ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА КАК КОМПОНЕНТ ВУЗОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Николаева,
Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991
Аннотация. Традиционная музыкальная культура народов мира, будучи уникальным пластом мировой культуры, представлена в содержании музыкально-педагогического образования главным образом образцами русской народно-песенной и инструментальной музыки. В статье раскрываются причины такого положения дел; отмечается интереснейший опыт включения Ю. С. Овчинниковой в содержание подготовки будущих учителей музыки курса «Традиционная музыка в культуре народов мира», его культурологическая и психолого-педагогическая направленность. Более подробно рассматривается профессионально ориентированный этномузыкальный подход к изучению традиционной культуры, получивший претворение в курсе «Национальные образы мира в традиционной культуре народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы», разработанном автором данной статьи. Приведены базовые концептуальные положения, которые стали основой при определении его содержания и организации учебного процесса: включение в учебный материал образцов как европейской, так и внеевропейской традиционной музыкальной культуры; ориентация при подборе учебного материала на представленность в нём образцов традиционной музыкальной культуры народов разных регионов мира; структурирование учебного материала по континентальному признаку с учётом общности или различия образцов музыкальной традиционной культуры в цивилизационном отношении; демонстрация эволюционных преобразований в традиционной культуре на примере нескольких стран; включение в музыкальный материал народно-песенных и инструментальных образцов; полидеятельностный профессионально ориентированный подход к работе с аудио- и видеозаписями детских народных песен в аутентичном исполнении; привлечение к демонстрации инонациональной традиционной музыкальной культуры будущих музыкантов-педагогов, носителей одной из таких культур или по своей инициативе уже хорошо знакомых с какой-либо из них. Даётся краткая характеристика учебно-методического оснащения новой учебной дисциплины, сориентированного: на расширение и
145
углубление представлений будущих музыкантов-педагогов о многоцветной палитре традиционных музыкальных культур; на овладение ими первоначальными умениями соотносить изучаемые фольклорные образцы с определёнными пространственными и временными координатами; на обогащение их музыкально-педагогического инструментария; на побуждение обучающихся к самостоятельному обогащению своего музыкального опыта в этом направлении.
Ключевые слова: традиционная культура народов мира, музыкально-педагогическое образование, профессионально ориентированный эт-номузыкальный подход к изучению традиционной культуры будущими музыкантами-педагогами.
TRADITIONAL MUSICAL CULTURE OF PEOPLES OF THE WORLD AS A COMPONENT OF THE UNIVERSITY MUSIC-PEDAGOGICAL EDUCATION
Elena V. Nikolaeva,
146
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991
Abstract. The traditional musical culture of peoples of the world, being a unique layer of world culture, is represented in the content of music and pedagogical education mainly by examples of Russian folk song and instrumental music. The article reveals the reasons for this state of affairs; the most interesting experience by Yu. S. Ovchinnikova the inclusion of the course "Traditional music in the culture of peoples of the world" into the content of training future music teachers and its cultural and psychological-pedagogical orientation are noted. The professionally oriented ethnomusicology approach to the study of traditional culture is considered in more detail. The approach was used into the course "National images of the world in the traditional culture of peoples of Australia, Asia, America, Africa, Europe", developed by the article author. The basic concepts that have defined its content and organization of the educational process are given: representation in the educational material of the traditional musical culture of peoples of different regions of the world; structuring educational material on a continental basis, taking into account the commonality or differences of the patterns of traditional musical culture in civilization terms; demonstration of evolutionary transformations in traditional culture with the example of several countries; inclusion of folk songs and instrumental samples in the musical material; poly-activity and professionally oriented approach to working with audio and video recordings of children's folk songs in au-
thentic performance; involvement in the demonstration of other national traditional musical culture of future musicians-teachers who are bearers of one of these cultures or who are already familiar with any of them. It gives a brief description of the training/learning material for the new academic discipline, oriented to expanding and deepening the ideas of future music teachers about the multicolor palette of traditional musical cultures, mastering initial skills to relate the studied folklore samples with certain spatial and temporal coordinates, to enriching their musical and pedagogical tools, to motivating students to independently enrich their musical experience in this direction.
Keywords: traditional culture of peoples of the world, music and pedagogical education; professionally oriented ethnomusicology approach to the study of traditional culture by future musicians and teachers.
Отнимите у человека все его знания, всю его «эрудицию», но если у него останется интеллектуальная способность к восприятию разнообразнейших культур нашего земного шара, современных и прошлых, — это и будет тем, что мы называем интеллигентностью. Качеством замечательнейшим и по-настоящему «миролюбивым» (курсив мой. — Е. Н.).
Д. С. Лихачёв [1, с. 70]
Постановка проблемы
В настоящее время в содержание отечественной системы музыкального образования всё шире входит изучение традиционной культуры народов мира. При этом наблюдается весьма парадоксальная ситуация. Инонациональная традиционная музыкальная культура широко и многогранно представлена в профессиональном образовании музыковедов, как, например, в учебных дисциплинах, разработанных В. Н. Юну-совой в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского [2]. Хорошо известны опыты её включения в культурологическую
подготовку студентов высших учебных заведений немузыкального профиля, к примеру, Е. В. Васильченко в Российском университете дружбы народов [3], Ю. С. Овчинниковой в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова [4] и т. д. Достойное положение она занимает и в сфере досуговой деятельности любителей музыки. Свидетельством тому являются большое количество самодеятельных музыкальных коллективов, в репертуаре которых есть фольклорные образцы разных стран мира, а также востребованность специальных курсов, доступных для тех, кто стремится при-
147
близиться к пониманию и даже приобрести опыт исполнения произведений как национальной, так и инонациональной музыкальной, в том числе традиционной, культуры. Однако в сфере музыкально-педагогического образования традиционная музыка народов мира вплоть до наших дней преимущественно представлена образцами русской народно-песенной и инструментальной музыки.
