообразии их общих и индивидуальных свойств, а не только в качестве носителей закреплённых за ними функций. Система коммуникативного обмена действует лишь до тех пор, пока у них есть духовные резервы, а «функциональные системы держатся, пока не истрачены ресурсы духовной связи [9, с. 12]». Этим подтверждается мысль о том, что в основе бытования праздников лежит духовность. Общаясь друг с другом, люди получают духовную пищу. А духовные резервы народ черпает в куль-
туре, «сохраняющей историческую память и являющейся частью этнического космоса, охватывающего не только ныне живущих представителей того или иного народа, но и соединяющего ушедшие поколения с поколениями настоящего и будущего [8, с. 27]».
Регулятивная, или нормативная, функция, выполняемая календарными праздниками, связана с регулированием различных сторон деятельности людей с помощью морали, права, правил поведения, его образа жизни. Хотя образ жизни народа есть системная и нормированная «совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования [8, с. 247]», она тоже может регулироваться посредством календарных праздников. Ведь праздники в наше время органически вплелись в жизнь народа, сами стали его образом жизни. Представляя наиболее постоянную характеристику культуры, они служат показателем этничности, регулируются обычаями народа, этико-нравственными нормами, принятыми в том или ином обществе, мировоззренческими установками [см.: 8, с. 247].
Календарные праздники особого внимания заслуживают в данном случае благодаря серии обрядов, обеспечивающих ритм жизни коллектива. Ведь «это вехи, отмечающие годичные ритмы, смену времён года и важнейшие этапы человеческой жизни [6, с. 27]». В системе обрядов любой конкретной традиции главный ритуал — это основной календарный обряд [см.: 2, с. 7]. Действительно, при рассмотрении праздничной культуры особого внимания заслуживают календарные обряды. Народный календарь составляет ядро всей традиционной культуры, по-
зволяет глубже понимать разносторонние грани народного мировосприятия. Формирование его базировалось на ритмизированной основе жизни народа, чередовании времён года, погодных условий. Целью многих обрядов было стремление собрать и сохранить урожай. Являясь элементом праздничной культуры, Сабантуй, приуроченный к началу лета, ассоциируется у населения с наступлением тепла, с обилием солнечных дней и открытием огородно-дачного сезона. Праздник прекрасно вписывается в действительность. Ведь жизнь человека, человеческого сообщества в календарных обычаях и обрядах неотделима от природы. Ритм природы и жизни человека всегда шли параллельно, влияя на его быт и посредством проведения праздников.
Но не все элементы традиционных праздников глубоко внедрены в современную жизнь. Сейчас только во внутреннем ритме Сабантуя присутствуют два важных, исторически сложившихся вида обряда, обеспечивающих ритм жизни коллектива (календарные) и ритм индивидуальной жизни человека (обряды жизненного цикла). Сегодня, как никогда, народ Татарстана воспринимает этот праздник, форму его проведения как важную составную часть своего быта, жизни в целом. Сабантуй — один из элементов культурной традиции, связанный с хозяйственной, трудовой деятельностью, он оказывает большое влияние на жизнь населения. Поэтому огромны его возможности в качестве регулятора современного быта татар, и в этом его непреходящее историческое значение.
Календарные обряды годичного цикла — это сложное общественное явление, своеобразное отражение социально-
политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни народа на различных этапах развития. Они выражают духовную и материальную культуру народа, передают этническую специфику. В то же время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей [см.: 11, с. 21].
Компенсаторная, или рекреативная, функция календарных праздников связана с досуговой деятельностью. Ведь в каждой культуре сложились свои формы отдыха и психологической разрядки. Так, во время показа традиций и обычаев снимается накопившееся напряжение, особенно - во время проведения праздников, когда проходят концерты, коллективные танцы, песенно-плясовые игры.
И в этом случае важное место занимает Сабантуй. Он важен для татар так же, как для русских Масленица. С самого утра создаётся радостное настроение. Народ становится раскованнее, ведь участие в шуточных играх, национальных спортивных состязаниях, танцах допускает некоторую свободу поведения. Такая форма поведения раньше была призвана магическими (символическими) актами воздействовать на силы природы, окружающего мира (его материальные, духовные составляющие), с тем чтобы обеспечить процветание людей, то есть получить богатый урожай.
Начинается праздник с чествования передовиков труда. В республике эта процедура проводится по-разному. Часто начинают с объявления батыра (героя) весеннего сева и предоставления ему права поднять флаг Сабантуя. Но главное здесь - дать оценку труду. Бег, конные скачки, борьба - главные виды состязаний, серд-
цевина мероприятия. В программу включают музыкальные номера, пение, танцы. «По характеру Сабантуй напоминал собой древнегреческие олимпиады. Может быть, многим это покажется парадоксом, но если внимательно рассмотреть содержание праздника, то сходство будет более близким [7, с. 65]».
