Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА'

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ЭТНОС / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзе Чень, Лаво Р. С.

Статья направлена на определение традиционных и инновационных составляющих хореографического искусства этносов на примере Китая. Обращение к основам этнической культуры и ее отражению в современных формах хореографического искусства, являющегося невербальным способом коммуникации, актуализируется в настоящий период в области межкультурного диалога как между странами, так и внутри государства. Выяснено, что китайское традиционное хореографическое искусство состоит из совокупности этнических традиций. Инновации являются неотъемлемым элементом в обеспечении существовании традиционных глубинных основ этнического танца. Междисциплинарный характер исследования подразумевает применение подходов: культурологического, ценностного и деятельностного, а также герменевтический и семиотический методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND INNOVATIVE ASPECTS OF ETHNIC CHOREOGRAPHIC ART

The article is aimed at defining the traditional and innovative components of the choreographic art of ethnic groups on the example of China. The appeal to the basics of ethnic culture and its reflection in modern forms of choreographic art, which is a non-verbal way of communication, is being actualized at the present time in the field of intercultural dialogue both between countries and within the state. It was found out that Chinese traditional choreographic art consists of a set of ethnic traditions. Innovations are an integral element in ensuring the existence of traditional deep foundations of ethnic dance. The interdisciplinary nature of the research implies the application of approaches: culturological, value-based and activity-based, as well as hermeneutic and semiotic methods.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

УДК 008

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Чень Цзе1), Р.С. Лаво2)

1 2)

, ''Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

Статья направлена на определение традиционных и инновационных составляющих хореографического искусства этносов на примере Китая. Обращение к основам этнической культуры и ее отражению в современных формах хореографического искусства, являющегося невербальным способом коммуникации, актуализируется в настоящий период в области межкультурного диалога как между странами, так и внутри государства. Выяснено, что китайское традиционное хореографическое искусство состоит из совокупности этнических традиций. Инновации являются неотъемлемым элементом в обеспечении существовании традиционных глубинных основ этнического танца. Междисциплинарный характер исследования подразумевает применение подходов: культурологического, ценностного и деятельностного, а также герменевтический и семиотический методы.

Ключевые слова: традиции, инновации, хореографическое искусство, этнос,

Китай.

В культурологическом знании проблема соотношения традиционных и инновационных составляющих в хореографическом искусстве не теряет актуальность, так как танец и другие хореографические элементы являются постоянно развивающимися явлениями. Однако ускорение темпа жизни, урбанизация общества, расширение возможностей средств коммуникации, все больший отход от традиционных истоков, в совокупности создают иллюзию нетрадиционности и усложняют как само содержание, так и формы искусства, в том числе и хореографического. В дополнении к этому, в постсовременном мире настоящая тема исследования приобретает особую значимость в условиях усиливающихся тенденций экономической и политической деглобализации, происходящих одновременно с культурными глобализационными процессами в области межкультурного диалога. Взаимодействие носителей различных культур в едином культурном пространстве ведет как к расширению культурного

обмена, культурной полифонии, так и к утрате традиций, стиранию культурной идентичности крупных и малочисленных этносов. Это распространяется и на хореографическое искусство, теряющее связь с традиционными основами. Как отмечает исследователь И.Р. Аухадиев, во многих культурах произошло исчезновение традиционного этнического танца в естественной форме как важнейшего элемента повседневности [2, с. 14].

Вместе с этим, в ситуациях кризиса зачастую общество склонно к возращению к моделям архаических, традиционных культур, возврату к национальным и этническим истокам. В Китае осуществляется ряд мер, направленных на поддержание и восстановление традиционной культуры народов и малочисленных этносов. Государственным советом КНР в проекте «Развития и сохранения богатой традиционной культуры» одними из задач являлись культурная популяризация наследия и продвижение национальной культуры. Выявление традиционных основ и инновационных современных форм хореографического искусства как невербального способа коммуникации имеет важность как в межкультурном диалоге таких стран, как Китай и Россия, культурное взаимодействие которых становится все более значимым в условиях геополитической и экономической напряженности, так и между поколениями в рамках определенных этносов.

Цель статьи состоит в анализе значения традиционной составляющей и сущности инновационных процессов в хореографической культуре на примере китайского этнического искусства. Культурологический подход к проблеме исследования позволяет выйти за рамки искусствоведения, совместив различные области знания. Традиционная составляющая подразумевает применение деятельностного и ценностного подходов, взаимно дополняемых в исследовании этого аспекта. Хореографическое искусство рассматривается как текст и система знаков, что обуславливает использование герменевтического и семиотического методов.

