^ Теория и история культуры
НКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 316.736
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-63-68 С.Н. Лондаджим
Московский государственный институт культуры, Московская область, Химки, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация: В условиях развивающегося цифрового общества возрастает роль воспитательной деятельности и насыщения обучения культурологическим материалом, что способствует процессу инкультурации, который представляет собой вхождение личности в культуру и освоение ее ценностей и традиций. Актуальность проблемы инкультурации определяется тем, что российское общество представляет собой поликультурную, поликонфессиональную образовательную среду. Это обусловливает сложный характер российской культуры, который предполагает необходимость решения проблемы инкультурации, связанной с подготовкой молодежи взаимодействовать в условиях, которые обеспечивают культурную целостность России.
В статье показаны возможности осознанного формирования культурной идентичности личности для определения своего места в мире культуры. Осознание идентичности зависит от образовательной системы с ее целями и задачами. Отмечается, что формирование мировоззрения способствует также развитию общегражданской идентичности. Инкультрирующая структура позитивно отражается в личном мире обучающегося и зависит от обеспечения устойчивых знаний о культуре и ценностях. Выявлено, что совершенствованию процесса инкультурации личности способствует насыщение содержания образования материалом культурологической направленности и использование для этого форм учебной и внеучебной работы.
Ключевые слова: культура, культурология, образование, инкультурация, инкультурация личности, социокультурные условия, культурная идентичность.
Для цитирования: Лондаджим С. Н. Инкультурация личности в современных условиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №1 (111). С. 63-68. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-63-68
INCULTURATION OF PERSONALITY IN MODERN CONDITIONS S.N. Londajim
Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation e-mail: [email protected]
ЛОНДАДЖИМ НГОНИАМ СТЕЛЛА - аспирант, Московский государственный институт культуры LONDAJIM NGONIAM STELLA - Postgraduate student, Moscow State Institute of Culture
© Лондаджим Н. С., 2023
1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2023 ♦ 1 (111) январь - февраль ^
Abstract: In the conditions of a developing digital society, the role of educational activity and saturation of learning with cultural material increases, which contributes to the process of inculturation, which is the entry of a person into culture and the development of values and traditions of this culture. The relevance of the problem of inculturation is determined by the fact that Russian society is a multicultural, multi-confessional educational environment. This determines the complex nature of Russian culture, which implies the need to solve the problem of inculturation associated with the preparation of young people to interact in conditions that ensure the cultural integrity of Russia.
The article shows the possibilities of conscious formation of a person's cultural identity to determine their place in the world of culture. Awareness of identity depends on the educational system with its goals and objectives. It is noted that the formation of a worldview also contributes to the development of civil identity. The inculturating structure is positively reflected in the student's personal world and depends on ensuring sustainable knowledge about culture and values. It is revealed that the saturation of the educational content with culturological orientation material and the use of forms of educational and extracurricular work for this purpose contributes to the improvement of the process of inculturation of personality.
Keywords: culture, cultural studies, education, inculturation, inculturation of personality, socio-cultural conditions, cultural identity.
For citation: Londajim S. N. Inculturation of personality in modern conditions. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 1 (111), Pp. 63-68. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2023-1111-63-68
В современном мире культура является важнейшей сферой человеческого существования и оказывает возрастающее влияние на формирование нравственных компонентов индивидуального и общественного менталитета. С развитием цифрового общества создание и переработка информации приобретает беспрецедентный масштаб.
Поэтому, в условиях развивающегося цифрового общества, возрастает роль воспитательной деятельности и насыщение обучения культурологическим материалом, что способствует процессу инкультурации, который представляет собой вхождение личности в культуру и освоение ценностей и традиций этой культуры.
Актуальность проблемы инкультура-ции в современных условиях цифрового общества усиливается тем, что российское общество представляет собой поликультурную, поликонфессиональную образовательную среду. Это обуславливает сложный характер российской культуры, который предполагает необходимость решения проблемы инкультурации, связанной с подготовкой молодежи взаимодействовать в условиях,
которые обеспечивают культурную целостность России. А также есть необходимость решения проблемы инкультурации с учётом поликультурности страны с вектором консолидации и целостности российского общества [8, с. 118].
Общеобразовательная школа является культурным транслятором для поликультурного цифрового общества и фактором инкультурации в отношении российской культуры в целом. Поэтому изучение вопросов культурологического характера, а именно вопросов инкультурации подрастающего поколения, способствующих развитию образовательной стратегии, являются особо актуальными.
Вопросами вхождения человека в культуру занимаются различные исследователи. В частности, В. С. Библер и П. С. Гуревич посвятили свои работы проблеме человека, изучению его места в культуре. Вопросами, посвященными процессам инкультурации личности в образовании, занимались философы В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, а также антропологи Б. М. Бим-Бад, К. Вальверде, педагоги С. И. Гессен, К. Д. Ушинский и др.
Так как детерминационные основы инкультурации связаны с историческим и социокультурным развитием общества, то изучением феномена инкультурации занимались такие культурологи и философы, как Ю. А. Аверин, А. И. Арнольдов, И. А. Ильин, К. Клакхон, М. Херцковиц. По совокупности исследований, изучающих инкультурацию, ученые пришли к выводу, что инкультурация включает в себя социализацию и это является дополнением целостной теории инкультурации [7, с. 183].
