Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КИТАЕ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

734
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННОСТЬ / КОНФУЦИАНСТВО / НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуан Чэнь, Попкова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы семейного воспитания в современном Китае, которые в своей основе имеют ключевые идеи традиционного конфуцианства. Духовные основы китайской культуры отражают гуманитарный контекст существующей системы воспитания. Конфуцианство, из учения о культе предков приобрело государственный масштаб, придав глубинный смысл социальному устройству и порядку и стало важнейшим ориентиром семейного воспитания в Китае. Цель статьи - анализ существующих проблем института семьи китайского общества и путей преемственности традиционных и современных подходов в семейном воспитании. Важными направлениями модернизационных процессов, инициируемых государством, является повышение социальной и гражданской ответственности родителей за воспитание детей. Авторы статьи анализируют содержание традиционных компонентов воспитания, выполняющих роль нравственных императивов: поддержание семейной иерархии, воспитание детей с учетом гендерных различий, приоритет примера родителей, строгость и доброта, соответствие воспитания индивидуальным особенностям ребенка. Достижению развитых чувств сплоченности и коллективизма способствуют и другие нравственные императивы: вежливость, терпимость, предупредительность, искренность, дипломатичность - то, без чего невозможно получить положения, уважения и почета в китайском обществе. Понимая под преданностью Родине способность сохранять мир и достоинство в семье, главным предназначением института семьи определяется важность формирования у детей гражданственности и патриотизма, чувства справедливости и долженствования, потребности быть необходимым и полезным своему народу. Обращение авторов статьи к классическим конфуцианским работам позволяет показать преемственность традиций в семейном воспитании, которые сохраняются практически в неизменном виде в современном китайском обществе, являясь связующим звеном между прошлым и настоящим. Основные выводы статьи подчеркивают значимость семейного воспитания, которое имеет прогностическое значение для процветания страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODERN APPROACH TO PARENTING IN CHINA

The article examines the issues of family education in modern China, which are based on the key ideas of traditional Confucianism. The spiritual foundations of Chinese culture reflect the humanitarian context of the existing education system. Confucianism, from the doctrine of the cult of ancestors, acquired a state scale, giving a deep meaning to the social structure and order and became the most important landmark of family education in China. The purpose of the article is to analyze the existing problems of the family institution of Chinese society and the ways of continuity of traditional and modern approaches in family education. An important direction of modernization processes initiated by the state is to increase the social and civic responsibility of parents for the upbringing of children. The authors of the article analyze the content of traditional components of education that play the role of moral imperatives: maintaining the family hierarchy, raising children taking into account gender differences, the priority of the example of parents, rigor and kindness, the correspondence of education to the individual characteristics of the child. Other moral imperatives contribute to the achievement of developed feelings of cohesion and collectivism: politeness, tolerance, courtesy, sincerity, diplomacy - something without which it is impossible to gain position, respect and honor in Chinese society. Understanding by devotion to the Motherland the ability to preserve peace and dignity in the family, the main purpose of the institution of the family is the importance of the formation of citizenship and patriotism in children, a sense of justice and duty, the need to be necessary and useful to their people. The authors' reference to classical Confucian works allows us to show the continuity of traditions in family education, which are preserved almost unchanged in modern Chinese society, being a link between the past and the present. The main conclusions of the article emphasize the importance of family education, which has a prognostic value for the prosperity of the country.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КИТАЕ»

ПЕДАГОГИКА

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 7-18. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 7-18.

Научная статья УДК 78

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -14-7-18

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КИТАЕ Чэнь Шуан1, Татьяна Дмитриевна Попкова2

1 Шаньдунский женский университет, Цзинань, Китай, [email protected] Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы семейного воспитания в современном Китае, которые в своей основе имеют ключевые идеи традиционного конфуцианства. Духовные основы китайской культуры отражают гуманитарный контекст существующей системы воспитания. Конфуцианство, из учения о культе предков приобрело государственный масштаб, придав глубинный смысл социальному устройству и порядку и стало важнейшим ориентиром семейного воспитания в Китае. Цель статьи - анализ существующих проблем института семьи китайского общества и путей преемственности традиционных и современных подходов в семейном воспитании. Важными направлениями модернизационных процессов, инициируемых государством, является повышение социальной и гражданской ответственности родителей за воспитание детей. Авторы статьи анализируют содержание традиционных компонентов воспитания, выполняющих роль нравственных императивов: поддержание семейной иерархии, воспитание детей с учетом гендерных различий, приоритет примера родителей, строгость и доброта, соответствие воспитания индивидуальным особенностям ребенка. Достижению развитых чувств сплоченности и коллективизма способствуют и другие нравственные императивы: вежливость, терпимость, предупредительность, искренность, дипломатичность - то, без чего невозможно получить положения, уважения и почета в китайском обществе. Понимая под преданностью Родине способность сохранять мир и достоинство в семье, главным предназначением института семьи определяется важность формирования у детей гражданственности и патриотизма, чувства справедливости и долженствования, потребности быть необходимым и полезным своему народу. Обращение авторов статьи к классическим конфуцианским работам позволяет показать преемственность традиций в семейном воспитании, которые сохраняются практически в неизменном виде в современном китайском обществе, являясь связующим звеном между прошлым и настоящим. Основные выводы статьи подчеркивают значимость семейного воспитания, которое имеет прогностическое значение для процветания страны.

