УДК 91 (571.52)
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ТУВЫ (НА ПРИМЕРЕ МОНГУН-ТАЙГИНСКОГО КОЖУУНА)
Сат А. М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
TRADITIONAL LAND USE THE SOUTH-WESTERN PART OF TUVA (ON THE EXAMPLE OF MONGUN-TAIGA)
Cat A. M. Tuvan State Universit, Kyzyl
Дана характеристика природопользования юго-западной части Тувы (на примере Монгун-Тайгинского кожууна). Рассматриваются вопросы традиционного природопользования.
Ключевые слова: природопользование, метаболизм, возобновимые ресурсы, локализация, этнос, плакор, емкость.
The characteristic of environmental management South-Western part of Tuva (on the example of Mongun-taiga). Deals with the issues of traditional nature use.
Key words: nature, metabolism, renewable resources, localization, ethnicity, placore, capacity.
Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Следовательно, содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную.
По Н. Ф. Реймерсу, природопользование включает в себя:
• охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов и их переработку;
• использование и охрану природных условий среды жизни человека;
• сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем [1].
Существуют разные подходы к выделению типов природопользования и их классификации. Из них наиболее распространен природно-ресурсный подход, который основан на выделении основных видов природных ресурсов, как объектов природопользования. Он дает возможность оценить масштабы и характер использования природных ресурсов, их состав, обнаружить конфликты и противоречия между пользователями одного и того же природного источника ресурсов. Выделяют:
- лесопользование - заготовка древесины, дикорастущих растений (грибов, ягод, лекарственных трав), организация отдыха, туризма, охотничьего промысла, заповедного хозяйства.
- водопользование - сельскохозяйственное водопотребление, рыболовство, рекреация и туризм на водоемах и водотоках.
- землепользование - использование земли в сельском, лесном, промысловом хозяйстве - как средства производства [2].
Особенности традиционных форм природопользования, способы природопользования Монгун-Тайгинского кожууна вырабатывались веками, а иногда и тысячелетиями. Местное население на данной территории сохранили традиции природопользования, как правило, не нарушая природного равновесия. Существуют, по меньшей мере, несколько употребительных значений понятия - традиционное природопользование. Наиболее широко применяется
представление о традиционном природопользовании, как о форме жизнедеятельности этнических сообществ малых народов, находящихся на разных стадиях общественного развития, основу уклада которых составляет использование возобновимых природных ресурсов (охота, собирательство) традиционными методами без преобразования естественных ландшафтов. Наиболее широко распространено представление о традиционном природопользовании как о исторически региональных особенностях деятельности коренного населения, передающихся из поколения в поколение, вытекающих из особенностей сложившегося культурного ландшафта, обладающего определенными экологическими параметрами.
Сохранение позитивных элементов традиционной культуры природопользования является составной частью процесса возрождения народов, их культуры, формирования современной культуры ландшафта. Возможны несколько путей развития территории с точки зрения сохранения позитивных элементов традиционного природопользования.
Во-первых, уникальные формы традиционного природопользования могут поддерживаться с помощью государственных субсидий и льгот, как объекты российского и республиканского наследия, по представлению местных органов власти для присвоения охранного статуса местам их локализации.
Во-вторых, типичные формы традиционного природопользования, создающие исторический облик региона, могут быть частью программы его социально-экономического развития, а также включаться в специальные программы.
В-третьих, распространение традиционного опыта и экологических технологий может происходить через выполнение программ охраны природы и оздоровления среды проживания человека, а также в рамках концепции устойчивого развития. При этом применение современных технологий, альтернативных источников энергии только усилит положительную сторону векового опыта[3].
Использование возобновимых ресурсов исторически определило формирование этнического (исходного) природопользования, как изначально сложившейся (более древней по отношению к современной) и более экологичной формы хозяйственного освоения территории [4].