Изучением субъектности опыта при инкультурации занималась И. С. Якиманская. Поиском индивидуальной специфики и психической сущности инкультурации личности занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Мацумото и др. Несмотря на множество работ, посвященных инкультурации, в условиях современной России остается множество неисследованных вопросов для создания целостного представления об ин-культурации личности обучающихся в системе образования.
Проблема инкультурации личности непосредственно связана с вопросами сохранения культурной традиции и адаптации. Культурная консолидация общества связана с культурной идентичностью [4, с. 21]. В советское время инкультурация личности была связана со стратегией включения личности в различные уровни культуры, а в настоящее время сложились такие тенденции, которые нарушают культурное пространство России. Многие авторы, изучая аспекты инкультурации личности в современной образовательной системе, разрабатывают концепции, показывающие возможности педагогического обеспечения воспитательного процесса средствами традиционных культур народов России. В этих концепциях строится интерактивная система, включающая культуру, язык, образование. Для реализации этой концепции использовались стратегии о сущности экологии культуры с использованием процесса культурной адаптации. В построе-
нии концепции проекта инкультурации личности в современной образовательной системе России важную роль играли работы Е. В. Бондаревской, Л. С. Выготского и других ученых.
Изучение инкультурации в условиях современной России осложняется тем, что наша страна представляет собой поликультурное и поликонфессиональное образовательное пространство. Поэтому эта проблема требует всестороннего изучения. Следовательно, инкультурация личности изучается разными дисциплинами, но интегрирующим фактором в определении данного понятия является культурология образования. В классической культурологии инкультурация личности характеризуется обогащением опыта субъекта ценностями культуры. В этих теориях инкультурация является объективной закономерностью и предполагается существование культурных миров в действительности как надиндиви-дуальных. Кроме того, существует объективистский подход к изучению инкульту-рации личности, при котором усваиваются наличные культурные ценности. Недостатком этого подхода является отсутствие человека с его культурным миром, в теоретических представлениях [6, с. 218]. Инкультурация личности - это субъективное освоение культуры, а также презентация полученного культурного мира и его позиционирование.
Соединение объективистского и субъективистского подходов для понимания феномена инкультурации является интегрирующим фактором. Инкультурация личности, в широком понимании, есть усвоение традиции, обычаев и ценностей родной культуры, а также приобщение личности к культуре человечества и получение человеком культурной компетентности. В узком понимании, инкультурация есть процесс приобщения индивида к культуре своего народа [2, с. 130].
Близким понятием к инкультурации является социализация. Эти понятия похожи
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2023 ♦ 1 (111) январь - февраль ^
по своему содержанию, но не совпадают. Социализация - это процесс вхождения человека в общество. Японский антрополог Ма-цумото отмечает, что термин социализация относится к процессу обучения людей правилам поведения, то есть к тому, что сообщается кому, когда и в каком смысле. Термины инкультурация и социализация различаются соответственно, как понятия культура и общество [1, с. 22].
Антрополог Мелвил Херсковец отмечает, что инкультурация является процессом постепенного присвоения личностью культурного опыта. Инкультурация является продолжительным процессом и культурный опыт человечества осваивается на протяжении всей жизни. Исследователь М. В. Финько утверждает, что инкультурация направлена на формирование культурных компетенций в том обществе, членом которого человек является.
Анализируя мнения ученых в определении понятий социализации и инкультура-ции можно сказать, что социализация личности проявляет объективный характер, а инкультурация личности представляется субъективным свойством личного опыта.
Более глубоко инкультурацию изучает новое культурологическое направление -культурология образования. Для того, чтобы определить целостные культурное и образовательное пространства России, необходимо выявить общекультурный базис и определить условия для инкультурации личности, и это определяет цель образования. А метацели образования предполагают ведение культурологического аспекта ключевых компетенций. Для определения сущностного основания процесса ин-культурации личности в образовательном пространстве необходимо обеспечить совместную деятельность педагогов, обучающихся, семьи и социокультурной среды [5, с. 19]. Инкультурация позволяет человеку свободно ориентироваться в культурном наследии и осваивать его. Успешное достижение цели инкультурации личности в
образовании возможно при активном взаимодействии и взаимоотношениях людей. Управленческая культура учреждений образования основывается на достижениях коллектива и на творческой деятельности субъектов с индивидуальными особенностями. Инкультурация опирается на такое качество личности, как интерсубъективность, которая предполагает наличие собственного культурного мира и комплиментарное восприятие другого.
Инкультурация другого мира проявляется в потребности субъекта раскрыть свой мир перед другим субъектом, т. е. с желанием проникнуть в мир другого, и это стремление присуще большинству людей. Следовательно, инкультурация личности базируется на формировании культурной идентичности, имеющей субъективный характер. Культурная идентичность моделируется, и требования к ней соотносятся с содержанием образования, поэтому инкультурация личности является целью образования в современном мире [3, с. 418].