Ключевые слова: Китай, семейное воспитание, традиции, современность, конфуцианство, нравственные императивы, гражданственность, социальная ответственность.

Для цитирования: Чэнь Шуан, Попкова Т.Д. Современный подход в воспитании детей в Китае // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 7-18. https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-14-7-18

© Чэнь Шуан, Попкова Т.Д., 2023

Original article

A MODERN APPROACH TO PARENTING IN CHINA

1 2 Chen Shuang , Tatiana D. Popkova

1 Shandong Women's University, Jinan, China, [email protected]

2

Perm State National Research University, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines the issues of family education in modern China, which are based on the key ideas of traditional Confucianism. The spiritual foundations of Chinese culture reflect the humanitarian context of the existing education system. Confucianism, from the doctrine of the cult of ancestors, acquired a state scale, giving a deep meaning to the social structure and order and became the most important landmark of family education in China. The purpose of the article is to analyze the existing problems of the family institution of Chinese society and the ways of continuity of traditional and modern approaches in family education. An important direction of modernization processes initiated by the state is to increase the social and civic responsibility of parents for the upbringing of children. The authors of the article analyze the content of traditional components of education that play the role of moral imperatives: maintaining the family hierarchy, raising children taking into account gender differences, the priority of the example of parents, rigor and kindness, the correspondence of education to the individual characteristics of the child. Other moral imperatives contribute to the achievement of developed feelings of cohesion and collectivism: politeness, tolerance, courtesy, sincerity, diplomacy - something without which it is impossible to gain position, respect and honor in Chinese society. Understanding by devotion to the Motherland the ability to preserve peace and dignity in the family, the main purpose of the institution of the family is the importance of the formation of citizenship and patriotism in children, a sense of justice and duty, the need to be necessary and useful to their people. The authors' reference to classical Confucian works allows us to show the continuity of traditions in family education, which are preserved almost unchanged in modern Chinese society, being a link between the past and the present. The main conclusions of the article emphasize the importance of family education, which has a prognostic value for the prosperity of the country.

Keywords: China, family education, traditions, modernity, Confucianism, moral imperatives, citizenship, social responsibility.

For citation: Chen Shuang, Popkova T.D. A modern approach to parenting in China. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:7-18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-7-18

Введение

Семейное воспитание детей в современном Китае основано на двухтысячелетней концепции воспитания. Впервые термин «семейное воспитание» был использован в «Исторических записях» (в главе «Жизнеописание конфуцианцев») [Ши Цзи эл. р.; см. также Конфуций эл. р.; Мэн-цзы эл. р.; Трофимова и другие 2016; Люй Цзяинь эл. р.; Ши Сяо Гуй эл. р.; Изучение... эл. р.]. Это понятие может интерпретироваться в двух вариантах: как совершенствование и воспитание человека, так и «обучение студентов дома». В Древнем Китае словосочетание «Тинь Сюнь» являлось синонимом семейного воспитания. Начиная с эпохи Конфуция в Китае ценили и ценят образование, основой которого выступает нравственное воспитание, ориентированное на существующие условия реальной жизни, то есть практику повседневности. Поэтому существующая теория воспитания не ограничивается только философскими концепциями: «Если мы

сумеем вникнуть в разумность учения Конфуция и его стремление к установлению хороших людских отношений, то такой «Конфуций» будет иметь важное значение и для сегодняшнего дня. <...> В наши дни в Китае идет построение „гармоничного общества". Все это делается не без связи с учением Конфуция о „ли" - ритуале, который философ превратил в общую характеристику правильного социума, а также устройства человека, а также принципов его поведения и отношения к другим и самому себе» [Дао 2013: 18].

До настоящего времени в семейном воспитании соблюдаются основные конфуцианские принципы: воспитание ребенка - обязанность родителей; домашнее воспитание ценно не только для семьи, но и для развития общества и страны; достойное поведение обществе, овладение качествами «жэнь» (гуманность, честность, справедливость, верность, искренность); трудолюбие; личный пример родителей; сыновья почтительность «сяо».

Вопросы семейного воспитания в Китае непосредственно связаны с целевыми нравственными установками. XXI век внес свои коррективы в этот процесс в результате изменений, происходящих в демографической, социальной, экономической сферах. Тем не менее, с точки зрения образовательных целей, содержания и методов, традиционное семейное воспитание продолжает оказывать большое положительное влияние на состояние современных подходов к воспитанию в Китае, при этом существуют и некоторые проблемы, которые мы рассмотрим в этой статье.

