УДК 801.02
Праздничная культура кряшен
К. Ю. Хуснутдинова, Т. А. Титова, Е. В. Фролова
E-mail: tatiana.titova@rambler.ru Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: Традиционная празднично-обрядовая культура занимает важную позицию в жизни кряшен. Статья основана на собственных полевых исследованиях, проводившихся в 2014 году. Целью статьи является исследование традиционных праздников, значимых для кряшен. В статье показаны популярные традиционные праздники кряшен, их новации и истоки, которые уходят вглубь истории и тесно переплетаются с культурой соседних народов. В статье дается подробная характеристика каждого праздника. Материалы статьи могут быть полезными для этнологов, социальных и культурных антропологов, и всех интересующихся данной темой.
Ключевые слова: этнография, этнология, кряшены, православие, этнокультурные практики, праздничная культура, традиции, праздники.
Для цитирования: Хуснутдинова К. Ю., Титова Т. А., Фролова Е. В. Праздничная культура кряшен. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2018; 38(2): 21-35.
Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.
Holiday culture of the kryashens
K. Khusnutdinova, T. Titova, E. Frolova
E-mail: tatiana.titova@rambler.ru Institute of International Relations, History and Oriental Studies Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation
Abstract:The traditional festive ceremonial culture occupies an important position in the life of Kryashens. The article is based on our own field research conducted in 2014. The purpose of the article is to study the traditional holidays, significant for Kryashens. The article shows the popular traditional Kryashen holidays, their innovations and origins that go deep into history and are closely intertwined with the culture of neighboring peoples. The article provides a detailed description of each holiday. Article materials may be useful for ethnologists, social and cultural anthropologists, and all interested in this topic.
Keywords: ethnography, ethnology, Kryashens, Orthodoxy, ethnocultural practices, festive culture, traditions, holidays.
For citation: Khusnutdinova K., Titova T., Frolova E. Holiday culture of the Kryashens. Izvestiya obshchestva arkheoloii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete = Proceedings of the society for Archaeology, History, and Ethnography at the Kazan University. Kazan, 2018; 38(2): 21-35.
Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.
Введение
Традиционная культура кряшен исторически сложилась на территории с полиэтничным и многоконфессиональным населением Волго-Уральского региона России. Уникальной особенностью данного народа являются синтез православного вероисповедания и татарской культуры, а также наличие устойчивого этнического самосознания. У кряшен со-
хранились древние обряды, традиции, обычаи, праздничная культура, фольклор, народные игры, которые являются яркими и самобытными. История праздничной культуры тесно переплетается с историей кряшенского народа. Есть несколько версий происхождения кряшен. Наиболее распространенная точка зрения трактует, что формирование кряшен на территории бывших границ Казанского ханства связано с массовым принятием православия в волну христианизации во второй половине XVI века в период присоединения Поволжья к Русскому государству. Также бытует мнение, что кряшены, как народ, существовали до присоединения Казанского ханства к Русскому государству, являясь язычниками. Важно отметить, что культурные традиции, имевшиеся у них к моменту крещения, сложились, очевидно, в предшествующие эпохи, об этом свидетельствует их песенная культура (Альмеева, 2007). До XX века кряшены отмечали праздники, связанные с земледельческими аграрными и христианскими культами, проводили обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, а также свадебные и поминальные. В советский период традиционные календарные праздники трансформировались и приспосабливались к условиям советского образа жизни, а некоторые и вовсе искоренялись из быта и жизни кряшен. Со второй половины XX века самобытная праздничная культура кряшен бытовала в состоянии частичной сохранности, оставаясь в памяти только у пожилого поколения. В этот период проводятся крупные этнографические экспедиции, с целью фиксации духовной и материальной культуры народа.
В постсоветский период истории происходит рост этнического самосознания кряшен, в связи с чем, растет кряшенское национальное движение. Возрастает интерес к вопросам возрождения и трансляции этнических традиций и обрядов, появляются сборники кряшенских народных песен, стихотворений и рассказов. В настоящее время большинство древних обрядов кряшенами не соблюдаются. Однако с помощью фольклорных этнографических кряшенских коллективов на этнических фестивалях возрождаются старинные, веками накопленные, культурные традиции, а также конструируются новые календарные праздники, с целью трансляции их форм последующим поколениям.