В подтверждение правомерности такого утверждения можно привести следующие доводы. Так, согласно многолетней традиции, сложившейся в отечественной системе подготовки музыкантов-педагогов, данный пласт культуры представлен в содержании музыкально-педагогического образования курсом «Народное музыкальное творчество». Его изучение принято осуществлять на материале русской традиционной музыкальной культуры. Совершенствование этого учебного предмета, как показывает проведённый ретро-1ЛП спективный анализ учебных про-148 грамм и их учебно-методического оснащения [5—7 и др.], идёт по пути всё более многогранно реализуемых в нём культурологического, этнографического и жанрово-стилевого подходов. В своей целевой направленности учебный материал сориентирован на расширение и углубление вхождения обучающихся в русскую традиционную музыкальную культуру посредством формирования представлений о традиционной картине мира и специфике музыкального фольклора, о методологических подходах к его изучению, об исторически сложившихся музыкально-фольклорных традициях, об особен-
ностях народного музыкального мышления, о жанровом и стилевом многообразии русского народного музыкального творчества.
Причина столь ярко выраженного моноцентрического подхода к содержанию рассматриваемой дисциплины видится не только в крайне малом количестве времени, которое отводится на её изучение в учебных планах высших учебных заведений музыкально-педагогического профиля. Не меньшее, а возможно и основное, значение имеет неподготовленность преподавателей вузов к включению в содержание занятий таких принципиально новых ракурсов, как ознакомление будущих музыкантов-педагогов с инонациональной традиционной музыкальной культурой.
Вот почему до настоящего времени изучение музыкального фольклора других народов в вузовских учебных программах по народному музыкальному творчеству, как правило, не предусмотрено или ограничено региональной народной музыкальной культурой того региона (края, области), в котором находится учебное заведение. В последнем случае такая направленность получает воплощение либо в соответствующем расширении спектра рассматриваемых традиционных музыкальных культур непосредственно в данной учебной дисциплине, как, например, в Высшей школе искусств имени Са-лиха Сайдашева, где в подготовке бакалавров музыкального образования предусмотрено формирование представлений как о русском, так и о татарском музыкальном фольклоре [8], либо во введении в содержание музыкально-педагогического образования новой дисциплины, которая включа-
ется в региональный компонент учебного плана вуза, как это сделано, к примеру, в Омском государственном педагогическом университете [9] и целом ряде других высших учебных заведений страны.
Подобное расширение, безусловно, актуально. Оно значительно углубляет представления обучающихся об отечественной музыкальной культуре, но этого явно недостаточно для того, чтобы в своей будущей профессии они смогли на уроках музыки и внеклассных музыкальных занятиях помочь своим воспитанникам сформировать уважительное отношение к народному музыкальному наследию как своей страны, так и других стран мира.
В связи с этим следует подчеркнуть, что приобщение к национальной и инонациональной традиционной музыкальной культуре в наши дни приобретает особое значение, поскольку дарит человеку возможность расширить свои представления о народном музыкальном творчестве, обогащает его музыкальный опыт проникновением в иные музыкальные миры, создаёт благодатную почву для развития способности понимания Другого, единению с ним через сопереживание и сочувствие. Большое значение имеет и то, что включение инонациональных культур в орбиту музыкального мира человека не только раздвигает его музыкальные горизонты, но и способствует значительно более глубокому проникновению его в свою родную национальную культуру. По мере постижения и приятия музыки разных культурных традиций создаются благоприятные условия
для включения обучающегося в качестве активного участника в процессы межкультурной музыкальной коммуникации, которые в условиях глобализации и информатизации современного общества приобретают всё более масштабные реалии.
С учётом сказанного со всей очевидностью встаёт вопрос: как снять противоречие между значимостью расширения представлений о традиционной музыкальной культуре народов мира будущих музыкантов-педагогов и отсутствием целенаправленной подготовки к такой работе в процессе вузовского музыкально-педагогического образования?
Пути решения проблемы
Рассматривая возможные пути снятия указанного противоречия, прежде всего следует отметить, что в настоящее время эту лакуну в какой-то мере восполняет вузовская дисциплина «Методика музыкального образования». Её освоение предусматривает анализ записанных на международных конкурсах «Учитель музыки XXI века '49 имени Д. Б. Кабалевского» видеоуроков (или их фрагментов), в содержание которых входит и этнокультурный компонент1. Таковы, к примеру, уроки, посвящённые характеристике музыкальной культуры Болгарии, Грузии, Казахстана, Латвии, Монголии и некоторых других стран.
С отдельными примерами инонациональной традиционной музыкальной культуры будущие музыканты-педагоги знакомятся на музыкально-исполнительских дисциплинах, в содержание которых при-
Имеются в виду DVD-записи к учебнику «Методика музыкального образования» [10].
150
нято включать исполнение народно-песенных и инструментальных образцов. Выбор репертуара обычно происходит в соответствии с личным интонационно-слуховым опытом и предпочтениями в данной области самого преподавателя, а также с учётом степени сложности, которую могут представлять для обучающихся их разучивание и исполнение.
Приобретению опыта знакомства с инонациональной традиционной музыкальной культурой способствует и педагогическая практика, если обучающимся предоставляется возможность под руководством методиста провести уроки музыки или музыкальные занятия в системе дополнительного образования, в содержании которых предусматривается освоение музыкального фольклора других народов мира.