Основная часть

Стремительное развитие общества за последнее столетие, привело к культурному и идеологическому взаимодействию всех стран мира, что оказало непосредственное влияние на мышление людей, провоцируя столкновение национальных и чужеродных для китайского народа концепций. С одной стороны, проникновение европейской идеологии и мировоззренческих ценностей в повседневную жизнь оказывает влияние на повседневную жизнь китайцев, с другой стороны - ряд социальных ограничений, существующих во внутренней политике страны, оказывает существенное давление на жизнь семьи. Структура китайской семьи, вслед за социальными изменениями в обществе, также претерпела значительные трансформации в результате реализации политики «Планового деторождения», что привело к нарушению тысячелетней традиции многодетной семьи и появлению тенденции иметь в семье одного ребенка - мальчика. В современном Китае в условиях модернизации изменяются и формы организации личной жизни семьи (проблемы семейных отношений стали относить к сфере частной жизни): изменились критерии выбора спутника жизни, появилось понятие о равноправии супругов в семье (включая равноправие на владение имуществом) и др.

Моногамия, эмансипация женщин и введение обязательного образования стали переломными моментами в переходе от традиционного (конфуцианского) к современному семейному воспитанию в Китае: во-первых, моногамия нарушила господство традиционного "патриархата" в семье - женщины стали работать и получать заработную плату, что дало матерям право голоса в семейных делах; во-вторых, после образования КНР в 1949 г. было введено обязательное образование, которое обеспечило его доступность для всех членов семьи, независимо от их социального статуса, - это обеспечило возможность девочкам получать образование наравне с мальчиками.

Кардинальное изменение претерпело и содержание семейного образования: на смену древним классическим трудам «Четыре книги и пять классиков» [Пять классических произведений эл. р.], пришли идеологические брошюры, ориентированные на воспитание детей в духе "революционности" и "классовости". В 1957 г. центральное правительство КНР заявило, что целью образования является подготовка рабочих кадров в соответствии с социалистическим развитием. Это было связано с тем, что Китай переживал период низкой производительности труда, поэтому главное внимание в семейном воспитании следовало уделять трудовому воспитанию, выработки у детей привычки работать по собственной инициативе.

В ХХ в. традиционно большие китайские семьи в связи с политикой планирования семьи, принятой в 1982 г. стали состоять всего из трех или четырех человек. Политика рождения одного ребенка, является одним из наиболее значимых факторов, влияющих сегодня на семейное воспитание. Последствия такой установки негативно повлияли на социальную атмосферу и общественную гармонию, порождая социальный дискомфорт. Поскольку семье разрешалось иметь только одного ребенка, то создалась уникальная ситуация, когда воспитателями выступали шесть взрослых (мама и папа, родители обоих супругов - бабушки и дедушки). Такое положение легко перерастало в гиперопеку, что приводило к избалованности ребенка. Сегодня многие молодые люди (девушки и юноши) не стремятся создавать семьи, а тем более иметь ребенка. Они не хотят брать на себя ответственность за будущее детей в плане обеспечения их материального и социального благополучия. Выработанный эгоизм единственного ребенка в семье - распространенный комплекс нынешнего поколения китайцев. Осознав бесперспективность этого ограничения, государственные органы изменили свое отношение к данной проблеме и приступили в начале XXI в. к реализации восстановительных мероприятий, выравнивающих демографический дисбаланс. Тем не менее, урон, нанесенный менталитету народа, негативно сказывается на ситуации воспроизводства населения.

В современном Китае воспитание в семье занимает главенствующее место в общей системе образования. 23 октября 2021 г. был опубликован «Закон о содействии семейному воспитанию» (ШШШ^ ), который принят на 31-й сессии Постоянного комитета

Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва [Портал законов Китая эл. р.]. Исходя из этого, китайский народ призвали настоятельно обратиться к опыту предков и взять из него лучшее, при этом устранить худшее (разрушающее семейные традиции). Внимание государственных органов к этой важнейшей социальной задаче отразилось, в частности и в том, что в 2023 г. на педагогическом факультете Пекинского женского университета была введена специальность «Семейное воспитание».

Внимание государственных органов по пути реализации «Политики реформ и открытости», осуществляемой Китаем с 1978 г., было сосредоточено на экономическом развитии страны, что сделало функцию образования в большей степени утилитарной. Главной задачей родителей стала опека детей, удовлетворение их желаний и потребностей и, в то же время, восприятие ребенка как своей частной собственности, связывая успех или неуспех детей с честью, достоинством или позором семьи. Ребенок оказался в полной зависимости от родителей, не учитывалось его мнение при принятии решения о посещении им различных дополнительных (развивающих) занятий, в перечень которых обязательно включался иностранный язык. Поскольку большинство родителей детей этого поколения не имели полноценного образования, они хотели, чтобы дети осуществили их нереализованные желания и компенсировали

неудовлетворенность жизнью. Семейное воспитание в этот период в основном сводилось к тотальному контролю учебы ребенка и обязательному посещению им внеклассных занятий. В таком ритме жизни родителям не хватало времени для общения с детьми, они не привлекали их к домашней работе, ограждали от повседневных забот. В поведении родителей выработался викарный менталитет, при котором образование и материальные блага, которых они недополучили в своем детстве, должны были получить их дети. Такая модель родительского ожидания сохраняется и до настоящего времени. Некоторые родители, не обладая знаниями о воспитании, физически наказывали своих детей, нередко применяли и психическое насилие, если те не оправдывали их надежд. Сегодня многие люди в шутку говорят: «В наше время именно дети больше всего устают от жизни». Таким образом, современная китайская система семейного воспитания характеризуется следующими чертами: «чрезмерное потакание», «навязанное воспитание», «ожидание того, что дети станут драконами» (у китайцев есть

пословица: « Ш ^ ^ Ж » - дословно: «Родители желают сыну быть драконом», то есть

пожелание, чтобы сын достиг больших успехов в будущем).