Методологическая основа
Методологическая база исследования предполагает рассмотрение и анализ традиционной праздничной культуры кряшен. В работе используются общеисторические методы: историко-сравнительный, культурно-антропологический, метод комплексного анализа, дескриптивный метод. Работа также основывается на сочетании количественных и качественных методов: дискурс-массовый опрос посредством анкетирования, глубинное интервью, фокус-группы, включенное наблюдение.
В рамках исследования были опрошены 800 кряшен, из них 349 мужчин и 451 женщина. Исследование охватило следующие административно-территориальные районы Республики Татарстан: Кайбицкий, Лаишевский, Рыбно-Слободский, Заинский, Мамадышский, Чистопольский, Кукморский, Елабужский, что обусловлено компактным проживанием кряшен на данных территориях. Было проведено 10 интервью и 4 фокус-группы с представителями кряшенского населения в обозначенных районах.
Интервью с информантами дали уникальные представления об образе жизни, происхождении, социальной самоидентификации, национальном языке, вероисповедании, семейных традициях и обрядах, исследуемой этнической группы.
Результаты
Важными условиями развития современной народной культуры являются: укрепление религиозного сознания, взаимодействие с соседними народами, актуализация этнической идентичности. Данные факторы особенно отражаются в праздничной культуре. В настоящее время кря-шены большое значение уделяют своим этнокультурным особенностям, празднованию традиционных народных и православных праздников.
Праздничная культура кряшен довольно синкретична. Она включает в себя религиозные, народные и государственные праздники. Опрос показал, что государственные праздники отмечают практически все опрошенные. Религиозные праздники занимают у кряшен также важную роль. По нашим наблюдениям, 97% кряшен считают себя верующими людьми. Праздники отмечают 81,1% опрошенных, среди которых наиболее значимыми отметили Пасху, Рождество, Крещение, Петров день
(Питрау), Троицу, Нардуган, Семик, Покров, и т. п. На вопрос "Какие праздники Вы считаете своими народными?" 72,9% отметили, что христианские.
Весьма значимыми для кряшен являются православные религиозные праздники и обычаи, связанные с ними. Многие респонденты отмечали, что свято празднуют Рождество (Раштау). В этот день ходят в церковь, но в основном встречают его в семейном кругу с огромным количеством угощений, разрешенных после поста. Некоторые информанты вспоминали, по рассказам своих предков, что большое значение, придавалось ужину, в сочельник, после появления первой звезды. Первое блюдо, которое подавали в это время на стол, называлось коливом, кутьей или сочивом, поэтому некоторые называют сочельник - кутейником.
Крещение для кряшен, как и для всех православных, имеет тоже большое значение. Многие опрошенные отмечали, что на этот праздник важно посещать храм и молиться, а святая вода, принесенная именно в этот день, обладает наилучшими лечебными свойствами.
В календарной праздничной традиции, обычаях и народных верованиях у кряшен тесно переплетается христианство и язычество. Это обусловлено тем, что в период христианизации, язычество не было вытеснено из сознания народа, а христианство до конца не было понятно, поэтому получился некий синтез языческих и христианских обрядов. Также, календарь кряшен складывается как из земледельческих, так и из православных праздников, которые нередко накладываются на более древние земледельческие праздники. (Альмеева, 2007: 41).
Во всех исследуемых районах главным почитаемым праздником является Пасха. Как отмечают респонденты, праздник этот считается очень древним, и празднуют его повсеместно, масштабно и с большим почетом. Увеселительные элементы этого праздника - веками накопленные обряды. Локальные традиции (в том числе и языческие), связанные с этим праздником, сохраняются практически во всех населенных пунктах.
Как отмечают информанты, утром, было принято проводить очистительные обряды - умывание водой для гладкости лица, в которую заранее были помещены серебряные крестики. Для украшения жилища было принято изготавливать специальные атрибуты и украшения - фо-
нарик из соломинок с завязанными нитками в особом порядке или соломенные птички. Они подвешивались к потолку в переднем углу перед божницей. В Пасху запрещалась любая работа.
Особое внимание уделялось подготовке праздничного стола - покраска яиц в разные цвета, творожная пасха, куличи и шаньги. Одним из непременных атрибутов праздничных дней на пасхальной неделе были игры с яйцами. Наиболее распространенные - катание яиц с горы: чье дальше укатится, тот и выиграл. Для молодежи ставили качели, они были важной частью пасхальной недели. Некоторые говорят, что качели были увеселительным элементом праздника, а некоторые утверждают, что это был древний обряд предков, символизирующий возрождение к чему-то новому, путем подъема к небесам, с последующим возвращением на землю. Преимущественно это отмечали респонденты Лаишевско-го и Заинского районов Республики Татарстан. До сих пор, ряд обрядов и традиций, связанные с этим праздником сохраняются.