Природопользование на территории Монгун-Тайгинского кожууна преимущественно натуральное. Главной особенностью структуры хозяйства является комплексность, представленная в системе пастбищного скотоводства (с сезонными кочевками) или системой пастбищного скотоводства и охота на зверя, дополняемые сбором дикоросов. Обитание и выживание местного населения в данной среде зависело от характера его взаимодействия со средой. Базой для комплексного хозяйства послужило разнообразие природных условий в доступном пространстве годичного цикла мест обитания, а также бедность отдельно взятого ресурса. Комплекс состоит из трех отраслей натурального хозяйства:
• пастбищное скотоводство с сезонными кочевками;
• охота;
• земледелие.
Традиционное хозяйство можно назвать скотоводческо-охотничье-промысловым.
Доминирующей отраслью хозяйства Монгун-Тайгинского кожууна является кочевое скотоводство, в наибольшей степени приспособленное к местным особенностям: климатическим, орографическим, ландшафтным и т.п. Здесь разводят овец, коз, крупный рогатый скот, лошадей и сарлыков (яков). Данная структура стада была экологически обусловлена адаптивным потенциалом каждого вида животных. Основой кочевого хозяйства является мелкий рогатый скот, так как обширная территория сухостепных, полупустынных и высокогорных пастбищ способствовала разведению этих неприхотливых видов животных. Общая численность мелкого рогатого скота на данный момент в Монгун-Тайгинском кожууне составляет 25095 голов. Тувинская овца, как и казахская, бурятская, монгольская и другие грубошерстные овцы создавалась в определенных географических природно-климатических условиях, какие имеет территория Монгун-Тайгинского кожууна. В отличие от других тувинские овцы, особенно центральных и западных
районов Тувы, имеют свои специфические окраски, экстерьер и другие особенности. Они есть в странах СНГ Средней Азии. Это сараджинская, алайская и таджикская породы полугрубошерстных мясососальных овец. В соседней Монголии есть баядская порода овец, продуцирующая шерсть очень близкую к ковровой. В хозяйствах Монгун-Тайгинского кожууна баядские овцы разводятся исстари. Здесь они разводятся в чистом виде, скрещиваются с местными грубошерстными овцами (Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Малчын»). Ковровая шерсть - это полугрубая или грубая 1 класса шерсть, пригодная для переработки на грабенных аппаратах [5].
Крупный рогатый скот занимает второе место в структуре стада. Содержат его на вольном выпасе. Тувинский рогатый скот приспособлен к пастбищному содержанию в суровых условиях. Он неприхотлив в пище, покрыт шерстью, причем у коров ею защищено даже вымя. Этот вид скота был выведен степными кочевниками в результате естественного отбора.
Лошадь - ценнейшее животное в условиях кочевого быта, благодаря способности к круглогодичному содержанию на подножном корму. Их важнейшим достоинством является способность обеспечить выпас других видов скота во время глубоких снегов, обледенения снежного покрова и гололеда.
Высокогорные альпийские и субальпийские луга служат пастбищами для разведения домашних яков. Яки - прямые потомки дикого тибетского яка - высокогорные животные, поэтому их содержали в местах с суровым климатом Монгун-Тайги, Бай-Тайги, некоторых местах Барун-Хемчика, Овюра, Эрзина, Кунгуртуга. По всей вероятности, як (сарлык) был одомашнен в Тибете, а оттуда через Монголию еще в древности проник в Туву и Алтай [6]. Из всех видов скота, разводимых тувинцами, яки меньше всех нуждались в уходе. Для хозяйственных нужд широко использовалась их длинная шерсть, которую стригли и свивали. По словам информаторов, толстая ячья шкура трудно поддавалась выделке, и ее чаще всего использовали в качестве настила на пол. В пищевой рацион тувинцев входило также молоко яков и мясо.
Непрерывные кочевки — необходимое условие выживания крупных животных в степных экосистемах. Поскольку большая часть массы травянистых растений «спрятана в почве» и недоступна копытным, то им приходилось довольствоваться только надземной продукцией. По данным В.Г. Мордковича, A.M. Гилярова и др. цитируется по Аракчаа Л.К.: «...надземная продукция степных экосистем составляет в пределах в среднем 600 т/км в год. С учетом, что копытные едят ежедневно в течение 365 дней в году, а продолжительность вегетации растений не превышает 6 месяцев, то нагрузка копытных на степной травостой представляется чудовищной и даже на первый взгляд, неправдоподобной. Значит, существуют обстоятельства, способствующие снижению нагрузки копытных на травостой прерий. Кочевой образ жизни - одно из таких обстоятельств. Прерии и степи не могут быть полностью съедены копытными благодаря их непрерывным перемещениям».