Содержание семейного воспитания в современном Китае. В системе семейного воспитания современного Китая до настоящего времени сохраняется большое количество традиционных элементов, при этом внедряются и новые, которые пропагандируют современные ученые.

Этическое и моральное воспитание. В теории традиционного китайского образовании,

представленной в книге «Три устоя и пять постоянств» описаны основополагающие

элементы воспитания, самыми важными из которых являются формирование таких качеств личности ребенка как добросовестность и честность. Последователи конфуцианского учения считают, что воспитание добродетелей в людях, живущих в обществе, возможно посредством просвещения. По их мнению, просвещение формирует правильные общественные нравы и обычаи, с его помощью можно достичь цели, упомянутой в «Книге ритуалов», -«перевоспитания народа и усовершенствования нравов» [Три устоя эл. р.]. В конфуцианской культуре постулат «стать "благородным мужем"» - выступает главной целью образования, а семейное воспитание служит дополнением к этому требованию. Конфуций сказал: «Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота - быть уважительными к старшим, в делах - осторожными, в словах - правдивыми, безгранично любить людей и особенно сближаться с теми, кто обладает человеколюбием. Если у них после осуществления всего этого еще останутся силы, то потратить их надо на изучение вэнь-культуры» («Лунь юй», глава 1 «Сюэ эр») [см.: Переломов 2009: 135.]

В Древнем Китае, когда экономика была слабо развита, все производство и жизнь были сосредоточены на определенной территории, люди, проживающие в одном районе, знали все друг о друге. Такой способ тесного социального взаимодействия требовал, чтобы в семейном воспитании постулировались такие черты характера, как честность, надежность и спокойный нрав. Социальные ориентиры определяли общественное сознание, а в условиях отсталой экономической производительности и производственных отношений культивирование доброжелательности, праведности, сыновней почтительности, скромности и бережливости, соответствовали аналогичным критериям управления страной правящим классом. Эти качества личности необходимо было заложить в семье.

Для мальчиков заканчивалось детство в семь лет и их отдавали в школу учиться. В богатых семьях учителя приглашали для занятия с ребенком домой, при этом близкие и родственные семьи могли объединяться и «таким образом домашняя школа, в которой дети, оставаясь дома, изучают с большим успехом все, что требуется знать» [Корсаков 1904: 108]. Дальнейшая жизнь молодых людей зависела от их способности успешно пройти экзамены на начальную ученую степень «сюцая» (соответствует современному бакалавру), а, затем и на более высокую степень «цзюйжень» («возвышенный человек»).

В Древнем Китае императорская система экзаменов была для низших классов единственным способом подняться по карьерной лестнице, поэтому все ученики стремились следовать этому пути. Исходя из таких ориентиров, целью традиционного китайского семейного воспитания служило воспитание доброжелательного и праведного «благородного человека» - «цзюньцзы» (в определенном смысле это слово аналогично европейскому понятию «джентльмен»), а также достижение цели «усовершенствования себя, управлять семьей, управлять страной и умиротворение мира». В «Семейном поучении» Ян Вэйшэн (династия Мин) писал: «Первое, о чем я думаю, находясь на свете, нужно быть человеком, а все остальное не имеет значения» [Ши Сяо Гуй 1988]. Чжэн Се (династия Цин) в своем письме к семье также отмечал: «Учиться, пройти через конкурс, стать чиновником - это мелочи, но быть хорошим человеком - это первое дело» [Чжэн Баньцяо 2012].

Женщины в Древнем Китае имели низкое социальное положение, жены и дочери подчинялись мужскому авторитету в условиях патриархальной системы, и воспитание девочек, как правило, отражало традиции семейной этики. Дочери, в отличие от сыновей, оставались дома, и перенимали опыт ведения домашнего хозяйства у старшего поколения. Древние канонические произведения «Женские правила» и «Двадцать четыре женские Сяо (почитание родителей)» были предназначены для женщин, в которых основной целью являлось подавление их независимой воли и превращение в покорную и подчиненную мужчине супругу, то есть жене должно было соответствовать традиционному воспитанию. Только со второй половины ХХ в., по мере развития общества, подобная дискредитация женщин постепенно стала исключаться из обязательного элемента семейного воспитания. Это было обусловлено тем, что девочки получили право получать образование, а женщины участвовать в общественном производстве.

Со временем семейные традиции, доставшиеся в наследство от феодальной китайской культуры, такие как «три правила» и «пять правил», нивелировались, но элементы нравственного воспитания в семейном воспитании остались неизменными.