"В Молькеево с большим почитанием и торжественностью вся деревня почитает праздник Пасху - до последнего человека почитают. Именно у нас, в Молькеево, 2 деревни (одна верхяя, другая нижняя) и на Пасху ходят друг к другу в гости, по родне - Ивановы к Ивановым, Сидоровы - к Сидоровым, и это в плане общения очень хорошо, сближает. Во второй день, та деревня поднимается к нам. Вся деревня стоит и ждет других. В третий день мы уже идем к ним вниз. По мере домов кто как общается, по 5-10 домов посещают, но, естественно, после работы" (интервью, мужчина 54 года, с. Молькеево, Кайбицкий район).
"Самый главный праздник - Пасха. Помню, как готовились к ней, яйца собирали, катали их, в тот момент, когда ещё весна не до конца наступила, выступит где-нибудь на горке проталинка, и мы детишками давай там играть. Снег растаял, сухого места больше нет, старая трава вышла, туда все шли играть, и молодежь, и старые тоже. Яйца расставляли в один ряд, все отходят, берут плоский мячик, как тюбетейку, раньше его делали из коровьей шерсти, и толкают его, чтобы он сбил яйца, как боулинг, только раньше так не говорили. Если ты сбиваешь яйцо, то его себе забираешь, некоторые много выигрывали, а некоторые уходили ни с чем, всё что приносили - проигрывали. На празднике тут же играли, плясали, потому что с гармошкой приходили. И ещё, в
нашей деревне было 2 дерева - за рекой и на горе были ива и дуб, и там качели вешали. Это был элемент праздника, очень древняя традиция. И должны были качаться девушка и парень стоя, это был знак полового акта, т. е. продолжения жизни. Пасха ведь это - возрождение, воскрешение, уход старого и начало нового. Накануне мы ложились в одежде, потому что утром нужно было раньше вставать и идти в гости за угощениями" (глубинное интервью, женщина 54 года, г. Казань).
В настоящее время у кряшенского народа, как во всей христианской традиции Пасха занимает особое, важное место. Пасха в первую очередь, для них религиозный праздник - «Праздник праздников». Особое значение отводится посещению храма и церковным службам. Однако подготовка праздничного стола и убранство жилища в сельской местности носит особенный характер. Респонденты отмечают, что в некоторых домах до сих пор сохранилась традиция, развешивать полотенца и ходить друг к другу в гости.
Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и одно из названий - Пятидесятница). Троицкие праздники длились от праздника Вознесения до Троицкого заговенья. В этот период окончательно просыпается природа после долгой зимы, начинается новая полноценная и полнокровная жизнь. В его основе - культ растительности, главным символом является береза, которая выступает посредником между человеком и высшими силами. Некоторые респонденты зазывали священными деревьями этого праздника калину и черемуху. В этот день начинали водить хороводы, празднуя «именины» леса, воды и земли.
Троица празднуется как главный праздник для сообщества кряшен села Ташкирмень Лаишевского района республики Татарстан. Здесь было зафиксировано большое количество архаичных обрядовых элементов, в которых участвует старшее поколение.
Р 2: "Сначала идут к березе, разукрашивают ее, свечки ставят, потом идут в церковь, потом идут на кладбище. У бабушек есть такой обычай, у нас есть Калабаш-гора и туда они идут на свои языческие обычаи, традиции.
И: "А что там делают на горе?"
Р 4: "Они три раза обегают гору, после этого они сверху вниз спускаются".
И: "Там священное место?"
Р 4: "Да, они спускаются, чтобы все горести, все невзгоды остались позади, именно бегом надо туда".
Р 3: "А когда заходят внутрь, они три яйца кидают в небо, три яйца кидают в воду и три яйца закапывают и загадывают желание".
И: "Только у вас в деревне такая традиция?"
Р 1: "Да, только у нас". (Фокус-группа, с. Ташкирмень, Лаишев-ский район)
В других муниципальных районах отмечали, что в этот день полы храмов устилают свежескошенной травой, а стены украшают березовыми ветками. Троица для кряшен - символ обновления, символ начала.
