УДК: 008
Доржу Маргарита Степановна
кандидат географических наук, доцент
biche_ms@mail.ru
Margarita S. Dorzhu
candidate of geographical sciences,
associate professor
biche_ms@mail .ru
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
FEATURES TRADITIONAL FORMS OF NATURAL RESOURCE MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF TYVA
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность изучения традиционного природопользования, определяется понятие традиционное природопользование на основе исторических сведений, архивных материалов, данных Переписи населения 1931 года дана характеристика традиционных форм природопользования Тувы в конце 19 - начале 20 века.
Ключевые слова: природопользование, традиционное природопользование, тувинцы, окружающая среда, культурное наследие.
Annotation. The article considers the relevance of the study of traditional nature use, define the concept of traditional resource use, based on historical information, archival materials, data, Census of 1931, the characteristic of traditional forms of natural resource management Tuva in the late 19th - early 20th century.
Keywords: nature, traditional resource use, Tuvinians, the environment, cultural heritage.
В современной науке в рамках понятия «природопользование» выделяется понятие «традиционное природопользование». Наиболее широко употребляемое в значении как форма жизнедеятельности этнических сообществ малых народов, находящихся на разных стадиях общественного развития, основу уклада которых составляет использование возобновляемых природных ресурсов (охота, собирательство, рыболовство, морские промыслы) традиционными методами без преобразования естественных ландшафтов.
Сегодня состояние самих традиционных знаний коренных народов вызывает серьезное опасение. Проходивший в двадцатом веке процесс их утраты продолжается и в двадцать первом веке. Прервана связь старшего и молодого поколений по передаче этих знаний. Необходимость сохранения традиционных знаний коренных народов и их исследование совершенно очевидны в современных условиях.
Так, в международной Конвенции о биологическом разнообразии к традиционному знанию относят «знания, нововведения и навыки практической де-
ятельности коренных и местных общин во всем мире. Выросшее из опыта, приобретенного на протяжении столетий, и приспособленное к местной культуре и окружающей среде, традиционное знание передается устным путем от поколения к поколению. Оно является результатом коллективного творчества и принимает форму преданий, ... культурных ценностей, верований, ритуалов, местного языка и навыков сельскохозяйственной деятельности.» [1].
Традиционное природопользование имеет глубокие исторические корни. Очевидно, что, формируясь в период присваивающего хозяйства, традиционное природопользование обуславливало связь человека с окружающей его природной средой. Наряду с уровнем производительных сил, именно она диктовала условия в организации и ведении хозяйства.
Таким образом, своей включенностью в природную и социальную системы традиционное природопользование определяет комплексность его рассмотрения. Как часть культурного наследия оно имеет характерные структурные составляющие: человека (и его сообщества), природный ландшафт, сам процесс природопользования и его результаты [2].
Природопользование тувинцев в конце Х1Х - начале ХХ вв. было преимущественно натуральным. Главной особенностью природопользования тувинцев была комплексность - исторически сложившаяся, устойчивая хозяйственная триада. Она была представлена табунным пастбищным скотоводством (с сезонными циклическими перекочевками), охотой на зверя и земледелием (с посевами ячменя и проса), дополняемой собиранием и заготовками впрок кореньев, клубней и семян диких съедобных растений. Скотоводство представляло собой сочетание овцеводства, разведения крупного рогатого скота и коневодства. В сухостепных районах этот комплекс дополнялся верблюдоводством, а в высокогорных районах - яководством. Следовательно, скотоводство тувинцев характеризовалось комплексным хозяйственным профилем. Будучи основано на пастбищном содержании скота в течение всего года, оно было кочевым. Перекочевки тувинцев были цикличными и сезонными. Вместе со стадами передвигалось и население той или иной кочевой единицы [3].
Охота на зверя охватывала промысловую фауну как таежной и подтаежной, так горно-степной и полупустынной зон. Они успешно охотились не только на марала, лося, оленя, косулю, медведя, пушных таежных зверей (белку, соболя и др.), но и на сурка (тарбагана), быстроногих антилоп, джейранов и сайгаков. Большое количество объектов промысловой фауны разных географических зон делало охоту практически возможной во все сезоны года, что, разумеется, повышало хозяйственное значение промыслов. Сама организация охоты отличалась разнообразием форм, и индивидуальных, и коллективных, начиная от охоты в одиночку, кончая большими коллективными облавами. Тувинец одинаково владел как приемами пешей, в том числе зимней на лыжах, так и конной охоты [4].
Весьма характерной чертой тувинского земледелия была его координация с пастбищным скотоводством. Посевы проса и ячменя производились в совершенно определенных местах, чтобы хозяйственные земледельческие работы не
могли нарушить сложившийся цикл перекочевок, обеспечивающих содержание скота.
Опираясь на многовековой опыт, тувинцы освоили большие и труднодоступные для человека пространства, создали многоотраслевое хозяйство и на этой основе своеобразную и самобытную народную культуру. Они сумели решить такие крупные хозяйственные проблемы, как обеспечение стад кормом на базе естественных пастбищ, содержание скота в течение всего года под открытым небом в условиях высокогорного сурового климата и др.