Хореографическое искусство является многотысячелетним общечеловеческим феноменом культуры, наряду с институтами трансляции его произведений, представляющими собой подсистемное ядро хореографической культуры. Этот вид искусства обладает образной сущностью, которая позволяет ему выступать в качестве общепонятного

инструмента коммуникации, способствующего эффективной трансляции и аккумуляции культурных кодов [3]. Особенности образа жизни и мировоззренческого контекста определенной культурной общности, специфика ее общественных отношений и процессов идентификации в совокупности зафиксированы и отражены в выразительных, художественных и символических средствах танца, костюма, музыки, жестов и других элементов.

Хореографическое искусство наряду с мифотворчеством, эпосом, художественным и музыкальным искусством, литературой, языком является неотъемлемым элементом этнической культуры. Каждый этнос обладает уникальными характеристиками, так как этногенез и его дальнейшее развитие осуществлялось в определенных пространственно-временных исторических, природно-географических, культурных условиях. Они определили специфику устройства психики, мировосприятия и взаимоотношения с внешним миром, форму и содержание трудовой деятельности, религиозные верования и философские представления, идеологию и ценностные ориентации. Традиционный танец, существующий в разных проявлениях у всех народов и этносов, обладает самобытными характеристиками. В них закреплены культурные коды, при расшифровывании которых возможно приобщение к культурным, социальным и природным реалиям, передача информации и усвоение определенных навыков. Этнокультурные основы хореографического искусства образуют ценности, архетипы и другие элементы самосознания, выраженные в определенных жестах, движений и координации тела, музыкально-ритмической и метрической структуре, манере исполнения танца. Отдельное внимание заслуживают выразительные средства, связанные с костюмом, атрибутами и декорациями, элементы которых вместе с цветосимволикой, фиксируют и систематизируют специфику этнической культуры.

Традиционная форма хореографического искусства - это универсальный язык культуры, содержащий глубинные основания, самобытную ментальную организацию и этническую культурную память народов. Этнический танец относится к народной хореографии, а традиционная составляющая образует базу танцевальной традиции. Однако как культура подвержена постоянной изменчивости, так и

этнопластические константы трансформируемы в процессе перемещения в различные исторические контексты.

Рассмотрение этого вида искусства как культурного явления предполагает его восприятие в качестве текста, отражающего тип и специфику культуры этноса в определенном культурно-историческом периоде посредством языка хореографии. Формирование, передача и восприятие текста происходит вокруг контекста [7, с. 3].

Хореографическое искусство можно рассматривать в качестве инструмента трансляции традиции, так как в его выразительных средствах фиксируется выработанная, отобранная и расцененная как значимая информация в определенном контексте и переданная одним субъектом другому. Передача может осуществляться как между поколениями, так и культурами, что реализует коммуникационную, адаптационную, воспитательную функцию хореографии. Однако на этапе процесса передачи происходит искажение, так как переданная информация помещается в другой контекст. Воспринимающий ее субъект считывает зашифрованные знаки, дополняя своим восприятием, а при воспроизведении - особенностями исполнения, так как традиционным танцам свойственна импровизация.

До XIX века во многих культурах традиционная хореография была неотъемлемым элементом повседневной жизни, исполняемым как значимое действо в трудовых, календарных, семейных, праздничных традициях. Однако в XX столетии этническая хореография из народно-бытовой перешла в стилизованную народно-сценическую форму. Хореографические элементы, основанные на народных фольклорных традициях, стали активно дополняться современным содержанием, соответствующим ценностным ориентациям общества в новых реалиях. Осуществляется смещение канонов, синтез традиционных этнических составляющих с современными направлениями - модерн, джаз и другими видами танца [9, с. 46].

Таким образом, культура имеет свойство цикличности, которая обуславливает непрерывные трансформации и нововведения. Каждое новое поколение вносит свои элементы.

Традиционная составляющая необходима для процессов инновации, подразумевающих переструктурирование знаков и символов - движений, поз и других выразительных средств. Авторский

текст хореографического произведения, сформированный в результате изменения восприятия и мышления создателя, оказывает воздействие на исполнителя, а затем и зрителя. Хореографическое искусство всегда стремится к обновлению, так как главная его задача - отображение современных реалий. Таким образом, как отмечает И.Р. Аухадиев, осуществляется культурная диффузия, описываемая Бенуа Годэном как взаимодействие традиционных и инновационных аспектов, в которую включены адаптационные, трансформационные и процессы переизобретения [6, с. 11].

