Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ'

ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ КИТАЙ / ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Татьяна Дмитриевна, Чэнь Шуан

Ключевой целью традиционного китайского семейного образования выступает соблюдение этических правил поведения. В Древнем Китае семья не только выполняла функцию производства и быта, но и реализовывала важную социальную задачу подготовки ребенка к жизни в обществе, осуществляя семейное воспитание посредством примера высоконравственного поведения родителей и предоставляя детям возможность получить качественное образование в частных школах, в которых приоритетным выступал общественный тип воспитания. Каких людей нужно воспитывать и какие черты личности нужно развивать у ребенка - является предметом осмысления современных китайских исследований в области образования. Целью статьи является выявление значения традиционных элементов семейного воспитания для развития личности, общества и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FAMILY EDUCATION IN ANCIENT CHINA

The main purpose of traditional Chinese family education is the observance of ethical rules of conduct. In ancient China, the family was not only performed the function of production and life, but also It's realized the important social task of preparing the child for life in society, carrying out family education through the example of highly moral behavior of parents and providing children with the opportunity to receive a quality education in private schools, in which the public type was a priority education. What kind of people need to be brought up and what personality traits need to be developed in a child is the subject of understanding of modern Chinese research in the field of education. The purpose of the article is to identify the significance of traditional elements of family education for the development of the individual, society and country.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ»

TRADITIONAL FAMILY EDUCATION IN ANCIENT CHINA

Popkova Tatyana Dmitrievna, DSc of Cull urd! si ¿¡dies, Associate Professor, Perm State National Research University, Perm

Chen Shuang, PhD oj Philological sciences, Professor, Shandong Women's University, Jinan, China

The main purpose of traditional Chinese family education is the observance of ethical rules of conduct. In ancient China, the family was nof only performed the function vf production and life, but also It's realized the important social task of preparing the child for life in society, carrying out family education through the example of highly moral behavior of parents and providing children with the opportunity to receive a quality education in private schools, in which the public type was a priority education. What kind of people need to be brought up and what personality trails need to be developed in a child is the subject of understanding of modern Chinese research in the field of education. The purpose of the article is to identify the significance of traditional elements of family education for the development of the individual, soviet у and country.

Keywords: Ancient China; traditional family education; pedagogical ideal; personality development. EDN: CAPVSE; DOI; 10, »4933/2305-8757.3023-14.34

Цитировать: Попкова Т.Д., Чэнь Шуан. Традиционное семейное воспитание в Древнем Китае // KANT: Social science & Humanities. 2023. - №2(14), - С, 152-158 EDN: CAPVSE. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.24

УДК 78 ВАК 5.10.1

© Попкова Т.Д., 202j © Чэнь Шуан, 2023

ПОПКОВА Татьяна Дмитриева а, доктор культурологии, доцент эфедры Педагогики, Пермский государственный национальный иссяедова I пельск ий университет, Пермь 0000-0003'02б/-21/'Х

ЧЭНЬ Шуан,

кандидат филологических иаук, профессор кафедры lit юстранных языков, Шаньду 1 icKuti женски й университет, Цзииань, Китай

ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Ключевой целью традиционного китайского семейного образования выступает соблюдение этических правил поведения. В Древнем Китае семья не только выполняла функцию производства и быта, по и реализовывала важную социальную задачу подготовки ребенка к жизни в обществе, осу-ществляя семейное воспитание посредством примера высоконравственного поведения родителей и предоставляя детям возможнжть получить качественное образование в частных школах, в которых приоритетным выступал общественный тип воспитаний!. Каких людей нужно воспитывать и какие черты личности нужно развивать у ребенка - является предметом осмысления современных китайских исследований в области образования. Целью статьи является выявление значения традиционных элементов семейного воспитания для развития личности, общества и страны.

Ключевые слова: Древний Китай; традиционное семейное воспитание; педагогический идеал; развитие личности.

Духовные основы китайской культуры заложены тысячелетними традициями, важнейшей из которых является конфуцианская этика - мудрость опыта - ориентированная на гуманитарный контекст, что предполагает взгляд на воспитание и обучение как развитие и совершенствование в человеке добродетелей. Образование является фундаментом прогресса нации, в "Записках об учении" указывается, что Г'В создании государства и правлении народом образование и обучение требуются прежде всего" [9]. Семейное воспитание, наряду с общественным и школьным воспитанием, призвано играть важную роль в качестве ведущего, смягчая противоречия, возникающие в этом процессе.