Воспитание, поддерживающее семейную иерархию и авторитет. С древних времен в китайских семьях уделяли особое внимание заботе о пожилых людях, поэтому постулат о долге детей оказывать уважение пожилым людям, выполнять их требования, а также внимательно к ним относиться и поддерживать их в повседневной жизни являются обязательными элементами семейного воспитания. Эталон поведения демонстрируется в этикете: младшие члены семьи ждут, когда старшие первые сядут за стол и начнут есть; проявление уважительного отношения к мнению старших (даже если оно не совпадает с точкой зрения младших, надо сохранять сдержанность и не показывать свое несогласие); оказание помощи при передвижении, подъеме или спуске по лестнице, при переходе улицы; регулярное умывание, мытье ног, головы старшим членам семьи (как правило, бабушек, дедушек); приготовление постельных принадлежностей

перед сном и др. Несмотря на изменения, наблюдаемые в социальной жизни XXI в. - ускорение темпа жизни, нарушение родственных связей, усложнение экономической составляющей семьи, в повседневном семейном воспитании по-прежнему присутствуют основы традиционных ценностей, детей учат относится с большим пиететом к старшим членам семьи, учителям и преподавателям, пожилым людям.

Воспитанность взрослых детей определяется в их добросердечии по отношению к родительским семьям. Так девушка, вступившая в брак, должна будет ухаживать за престарелыми родителями своего мужа, в свою очередь, старший сын с невесткой, а затем и их дети (как правило) берут на себя обязанность присматривать за своими родителями. В случае отсутствия в семье сыновей, этот долг становится безусловным для мужей дочерей (зять становится «сыном» для престарелых родителей жены).

В свою очередь, дети тоже должны получать от родственников подтверждение любви и заботы в свой адрес. Как правило, это проявляется в дни национальных праздников, когда дети ждут от родных в качестве подарка так называемые «красные конверты» с деньгами. Эта традиция - самая устойчивая в китайских семьях и ее апофеозом выступает свадебная церемония - гости приносят молодым такие конверты в качестве подарка.

В современном обществе наблюдается усиление тенденции проявления уважения к личности ребенка и поощрению его свободного развития, при этом церемониальный контекст взаимоотношений в семье продолжает сохраняться, и это важно с той точки зрения, что ценность семьи и поддержание ее авторитета, необходимы не только для того, чтобы дети могли идентифицировать себя со своей семьей, но и для того, чтобы помочь им успешнее адаптироваться к изменениям в окружающей среде в период их обучения в школе, университете, а также в самостоятельной жизни.

Семейное воспитание с учетом гендерных различий. В Древнем Китае феодальная иерархия делила людей на «служилых людей, земледельцев, ремесленников, купцов», мобильность между классами была мала, а профессия или ремесло в основном передавалось от отца к сыну. Традиционные китайские земледельческие общества нуждались в работниках с развитой физической силой, поэтому воспитывали мальчиков и девочек по-разному, учитывая гендерные различия, чтобы соответствовать экономическим задачам земледельческих обществ.

В традиционном китайском обществе придавалось большое значение получению образования именно мальчиками. Состоятельные семьи отправляли своих сыновей частные школы для обучения. Развивая свои таланты и интеллект сыновья оказывали честь своим предкам, сохраняя высокий социальный статус родовой семьи. Ремесленники, тоже должны были передавать свое мастерство наследникам. Эта модель профессиональной преемственности продолжает существовать и сегодня. Китайцы придают большое значение сохранению семейного ремесленного мастерства, а благодаря домашнему обучению взращиваются уникальные мастера-профессионалы, владеющие секретами изготовления различных изделий с применением на практике современных технологий и естественнонаучных знаний. Такой подход семейной передачи профессиональных знаний, навыков и умений имеет преимущества перед другими способами обучения, являясь более гибкой как по времени, так и по месту проведения занятий. Это позволяет сохранять традиционные виды ремесел и народных промыслов и является важным компонентом китайского семейного воспитания.

В свою очередь, традиционное воспитание девочек было относительно однообразно, оно сосредоточивалось на формировании в их сознании правильного образа жены в семье будущего мужа. В основном девочек учили правилам работы по дому и ведению внутренних дел семьи, то есть важно было научить девочек овладеть умениями хорошей домохозяйки, научиться проявлять заботу о муже и знать как воспитывать детей.

В современном Китае эта традиция постепенно заменяется идеей «равенства мужчин и женщин», но следует признать, что в китайском обществе (и в семье) все еще существует негласное разделение гендерных ролей. Сегодня в Китае мужчин учат быть храбрыми, ответственными, не проявлять своих слабостей и негативных эмоций, а женщин - быть мягкими, нежными и послушными, принимать посильное участие в домашних делах. Конечно, последние научные теории воспитания подчеркивают важность ослабления гендерных различий в семейном воспитании, однако иногда это приводит к противоположным результатам: мальчики могут быть нежными и плаксивыми, у них все чаще стали проявляться черты инфантилизма; а девочки могут развивать в себе мужские черты характера, стремиться к независимости и самостоятельности.