Итак, компенсаторная функция календарных праздников связана с воздаянием людям за их самоотверженный труд: поздравления, материальные поощрения поднимают людям настроение. Воодушевившись, человек станет работать ещё лучше, получит заряд бодрости.
Календарные праздники выполняют и функцию торжественного обновления жизни. Ведь они были неразрывны с ритмом природы, с человеческой деятельностью, с биоритмами отдельной личности, а также семьи. Связанные с временами года, сезонами, трудовой жизнью общества, они как бы являются «перерывами» в бесконечном течении времени. Каждый из них становится символом новой жизни, её обновления, омоложения, временем, в котором соединяется прошлое, настоящее и будущее. Как раз об этом свидетельствовал праздник Джиен. На съездах молодёжь знакомилась, одаривала друг друга, развлекалась, помолвленная молодушка навсегда оставалась в той деревне, где проходил праздник. Тем самым Джиен способствовал обновлению, продолжению рода.
Как известно, традиция - это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, унаследованный от предшествующих поколений. Но «философское рассмотрение этого феномена отличается научным масштабным подходом, акцентирующим внимание на живой модели куль-
туры, на её национальном и историческом своеобразии, на самобытности и уникальности [1, с. 7]». Здесь традиция предстаёт опорой, своего рода «несущей конструкцией» того, что сохраняет жизнь культуры, её облик и качество. Сохраняя верность традициям, надо учитывать то, что жизнь постоянно меняется, обновляется, что наглядно подтверждается во время календарных праздников.
Календарные праздники осуществляют и эмоционально-психологическую функцию. Их чувственное восприятие — это верное средство в деле воспитания общества. Присутствие на празднике, непосредственное участие в нём действуют на органы чувств, что вызывает у человека ощущения. Такое явление трактуется как «психофизический аргумент» [4, с. 89]. По этой версии информация, полученная через ощущения, является первой ступенью познания, эмпирическим познанием, выступающим одной из его первостепенных форм [см.: 4, с. 89].
Особая атмосфера праздника с элементами магии, ритуалами, идущими из глубины веков, погружает человека в мир острых ощущений, и он оказывается под впечатлением от ярких эмоций.
Например, в данном случае примечателен праздник Нардуган с его обрядом, связанным с зимним солнцестоянием. О его древности свидетельствует и название: «нар» в переводе с древнетюркского языка означает «огонь», «дуган» — рождённый. Значит, это время начала пробуждения Солнца (огня). О связи праздника с солнечным культом свидетельствуют и его обряды: поливание нардуган-ной водой, разведение костров на холмах. Этот обычай у татар уходит в глубокую древность. Со временем он был забыт, но
некоторые его обряды перешли в новогодние праздники.
Можно отметить объективность эмпирических знаний, полученных во время календарных праздников. Через чувственное восприятие праздника человек приходит к пониманию исторического прошлого, убеждаясь в том, что оно существовало, оставило свои следы в ходе развития культурных процессов. Воздействие праздника всей совокупностью обрядов, действий на эмоциональный мир людей, их чувства — это фундаментальное его свойство, которое потом постепенно влияет на остальное. Выработка эстетических представлений воспитывает в человеке чувство красоты и гармонии мира [см.: 12, с. 182].
Для эмоционального воздействия на человека праздник должен стать источником духовных переживаний, носителем социально-культурных ценностей. Если новые впечатления заставляют человека проникнуть в новый мир, он приходит к эмоциональному возбуждению, которое впоследствии может изменить его мировоззрение. Очень впечатляющим было зрелище во время Джиена. Игры проводились в строго определённом месте: в лесу, на лугу. Они начинались своеобразным обрядом: молодёжь двух соседних сел шла навстречу друг другу с песней. После рукопожатий каждая группа отходила на своё место игры. Но главное заключалось в показе каждым своих дарований. Молодёжь пела и плясала. Девушки привозили на праздник вышитые платочки и полотенца в подарок тому, кто понравится. Особый колорит создавали их одежда и украшения. Ведь и подолы своих платьев, передники девушки вышивали сами. А на ярмарке шла бойкая
торговля изделиями народных умельцев. Свойство такого праздника как источника эмоционального воздействия и историко-культурной информации даёт возможность выделить его как эстетическое явление.
Под нравственно-воспитательной
функцией понимается использование в интересах общества способности календарных праздников влиять на мировоззрение человека, определять его поведение. Праздники удовлетворяют интерес народа к историческому и этнокультурному наследию, важны в этнокультурном образовании подрастающего поколения. Поэтому, будучи хорошим средством эмоционального воздействия на людей и познания исторического прошлого народа, праздники формируют социальное сознание человека, его историческое мышление. Ведь социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, представляет собой основу для нравственного воспитания любого народа. Все осуществляемые посредством проведения календарных праздников функции в конечном счёте несут и нравственно-воспитательную нагрузку.
Таким образом, раскрытие функций календарных праздников татарского народа как одного из элементов культуры, связанного с хозяйственной, трудовой деятельностью и досугом человека, позволяет рассмотреть календарные праздники в качестве культурно-исторического явления на современном этапе.
