ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 39.572(94)(930)
Э.Л. Гасанов
ОБ ОСНОВНЫХ РЕМЕСЛЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ ГЯНДЖИ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)
В данной статье впервые систематически изучены главные характерные ремесленные особенности и их значение в исследовании традиций художественных ремесел в период XIX - XX вв. в Гяндже. На основе неоспоримых историко-этнографических, археологических фактов доказана важность изучения местных ремесленных образцов как этно-исторических источников.
Ремесленные традиции, Гянджа, XIX - XX вв., Азербайджан, этнографическое исследование.
The main characteristic features of handicraft and their meaning in the study of arts and crafts traditions in the period of XIX-XXth centuries in Ganja have been studied for the first time. The importance of studying local craft samples as the ethno-historical sources has been proved on the basis of indisputable historic-ethnographical and archaeological facts.
Handicraft traditions, Ganja, XIX-XXth centuries, Azerbaijan, ethnographical research.
Изучение ремесленных задач актуально в современном мире в аспекте решения профессиональных проблем. Из исследованных национальных занятий ковроткачество, ювелирное дело, обработка камня и по сей день усиленно развиваются. Также возможно адаптировать к современному периоду и развить на основе древних традиций уже вымирающие старинные профессии, такие как гончарное дело и художественную вышивку. Традиционные сферы ремесел являются неоценимыми и надежными источниками изучения культуры, эстетического вкуса, мировоззрения азербайджанского народа. И поэтому важнейшей обязанностью этнографии как науки является передача их следующим поколениям. Как известно, в течение многих столетий в городе Гянджа развивались разные отрасли народного ремесла. Исто-рико-этнографическое исследование отраслей ремесел имеет большую научную ценность, поскольку это позволяет понять историю народа, его культуру, годами сформированные политико-экономические и производственные отношения.
Тесно связанные с хозяйством и ежедневным бытом народа ремесленные занятия были одним из основных носителей национальных традиций. Некоторые из профессий в Гяндже в период с XIX до середины XX вв. отличались от ремесел других областей страны. Урбанизация и рост населения увеличили спрос на ремесленные изделия. При таких обстоятельствах кустарное производство не смогло оставаться натуральным. В некоторых отраслях готовые изделия были выставлены на базар [5, с. 4].
Увеличение количества ремесленников в городе напрямую было связанно с ростом населения. Конкуренция продукции заводов и фабрик еще не достигла серьезного уровня, и поэтому создавались благоприятные условия для расширения традиционных родов занятий. Кроме того, изделия ремесленников были тесно связаны с бытом и традициями народа, и трудно было бы заменить их заводской продукцией. В указанный период истории в Гяндже развивалось в основном ковроткачество, ткацкое дело, ремесло портного, тискальщика, кузнечное и ювелирное дело, профессии красильщика, бондаря и кожевника, оружейное дело и другие подобные отрасли [2, с. 339], [3, с. 133].
Среди этих ремесел особо развивалось ковроткачество. Широкому развитию этого ремесла способствовала доступность сырья. Ковры очень широко использовались в быту населения: и как мебель, и как занавесь, и как постель и как покрытые для пола. В ковроткачестве в основном были заняты женщины. Это было связано с тем, что в мусульманском обществе женщины предпочитали работать в домашних условиях. Однако известны случаи, когда этим ремеслом занимались и мужчины [1, с. 34].
Портные и шапочники создавали как национальную одежду, так и одежду в стиле европейской моды. Согласно проведенным исследованиям, есть точные сведения о широком развитии ювелирного дела в Гяндже в конце XIX - начале XX вв. Как правило ювелиры изготовляли украшения на заказ. В этот период ювелирные изделия проходили спецификацию. Работы искусных мастеров поражали даже ино-
странцев. Развитие торговых и экономических отношений Гянджи с соседними государствами способствовало признанию местных ювелирных изделий за границей.
На основе классифицирования ремесел было определено, что к концу XIX в. ряд модных профессий стал исчезать. Это шерстобиты, чесальщики, селеб-чи, джулфачы, извочники. Они изжили свое и были заменены представителями новых ремесел. Внутренняя обстановка ремесленного цеха отражала род занятия его владельца. В этих цехах трудились мастер и его ученики.