Сезонные кочевки - исключительный пример рационального использования ресурсов родовых земель, которые давали возможность использовать ресурсный корм всех природных зон. Кроме того, кочевки способствовали восстановлению и сохранению растительного покрова, являвшегося источником существования кочевого хозяйства. В зависимости от сезона года, каждое тувинское хозяйство совершало перекочевки и выпасало скот на конкретных территориях кочевья. Они соответственно назывались «кыштаг» (зимние кочевья), «чазаг» (весенние пастбища), «чайлаг» (летние пастбища), «кузег» (осенние пастбища). Порядок кочевок по ним сложился в течение многих столетий и представлял собой отрегулированную систему.
Поскольку кочевки являлись главным способом ведения подвижного хозяйства, их совершали почти все хозяйства. Вместе с теми, среди них были и оседлые. О причинах оседания последних С.И. Вайнштейн пишет так: «Утрачивая рабочий скот в результате тех или иных причин, в числе которых, немаловажную роль играли стихийные бедствия, и, не имея возможности совершать необходимые перекочевки, пострадавшие хозяйства вынуждены были либо отказаться
от содержания мелкого рогатого скота, особенно нуждавшегося в хороших пастбищах, либо арендовать в той или иной форме рабочий скот у баев, либо объединяться для перекочевок с такими же, как они бедняками, либо оседать».
Разнообразными были и типы совершаемых кочевок. Выделяют два вида кочевок: вертикальный (горный) и меридиональный (кочевки с севера на юг). При определении их учитываются передвижение кочевников с зимних на весенне-летние кочевья. Для большинства тувинских хозяйств был характерен вертикальный тип кочевания.
Для зимних стоянок выбирались горные степи и склоны южной экспозиции горно-лесного типа ландшафта, а также мокрые солончаки котловинного сухостепного типа ландшафта, где пасли крупный рогатый скот, как менее приспособленный к передвижению в горах. Весенний выпас производился на хорошо обогреваемых склонах южной экспозиции сухостепного котловинного и горно-степного поясов, быстро освобождавшихся от снега и покрывающихся растительностью. Летние пастбища находились в верхней части горно-степного пояса, альпийской зоне и верховьях крупных рек. Осенние пастбища тяготели преимущественно к днищам котловин с богатой травой, солончаками, с хорошим водопоем.
Пастбищные экосистемы Монгун-Тайгинского кожууна: зимние пастбища, межгорные долины, имеющие высоту 500-1200 метров над уровнем моря, издавна используются как зимние пастбища. Они наиболее подходят для пастьбы крупного рогатого скота, лошадей и яков. Для зимних пастбищ мелкого рогатого скота используются мелкосопочники. Для котловин характерен небольшой снежный покров. В основных степных котловинах малоснежная и безветренная зима, за исключением отдельных лет, благоприятствует круглогодичному пастбищному содержанию скота, особенно овец с незначительной подкормкой в зимний период. Овцы и козы не могут пастись на ровных, заснеженных местах, из-за неспособности добывать корм из-под снежного покрова, поэтому пастбища их должны быть на местах с небольшим снежным покрытием. Горные же пастбища и особенно их южные склоны относительно свободны от снега и облегчают животным добычу корма. На зимние стоянки скотоводы откочевывали с выпадением постоянного снега, поскольку он заменял животным питьевую воду. В отдельные годы это приходилось на конец октября, ноября или даже начало декабря. Независимо от уровня расположения, зимние стоянки скотоводы устраивали на склонах гор, укрытых от ветров. Вместе с тем, место самого стойбища должно быть достаточно открытым и удобным для наблюдения за пасущимся скотом.
Наряду с горными и предгорными кочевьями, часть тувинских хозяйств, особенно предтаежных мест и долин рек, использовали для зимних пастбищ равнинные участки с наличием высокотравья, которое являлось кормом для крупного рогатого скота. В таких местх содержали стадо с преобладанием крупного рогатого скота. Зимой тувинские скотоводы использовали горные, предгорные и равнинные типы кочевий.