Китайский народ испокон веков придавал большое значение семейному воспитанию. Важнейшей концепцией считается на-

ставление "В доме, где копится добро, обязательно будет много счастья. В доме, где Копится недобро, обязательно будет много несчастья" ("Чжоу и", "Куньгуа, вэнь янь" -"Гексаграмма Кунь [Предание] изящных слов" [2, с. 67].

Основой образовательного процесса выступала конфуцианская этика, основной целью которой выступало "содействие людям в понимании своего личного статуса и правила, с которыми должны согласовываться их слова и поступки", а "семейные устои основываются на сознательной морал ьной самодисциплине". При этом необходимо было соблюдать принцип середин ности: "Если не считаться с детьми, могут быть проблемы; то же самое случится, если окружить их чрезмерной любовью". [ю, с. 55; 69; 88]. В Классическом каноне "Да Сюэ" среди "восьми основоположений" находится и указание на "выравнивание семьи" [3, с. 64]. Сегодня, как отмечают многие китайские педагоги, воспитание всемье испытывает большие трудности, оно приобрело хаотичный характер, потому что стали часто баловать детей в ущерб заботы о развитии личности.

Семейное воспитание по праву считается уникальным культурным феноменом китайской нации и имеет неоспоримую значимость для каждого члена семьи, для общества и для нации в целом. Эту мысль образно сформулировал известный китайский философ Мэн Цзы: "Основа Поднебесной коренится во владениях, основы владений коренятся в семьях, а основы семей - в нас самих" [и, с. 105]. Фундаментом управления миром, государством и семьей является воспитание и совершенствование в каждом человеке высоких качеств личности. В свою очередь, это инициирует сознательное саморазвитие с тем, чтобы каждый человек выбрал: свой собственный путь в жизни и придерживался определенных Норм и правил социального поведения. В Китае многие известные личности и семьи

бережно сохраняют и передают своим потомкам традиционные заповеди, поучения, правила и модели нравственного поведения.

Существуют общепринятые примеры эталонного воспитания, которые закрепились в сознании народа в виде метафор: "мать Мэн Цзы трижды переезжала, чтобы поселиться у хороших соседей" [12]; "мать Юэ Фэй сделала татуировку четырех китайских иероглифов на спине сына: "Служи верно стране", чтобы напомнить ему о своем долге" О^&ШМ -JiAg zhong bao guo ("Служи верно стране") (рис. i).

Рисунок 1 - Мать Юэ Фзй сделала татуировку на спине сына

Китайские мудрецы считали, что окружающая среда воспитывает детей без слов. В связи с этим, образцовое поведение членов семьи, прежде всего, родителей,служит источником для подражания. Согласно конфуцианским наставлениям, человек от природы наделен способностями очеловечивать себя посредством осмысления своей жизни, самосовершенствованием, правом судить самого себя, которые могут реализоваться при условии непрестанными многотрудных усилий, и тол ько тогда в человеке будет гармонично сочета ться природное и культивированное, знание и действие. В китайском традиционном мышлении существует культ разумности естественности, то есть, разумно то, что "подходит конкретному человеку в конкретных условиях, но нет гарантий, что то же подойдет и другим" [ю, с. 46].

Общепринятая позиция китайской нации проявляется в постулате "образование

должно быть доступно для всех людей, независимо от их социального класса и слоя". Конфуций подчеркивал: "Можноучить всех, не делая различий" [8, с. ¡04,] - эта мысль была им рождена на основе многолетнего Опытаучител ьства.Жизненный путь китайского философа был не простым, наполненным лишениями, подъемами и спадами, возвышением и шалой; он много путешествовал по стране, а вернувшись на родину, принял решение проповедовать и учить. В школе, которую он основал, под его опекой собралось 3000 учеников. До настоящего времени учение Конфуция является основополагающим в деле воспитания.

Значение семейного воспитания для развития личности. В "Книге перемен" говорится: "Семья, которая накапливает доброту, будет иметь остаточное благословение; семья, которая накапливает злобу, будет иметь остаточное бедствие" [1] (рис. 2).

Г лавной ценностью в семье считался ребенок, которого в меру баловали до 5-6 лет, а после достижения этого возраста исключались все послабления, так как ему предстояло обучение в школе. С раннего возраста ребенку внушали, что он является младшим в семье и поэтому должен сознательно и неукоснительно соблюдать иерархические отношения.