По итогам анализа культурно-исторического аспекта традиционных календарных праздников татар можно сделать следующие выводы.
Первый - они раскрывают мировоззрение народа, образ жизни, этические и эстетические предпочтения.
Второй - им присущи свойства источника социально значимой информации, что проявляется в процессе их проведения, а также свойства сенсорного и эмоционального воздействия.
Третий - исходя из своих вышеназванных свойств, праздники используются в обществе для осуществления следующих функций: коммуникативной, регулятивной, компенсаторной, функции торжественного обновления жизни, эмоционально-психологической и нравственно-воспитательной.
Примечания
1. Арнольдов А. И. Культурное наследие: открытие миру : лекция / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2003. 25 с.
2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре : Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / Российская АН, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Санкт-Петербург : Наука, 1993. 240 с.
3. Баязитова Ф. С. Народные обряды. Казань : Татарское книжное издательство, 1995. 158 с.
4. Гинецинский В. И. Предмет психологии: дидактический аспект : пособие для преподавателей. Москва : Логос, 1994. 214 с.
5. Костина А. В. Теоретические проблемы современной культурологии: идеи, концепции, методы исследования. Москва : URSS, 2009. 284 с.
6. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день / авт.-сост. Н. В. Белов. Минск : Харвест, 2011.
lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 1 (81) январь - февраль ^
7. Семёнов Н. А. Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение. Казань : Татгосиздат, 1945. 55 с.
8. Флиер А. Я. Культурогенез : монография. Москва, 1995. 128 с.
9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Научно-образовательное культурологическое общество, Научная коллегия, Московский государственный университет культуры и искусств, Высшая школа культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.
10. Шарафутдинов Д. Р. Традиционная культура татарского народа. XIX - начало XXI века : монография. Казань : Гасыр, 2004. 640 с.
11. Черных А. В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX - середине XX вв. : региональный аспект праздничной культуры : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора исторических наук : 07.00.07 / Черных Александр Васильевич ; Институт археологии и этнографии РАН. Екатеринбург, 2008. 66 с.
12. Этнознаковые функции культуры : сборник статей / АН СССР, Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая ; отв. ред. Ю. В. Бромлей. Москва : Наука, 1991. 224 с.
References
1. Arnoldov A. I. Kul'turnoe nasledie: otkrytie miru [Cultural heritage: opening up to the world]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. 25 p.
2. Bayburin A. K. Ritual v traditsionnoy kul'ture. Strukturno-semanticheskiy analiz vostochnoslavyanskikh obryadov [Ritual in Traditional Culture: Structural and Semantic Analysis of Eastern Slavic Rites]. St. Petersburg, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1993. 240 p.
3. Bayazitova F. S. Narodnye obryady [Folk rites]. Kazan, Tatar Book Publishers, 1995. 158 p.
4. Ginetsinsky V. I. Predmet psikhologii: didakticheskiy aspekt [Subject of psychology: didactic aspect]. Moscow, Logos Publishing House, 1994. 214 p.
5. Kostina A. V. Teoreticheskie problemy sovremennoy kul'turologii: idei, kontseptsii, metody issledovaniya [Theoretical problems of modern cultural studies: ideas, concepts, research methods]. Moscow, Editorial URSS, 2009. 284 p.
6. Belov N. V., comp. Russkiy narodnyy kalendarObychai, pover'ya, primety na kazhdyy den' [Russian national calendar. Customs, beliefs, signs for every day]. Minsk, Harvest Publishing House, 2011.
7. Semenov N. A. Natsional'nye narodnye prazdniki v Tatarii i ikh fizkul'turnoe znachenie [National public holidays in Tatarstan and their physical importance]. Kazan, 1945. 55 p.
8. Flier A. Ya. Kul'turogenez [Culturogenesis]. Moscow, 1995. 128 p.
9. Flier A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Culturology for Culturologists]. 2nd edition. Moscow, Publishing House "Soglasie", 2010. 671 p.
10. Sharafutdinov D. R. Traditsionnaya kul'tura tatarskogo naroda. XIX - nachalo XXI veka [Traditional culture of the Tatar people. 19th - the beginning of the 21th century]. Kazan, Publishing house "Gasyr", 2004. 640 p.
11. Chernykh A. V. Traditsionnaya kalendarnaya obryadnost' russkikh Prikam'ya v kontse XIX -seredine XX vekov : regional'nyy aspekt prazdnichnoy kul'tury. Avtoreferat diss. dok. istor. nauk [The traditional calendar ritual of the Russian Prikamye in the late 19th - mid 20th centuries: a regional aspect of festive culture. Synopsis dr. histor. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2008. 66 p.
12. Bromley Yu. V., ed. Etnoznakovye funktsii kul'tury. Sbornik statey [Ethno-cultural functions of culture. A collection of articles]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1991. 224 p.