Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТРАДИЦИОННОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1581
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
интерактивное обучение / традиционное обучение / инновации / активность обучающихся / методы обучения. / interactive training / traditional learning / innovation / student activity / teaching methods.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Шедина Светлана Васильевна, Терёшина Наталья Сергеевна

В статье представлен анализ традиционных и интерактивных методов обучения. Результатом исследования стало теоретическое осмысление и выявление отличий традиционного и интерактивного обучения. Раскрыта сущность интерактивных методов в учебном процессе школы. Определены особенности применения традиционных и интерактивных методов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Шедина Светлана Васильевна, Терёшина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND INTERACTIVE LEARNING: FEATURES OF THE APPLICATION OF METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents an analysis of traditional and interactive teaching methods. The result of the study was a theoretical understanding and identification of differences of traditional and interactive learning. The essence of interactive methods in the school process has been disclosed. The features of the use of traditional and interactive methods in the educational process have been determined.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37.026 ГРНТИ 14.01.11

DOI 10.24412/2409-3203-2022-32-242-247

ТРАДИЦИОННОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Шедина Светлана Васильевна

к.п.н., доцент кафедры педагогики

Терёшина Наталья Сергеевна

магистрант кафедры педагогики ФГБОУ ВО ТОГУ Россия, г. Хабаровск

Аннотация: В статье представлен анализ традиционных и интерактивных методов обучения. Результатом исследования стало теоретическое осмысление и выявление отличий традиционного и интерактивного обучения. Раскрыта сущность интерактивных методов в учебном процессе школы. Определены особенности применения традиционных и интерактивных методов в учебном процессе.

Ключевые слова: интерактивное обучение, традиционное обучение, инновации, активность обучающихся, методы обучения.

TRADITIONAL AND INTERACTIVE LEARNING: FEATURES OF THE APPLICATION OF METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Shedina Svetlana Vasilievna

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy

Tereshina Natalya Sergeevna master student of the department of pedagogy FGBOU VO TOGU Russia, Khabarovsk

Abstract: The article presents an analysis of traditional and interactive teaching methods. The result of the study was a theoretical understanding and identification of differences of traditional and interactive learning. The essence of interactive methods in the school process has been disclosed. The features of the use of traditional and interactive methods in the educational process have been determined.

Keywords: interactive training, traditional learning, innovation, student activity, teaching methods.

Особую роль в современном образовательном процессе играют методы обучения. Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Метод - обязательный элемент любой деятельности, в том числе и педагогической, которая направлена на достижение поставленных целей, решение актуальных педагогических задач.

Успех образовательного процесса во многом зависит от приметаемых методов обучения, которые выбирает педагог. Сам термин «метод» происходит от греческого «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Метод - это упорядоченный способ взаимосвязанной деятельность педагога и учеников по достижению их общей цели. Каждому методу соответствуют свои средства и приемы. Прием обучения - это элемент, который является составной частью методы

обучения, а средства - это материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс.

Метод входит в структуру обучения, является связующим звеном между целью и конечным результатом. Его роль в системе «цель - содержание - методы - формы -средства обучения» является определяющей.

Дети меняются и образование должно быть адаптировано под современных детей, а значит создавать все условия не только для получения новых знаний, но и раскрытия и развития личности ребенка. Важно дать детям понять, где им пригодятся полученные знания, чтобы у них не пропадал интерес к учебе.

Традиционно под методами обучения понимают способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей. Используя методы, педагог сообщает ученику новые знания по изучаемой дисциплине.

К традиционным методам обучения относят: лекции, работу с книгой, демонстрацию, рассказы, упражнения, лабораторную работу, практическую работу, самостоятельную работу. Главными недостатками традиционного обучения является пассивная позиции обучающегося на уроке. Важно понимать, что современное образование не требует от педагога полностью перестать приметать традиционные методы обучения. Педагогу следует разнообразить свой урок современными методами обучения, так как дети постоянно меняются, дети привыкли к информационным технологиям, которые активно включаются в учебный процесс, благодаря чему у детей повышается интерес к учебе.

Осенью 2021 года вступил в силу обновленный ФГОС [3]. Главной целью на уроках ставят активность обучающегося и ведение диалога между педагогом и учеником. Образование дает не только знания, но и развивает личность ребенка.

Создание условий для учебной деятельности, при которых ученики будут мотивированы на самостоятельную работу, являются одним из ключевых факторов успешного развития ребенка.

Развитие личности ребенка направлено на понимание ребенка различных социальных явлений и имеет две стороны. С одной стороны, идет развитие его места в мире, а с другой развитие чувств и воли, что помогает ребенку обладать устойчивым поведением и мотивами. Школа оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка, так как в школе ребенок проводит большую часть своего времени на протяжении 11 лет школьной жизни.

Именно в школе ребенок учится выстраивать коммуникацию со сверстниками и людьми, которые старше его по возрасту, зарабатывать авторитет. Поэтому воспитательная функция школы реализуется через методы обучения. Каждое поколение детей отличается от предыдущего, что говорит нам о том, что традиционные методы обучения необходимо дополнить новыми.