В Древнем Китае педагогический идеал воспитания в семье предполагал прежде всего, социально ориентированное развитие ребенка, при котором проявлялись такие качества, как начитанность, вежливость, умение вести себя в обществе, способность сохранять в своем внутреннем мире гармонию (рис. з).

Рисунок 2 - Воспитание в китайской семье

Без разумного семейного воспитания трудно стать порядочным человеком и сосредоточиться на своей работе, это может привести к разрушению семьи. Семья - это место, где человек получает воспитание на протяжении всей своей жизни, что во многом определяет качество его личной жизн и и способствует правильному выбору траектории будущего. Ценностными качествами, которыми необходимо овладеть ребенку, считаются: самостоятельность, трудолюбие, честность, смелость, бесконфликтность, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, вежливость, верность своей Родине.

Рисунок з - Образование в семье

Со времен династии Хань (период Весен и Осени (770-476 до н.э.) и период Воюющих государств (475-223 до н.э.) считаются наиболее процветающими в сфере идеологии и культуры), конфуцианство постоянно оказывало влияние на содержательную часть образования. Для китайской культуры письменное слово являлось своеобразным культом: дети должны были заучивать наизусть большое количество литературных произведений, в которых отражалась многовековая мудрость и духовная культура китайского народа. Большое значение в процессе обучения придавалось и музыкальным занята-

ям, так в книге "Луниой" есть на это указа-ние Конфуция: "Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой".

В древних китайских семьях мальчики с раннего возраста обучались в частных школах, а семейное воспитание основывалось на конфуцианской философии уважения к учителям и старшим. Соблюдение и строгое следование традициям ценились выше свободного развития личности. В китайском семейном воспитании особое вин мание уделялось моральному и интеллектуальному развитию, а также воспитанию у ребенка способности следовать определен!! ы м соци-альным правилам в общении с другими людьми.

В конфуцианском трактате "Чжун юн" ("Средина и постоянство" - - Чжоу-

гуань) говорится: "Благородный муж" ["Цзюнь цзы- - понятие религиоз-

но-философскогоучения Конфуция - УЬУ в. до н.э., обозначающее идеального совершенного человека и являющегося опорой порядка в государстве] уважает моральное самосознание и сосредоточен на накоплении знаний" [6, с. п]. Стать благородным мужем помогает сыновьям семья, делая акцент на воспитание "доброты": доброго сердца, поощряя осуществление добрых дел и, что немаловажно, умение творить добро посредством приобретенных знаний.

Конфуцианство особо подчеркивает значимость изучения классических произведений китайских мудрецов в процессе получения детьми образования. При этом функция учителя заключается не только в обучении и воспитании, но и в культивировании у учеников чувства нравственности. На протяжении всей жизни Конфуций стремился восстановить "обряды Чжоу" и поэтому включил в философию своего учения концепцию "обрядов". Таким образом, принцип иерархии стал впоследствии обязательным для соблюдения в традиционных семейных отношениях. В учении китайского философа подчеркиваются иерархические

различия между людьми, которые отражаются в универсальной патриарха;! ьной системе взаимоотношений такого типа (как во власти, так и в семье): "правитель - подданный", "отец - сын". Подобная зависимость определяет семейное воспитание как целенаправленны й процесс нравствен ного развития и совершенствования личности ребенка. Отношения в семье четко регламентированы и регулируются старшими членами: проявление уважения между родителями, отцами и сыновьями, братьями и сестрами. В конфуцианстве придается большее значение нравственному воспитанию, чем овладению научными знаниями и производственными навыками, так как считается, что человек может жить без образования, но не может жить без "добродетелей". Одной из важных добродетелей считается "сыновняя почтительность" - "Сяо" - безусловный нравственный императив. Его основное дидактическое содержание зафиксировано в поучительных историях конфуцианского текста XIII в. "24 образца охотного и умелого служения старшим", создание которого приписывают Го Цюйцзину Короткие поучительные истории о детстве знаменитых людей стали использовать в качест ве учебного дидактического материала в начальной школе £14].