Вместе с тем в качестве специальной задачи, на решение которой направлено вузовское музыкально-педагогическое образование, снятие указанного противоречия не ставится. К тому же анализ репертуарных списков произведений, изучаемых будущими музыкантами-педагогами в процессе вузовского образования, даёт основание утверждать, что на подобных примерах обучающиеся знакомятся преимущественно с инонациональной традиционной музыкой народов европейских стран. Образцы внеевропейской традиционной музыкальной культуры представлены лишь единичными примерами. Как следствие этого, аналогичная тенденция наблюдается и на уровнях общего и дополнительного музыкаль-
ного образования. Такое положение дел свидетельствует о неготовности преподавателей осуществлять педагогическое руководство процессом освоения обучающимися традиционной музыки народов мира. Именно поэтому в своей практической деятельности они крайне редко обращаются к образцам внеевропейской традиционной музыкальной культуры и, как правило, ограничиваются обогащением опыта общения своих воспитанников с небольшим кругом произведений только той культуры, к которой они сами проявляют интерес и которой уделяют внимание в собственной музыкальной деятельности.
Разрубить этот гордиев узел, как представляется, можно только при условии введения в содержание высшего музыкально-педагогического образования учебной дисциплины, направленной на изучение традиционной музыкальной культуры народов мира, с широкой представленностью в учебном материале музыкального фольклора как европейских, так и внеевропейских стран.
Интереснейший опыт разработки такой дисциплины предпринят в 2011-2014 годах Ю. С. Овчинниковой в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина. Разработанный автором курс «Традиционная музыка в культуре народов мира»2 ориентирован на живое погружение обучающихся в ту или иную традиционную культуру, её внутреннее проживание, переживание в процессе совместного исполнения традиционных песен народов мира, кол-
2 Содержание данного курса подробно представлено автором в статье «Введение в музыкальное миротворчество: развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в кон-
тексте гуманистического воспитания в вузе» [11].
лективного инструментального музицирования на простейших этнических музыкальных инструментах, а также использования некоторых других исторически сложившихся форм её бытования. При этом его характеризуют преимущественно культурологическая и психолого-педагогическая направленности.
Автор обращает внимание обучающихся на такие особенности традиционной музыки разных народов, как «воздействие на человека на глубинном природном, праязыковом уровне; возвращение слушающих посредством музыки к изначальному, обусловленному природой единству с Миром; положительное влияние на физическое и психическое здоровье человека, исходя из сообразности традиционной музыки естественному звучанию природного космоса и отсутствию искусственных ритмов и смещённых частот; создание условий для внутреннего переживания природного родства и единства представителей разных культурных миров» (в оригинале текст дан курсивом. - Е. Н.) [12, с. 25].
Введение в содержание курса комплексного культурологического изучения и исполнения песен разных народов, как отмечает Ю. С. Овчинникова, «оказывает глубинное воздействие на обучающихся, при котором мир Другого не просто обретает определённое место во внутреннем мире реципиента, но в корне преобразует его, придавая ему совершенно новое качество» [Там же, с. 34].
Игра обучающихся на традиционных музыкальных инструментах народов мира, по мнению автора, целесообразна «как с культурологической точки зрения (традиционный музыкальный инструментарий пред-
ставляет собой особый феномен культуры, её символ, синкретическое смысловое и природно-предметное воплощение), так и с психолого-педагогической точки зрения: этнические музыкальные инструменты при определённых педагогических условиях могут служить важными элементами предметно-развивающей среды, в которой теоретический и знаниевый материал обретает конкретное, жизненно-практическое, дея-тельностное основание, что способствует самопознанию, познанию мира, развитию субъектности и творчества у обучающихся» [13, с. 14].
Набор музыкальных инструментов, используемых автором в процессе изучения рассматриваемого курса, на протяжении многих лет подбирался исследователем и постоянно обогащался. Сегодня это уникальный комплект, состоящий из этнических музыкальных инструментов, которые «относительно просты для освоения, сделаны из природных материалов и имитируют звуки природы» [Там же, с. 16]. В его состав вошли: «мексиканский свисток в виде ягуара, птички-свистульки, зимбаб-вийская калимба, тибетская поющая чаша, испанский барабан ветра, дерево дождя, турецкие тарелочки зиль, казахская домбра, мексиканский тепонацтли, индийская равант-ха, кубинский клавес, боливийские чакчас, перуанские и парагвайские погремушки, этнические разновидности флейт Пана, вьетнамские деревянные жабы, зулусский барабан, марокканский бендир, турецкая дар-бука, нигерийский джембе, индийская тампура и др.» [Там же].
Предложенный автором подход к включению традиционной музыки
151
152
народов мира в содержание образования будущих музыкантов-педагогов чрезвычайно плодотворен и перспективен. Вместе с тем его широкое внедрение в педагогическую практику крайне затруднено. Оно предполагает дальнейшую проработанность содержания и организации учебного процесса в музыкально-педагогическом аспекте, подготовку преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля к преподаванию данной дисциплины, наличие комплекта этнических музыкальных инструментов.
В отличие от курса, разработанного Ю. С. Овчинниковой, на музыкальном факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета на протяжении более 10 лет (начиная с 2008 года) проходит проверка целесообразности и эффективности внедрения в содержание музыкально-педагогического образования курса «Национальные образы мира в традиционной культуре народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы», который уже изначально в своих исходных базовых концептуальных положениях предполагает профессионально ориентированную музыкально-педагогическую направленность.