Весенние пастбища. С появлением первых признаков весны, когда снег становился «полосатым» или «пестрым» (хар-шокар или ала-хар), когда уже ясно обозначились проталины, аал откочевывал с последней зимней стоянки на весенние кочевья. В зависимости от климатических факторов зон, это происходило в марте-апреле, а в отдельные теплые годы даже в конце февраля. Расстояния от зимних до весенних стоянок были разнообразными и зависели от многих причин: количества и породного скотоводства, рельефа местности, а также установившихся традиций. Весенние кочевки обеспечивали кормом скот, после появления молодой травы. Весенние стоянки, были более стабильными единицами, чем зимние.
Летние пастбища. Время отправления на летние кочевья зависело от распускания зелени. Верным признаком того, что пора отправляться на летнки являлось кукование кукушки. Процесс откочевок на летние кочевья называлось «чайлаг унер». В этом случае глагол «унер» - подняться, указывал на высотное расположение хозяйств. Если для зимних кочевий выбирались безлесые горы, то для летних - таежные экосистемы и высокогорья. При этом само стойбище должно было быть устроено на достаточно открытом участке. Обилие и насыщенность пастбищ на летних кочевьях способствовало тому, что хозяйства практически не совершали лишних кочевок.
Перекочевки происходили в случае обилия дождей, или падения скота, летом отдельные хозяйства довольно тесно общались, не слишком строго соблюдая дистанций, которых придерживались в другие сезоны года.
Осенние пастбища. Под осенними пастбищами подразумевались места осенних стоянок, на которых за лето вырастала новая трава, поэтому аалы отправлялись в обратную дорогу. В местах, где скотоводство сочеталось с земледелием, откочевки на осенние пастбища происходили после уборки урожая - в августе - сентябре. Часто аалы откочевывали с началом первых заморозков. Поскольку осенние кочевья являлись также и весенними, по своим типам они были предгорными и равнинными. На осенних кочевьях аалы находились до выпадения постоянного снега. В настоящее время вызывает тревогу состояние пастбищ. Горные пастбища под влиянием интенсивного выпаса подвергается деградации: обедняется видовой состав травяного покрова, распространяются плохо поедаемые и ядовитые растения [7].
Следует отметить, что все сезоны года кочевки определялись не строго календарным сроком, а состоянием пастбищ, а зимой и наличием снега в данной местности. Учитывался опыт поколений: выпас скота на одном кочевье может привести к нарушению установившегося баланса растительности пастбищ - азбуку кочевого скотоводства тувинские скотоводы знали прекрасно, и кочевки для них были законом.
Пастбищное скотоводство служило основой природопользования в засушливых регионах на протяжении многих веков. Особенность его состояла в круглогодичном содержании скота на подножных кормах. При этом предусматривалось максимально рациональное использование пастбищ, чтобы сохранить их продуктивность и способность к восстановлению и последующему воспроизводству растительного покрова. Сезонные перекочевки, совершаемые в течение года, давали возможность не только обеспечить сохранность скота, но и позволяли пастбищным угодьям восстанавливать растительный покров, уменьшали стаптывание и уплотнение почв, а также не способствовали развитию эрозионных процессов. Видовая структура стада и ее региональная специфика, отражавшая характер взаимодействия природных и социальных факторов, ярко демонстрируют зависимость кочевников от географической среды:
I - Высокогорные пастбищные экосистемы — высокогорные пастбища хребтов Чихачева и Цаган-Шибету, массив Монгун-Тайга. Представлены тундровыми, альпийскими луговыми типами. Высокогорный пояс на уровнях 2000-2500 м хребтов представляет собой крупные поверхности и саженые вершины. Это летние пастбища с ценными кормовыми травами, наличием водопоев, отсутствием гнуса. Выпас в это время основного поголовья скота положительно сказывается на формировании и развитии травостоев низкогорных пастбищ, используемых в другое время года.