Основные методы семейного воспитания в Китае. Традиционное китайское семейное воспитание всегда придерживалось строгого подхода и не поддерживало идею баловать детей. В поговорке «Любящая мать портит своих детей» указывается на то, что слишком много баловства в воспитании ребенка, в конечном итоге приведет к формированию у него эгоистичного характера. Даже в древние времена императорская семья была известна тем, что придерживалась правилам строгого воспитания своих детей без потакания их капризам. Император Канси 1662-1722) считал, что детей нужно учить «строго с раннего

возраста» [Кан Си 2010]. Поэтому в императорских семьях сохранялась высокая степень требовательности по отношению к детям, исходя из того, что чрезмерная снисходительность может способствовать выработке капризного характера и высокомерного поведения, когда они станут взрослыми. Методы воспитания детей были разработаны путем накопления уникального многовекового опыта, их можно назвать аутентичным выражением наследия традиционной китайской культуры. В книге Ли Юйссю «Правила для учеников и детей» («Ди Цзы Гуй», 16661722 гг.) говорится о нормах высказываний и действий, которым следует придерживаться детям в повседневной жизни с тем, чтобы выработать хорошие привычки: «Наставления малышам -это поучения мудрецов. <...> Если что-то нравится родителям, постарайся изо всех сил исполнить. Если что-то родители не любят, старайся не делать этого никогда. Если поранишь своё тело, это доставит огорчение родителям. Если повредишь силу своего духа - принесёшь родителям стыд. Когда родители любят тебя, разве трудно их чтить за это? А когда родители не добры к тебе, тогда почтение требует мудрости. Если родители совершают ошибки, увещевай их исправиться. Но пусть лицо твоё остаётся приятным, а голос - мягким». [Наставления малышам эл. р.]. Изучая эти правила, ребенок вырабатывает личный опыт и совершенствует личность. Высоконравственные методы и эталонные традиции семейного воспитания сохраняются и сегодня, и в сочетании с современными педагогическими методами они играют ключевую роль в семейном воспитании китайских детей.

Перечислим методы воспитания детей, которые отражают преемственность традиционной и современной семейной педагогики.

Учить ребенка на своем примере. Современная психология признает, что наиболее важной характеристикой детей в возрасте от 6 до 12 лет является подражание, которое является естественным элементом процесса развития ребенка и одним из способов его адаптации к окружающей среде. Социальное подражание включает в себя «копирование» поведения родителей, других взрослых людей, а также обучение путем повторения действий, поступков, ритуалов. Именно поэтому одним из важных компонентов семейного воспитания является пример поведения родителей, то есть они должны выступать в качестве ролевых моделей социального взаимодействия.

Родители имеют большой арсенал влияния на своих детей: правильные слова и поведение (которое представляет собой синтез модели эталонного поведения и соответствие слов действиям). Такой метод воспитания более действенен, чем менторство. С другой стороны, воспитание детей на собственном примере также обязывает родителей контролировать свои собственные слова и поступки: «Если человек праведен, люди будут слушаться его без приказа; если человек не праведен, никто не будет слушаться, даже если он отдаст приказ» [Анаклеты Конфуция 1980]. Для того чтобы дети получили достойное воспитание, традиционная китайская культура требует и высокой степени самоанализа. Изречение Конфуция «Я должен думать о себе три раза в день» означает, что человек должен развивать привычку к рефлексии. Родители должны быть внимательны к тому, что и как они говорят и делают, контролировать собственные поступки, выявлять проблемы в процессе воспитания ребенка и вовремя их решать.

Строгость и доброта в семейном воспитании. Концепция «строгого» и «доброго» воспитания является результатом сочетания комплекса противоположных воспитательных подходов. Она требует одновременно любви и строгости, критики и поощрения, показывать правильные и недопустимые образцы поведения, учить ребенка различать добро и зло. Термины «семейная доброта ШШ» (мать) и «семейная строгость Ш^» (отец) являются древнекитайскими терминами для обозначения ролевых доминант родителей в семейном воспитании. Соблюдение принципа «доброты и строгости» - является традиционным в воспитании детей в китайских семьях, он коренится в поговорке: «Чтобы быть отцом, нужно остановиться на добре». Если родители балуют своих детей, то они нарушают установку «быть благородным родителем»; если родители используют в воспитании только строгие дисциплинарные методы, они уничтожают взаимную любовь родителей и детей. С другой стороны, быть «строгим», это не означает однонаправленный процесс в отношении детей, необходимо и к себе предъявлять подобные требования, то есть быть строгим к самому себе и ставить себя в пример ребенку.

Обучение детей в соответствии с их индивидуальными способностями. У каждого ребенка свой темперамент, характер, свои интересы и потребности, поэтому родители должны воспитывать своих детей по-разному. Концепция «обучения в соответствии с индивидуальными способностями» восходит своими корнями к учению Конфуция. В своей педагогической деятельности Конфуций ориентировался в обучении на особенности учеников, уровень их понимания, стараясь в полной мере использовать их сильные стороны личности, помогая им исправлять свои слабости с тем, чтобы реализовать в полной мере потенциальные способности. Однако современная система образования представляет собой модель коллективного однотипного обучения 40-50 учащихся, находящихся в одном в классе, что делает невозможным осуществлять индивидуальный поход. Таким образом,

обязанность выявлять и развивать преимущественные стороны личности ребенка ложится на плечи родителей. Родители выступают в роли первых учителей своих детей и лучше знают их особенности, поэтому они имеют больше возможностей помочь ребенку развиваться в том направлении, которое представляет для него интерес, где он проявляет свои способности и талант. Именно поэтому родители играют ключевую роль в воспитании.