Общая характеристика вузовской учебной дисциплины
«Национальные образы мира в традиционной культуре народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы»
Термин национальный образ мира, как известно, введён в науку Георгием Дмитриевичем Гачевым. Его первая книга, в которой автор
намечает основные понятия своей концепции, вышла в свет в 1988 году [14]. В последующие годы эта концепция получила развитие в целой серии публикаций, посвящённых характеристике национального образа мира у народов, проживающих в разных уголках планеты. Исследователь обращает внимание на то, что «каждый народ видит Единое устроение Бытия (интернациональное) в особой проекции» [15, с. 9]. Такое видение автор и предлагает называть «национальным образом мира». По мнению учёного, это «вариант инварианта (единой мировой цивилизации, единого исторического процесса)» [Там же]. При этом «всякая национальная целостность есть Кос-мо-Психо-Логос, то есть единство национальной природы, склада психики и мышления» [Там же].
С этой точки зрения Г. Д. Гачев в своих научных изысканиях выявляет особенности воплощения национального образа мира у разных народов, косвенно характеризуя и некоторые присущие им музыкальные воззрения. Для будущих музыкантов-педагогов особое значение приобретает анализ исследователем своих собственных наблюдений и наблюдений привлечённых им к таким размышлениям соратников из других регионов мира, которые свидетельствуют о весьма различных представлениях о звуке/звучании/ музыке у народов, живущих в степи, в лесах или в горах.
Рассуждения автора на данную тему становятся исходным импульсом, который побуждает приступающих к изучению традиционных культур народов разных стран рассматривать их под этим углом зре-
ния. Обращаясь к собственному опыту, каждый из студентов, как показывает практика проведения такого рода обсуждений, впервые задумывается о том, что отношение к звуку/ звучанию, их восприятие и интонирование у разных народов может кардинально различаться, и то, что и как они слышат, находит отражение в их музыкальной культуре и её эволюции, в особенностях восприятия ими как родной для них, так и инонациональной музыки. А это значит, что и в педагогической деятельности принципиально важен учёт таких различий. Тем самым уже с самого начала изучения данной дисциплины приоритетное значение придаётся раскрытию этноинто-национной природы традиционной музыкальной культуры.
В теоретическом отношении постижению сущности данного феномена способствует ознакомление будущих музыкантов-педагогов с концепцией И. И. Земцовского [16; 17]. Музыкальный слух, как отмечает исследователь, «может быть только этническим ("этнослух") — другого человеку (как Homo Musicans) не дано. Музыкальный слух, будучи всегда этнослухом, — это наш первый и главный этнический идентификатор. Скрытый, как бы невидимый, но сильнейший. От рождения будто встроенный в нас механизм этнического идентифицирования» [17, с. 13-14].
Учёный пишет: «Всякая серьёзная встреча культур есть прежде всего встреча различных слышаний, ибо, во-первых, нет культуры без эт-нослуха, который, разделяя нас, в то же время как таковой всех нас объединяет, а во-вторых, всякий "функ-
ционирующий текст предполагает этнослух - как запечатлённый в нём, так и имеющийся у аналитика, и потому предполагает диалог и борьбу этнослухов, предполагает проникновение в самоё музыкальное мышление, всем обусловленное и всё обусловливающее» [Там же, с. 13].
Подготовке будущих музыкантов-педагогов к такому диалогу способствует понимание ими сущностных различий понятий интонация и контонация (термин И. В. Мациев-ского) [18]. Сравнительный анализ в этом ракурсе музыкальных образцов инонациональной традиционной музыкальной культуры помогает выявлению общего и особенного в их этноинтонационной природе.
Данные положения становятся для обучающихся ориентирами, направляющими их слуховое внимание на возможно более полное приближение к пониманию этноинтона-ционной природы образцов инонациональной культуры, с которыми они знакомятся в процессе изучения рассматриваемой учебной дисциплины.
Следует отметить, что в музы- 153 кальной культуре национальные образы мира в своём первозданном виде наиболее яркое воплощение получают в народной музыке. Рождаясь в недрах её древнейшего слоя, они по мере исторического развития приобретают всё новые и новые грани, отражая эволюционные историко-культурные процессы в музыкальной культуре данного этноса в целом.
В этом отношении показательно то, что исследование народного музыкального творчества в философско-культурологическом аспекте приводит учёных к убеждению, что оно не-
154
сёт в себе «выраженные приметы национальной принадлежности: языка, культуры, мировоззрения, склада мышления, социальной психологии, характера, темперамента, системы ценностей» [19, с. 147]. При этом музыкальная составляющая «относится к категории его доминантных констант, так как способна достаточно полно отражать и аккумулировать особенности менталитета народа, а в силу естественности функционирования, развитости своих форм и видов, является всепроникающей, входящей в быт, трудовую деятельность, досуг, в разнообразные формы повседневной жизнедеятельности» (курсив мой. — Е. Н.) [Там же].
В педагогическом отношении большое значение имеет ориентация слуха обучающихся не только на выявление таких доминантных констант в той или иной традиционной музыкальной культуре и обогащение тем самым своего этноинтонацион-ного слуха, но и на прослеживание происходящих в ней эволюционных процессов как результата её взаимодействия с инонациональными музыкальными культурами. Теоретическим основанием для работы в этом направлении служит концепция Т. В. Чередниченко о многослой-ности современного музыкального фольклора [20]. Преобразования, происходящие в той или иной традиционной музыкальной культуре, становятся особенно наглядными при сопоставлении дошедших до нашего времени её архаических образцов с современными, в которых уже явно прослушивается интонационное влияние других стран мира.
Для будущего музыканта-педагога такое понимание музыкальной со-
ставляющей в традиционной культуре чрезвычайно важно. Оно свидетельствует о значимости возможно более полного проникновения в её этно-интонационную природу, без чего невозможно приближение к пониманию сокрытых в ней мировоззренческих представлений того или иного этноса о мироустройстве, присущих ему особенностях мировосприятия, мирочув-ствования, мироощущения.