Значение семейного воспитания для развития обществ а. Семейное воспитание и семейная этика играли незаменимую роль в сохранении социальной гармонии, системы ценностей, формировании мировоззрения и повышении коллективного самосознания. Основополагающими принципами семейного воспитания являлись воспитание детей с раннего возраста в любви и строгости (исключая навязчивость и насилие), создание благоприятной окружающей среды, личный положительный пример родителей, равная любовь к каждому ребенку. Традиционно в Китае были большие семьи, представляющие собой совместное проживание четырех или пяти поколений, это позволяло главе семьи обеспечить свою спокойную старость.

Старший мужчина семьи должен был заботиться о непрерывности своего рода, поэтому рождение сына гарантировало продолжение рода, преемственность поколений и соблюдение традиции почитания предков. В китайской традиционной культуре семья - это ячейка общества, социальные отношения строятся именно в семье, поэтому, если семья живёт в благополучии, гармонии, то общество тоже будет процветать, если в семье соблюдаются моральные принципы, то и общественная мораль будет на высоком уровне (рис. 4).

Рисунок 4 - Иерархия в китайской сегпье

Конфуцианская этика со временем превратилась в общественные обязательства, транслятором которых стало воспитание и обучение детей, основанное на тщательном изучении церемоний и правил [дз]. Строгие правила запрещали проявлять детям любые эмоции, смотреть в глаза старшим; этические нормы не допускали и проявление эгоистических (индивидуальных) проявлений, ориентируя поведение ребенка на общепринятую шкалу ценностей. С ранних лет в сознании детей заклады валась любовь к родителям, старшим людям, что служило фундаментом для формирования добродетели "Сяо", которое проецировалось впоследствии на каждого члена общества.

Семейная система в Китае основана на патриархальном полигамном браке. Патриархальная система подкреплялась идеей единства семьи и государства. Эта система заложена и в организации взаимоотношений в семье: глава семьи выступает безусловным авторитетом, а цель воспитания -заставить всех следовать строгой иерархии, чтобы увековечить судьбу семьи и клана. Каждый член семьи обязан беспрекословно соблюдать этот порядок. В такой модели воспитания не поощряется индивидуальность (игнорируются особенности личности, недопустим самостоятельный выбор пути развития), а в сознание детей с ранних лет-жизни закладываются понятия "чести" и "позора" в отношении семьи. Образование детей регулировалось установленными правилами из "книг мудрецов", которые подкреплялись феодальной системой императорских экзаменов. Подобный порядок предполагал абсолютное право отца, устанавливая рамки поведения для каждого образованного человека в соответствии с едиными традициями и устоями. Высшая почтительность к родителям состоит из трех позиций: социальное уважение, нельзя подвергать родителей социальному позору и материальная поддержка родителей. "Если ты можешь внести вклад в общество, благодаря которому общество будет почитать твоих родителей и твоих предков, тогда это будет проявление высшего почитания" [ю, с. 205].

Значение семейного воспитания для развития страны. Китайская концепция семейного воспитания развивалась на протяжении тысячелетий, совершенствуясь в соответствии с реальностью. Из поколения в поколение семья адаптировалась к текущему времени и социальным процессам, и одновременно сохраняла способность противостоять различным обстоятельствам.

Как первичный элемент воспитания, семья оказывала существенное влияние на развитие национального этноса. В "Книге установлений: Великое учение" "Да

сюэ") говорится: "Тот, кто управляет своей страной, должен сначала управлять своей семьей [у], этот принцип лежит в основе государстве ннШго управления Китая с древности до наших дней. Дух семьи - это микрокосм китайской нации. Когда члены семьи будут взаимодействовать друг с другом па основе взаимопонимания, любви и семья будет гармонично развиваться, только тогда страна будет крепкой, сильной и стабильной. В представлении китайского Народа, Поднебесная - это большая семья. Слова Конфуция выступают ориентиром для понимания значимости каждой семьи для государства: "Не допускай вражды в государстве, не допускай вражды в семье" [5, с. 254]. Социально-этическое содержание учения Конфуция легло в основу теоретического обоснования государственной и "небесной" власти в семейно-родственных концептов: "государство - одна семья", "государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". В данном контексте государство соотносилось с обществом, социальные отношения - с межличностными, а их основа отражалась в семейной структуре? "Сточки зрения конфуцианства отец считался "Небом" (тянь - в той же мере, в какой Небо - отцом. Потому "сыновняя почтительность" Сяо в специально посвященном ей каноническом трактате "Сяо цзин была возведена в ранг "корня благодати / добродетели (дэ - ff4}"" [4, с. 289].