Заключение

Детство - период формирования личности ребенка, его ценностных установок и взглядов на жизнь - является фундаментом воспитания человека как социальной единицы. Поскольку от качества воспитания и образования детей зависит будущее страны и народа, внимание к детскому периоду развития должно быть реализовано с ранних лет жизни. Таким потенциалом обладает семья, поэтому в Китае на семейное воспитание возлагается надежда всего общества. Будучи базой для формирования основ личности на всех возрастных этапах, воспитание детей в семье не должно быть чрезмерно утилитарным, поскольку это не соответствует сути образования и не является перспективным. «Хорошее» образование (если вкладывать в это понятие и воспитание, и обучение) - это образование, основанное на развитии не только тела, но и разума ребенка, независимого и позитивно настроенного, направленное на всестороннюю реализацию личностного развития. Сегодня в китайском семейном воспитании уделяется большое внимание развитию у детей умения принимать во внимание особенности отношений между людьми, адекватно реагировать на проявление чувств окружающих: «Видеть себя со стороны» и «Ставить себя на место других» - все эти прекрасные элементы семейного воспитания объединяют традиционные теории воспитания с современными идеалами.

Стремительное развитие современного китайского общества, появление мобильного интернета и социальных сетей, создало новые вызовы и требования к качеству семейного воспитания. Чтобы не потерять тысячелетние традиции и в тоже время, соответствовать новым тенденциям, требуется постоянно реформировать и совершенствовать систему семейного воспитания.

Современная концепция семейного воспитания является синтезом теории и практики различных областей знания: педагогики, биологии, социологии, западной детской психологии в опоре на традиционную китайскую концепцию воспитания. Идея этой концепции основывается на ценности семьи, - самого фундаментального элемента китайского общества. Безусловно, существуют актуальные проблемы современных семей, воспитывающих детей, но тот факт, что традиционная китайская философия семейного воспитания сохраняется и транслируется в наши дни, объясняется тем, что она смогла выдержать испытание практикой и доказала, что является правильной и превосходной идеологической концепцией.

Список литературы

1. Дао - философия жизни китайцев. Книжная серия «Поразительная китайская культура». Редакция русскоязычного журнала «Китай». 2013. 180 с.

2. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. -XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. 706 с.

3. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во "Фолио", 2004. 958 с.

4. Корсаков В.В. В старом Пекине. Очерки из жизни в Китае. СПб.: Типография СПб. Т-а печати. и издат. дела «Труд», 1904. 360 с.

5. Мэн-цзы / пер. с китайского указ. В.С. Колоколова, предисл. Л.Н. Меньшикова.; под. ред. Л.Н. Меньшикова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. 272 с.

6. Наставления малышам. Ди цзы гуй / пер. Б. Виногродского [Электронный ресурс]. URL: http://bronislav.ru/stat/142 (дата обращения: 12.05.2023).

7. «Пять классических произведений» [Электронный

ресурс]. URL: https://wikinlu.ru/wiki/Four_Books_and_Five_Classics [дата обращения: 02.12.2022].

8. Портал законов Китая - CJO [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com /law/x/family-education-promotion-law-of-china-20211023 (дата обращения: 30.05.2023).

9. Три устоя и пяти постоянств. Большая китайская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/tri-ustoya-i-pyat-postoyanstv-sokr-ustoi-i-postoyanstva-/?ysclid=lbggt3am3i112447382 [дата обращения: 07.12.2022].

10. Трофимова С.М., Чанцзюань Цзя. Китайский дракон Лун (~Ж) как символ китайской

традиционной культуры // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1389-1392.

11. Ши Цзи [Электронный ресурс]. URL: https://ctext.org/shiji (дата обращения: 30.04.2023).

12. Четыре книги и пять классических произведений (Four Books and Five Classics) [Электронный ресурс]. URL: https://wikinlu.ru/wiki/Four_Books_and_Five_Classics (дата обращения: 02.12.2022).

13. (gushiwen.cn) https://so.gushiwen.cn/guwen/ bookv_46653FD803893E4FCFF413B190015E2E.aspx (дата обращения: 07.12.2022).

14. ФФ^М, 2017: 11. [Люй Цзяинь. Политические мысли Конфуция].

15. [M]. ±М: 1988. 417 с. [Ши Сяо гуй Избранные семейные учения на протяжении веков / ред. Ван Сяо, ред. Шанхай: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета].

16. ФНМ^К^: --ШШШМШМ [Изучение источников по истории

Китая: учебное пособие для студентов вузов. (21 21 Century history textbook series)]. 417 с.

17. Г: 2012. [Чжэн Баньцяо. Семейные письма Баньцяо / пер. Линь Юйтань. [М]. Хэфэй: Аньхойское научно-техническое издательство].

18. ттт.ШЫ, МЛШ^.ШШн [M]. Ш'1: 2010. [Кан Си. Афоризмы двора / пер. Чэнь Шэнси и Цзя Найцянь. [М]. Чжэнчжоу: Издательство "Чжунчжоу гуцзи"].