Но как при крайне ограниченном лимите времени, который может быть отведён на рассматриваемую учебную дисциплину, по возможности более полно представить богатство и многообразие традиционной музыкальной культуры народов мира? Как построить учебный процесс, чтобы помочь будущим музыкантам-педагогам почувствовать на собственном опыте этноинтонацион-ное своеобразие хотя бы некоторых из них, чтобы побудить их в дальнейшем к самостоятельному обогащению своего музыкального опыта в этом направлении?
Поиск ответов на эти вопросы привёл к определению следующих
базовых концептуальных положений, которые стали основой содержания данной учебной дисциплины и организации процесса её изучения:
1. Включение в учебный материал образцов как европейской, так и внеевропейской традиционной музыкальной культуры.
2. Ориентация при подборе учебного материала на представленность в нём образцов традиционной музыкальной культуры народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы, которые в своей совокупности давали бы представления, с одной сто-
роны, о красочности и самобытности музыкального фольклора той или иной страны, с другой - о некоторых общих чертах, присущих традиционным музыкальным культурам народов разных стран, в том числе расположенных в разных частях света.
3. Структурирование теоретического и музыкального учебного материала по континентальному признаку с учётом общности или различий рассматриваемых на занятиях образцов музыкальной традиционной культуры в цивилизационном отношении. Такая систематизация учебного материала создаёт оптимальные условия для выявления общего и особенного при сравнении как весьма различных в этноинтонаци-онном отношении традиционных музыкальных культур, так и во многом сходных.
4. Демонстрация эволюционных преобразований в традиционной культуре на примере нескольких стран посредством сопоставления в них архаических и современных образцов, направленного на прослеживание влияния на неё глобализа-ционных процессов межэтнического и межкультурного взаимодействия, происходящих сегодня в сфере музыкального искусства и образования.
5. Включение в музыкальный материал народно-песенных и инструментальных образцов традиционной музыкальной культуры с обязательным введением в него детских песен разных народов мира, разучивание которых на уроках музыки и/или на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования значительно обогатит этноинтонационный опыт детей не только в слушательской, но и в певческой деятельности.
6. Полидеятельностный профессионально ориентированный подход к работе с детскими народными песнями, выбранными будущими музыкантами-педагогами для включения в музыкально-педагогический репертуар, который может быть использован в будущей профессиональной деятельности. Имеется в виду приобретение студентами практического опыта работы с аудио- и видеозаписями песенного материала в аутентичном исполнении носителями данной культуры посредством:
• вслушивания;
• знакомства с вербальным текстом: его содержанием и особенностями произнесения на языке оригинала;
• подпевания мелодии песни вполголоса с ориентиром на её звучание в аудиозаписи;
• подлаживания своего пения с вербальным текстом на языке оригинала к аутентичному звучанию;
• самостоятельного исполнения песни на языке оригинала без её одновременного звучания в аудиозаписи;
• освоения игровых музыкально-пластических и/или простейших танцевальных движений, если в народной традиции они являются непременным атрибутом исполнения разучиваемой песни;
• музыкально-педагогического анализа возможности включения разучиваемого песенного образца в исполнительский репертуар детей той или иной возрастной группы.
7. Привлечение к демонстрации инонациональной традиционной музыкальной культуры будущих музыкантов-педагогов, которые получают образование в данном учебном заведении и являются носителями одной
155
156
из таких культур или по своей инициативе уже хорошо знакомы с какой-либо из них, поскольку она входит в сферу их личных музыкальных предпочтений.
Учебное оснащение новой учебной дисциплины
Внедрение в вузовское музыкально-педагогическое образование новой учебной дисциплины потребовало обеспечения её соответствующим учебно-методическим оснащением. Было принято решение разработать его в виде электронного образовательного ресурса «Национальные образы мира в народной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы» [21].
В структурном отношении учебно-методическое пособие представляет собой двухкомпонентную открытую систему, состоящую из инвариантной и вариативной частей.
В первой из них — инвариантной части — теоретический и музыкальный материал подобраны и систематизированы преподавателем в соответствии с концептуальными положениями, получившими реализацию в данной дисциплине. В эту часть вошли:
• теоретический материал, раскрывающий: сущность термина «национальный образ мира», особенности его воплощения в народной музыкальной культуре; народные представления о происхождении звука/ звучания/музыки и её предназначении; своеобразие фольклорного интонирования у народов разных стран мира; этноинтонационную природу музыкального фольклора и его мно-гослойность как отражение основных этапов развития (1-й раздел);
• образцы народных песен и инструментальной музыки народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы в аудио- и/или видеозаписи, в том числе детские народные песни более чем 30 стран мира, которые представлены в аутентичном исполнении (2-й раздел);
• комплекс видеозаписей музыкальных занятий или их фрагментов, в содержание которых входит знакомство школьников с инонациональной народной музыкальной культурой с предварительными краткими комментариями к каждой из них с целью сконцентрировать внимание обучающихся на её этноинтонационной самобытности, а также на особенностях педагогического подхода к включению такого рода образцов в содержание общего и дополнительного образования (3-й раздел);
• представленность народных музыкальных инструментов как геральдических символов на гербах ряда стран мира (4-й раздел);
• вопросы для самостоятельной работы;
• список рекомендуемой литературы.
Вариативная часть представляет собой дополнительный сменный учебный материал, куда включаются лучшие мини-презентации традиционной музыкальной культуры отдельных стран мира, выполненные самими студентами в процессе изучения курса «Информационные технологии в музыкальном образовании». Выбор той или иной страны осуществляется каждым из них в соответствии со своими предпочтениями. Ориентиром при разработке авторских мини-презентаций является инвариантная часть учебного пособия.
