ЭТНОЛОГИЯ
УДК 94(479.24).072/.084.2:745.5
Э.Л. Гасанов
Традиционные этно-антропологические и исторические
особенности основных ремесленных отраслей Гянджи
XIX - начала XX в.
В статье исследуются характерные ремесленные особенности Гянджи. Отмечается их значение в изучении традиций художественных ремесел в период XIX-XX вв. На основе историко-этнографических, археологических фактов доказывается важность изучения местных ремесленных образцов как этно-исторических источников.
The article examines typical handicraft features of Ganja. It is noted their importance in study of arts and crafts traditions during XIX-XX centuries. On the basis of historic-ethnographical, archaeological facts prove the importance of studying of the local craft samples as ethno-historical sources.
Ключевые слова: XIX-XX века, Гянджа, Азербайджан, историко-этнографическое исследование, ремесленные отрасли.
Key words: XIX-XX centuries, Ganja, Azerbaijan, historic-ethnographical research, handicraft branches.
Как известно, в течение многих столетий в городе Гяндже развивались разные отрасли народного ремесла. Благодаря благоприятным природным, а также геостратегическим условиям в Гяндже развитие отдельных отраслей народного ремесла стало отличаться характерными особенностями. Историко-этнографическое исследование задач и отраслей ремесел как способ изучения наряду с историей и культурой народа годами сформированных политико-экономических и производственных отношений очень важно. Тесно связанные с хозяйством и ежедневным бытом народа ремесленные занятия были одними из основных национальных традиций.
Ряд занятий в Гяндже c XIX до середины XX в. отличались от кустарных промыслов других областей Азербайджана. Это были в первую очередь профессии, связанные с расширением города и ростом населения, что увеличивало спрос на ремесленные изделия. При таких обстоятельствах кустарное производство не смогло удержать свой натуральный характер. Уже в ряде отраслей готовые изделия были выставлены на базар [11, с. 255].
© Гасанов Э.Л., 2014
Увеличение количества ремесленников в городе напрямую было связанно с ростом населения. Конкуренция продукции заводов и фабрик не достигла еще серьезного уровня, и поэтому создавались благоприятные условия для расширения традиционных родов занятий. Вдобавок, изделия этих ремесленных отраслей были тесно связаны с бытом и традициями народа и трудно было бы заменить их заводской продукцией. В указанный период истории в Гяндже развивалось в основном гончарное ремесло, ковроткачество, ткацкое дело, ремесло портного, тискальщика, кузнечное и ювелирное дело, профессии красильщика, бондаря и кожевника, оружейное дело и др. [2, с. 339; 3, с. 133].
Гончарное ремесло имело значимую роль в развитии города, так как в этот период в Гяндже существовало более 20 мастерских, где представители данного ремесла изготавливали качественные, неоднородные глиняные изделия. Гончарные образцы Гянджи данной эпохи можно условно классифицировать в таких основных группах, как строительная керамика, неглазурные глиняные изделия и эмалированные керамические изделия [7, с. 57].
Основными характерными особенностями гончарных изделий Гянджи являлись конструктивно-пластические формы, а также геометрические, зооморфные декоративно-орнаментальные элементы.
Среди городских ремесел особо стоит выделить ковроткачество. Широкому развитию данного ремесла способствовала доступность сырья. Вдобавок ковры очень широко использовались в быту - и как мебель, и как занавесь, и как постель, и как покрытие для пола. В ковроткачестве в основном были заняты женщины. Это было связано с тем, что в мусульманском обществе женщины предпочитали работать в домашних условиях. Однако известны случаи, когда этим ремеслом занимались и мужчины [1, с. 34].
Ковроткачество Гянджи данного периода безусловно считается очень важным историко-этнографическим источником. В период Х1Х-ХХ вв. Гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности. Важно отметить то, что Гянджинские ковры отличались некоторыми свойствами в течение веков и в связи с этим ковры Гянджа-Карабахской группы в данном периоде считались особым декоративно-ремесленным видом.
Главными ремесленными видами Гянджинских ковров в данном периоде считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др. По статистическим данным в 1886 г. на территории Гянджи (Гянджин-ской-Елизаветпольской губернии) было произведено более 25 тыс. пудов коврового изделия, 23 тыс. пудов данных изделий были отправлены на экспорт. В 1894 г. последние показатели достигли
28980 пудов, а в 1913 г. из Гянджи было экспортировано 72,2 тыс. единиц ковровых изделий [13, с. 17].
Следует отметить, что начиная со второй половины XIX в. разные качественные ковры и ковровые изделия Гянджи неоднократно демонстрировались на международных выставках.
На основе классифицирования ремесел было определено, что к концу XIX в. многие ранее модные профессии стали исчезать. Среди них были шерстобиты, чесальщики, селебчи, джулфачы, извоч-ники. Они изжили свое и были заменены представителями новых ремесел.
В быту у населения Гянджи роль ремесленных изделий была велика. Они широко использовались гянджинцами - ими украшали обстановку жилых комнат, а также пополняли приданое невест. Неотъемлемой частью одеяния горожан были созданные в местных цехах платья, костюмы и шапки. Портные и шапочники создавали как национальную одежду, так как и наряды в стиле европейской моды. Несмотя на то, что национальная одежда все еще оставалась более востребованной жителями города, в Гяндже, в отличие от апшеронских сел, европейская одежда в XX в. стала постепенно вытеснять национальную. Это было связано с нарастающим притоком в Гянджу представителей других национальностей. И только женские украшения, как составная часть одеяния, оставляли свою национальную особенность. В это время были модными украшения на груди, руках, пальцах и на одежде.