Семик - преимущественно, четверг на седьмой неделе после Пасхи. Данный праздник связывают с поминальной обрядностью. В основном поминание происходит на кладбище, где так же как и в другие поминальные дни, принято оставлять еду, посыпать могилы зерном, читать молитвы. Семик почти не празднуют в Мамадышском и Заинском муниципальных районах Республики Татарстан. Однако в Кайбицком муниципальном районе Республики Татарстан он празднуется с большим размахом. Повсеместно среди деревень данного района этот праздник отмечают в четверг, когда ходят на кладбище помянуть усопших. В селе Старое Тябердино Кайбицкого района Республики Татарстан Семик отмечают в субботу.
"Семик не праздновали. Но моя бабушка с другими ездили в другую деревню, где этот праздник праздновали. Каждый знает, в какой деревне какой престольный праздник празднуют, туда и едут в гости, эта традиция у кряшен очень давно" (интервью, эксперт, женщина 54 года, г. Казань).
"Второй по значимости, праздник - Семик, он сопрягается с язычеством. Очень много людей идёт на кладбище и почитает предков. В нашу деревню на этот праздник приезжают со всей России, потому что все чтят свои традиции. Он празднуется очень почетно, в нашей деревне он празднуется только в четверг, а вот в Хозесаново, и в Под-березье идут на кладбище на Троицу, а вот в селе Старое Тябердино на Семик ходят в субботу, наверное, это было определено так ' (интервью, мужчина 54 года, с. Молькеево, Кайбицкий район).
"Когда в четверг идем в баню с утра перед кладбищем, а потом оставляем веник и тазики для предков. А православные ходят в пятницу в баню, а на кладбище - в субботу" (интервью, мужчина 57 лет, с. Старое Тябердино, Кайбицкий район).
Покров (Покрау) празднуется 14 октября. Распространены приметы и поверья, которые связаны с переходностью праздника между осенью и зимой, и символизируют его пограничье. Многие респонденты отмечали, что в этот день кряшены пекут пироги с определенными начинками и угощают ими соседей.
Нардуган символизирует культ солнца. Он празднуется кряшенами с 24 декабря и продолжается двенадцать дней, в то время когда начинает расти световой день. Нардуган - это святки, святочные игры. По рассказам, информантов, в эти дни проводились маскарадные увеселения, и молодежь переодевалась до неузнаваемости. В последний день святок молодежь выбирала себе дом для гадания и за продукты выкупала этот дом у хозяев. Нардуган запрещается христианской религией: считается, что этот праздник пережиток язычества, его называли шайтан туйы 'чертова свадьба'. В настоящее время в кряшенских деревнях его практически не отмечают.
В праздничной культуре кряшенского населения отражается и культурное взаимодействие с татарами-мусульманами. Некоторые респонденты отмечали, что с удовольствием присоединяются к татарскому Сабантую - празднику плуга и окончания посевных работ.
Большим событием деревенской жизни является Масленица (Май бэйрэме). Масленица - праздник, берущий начало с языческих времен. Праздник символизирует проводы зимы и встречу весны. Отмечается в течение недели перед Великим постом. На Масленицу принято печь блины, которые являются символом солнца. В это время к кряшенам на праздник приезжают родственники. Всю неделю в деревнях проходят празднования, массовые катания на санках, на лошадях, различные увеселительные игры и забавы. У молькеевских кряшен первый день Масленицы особо значим. В этот день хозяйка очень ждет первого гостя, и от того каким будет человек, предполагается благополучие или наоборот неблагополучие на весь год.
По полевым наблюдениям, в каждом исследуемом районе и населенном пункте существуют обряды и традиции, имеющие локальные отличия. Необходимо отметить, что во многих кряшенских деревнях есть престольные праздники. Престольный праздник - один из праздников годового календарного цикла, отмечаемый как главный местный праздник в одном или нескольких населенных пунктах, установленный в честь церкви, либо определенный сельскими жителями, связанный с обычаями приема гостей и осознаваемый как праздник данного сообщества местными жителями и их соседями. Это традиция, существующая долгое время. Многие кряшенские деревни с размахом отмечали и продолжают отмечать свои престольные праздники приглашая в гости жителей других деревень. Одним из таких праздников является значимый для народа «общекряшенский» республиканский народный праздник Питрау (Петров день, Петровки). Однако, именно он является примером нового сконструированного праздника. Питрау проводится в ночь с 11 на 12 июля по завершению Петровского поста, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Питрау называют «ночным Сабантуем» - с утра собирают целебные травы и цветы, а во время гуляний вечером выбирают себе женихов и невест.