II - Пастбищные экосистемы среднегорий, занимающие лугово-степной и лесной пояса гор. Горное лесостепье характеризуется среднегорным глубоко расчлененным рельефом на высотных уровнях 1700-1800 м. Южные и западные склоны отличаются большой крутизной, обилием скал, выходов пород, осыпей. Растительный покров представлен каменисто-щебнистыми или настоящими степями с пятнами горных кустарников. Восточные и северные склоны более пологие и покрыты лиственнично-моховыми или лиственнично-парковыми лесами. Лесные условия благоприятно влияют на жизнь трав. Травостои относительно высокие, плотные.
Межгорные долины в поясе среднегорья выполнены пролювиально-делювиальными супесчано-суглинистыми отложениями. Днища долин и шлейфы заняты предгорными настоящими и луговыми степями на каштановых, черноземных, лугово-черноземных, горных темно-каштановых почвах.
Лесные пастбищные экосистемы используются преимущественно под выпас скота, а лишь отдельные открытые поляны выкашиваются. Преобладают лиственничные травянистые леса из лиственницы сибирской, реже - березы повислой. Древесный ярус разреженный, однородный. Преобладают преимущественно лугово-лесные и лесные виды. Средняя высота травостоя
составляет 50 см, проективное покрытие 95-100%. Лесные условия благоприятно влияют на жизнь трав. Этому способствует также большая осветленность лесов. В результате травостои относительно плотные и высокие, но разнотравные. Основную роль в их составе играют овсец Шелля, полевица белая, мятлики, герани, колокольчики, кандык сибирский, водосбор сибирский [8].
Послелесные луговые пастбищные экосистемы имеют ограниченное распространение и занимают небольшие площади горных склонов южной экспозиции долин рек, поляны, опушки леса. Они чаще всего закустарены, а иногда залесены отдельными группами деревьев. Они приурочены к горным и лесным почвам, реже - горным черноземам, горно-луговым и горным луговым черноземным почвам [9]. Используются в качестве сенокосов и пастбищ, нередко имеют комбинированное использование. Отдельные участки в благоприятные годы выкашиваются, а в засушливые годы используются под выпас скота. Типы пастбищных экосистем: остепненные суходольные луговые, лесные суходольные, долинные мезофильные луговые, солончаковые луговые. Травостой красочный, разнообразный, сложен лугово-лесными видами, иногда степными. Средняя высота растений составляет 30-45 см, проективное покрытие от 70 до 100%. Пастбищные экосистемы пойм характеризуются сложным сочетанием луговых, заболоченных и солончаковых участков, действующих русел, обводненных стариц и старых сухих русел. В природном соотношении эти пастбища могут быть отнесены к довольно динамичным, что связано с различной водностью рек, изменяющейся по годам и приводящей к изменению растительности.
III - Комплексные — низкогорно-равнинные степные и сухостепные пастбищные экосистемы. Комплексные пастбищные экосистемы играют ведущую роль в кормовом балансе хозяйства Монгун-Тайгинского кожууна. Они занимают огромные площади и представлены лугово-степными, крупно и мелкодерновинными опустыненными, солонцеватыми и каменисто-степными типами. Низкий разреженный травостой степей пригоден в основном для пастбищного использования, некоторые участки лугово-степных и крупно-дерновинных типов выборочно выкашиваются. Степной пояс, объединяющий пространство с преобладанием фитоценозов степного типа растительности на плакорах, включает как равнинные, так и холмистые подгорные территории. Мелкодерновинные степные пастбищные экосистемы, наиболее обедненные варианты мелкодерновинных злаковых степей преобладают на плакорных подгорных пространствах. По площади они занимают первое место среди прочих пастбищ, слагаются из злаково-полынных, злаково-полынно-лапчатковых низкотравных и низкотравно-разнотравных разностей субстрата и некоторыми расхождениями в ботаническом составе травостоев. Разности отличаются друг от друга большей или меньшей щебнистостью. Засушливые условия повлекли за собой образование низкотравного и изреженного травостоя. Покрытие не превышает 45-50%, снижался иногда до 30%. Высота травостоя колеблется от 15 до 25 см. в травостое преобладают разнотравье (52%) и злаки (45%), бобовые до 1%, осоковые до 2%. К основным растениям относятся: тонконог тонкий, житняк гребенчатый, ковыль Крылова, змеевка растопыренная, карагана Бунге, полынь холодная, осока твердоватая. Развитие растений характеризуется ранним ростом, периодичностью, двухфазностью и высокой вегетативной возобновляемостью. В весеннем травостое преобладают эфемеры и эфемероиды - луки, тюльпан одноцветный, ирис желтоватый, осока твердоватая и др. Урожайность отличается закономерным смещением кормовой массы на август - сентябрь.