Инкультурация личности происходит в социокультурном пространстве, в котором существуют, во-первых, традиционные культурные смыслы, во-вторых, инкультрацион-ные структуры, в-третьих, качества традиционного и современного социокультурных миров. Традиционные ценности российской культуры скрыты в повседневной культуре и являются необходимым условием для инкультурации личности. Также необходимо иметь в виду, что развитие образования невозможно без принятия традиционных культурных идей, имеющих высокую педагогическую ценность в современных условиях. Иначе говоря, инкультурация личности, основанная на традиционных культурных ценностях большую воспитательную силу [6, с. 156].
Инкультурация личности тесно связана с актуализацией культурных традиций и педагогических ценностей народов, проживающих в условиях современной России. Взаимодействие народов способствует
совершенствованию педагогических идей в российской системе образования. Традиционные ценности российской культуры, такие как скромность, трудолюбие, нравственность, правдивость, честность не теряют своей воспитательной силы. Возможно в современном мире кажется, что эти ценности утратили свою силу, и что на первый план выходят другие качества человека, способствующие зарабатыванию денег, карьере и т. п., но это далеко не так. При осознанном подходе традиционные ценности остаются наиболее востребованными и способствуют духовно-нравственному развитию молодого поколения.
Важным является изучение инкультурации в семье, где происходит духовно-нравственное, трудовое, экологическое, гендерное и коллективистское воспитание. Взаимодействие семьи и школы в условиях обновленного социокультурного пространства должно быть фактором развития традиционных культурных смыслов. Семья и школа являются важными институтами инкультурации личности, они способствуют интеграции обучающихся в социокультурное пространство России, обладают способностью обеспечить условия для освоения культурных ценностей и их культурообразующая функция как институтов является эффективной [7, с. 186].
В общеобразовательных учреждениях есть препятствия, мешающие процессу инкультурации. Среди них можно назвать такие образовательные стратегии, которые развивают единообразие в обучении и нивелировку процесса инкультурации, а также различный препятствия, мешающие становлению творческой и свободной личности. В содержании образования наблюдается еще одна проблема - недостаточная реализация принципа диалога и полилога культур, которая позволила бы сопряжению содержания разных культур в условиях современной России и формированию гражданской общности. Современная школа должна способствовать развитию культурологического
содержания образования для успешной ин-культурации человека.
Исходя из выше сказанного, сделаем некоторые выводы:
- для эффективной инкультурации необходимо теоретически осмыслить воспитательный процесс в школе для становления и развития культурной идентичности субъекта образования;
- влияние процессов, происходящих в школе, способствуют развитию и осознанию культурной идентичности для определения своего места в мире культуры;
- осознание идентичности зависит от образовательной системы с ее целями и задачами, определяя свою идентичность, подрастающее поколение включается в культурное пространство;
- формирование мировоззрения способствует также развитию общегражданской идентичности, инкультриру-ющая структура позитивно отражается в личном мире обучающегося и зависит от обеспечения устойчивых знаний о культуре, о ценностях, от усвоения ценностей;
- активизации процесса инкультура-ции способствует организация положительного инкультрирующего коммуникативного пространства, при котором изменяется когнитивная картина мира. Для этого необходимо обогащать содержание образования культурологическим материалом при активном использовании таких форм работы с обучающимися как учебная и внеучебная деятельность.
Соблюдение этих требований является условием дальнейшей успешной инкульту-рации личности, обогащает внутренний мир обучающегося, и способствует сохранению целостности социокультурного пространства России.
1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2023 ♦ 1 (111) январь - февраль ^
Список литературы
1. Лескова И. В. Социализация и инкультурация как механизмы формирования идентичности личности / И. В. Лескова // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. 2008. № 12 (52). Выпуск 5. С. 19-24.
2. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения : материалы всероссийской научной конференции / редколлегия: К. Б. Семенов (гл. ред.) и др. Карачаевск : Изд-во КЧГУ, 2004. 230 с. ISBN 5-8307-0044-1. - EDN QTREZX.
3. Психология личности : Учебное пособие / под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. Москва : Экс-мо, 2000. 653 с.
4. Семенов К. Б. Проблемы нравственного воспитания в России: история, теория, практика / К. Б. Семенов, А. С. Семенова, И. В. Хлызова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 3. С. 19-26. DOI 10.18384/2310-7219-2021-3-19-26. EDN GJSAFK.
5. Смык Ю. В. Инкультурация как механизм самомоделирования ребенком психологически безопасной социальной среды // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. Том 5. № 4. URL: http://mir-nauki. com/PDF/33PSMN417.pdf (дата обращения: 02.11.2022).
6. Степашко Л. А. Философия и история образования: Учебное пособие / Л. А. Степашко. Москва : Московский. психолого-социальный институт. 2004. 320 с.
7. Финько М. В. Инкультурация и социализация студенческой молодежи в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 4. С. 180-188. DOI: https://doi.Org/10.23683/2227-8656.2017.4.17.
8. Янутш О. А. Инкультурация учащихся как базовая задача современного образования: культурологический анализ / О. А. Янутш // Культурология. 2014. № 1. С. 116-120.
*
Поступила в редакцию 13.02.2023