Такое построение электронного образовательного ресурса позволяет оптимизировать учебный процесс, направленный на расширение и углубление представлений обучающихся о многоцветной палитре традиционных музыкальных культур, овладение ими первоначальными умениями соотносить те или иные фольклорные образцы с определёнными пространственными и времен-нь1ми координатами. Интенсификации учебного процесса способствует и реализация межпредметных связей вузовских дисциплин, предоставляя возможность обучающимся стать активными соавторами преподавателя при определении содержания изучаемого ими курса «Национальные образы мира в традиционной культуре народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы». К тому же разработанные студентами мини-презентации становятся тем самым музыкально-педагогическим инструментарием, который может быть использован ими в будущей профессиональной деятельности.
Что касается методики работы с данным учебным пособием, то особо хочется отметить педагогическую целесообразность разучивания будущими музыкантами-педагогами детских песен народов Австралии, Азии, Северной и Южной Америки, Африки на языке оригинала. Подлаживаясь к аутентичному звучанию, которое они слышат в аудиозаписи, обучающиеся на собственном практическом опыте убеждаются в том, как важно не только звуковысотно чисто исполнить мелодию песни, но и проникнуть в её интонационный строй, столь различный в традиционной музыкальной культуре разных наро-
дов. Более того, именно при исполнении песенных образцов на языке оригинала они по-новому начинают относиться к вербальным текстам, прослеживанию влияния артикуляции на качество певческого звучания, в том числе на его соответствие орфоэпическим нормам, принятым в том или ином иностранном языке.
Заключение
Как показывает опыт внедрения данного курса в содержание вузовского музыкально-педагогического образования, он привлекает студентов тем, что знакомит с новыми для них пластами музыки, способствует становлению гораздо более многогранного представления о самобытности народной музыки разных стран мира, формирует представление о возможных педагогических подходах к её изучению, расширяет имеющийся у них арсенал музыкально-педагогических средств.
Особый интерес у будущих музыкантов-педагогов вызывают практические занятия, к проведению которых привлекаются иностранные студенты из числа обучающихся на факультете. В содержание таких занятий включается мультимедийная презентация родной для этих студентов традиционной музыкальной культуры и разучивание под их руководством выбранных ими народно-песенных образцов.
Так, например, в 2018 учебном году это были занятия, проведённые магистрантами и аспирантами из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Республики Сербии и Сирийской Арабской Республики. Традиционная музыкальная культура на таких занятиях звучит
157
не только в виде аудио- и видеозаписей, но и в «живом» исполнении. Это кардинально меняет общую атмосферу в классе, поскольку на первый план выходит творческое общение студентов с теми, кто проводит презентацию своей национальной культуры. При этом пик заинтересованности, погружения обучающихся в новую для них инонациональную культуру приходится на процесс разучивания народных песен под руководством иностранных студентов.
Показательно и то, что на таких занятиях даже преподаватель оказывается в роли обучающегося — и как музыкант, и как педагог.
Как музыкант он включается в процесс всё более глубокого раскрытия этноинтонационной природы той или иной традиционной культуры, поскольку в процессе непосредственного общения с её носителем может получить ответы на вопросы, которые его волнуют и на которые он не смог найти ответы при изучении специальной литературы и других источников.
158 Как педагог он наблюдает за ходом учебного процесса и его результатами, которые иногда для него неожиданны. К примеру, разучивание сирийской народной песни оказалось для студентов более лёгким по сравнению с сербской. И это при том, что вербальный текст последней уже изначально в своих основных чертах был им понятен, так как сербский язык относится к южнославянской группе языков. Но непривычные
ритмы и их сочетания, орнаментальные украшения даже при обращении к нотной записи вызывали у подавляющего большинства обучающихся существенные интонационные трудности.
К положительным результатам, подтверждающим целесообразность и перспективность внедрения данной учебной дисциплины в содержание высшего музыкально-педагогического образования, можно отнести то, что, по свидетельству студентов, перенесение полученного ими опыта по разучиванию образцов инонациональной традиционной музыкальной культуры на музыкальные занятия в школе помогает им по-новому подойти к работе над таким репертуаром с детьми. При этом разучивание песен других народов мира неизменно вызывает у детей большой интерес. Они начинают гораздо более внимательно относиться к певческому звуку и стремятся к более точной передаче в своём исполнении нового, непривычного для них интонационного строя.
Как видно из приведённого примера, освоение будущими музыкантами-педагогами учебного материала в курсе «Национальные образы мира в традиционной культуре народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы» способствует формированию у них готовности к ориентации в многообразии инонационального музыкального фольклора с последующим его включением в собственную педагогическую деятельность.
Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.
This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MPGU).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Кн. вторая [Текст] / сост., авт. предисл. и введ. к главам Е. С. Лихтенштейн. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Знание, 1986. - 288 с.
2. Юнусова В. Н. Педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / В. Н. Юнусова ; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - URL: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx? id=8839 (дата обращения: 02.12.2018).
3. Васильченко Е. В. [Электронный ресурс] / Е. В. Васильченко ; Российский университет дружбы народов. - URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index. php?id=298 (дата обращения: 02.12.2018).
4. Овчинникова (Баркова) Ю. С. [Электронный ресурс] / Ю. С. Овчинникова (Баркова) ; Московский государственный университет имени М. И. Ломоносова. - URL: http://www.ffl.msu.ru/faculty/departments/ literatures-and-cultures/staff.php (дата обращения: 04.12.2018).