В современном мире искусство обращается к своим истокам, традициям, фольклору, мифам с целью сохранения национальной культурной идентичности этноса. В рамках неотрадиционализма, являющегося одной из форм постнеклассического искусства, ценностные основания традиционной культуры целенаправленно адаптируются под условия новых реалий, что возможно при обращении к исторической культурной памяти народа и, что особо важно, с инновационными решениями [6, с. 211]

Постмодернизм подразумевает синтез разных стилей и культурных аспектов, создание новых конструкций наследия из артефактов [10, с. 46]. Хореографическое искусство как нематериальное искусство со сменой контекста меняет и смысловое содержание. Однако увеличение темпов смены контекста и разнообразие новых форм создают некоторые проблемы, с которыми сталкивается современный носитель этнической культуры. По мнению Сарафа М.Я., культурные инновации разнообразны в содержательном аспекте, форме проявлении и их подследственном смысле [8, с. 75].

Таким образом, меняются и функции традиционной этнической хореографии. А.Б. Афанасьева отмечает их историко-временную вертикаль трансформаций. Так от магической и социоорганизующей функций, реализуемых у множества различных народов и этносов в форме хороводов, танцы стали регулировать поведение и гендерное взаимодействие, выполняя регулятивную функцию [3]. Исследовательница отмечает, что таким образом передавалась наиболее ценная для этнической общности информация. Эстетические и коммуникативные функции приобрели доминирующую роль в поздних формах хореографического искусства за счет сложных композиций,

фигур и движений, а также парных форм. В дальнейшем была развита гедонистическая функция. Сегодня сформированное множеством поколений традиционное хореографическое искусство этносов продолжает выступать одной из высших ценностей народов, служа средством идейно-эстетического воспитания.

Традиционная хореография Китая, существующая более 5 тысяч лет, представляет собой совокупность элементов, привнесенных многочисленными этносами, которых насчитывается 56 групп: Хань Чжуан, Бай, Тай, Туцзя, И, Наси, Цян, Шуй, Яо, Мяо, Хуэй, Дун и другие [1]. Специфика китайского хореографического искусства обладает высокой художественной ценностью, вобравшей особенности жизненного уклада и воззрений этносов. Так, у многих этнических групп в танце прослеживаются универсальные черты - мудрости, надежности, патриотизме, милосердии, преданности, следовании долгу, морали и нормам [11]. Различные элементы хореографического искусства задействованы в воссоздании архетипических сюжетов на тему добра и зла, справедливости и греховности, света и тьмы. Этнические меньшинства через танцевальные формы, обладающие уникальными лексическими особенностями, раскрывают специфику образов природного и животного мира. Различными этносами Китая посредством хореографических инструментов характерно воспроизведение образов журавля, через который передается ощущение грации и элегантности, орла - власти, победы, отваги, павлина - красоты, удачи.

Этническим танцам Китая свойственно и видоизменение, трансформация под новые условия. В XX столетии в общих тенденциях новаторства в сфере культуры китайское хореографическое искусство стало тяготеть к национальным художественным традициям. Были оживлены древние сюжеты. Например, новый танец божества реки Ло «Ло Шэнь у» отсылал к древнему преданию о любви к красавице лирического героя. В последних десятилетиях этого столетия массовая аудитория отдала предпочтение к возвращению к этническим истокам древней хореографии.

В новом XXI веке началась новая фаза экспериментов с «новейшим танцем». Заимствуются и адаптируются элементы из различных видов искусств, из формы каллиграфии, например в танце «Шу юнь» [4]. Наблюдается и изменение его форм. Тибетцы, сохранив существующие

танцевальные традиции, дополнили танец большим количеством движений, что отражает новые реалии и духовную жизнь народа. Влияет на содержание хореографического искусства новая этика, пропагандирующая отказ на государственном уровне от насилия над животными, что приводит к минимизации использования сцен охоты. Другая современная тенденция состоит в сублимации хореографического этнического искусства до сценической формы [11].

Можно сделать вывод, реализация программ по сохранению этнической хореографии должна предполагать не только изучение традиционных форм, подражание, реставрацию и демонстрацию, но и отражать принципиальные оригинальные основы танца и его глубинный смысл.