Еще одной особенностью ремесленного дела в Гяндже была его наследственная передача потомкам. Особо выделялись потомственные ювелиры, ткачи, изготовители ковров, башмачники, гончары и камнетесы [7, с. 57; 12, с. 252]. Каменотесное дело Гянджи отличалось древней историей и богатыми ремесленными традициями. На рубеже XIX-XX вв. в этом древнем городе данное ремесло считалось основным рычагом развития местной архитектуры. Главными показателями каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры свыше двухсот жилых домов, а также общественных зданий, которые являются историческими памятниками местного значения. Это, прежде всего, каменные шебеке и каменные стелы гробницы Имамзаде и мечети Шаха Аббаса (или же Джума мечеть) [5, с. 145-151].
На рубеже XIX-XX вв., особенно в XIX в. в Гяндже активно развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории Гянджи до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел -произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии этого древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков Мир Мехти Гянджи (или же Мирзы Мехти Наджи) и Шейха
Замана [14, с. 3]. Данные исторические образцы каменотесного ремесла Гянджи находятся на территории кладбищ комплекса Имам-заде и Себзикар. Общее число эпитафий, в том число уникальных склепов-гробниц насчитывается более ста единиц.
Металлообрабатывающее ремесло было одним из основных отраслей народного ремесла Гянджи. Во второй половине XIX и начале XX в. металлообрабатывание развивалось с особой скоростью и ускорялось с ростом квалификации в этой сфере.
Согласно проведенным исследованиям есть точные сведения о широком развитии ювелирного дело в Гяндже в конце XIX - в начале XX в. Ювелиры в основном изготовляли украшения на заказ. Среди них существовала специализация. Работы искусных мастеров поражали даже иностранцев. Развитие торговых и экономических отношений Гянджи с соседними государствами способствовало признанию местных ювелирных изделий за границей.
Благодаря декоративно-орнаментальным особенностям, техническому снабжению и технологическому мастерству произошло усовершенствование ремесленных отраслей и в ювелирном деле, и в занятии медников, а также в сфере гравировки. В связи с этим изделия данного ремесла использовались как в быту, так и в качестве оружия. Кроме того, в Гяндже развивалось художественное метал-лообрабатывание.
Кроме вышеуказанных ремесленных отраслей в Гяндже на рубеже XIX-XX вв. развивались такие традиционные народные профессии, как деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографическими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития. Одним из главных доказательств развития этих отраслей в Гяндже считается долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства - приходов, т. е. местных кварталов мастеров. Эти приходы в течение веков назывались по отдельным отраслям данного ремесла [11, с. 115-122]. На территории данных приходов-кварталов жили и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесленных отраслей. Они имели крупные мастерские и здесь изготавливались высококачественные изделия, которые не только использовались местными жителями, но и продавались покупателям других регионов [9, с. 402].
Данные исторические факты являются доказательством развития традиционных ремесленных отраслей и подтверждают важность научного исследования в этой сфере. На основе инновационных методов и технологий весьма актуально изучение основных местных ремесленных традиций как неоспоримых историко-этнографических и антропологических источников.
Традиционные сферы ремесел, как показало проведенное нами исследование, являются неоценимыми и надежными источниками изучения культуры, эстетического вкуса, мировоззрения азербайджанского народа. И поэтому важнейшей обязанностью этнографии, как науки, является передача их следующим поколениям и продолжение углубленных научных исследований в будущем.
Список литературы
1. Зубов П. Картина Кавказского края. - Т. IV. - СПб., 1834-1835.
2. Кавказский календарь на 1854 г. - Тифлис, 1853.
3. Кулиева Н.М., Гасанов Э.Л. О развитии художественной керамики в древней Гяндже: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история». - Новосибирск, 2011.
4. Azerbaycan arxeologiyasi: 6 cildde, VI cild. - Baki, 2008.
5. Azerbaycan etnoqrafiyasi: 3 cildde, I cild. - Baki, 2007.
6. Ergenekon Cavidan. Tempe kege sanatinda geleneksel süsleme üsullari ve günümüzde bu saneye yönelik yeni yakla§imlar // Azerbaycan xalgasi ve xalq tetbiqi seneti mövzusunda III Beynelxalq simpoziumun materiallari. - Baki, 2005. - S. 4546.
7. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. New ethnographic approach to the research of main decorative - applied arts of Ganja of the XIX-XX centuries // International scientific conference - Achievements in science: new views, problems, innovations. -Lodz, 2012. - P. 56-58.
8. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. Investigation of basic decorative-applied arts of Ganja on the basis of some innovative arguments and technologies // Science and Society: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. - London, 2013. - P. 281-291.
9. Hasanov E.L. Innovational ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative - applied arts of Ganja of the XIX-XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. - Saint Louis, 2012. - P. 400-403.
10. Häsänov E.L. Die Gändschänischen teppiche von XIX-XX Jahrhundert als geschichtliche - ethnographische quelle // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2nd International scientific conference. Bildungszentrum Rdk e. V. - Wiesbaden, 2012. - P. 26-27.
11. Hesenov E.L. Gence imamzade türbesi (tarixi-etnoqrafik tedqiqat). - Baki, 2012.
12. Hasanov E.L. Innovative results of ethno-archaeological researches in Ganja (On the basis of handicraft patterns) // Global Science and Innovation: Proceedings of the 1st International scientific conference. Chicago: Publishing house Accent Graphics communications. - Chicago (USA), 2013, vol. 1. - P. 251-253.
13. The dawn of Art. - Leningrad, 1974.
14. Guliyeva N.M., Häsänov E.L. Die traditionelle Gändschänischen Teppiche von Zeitraum der Aserbaidschanischen Gelehrten und Dichter Mirsä Schäfi Waseh als ethno-anthropologische quelle (XIX Jahrhundert) // European Applied Sciences (Europäische Fachhochschule). - 2014. - № 2. - S. 3-5.