"У нас есть село Албаево, там престольный праздник - Петров день, вместо Сабантуя праздновали Петров день. Деревня - окраина района. Находили спонсора, всем этот праздник очень нравился. Глава района решил провести большой праздник в своей деревне недалеко от районного центра. Этот праздник разросся в современный Питрау. Сейчас Питрау это уже фестиваль дружбы народов. Сейчас приезжает на него много национальностей' (интервью, мужчина 52 года, с. Дюсьметьево, Мамадышский район).
Питрау изначально появился как престольный праздник села Ал-баево Мамадышского района Республики Татарстан. Массово его стали праздновать с 1999 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан, в месте компактного проживания кряшен. Праздник в течение нескольких лет приобрел статус общереспубликанского, а в последние годы и всероссийского, и стал восприниматься как общенациональный. Он стал играть еще большую роль в разгар нашумевшей переписи 2002 года, которая стала важным моментом в становлении
кряшенского сообщества в период роста самосознания кряшен. Проводился он для того, чтобы с размахом заявить о своей самобытности, продемонстрировать свои отличительные признаки другим этническим сообществам. Это событие воспринималось как возрождение давно забытой традиции. Однако подлинные детали данного праздника ушли с предыдущими поколениями. Современные реконструкции не имеют никакой прочной связи с тем, что фиксировалось раньше. В прошлом не засвидетельствованы такие масштабные празднества со столь многочисленным участием представителей различных деревень и гостей. Статус республиканского общенационального праздника и интерес со стороны властей обусловлен поддержкой со стороны элитных слоев кряшен: общественных деятелей, предпринимателей, представителей местной администрации.
В настоящее же время Питрау носит исключительно светский этнокультурный характер, в ходе него происходит общение между кряшена-ми различных муниципальных районов республики и других регионов страны. Также праздник способствует активизации контактов на межнациональном уровне и особо важен, так как служит целям укрепления и сохранения этнической идентичности.
Таким образом, данные праздники довольно масштабны и значимы для всего кряшенского сообщества. Праздничная культура кряшен очень интересна и самобытна. В ней прослеживаются связи, как с религиозными православными традициями, так и с языческими и мусульманскими корнями. Многие праздники имеют локальные отличия и имеют свои особенные обряды и традиции для каждой деревни. Необходимо отметить, что перечисленные праздники свято соблюдаются как пожилыми людьми, так и молодым поколением.
Обсуждение
Изучение праздничной культуры кряшен предполагает использование большого комплекса разнородной литературы.
Изучением быта кряшен в дореволюционный период занимались в основном миссионеры Н. И. Ильминский (Ильминский, 1913: 163), Е. А. Малов (Малов, 1866: 91), М. А. Машанов (Машанов, 1875: 70). Большинство дореволюционных авторов рассматривают преимущественно
вопросы духовной культуры и религии кряшен, интерес к материальной культуре ограничивался отрывочными данными.
Советские этнографы рассматривали материальную и духовную культуру кряшен. Работы Н. И. Воробьева основываются на экспедиционных полевых исследованиях и описывают материальную культуру кряшен и их этногенез. По словам Н. И. Воробьева, кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить примером того быта, который имели татарские массы до русского завоевания. Н. И. Воробьев причисляет кряшен к группе, "посредством крещения изолированной от собственного народа" (Воробьев, 1929: 12). Также он выявлял антропологические различия между кряшенами и татарами одних и тех же местностей. Такой же точки зрения придерживается и Т. А. Трофимова (Трофимова, 1949: 125). Мухаметшин Ю. Г. утверждает, что кряшены являются потомками местных татар, и дает подробный анализ явлений материальной культуры. (Мухаметшин,1977: 183). В этот период также организовывались экспедиции с целью фиксации самобытного фольклора кряшен.
Современный период характеризуется ростом этнического самосознания, и возрастанием этнокультурного движения кряшен на рубеже 1990-х - 2000-х годов, чему в большей степени способствовала перепись населения 2002 года. Особое место в исследовании кряшен и кряшен-ской праздничной культуры занимают работы Г. М. Макарова (Макаров, 2001), С. В. Соколовского (Соколовский, 2008:247), Т. Г. Дунаевой (Дунаева, 2008: 280). В этот период ученых интересуют вопросы возрождения и трансляции этнических традиций и обрядов, возникают новые гипотезы их происхождения, появляются сборники кряшенских народных песен, стихотворений и рассказов. Тем не менее, кряшены по-прежнему остаются малоизученным народом на территории Российской Федерации, потому что до сих пор до конца не исследован вопрос их этногенеза, не решены проблемы определения их статуса.