Следует понимать, что создание условий педагогом для активной позиции обучающихся, которая становится ключевым аспектом современного обучения, это сложная и многоуровневая задача.

Следовательно, надо не просто объяснить теорию, но и организовать урок так, чтобы обучающиеся были активны во время урока.

Перед современным образовательным учреждением стоит цель не просто дать знания учащимся, но и привить им интерес к познанию. Важно уметь отходить от четкой структуры урока и переходить к сочетанию разнообразных методов обучения.

Современные методы обучения ориентируются на личностное развитие ребенка. Современные методы обучения адаптируются под обучающихся и педагога, что позволяет вывести коммуникацию между ними на совершенно другой уровень. Обычно у педагога ведущая роль на уроке, а у детей роль слушателя. Сейчас дети становятся активнее, их

активность важно использовать на пользу их развития, поэтому важно давать им проявлять себя на уроке.

В своей работе Шедина С. В., Елисеева Е. В., Павленко Г. В. пишут, что «В процессе обучения в информационном обществе основная миссия педагога состоит в том, чтобы обучить детей работать с информацией: ориентироваться в ней, искать и получать ее для решения поставленных ими самими познавательных проблем, критически оценивать, использовать и создавать.» [5, с. 118].

В качестве главного результата современного школьного образования, отмечают современные ученые, рассматривается готовность и способность ученика жить в изменяющемся, динамичном мире и огромных потоках информации [6, с. 117].

Одним из важнейших направлений в современном образовательном процессе является интерактивное обучение.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Интерактивные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

Интерактивное обучение - это не столько приобретение знаний, сколько закрепление и превращение знаний в практику, в умения, в компетенции. Интерактивное обучение - это построение учебного процесса таким образом, чтобы каждый обучающийся мог находиться в активной позиции.

Интерактивное обучение подразумевает под собой постоянное взаимодействие и внутреннее обогащение всех участников учебного процесса, в том числе и самого педагога. Педагог и обучающиеся учатся друг у друга на протяжении всего учебного процесса.

Интерактивное обучение подразумевает:

• активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;

• равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать и находить решения;

• эксперименты, творческий подход.

Интерактивное обучение успешно в том случае, когда педагог не только владеет теоретической основной, но и имеет практический опыт в применении интерактивных методов [7, с. 83].

При составлении конспекта интерактивного урока, когда учитель начинает выстраивать образ урока, продумывать, как можно задействовать всех учеников, объяснять себе целесообразность осуществления того или иного действия, метода, приёма, приходит правильное педагогическое решение. Необходимо постоянно находиться в процессе осмысливания реальной ситуации и не искать готовых решений.

Интерактивное обучение развивает в детях самостоятельность, критическое мышление, что необходимо не только во время учебного процесса, но и во время взаимодействия в социуме. Представим сравнительную характеристику противоположных дидактических методов обучения.

Согласно исследованиям, проводимым в свете классических представлений, обучение реализуется через главное дидактическое отношение «преподавание - учение», а процесс усвоения содержания образования, опирался на психолого - педагогический цикл и его закономерности: восприятие - осмысление и понимание - запоминание - закрепление - применение - обобщение - систематизация знаний. Следовательно, и знания, и ученик

являлись объектами. Субъектную же миссию выполнял учитель, выступая в качестве основного носителя, источника передаваемого знания, транслятора содержания образования, организатора учебного процесса [5, с. 119].

Интерактивные методы обучения - это способы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которого слушатели перестают играть пассивную роль и активно включаются в работу. Работа в группах помогает не только совместно прийти к новым знаниям, но и научиться успешной коммуникации, высказывать свою точку зрения и выслушивать мнение другого человека.

При подготовке интерактивного урока педагог тщательно продумывает, как обеспечить развитие сильных учеников, как сделать так, чтобы получили знания более слабые учащиеся. Учителю нужно объяснять целесообразность осуществления того или иного действия, приёма, находить правильное педагогическое решение. Необходимо постоянно находиться в процессе осмысливания реальной ситуации и не искать готовых решений.

Интерактивное обучение, в соответствии с обновленным ФГОС, в учебном процессе выделяет роль ребенка, педагог становится наставником и наблюдателем, задача которого направлять детей и следить за успешным ходом урока. То есть, у детей появляется возможность показать свои навыки и умения, развить их, обрести уверенность в себе, научиться высказывать своё мнение и слушать других людей.

При использовании интерактивных методов обучения в учебном процессе оказывается влияние на развитие личности ученика: повышается мотивация к саморазвитию и самообучению, обогащается опыт, повышение уровня коммуникации. Поэтому в современном образовании интерактивные методы играют ключевую роль в воспитании и обучении детей [1, с. 89].

Интерактивные методы обучения хорошо справляются с интеграций различных учебных дисциплин. На уроке важно выходит за рамки содержания, чтобы дети могли почувствовать взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами и полученными знаниями

Традиционное обучение направлено получение знаний, умений, навыков через фронтальные и индивидуальные работы, когда педагог объясняет детям новые знания и новый материал, а дети его конспектируют и решают по нему задания.