В быту населения Гянджи роль ремесленных изделий была велика. Эти изделия широко использовались Гянджинцами: они украшали обстановку жилых комнат, ими пополняли приданое невест. Неотъемлемой частью одеяния горожан были созданные в местных цехах платья, костюмы и шапки. Несмотря на то, что национальная одежда все еще оставалась востребованной жителями города, европейская одежда в XX в. стала постепенно приобретать все большую популярность. Это также было связано с нарастающим приходом в Гяндже представителей других национальностей. В связи с этим изменения в одежде становились все более заметными. Только женские украшения, как составная часть одеяния, отражали национальный колорит. В это время были модными украшения на груди, руках, пальцах и на одежде.
Еще одной особенностью ремесленного дела в Гяндже была его наследственная передача потомкам. Особо выделялись потомственные ювелиры, ткачи, изготовители ковров, башмачники, гончары и камнетесы [4, с. 257].
Благодаря благоприятным природным, а также геостратегическим условиям в Гяндже развитие отдельных отраслей народного ремесла стало отличаться характерными особенностями. Кроме того, на рубеже XIX - XX столетий в городе с еще высокими темпами развивались такие отрасли, как: керамика (гончарное дело), деревообработка, металлообработка, каменотесное дело, ковроткачество, благодаря усовершенствованию техники, а также технологии производства изделий [8, с. 26].
Гончарное ремесло играло большую роль в развитии города. В этот период в Гяндже существовало более двадцати мастерских, где гончары изготавливали качественные неоднородные глиняные изделия. Их можно условно разделить на следующие группы: строительная керамика, неглазурные глиняные изделия и эмалированные керамические изделия [5, с. 3]. Основными характерными особенностями гончарных изделий Гянджи являлись конструктивно-пластические формы, а также геометрические, зооморфные декоративно-орнаментальные элементы.
Ковроткачество Гянджи данного периода, безусловно, считается очень важным историко-этногра-фическим источником. В период XIX - Х^ вв. Гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности. Важно отметить, что Гянджинские ковры отличались особыми свойствами в течение длитель-
ного времени, и в связи с этим ковры Гянджа-Карабахской группы в данном периоде считались особым декоративно-ремесленным видом.
Главными ремесленными видами Гянджинских ковров в этот период считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др. По статистическим данным в 1886 г. на территории Гянджи было произведено более 25 тыс. пудов коврового изделия [10, с. 205]. Необходимо отметить, что, начиная со второй половины XIX в., самые разные ковры и ковровые изделия Гянджи были неоднократно показаны на международных выставках, где было признано их высокое качество.
Но кроме вышеуказанных ремесленных отраслей в Гяндже на рубеже XIX - XX столетий развивались такие традиционные народные профессии, как: деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографи-ческими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития. Одним из главных доказательств развития этих отраслей в Гяндже считается долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства - приходов, т. е. местных кварталов мастеров. Эти приходы в течение веков назывались именами отдельных отраслей данного ремесла [11, с. 12]. На территории данных приходов-кварталов жили и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесел. Здесь располагались крупные мастерские и изготавливались высококачественные изделия, которые пользовались спросом не только у местных жителей, но и покупателей из других регионов [7, с. 252].
Каменотесное дело Гянджи отличается древней историей и богато ремесленными традициями. На рубеже XIX - XX вв. в этом древнем городе данное ремесло считалось основным рычагом развития местной архитектуры. Образцами каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры свыше двухсот жилых домов, а также общественных зданий, которые считаются историческими памятниками местной значимости. Главные эпиграфические достопримечательности города данной исторической эпохи - каменные шебеке и каменные стелы гробницы Имамзаде и мечети Шаха Аббаса (или же Джума мечеть) [6, с. 401].
Как известно, на рубеже XIX - XX вв., особенно в период XIX в. в Гяндже развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории города до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел - произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков Мир Мехти Гянджи (или же Мирзы Мехти Над-жи) и Шейха Замана [10, с. 125 - 131]. Общее число данных эпитафий, в том число уникальных склепов-гробниц, насчитывается более ста. Металлообработка также является одним из основных отраслей народного ремесла Гянджи. В изучаемый период данная сфера развивалась быстрыми темпами, повыше-
ние квалификации умельцев постоянно ускорялось. Благодаря развитию рытья, декоративно-орнаментальных особенностей, техническому снабжению и технологическому мастерству, наблюдалось усовершенствование ремесленных отраслей и в ювелирном деле, и в занятии медников, а также в сфере гравировки. Изделия использовались и в быту, и в качестве боевого оружия. Следует заметить, что в Гяндже развивалась и художественная металлообработка.
