УДК 373.1
РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
(РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНЫМ ЛИСТОМ О ЖИЗНИ А. НЕВСКОГО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ)
TEACHING RUSSIAN IN TERMS OF CULTURAL STUDIES
(interactive sheet on a. nevskiy's life as a means of teaching numerals)
© 2021
Ю.А. Белкина, А.А. Михайлова Ju.A. Belkina, A.A. Mikhailova
Культуроведческая направленность процесса обучения родному языку предполагает усвоение обучающимися жизненного опыта народа, его культуры и традиции, а также формирование нравственно -этических ценностей.
В систему уроков русского языка в среднем звене авторы предлагают включить урок-повторение по теме «Имя числительное», в который включена работа с интерактивным листом, содержание цифрового дидактического материала к уроку знакомит учащихся с жизнью и подвигами Александра Невского.
Использование интерактивных моделей обучения - один из новых подходов к организации урочной деятельности, который, по мнению авторов статьи, соответствует учебным запросам современных школьников. Основной особенностью интерактивного листа является включение в него заданий, взятых из цифровой образовательной среды или созданных учителем на образовательных платформах. Включение данных форм работы в деятельность школьников осуществляется с помощью QR-кода.
Использование интерактивных листов позволяет учителю завладеть вниманием обучающихся, показать, что приобретать фундаментальные знания они могут не только с помощью традиционных методов и приемов, в ходе традиционных уроков, но и с помощью новых методов, позволяющих расширить их кругозор в области национальной культуры в широком понимании этого явления.
Ключевые слова: культуроведческий подход в обучении; обучающиеся; интерактивные модели обучения; интерактивный лист; русский язык.
Teaching a mother tongue in terms of cultural studies means that students get exposed to the life experience of the people, their culture and traditions, as well as the moral and ethical values.
The authors suggest using the interactive sheet as a means of teaching numerals. This digital teaching material provides middle school students with the facts and heroic deeds of Aleksandr Nevskiy.
Interactive learning is what today's students need. The interactive sheet includes the activities from online resources or educational platforms where teachers make up their own tasks. These activities are available with the help of QR-code.
Using the interactive sheets the teacher involves the students in the lesson, demonstrates that not only can the knowledge be obtained through conventional ways, but students' awareness of the national culture can be raised with the help of the modern technologies, too.
Keywords: teaching in terms of cultural studies; students; interactive teaching models; interactive sheet; the Russian language.
Современная обстановка создает особые условия для формирования личности ребенка. В настоящее время утрачивают свою значимость те устои, которые были актуальны еще в XX веке, меняются манера взаимоотношения и стиль общения между старшим и младшим поколением. Подростки реже задаются смыслообразующими вопросами, определяющими развитие человека как личности. Примерами для подража-
ния становятся известные блогеры, а не воины, защищавшие Родину от врагов.
Безусловно, данная проблема связана с особенностями того культурно-социального пространства, в котором растут дети. Многие из них не читают книг, не интересуются искусством. Их внимание сконцентрировано на новых гаджетах, позволяющих погрузиться в виртуальное пространство. Значимость виртуального пространства и информационно-коммуникационных технологий в жизни че-
ловека XXI века, в частности ребенка, - факт, который должен учитывать современный педагог, более того, он должен уметь использовать это обстоятельство в учебных и воспитательных целях.
Стоит заметить, что одним из приоритетных направлений в области образования является приобщение к культуре посредством современных методов обучения, том числе ИКТ-технологий. Внедрение интерактивных форм обучения в образовательный процесс осуществляется с опорой на основные положения ФГОС ООО [1], национального проекта «Образование», а именно федерального проекта «Современная школа» [2]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» говорится, что современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3]. Базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, наука, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) лежат в основе культурологического подхода в образовании.
Чтобы заинтересовать обучающихся в получении знаний о культуре, мы используем интерактивные формы обучения. «Интерактив» на уроке позволяет активизировать взаимодействие, сотрудничество между педагогом и учащимся, выстроить диалог или игру между человеком и информационной средой.
Культуроведческий подход к преподаванию русского языка признан актуальным с конца XX-го - начала XXI века. Подход к изучению языка как к средству постижения культуры восходит к трудам К.Д. Ушинского [4], Ф.И. Буслаева [5], А.А. Шахматова [6], Л.В. Щербы [7], А Н. Прониной [8], Л.П. Фе-доренко [9], Е.А. Быстровой [10], Е.В. Люби-
чевой [11]. В рамках культуроведческого подхода русский язык рассматривается как феномен духовной и социальной жизни России. В работах, посвященных реализации культуроведческого подхода в обучении, подчеркивается важность развития духовных способностей учащихся, приобщения их к настоящему и прошлому своего народа. Т.Ю. Быстрова говорит о том, что это ставит перед лингвистами сложную задачу «развития личности как носителя языка с ее этно-, социо-, психологическими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность» [12].
Методологическим условием реализации культуроведческого подхода в современной школе является единство концептуальных и принципиальных основ культурологического аспекта в преподавании русского языка в школе, а также поиски интересного для учащегося предоставления материала, связанного с культурой и историей народа [2 ; 13].