На интерактивных уроках, работа проводится с помощью интерактивных методов: круглый стол, дискуссии, кейсы, просмотр и обсуждение видеофильмов. На интерактивных уроках можно использовать различные коммуникативные ситуации, например, уроки-экскурсии, когда изучаемая тема, связана с живописью, с искусством. Музейные уроки, изменяя не только содержание, но и пространство, когда дети начинают друг с другом взаимодействовать, друг к другу подходить и вести себя как в реальной жизни, в реальной коммуникативной ситуации.

Интерактивное обучение достаточно энергозатратное и требует большой отдачи от педагога, так как учебный процесс, организованный как интерактив, значительно отличается от традиционного обучения. Задача педагога - создать условия для активности обучающихся, но при этом следить за успешным ходом учебного процесса [2, с.83].

Интерактивное обучение более личностно-ориентировано. Когда ты думаешь над тем, как подготовить интерактивный урок, нужно четко представлять перед глазами картину класса, тех детей, которые придут, чтобы каждому ребенку можно было в этом уроке найти место, чтобы он смог себя проявить. Прежде чем применять интерактивные методы обучения на своем уроке, нужно подготовить детей и понимать готовы ли они вообще к интерактивному обучению.

Интерактивное обучение невозможно успешно реализовать, если обучающиеся не обладают высоким уровнем ответственности, не научные слушать и не перебивать других учеников. Следовательно, интерактивное обучение требует от педагога хорошей дисциплины в классе.

Интерактивное обучение во время урока выводит общение педагога и учеников на новый уровень. В интерактивном обучении у педагога отсутствует авторитарная позиция, педагог не транслирует учебный материал с целью дальнейшей отработки с помощью заданий. Ученикам дается возможность проявить активность, задача педагога контролировать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог проявить себя и один из их не забирал на себя ведущую роль.

Можно сделать вывод, что ученики выходят на равный уровень общения с педагогом, однако не следует забывать про субординацию и правила поведения на уроке. Поэтому педагогу важно чувствовать грань, когда ученики начинают мешать учебному процессу. Важно понимать, что интерактивное обучение важно внедрять постепенно. Ученикам может быть трудно адаптировать под новые методы обучения. Создание комфортных условий для учеников является обязательной задачей педагога, так как без них невозможна успешная реализация интерактивного обучения. Нужно учитывать, что не должно быть акцента на каком-то конкретном методе, ученикам будет труднее адаптироваться к другим методам.

Потребность сегодняшнего времени - изменить образование, ведь меняется мир, меняются дети. Несмотря на то, что сегодня часто слышны призывы о необходимости возвращения советской школы, советской системы образования, не надо забывать, что изменилась сама среда, в которой наше образование существует, изменились люди. Поэтому просто взять и вернуться - не получится [4, с. 160]. Современные дети стали более активными, более свободными, им сложно усидеть на месте даже 40 минут, поэтому необходимо организовывать процесс обучения, применяя новые методы. У детей развито клиповое мышление, поэтому важна смена деятельности во время урока, что не даст ученикам потерять интерес к учебе и получению новых знанй. Во время урока важно объединять психическую сферу и процессы, которые задействованы в поиске знаний. Важно задействовать когнитивную сферу и личность обучающегося.

Традиционные и интерактивные методы обучения не должны исключать друг друга. Их важно использовать вместе, чтобы они дополняли урок. С помощью традиционных методов обучения удобно проводить контроль усвоения знаний, а с помощью интерактивных методов обучения сделать урок интересным и увлекательным для ученика.

Таким образом, продуктивный учебный процесс сегодня строится не только на получении новых знаний, но и на общем развитии личности обучающегося, повышении его уровня самостоятельности, интереса к учебе, новым знаниям и взаимодействию с другими ученикам и учителями.

Список литературы:

1. Лопатина Н.Ф. Подготовка компетентного специалиста - основная задача высшей школы. // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов, 2014. С. 89-90.

2. Павлова О.В. Новые социальные ценности жизни и образование взрослых. // Вестник ТОГИРРО, 2014. № 3 (30). С. 181-184.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 25.11.22)

4. Чепель Т.Л., Яковенко Т.Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации. // Инновации в педагогическом образовании, 2007. С. 154-163.

5. Шедина С. В., Елисеева Е. В., Павленко Г. В. Опыт осмысления развития идеи отечественной дидактики в свете научной постнеклассической рациональности // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 2 (46). С. 114-120.

6. Шедина C.B., Алексеева О.Д. Обучение с использованием дистанционных технологий в условиях экономической неопределенности //Гуманитарные науки и вызовы нашего времени. Сборник научных статей по итогам IV Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2022. С. 117-120.

7. Шумскис Ю.Г. Подходы к определению понятия интерактивных форм обучения в системе среднего профессионального образования // Вестник югорского

государственного университета. 2017. Выпуск 1 (44). С. 82-90.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.