Таким образом, конфуцианство, из учения о культе предков приобрело государственный масштаб, придав глубинный смысл социальному устройству и порядку и стало важнейшим ориентиром семейного воспитания Китая.

Выводы. Семейное воспитание в Китае традиционно основывается на конфуцианском учении, в котором нравственность является важным качеством личности. Из поколения в поколение в каждой семье транслируются не столь 11 равоучей ия, скол ь-ко образ поведения, который служит ориентиром для детей. Понимая под преданностью Родине способность сохранять мир

и достоинство б семье, в сознании ребенка гармонично формируется гражданственность и патриотизм, чувство справедливости и долженствования, потребность быть необходимым и полезным своему народу. Достижению развитых чувств сплоченности и коллективизма способствуют нравственные императивы: вежливость, терпимость, предупредительность, искренность, дипломатичность - то, без чего невозможно получить положения, уважения и почета в китайском обществе.

Литература;

1. Вэньян Чуань Куп Вэньян. - URL,: hitps:// s0.gushtwen.cn/guwer1/b00kv_46653FD803893 Kl i'9i 'AI■ Ид97-1 .aspx (дата обращения: 07. ¡2.2022)].

2. И ЦзивК Перевод и исследование / пер, и примеч. А.Е. Лукьянов. - М.: Маска; Чэнду: Сычуамь Шньминь чуёаныш, 2018. - 392 с.

3. КобзевА.И "Дасюэ"": "Великоеучение" свято-мудрых для школяров, ученых и владык, или Судьба конфуцианского канона в Китае, на Западе и я России. - М.: Пау ка, 2014. - 319 с.

4. Кобзе А.И. Конфуцианство / Духовная кул мурз Китая: энциклопедия: в 5 г1. / гл. ред. М.Л. Ти-таренко; Ин-т Дальнего Востока. -М.: Вост. лит., 2006. - Т. 1. Философия. - 727 с. - С. 280-283.

5. ПереломевЛ. Конфуций и конфушанспю с древ-иоста по настоящее время (V в. до н.э. -XXI в.)-- М.: Стилсервис Восточная литература, 2009. - 706 с.

6. Конфуцианский трактат "Чжун юн": Переводы и исследования / сост. А.Е. Лукьянов; отв. ред. МЛ. Титаренко. - М: Восточная литература, 2003. -247 с.

7. Книга установлений: Великое учение Да Сзда. -URL: ¡1 tips;//so.gushiwen.cn/guwen/bookv.46653 FD Щ38 93E4FCFF413B l9Ö0i5E2E.aspX (дата обращения 07.12-2022).

8. Конфуций. Уроки Мудрости: Сочинений. - М.: ЭКСМО; Харьков: Фолио, 2004 . - 958 с.

д. Ли Цзи", г лаю "Сюэ Цзи" / пер. А.И. Кобзева Ко6зевА.И. "Да сюэ": "Великоеучение" святомуд-рых для школяров, ученых и владык, или Судьба конфуцианского канона в Китае, на Западе и в России. М.: Наука, 2014. - 320 с. 10. Лоу Юйле. Духовные основы китайской культуры / пер. с кит. Топоровой Д.С., Титова К.С., Рыбалко H.H.; науч. ред. д. филос.н., проф. Кобзев А.И. ■■ М.: Шанс, 2023. - 392 с. 1]. Мэн-цзы / пер. с китайского указ. B.C. Колоколо-ва, предисл.ЛН. Меньшикова.; под ред. ЛИ. Меньшикова. - СПб.: Петербургское Востоковедение, ¡999- 272 с.

12 Оригинальный текст, перевод и оценка поэзии Мэн My Санышнь^Яи. - URL: https:// so .gus hi wen-с п/sh i wen v _ _ f (54 37 oba to f, äs px (дата обращения: 11 л 1.2022).

13, Три обряда / Обряды (Rites of Zhou). - URL: https://ru. ¿ahn-in fo-portal.de/ wiki/Rites._of_Zhoo (дата обращения: 01.12.2022)

14. Эршисы Сяо. Двадцать четыре образца охотного и умелого служения старшим / пер. с кит. А,Л. Мышинский, Чжу Юйфу//Уральское востоковедение. - 2015. - Вып. 6. - С. 233-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.