Представленные исторические факты являются доказательством развития традиционных ремесленных отраслей и подтверждают важность научного исследования в данной сфере.
Источники и литература
1. Зубов, П. Картина Кавказского края / П. Зубов. -СПб., 1834 - 1835. - Т. IV. - С. 34.
2. Кавказский календарь на 1854 г. - Тифлис, 1853. -С. 338 - 341.
3. Кулиева, Н.М. О развитии художественной керамики в древней Гяндже / Н.М. Кулиева, Э.Л. Гасанов // Материалы Международной научно-практической конференции. Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - Новосибирск, 2011. - С. 132 -135.
4. Azsrbaycan etnoqrafiyasi: 3 cildds, I cild. - Baki: §3rq-Qsrb, 2007.
5. Guliyeva, N.M. Die traditionelle Gändschänischen Teppiche von Zeitraum der Aserbaidschanischen Gelehrten und Dichter Mirsä Schäfi Waseh als ethno-anthropologische
quelle (XIX Jahrhundert) / N.M. Guliyeva, E.L. Häsänov // European Applied Sciences (Europäische Fachhochschule). -2014. - № 2. - S. 3 - 5.
6. Hasanov, E.L. Innovational ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative - applied arts of Ganja of the XIX - XX centuries / E.L. Hasanov // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. - Saint Louis, 2012. -P. 400 - 403.
7. Hasanov, E.L. Innovative results of ethno-archaeological researches in Ganja (On the basis of handicraft patterns) / E.L. Hasanov // Global Science and Innovation: Proceedings of the 1st International scientific conference. -Chicago, 2013. - V. 1. - P. 251 - 253.
8. Häsänov ,E.L. Die Gändschänischen teppiche von XIX - XX Jahrhundert als geschichtliche - ethnographische quelle / E.L. Häsänov // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2n International scientific conference. Bildungszentrum Rdk e. V. - Wiesbaden, 2012. - P. 26 - 27.
9. Häsänov, E.L. Ethno-anthropologische merkmale der Gändschänischen Teppiche von XIX-XX jahrhundert (auf die 220-jährige jubiläum der Aserbaidschanischen gelehrten und dichter gewidmet Mirsä Schäfi Waseh) / E.L. Häsänov // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. -№ 1. - V. 1. - P. 3 - 7.
10. Hsssnov, E.L. Gsncs Imamzads türbssi (tarixi-etnoqrafik tsdqiqat) / E.L. Hsssnov. - Baki: Elm vs tshsil, 2012.
11. The dawn of Art. - Leningrad: Aurora Art Publishers, 1974.
УДК 908(470)
И.В. Зыкин
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.М. Кириллов
ОПЛАТА ТРУДА В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В 1930-Х ГОДАХ
В статье рассматриваются политика Советского государства, хозяйственных организаций в сфере оплаты труда в лесопромышленном комплексе Уральского региона в 1930-х гг., период активного развития отрасли, динамика средних показателей заработной платы, окладов работников. Сделаны выводы о несоответствии уровня оплаты труда и роли лесопромышленного комплекса в экономики страны, официальных сведений о заработной плате и получаемых работниками на руки денежных сумм.
Лесопромышленный комплекс, Уральский регион, индустриализация, оплата труда, оклады, «вольнонаемные», спецпереселенцы.
The article considers the policy of the Soviet state, the economic organizations in the sphere of remuneration in timber processing complex of the Ural region in 1930ies, the period of active development of branch, and the dynamics of average salaries of workers. The author concluded that the level of remuneration does not correspond to the role of timber processing complex in national economies, official data on the salary and the sum of money received by workers.
Timber processing complex, Ural region, industrialization, compensation, salary, "civilians", special immigrants.
В конце 1920-х - 1930-х гг. важную роль в развитии лесопромышленного комплекса Советского Союза сыграли индустриализационные преобразования. Одним из наиболее интенсивно развивавшихся в этот период лесопромышленных комплексов
стал Уральский регион. Продукция предприятий комплекса имела для Советского Союза стратегическое значение (экспортные поставки за границу и потребителям внутри страны для обеспечения по-