19. ШЙ ft . i i # ft [M]. ^ ж : Ф Ф ^ М , 1980. [Аналекты Конфуция / Перевод и аннотация Ян Боцзюня. [М]. Пекин: Китайское книжное бюро].

References

1. Dao - filosofiya zhizni kitaitsev. Knizhnaya seriya «Porazitel'naya kitaiskaya kul'tura». Redaktsiya russkoyazychnogo zhurnala «Kitai» [Tao is the philosophy of life of the Chinese. Book series "Amazing Chinese Culture". The editors of the Russian-language magazine "China"]. 2013, 180 p. (In Russ.).

2. Perelomov L.S. Konfutsii i konfutsianstvo s drevnosti po nastoyashchee vremya (V v. do n. e. -XXI v.) [Confucius and Confucianism from antiquity to the present (5th century BC - 21st century)]. Moscow, Stilservis, 2009, 706 p. (In Russ.).

3. Konfutsii. Uroki mudrosti: Sochineniya [Wisdom Lessons: Essays]. Moscow, Izd-vo Eksmo, Khar'kov, Izd-vo "Folio", 2004, 958 p. (In Russ.).

4. Korsakov V.V. V starom Pekine. Ocherki iz zhizni v Kitae [In old Beijing. Essays from life in China]. Saint Petersburg, Tipografiya SPb, T-a pechatn. i izdat. dela «Trud», 1904, 360 p. (In Russ.).

5. Men-tszy [Mencius]. Saint Petersburg, «Peterburgskoe Vostokovedenie», 1999, 272 p. (In Russ.).

6. Nastavleniya malysham. Di tszy gui [Instructions for the little ones. di chi gui]. (In Russ.). Available at: http://bronislav.ru/stat/142 (accessed: 12.05.2023).

7. «Pyat' klassicheskikh proizvedenii» ["Five Classics"]. (In Russ.). Available at: https://wikinlu.ru/wiki/Four_Books_and_Five_Classics [accessed: 02.12.2022].

8. Portal zakonov Kitaya - CJO [China Law Portal - CJO]. (In Russ.). Available at: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x7family-education-promotion-law-of-china-20211023 (accessed: 30.05.2023).

9. Tri ustoya i pyati postoyanstv. Bol'shaya kitaiskaya entsiklopediya [Three foundations and five constancy. Great Chinese Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/tri-ustoya-i-pyat-postoyanstv-sokr-ustoi-i-postoyanstva-/?ysclid=lbggt3am3i112447382 [accessed: 07.12.2022].

10. Trofimova S.M., Chantszyuan' Tszya. Kitaiskii drakon Lun (Ж) kak simvol kitaiskoi traditsionnoi kul'tury [Chinese Dragon Long as a symbol of Chinese traditional culture].Molodoi uchenyi. 2016, no. 10 (114), pp. 1389-1392. (In Russ.).

11. Shi Tszi [Shi Ji]. (In Russ.). Available at: https://ctext.org/shiji (accessed 30.04.2023).

12. Chetyre knigi i pyat' klassicheskikh proizvedenii (Four Books and Five Classics) [Four Books and Five Classics (Four Books and Five Classics)]. (In Russ.). Available at: https://wikinlu.ru/wiki/Four_Books_and_Five_Classics (accessed: 02.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. (gushiwen.cn) https://so.gushiwen.cn/guwen/ bookv_46653FD803893E4FCFF413B190015E2E.aspx (дата обращения: 07.12.2022).

14. ФФ^М, 2017: 11. [Люй Цзяинь. Политические мысли Конфуция].

15. [щ ±М: 1988. 417 с. Ш Сяо гуй Избранные семейные учения на протяжении веков / ред. Ван Сяо, ред. Шанхай: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета].

16. Ф —ШШШМШМ [Изучение источников по истории Китая: учебное пособие для студентов вузов. (21 Ш^.^.^М.ШШМ 21 Century history textbook series)]. 417 с.

17. 2012. [Чжэн Баньцяо. Семейные письма Баньцяо / пер. Линь Юйтань. [М]. Хэфэй: Аньхойское научно-техническое издательство].

18. ттт.ШЫ, МЛШ^.ШШн [M]. Ш'1: 2010. [Кан Си. Афоризмы двора / пер. Чэнь Шэнси и Цзя Найцянь. [М]. Чжэнчжоу: Издательство "Чжунчжоу гуцзи"].

19. ШЙ ft . & i # ft [M]. ^ ж : Ф Ф ^ М , 1980. [Аналекты Конфуция / Перевод и аннотация Ян Боцзюня. [М]. Пекин: Китайское книжное бюро].

Информация об авторах Чэнь Шуан - кандидат педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Шаньдунский женский университет; Т.Д. Попкова — доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors Chen Shuang — Ph.D. (Education), Professor, Department of Foreign Languages, Shandong Women;

T.D. Popkova — Grand Ph. D. (Cultural Studies), Ph.D. (Philology), Associate Professor, Department of Pedagogy, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 29.03.2023; одобрена после рецензирования 26.04.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 29.03.2023; approved after reviewing 26.04.2023; accepted for publication 25.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.