5. Балашова, С. С. Народное музыкальное творчество. К вопросу формирования восприятия народной музыки на занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета [Текст] / С. С. Балашова ; М-во просвещения РСФСР ; Московский гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М. : [Б. и.], 1984. - 16 с.
6. Народное музыкальное творчество [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 030700 «Музыкальное образование». - 2-е изд. / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
7. Народное музыкальное творчество [Текст] : учебник для вузов // коллектив авторов ; отв. ред. О. А. Пашина. - СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2005. -568 с.
8. Программа дисциплины «Русское народное музыкальное творчество» [Текст] /
Д. Ф. Хайрутдинова ; Минобрнауки РФ ; Казанский (Приволжский) федеральный университет ; Высшая школа искусств им. Салиха Сайдашева. - Казань, 2014. - 13 с.
9. Феттер, П. З. Развитие исследовательской компетентности педагога-музыканта в контексте освоения магистерской программы «Музыкально-компьютерные технологии» [Текст] // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2018. - № 4 (24). - С. 28-43.
10. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Видеоматериалы к учебнику «Методика музыкального образования» : для студ. высш. пед. учеб. заведений [ОУО-диски] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Музыка, 2006. - 6 ОУО-дисков.
11. Баркова, Ю. С. Введение в музыкальное миротворчество: развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в контексте гуманистического воспитания в вузе [Текст] / Ю. С. Баркова (Овчинникова) // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2013. - Т. 2, № 22. - С. 4-18.
12. Овчинникова, Ю. С. Традиционные песни народов мира как деятельностное сред- 159 ство понимающего сопереживания другой культуры [Текст] / Ю. С. Овчинникова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2016. - № 4 (16). - С. 25-36.
13. Овчинникова Ю. С. Традиционные музыкальные инструменты народов мира как деятельностное средство педагогики синтеза // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2015. - № 1 (9). - С. 11-24.
14. Гачев, Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский [Текст] / Г. Д. Гачев. - М. : Советский писатель, 1988. - 445 с.
15. Гачев, Г. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира [Текст] / Г. Д. Гачев. -М. : Академический Проект, 2007. - 511 с.
16. Земцовский, И. И. Этнослух как ключ к музыкальному существованию [Текст] / И. И. Земцовский // Культура народного пения: традиции и искусство : материалы науч.-практ. конф., Москва, 13-16 мая 2000 г. - М. : Изд-во МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2001. - 120 с.
17. Земцовский, И. И. Апология слуха [Текст] / И. И. Земцовский // Музыкальная академия. - 2002. - № 1. - С. 1-12.
18. Мациевский, И. В. Интонация, контонация и формообразовательные универсалии в музыке (европейской и внеевропейской, традиционной и современной) [Текст] / И. В. Мациевский // Музыка народов мира: проблемы изучения : материалы между-нар. науч. конференций. Вып. 1 / ред.-сост.
B. Н. Юнусова, А. В. Харуто. - М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. - С. 9-56.
19. Жиров, М. С., Селюкова, Т. А. Народное музыкальное творчество как философско-культурологическая категория [Текст] / М. С. Жиров, Т. А. Селюкова // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. - 2010. - № 2 (97). - Вып. 15. -
C. 146-156.
20. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры: курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством [Текст] /
160 Т. В. Чередниченко. - Вып. 1. - Долгопрудный : Аллегро-Пресс, 1994. - 215 с.
21. Николаева, Е. В., Абдуллин, Э. Б. Национальные образы мира в народной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие в форме электронного образовательного ресурса / Е. В. Николаева, Э. Б. Абдуллин, Т. И. Бар-калова (аудиозаписи детских песен) ; монтаж аудио- и видеоматериалов: А. В. Новиков, И. В. Нартова. - 2-я ред., испр. и расшир. - М. : Изд-во МПГУ, 2017.
REFERENCES
1. Slovo o nauke. Aforizmy. Izrecheniya. Lite-raturnye tsitaty. Kn. vtoraya [The words about the science: Aphorisms. Sayings. Literary citations. Book two]. Compiler, author
of preface and introduction to chapters E. S. Liechtenstein. 2nd ed. Moscow: Znanie Publ., 1986. 288 p. (in Russian).
2. Yunusova V. N. [Yunusova Violetta Nikolaev-na] Pedagogicheskaya deyatel'nost'. Mos-kovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. P. I. Chajkovskogo. Available at: http:// www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8839 (accessed: 2 December 2018) (in Russian).
3. Vasilchenko E. V. [Vasilchenko Elena Vikto-rovna]. Rossijskij universitet druzhby naro-dov. Available at: http://web-local.rudn.ru/ web-local/prep/rj/index.php?id=298 (accessed: 2 December 2018) (in Russian).
4. Ovchinnikova (Barkova) Yu. S. [Ovchinniko-va (Barkova) Julia Sergeevna]. Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M. I. Lo-monosova. Available at: http://www.ffl.msu. ru/faculty/departments/literatures-and-cul-tures/staff.php (accessed: 4 December 2018) (in Russian).
5. Balashova S. S. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo. K voprosu formirovaniya vospriya-tiya narodnoj muzyki na zanyatiyakh so studentami muzykal 'no-pedagogicheskogo fakul 'teta [Folk musical art. To the question of the formation of the perception of folk music in the classroom for students of the music and pedagogical faculty]. Mos-kovskij gos. ped. in-t im. V. I. Lenina. Moscow: [S. n.], 1984. 16 p. (in Russian).
6. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchikh-sya po spetsial'nosti 030700 - Muzykal'noe obrazovanie [Folk musical art: textbook for university students studing in the specialty 030700 - Music education]. A. F. Ka-maev, T. Yu. Kamaeva. 2nd ed. Moscow: Akademiya Publ., 2008. 304 p. (in Russian).
7. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo [Folk music creativity]. Team of authors. Responsible editor O. A. Pashina. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg Publ., 2005. 568 p. (in Russian).
8. Programma distsipliny "Russkoe narodnoe muzykal 'noe tvorchestvo " [Program of the discipline "Russian folk music"]. D. F. Khajrutdinova. Kazan (Volga region) Federal University. Higher School of Arts named after Salih Saydashev. Kazan', 2014. 13 p. (in Russian).
9. Fetter P. Z. Razvitie issledovatel'skoj kom-petentnosti pedagoga-muzykanta v kontekste osvoeniya magisterskoj programmy "Mu-zykal'no-komp'yuternye tekhnologii" [The Development of Research Competence of the Teacher-Musician in the Conditions of the Masters Program "Musical and Computer Technologies"]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2018, no. 4 (24), pp. 28-43 (in Russian).
10. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Videomate-rialy k uchebniku "Metodika muzykal'nogo obrazovaniya" [Video materials for the textbook "Methodology of music education"]. Moscow: Muzyka Publ., 2006. 6 DVD. (in Russian).
11. Barkova Yu. S. Vvedenie v muzykal'noe mirotvorchestvo: razvivayushchij potentsial traditsionnoj muzyki narodov mira v kontekste gumanisticheskogo vospitaniya v vuze [Introduction to musical wolrdview: the developing potential of traditional music of peoples of the world in the context of humanistic education in high school]. Psi-khologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve [Psychology of education in a multicultural space], 2013. Vol. 2, no. 22, pp. 4-18 (in Russian).
12. Ovchinnikova Yu. S. Traditsionnye pesni narodov mira kak deyatel'nostnoe sredstvo ponimayushchego soperezhivaniya drugoj kul'tury [Traditional songs of peoples of the world as activity approach to co-experiencing of other culture]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 4 (16), pp. 25-36 (in Russian).
13. Ovchinnikova YU. S. Traditsionnye muzykal'-nye instrumenty narodov mira kak deyatel'-nostnoe sredstvo pedagogiki sinteza [Traditional musical instruments of the peoples of the world as an activity approach of pedagogy synthesis]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2015, no. 1 (9), pp. 11-24 (in Russian).
14. Gachev G. Natsional'nye obrazy mira. Ob-shchie voprosy. Russky. Bolgarsky. Kirgizsky.
Gruzinsky. Armyansky [National images of the world. General issues. Russian. Bulgarian. Kyrgyz. Georgian. Armenian]. Moscow: Sovetskij pisatel' Publ., 1988. 445 p. (in Russian).
15. Gachev G. Kosmo-Psikho-Logos. Natsional'nye obrazy mira [Cosmo-Psycho-Logos: National images of the world]. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ., 2007. 511 p. (in Russian).
16. Zemtsovsky I. I. Etnoslukh kak klyuch k muzykal'nomu sushchestvovaniyu [Ethno-hearing as the key to musical existence]. Kul'tura narodnogo peniya: traditsii i iskusstvo [Culture of folk singing: traditions and art]: proceedings of the scientific-practical conference, Moscow, 13-16 May 2000. Moscow: MGIM im. A. Schnittke Publ., 2001. 120 p. (in Russian).
17. Zemtsovsky I. I. Apologiya slukha [Apology of Hearing]. Muzykal'naya akademiya, 2002, no. 1, pp. 1-12 (in Russian).
18. Matsievsky I. V. Intonatsiya, kontonatsiya i formoobrazovatel'nye universalii v muzyke (evropejskoj i vneevropejskoj, traditsionnoj i sovremennoj) [Intonation, contonation and morphogenetic universals in music (European and non-European, traditional and modern)]. Muzyka narodov mira: problemy izucheniya [Music of the Nations of the World: Problems of Study]: materials of international scientific conferences. Issue 1. Editors and compilers V. N. Yunuso-va, A. V. Kharuto. Moscow: Nauchno-izdatel'skij tsentr "Moskovskaya konserva-toriya" Publ., 2008, pp. 9-56 (in Russian).
19. Zhirov M. S., Selyukova T. A. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo kak filosofsko-kul'turologicheskaya kategoriya [Folk musical creativity as a philosophical and culture category]. Nauchnye vedomosti. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific Journal. Series: Philosophy, Sociology, Law], 2010, no. 2 (97). Issue 15, pp. 146156 (in Russian).
20. Cherednichenko T. V. Muzyka v istorii kul 'tury: kurs lektsij dlya studentov-nemuzykantov, a takzhe dlya vsekh, kto in-teresuetsya muzykal'nym iskusstvom [Music in the culture history: a course of lectures for non-musician students, as well as
161
for anyone interested in musical art]. Issue 1. Dolgoprudny: Allegro-Press Publ., 1994. 215 p. (in Russian).
Avstralii, Azii, Ameriki, Afriki, Evropy [National images of the world in the traditional culture of peoples of Australia, Asia, America, Africa, Europe]. 2nd ed. Moscow: MPGU Publ., 2017 (in Russian).
21. Nikolaeva E. V., Abdullin E. B. Natsional'nye obrazy mira v narodnoj muzykal'noj kul'ture
Статья поступила в редакцию 04.12.2018. The article was received on 04.12.2018.
Николаева Елена Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, профессор e-mail: elen.nikolaeva@gmail.com
Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация,
Elena V. Nikolaeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
at the Department of Methodology and Technology of the Music Education,
Professor
e-mail: elen.nikolaeva@gmail.com Moscow Pedagogical State University (MPGU),
Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991
119991
162