Крупнодерновинные степные пастбищные экосистемы сосредоточены в основном по окраинам котловины и низкогорным элементам рельефа, представляют ценность как раннелетние пастбища для крупного рогатого скота, лошадей и овец. Средняя высота растений 25 см, проективное покрытие 60-80%, урожайность 8-12 ц/га сухой массы хорошего качества. Наибольшую кормовую ценность травостой имеет до цветения злаков, которые составляют его основу. Обычно эти пастбища закустарены караганой карликовой и экологически более мезофитной караганой Бунге, повсеместно и довольно обильно растут ковыль волосатик, овсец пустынный, осока стоповидная, тонконог, реже люцерна.
Опустыненные пастбищные экосистемы в пределах кожууна сосредоточены по террасам рек, пологими шлейфами предгорий, каменистым южным склонам мелкосопочников. Это крайне аридные сообщества, характеризующиеся низкотравным обедненным разреженным травостоем. По внешнему виду фитоценозы представляют собой сочетание равномерно рассеянных на поверхности щебнистой почвы компактных дернинок злаков, распластанных побегов ряда видов полыней, астрагалов, лапчаток, прутняка, нанофитона, луков и других растений. В экологическом спектре характерно абсолютное господство ксерофитов [10].
Эти пастбища более пригодны под выпас овец, хотя используются и как пастбища для крупного рогатого скота и лошадей. В травостое доминируют кормовые виды: полынь холодная, кохия стелющая, нанофитон, терескен, луки, большинство из которых сохраняются на корню зимой. Ветошь растений составляет в зимнее время основной корм для животных, и угодья представляют интерес как зимние пастбища. Травостой разреженный, покрытие 40-60%, средняя высота не превышает 8 см.
Три четверти домашнего скота кормится за счет естественных пастбищ на так называемом беспривязном содержании, остальные откармливаются в специализированных хозяйствах. Скот на естественных пастбищах занимает определенную экологическую нишу в природном биогеоценозе, частично или полностью вытеснив из нее не без помощи человека диких животных. Если поголовье скота соответствует экологической емкости травоядных, то структура природной экосистемы при этом сохраняется, и поддержание ее в равновесии не требует от человека особых затрат и усилий. Устойчивость экосистемы пастбищ зависит от типа растительности. Злаковые травы имеют густые корневые системы, не поддающиеся выкорчевыванию и препятствующие эрозии.
Специфические природные условия способствовали занятию местного населения охотой, рыболовством и собирательством. Особое место в жизни местного населения занимала охота. Каждый охотился на своей родовой земле. Навыки охоты передавались из поколения в поколение. Потомственные охотники, слывут отличными промысловиками. Эти навыки становятся актуальными в условиях сложной современной социально-экономической ситуации. Из-за сократившихся рабочих мест, население вынуждено возвращаться к традиционному природопользованию, которое позволяет прокормить семью, не имея ничего, кроме того, что дает лес и горы. На животный мир охота, при соблюдении установленных правил, пагубно не влияет. Но когда происходит значительное, варварское изъятие природных ресурсов, начинается истощение экосистемы. В настоящее время прослеживается «нездоровая» тенденция - основная часть добытого поступает в продажу, и лишь малая доля используется для пропитания семьи [11]. Особую нагрузку испытывают ирбис, тарбаган и копытные животные.