Заключение
Кряшенский народ хранит древние традиции своих предков, соединив свои тюркские корни и православную культуру. Христианство стало неотъемлемой частью духовной жизни кряшен - это подтверж-
дается особой значимостью православных религиозных праздников. Также большое значение кряшены уделяют своим этнокультурным особенностям и празднованию традиционных праздников. Особо чтимыми календарными праздниками для кряшен являются - Пасха, Рождество, Крещение, Петров день (Питрау), Троица, Нардуган, Семик, Покров.
Современное развитие праздничной культуры кряшен очень интересно. Рассмотренные календарные праздники, обряды и традиции в исследуемых районах, характеризуются уникальными особенностями. Праздники для кряшенского народа по-прежнему остаются одной из главных форм досуга, и в значительной степени выступают одним из факторов этнической самоидентификации. Однако, некоторые народные, а порой даже православные праздники трансформируются и обретают новые формы, вырастая из престольных деревенских узколока-лизованных праздников в большие масштабные празднества светского характера, продолжая демонстрировать традиции, культуру, самобытность уже широкой аудитории через работу фольклорных, творческих, общественных организаций. Основной задачей таких коллективов является трансляция молодежи традиционной духовной и материальной культуры, народного творчества в форме песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, древних обрядов и ношения национального костюма.
Необходимо отметить, что праздничная культура кряшен со временем будет изменяться, поддаваясь влиянию развития новых тенденции, глобализации, а также виртуального и реального стирания границ между культурами, народами, странами.
Литература
Альмеева Н. Ю. Песни татар-кряшен. Казань, 2007. 121 с.
Воробьев Н. И. Кряшёны и татары (некоторые данные по сравнительной характеристике быта). Труд и хозяйство, № 5. Казань,1929.
Дунаева Т. Г. Кряшеноведение: библиографический указатель. Казань. 280 с.
Ильминский Н. И. О системе просвещения инородцев. Казань, 1913.163 с.
Макаров Г. М. Кто спасет исчезающие ценности, или перспективы развития традиционной культуры кряшен // Татарские края. № 43. Казан, 2001.
Малов Е. А. Приходы старокрещенных и новокрещенных татар в Казанской епархии. М., 1866. 91 с.
Машанов М. А. Заметки о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губ. Мамадышского уезда. Казань, 1875. 234 с.
Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры. М., 1977. 183 с.
Соколовский C. B. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2004. 247 с.
Трофимова Т. И. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. М.-Л., 1949. 125 с.
Сведения об авторах:
Ксения Юрьевна Хуснутдинова, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Татьяна Алексеевна Титова, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Елена Валерьевна Фролова, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
References
Al'meeva N. Yu. Pesni tatar-kryashen. Kazan', 2007. 121 s.
Vorob'ev N. I. Kryasheny i tatary (nekotorye dannye po sravnitel'noi kharakteristike byta). Kazan': Trud i khozyaistvo, 1929. № 5. 12 s.
Dunaeva T. G. Kryashenovedenie: bibliograficheskii ukazatel'. Kazan'. 280 s.
Il'minskii N. I. O sisteme prosveshcheniya inorodtsev. Kazan', 1913. 163 s.
Makarov G. M. Kto spaset ischezayushchie tsennosti, ili perspektivy razvitiya traditsionnoi kul'tury kryashen. Tatarskie kraya. 2001. № 43, 2001.
Malov E. A. Prikhody starokreshchennykh i novokreshchennykh tatar v Kazanskoi eparkhii. M., 1866. 91 s.
Mashanov M. A. Zametki o religiozno-nravstvennom sostoyanii kreshchenykh tatar Kazanskoi gub. Mamadyshskogo uezda. Kazan', 1875. 234 s.
Mukhametshin Yu. G. Tatary-kryasheny: Istoriko-etnograficheskoe issledovanie material'noi kul'tury. M., 1977. 183 s.
Sokolovskii C. B. Kryasheny vo Vserossiiskoi perepisi naseleniya 2002 goda. M., 2004. 247 s.
Trofimova T. I. Etnogenez tatar Povolzh'ya v svete dannykh antropologii. M.-L., 1949. 125 s.
About the authors:
Kseniya Khusnutdinova,Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.
Tat'yana Titova,Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.
Elena Frolova,Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.
Дата поступления 22.04.2018