В качестве одного из средств повышения познавательной активности и культуры учеников, направленного на создание атмосферы взаимопонимания и успеха каждого школьника на уроках русского языка в среднем звене, предполагается использование интерактивных моделей обучения, а именно интерактивных листов.
Интерактивная деятельность - неотъемлемая часть диалогового общения. Она направлена на взаимопонимание, совместное решение общих, но важных для каждого ученика учебных задач. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет четко сформированные цели. Одной из них является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует себя успешным, интеллектуально состоятельным. Это делает процесс обучения русскому языку в целом и обучению языку в его культурном аспекте намного интереснее и продуктивнее.
Цель нашей статьи - дать пример реализации культуроведческого подхода при
разработке заданий по русскому языку в 6 классе; описать методику создания интерактивных листов и обосновать их эффективность как средства активизации интереса учащихся среднего звена.
Стоит уточнить, что интерактивный лист может быть представлен учащимся в печатном или электронном виде. В него включен небольшой набор виджетов для работы с текстовой или графической информацией. Части графической программы (виджеты) являются основными элементами, позволяющими выполнять ограниченный набор действий с листом.
Рабочий лист, создаваемый учителем для работы на уроке, включает не только стандартные задания, но и модернизированные упражнения культуроведческой направленности, представленные в игровой форме.
Идея создания таких интерактивных листов возникла в ходе прохождения производственной практики на базе МБОУ «Школа № 132» г.о. Самара в 6 классе. В рамках офлайн-обучения был использован печатный вид интерактивных листов.
Безусловно, урок русского языка культуроведческой направленности нацелен прежде всего на ознакомление учащихся с интересным материалом, связанным с историей становления русского языка. Информация о жизни и подвигах Александра Невского, а также погружение учеников в культурное пространство эпохи, в котором жил великий полководец, позволяют детям освоить собственно языковой материал в единстве с историческим и культурным. Данный материал был выбран
не случайно: 2021 год объявлен годом 800-летия со дня рождения Александра Невского.
Методика создания учителем интерактивного листа для урока русского языка:
1. Выбор темы и типа урока для использования интерактивного листа.
2. Изучение темы урока, на котором учитель предполагает использовать интерактивный лист, с целью создания технологической карты урока, включающей интерактивный лист.
3. Определение лингвистического содержания и формы его подачи учащимся именно в интерактивном листе.
На уроке повторения в 6 классе по теме «Числительное» работа с интерактивным листом была организована следующим образом:
1. Раздача листов каждому ученику.
2. Вход по QR-коду.
3. Последовательное выполнение учащимися заданий.
4. Комментарий учителя по каждому из заданий.
5. Отражение итогов выполнения задания на интерактивной доске, объяснение учителем ошибок, допущенных при выполнении задания.
В качестве дидактического материала для интерактивного листа были выбраны сведения, обозначающие основные даты жизни Александра Невского, даты его подвигов и сражений. Учащиеся знакомятся с такими сражениями, как Невская битва и Ледовое побоище, работают с картами, определяя расположение войск, вписывают имена числительные, связанные с предметом повествования, определяют их разряд, классифицируют имена числительные (рис. 1).
Рис. 1. Интерактивный лист к уроку русского языка «Имя числительное»
В качестве завершающего задания педагог рекомендует учащимся написать несколько предложений, используя имена прилагательные и числительные, характеризующие великого полководца.
Образец задания выглядит следующим образом:
Написать отзыв о сегодняшнем уроке по следующему образцу:
Я, ФИО, сегодня ДАТА узнал/а о том, что/как... (В отзыве должно быть не менее трех числительных) (рис. 2).
Рис. 2. Интерактивный лист к уроку русского языка «Имя числительное» (сторона 2)
Таким образом, методический прием включения в урок русского языка работы с интерактивными листами позволяет повысить познавательную активность учащихся, формировать культуроведческую
компетенцию обучающихся и расширять их кругозор, а также наметить варианты реализации на уроке русского языка заданий, созданных в цифровой среде.
* * *
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 11.04.2021).
2. Федеральный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (дата обращения: 10.04.2021).
3. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 26 с. (Стандарты второго поколения).
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. М. : Фаир-Пресс, 2004. 574 с.
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Преподавание отечественного языка : учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1992. 512 с.
6. Шахматов А.А. Русский язык как предмет обучения в средней школе // Методика преподавания русского языка : хрестоматия / сост. М.С. Лапатухин. М. : Учпедгиз, 1960. С. 156-158.
7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность : сборник работ / ред. Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. Л. : Наука, Ленинградское отд-ние, 1974. 427 с.
8. Пронина А.Н. Культурологический подход к построению системы воспитательной работы в технологическом лицее : автореф. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. 23 с.
9. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку : учебное пособие. Курск : КГПИ, 1994. 205 с.
10. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Русская словесность. 2001. № 8. С. 66-74.
11 . Любичева Е.В. Лингвокультурологический и личностный подход к обучению русскому языку и роль персонального компьютера в гуманитарном образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1995. 44 с.
12. Быстрова Т.Ю. От фундаментального знания к проектной деятельности: творческий потенциал философии культуры // Человек в мире культуры. 2014. № 3. С. 34-39.
13. Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 43 с.