На территории Монгун-Тайгинского кожууна обитают уникальные редкие животные: горный козел (те-чунма) - пасутся козлы на высоких горах Монгун-Тайги, держатся они небольшими стадами, от 3-5 до 30-40 голов, рога очень большие и массивные; архар - горный баран (аргар-кошкар) - отличаются от горных козлов отсутствием бороды, укороченной мордой и толстыми рогами, они являются стадными животными; снежный барс, или ирбис - один из редких видов кошачьих, он сохранился только благодаря обитанию в труднодоступных горных районах. Снежный барс - это один сильнейших хищников, в основном, барс охотится на козлов. Снежный барс внесен в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП). Тарбаган - это редкий, спорадично распространенный вид. В прошлом массовый, традиционно промысловый вид, распространенный на склонах хребтов Монгун-Тайга, Цагаан-Шибету на разнотравных и соково-злаковых горных степях и высокогорных лугах (от 1100 до 3000 метров над уровнем моря). Традиционный промысел на тарбагана ведется местным населением до сих пор. Это излюбленное мясо жителей Монгун-Тайгинского кожууна. Тарбаган является одним из удивительных животных, который находится под угрозой исчезновения, за что занесен в Красную книгу РФ. Монгун-
Тайгинцы считают тарбагана символом, визитной карточкой кожууна, в честь него построен памятник «Тарбаганнар» как символ, флаговый вид Монгун-Тайгинцев. В целях сохранения охотничье-промысловых, рыбных ресурсов и поддержания экологического баланса территории жизнеобитания вводили запрет на охоту и рыбную ловлю в определенных местах, являющихся своеобразными заповедниками. Большая часть нарушений в области природопользования в кожууне относится к незаконной охоте, рыбалке, несоблюдению сроков сбора дикоросов.
Таким образом, пастбище, как и всякая экосистема, имеет определенную экологическую емкость по отношению к каждому виду и поголовью травоядных в целом. Под емкостью пастбища [12] понимается количество домашних или диких травоядных животных (обычно копытных), которых можно прокормить на данном пастбище или на единице площади этого пастбища в течение одного месяца. В оптимальной ситуации емкость пастбища заполнена, но не переполнена. При переполнении, то есть при перевыпасе скота, начинается уничтожение метаболического запаса растений, и емкость пастбища падает. Если перевыпас продолжается, то резко возрастает эрозия и меняется видовой состав растений - кормовые травы замещаются малосъедобными растениями. При недостаточном выпасе экологическое равновесие также нарушается. Начинается сукцессионный процесс зарастания пастбища разнотравьем и кустарниками, которые дают укрытие грызунам-конкурентам скота. Наилучший способ поддержания продуктивности издревле применяется скотоводами и состоит в контроле над передвижениями животных и содержании смешанных стад, в которых различные животные питаются преимущественно разными растениями. Несмотря на суровость климата, население занималось и полеводством, на пашни 11 га сеяли: ячмень - 5,01 га, овес - 6,68 га. Под сенокос отводилось 15 га участка. Орошаемые земли находились в долинах рек Каргы, но бедность почвенного покрова, засушливость и континентальность климата, существенно ограничивали развитие земледелия в Монгун-Тайгинском кожууне. Полеводство почти не развито и его роль заметна только в поселках и вблизи них.
Библиографический список
1. Рудский, В.В. Природопользование в горных странах.- Новосибирск: Наука,2000.
2. Трушина, Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для колледжей и средних специальных заведений.-Учебник - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003.- С.218-219.
3. Биче, М.С. Историко-географический анализ и экологическая оценка традиционных форм природопользования Тувы. Автореферат на соискание уч. степени к.г.н. - М., 1997.
4. Гурова, О.Н. Традиционное использование коренного населения Читинской области. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.г.н., Улан-Удэ: 2001. - С. 23.
5. Шагнаев, В.Г. Шерстные качества грубошерстных овец Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва // Наука сельскохозяйственного факультета ТывГУ. Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию сельскохозяйственного факультета. Кызыл:2003. - С.79.
6. Вайнштейн, СМ. Историческая этнография тувинцев. — М.: Наука, 1972.- С. 88-181.
7. Емельянов, А.Г. Основы природопользования: Учебник для студ. высш. учебн. заведений.- 4е изд. стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.- С.57.
8. Лысенков, А.А. Пастбища Тувы // Тр. Тувинской Государств. С-хозяйственн. Опытной станции. - Кызыл: Тув. кн. Изд-во, 1969. Вып.4.-С. 83-101.