Из поколения в поколение тувинцы изучали местные кормовые естественные ресурсы, разрабатывали способы и критерии подбора пастбищ для каждого сезона года в отдельности и даже для каждого вида скота. Они умели управлять поведением различных домашних животных, в различной обстановке, в разные сезоны года.
Исторически сложившееся природопользование тувинцев было вооружено хозяйственными навыками и знаниями, позволяющими им жить и хозяйствовать в горных лесах и лесостепях, горных степях и полупустынях.
У каждого народа существует свой набор типов природопользования. Тип и способ природопользования отражает специфику природных условий района и наиболее полно выражается в структуре хозяйства. Поэтому необходимо более подробно изучить типы и способы ведения традиционного хозяйства тувинцев.
В среде кочевников получили распространение в качестве вспомогательных отраслей такие виды деятельности, как охота, собирательство, разнообразные промыслы и ремесла. Характер их развития определялся натурально -потребительской направленностью кочевого хозяйства тувинцев, стремлением к самообеспечению всеми жизненными средствами. Отсюда и их второстепенное значение.
Таким образом, традиционное природопользование кочевников-тувинцев представляло собой систему взаимодополнения различных видов деятельности, но жизнедеятельность которой детерминировалась ведущей отраслью хозяйства - кочевым скотоводством. Удельный вес нескотоводческих занятий был небольшим, хотя в некоторых районах их доля значительно возрастала и приобретала самостоятельное значение.
Среда обитания диктовала многообразие форм природопользования, но господствующая роль кочевого скотоводства оставалась доминантой общественного развития и главным видом природопользования.
В целом традиционное природопользование Тувы конца Х1Х - начала ХХ вв. можно назвать скотоводческо-земледельческо-охотничье-промысловым.
Скотоводческое хозяйство кочевников-тувинцев, будучи жестко экологически детерминировано и органически вписано в природную среду, может быть охарактеризовано как многоцелевое и высокопродуктивное, полностью ориентированное на удовлетворение потребительских интересов местного населения.
В зависимости от конкретных природных условий могли изменяться типы и формы ведения скотоводческого хозяйства, ареал и протяженность системы кочевания, скорость и интенсивность передвижений, состав и структура
стада, технология выпаса и т.д., но кочевое скотоводческое хозяйство любых модификаций оставалось единственно возможным и наиболее оптимальным способом жизнедеятельности человека в условиях аридной зоны и поэтому постоянно сохраняло свое важное значение в структуре занятий местного населения.
При характеристике основных традиционных типов природопользования использованы сведения исследователей, посетивших Туву в конце Х1Х - начале ХХ веков, экспертные сведения, а также материалы Тувинской сельскохозяйственной и демографической переписи 1931 года. Это была первая в истории Тувы систематизированная перепись по научно разработанной программе. Полученный подробнейший материал о каждом хозяйстве в отдельности был подвергнут обработке советскими статистами и опубликован в Москве в 1933 г.
По данным этой переписи, территория Тувы была разделена на 6 хошунов (районов) [5]. Для детальной характеристики традиционного природопользования тувинцев необходимо было знание границ сумонов (муниципальных образований), так как статистические данные в переписи были даны по сумонам. Поэтому на основе исторических, экспертных сведений мы попытались восстановить их. Оказалось, что в большинстве случаев границы сумонов охватывали весь спектр ландшафтов, необходимых для полного цикла природопользования, от долинных степных до высокогорных луговых и тундровых, что позволяло населению заниматься различными типами природопользования: и кочевым скотоводством, и орошаемым земледелием, и различными промыслами, о чем информируют данные переписи 1931 года, свидетельствующие о комплексности природопользования тувинцев.
Литература:
1. О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах: конвенция № 169 Международной организации труда (МОТ). 1989.
2. Симонов Ю.Г., Р.Баллиева, М.С.Биче (Доржу) Соотношение традиционного и рационального в природопользовании //Территориальные системы природопользования. Анализ и синтез: Сборник научных трудов. М.: Географический ф-т МГУ, 2001. 224 с.
3. Потапов Л.Р. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.
4. Скобеев М.И. Промысловая охота в Урянхайском крае и ее особенности // Северная Азия. № 5-6, 1925. С.115-122.
5. Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 года. М., 1933.
Literature:
1. On indigenous peoples and the peoples, tribal peoples in independent countries (Convention No. 169 of the International labour organization (ILO). 1989.
2. Simonov, Y. He, R. Balieva, M. C. beach (Dorgu) Ratio of traditional and rational in nature //of the Territorial system of nature. Analysis and synthesis: a Collection of scientific papers. M: Geographical faculty of Moscow state University, 2001. 224 р.
3. Potapov L. R. Essays on folk life Tuvinians. M., 1969.
4. Skobeyev M. I. hunting in Uraanhai region and its features // Northern Asia. No. 5-6, 1925. P. 115-122.
5. Tuvan agricultural and demographic census of 1931. M., 1933.