Таким образом, этнический танец и другие выразительные средства хореографического искусства представляют собой неотъемлемый элемент каждой этнической общности. Традиционная составляющая основана на наиболее ценной информации, выработанной, отобранной и зашифрованной в форме художественных, выразительных средств хореографии одним поколением. Она выполняет ряд функций, позволяющих сохранять целостность этноса. Однако постоянно изменяющийся контекст создания, передачи, восприятия, воспроизведения и сохранения ведет к постоянным изменениям содержания хореографического искусства. Инновационные процессы являются необходимым условием для существования хореографии как вида искусства. В современный период традиционные формы этнической хореографии в повседневной жизни во многих этнических группах были утрачены, перейдя в сценическую форму. Архетипические основания, универсальные ценности, заложенные элементы хореографии продолжают существовать в современный период. Инновационные процессы в современной хореографии используют их как основу и дополнение в различных формах и жанрах.

Список литературы

1. Арташкина, Т. А. Традиционная культура в современной национальной культуре Китая / Т. А. Арташкина, Цзя Хуэйминь // Общество: философия, история, культура. -2016. - № 5. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/traditsionnaya-kultura-v-sovremennoy-natsionalnoy-kulture-kitaya (дата обращения: 26.03.2023).

2. Аухадиев, И. Р. Свойства инноваций в культуре, искусстве, хореографии / И. Р. Аухадиев // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. -2019. - № 68 (2). - С. 11-19.

3. Афанасьева, А. Б. «Диалог культур» в музыкально-хореографическом фольклоре: история и современность, социокультурные и педагогические аспекты / А. Б. Афанасьева // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2016. -№ 1 (42). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-v-muzykalno-horeograficheskom-folklore-istoriya-i-sovremennost-sotsiokulturnye-i-pedagogicheskie-aspekty (дата обращения: 06.04.2023).

4. Вэй, Л. Особенности этнического народного танца в Китае / Л. Вэй // Академия профессионального образования. - 2019. - № 9 (88). - С. 36-42.

5. Литвинцев, О. С. Теоретические аспекты генезиса китайского национального сознания / О. С. Литвинцев // Наука и современность. - 2016. - № 46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-genezisa-kitayskogo-natsionalnogo-soznaniya (дата обращения: 27.03.2023).

6. Логинова, М. В. Этническое как цитата: актуализация традиции в региональной художественной практике / М. В. Логинова // XLVII Огарёвские чтения : материалы научной конференции. В 3-х частях, Саранск, 06-13 декабря 2018 года / составитель А. В. Столяров. Ответственный за выпуск П. В. Сенин. Том. Часть 3. - Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, 2019. - С. 210-215.

7. Петроченко, Н. В. Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства : дис. ... канд. культурологических наук / Петроченко Наталья Валерьевна ; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. -Кемерово, 2005. - 247 c.

8. Сараф, М. Я. Динамика культурного пространства / М. Я. Сараф // Пространство и Время. - 2014. - № 04 (18). - С. 73-79.

9. Сокольчик, А. Н. Танец как конструкт этнической культуры / А. Н. Сокольчик // Искусство и культура. - 2011. - № 4 (4). - С. 66-70.

10. Мешихина, Ю. Г. Взаимовлияние традиций и инноваций в современном хореографическом искусстве / Ю. Г. Мешихина // От фольклора до сценических видов танца : сборник материалов Международной научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры, Москва, 13-14 ноября 2018 года. - Т. - Выпуск 1. - Москва : Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, 2019. - С. 45-48.

11. Урмина, И. А. Исследование культуры: баланс традиций и инноваций / И. А Урмина // Культура культуры. - 2014. - № 4 (4). - С. 45-48.

TRADITIONAL AND INNOVATIVE ASPECTS OF ETHNIC CHOREOGRAPHIC ART

Chen Jie1), R.S. Lavo2)

1,2)Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

The article is aimed at defining the traditional and innovative components of the choreographic art of ethnic groups on the example of China. The appeal to the basics of ethnic culture and its reflection in modern forms of choreographic art, which is a non-verbal way of communication, is being actualized at the present time in the field of intercultural dialogue both between countries and within the state. It was found out that Chinese traditional choreographic art consists of a set of ethnic traditions. Innovations are an integral element in ensuring the existence of traditional deep foundations of ethnic dance. The interdisciplinary nature of the research implies the application of approaches: culturological, value-based and activity-based, as well as hermeneutic and semiotic methods.

Keywords: traditions, innovations, choreographic art, ethnos, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.