9. Носин, В.А. Почвы Тувы. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 342.
10. Куминова, А.В., Седельников, В.П. Маскаев, Ю.М. и др. Растительный покров и естественные кормовые угодья Тувинской АССР. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 254.
11. Куксин, А. Н. Об ответственности за браконьерство в Республике Тыва: справочное пособие. - Кызыл, 2007-С. 40.
12. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.2-е изд., испр.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М,2005.- С. 208-209.
Bibliograficheskiy spisok
1. Rudskoy, V. Environmental management in mining countries.- Novosibirsk: Science,2000.
2. Trushina, Etc. Ecological bases of nature management: Textbook for colleges and secondary vocational institutions.- Tutorial -M.: ITK "Dashkov I K o", 2003.- P. 218-219.
3. Biche, M. S. Historical and geographical analysis and environmental assessment of traditional forms of nature management of Tuva. Author's abstract on competition Uch. degree Ph. d M., 1997.
4. Gurova, O. N. Traditional use of the indigenous population of the Chita region. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of geographical Sciences, Ulan-Ude: 2001. - S. 23.
5. Chagaev, VG Coat quality coarse wool sheep of the Mongun-talga district, Republic of Tuva // Science of the faculty of agriculture Tyugu. Materials of scientific-practical conference dedicated to the 15th anniversary of the faculty of agriculture. Kyzyl:2003. - P. 79.
6. Weinstein, SM. Historical Ethnography of Tuvinians. — M.: Nauka, 1972.- Pp. 88-181.
7. Emelyanov, A. G. Fundamentals of nature management: Textbook for stud. ouch. uchebn. institutions.- 4th ed. erased. - M.: Publishing House. center "Academy", 2008.- P. 57.
8. Lysenkov, A. A. Grasslands Of Tuva // Proc. Tuvan States. With the economic. Experimental station. - Kyzyl: TUV. kN. Publishing house, 1969. Vol.4.-P. 83-101.
9. Nosin, V. A. Soils Of Tuva. - M.: Izd-vo an SSSR, 1963. - C. 342.
10. Kuminova, A.V. Sedelnikov, V. P. J. M., and Maskaev. vegetation cover and the natural fodder lands of the Tuva ASSR. -Novosibirsk: Nauka, 1985. - S. 254.
11. Kuksin, A. N. On responsibility for poaching in the Republic of Tyva: a reference guide. - Kyzyl, 2007-P. 40.
12. Galperin, M. V., Ecological bases of nature management: Textbook.2-e Izd., Rev.- Moscow: FORUM: INFRA - M,2005.- P. 208209.
Сат Алдынай Мезил-ооловна - старший преподаватель кафедры географии и туризма, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» г. Кызыл, E-mail: sat.aldinay2014@yandex.ru
Sat Aldinai Mesyl-oolovna - senior lecturer of the Department Geography and Tourism, the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: sat.aldinay2014@yandex.ru.
УДК 911.2:502.7
КРИТЕРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТУВА
Хольшина М.А. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
CRITERIA FOR DEFINING THE QUALITY OF LIFE IN THE REPULIC OF TUVA
Holishina M.A.
Tuvan State University, Kyzyl
Рассмотрена проблема оценки состояния и развития общественных систем. Проведен анализ системы показателей, характеризующих качество жизни населения: демографические, социальные, медицинские, экономические, экологические.
Ключевые слова: качество жизни людей, демографические, социальные, медицинские, экономические, экологические критерии.
The problem of assessing the state and development dynamics of social systems is considered. An analysis is made of the systems of indicators characterizing the quality of life of the population: demographic, social, medical, economic, and economic.
Key words: quality of life, demographic, social, medical, economic, environmental criteria.
Введение
Совокупность проблем, стоящих за понятием «качество жизни» многие годы являлась объектом и предметом исследований обществоведения, социологии, философии, экономики, экологии. В географии концепция качества жизни дополняет традиционный региональный подход возможностью создания новой информационной базы, необходимой для индикации и мониторинговых наблюдений за развитием населения [1].
Цель исследований - определение значимости отдельных критериев качества жизни анализируемых на основе Республики Тува.